Что должно быть в современном детском саду

Обновлено: 02.07.2024

Современный детский сад, – каков он? Какова его архитектура? Какова площадь? Есть ли где разгуляться фантазии дизайнера? Будет ли просторно детям? Комфортно педагогам? Чем будет наполнено содержание детского сада в материальном и духовном смыслах?

ВложениеРазмер
konsultatsiya_sovremennyy_detskiy_sad.docx 22.15 КБ

Предварительный просмотр:

Современный детский сад – какой он?

Ничто так не способствует созданию будущего, как смелые мечты.

Современный детский сад, – каков он? Какова его архитектура? Какова площадь? Есть ли где разгуляться фантазии дизайнера? Будет ли просторно детям? Комфортно педагогам? Чем будет наполнено содержание детского сада в материальном и духовном смыслах?

Какими будут дети завтрашнего дня, какими будут их родители?

А какими будем мы, воспитатели завтра?

Обозначился круг вопросов, над которыми стоит задуматься!

Дети – это будущее государства. Поэтому всё лучшее – детям. Над проектами зданий детских учреждений работают перспективные архитекторы. Они ясно представляют себе цель и конечный результат своей деятельности. Их работу будет принимать комиссия, в состав которой обязательно будут входить заведующие детских садов!

Разрабатываются интерьеры, дизайн предметно-развивающей среды, все помещения наполнены игровым, обучающим, развивающим, интересным по содержанию, доступным по количеству, качественным по исполнению материалом. Это новые, современные игрушки, настольные, дидактические игры. Это разнообразные конструкторы всевозможных размеров. Это светлые просторные групповые комнаты, уютные тёплые спальни, для отдыха детей, дополнительные помещения для музыкального и физкультурного залов, оснащенные ярким функциональным оборудование.

Развивающая среда способствует установлению, утверждению у дошкольников чувства уверенности в себе, дает ему возможность испытывать и использовать свои способности, стимулирует проявление им самостоятельности, инициативности, творчества.

Современный детский сад имеет прекрасно оборудованные детские площадки, позволяющие гулять в любую погоду, находить себе занятие на любой вкус. Ну что ж, при таких условиях не грех помечтать и о послушных, умных детках (каковыми они и являются, конечно). Они радостно идут в детский сад, наполненный любовью, теплом, светом людей, в нём работающих. В детском саду они хотят научиться играть, дружить, знать и понимать окружающую их действительность.

А педагогический коллектив детского сада готов оказывать образовательные услуги детям и их родителям, играть с детьми, экспериментировать, заниматься познавательно-исследовательской деятельностью, читать, считать, ориентироваться во времени и пространстве, рассуждать, доказывать, петь и танцевать, заниматься спортом утром, на прогулке, днём и вечером. И делать это с удовольствием, на высоком профессиональном уровне, так как 90% педагогов имеют высшее профессиональное образование.

Взаимодействие ДОУ и семьи

А каковы же родители будущего? Это люди с высшим и средним профессиональным образованием, имеют высокий уровень информационной культуры. Для них собственный ребенок - абсолютная самоценность, именно поэтому проблема безопасности, физического и психического комфорта являются одним из самых важных приоритетов. Образование воспринимается ими как инвестиционное пространство.

Это люди, которые понимают, чего они хотят от жизни, люди, строящие свою карьеру, свою семью, прогнозирующие будущее своих любимых чад. Поэтому они возлагают большие надежды на успешное образование, воспитание и развитие своих детей в детском саду. Лишь при взаимопонимании между родителями и воспитателями, взаимоуважении, тесном, плодотворном сотрудничестве возможно успешное, комфортное, радостное полноценное проживание детьми периода детства и надежда на успешное будущее.

Современные подходы к организации взаимодействия ДОУ с семьей: просвещение родителей должно касаться проблем существующих и интересующих родителей, оно должно свободно вписываться в график родителей; родители должны занимать активную позицию и сами должны быть активными участниками обсуждений; использование тренингов, практикумов, круглых столов; регулярное обновление материала на информационной доске для родителей и конечно же использование индивидуальной формы работы с родителями.

Современный детский сад – это место, где ребенок получает опыт эмоционально-практического взаимодействия со взрослыми и сверстниками в наиболее значимых для его развития сферах жизни. Возможности получения такого опыта расширяются при условии создания в ДОУ предметно – развивающей среды. Хорошо продуманная и организованная предметно – развивающая среда стимулирует развитие социальных и коммуникативных компетентностей, креативности, любознательности, исследовательского интереса, инициативности, ответственности, произвольности, интеллектуальной и познавательной сферы – т.е. всех тех возрастных характеристик ребенка, которые должны сформироваться на этапе завершения дошкольного образования.

Происходящие изменения в обществе ставят перед дошкольной образовательной системой задачу обновления содержания, в первую очередь, в воспитании личности ребенка.

Главным направлением перестройки дошкольного воспитания становится гуманизация педагогического процесса, предполагающая ориентацию педагога на личность ребенка, изменить характер общения с ним, творческую самостоятельность, и профессиональные рост людей, работающих с детьми. Учёные доказали, что основа творческого потенциала личности - воображение, истоки которого находятся в раннем возрасте, а в дошкольном стабильном периоде развития оно является центральным психологическим новообразованием (Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, А.В. Запорожец, Д.Б. Эльконин и их последователи: О.М. Дьяченко, Г.Г. Кравцов, Е.Е. Кравцова, В.Т. Кудрявцев, Н.Н. Палагина и др.) Исследователи доказывают, что раскрытие личности ребенка возможно в том случае, если учитываются его индивидуальность, развитие творческого потенциала, свободно, без нажима со стороны взрослого, основанного на самовыражении ребенка, его саморазвитии.

Восприятие ребенка-дошкольника должно быть построено на эмоциональном воздействии, на удивлении, потрясении, эстетическом наслаждении. Выгодский Л.С. считал, что воображение, первоначально связанное с вниманием, восприятием, речью, мышлением и памятью, порождает эмоции, реализуется на основе воли, в первую очередь, осмысленной инициативности, развивает мотивацию, уровень притязаний, общительность, интересы, творческие способности и др.

Дошкольный возраст – наиболее целесообразный период для эстетического и художественного развития. Использование интеграции разных видов искусств и художественных видов деятельности позволяет подводить детей к целостному осмысленному восприятию конкретных явлении, событий, гаммы чувств.

Детская душа в одинаковой мере чувствительна и к родному слову, и к красоте природы, и к музыкальной мелодии, и к живописи, ведь каждый ребенок – прирожденный художник, музыкант и поэт. И творить он способен ярко и талантливо, если создать для этого благоприятную среду.

Педагог не должен забывать, что ребенок – это субъект собственного развития, он самоцелен. Но дети всегда должны чувствовать поддержку педагога.

В детских садах и школах принята групповая форма организации учебных занятий. Однако ребенок мыслит, переживает, трудится в соответствии со своими личными особенностями характера, темперамента, ума.

Индивидуальный подход повышает эффективность обучения, что давно замечено в практической деятельности педагогов и воспитателей. Эта особенность педагогического процесса нашла отображение в принципе индивидуализации развития детей в процессе обучения.

Каждый ребенок помимо общих свойств, имеет индивидуальные качества, которые могут положительно или отрицательно влиять на ход учения. Индивидуализация обучения предполагает учет этих особенностей и соответствующую организацию учебно-воспитательного процесса. Личностное развитие человека несет на себе печать его возрастных и индивидуальных особенностей, которые необходимо учитывать в процессе воспитания. С возрастом связан характер деятельности человека, особенности его мышления, круг его запросов, интересов, а также социальные проявления. Вместе с тем каждому присущи свои возможности и ограничения в развитии.

Дошкольный возраст – это начало всестороннего развития и формирования личности. В этот период деятельность анализаторов, развитие представлений, воображения, памяти, мышления, речи в комплексе приводят к формированию чувственного этапа познания мира. Интенсивно формируется логическое мышление, появляются элементы абстрактных рассуждений. Дошкольник стремиться представить мир таким, каким он его видит. Даже фантазию он может расценивать как реальность.

Взрослый для ребенка – прежде всего соучастник предметной деятельности и игры. Со стороны взрослого важны внимательность и доброжелательность партнера. Кроме того, он выступает как образец для подражания, как человек, оценивающий знания и умения ребенка и эмоционально поддерживающий его, подкрепляющий успехи и достижения.

Так же не стоит забывать и про гендерный подход в развитии дошкольника. Формирование гендерной устойчивости обусловлено социокультурными нормами и зависит в первую очередь от отношения родителей к ребёнку, характера родительских установок и привязанности как матери к ребёнку, так и ребёнка к матери, а также от воспитания его в дошкольном образовательном учреждении.

По многим параметрам социального и эмоционального развития ребёнка решающую роль играют не только родители, но и сверстники, которые фиксируют нарушение неписанного гендерного кода и жестоко наказывают его нарушителей. Дети не приемлют в своём обществе поведенческих деприваций и нарушений в полоролевой идентификации. Причём женственных мальчиков отвергают мальчики, но охотно принимают девочки, и наоборот — мускульных девочек отталкивают девочки, но принимают мальчики.

При обучении детей воспитателю важно учитывать, что девочки нуждаются в стимулах, в большей степени построенных на основе слухового восприятия. Мальчики плохо воспринимают объяснение воспитателя на слух и для них предпочтительнее использовать визуальные средства, построенные на зрительном восприятии.

На занятиях по изобразительной деятельности важно создавать условия для того, чтобы девочки и мальчики могли бы выразить то, что для каждого из них интересно или эмоционально значимо. Но при отборе содержания для обучения детей на занятиях рисованием, лепкой и аппликацией важно помнить о том, что кисть руки мальчика в своем развитии отстает от кисти руки девочки на 1,5 года.

При оценке поведения детей и результатов их деятельности (рисунка, лепки, аппликации, поделки, конструкции и т.п.) воспитателю необходимо помнить, что девочки крайне чувствительны к интонациям, к форме оценки, ее публичности. Для девочек очень важно, чтобы ими восхищались в присутствии других детей, родителей и т.п.. Для мальчиков наиболее значимым является указание на то, что он добился результата именно в этом: научился здороваться, чистить зубы, конструировать что-то и т.п. Каждый приобретенный навык, результат, который мальчику удалось получить, положительно сказывается на его личностном росте, позволяет гордиться собой и стремиться к новым достижениям. Но именно у мальчиков наблюдается тенденция к тому, что добившись результата в каком-то виде деятельности, они так счастливы этим, что готовы конструировать или рисовать одно и то же, что позволяет им утвердиться в своих достижениях, но требует правильного понимания со стороны воспитателя.

Детский сад для ребят!

Ждёт всегда он дошколят!

Здесь всегда детишкам рады

и нет лучшей всем награды

чем весёлый детский смех,

вот работы в чём успех!

1. Выготский Л.С. Воображение и его развитие в детском возрасте: лекции по психологии. М., 2000

Современный российский детский сад в соответствии с требованиями ФГОС ДО.

Актуальность дошкольного образования в России имеет, и всегда будет иметь популярность, поскольку для современного общества важна стратегия формирования системы и ее модернизация, которая обеспечивала бы всестороннее полноценное воспитание и развитие детей дошкольного возраста.

Слайд 2, слайд 3

Современный российский детский сад прежде всего должен соответствовать определенным требованиям, которые регламентируются нормативно- правовой базой РФ.

Большинство детей-дошкольников после пребывания в атмосфере домашнего уюта и родительской заботы попадают в совершенно новый и чужой мир детского сада.

Для того чтобы ребёнок как можно комфортнее пережил этот сложный период, а процесс воспитания и развития малыша при этом был полноценным, современное дошкольное образовательное учреждение (ДОУ) должно отвечать всем установленным стандартам и требованиям.

Социально-экономическая ситуация, сложившаяся в Российском обществе, привела к серьезным изменениям в системе образования в целом и в дошкольном его звене, в частности. Эти изменения коснулись как организационного, так и содержательного аспектов дошкольного образования.

В соответствии с Федеральным Государственным Образовательным Стандартом система дошкольного образования стала представлять собой многофункциональную сеть дошкольных образовательных учреждений, ориентированную на потребности общества и предоставляющую большое разнообразие образовательных услуг с учетом возрастных и индивидуальных особенностей развития каждого ребенка.

В современном детском саду образование ребенка-дошкольника должно быть направлено на обогащение, а не искусственное ускорение (акселерацию) развития. При этом сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования.

Что же дает современный детский сад самому ребенку?

Главное преимущество детского сада - наличие детского сообщества,

благодаря которому создается пространство для накопления социального опыта ребенка. Только в условиях детского сообщества ребенок познает себя в сравнении с другими, осваивает способы общения и взаимодействия, преодолевает присущий ему эгоцентризм (направленность на самого себя, восприятия окружающего исключительно с собственной позиции).

В настоящее время изменилась и сама система дошкольного воспитания. Введена дифференциация дошкольных образовательных учреждений по видам и категориям. К существовавшему ранее единственному виду - “детский сад” добавились новые детские сады : с уклоном на интеллектуальное, художественно-эстетическое или физическое развитие воспитанников, детский сад для детей с отклонениями в физическом и психическом развитии и др. Все это позволяет родителям выбирать образовательное учреждение, соответствующее их запросам. Это важно, так как на данный момент характер родительского запроса явно устремлен на ожидание от современного детского сада высокого уровня интеллектуальной подготовленности детей.

Что является главным условием для выполнения родительского запроса?

Конечно же, продуктивное взаимодействие всех специалистов и педагогов ДОУ.

Под продуктивным взаимодействием подразумевается организованная деятельность двух и более специалистов, в ходе которой происходит субъект- субъектное воздействие участников педагогического процесса друг на друга. Результатом такого процесса будет развитие ребенка, как полноценной личности. Необходимо так же помнить, что для достижения озвученного результата нужно отказаться от учебно-дисциплинарной модели образовательного процесса и использовать ведущие виды детской деятельности (игровая, коммуникативная, двигательная, познавательно-исследовательская, продуктивная и другие.).

Данные психолого-педагогических исследований говорят о том, что у нынешних детей проявляется слабость воображения, недостаточное развитие слухового восприятия и понимания, недостаточный уровень речевого развития и другие нарушения. Все эти показатели являются результатом сложившейся социальной ситуации.

Очевидно, что в условиях современного детского сада следует максимально ее оптимизировать. Современный детский сад должен соответствовать социальному запросу общества и делать ставку на будущее и на личностное развитие своих воспитанников.

Для решения всех поставленных задач необходимо выполнение предъявляемых требований.

Какие же это требования?

5. Требования к образовательной предметно-пространственной среде.

Рассмотрим каждое требование подробнее :

Психолого-педагогические : не случайно эти требования указаны первыми. Ведь по-прежнему актуальными являются поддержка взрослыми положительного, доброжелательного отношения детей друг к другу, их взаимодействия в разных видах деятельности, уважение взрослыми человеческого достоинства детей, формирование и поддержка их положительной самооценки, уверенности в своих возможностях и способностях, построение образовательной деятельности на основе взаимодействия педагогов с воспитанниками, ориентированного на интересы и возможности каждого ребенка, учитывающего социальные условия его развития, защита детей от всех форм физического и психического насилия, поддержка родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья, вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность. Теперь это закреплено нормативно.

Выполнять эти требования обязаны все педагоги и специалисты дошкольной образовательной организации.

Кадровые: Важность этих требований объясняется тем, что реализовать ФГОС в детском саду не сможет человек без педагогического образования. Более того, это сможет сделать только высокопрофессиональный педагог. Педагог современного детского сада должен обладать достаточно широким спектром психологических знаний.

Материально-технические : база современного детского сада должна соответствовать лицензионным требованиям дошкольного образования и обеспечивать охрану жизни и укрепления здоровья детей, способствовать их разностороннему развитию, реализации и выполнения программ воспитания, обучения и оздоровления детей дошкольного возраста.

Говоря о современном детском саде можно отметить, что желательно наличие библиотеки, компьютерного класса, изостудии, театральной комнаты, бассейна, кабинета психолога, кабинета логопеда, танцевальной студии, сенсорной комнаты, комнаты, имитирующей улицу, со светофорами, перекрёстками, дорогами, пешеходными переходами, большими игрушечными автомобилями, комнаты сказкотерапии.

Финансовые: основное финансирование современного детского сада происходит из бюджета города, но и не мало важную роль в финансировании дошкольного учреждения играют дополнительные образовательные услуги, предоставляемые детским садом.

Образовательная предметно-пространственная среда: вопрос создания данной среды для современного дошкольного учреждения, является очень важным и актуальным.

Образовательная предметно-пространственная среда должна быть:

Предметная среда должна включать разнообразные средства обучения (дидактический, игровой материал), учитывать перспективы развития детей, их дифференцированные потребности, способствовать развитию эстетического вкуса.

Современный детский сад – это эффективное использование новаторских идей и инновационных технологий в образовательном процессе. Он должен постоянно развиваться и идти в ногу со временем.

Инновации и традиции – вот два ориентира в современном детском саду.

На сегодняшний день детские сады стремятся к развитию, повышению уровня квалификации кадров, обогащению предметно-пространственной среды. Современный детский сад способен к дальнейшему развитию!

План внедрения ФГОС дошкольного образования на 2014–2016 годы На основании приказа Министерства образования и науки Самарской области №42-од от 06.02.2014 «Об обеспечении введения ФГОС ДО в Самарской.

Музыка как условие эмоционального благополучия дошкольников в соответствии с ФГОС дошкольного образования Слайд №1 Титульный. Слайл №2 ФГОС, его документальная основа, основные принципы и первая задача. Слайд №3 Эмоциональное благополучие дошкольника,.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

В детском саду должна быть атмосфера счастья, добра, тепла и уюта! В группах не более 15 человек, чтобы воспитатель каждому мог уделить внимание и выслушать.

В современном детском саду должны учить музыке и пению. Дети по своему желанию могут выбрать освоение музыкального инструмента, и к окончанию детского сада будут свободно играть на фортепиано или баяне, скрипке или балалайке. В современном детском саду дети должны заниматься гимнастикой, танцами, акробатикой с профессиональными спортсменами. И, конечно, изучение иностранного языка в обязательном порядке, но в игровой форме, чтобы дети, придя в школу, могли разговаривать не только на русском языке, но знали и иностранный, а какой он будет, это должны решить в детском саду.

В современном детском саду должно быть право выбора у ребенка: чем он хочет заняться, что будет есть на обед, участвовать в составлении меню и развивающих занятий. Так ребенок может раскрыть себя в своих действиях, поступках, а поможет ему в этом, конечно, воспитатель.

В современном детском саду нужно устраивать встречи с известными актерами театра и кино, писателями, спортсменами, музыкантами, ведущими телевизионных программ. Все это оставит незабываемый след в развитии и воспитании ребенка. А детей чаще водить в театр, на выставки, в музей, проводить соревнования, которые находятся в пределах не только города, но и в других городах. И где дети будут выступать не только, как зрители, но и участниками этих мероприятий. Еще много можно говорить и писать о том, какой это, современный детский сад.

Но самое главное, что современный детский сад – это слаженная работа всего коллектива: кружки, мероприятия, открытия, интересные путешествия, полноценное питание, развитие ребенка, как личности.

Современный детский сад – дом радости, здоровья, счастья, творчества и любви.

Большинство детей после полутора, а чаще трёх лет пребывания в атмосфере домашнего уюта и родительской заботы попадают в совершенно новый и чужой мир детского сада. Для того чтобы ребёнок как можно комфортнее пережил этот сложный период, а процесс воспитания и развития малыша при этом был полноценным, дошкольное образовательное учреждение (ДОУ) должно отвечать всем установленным стандартам и требованиям.

Современный детский сад: каким он должен быть

Большинство детей после полутора, а чаще трёх лет пребывания в атмосфере домашнего уюта и родительской заботы попадают в совершенно новый и чужой мир детского сада. Для того чтобы ребёнок как можно комфортнее пережил этот сложный период, а процесс воспитания и развития малыша при этом был полноценным, дошкольное образовательное учреждение (ДОУ) должно отвечать всем установленным стандартам и требованиям.

  • Территория ДОУ должна иметь ограждение по всему периметру. Обязательно наличие пункта охраны на входе или наружного и внутреннего видеонаблюдения.
  • В детском учреждении должен быть медкабинет и кабинет для изоляции заболевших детей. При этом медицинский работник обязан присутствовать на рабочем месте полный рабочий день.
  • Форма и высота мебели (без острых углов и опасной фурнитуры) подбираются с учётом возрастной категории каждой группы. Полки, предназначенные для детских игрушек, должны располагаться на доступном для ребёнка уровне, а цветовая гамма при оформлении помещений быть психологически комфортной – яркие, но не кричащие тона.
  • Помещения ДОУ должны быть чистыми и светлыми, подвергаться уборке не менее двух раз в день. Обязательно и проветривание групп в момент сон-часа.
  • Детское меню должно отличаться разнообразием и включать мясо трёх видов.
  • Современный детский сад – это эффективное использование новаторских идей и инновационных технологий в образовательном процессе. Он должен постоянно развиваться и идти в ногу со временем.

Сегодня в ДОУ должна быть сенсорная комната, где специально организованная предметно-развивающая среда (шнуровки и пуговицы, ёмкости с различными наполнителями, игрушечные бытовые приборы и другое) позволяет обогащать восприятие ребёнка через осязание.

Комната, имитирующая улицу, со светофорами, перекрёстками, дорогами. Пешеходными переходами, большими игрушечными автомобилями, помогает в изучении правил дорожного движения и поведения на дороге.

Комната сказкотерапии служит для психологической разгрузки детей. Здесь любимые сказочные герои объяснят правила взрослой жизни, помогут побороть страхи или избавиться от плохого настроения.

При всех необходимых стандартах и требованиях, финансовых возможностях и богатстве предметной среды главным условием для полноценного развития и воспитания ребёнка остаётся профессионализм и доброжелательность воспитателя.

Читайте также: