Что должен знать директор школы для аттестации

Обновлено: 03.07.2024

Аттестация руководителей образовательных учреждений 2020 — это мероприятие, которое обязательно проводится среди директоров школ, лицеев, колледжей, ректоров вузов. Это ответственные должности, и специалисты, которые их занимают, должны соответствовать им по уровню своей квалификации. Рассмотрим, как происходит оценка квалификации, для чего она необходима и каковы ее результаты.

Законодательная база

Аттестация руководителей образовательных учреждений является обязанностью всех кандидатов на должности в соответствии с ч. 4 ст. 51 Закона об образовании от 29.12.2012 № 273-ФЗ. Она подразумевает проверку знаний, навыков, умений и оценку квалификации будущего руководителя. Директор школы (ректор вуза и т. п.) должен иметь высшее образование и соответствовать всем требованиям, перечисленным в квалификационных справочниках и(или) профстандартах.

Уже действующие главы образовательных учреждений, если они подчиняются Министерству образования и науки, проходят квалификационную проверку не менее одного раза за период действия трудового договора. Это определено Приказом Минобрнауки России от 16.03.2015 № 240 (ред. от 27.10.2017).

Существует также такое понятие, как оценка на соответствие занимаемой должности. Она происходит в течение года после вступления директора (ректора и т. п.) в должность.

Порядок и цель проведения аттестации

Несмотря на то, что обязанность руководителей образовательных учреждений проходить проверку установлена законом № 273-ФЗ на федеральном уровне, порядок ее проведения этим законом не закреплен.

Устанавливается общий порядок приказами конкретных министерств и ведомств. Таких правовых актов всего 24.


Итак, порядок, сроки и перечень испытаний, которые необходимо пройти кандидату, определяет непосредственно учредитель образовательного учреждения. Это может быть правительство, Министерство образования и науки, Министерство культуры и так далее. На уровне субъектов Федерации также издаются отдельные приказы. Например, Приказ Департамента образования города Москвы. Каждое ведомство издает собственный нормативный акт, в котором закрепляются все этапы проведения проверки.

Аттестуется руководство образовательных учреждений с конкретными целями:

  • повысить эффективность подбора руководящего состава;
  • оценить знания кандидата при приеме;
  • оценить знания уже действующего директора (ректора и т. п.) и его соответствие должности;
  • стимулировать профессиональный рост.

Оценка состоит из двух этапов: рассмотрения материалов и собеседования. Рассмотрим порядок проведения проверки знаний:

  1. Создается аттестационная комиссия, состав которой утверждается приказом министерства.
  2. Подготавливается список кандидатов на должность или список действующих глав.
  3. В комиссию предоставляются необходимые документы и материалы в установленные сроки.
  4. Действующий или будущий директор (ректор и т. п.) уведомляется за 7 дней до проведения мероприятия по почте или по телефону.

Неявка на заседание комиссии без уважительной причины влечет дисциплинарную ответственность (для трудоустроенных). В этом случае мероприятие переносится на другую дату.

Документы для аттестации

Каждый департамент или ведомство устанавливает собственный список бумаг, которые необходимы для проведения оценки. Обычно в перечень входят такие документы, как:

  • заявление о согласии на проведение и рассмотрение личных данных;
  • заявление о согласии на проверку и обработку персональных данных;
  • отчет о результатах выполнения программы развития за год;
  • выписка из решения о рассмотрении этого отчета;
  • справка об отсутствии судимости;
  • любые дополнительные документы на усмотрение руководителя.

Не допускаются к оценке те кандидаты или руководители, которые предоставили документы с нарушением сроков или не в полном объеме.

Кто освобожден от прохождения

В соответствии с ФЗ № 273-ФЗ и Приказом Минобрнауки России от 16.03.2015 № 240, не подлежат проверке руководители:

  • назначенные президентом или правительством;
  • проработавшие менее 1 года;
  • беременные женщины;
  • женщины в декрете.

Результаты аттестации

Неучастие в собеседовании равняется провалу оценивания. Также может быть получен отрицательный результат при прохождении оценки. В этом случае кандидат или глава образовательной организации признается не прошедшим проверку.

При положительном результате руководитель может:

  • быть назначен на должность;
  • включен в кадровый резерв;
  • либо подтверждается соответствие занимаемой должности.

Аттестация по промышленной безопасности руководителей и специалистов

Аттестация по промбезопасности руководителей и специалистов образовательных учреждений не предусмотрена. Она не проводится, поскольку такая проверка необходима только для сотрудников опасных производств, строительных либо промышленных объектов.

МИОО: аттестация руководителей и кандидатов

МИОО — Московский институт открытого образования позволяет на своем сайте ознакомиться с порядком проведения аттестации, установленном в Москве. Проведение аттестации может быть личным решением действующего руководителя образовательного учреждения. В этом случае можно подать заявку и документы онлайн. Департамент образования города Москвы (аттестация руководителей) покажет в режиме видеотрансляций, как проходят заседания Аттестационной комиссии Департамента.

Директор школы должен обладать множеством навыков, умений и знаний. Ему необходимо уметь общаться с детьми, их родителями, педагогами разных возрастов и квалификации, представителями администрации региона. Хороший руководитель знает правовые аспекты работы школы и способен оперативно разрешить конфликтные ситуации. Чтобы определить, насколько человек отвечает всем необходимым требованиям, проводится аттестация. Расскажем, в каких ситуациях необходима проверка, как она проходит и как к ней подготовиться.

Когда и для чего проводится аттестация директоров

Директор школы должен постоянно развиваться. Ему важно разбираться в современных технологиях, следить за изменениями законодательства (причем не только в сфере образования), хорошо понимать финансовые и экономические аспекты деятельности учебного учреждения. Поэтому аттестация – обязательная процедура, которая способствует профессиональному развитию руководителя и поддерживает его авторитет, повышает уровень теоретической подготовки.

Существует три ситуации, в которых проводится проверка:

  • Период трудоустройства – проходят все претендующие на должность соискатели.
  • Оценка на соответствие должности – проводится в первый год работы.
  • Квалификационная проверка – не менее одного раза в пять лет.

Прежде чем руководитель образовательного учреждения займет свой пост, ему необходимо доказать, что он соответствует всем предъявляемым к должности требованиям. Существуют профстандарты и квалификационные справочники, в которых подробно описано, какими навыками и умениями должен обладать будущий директор, какие у него должны быть образование и опыт. На этом этапе можно оценить знания кандидата и проверить, соответствует ли он предъявляемым к должности требованиям.

В первый год работы новоиспеченному директору придется подтвердить свою квалификацию и пройти еще одну аттестацию – на соответствие занимаемой должности.

В дальнейшем руководителей проверяют не реже одного раза в пять лет. Это стимулирует профессиональный рост руководителей и повышает эффективность их работы.

Некоторые руководители освобождены от аттестации:

  • беременные и находящиеся в декретном отпуске женщины (после выхода на работу проверку можно проводить только через год);
  • назначенные правительством или президентом;
  • проработавшие меньше года.

Как проходит аттестация

Порядок проведения каждый учредитель школы определяет самостоятельно. Учредителем может быть российское правительство, министерство просвещения, министерство культуры, региональный орган управления образования. Ведомство предварительно издает документ, устанавливающий этапы и содержание процедуры.

Аттестация проходит следующим образом:

  • Создается аттестационная комиссия (ее состав определяет учредитель).
  • Составляется перечень кандидатов на должность или уже действующих руководителей школ.
  • Утверждается список вопросов для тестирования и график проведения мероприятий.
  • Комиссии представляют все необходимые документы и материалы.
  • Соискателю на должность или действующему директору сообщают о предстоящем собеседовании за неделю по почте или по телефону, а с приказом о проведении и процедурой он должен быть ознакомлен за месяц (или за две недели в случае с кандидатом на должность).
  • Тестирование в письменном виде примерно на 50 вопросов (от него освобождают победителей конкурсов федерального уровня).
  • Собеседование в устной форме (если результат тестирования отрицательный, к этому этапу сотрудника/кандидата не допускают).

Если действующий директор не сможет явиться на аттестацию, он должен сообщить об этом минимум за три дня до мероприятия. Если же заседание будет пропущено без уважительной причины, возможно вынесение дисциплинарного взыскания.

Свои выводы члены комиссии фиксируют в экспертной справке, которая и становится основанием для вынесения вердикта.

После получения положительного результата кандидат может быть назначен на должность или включен в кадровый резерв, а действующий руководитель подтверждает соответствие занимаемой должности.

Какие документы нужны для аттестации директора

Поскольку каждый учредитель сам устанавливает порядок прохождения проверки, необходимый перечень документов может различаться. Как правило, для проверки представляют:

  • заявление о согласии на проведение проверки и рассмотрение представленных сведений;
  • заявление о согласии на обработку персональных данных;
  • отчет о выполненной за год программе и выписку из решения о рассмотрении отчета;

Отчет о выполненной в течение года работе чаще всего должен сопровождаться отзывом. Его подписывает, а иногда и формирует курирующий школу заместитель начальника местного управления образования. В отзыв включают общие сведения о руководителе (в том числе о его личностных качествах) и школе, о допущенных в ходе работы ошибках и их причинах. Также в отзыв добавляют всестороннюю оценку профессиональной деятельности работника.

Для оценки сотрудника могут понадобиться и дополнительные документы, и главное, чтобы они были представлены вовремя и в полном объеме. В противном случае аттестация может не состояться. В большинстве регионов допускается прием документов в электронной форме.

Кандидат на должность должен также представить документ об образовании, трудовую книжку (или другой документ об опыте работы), документ о повышении квалификации. При наличии нужно добавить к этому списку результат прошлой аттестации, отзыв с предыдущего места работы и любые другие важные, по мнению соискателя, материалы.

Как подготовиться к аттестации

Во-первых, и кандидату на должность, и уже действующему руководителю нужно подготовить все необходимые для аттестации документы. Комиссии понадобятся как оригиналы, так и копии, поэтому сделать их лучше заблаговременно.

Во-вторых, необходима подготовка к тестированию – результат будет считаться положительным при правильных ответах минимум на 2/3 вопросов. Как правило, проверяются знания в части:

  • законов и правовых актов РФ, основ гражданского, бюджетного, трудового, налогового законодательства;
  • приоритетных направлений развития системы образования;
  • теории управления образовательными организациями;
  • знания порядка принятия решений по управленческим вопросам, квалификационных требований к должностям работников школы;
  • понимания основ финансового планирования и аудита.

В-третьих, важна подготовка к собеседованию. Для него нужно подготовить доклад о своей профессиональной деятельности и наиболее значимых результатах. Комиссия прослушает доклад и при необходимости задаст уточняющие вопросы. Также будут оценены деловые качества, уровень профессиональной подготовки, потенциальные возможности и эффективность управления школой.

Какие изменения в аттестации директоров могут быть

В частности, так проходит московский двухэтапный вариант проверки:

  • Компьютерное тестирование, которое длится один час. Оно включает в себя теоретические и практические вопросы (всего их 40). Вопросы составлены так, чтобы комиссия смогла оценить управленческие компетенции действующего или потенциального руководителя. Заучить ответы на все вопросы в процессе подготовки невозможно, система автоматически формирует уникальную подборку заданий. При успешном прохождении теста директор допускается ко второму этапу аттестации.
  • Собеседование с комиссией, в которую входят ученые, опытные педагоги, журналисты, общественные деятели, родители, представители профсоюза. Члены комиссии могут задавать вопросы о деятельности директора и оценивать его управленческие решения, которые отображены в аттестационной справке. Этот документ формируется автоматически на базе электронного портфолио. Решение комиссия принимает путем тайного голосования.

Отдельно стоит сказать об открытости, с которой проходит собеседование - трансляцию заседания комиссии можно смотреть онлайн или увидеть ее позже, в архиве записей. Однако, насколько необходимо выкладывать запись на всеобщее обозрение - с этической точки зрения вопрос как минимум спорный.

Отметим, что московским директорам намного проще готовиться к аттестации без отрыва от основной работы: все данные для справок формируются автоматически из специальных информационных систем, а материалы для подготовки можно найти на сайте Московского центра развития кадрового потенциала образования.

Предварительная и регулярная аттестация директоров школ – важная процедура, которая позволит не только проверить одного работника, но и повысить эффективность работы всего образовательного учреждения.

Оригинальная статья размещена здесь.

Чтобы быть в курсе последних новостей из мира образования, подписывайтесь на наш Telegram-канал .

Взять и выучиться на директора школы

Любой директор — немного Змей-Горыныч

В результате серии интервью с директорами наиболее успешных российских школ исследователи выяснили, какими ценностями они руководствуются в своей работе. Общее ядро составили шесть ценностей: образовательное лидерство, профессионализм, развитие, решительность, партнерство, гуманизм. Причем первые три, как показал онлайн-опрос широкой педагогической аудитории, были признаны лидирующими.


  • Сопоставив три получившиеся фигуры по площади, мы можем определить, в какой из трех ролей директор школы чувствует себя наиболее уверенно; кто он больше — учитель или администратор, администратор или руководитель.
  • Рассмотрев расположение фигуры на графике, мы выясняем, какие ценности в данной роли являются доминирующими: скажем, в роли педагога ты смелый и решительный гуманист, которому при этом не хватает лидерства и саморазвития. При этом как администратор ты высоко себя оцениваешь по уровню лидерства и профессионализма, а вот как руководителю тебе этих черт не хватает, и т. д.

В ближайшем будущем исследователи разработают специальные тесты, которые позволят директору школы раскрыть свои основные черты через объективные суждения, кейсы и решения. Тогда респондент сможет получить ответ в виде наглядной диаграммы, а возможно, и в виде рекомендации по самосовершенствованию. Пройти тесты можно будет в любое время на специализированном сайте — как сейчас проходят IQ-тесты.

При оценке руководителя по каждой из трех ролей составляется отдельная диаграмма. В углах каждого из шестигранников — шесть базовых ценностей руководителя. В результате теста мы получим данные, по которым сможем построить фигуры, характеризующие компетентности руководителя в рамках каждой роли; они являются источником разнообразной информации о компетентностях руководителей.

Инструмент самооценки и развития школы

Матрица компетентностей директора школы. Краткая версия


В полной версии матрицы каждая компетентность представлена в виде набора индикаторов — патернов поведения, в которых вы можете узнать себя и оценить степень самореализации в каждой составляющей целостного образа эффективного директора школы. Для примера приведем индикаторы по двум позициям матрицы:

97 1-2.jpg

Директор школы должен обладать множеством навыков, умений и знаний. Ему необходимо уметь общаться с детьми, их родителями, педагогами разных возрастов и квалификации, представителями администрации региона. Хороший руководитель знает правовые аспекты работы школы и способен оперативно разрешить конфликтные ситуации. Чтобы определить, насколько человек отвечает всем необходимым требованиям, проводится аттестация. Расскажем, в каких ситуациях необходима проверка, как она проходит и как к ней подготовиться.

Когда и для чего проводится аттестация директоров

Директор школы должен постоянно развиваться. Ему важно разбираться в современных технологиях, следить за изменениями законодательства (причем не только в сфере образования), хорошо понимать финансовые и экономические аспекты деятельности учебного учреждения. Поэтому аттестация – обязательная процедура, которая способствует профессиональному развитию руководителя и поддерживает его авторитет, повышает уровень теоретической подготовки.

Существует три ситуации, в которых проводится проверка:

  1. Период трудоустройства – проходят все претендующие на должность соискатели.
  2. Оценка на соответствие должности – проводится в первый год работы.
  3. Квалификационная проверка – не менее одного раза в пять лет.

Прежде чем руководитель образовательного учреждения займет свой пост, ему необходимо доказать, что он соответствует всем предъявляемым к должности требованиям. Существуют профстандарты и квалификационные справочники, в которых подробно описано, какими навыками и умениями должен обладать будущий директор, какие у него должны быть образование и опыт. На этом этапе можно оценить знания кандидата и проверить, соответствует ли он предъявляемым к должности требованиям.

В первый год работы новоиспеченному директору придется подтвердить свою квалификацию и пройти еще одну аттестацию – на соответствие занимаемой должности.

В дальнейшем руководителей проверяют не реже одного раза в пять лет. Это стимулирует профессиональный рост руководителей и повышает эффективность их работы.

Некоторые руководители освобождены от аттестации:

  • беременные и находящиеся в декретном отпуске женщины (после выхода на работу проверку можно проводить только через год);
  • назначенные правительством или президентом;
  • проработавшие меньше года.

Как проходит аттестация

Порядок проведения каждый учредитель школы определяет самостоятельно. Учредителем может быть российское правительство, министерство просвещения, министерство культуры, региональный орган управления образования. Ведомство предварительно издает документ, устанавливающий этапы и содержание процедуры.

Аттестация проходит следующим образом:

  1. Создается аттестационная комиссия (ее состав определяет учредитель).
  2. Составляется перечень кандидатов на должность или уже действующих руководителей школ.
  3. Утверждается список вопросов для тестирования и график проведения мероприятий.
  4. Комиссии представляют все необходимые документы и материалы.
  5. Соискателю на должность или действующему директору сообщают о предстоящем собеседовании за неделю по почте или по телефону, а с приказом о проведении и процедурой он должен быть ознакомлен за месяц (или за две недели в случае с кандидатом на должность).
  6. Тестирование в письменном виде примерно на 50 вопросов (от него освобождают победителей конкурсов федерального уровня).
  7. Собеседование в устной форме (если результат тестирования отрицательный, к этому этапу сотрудника/кандидата не допускают).

Если действующий директор не сможет явиться на аттестацию, он должен сообщить об этом минимум за три дня до мероприятия. Если же заседание будет пропущено без уважительной причины, возможно вынесение дисциплинарного взыскания.

Свои выводы члены комиссии фиксируют в экспертной справке, которая и становится основанием для вынесения вердикта.

После получения положительного результата кандидат может быть назначен на должность или включен в кадровый резерв, а действующий руководитель подтверждает соответствие занимаемой должности.

Институт новых технологий в образовании предлагает педагогам обучение по программам в соответствии ФГОС в любое удобное время. Получите диплом за 3 месяца. Обучение полностью дистанционное. Успейте подать заявку по акционной стоимости! Программы профессиональной переподготовки и повышения квалификации.

Какие документы нужны для аттестации директора

Поскольку каждый учредитель сам устанавливает порядок прохождения проверки, необходимый перечень документов может различаться. Как правило, для проверки представляют:

  • заявление о согласии на проведение проверки и рассмотрение представленных сведений;
  • заявление о согласии на обработку персональных данных;
  • отчет о выполненной за год программе и выписку из решения о рассмотрении отчета;

Отчет о выполненной в течение года работе чаще всего должен сопровождаться отзывом. Его подписывает, а иногда и формирует курирующий школу заместитель начальника местного управления образования. В отзыв включают общие сведения о руководителе (в том числе о его личностных качествах) и школе, о допущенных в ходе работы ошибках и их причинах. Также в отзыв добавляют всестороннюю оценку профессиональной деятельности работника.

Для оценки сотрудника могут понадобиться и дополнительные документы, и главное, чтобы они были представлены вовремя и в полном объеме. В противном случае аттестация может не состояться. В большинстве регионов допускается прием документов в электронной форме.

Кандидат на должность должен также представить документ об образовании, трудовую книжку (или другой документ об опыте работы), документ о повышении квалификации. При наличии нужно добавить к этому списку результат прошлой аттестации, отзыв с предыдущего места работы и любые другие важные, по мнению соискателя, материалы.

Как подготовиться к аттестации

Во-первых, и кандидату на должность, и уже действующему руководителю нужно подготовить все необходимые для аттестации документы. Комиссии понадобятся как оригиналы, так и копии, поэтому сделать их лучше заблаговременно.

Во-вторых, необходима подготовка к тестированию – результат будет считаться положительным при правильных ответах минимум на 2/3 вопросов. Как правило, проверяются знания в части:

  • законов и правовых актов РФ, основ гражданского, бюджетного, трудового, налогового законодательства;
  • приоритетных направлений развития системы образования;
  • теории управления образовательными организациями;
  • знания порядка принятия решений по управленческим вопросам, квалификационных требований к должностям работников школы;
  • понимания основ финансового планирования и аудита.

В-третьих, важна подготовка к собеседованию. Для него нужно подготовить доклад о своей профессиональной деятельности и наиболее значимых результатах.

Комиссия прослушает доклад и при необходимости задаст уточняющие вопросы. Также будут оценены деловые качества, уровень профессиональной подготовки, потенциальные возможности и эффективность управления школой.

Какие изменения в аттестации директоров могут быть

В частности, так проходит московский двухэтапный вариант проверки:

  1. Компьютерное тестирование, которое длится один час. Оно включает в себя теоретические и практические вопросы (всего их 40). Вопросы составлены так, чтобы комиссия смогла оценить управленческие компетенции действующего или потенциального руководителя. Заучить ответы на все вопросы в процессе подготовки невозможно, система автоматически формирует уникальную подборку заданий. При успешном прохождении теста директор допускается ко второму этапу аттестации.
  2. Собеседование с комиссией, в которую входят ученые, опытные педагоги, журналисты, общественные деятели, родители, представители профсоюза. Члены комиссии могут задавать вопросы о деятельности директора и оценивать его управленческие решения, которые отображены в аттестационной справке. Этот документ формируется автоматически на базе электронного портфолио. Решение комиссия принимает путем тайного голосования.

Отдельно стоит сказать об открытости, с которой проходит собеседование - трансляцию заседания комиссии можно смотреть онлайн или увидеть ее позже, в архиве записей. Однако, насколько необходимо выкладывать запись на всеобщее обозрение - с этической точки зрения вопрос как минимум спорный.

Отметим, что московским директорам намного проще готовиться к аттестации без отрыва от основной работы: все данные для справок формируются автоматически из специальных информационных систем, а материалы для подготовки можно найти на сайте Московского центра развития кадрового потенциала образования.

Предварительная и регулярная аттестация директоров школ – важная процедура, которая позволит не только проверить одного работника, но и повысить эффективность работы всего образовательного учреждения.

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.


Программа разработана совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Продукты и услуги Информационно-правовое обеспечение ПРАЙМ Документы ленты ПРАЙМ Приказ Министерства просвещения РФ от 14 декабря 2018 г. № 308 "Об утверждении порядка и сроков проведения аттестации кандидатов на должность руководителя и руководителя образовательной организации, подведомственной Министерству просвещения Российской Федерации”


Обзор документа

Приказ Министерства просвещения РФ от 14 декабря 2018 г. № 308 "Об утверждении порядка и сроков проведения аттестации кандидатов на должность руководителя и руководителя образовательной организации, подведомственной Министерству просвещения Российской Федерации”

Утвердить прилагаемые Порядок и сроки проведения аттестации кандидатов на должность руководителя и руководителя образовательной организации, подведомственной Министерству просвещения Российской Федерации.

Министр О.Ю. Васильева

УТВЕРЖДЕНЫ
приказом Министерства просвещения
Российской Федерации
от 14 декабря 2018 г. № 308

Порядок
и сроки проведения аттестации кандидатов на должность руководителя и руководителя образовательной организации, подведомственной Министерству просвещения Российской Федерации

I. Общие положения

1. Настоящие Порядок и сроки проведения аттестации кандидатов на должность руководителя и руководителя образовательной организации, находящейся в ведении Министерства просвещения Российской Федерации (далее - Порядок), определяют процедуру проведения аттестации кандидатов (кандидата) на должность руководителя и руководителя образовательной организации, находящейся в ведении Министерства просвещения Российской Федерации, и сроки ее проведения (далее соответственно - аттестация, кандидаты, руководители образовательных организаций, Министерство).

2. Аттестация проводится в целях повышения эффективности подбора и расстановки руководителей образовательных организаций, а также оценки знаний и квалификации кандидатов для назначения на должность руководителя образовательной организации.

3. Аттестация руководителя образовательной организации проводится в целях подтверждения соответствия занимаемой им должности и стимулирования его профессионального роста.

4. Аттестация руководителей образовательных организаций проводится не менее одного раза в период срока действия трудового договора.

5. Аттестации подлежат:

а) кандидаты на должность руководителя образовательной организации;

б) руководители образовательных организаций.

6. Аттестации не подлежат руководители образовательных организаций:

а) проработавшие в занимаемой должности менее одного года;

б) беременные женщины;

в) женщины, находящиеся в отпуске по беременности и родам (их аттестация проводится не ранее чем через год после выхода из отпуска);

г) лица, находящиеся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет (их аттестация проводится не ранее чем через год после выхода из отпуска).

Аттестация лица, назначенного временно исполняющим обязанности руководителя, не проводится.

II. Функции, полномочия, состав и порядок работы Аттестационной комиссии

7. Для проведения аттестации Министерство создает Аттестационную комиссию по проведению аттестации кандидатов на должность руководителя и руководителей образовательных организаций (далее - Аттестационная комиссия).

8. Аттестационная комиссия действует на общественных началах.

9. Основными принципами деятельности Аттестационной комиссии являются компетентность, объективность, гласность, независимость, соблюдение норм профессиональной этики.

10. Состав Аттестационной комиссии утверждается приказом Министерства.

В состав Аттестационной комиссии входят представители Министерства, представители иных федеральных органов государственной власти, представители органов государственной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого расположена образовательная организация, представители общественных организаций, представители профсоюзных организаций (при наличии), представители иных органов и организаций. Количество членов Аттестационной комиссии должно быть не менее 15 человек.

Представитель органов государственной власти субъекта Российской Федерации принимает участие при рассмотрении кандидатуры на должность руководителя образовательной организации, расположенной на территории данного субъекта Российской Федерации.

11. Председателем Аттестационной комиссии является Министр просвещения Российской Федерации.

Председатель Аттестационной комиссии осуществляет общее руководство деятельностью Аттестационной комиссии, председательствует на ее заседаниях, организует работу Аттестационной комиссии, осуществляет общий контроль за реализацией принятых решений, распределяет обязанности между членами Аттестационной комиссии.

В случае отсутствия председателя Аттестационной комиссии функции председателя Аттестационной комиссии в полном объеме исполняет заместитель председателя Аттестационной комиссии.

Заместителем председателя является заместитель Министра просвещения Российской Федерации. В отсутствие председателя Аттестационной комиссии обязанности председателя исполняет его заместитель, на которого возложены обязанности председателя Аттестационной комиссии.

Ответственным секретарем Аттестационной комиссии является представитель Министерства.

Ответственный секретарь Аттестационной комиссии готовит материалы и проекты решений Аттестационной комиссии, обеспечивает направление решений Аттестационной комиссии в образовательные организации, кандидату на должность руководителя и руководителю образовательной организации.

12. Методическое и организационно-техническое обеспечение деятельности Аттестационной комиссии осуществляет структурное подразделение Министерства, на которое возложены указанные функции.

13. Аттестационная комиссия:

а) формирует график рассмотрения кандидатов на должность руководителя и руководителей, подлежащих аттестации;

б) осуществляет подготовку документов для работы Аттестационной комиссии;

в) запрашивает у кандидатов (кандидата) на должность руководителя, руководителя образовательной организации, а также соответствующих организаций необходимые документы, материалы и информацию;

г) осуществляет анализ представленных материалов в отношении кандидатов (кандидата) на должность руководителя и руководителя образовательной организации, в том числе проверяет их соответствие квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, по соответствующим должностям руководителей образовательных организаций и (или) профессиональным стандартам, отсутствие оснований, препятствующих занятию педагогической деятельностью, и ограничений на занятие трудовой деятельностью в сфере образования, проводит всестороннюю и объективную оценку кандидатов на должность руководителя образовательной организации;

д) проводит аттестацию кандидатов на должность руководителя образовательной организации;

е) проводит аттестацию руководителей образовательных организаций.

14. Аттестационная комиссия имеет право:

а) запрашивать у кандидатов (кандидата) на должность руководителя, руководителя образовательной организации, а также соответствующих организаций необходимые документы, материалы и информацию;

б) определять сроки представления запрашиваемых документов, материалов и информации.

15. Основной формой деятельности Аттестационной комиссии являются заседания.

О месте, дате и времени проведения заседания Аттестационной комиссии ее члены уведомляются секретарем.

Заседание Аттестационной комиссии считается правомочным, если на нем присутствует не менее половины от общего числа ее членов.

16. Решения Аттестационной комиссии принимаются открытым голосованием простым большинством голосов присутствующих на заседании. В случае равенства голосов принятым считается решение, за которое проголосовал председательствующий на заседании Аттестационной комиссии. По предложению членов Аттестационной комиссии решение может быть принято путем тайного голосования.

17. Решения Аттестационной комиссии оформляются протоколами, которые подписываются председателем Аттестационной комиссии или его заместителем, председательствовавшим на заседании Аттестационной комиссии, и ответственным секретарем Аттестационной комиссии.

Член Аттестационной комиссии, который не согласен с принятым решением, имеет право в письменном виде изложить свое особое мнение, которое прилагается к протоколу заседания Аттестационной комиссии.

18. Решения Аттестационной комиссии, принятые по кандидатам на должность руководителя образовательной организации или руководителю образовательной организации, в виде выписки из протокола в течение 7 рабочих дней со дня заседания Аттестационной комиссии направляются в образовательную организацию, а также кандидату на должность руководителя или руководителю образовательной организации.

III. Проведение аттестации

19. Предложения по кандидатам (кандидату) на должность руководителя образовательной организации и материалы по ним представляются в Аттестационную комиссию структурным подразделением Министерства, осуществляющим кадровую политику, по согласованию со структурным подразделением Министерства, осуществляющим координацию деятельности образовательной организации.

Предложения по кандидатам и материалы должны быть представлены в Аттестационную комиссию не позднее чем за 60 календарных дней до истечения срока полномочий действующего руководителя образовательной организации (при досрочном прекращении его полномочий - в течение 15 рабочих дней) или в сроки, установленные Министерством.

20. Комплект материалов представляется в Аттестационную комиссию непосредственно или кандидатом, или руководителем образовательной организации, или уполномоченным им лицом в сроки, установленные Министерством, и должен включать:

заявление кандидата с просьбой о проведении его аттестации и рассмотрении его документов (с указанием контактного телефона, адреса места жительства, электронной почты, прилагаемых документов);

заявление кандидата о согласии на проверку представленных сведений и обработку его персональных данных;

сведения о кандидате (приложение к Порядку);

предложения кандидата по реализации программы развития соответствующей образовательной организации, а также основные положения программы кандидата на должность руководителя образовательной организации (не более 2-х страниц);

справку о наличии (отсутствии) судимости;

согласие соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных или муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов (при необходимости);

заверенные копии документов о соответствующем уровне образования и (или) квалификации, ученой степени, ученом звании;

сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруга (супруги) и несовершеннолетних детей, а также заверенную копию свидетельства ИНН;

дополнительные документы по усмотрению кандидатов.

Документы оформляются на русском языке.

21. Для аттестации руководителя к комплекту документов, указанному в пункте 20 настоящего Порядка, дополнительно представляются отчет руководителя образовательной организации и предложения по реализации программы развития образовательной организации.

22. Кандидаты на должность руководителя и руководители образовательных организаций, документы и материалы по которым поступили не в полном объеме позднее установленных сроков или замечания по документам и материалам которых не были устранены в установленный срок, к аттестации не допускаются.

23. О месте, дате и времени заседания Аттестационной комиссии кандидаты и руководитель образовательной организации, подлежащий аттестации, уведомляются по почте или электронной почте не позднее чем за 7 рабочих дней до проведения аттестации.

24. Аттестация осуществляется по результатам анализа представленных материалов и проходит в форме собеседования.

При аттестации руководителя организации оцениваются его профессиональная деятельность, соответствие квалификационным требованиям, предъявляемым к должностным обязанностям в соответствии с квалификационными характеристиками, установленными законодательством Российской Федерации, профессиональной компетентности, и результаты работы за период с момента назначения на должность или последней аттестации.

26. По результатам аттестации комиссия принимает одно из следующих решений:

а) о признании кандидата или руководителя прошедшим аттестацию и рекомендации Министерству назначить кандидата на должность руководителя образовательной организации;

б) о признании кандидата или руководителя не прошедшим аттестацию;

в) о признании кандидата прошедшим аттестацию и его включении в кадровый резерв Министерства для замещения должностей руководителей образовательных организаций.

27. Кандидаты на должность руководителя и руководитель образовательной организации, получившие отрицательные результаты при прохождении аттестации, допускаются к аттестации не ранее чем через один год с момента принятия Аттестационной комиссией решений.

Приложение
к Порядку и срокам проведения аттестации
кандидатов на должность руководителя
и руководителя образовательной организации,
подведомственной Министерству
просвещения Российской Федерации,
утвержденным приказом Министерства
просвещения Российской Федерации
от 14 декабря 2018 г. № 308

СВЕДЕНИЯ О КАНДИДАТЕ

(Ф.И.О. (при наличии) кандидата на должность руководителя образовательной организации)

1. Число, месяц, год и место рождения.

2. Сведения об образовании:

наименование образовательной организации, год ее окончания, а также наименование направления подготовки, специальности, квалификации.

3. Сведения о присуждении ученых степеней с указанием тем диссертаций и даты их присуждения, номеров соответствующих документов (при наличии).

4. Сведения о присвоении ученых званий с указанием даты их присвоения и номеров соответствующих документов (при наличии).

5. Сведения о прохождении повышения квалификации, профессиональной переподготовки.

6. Тематика и количество научных работ.

7. Сведения о наградах, почетных званиях.

8. Владение иностранными языками.

9. Сведения об участии в выборных органах государственной власти, муниципального управления.

10. Сведения о работе.

11. Сведения о стаже и характере управленческой, а также научно-педагогической деятельности.

12. Позиция исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации (при наличии).

13. Рекомендации структурного подразделения Министерства, выдвинувшего кандидатуру.

Ознакомлен и подтверждаю ________ _________________________________
(подпись) (фамилия, имя, отчество (при наличии) кандидата)

Обзор документа

Минпросвещения определило, как аттестуются руководители подведомственных образовательных организаций и кандидаты на эту должность. Аттестация проводится не менее одного раза в период срока действия трудового договора. От нее освобождаются:

- проработавшие в занимаемой должности менее одного года;

- декретницы и лица, находящиеся в отпуске по уходу за ребенком до 3 лет (их аттестация проводится не ранее чем через год после выхода из отпуска);

- временно исполняющие обязанности руководителя.

Прописаны полномочия, состав и порядок работы аттестационной комиссии.

Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ:

Читайте также: