Проект психолога скоро в школу
Обновлено: 04.07.2024
Актуальность: Подготовка к школе – сложный период в жизни дошкольника. Поступление в школу и начальный период обучения вызывают перестройку образа жизни и деятельности ребенка. Отношение ребенка к школе формируется до того, как он в нее пойдет. И здесь важную роль играет информация о школе и способ ее подачи со стороны родителей и воспитателей детского сада. Ряд авторов подчеркивает необходимость воспитания положительного отношения к школе, как условие успешного обучения в дальнейшем (Дж.Локк, И.Г.Песталоцци, Н.А.Добролюбов). Теоретический анализ литературы и учения данных практиков, убедили нас в проведении целенаправленной работы по воспитанию положительного отношения к школе у детей подготовительной группы с помощью разнообразных форм и методов работы, через создание предметно-развивающей среды, через педагогическое просвещение родителей, взаимодействие с учителями начальных классов.
Тип проекта: познавательно-творческий.
Вид проекта: групповой.
Продолжительность проекта: среднесрочный (3 недели 7.11-25.11).
Состав участников проекта: воспитатель группы, воспитанники подготовительной группы, родители, учитель и библиотекарь МОУСОШ № 35
По характеру контактов: с воспитанниками одной подготовительной группы
Продукт проекта:
Проблемная ситуация: несформированность мотивационной готовности детей к обучению в школе. Профилактика дезадаптации в начале обучения ребенка в школе и создание условий для его успешности
Цель проекта:
- формирование у детей мотивационной готовности к обучению в школе, воспитание положительного отношения к школьной жизни.
- создание условий для информационной подготовки родителей к новым жизненным и социальным переменам в связи с поступлением детей в школу.
Задачи проекта:
Воспитательные:
- воспитывать положительные качества в детях.
- воспитывать умение слушать взрослых и детей.
- воспитывать культуру общения и культуру поведения в общественных местах
Обучающие:
- формировать представления детей о школе и её значении.
- активизировать словарный запас.
Развивающие:
- развивать творчески активную личность.
- развивать навык общения.
- развивать основные психические процессы, необходимые для успешного обучения в школе (внимание, память, мышление).
Предполагаемый результат:
Интеграция образовательных областей:
- познавательное развитие: рассматривание картин, просмотр мультфильмов и презентаций.
- речевое развитие: словесные игры, составление рассказов по картинам, отгадывание загадок, знакомство с пословицами и поговорками об учении, чтение стихотворений о цифрах.
- социально-коммуникативное развитие: беседы на тему проекта, сюжетно-ролевые игры.
- художественно-эстетическое развитие: рисование, аппликация.
По предметно-содержательной области: интегративный (четыре образовательные области).
Предметно-пространственная развивающая среда: мероприятия проекта реализуются на базе группы и МОУСОШ № 35.
Средства и оборудование:
- Технические: ноутбук, проектор, экран, звуковые колонки.
- Методические: Дидактические игры, , конспекты бесед, занятий, книги.
- Организационные: столы, краски, пластилин, бумага, клей, ножницы, счетные палочки
Работа с родителями:
Список литературы
Этапы проекта,
указать временные рамки
Деятельность воспитателя группы МБДОУ по проекту
Деятельность детей
1 этап Поисковый, постановка проблемы
Принимают задачу проекта.
2 этап Аналитический
- Анализ опыта работы по данной теме. Сбор информации, материалов по теме;
- Создание предметно-развивающей среды в соответствии с тематикой;
- Изготовление и подбор дидактических игр;
- Разработка конспектов мероприятий, консультаций по теме;
- Анкетирование родителей по теме
3 этап практический
4 этап
презентационный - рефлексивный
5. Мониторинг, предполагаемой педагогический диагностики
- Количество участников проекта детей до 100%.
- Количество участников проекта родителей (законных представителей) до 75%.
- Количество реализованных мероприятий – 100%.
- Уровень удовлетворенности родителей (законных представителей) результатами проекта до 80%.
- Количество педагогов (воспитателей). последователей, реализующих данный проект в своих группах не менее 3-х.
Совместная деятельность взрослого и детей с учетом интеграции образовательных областей
Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей (центры активности, все помещения группы)
Взаимодействие с родителями
Совместная деятельность взрослого и детей с учетом интеграции образовательных областей
Индивидуальная деятельность с детьми
Образовательная деятельность в режимных моментах
Задача: познакомить детей со школой, создание положительных установок на школу
1 неделя
Задача: расширять представления детей о школе
2 неделя
Задача: формировать у детей желание и понимание в необходимости учиться в школе
3 неделя
Участники: дети старшего дошкольного возраста, родители, педагоги ДОУ.
Актуальность: именно старший дошкольный возраст непосредственно предшествует переходу ребенка на следующий, очень важный этап его жизни – поступление в школу. Поэтому существенное место в работе с детьми 6-го и 7-го года жизни начинает занимать подготовка к школе. Здесь можно выделить два аспекта: во-первых, продолжается целенаправленное развитие личности ребенка и интеллектуальных качеств, лежащих в основе успешного освоения им в будущем учебной программы, а во-вторых, обучение начальным школьным умениям и навыкам.
Проблема готовности ребенка к школьному обучению определяется в первую очередь как психологическая : приоритет отдается уровню развития мотивационно - потребностной сферы, произвольности психических процессов, операционных навыков, развитию тонкой моторики рук. Установлено, что одна лишь интеллектуальная готовность к школе не обеспечивает успешного вхождения в учебную деятельность.
Ведущая педагогическая идея : реализация системы педагогической работы
разнообразные методы и приемы.
Цель: психологическое сопровождение ребенка дошкольного возраста, направленное на становление его полноценного личностного и интеллектуального развития для формирования адаптивных способностей на этапе обучения в начальной школы.
• развитие интеллектуальной, эмоционально-волевой, речевой и личностной сфер;
• развитие произвольности поведения;
• снижение уровня тревожных переживаний;
• развитие навыков общения в коллективе;
• развитие творческого воображения;
• поддержка благоприятного психологического климата, обеспечивающего возможность полноценного личностного развития ребенка.
Принципы работы с детьми:
• принцип развивающего обучения;
• принцип воспитывающего обучения;
• принцип систематичности и последовательности;
• принцип осознания процесса обучения.
Методы реализации программы:
• сюжетно-ролевые, двигательные, дидактические, имитационные игры;
• элементы телесно ориентированной терапии;
• психологические этюды;
• психогимнастика;
• Периодичность развивающей деятельности с детьми – 1 раз в неделю.
• Продолжительность развивающей деятельности с детьми – 25-30 минут.
• Рекомендуемое количество членов группы – 8 -10 человек.
• Вся деятельность имеет единую структуру:
Подготовительный этап :
Работа с родителями:
1. Родительское собрание по теме :
2. Анкета для родителей:
Работа с детьми:
Диагностика познавательных потребностей:
-Тест на психологическую и социальную готовность ребенка к школе
-Диагностическая методика – модифицированный опросник, разработанный американским психологом Дж. Чейпи.
-Тест на уровень развития школьно-значимых психических и физиологических функций
-Тест на уровень развития познавательной деятельности
-Тест Керна - Иерасека.
-Диагностическая программа по определению психологической готовности детей к школьному обучению (Н. И. Гуткина)
Работа с родителями;
Тест для родителей:
Развитие и обучение ребенка необходимо осуществлять, учитывая возрастные и психологические новообразования, опираясь на ведущий вид деятельности. В дошкольном возрасте образовательный процесс строится в игровой форме, что соответствует федеральным государственным требованиям. Основные направления развития детей в данной программе являются социально-личностное и познавательно – речевое. Большой интерес в процессе обучения для дошкольников представляют игры, заставляющие думать, исследовать, решать проблемные ситуации, предоставляющие возможность ребенку проверить свои способности. Вследствие чего, у детей повышается познавательный интерес и развивается интеллект. Дети овладевают конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми. В игре ребенок самоутверждается, развивает упорство, устремление к успеху и различные мотивационные качества. Дошкольник осваивает первоначальные представления социального характера и включается в систему социальных отношений. Об этом свидетельствуют многочисленные исследования великих ученых: Гальперин П. Я., В. Л. Данилова, А. В. Запорожец, Д. Б. Эльконин, И. В. Дубровина.
Согласно новым образовательным стандартам дошкольного образования принципиально важно учить детей не счету и письму, а разносторонне развивать, готовить к обучению в школе. Необходимо, чтоб к концу дошкольного возраста ребенок был развит в эмоциональном, физическом и интеллектуальном плане. Сформирована устойчивость к стрессам, к внешней и внутренней агрессии. Сформированы способность и желание учиться.
Программа включает 8 тематических блоков (на каждый 4 занятия, каждое занятие состоит из 3—4 упражнений. Тематический блок включает задания на развитие произвольности поведения, познавательной, эмоционально-волевой, мотивационной и коммуникативной сфер ребенка. Используемый подбор тематик для блоков обусловлен логикой знакомства подрастающего человека с многообразием окружающего мира:
Работа с родителями;
Рекомендации педагога-психолога родителям будущих первоклассников.
Работа с детьми:
Диагностическое обследование на развитие познавательных процессов.
Анализ достижения цели и полученных результатов, определение дальнейшей реализации проекта.
Работа с педагогами :
Презентация педагогического проекта по психологическому сопровождению дошкольника при подготовке к школьному обучению
• позитивным отношением ребенка к занятиям;
• отсутствием тяжелых эмоциональных состояний (агрессии,
• выстроенной системой отношений при взаимодействии с взрослыми и
сверстниками,а также устойчивым социометрическим статусом, пониженным уровнем школьной тревожности, высокой произвольностью поведения и направленностью мотивационной сферы на учебную деятельность.
Для педагогов :
• качественное освоение педагогами инновационных технологий,
повышение профессионального уровня педагогов.
• дать педагогам представления об уровне готовности детей к обучению в школе.
• познакомить с вариантами игр, направленных на развитие познавательной сферы ребёнка;
• способствовать созданию родителями положительного образа своего ребёнка-ученика.
• акцентировать внимание родителей на мотивационной сфере готовности ребёнка к школе, показать роль родителя в формировании этой сферы.
Дальнейшее развитие проекта : изучение и распространение опыта работы в дошкольных группах ДОУ.
Адресность: педагоги ДОУ, родители.
Конспект занятия педагога-психолога по подготовке детей к школьному обучению Занятия № 1 1. Упражнение на развитие слуховой памяти. Детям зачитываются слова с установкой на запоминание: одеяло, мед, круг, белка, глаз,.
Советы педагога-психолога для родителей о подготовке детей к школьному обучению В своей практике я использую консультирование родителей по поводу проблем их детей. Многих родителей интересует информация о подготовке.
Дети подготовительных групп, родители, педагог-психолог, воспитатели подготовительных групп.
Реализация проекта рассчитана на один учебный год.
Подготовительные к школе группы (6-7) лет
Часто родители прибывают в некотором заблуждении по поводу подготовленности их детей к школьному обучению. Заблуждение это заключается в родительской уверенности в том, что ребёнок считается подготовленным к школе, если умеет читать, писать и считать. Между тем мало кто из родителей догадывается, что иногда, даже овладев этими умениями, ребёнок необязательно будет хорошо учиться в школе.
Дети развиваются неодинаково, и то, что естественно для одного ребёнка, для другого ёщё сложно и несвоевременно. Но почему-то многие родители считают возможным форсировать интеллектуальные способности своих детей.
Наши дети все меньше и меньше играют в традиционные игры (сюжетно-ролевые, развивающие, игры с правилами, дидактические, реже занимаются конструированием, лепкой, рисованием, аппликацией. Все виды детской деятельности вытесняются компьютерными играми. Родители стремятся начать систематическое обучение своего ребенка как можно раньше, причем помимо детского сада его могут водить в спортивные секции, музыкальную школу, изостудию и т. д. Им невдомек, что такое обучение, сводящееся, как правило, к выработке навыков и умений в той или иной области, не способствует психическому развитию ребенка.
Родителям, прежде всего, необходимо понять, что надо не обучать ребёнка тому, чему будут учиться в школе, а развивать его предпосылки к обучению. Тогда позже, в процессе получения знаний, ребёнок будет способен их усваивать. К этому будет готов его мыслительный аппарат, у ребёнка появятся мотивация к обучению и контроль над своими действиями.
- Школьное обучение в качестве необходимой предпосылки требует зрелости определённых психических функций (памяти, внимания, мышления). Если ученик имеет малый объём памяти, то усваиваться информация может не полностью. Однако память необходимо развивать, соединяя с мышлением, иначе осмысленное запоминание заменит зубрёжка. Ребёнок должен сначала понять учебный материал. Выделить в нём главное, найти закономерности, проанализировать и обобщить информацию, а уже после этого - запомнить.
- У ребёнка должна быть сформирована координация работы глаз и тонких движений руки. Эта способность обеспечит ребёнку успешное выполнение заданий по переписыванию с учебника или классной доски. Нужно научить ребёнка не только штриховать, раскрашивать и рисовать, а и перерисовывать или переписывать что-то, глядя на образец.
- Первоклассник должен обладать также навыками учебной деятельности: уметь идентифицировать себя с классом (реагировать, когда нет личного обращения), выделять учебную задачу, работать по словесной инструкции, строить внутренний план умственных действий. До школы у ребёнка нужно сформировать коммуникативные качества, благодаря которым он сможет найти друзей в новом коллективе: способность устанавливать и поддерживать дружеские взаимоотношения, умение слушать собеседника и эмоционально сопереживать, решать конфликтные ситуации мирным путём, участвовать в коллективных формах деятельности.
- При этом от ученика требуются соблюдение общепринятых норм и правил поведения, контроль за своими поведенческими реакциями и эмоциями. У ребёнка должны быть сформированы качества, благодаря которым он сможет осуществить эффективное взаимодействие: дружелюбие, внимание, понимание чувств собеседника, активность, честность, доброта, взаимовыручка.
- Существует ещё и мотивационная готовность к школе . Часто приходится сталкиваться с тем, что в отличие от официального опроса при неформальном общении дети признаются, в своём нежелании идти в школу. Получается, что желание, которое является движущей силой и считается самым мощным фактором в достижении успехов детей, у них отсутствует.
Из вышеизложенного следует, что проблема психологической готовности дошкольников к обучению в школе приобретает особое значение. В старшем дошкольном возрасте необходимо более полно изучать развитие всех психических процессов, эмоциональной сферы, коммуникативной сферы, личностной и волевой сфер, а также психофизиологических показателей развития детей для дальнейшей развивающей работы и профилактики школьной неуспеваемости и дезадаптации, а также проводить коррекционно-развивающие мероприятия с детьми, у которых низкий и ниже среднего уровни развития функциональных показателей, необходимых для успешного обучения в школе. Проводимые мероприятия должны быть ориентированы на всех участников образовательного процесса. Необходима работа по психологическому просвещению родителей и педагогов. Т.к. именно родители могут сформировать у ребёнка положительное отношение к процессу учения, ощущение того, что он многое умеет и обязательно справится с возникшими проблемами. А мама и папа ему в этом помогут. Сами же родители должны создавать в семье доброжелательную обстановку, в которой ребёнок смог бы развиваться, раскрывая свои способности.
Одна из важнейших задач педагогического коллектива детского сада и семьи в подготовке детей к школе – это формирование мотивов учения и положительного отношения к школе. Для этого необходимо проводить систематическую, целенаправленную, развивающую работу всем участникам проекта по развитию мотивационной сферы. Задача всех исполнителей проекта – сформировать интерес к учебе в предшкольный период.
Цели и задачи проекта:
Цель проекта: Исследование и создание условий для психологической готовности старших дошкольников к обучению в школе.
В процессе разработки проекта решались следующие задачи:
- Создавать условия для формирования произвольности психических процессов у детей во всех видах деятельности.
- Поддерживать и создавать условия для развития творческого потенциала ребёнка.
- Побуждать детей к проявлению инициативы и самостоятельности мышления во всех видах деятельности.
- Способствовать формированию самосознания и адекватной самооценки.
- Совершенствовать коммуникативные навыки, развивать совместную деятельность детей, навыки партнёрского общения.
- Формировать этические представления.
- Способствовать развитию полоролевой идентификации.
- Способствовать формированию внутреннего плана действий.
- Способствовать развитию внутренней позиции ученика.
- Способствовать формированию учебно-познавательного мотива.
- Разработать комплекс семинаров, собраний, консультаций рекомендаций для родителей и педагогов по формированию школьной готовности детей;
- Привлечь родителей и педагогов к созданию предметно-развивающей среды и условий для разнообразной познавательной деятельности детей;
- Сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье, создать условия, обеспечивающие эмоциональное благополучие каждого ребенка.
Повысится уровень психологической готовности детей к обучению в школе.
Развивающий эффект данного проекта проявится, прежде всего, в интересе детей к разным видам упражнений, и со временем перерастет в познавательный мотив деятельности детей.
Дошкольники будут более активными в познании нового, уверенными в своих силах и возможностях.
У детей будут сформированы коммуникативные умения и навыки, личностные качества.
Проведение развивающих занятий с детьми, у которых низкий и ниже среднего уровни развития функциональных показателей, необходимых для успешного обучения в школе послужит толчком для более полного развития их интеллектуальной сферы (память, внимание, мышление, физического состояния, развитие крупной и мелкой моторики, повышение двигательной активности, эмоционально-волевой сферы, умение ставить цель, принимать решения, намечать план действий и принимать усилие к его реализации).
Исчезнет страх перед будущим поступлением в школу.
Педагоги будут строить занятия с детьми с учетом возрастных особенностей и возможностей, развивая их психические процессы и личностные качества.
Родители будут активными участниками образовательного процесса по развитию своих детей.
Этапы реализации проекта:
1 этап: июль - сентябрь – подготовительный (констатирующий): включение участников проекта в информационно-аналитическую и мотивационно-целевую деятельность с целью обеспечения их готовности к освоению проблемы.
2 этап: октябрь-апрель – практический (формирующий): включение участников проекта в практическую деятельность по реализации мер и мероприятий в рамках проекта
3 этап: май-июнь – контрольно-оценочный: включение участников проекта в информационно-аналитическую, контрольно-диагностическую и регулятивно-коррекционную деятельность с целью выявления рассогласования между желаемым и реальным результатами освоения проблемы, установления причин этого, корректировки дальнейшей деятельности участников по данной проблеме.
1 этап – подготовительный: сроки июль - сентябрь
Цель: сбор психодиагностической информации, позволяющей оценить взаимодействие индивидуально-личностных особенностей конкретного ребёнка и характеристик образовательной среды, в которой он оказывается, с позиции системного подхода и на основе единых, научно обоснованных критериев, наметить пути оказания коррекционной помощи детям с низким и ниже среднего уровня развития функциональных показателей, необходимых для успешного обучения в школе.
• Определить уровень мотивационной готовности педагогов к деятельности по решению проблемы осуществления компетентностного подхода;
• Выявить потребности участников проекта в изучении данной проблемы;
• Изучить теоретические и методические основы управления качеством образования с позиций компетентного подхода;
• Определить уровень функциональных показателей, необходимых для успешного обучения детей в школе;
• Разработать программу коррекционно-развивающих занятий для детей с низким и ниже среднего уровнем развития функциональных показателей, необходимых для успешного обучения в школе.
• Создать информационный банк по данной проблеме.
Ожидаемый результат – мотивационная, теоретическая, практическая готовность участников проекта к освоению проблемы.
1. Изучение психолого-педагогической литературы по данной теме;
2.Подбор диагностического материала для детей.
- Как преодолеть страх перед школой;
- Памятка родителям первоклассникам;
- 12 советов родителям будущих первоклассников.
3. Диагностика уровня развитие всех психических процессов, эмоциональной сферы, коммуникативной сферы, личностной и волевой сфер, а также психофизиологические показатели развития детей
4. Составление программы коррекционно-развивающих занятий по подготовке детей к школе (программа направлена на подготовку детей к успешному школьному обучению, календарно-тематическое планирование).
-Участие родителей в обсуждении перспектив проекта.
-Индивидуальные консультации для родителей, с целью ознакомления с результатами диагностики и получения индивидуальных рекомендаций по психологической подготовке детей к школе.
6. Привлечение родителей и педагогов к созданию предметно-развивающей среды и условий для разнообразной познавательной деятельности детей.
7. Ознакомление педагогов с результатами диагностики детей. Разработка рекомендаций для педагогов и родителей по повышению уровня готовности детей к школе.
Описание первого этапа
На первом этапе была изучена психолого-педагогическая литература по данной теме, осуществлен подбор диагностического материала, оформлены стенды для родителей будущих первоклассников, проведена диагностика детей подготовительных групп. По ее результатам была сформирована коррекционная группа детей с низким и ниже среднего уровнем развития функциональных показателей, необходимых для успешного обучения в школе.
Была составлена программа коррекционно-развивающих занятий, направленная на подготовку детей к успешному школьному обучению, а также профилактику школьной неуспеваемости и дезадаптации.
Все участники образовательного процесса были включены в мотивационно-целевую деятельность. Для них были разработаны консультации, рекомендации.
Цель: обеспечить практическую реализацию содержательных идей и организационных механизмов проекта в учебно-воспитательном процессе.
• Включить всех участников проекта в планово-прогностическую и организационно-исполнительскую деятельность по освоению и решению проблемы школьной готовности;
• Развивать познавательные психические процессы, эмоциональную сферу, коммуникативную сферу, личностную и волевую сферы, а также психофизиологические показатели детей.
• Формировать у детей познавательную активность и учебную мотивацию;
• Повышать уровень профессиональной компетентности педагогов и родителей;
• Организовать совместную работу детского сада и семьи по формированию готовности ребенка к школе.
• Реализовать единую линию развития ребенка на этапах дошкольного и начального школьного образования, придать педагогическому процессу целостный, последовательный и перспективный характер.
Ожидаемый результат – практическая готовность участников проекта к деятельности по решению поставленных задач, реализация плановых мероприятий проекта.
Предлагаемые формы включения в деятельность на практическом этапе проекта:
• индивидуальные и групповые консультации
• выступления на родительских собраниях;
• развивающие занятия с детьми;
1. Проведение коррекционно-развивающих занятий
Советы психолога (памятка)
Описание второго этапа
На втором этапе два раза в неделю проводились развивающие занятия с детьми коррекционной группы.
Программа реализуется посредством проигрывания сказок, создания комфортного психологического климата и благоприятной предметно-пространственной среды.
Психологические занятия с дошкольниками делятся на три этапа:
Первый этап (коммуникативный). Дети знакомятся со сказкой. Они не являются пассивными слушателями, они активно участвуют в рассказе и показе сказки. Они то придумывают её продолжение, то пробуют сами разрешить проблемную ситуацию, то подсказывают героям сказки, как надо поступить. После прослушивания сказки можно постепенно подойти к её обсуждению. Цель работы на данном этапе - вызвать у детей интерес к определённой проблеме, эмоционально вовлечь в ситуацию, использовать их личный опыт. Каждое занятие посвящено одной теме. Тридцать сказок раскрывают пять основных тем для старших дошкольников: адаптация к школе, отношение к вещам, отношение к урокам, отношение к здоровью, школьные конфликты.
Второй этап (активизация и развитие познавательных процессов). Акцент делается на развитии познавательных психических процессов - восприятии, памяти, внимания, воображения; развитии интеллектуальной сферы - мыслительных умений, наглядно-действенного, наглядно-образного, словесно-логического, творческого и критического мышления.
Третий этап (эмоционально-эстетический). Предусматривает смысловую законченность (начало и конец занятия взаимосвязаны);
Были проведены просветительские, практические мероприятия со всеми участниками данного проекта.
Цель: оценить степень реализации целей и задач проекта.
• Включить участников проекта в аналитическую и диагностическую деятельность;
• Проанализировать степень реализации целей и задач проекта;
• Обобщить опыт работы по реализации проекта;
• Определить перспективы дальнейшей деятельности.
Ожидаемый результат – включение педагогов в аналитическую и диагностическую деятельность, определение рассогласования между желаемым и реальным результатами освоения проблемы подготовки детей к школе, определение дальнейших перспектив работы.
1. Повторная диагностика уровня развития всех психических процессов, эмоциональной сферы, коммуникативной сферы, личностной и волевой сфер, а также психофизиологических показателей развития детей.
2. Сравнение диагностических данных в коррекционной подгруппе на начало и конец реализации проекта.
3. Индивидуальные консультации для родителей с целью ознакомления с результатами диагностики детей.
6. Обобщение и распространение опыта проведенной работы:
- Разработка и проведение консультаций для педагогов ДОУ, родителей, педагогов-психологов.
Описание третьего этапа
На заключительном, третьем этапе проводилась повторная диагностика детей подготовительных групп.
В результате планомерной систематической работы к концу года у детей коррекционной подгруппы повысился уровень психологической готовности к школе, сформировалась учебная мотивация, появился познавательный интерес. Проведение развивающих занятий послужило толчком для более полного развития детей этой подгруппы. Дошкольники научились принимать и ставить учебную задачу, планировать свою деятельность, овладели системой умственных действий (анализируют, сравнивают, обобщают, классифицируют и др.). Увеличился уровень произвольного поведения, т. е. дети сознательно контролируют своё поведение, в соответствии с определённой целью. Приобрели уверенность в себе, опыт преодоления трудностей и стремление к дальнейшей активной деятельности. Дети коррекционной подгруппы наравне со своими сверстниками получили одинаковые стартовые возможности к обучению в школе.
Благодаря проведению коррекционно-развивающей работы дети легче переживут период школьной адаптации, некоторые избегут участи неуспевающих учеников и, как следствие, не будут испытывать отвращение к учению.
Успешность коррекционной работы подтверждается положительными отзывами родителей. Дети стали более активными, самостоятельными, уверенными в своих силах и возможностях. У них улучшились графические навыки, произвольность, процессы памяти, внимания, мышления и речи.
Были включены все участники проекта в аналитическую и диагностическую деятельность. Обобщен опыт работы по реализации проекта, а также определены перспективы дальнейшей деятельности над проектом.
- Веракса Н.Е, Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников. – М.: Мозаика-синтез, 2008.
- Евдокимова Е.С. Технология проектирования в ДОУ. – М.: ТЦ Сфера, 2006. – 64с.
Современная психология относит такую активность к познавательной деятельности человека, ведущую роль в которой играют познавательные процессы: восприятие, внимание, память, мышление, воображение. Несмотря на то, что каждому из этих процессов отводится своё место, все они тесно взаимодействуют друг с другом. Без внимания невозможно восприятие и запоминание нового материала. Без восприятия и памяти станут неосуществимыми операции мышления.
Период дошкольного детства является наиболее благоприятным для формирования необходимых психических функций и социально значимых качеств личности. Именно в это время закладываются основы будущей учебной деятельности ребёнка, идёт активное развитие его познавательных возможностей.
Включение в непосредственную образовательную деятельность игр и упражнений для развития познавательных процессов и речи не только способствуют психическому развитию детей, но и перестраивают саму моторику, обеспечивая быстрое запоминание и воспроизведение, умение самостоятельно принимать решение и действовать в условиях стремительно меняющейся окружающей обстановки.
Полноценное овладение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей в благоприятный для этого период развития. Чем раньше будет начато обучение родному языку, тем свободнее ребенок будет им пользоваться в дальнейшем. Освоение языка, его грамматического строя, дает возможность детям свободно рассуждать, задавать вопросы, делать выводы, отражать разнообразные связи между предметами и явлениями.
Овладение навыками и умениями различных видов речевой деятельности является условием полноценного овладения любыми учебными предметами, входящими в содержание дошкольного и начального образования.
В процессе учебной деятельности детей речевая деятельность включает в себя, с одной стороны, восприятие и переработку информации (слушание, чтение), с другой, переработку добытой или усвоенной информации (говорение, письмо). В процессе учебной деятельности эти четыре разновидности речевой деятельности занимают большое место, так как в основе процесса обучения лежит взаимодействие, общение педагога и детей, детей друг с другом, поэтому возникает необходимость определения уровня речевой готовности старших дошкольников к обучению в школе.
Проблема речевой подготовки к обучению в школе решается в следующих видах деятельности: игровой, коррекционно-развиваюшей.
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.
Психолого-педагогический проект
(подготовительная группа)
Автор: педагог-психолог МБДОУ детского сада № 13 г.Лысково Соловьева И.Г.
Поступление в школу – чрезвычайно ответственный момент, как для самого ребенка, так и для его родителей. Практика показала, что начинать систематическое обучение в школе без каких-либо проблем могут не все дети, и не все дети обладают достаточной функциональной готовностью, т.е. школьной зрелостью. Поэтому подготовка детей к школе – одна из приоритетных задач ДОО.
Еще относительно недавно особенно не приходилось переживать по поводу готовности детей к школе. Каждый 7-летний ребенок автоматически становился учеником. А требования школы к начинающим ученикам были вполне адекватны. В настоящее время существенно увеличились требования к современной школе, а значит и к детям, приходящим в нее, в соответствии с необходимостью роста уровня развития общества. В связи с этим и у родителей появились страхи, связанные со школой, повысилась тревога по поводу предстоящего обучения их ребенка в школе. Никто не хочет быть неуспешным.
Цель проекта: Снижение уровня ситуативной тревоги у детей и родителей по поводу предстоящего перехода детей в школу.
Определить уровень психического развития детей и психологической готовности к школе.
Способствовать формироваию родительской компетентности в области психологической готовности детей к школе.
Этапы работы над проектом:
Подготовительный.
Выявление проблемы, сбор информации, наблюдение. Подготовка материала.
Диагностика детей (первична).
Основной этап проекта.
Создание алгоритма проекта.
Составление календарно-тематического плана работы.
Заключительный этап проекта.
Диагностика детей. Мониторинг результата.
Подведение итогов работы на педагогическом совете, родительском собрании.
Анализ результатов работы проводится на основе :
Результатов диагностики психологической готовности детей к школе.
Ожидаемый результат
Работа в рамках проекта поможет более тесному взаимодействию педагогов с родителями, активизирует более крепкой связи между родителями и детьми. Дети приобретут знания, умения и навыки, которые помогут им в дальнейшем успешно адаптироваться в школе.
Привлечение внимания родителей к данной проблеме, формирование у них интереса к мероприятиям в рамках данного проекта.
Диагностика готовности детей к школе (первичная)
Определение уровня психического развития детей и психологической готовности к школе.
Индивидуальное консультирование по итогам диагностики готовности детей к школе
Ознакомление родителей с выявленными проблемами, предоставление рекомендаций
Изучение родительского мнения по вопросу необходимости организации работ ы педагогической поддержки детей подготовительной группы
Формирование родительской компетентности в области психологической готовности детей к школе
Расширение диапазона знаний о психологической готовности к обучению в школе.
Ознакомление родителей с выявленными проблемами, предоставление рекомендаций
Повышение родительской компетентности в области психологической адаптации первоклашек к школе
Исследование уровня ситуативной тревожности
Психологическая диагностика готовности детей к школе (повторная)
Определение уровня психического развития детей и психологической готовности к школе.
Индивидуальное консультирование по итогам диагностики готовности детей к школе
Ознакомление родителей с выявленными проблемами, предоставление рекомендаций
Читайте также: