Что должен делать ученик воскресной школы

Обновлено: 06.07.2024

1.1. Церковно-приходская Воскресная школа является начальной формой религиозного образования. Воскресная школа призвана помочь каждому верующему или стремящемуся к вере человеку стать сознательным христианином, живым членом Церкви Христовой. Воскресная школа способствует становлению приходской общины, как духовно-культурная среда является чрезвычайно важной ступенью духовного становления человека, помогающей преодолеть разрыв между Церковью и обществом.

1.2. Воскресная школа является структурным подразделением Храма Благовещения Пресвятой Богородицы г. Колы со своим Положением и внутренним распорядком, выполнение которых обязательно для всех преподавателей, учеников и их родителей.

1.3. Место нахождения и почтовый адрес Воскресной школы: 184361 Мурманская обл., г. Кола, ул. Победы, д.17.

II. Цели и задачи.

2.1. Воскресная школа является добровольной организацией. Основной целью деятельности, которой является обучение детей основам православной веры. Духовное образование является средством воцерковления, поэтому основным для воспитанников Воскресной школы становится участие в богослужении, в таинствах Исповеди и Причастия.
2.2. Задачами деятельности Воскресной школы являются:

· формирование православных представлений о Боге, мире, человеке, о себе;

· изучение Закона Божия;

· понимание догматов Церкви;

· изучение Истории Русской Православной Церкви;

· разъяснение воспитанникам содержания и смысла церковного богослужения;

· разъяснение нравственных установок во всем многообразии их приложения к современной жизни;

· воспитание любви к ближним, навыка милосердия;

· формирование у воспитанников правильного отношения к сокровищам православной культуры.

III. Правила приема.

3.1. В Воскресную школу принимаются дети с 5 до 16 лет.

3.2. Срок обучения 7 лет. В Воскресной школе есть подготовительная группа (2 года до начала обучения) и юношеская группа (после курса обучения).

3.3. Прием в Воскресную школу осуществляется в течение всего учебного года.

3.4. Родители, желающие обучать ребенка в Воскресной школе должны:

  • написать заявление на имя директора;
  • знать и выполнять Положение Воскресной школы.

IV. Управление Воскресной Школой.

4.1. Директором Воскресной школы является священнослужитель Храма Благовещения Пресвятой Богородицы г. Колы, назначаемый настоятелем Храма.

4.2. Заместитель директора Воскресной школы назначается настоятелем Храма.

4.3. Без благословения директора Воскресной школы Педагогический Совет, Родительский Комитет, учащиеся, самостоятельно важных решений не принимают.

4.4. Педагогический Совет состоит из педагогов Воскресной школы и занимается разработкой и планированием учебно-воспитательного процесса.

4.5. В начале каждого учебного года на общем родительском собрании из числа желающих избирается Родительский Комитет, который совместно с педагогами занимается и отвечает за подготовку и организацию всех проводимых мероприятий: паломнические поездки, дежурство по Воскресной школе, уборка территории, праздничные концерты, поиск новых форм работы школы и другое.

V. Права и обязанности ученика Воскресной школы.

5.1. Учеником Воскресной школы может стать любой желающий, согласный подчиняться Положению и действующим Правилам.

5.2.Обязанности ученика:

• Ученик школы руководствуется в своей жизни Божьим Словом, Священным и Церковным Преданиями.

• Свои отношения с ближними строит на основе христианской морали, любви и взаимного уважения.

• Уважает и соблюдает Церковный Устав, Положение и Правила Воскресной школы.

• Старается не пропускать занятий и использовать полученные в Воскресной школе знания для своего духовного роста.

• Ответственно относится к возложенным на него задачам.

• Подчиняется решениям руководства Воскресной школы и законам Российской Федерации.

• Участвует в Церковных Богослужениях и Таинствах.

• Активно участвует во всех общешкольных мероприятиях.

5.3. Права ученика:

Ученик имеет право:

• На собственное мнение по любому светскому и религиозному вопросу.

• Из всех форм активности школы самостоятельно выбирать приемлемую для себя деятельность, исходя из собственных предпочтений, умственных, творческих и физических возможностей, заручившись благословением директора Воскресной школы.

• Общаться с представителями других конфессий и религий.

VI. Преподавательский состав.

6.1.Преподавательский коллектив ведет непосредственно преподавательскую деятельность, а так же принимает активное участие в жизни Воскресной школы, участвует в паломнических поездках, праздничных и выездных мероприятиях и состоит из:

• священнослужителей Храма Благовещения Пресвятой Богородицы г. Колы;

• педагогов, имеющих специальное образование.

6.2. Права педагога Воскресной школы:

· участвовать в жизни Воскресной школы;

· самостоятельно определять формы и методы своей учебной и воспитательной работы, при условии, что избранные формы и методы дают положительные конечные результаты;

6.3. Обязанности педагога Воскресной школы:

· уважать в каждом ученике христианина и человека. Свои отношения с учеником строить на основе Евангельских заповедей и любви к ближнему;

· согласовывать программу курса и способ обучения с директором Воскресной школы. Предоставлять календарно-тематическое планирование на утверждение директору Воскресной школы не позднее 01 сентября нового учебного года;

· своим поведением и образом жизни стремиться максимально соответствовать христианским идеалам;

· посещать все общешкольные мероприятия;

· использовать все доступные современные образовательные технологии;

· выполнять требования Положения Воскресной школы, должностную инструкцию педагога Воскресной школы;

· повышать свою квалификацию;

· по всем спорным вопросам обращаться к директору Воскресной школы.

VII. Возрастные группы.

7.1.Ученики Воскресной Школы разделяются на возрастные группы:

· подготовительная группа: 5-7 лет;

· 3 класс: 9-10 лет;

· 4 класс: 10-11 лет;

· 5 класс:11-12 лет;

· 6 класс:12-13 лет;

· 7 класс:13-14 лет;

· юношеская группа: 14-16 лет;

· взрослая группа: от 16 лет.

VIII. Организация учебного процесса.

8.1.Образовательный процесс в воскресной школе регламентируется учебным планом разрабатываемым в соответствии с учебным планом, утвержденным Отделом религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви.

8.2.Занятия начинаются в первую субботу после 14 сентября и заканчиваются в последнее воскресенье мая. Перед началом и по окончании учебного года служатся соответствующие молебны.

8.3. Во время учебного года занятия не проводятся с 1 по 14 января (Рождественские каникулы), в Страстную и Светлую седмицы.

8.4. Продолжительность учебного занятия – 35 минут, перемены-10 минут.

8.5. Занятия проводятся по группам. Расписание занятий составляется с учетом создания наиболее благоприятного режима труда и отдыха детей, возрастных особенностей и установленных санитарно-гигиенических норм.

8.6. Посещаемость учащихся фиксируется в классном журнале.

8.7. За пропуск занятий без уважительной причины, неоднократное нарушение Правил поведения ученик отчисляется из Воскресной школы.

8.8. Родители, не вмешиваясь в процесс, имеют право присутствовать в классе во время занятий и участвовать в соответствующих формах воспитательной работы.

8.9. Педагоги Воскресной школы самостоятельны в выборе форм проведения занятий или в сочетании различных форм, исходя из требований учебного плана, возрастных особенностей учащихся, реального уровня подготовки учащихся и их духовно-нравственного состояния.

8.10. По благословению директора Воскресной школы ученики могут нести послушания в Храме.

8.11. По итогам учебного года особо отличившиеся ученики награждаются Похвальным листом установленного образца за прилежание в учебе. Решения о награждениях принимает директор Воскресной школы, по представлению педагогического коллектива.

8.12. В конце учебного года в выпускном классе проводится итоговая аттестация учащихся в форме экзамена и выдается свидетельство установленного образца.

8.13. В конце учебного года (во всех классах, кроме выпускного) проводится итоговая аттестация учащихся, в форме собеседования, викторины, конкурса и др.

IX. Внешний вид учащихся и правила поведения.

9.1. Ученики Воскресной школы должны являться на занятия в опрятной одежде, девочки с покровом головы.

9.2. Как каждый христианин, ученик воскресной школы должен, прежде всего, любить всем сердцем Господа и стараться исполнять Его Заповеди.

9.4. Все ученики Воскресной школы находятся в послушании у духовенства и преподавателей.

9.5. Приветствовать священника должно вставанием (легким поклоном). У священника берется благословение. Преподавателя ученики приветствуют вставанием.

9.6. Старшие дети относятся к младшим с любовью, заботой и терпением, являются примером и поддержкой для младших детей. Младшие к старшим – с любовью и уважением.

9.7. Совершенно недопустимо грубость, жестокость, унижение словом или действием, вульгарное или грубое отношение друг к другу, употребление бранных слов или жаргона.

9.8. Уроки начинаются и заканчиваются общей молитвой.

9.9. Для преждевременного ухода с занятий требуется разрешение преподавателя.

9.10. Забирая детей, родители должны предупредить об этом преподавателя.

9.11. При непосещении ребенком Воскресной школы родители должны сообщить о причине его отсутствия куратору класса.

9.12. По возможности все учащиеся Воскресной школы должны присутствовать на Богослужении каждое воскресенье, а так же в праздничные дни.

9.13. Ученики должны соблюдать чистоту и порядок в Воскресной школе.

9.14. Поведение в трапезной:

· к приему пищи все приступают после прочтения общей молитвы;

· во время трапезы всем необходимо соблюдать полную тишину;

· до благодарственной молитвы вставать из-за стола не разрешается.

9.15. Дежурство по Воскресной Школе:

· все родители принимают участие в дежурстве по Воскресной школе;

· дежурные помогают в приготовлении трапезы, в конце занятий убирают учебные классы;

· если по какой-либо причине дежурный не может выйти в свою очередь, ему необходимо заранее предупредить об этом, с целью своевременной замены себя другим дежурным.


24.07.2019 22:26

Документ подготовлен Комиссией по церковному просвещению и деятельности воскресных школ и утвержден Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом по итогам заседания Епархиального совета г. Москвы 16 апреля 2019 года.

Воскресная школа в наше время является неотъемлемой и необходимой частью прихода, ее наиболее перспективной и плодотворной составляющей.

Что же касается новообразованных и строящихся приходов, то именно воскресная школа или группа является одной из фундаментальных основ, помимо, конечно, богослужебной деятельности, на базе которой формируется костяк прихода.

Как показывает практика, динамичнее развиваются и строятся те храмы, в которых организована и налажена работа с детьми и их родителями.

При современном, достаточно широко представленном выборе образовательных и развивающих программ и дисциплин светскими центрами дополнительного образования, различными клубами и секциями, востребованность нравственного и религиозного образования достаточно высока в нашем обществе. Это, с одной стороны, решает проблему с набором детей, с другой, формирует определенные требования и задачи для приходов, обусловленных ожиданиями детей и родителей от занятий в воскресных школах и группах.

Что же ждут от нас дети и родители? Ответы на этот вопрос сформулированы на базе ряда неофициальных опросов, проводимых среди родителей и детей воскресных школ г. Москвы на протяжении нескольких лет.

Прежде всего, того, чтобы занятия не были скучными и однообразными.

Чтобы дети имели возможность регулярного общения со священником. Желательно, чтобы вероучительные предметы вел именно священнослужитель.

Помимо донесения до детей основ православной веры, родители ожидают некоего комплексного и системного обучения. Подобно тому, как это происходит в общеобразовательных школах или серьезных клубных системах. Иными словами, работа воскресной школы или группы сразу же должна создавать впечатление продуманной организации и серьезной работы с детьми и, в дальнейшем, естественно, соответствовать этому.

Итак, первостепенная задача в организации воскресной школы (группы) заключается в продуманном, стабильно действующем духовно-воспитательном, образовательном и досуговом процессе. Недопустимы отмены занятий, бессистемное (не регулярное) их проведение, отсутствие четкого представления конкретных целей, задач и результатов обучения.

Естественно, на пути реализации этих задач возникает ряд проблем, связанных с подбором кадров и наличия материально-технической базы.

Последнее, по крайней мере, на начальном этапе, имеет минимальное значение. Не стоит бояться отсутствия нормального помещения, зала или мультимедийного оборудования.

Трудности новообразованного прихода или не богатого храма — очевидны и всеми понимаемы. Родители, которым приоритетнее наличие хорошей материально-технической базы, не приведут своих детей в такие храмы, они найдут уже более развитые и давно действующие воскресные школы при знаковых храмах или соборах. Так что родители, которые приведут своих детей записываться в воскресную школу в новообразованный, строящийся храм, понимают трудности и готовы их преодолевать вместе со священником. Именно поэтому воскресная школа в таких храмах очень быстро становится опорой для настоятеля во многих аспектах приходской жизни, например, в качестве дежурных в храме, флористов, помощников по уборке храма и территории и проч.

Что же касается подборки преподавателей, то здесь настоятелю стоит быть очень разборчивым и внимательным. Помимо наличия у кандидата на должность педагога воскресной школы документа о религиозном образовании, необходимо, прежде всего, обратить внимание на наличие педагогического таланта, профессиональной и психической адекватности и навыков работы с детьми.

В качестве педагога вероучительных предметов, как на начальном этапе, так и впоследствии, может выступить сам священник (настоятель). Даже если у него нет педагогического опыта при внимательном и рассудительном подходе к своему новому послушанию уже через 2-3 занятия придет некая уверенность и понимание, как и о чем говорить с ребятами. Для женатых священников, имеющих своих детей, весьма пригодится собственный родительский опыт.

Самым главным в организации работы воскресной школы является духовная направленность, ориентирование на помощь вхождения детей и родителей в религиозную и приходскую жизнь. Собственно, именно ради этого и создаются воскресные школы.

Какие предметы преподавать?

Если речь идет о новообразованном приходе и первом наборе в воскресную школу (группу), то вполне достаточно ограничиться 2-3 уроками в воскресный или субботний день продолжительностью не более 30-35 мин, урок творчества — не более 45 мин. или 1 часа (для детей старше 9 лет).

Закон Божий — естественно, главный предмет, что касается других дисциплин, то это зависит от наличия педагогов. Возможно, кто-то из числа родителей учеников воскресной группы (школы) умеет что-то мастерить или делать руками, может быть у кого-то есть художественное образование или кто-то может открыть литературный кружок. Возможно, среди прихожан есть педагог или творческая личность. Так что здесь по ситуации. Но какое-то творческое дополнение к занятиям по Закону Божиему желательно найти сразу. Естественно, предварительно обговорив с будущим педагогом то, чем планируется заниматься с детьми и продумать, как можно было бы связать между собою эти занятия, чтобы получилось некое единое образовательное целое. Возможен вариант подготовки поделок или рисунков, ориентируясь на церковный календарь и проч.

Почему это важно? Потому, что подобные творческие занятия, во-первых, довольно быстро и успешно сплачивают коллектив детей и родителей, совместно вовлекаемых в творческий процесс, во-вторых, что тоже важно, формируется некая презентационная база, визитная карточка воскресной школы. Можно и нужно организовывать выставки поделок, рисунков и проч. Сначала на уровне прихода (храма), а потом заявлять о себе и на более широком уровне. Естественно, священник (духовник) школы должен сдерживать горделивые амбиции детей и родителей, объясняя их подлинное происхождение и научая смирению. Победили — слава Богу, нос не задираем; Бога, родителей и педагогов благодарим. Не победили, слава Господу, что преподал урок смирения, показал, что надо лучше трудиться и меньше строить планов и не заниматься шапкозакидательством! В общем, во всем находить педагогический повод и пример.

Как организовывать учебный процесс и проводить разделение детей по классам или группам?

а) первая (в возрасте 5-7 лет);

в) третья (в возрасте 11-13 лет);

Если в вашей группе детей менее 10 человек, то можно не следовать предложенной возрастной дифференциации, а также самостоятельно определять объем и уровень преподаваемых знаний.

Что же касается продолжительности учебного года в воскресной школе, то он начинается с середины сентября или начала октября и заканчивается в начале мая, обычно празднованием всей школой Пасхи Христовой и дня Победы в Великой Отечественной войне.

Что такое воскресная группа и воскресная школа?

Согласно Положению о деятельности воскресных школ, п. 1.4* (см. Приложение 1, п. 2) в случае отсутствия у религиозной организации необходимых условий для организации воскресной школы ее деятельность осуществляется в формате воскресной группы, являющейся упрощенным видом воскресной школы.

Воскресная школа объединяет в себе несколько возрастных групп (классов), численность которых превышает 10 человек в каждом. У каждого такого класса имеется необходимая материально-техническая база: учебное помещение, оборудованное письменной доской, партами и стульями, наглядными пособиями, мультимедийной техникой и проч. В воскресной школе обязательно должны быть сантехнические комнаты (туалеты) желательно с детскими унитазами и низкими раковинами.

Пункт 2.1.: …Настоящим Стандартом предоставляется возможность воскресным школам самостоятельно определять объем содержания обучения религии и религиозного воспитания при соблюдении обязательного минимума:

Подробнее, какие темы из указанных дисциплин и в каком объеме требуется преподавать детям, можно ознакомиться (в Приложении 1, п. 2)

Об учебниках и учебных пособиях

Конечно, соблазн унифицировать и создать единый комплект ко всем дисциплинам существует, но хочется надеяться, что он будет носить рекомендательный, а не обязательный характер.

В настоящее время при выборе учебных пособий, по которым планируется преподавать вероучительные предметы в воскресной школе, следует ориентироваться на такие пособия, которые входят в перечень рекомендованных и имеющих гриф ОРОиК* (Перечень таких учебников и пособий см. в Приложении 1, п. 6).

А) есть отдельные оборудованные необходимой мебелью и аппаратурой помещения-классы для групповых занятий, кабинеты для занятий творчеством, помещение проведения общешкольных праздников, сантехнические помещения.

Б) количество детей, обучающихся в школе, превысило 10 человек в каждой возрастной группе (классе).

Данный документ регулирует процесс обязательной внутриепархиальной аттестации воскресных школ (для детей) с целью определения ее типа и соответствия требованиям, предъявляемым Стандартом учебно-воспитательной деятельности, реализуемой в воскресных школах (для детей) Русской Православной Церкви.

Целью аттестации воскресной школы является создание единой системы воскресных школ Русской Православной Церкви и включение ее в епархиальный и общецерковный реестр воскресных школ.

Аттестация обязательна для всех воскресных школ. Проводят ее аттестационные комиссии епархиальных отделов религиозного образования по благословению правящего архиерея.

Общецерковный реестр воскресных школ (для детей) будет опубликован на официальном сайте Синодального отдела религиозного образования по итогам епархиальных аттестаций.

Для прохождения церковного лицензирования (аттестации) воскресной школы в г. Москве необходимо подать следующий перечень документов в ОРО г. Москвы:

О лицензировании государственном

Наличие такой поправки гарантирует невмешательство государства в осуществление традиционного, закрепленного Уставом Русской Православной Церкви, права обучать детей и взрослых религии в рамках приходских воскресных школ и групп.

Что, естественно, освобождает от необходимости получать государственную лицензию.

Что же касается возможности трудоустройства педагогов и их социальной защищенности, с учетом получения педагогического стажа и льгот, то сейчас проходит апробацию способ взаимодействия с государственным образовательными учреждениями в рамках соглашений о сотрудничестве, при котором педагоги трудоустраиваются (если таковое желание и возможность имеется у педагогов и настоятеля) в качестве сотрудников (педагогов) этих образовательных учреждений, при этом реализуя на приходах часть светских программ по духовно-нравственному воспитанию детей (типа модуля ОРКСЭ (ОПК)) или преподавая при храме в кружках творчество, кукольный театр, хоровое пение и прочее, храм же предоставляет для этого классы (помещения) в доме причта или здании воскресной школы.

Пока достаточной положительной практики по данному направлению не имеется, т.к. подобного рода принцип взаимодействия только начал свою апробацию.

Согласно этому положению, главным учредительным и ответственным лицом, в ведении которого находится воскресная школа — является НАСТОЯТЕЛЬ религиозной организации. Именно ему принадлежит право открытия (закрытия), инициирование реорганизации воскресной группы в воскресную школу, определение перечня преподаваемых дисциплин (ориентируясь на образовательный Стандарт), назначение (освобождение) директора/завуча воскресной школы, утверждение педагогов, решение вопросов об определении педагогов в штат или заключения с ними волонтерского договора и проч. Вопрос обеспечения деятельности воскресной школы (группы) так же находится в ведении и попечении настоятеля.

«п. 3.2. Настоятель осуществляет общее руководство и контроль за деятельностью школы, обеспечивает соблюдение требований действующего законодательства и церковных нормативных актов данной сферы, несет за нее ответственность перед Священноначалием.

3.3 Настоятель религиозной организации должен позаботиться о надлежащем материально-техническом и финансовом обеспечении деятельности воскресной школы.

Не нормальна ситуация, когда приход и воскресная школа при приходе живут разрозненной друг от друга жизнью. Настоятель должен принимать деятельное и заботливое участие в жизни воскресной школы, следить за тем, как осуществляется образовательная и воспитательная программа в ней, своевременно и в достаточно возможном для прихода объеме финансировать школу. Не допускать к преподаванию или управлению воскресной школой людей, деструктивно действующих в приходе, ведущих не к объединению, а разделению прихода, организовывающих детей и родителей в некие противоборствующие группы, концентрируя внимание на себе или каком-то отдельном клирике, а не на Христе и Матери Церкви.

Приложение 1

Список ссылок на нормативные документы и перечень рекомендуемой учебной литературы в интернете.

1.1. Церковно-приходская Воскресная школа является начальной формой религиозного образования. Воскресная школа призвана помочь каждому верующему или стремящемуся к вере человеку стать сознательным христианином, живым членом Церкви Христовой. Воскресная школа способствует становлению приходской общины, как духовно-культурная среда является чрезвычайно важной ступенью духовного становления человека, помогающей преодолеть разрыв между Церковью и обществом.

1.2. Воскресная школа является структурным подразделением Храма Благовещения Пресвятой Богородицы г. Колы со своим Положением и внутренним распорядком, выполнение которых обязательно для всех преподавателей, учеников и их родителей.

1.3. Место нахождения и почтовый адрес Воскресной школы: 184361 Мурманская обл., г. Кола, ул. Победы, д.17.

II. Цели и задачи.

2.1. Воскресная школа является добровольной организацией. Основной целью деятельности, которой является обучение детей основам православной веры. Духовное образование является средством воцерковления, поэтому основным для воспитанников Воскресной школы становится участие в богослужении, в таинствах Исповеди и Причастия.
2.2. Задачами деятельности Воскресной школы являются:

· формирование православных представлений о Боге, мире, человеке, о себе;

· изучение Закона Божия;

· понимание догматов Церкви;

· изучение Истории Русской Православной Церкви;

· разъяснение воспитанникам содержания и смысла церковного богослужения;

· разъяснение нравственных установок во всем многообразии их приложения к современной жизни;

· воспитание любви к ближним, навыка милосердия;

· формирование у воспитанников правильного отношения к сокровищам православной культуры.

III. Правила приема.

3.1. В Воскресную школу принимаются дети с 5 до 16 лет.

3.2. Срок обучения 7 лет. В Воскресной школе есть подготовительная группа (2 года до начала обучения) и юношеская группа (после курса обучения).

3.3. Прием в Воскресную школу осуществляется в течение всего учебного года.

3.4. Родители, желающие обучать ребенка в Воскресной школе должны:

  • написать заявление на имя директора;
  • знать и выполнять Положение Воскресной школы.

IV. Управление Воскресной Школой.

4.1. Директором Воскресной школы является священнослужитель Храма Благовещения Пресвятой Богородицы г. Колы, назначаемый настоятелем Храма.

4.2. Заместитель директора Воскресной школы назначается настоятелем Храма.

4.3. Без благословения директора Воскресной школы Педагогический Совет, Родительский Комитет, учащиеся, самостоятельно важных решений не принимают.

4.4. Педагогический Совет состоит из педагогов Воскресной школы и занимается разработкой и планированием учебно-воспитательного процесса.

4.5. В начале каждого учебного года на общем родительском собрании из числа желающих избирается Родительский Комитет, который совместно с педагогами занимается и отвечает за подготовку и организацию всех проводимых мероприятий: паломнические поездки, дежурство по Воскресной школе, уборка территории, праздничные концерты, поиск новых форм работы школы и другое.

V. Права и обязанности ученика Воскресной школы.

5.1. Учеником Воскресной школы может стать любой желающий, согласный подчиняться Положению и действующим Правилам.

5.2.Обязанности ученика:

• Ученик школы руководствуется в своей жизни Божьим Словом, Священным и Церковным Преданиями.

• Свои отношения с ближними строит на основе христианской морали, любви и взаимного уважения.

• Уважает и соблюдает Церковный Устав, Положение и Правила Воскресной школы.

• Старается не пропускать занятий и использовать полученные в Воскресной школе знания для своего духовного роста.

• Ответственно относится к возложенным на него задачам.

• Подчиняется решениям руководства Воскресной школы и законам Российской Федерации.

• Участвует в Церковных Богослужениях и Таинствах.

• Активно участвует во всех общешкольных мероприятиях.

5.3. Права ученика:

Ученик имеет право:

• На собственное мнение по любому светскому и религиозному вопросу.

• Из всех форм активности школы самостоятельно выбирать приемлемую для себя деятельность, исходя из собственных предпочтений, умственных, творческих и физических возможностей, заручившись благословением директора Воскресной школы.

• Общаться с представителями других конфессий и религий.

VI. Преподавательский состав.

6.1.Преподавательский коллектив ведет непосредственно преподавательскую деятельность, а так же принимает активное участие в жизни Воскресной школы, участвует в паломнических поездках, праздничных и выездных мероприятиях и состоит из:

• священнослужителей Храма Благовещения Пресвятой Богородицы г. Колы;

• педагогов, имеющих специальное образование.

6.2. Права педагога Воскресной школы:

· участвовать в жизни Воскресной школы;

· самостоятельно определять формы и методы своей учебной и воспитательной работы, при условии, что избранные формы и методы дают положительные конечные результаты;

6.3. Обязанности педагога Воскресной школы:

· уважать в каждом ученике христианина и человека. Свои отношения с учеником строить на основе Евангельских заповедей и любви к ближнему;

· согласовывать программу курса и способ обучения с директором Воскресной школы. Предоставлять календарно-тематическое планирование на утверждение директору Воскресной школы не позднее 01 сентября нового учебного года;

· своим поведением и образом жизни стремиться максимально соответствовать христианским идеалам;

· посещать все общешкольные мероприятия;

· использовать все доступные современные образовательные технологии;

· выполнять требования Положения Воскресной школы, должностную инструкцию педагога Воскресной школы;

· повышать свою квалификацию;

· по всем спорным вопросам обращаться к директору Воскресной школы.

VII. Возрастные группы.

7.1.Ученики Воскресной Школы разделяются на возрастные группы:

· подготовительная группа: 5-7 лет;

· 3 класс: 9-10 лет;

· 4 класс: 10-11 лет;

· 5 класс:11-12 лет;

· 6 класс:12-13 лет;

· 7 класс:13-14 лет;

· юношеская группа: 14-16 лет;

· взрослая группа: от 16 лет.

VIII. Организация учебного процесса.

8.1.Образовательный процесс в воскресной школе регламентируется учебным планом разрабатываемым в соответствии с учебным планом, утвержденным Отделом религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви.

8.2.Занятия начинаются в первую субботу после 14 сентября и заканчиваются в последнее воскресенье мая. Перед началом и по окончании учебного года служатся соответствующие молебны.

8.3. Во время учебного года занятия не проводятся с 1 по 14 января (Рождественские каникулы), в Страстную и Светлую седмицы.

8.4. Продолжительность учебного занятия – 35 минут, перемены-10 минут.

8.5. Занятия проводятся по группам. Расписание занятий составляется с учетом создания наиболее благоприятного режима труда и отдыха детей, возрастных особенностей и установленных санитарно-гигиенических норм.

8.6. Посещаемость учащихся фиксируется в классном журнале.

8.7. За пропуск занятий без уважительной причины, неоднократное нарушение Правил поведения ученик отчисляется из Воскресной школы.

8.8. Родители, не вмешиваясь в процесс, имеют право присутствовать в классе во время занятий и участвовать в соответствующих формах воспитательной работы.

8.9. Педагоги Воскресной школы самостоятельны в выборе форм проведения занятий или в сочетании различных форм, исходя из требований учебного плана, возрастных особенностей учащихся, реального уровня подготовки учащихся и их духовно-нравственного состояния.

8.10. По благословению директора Воскресной школы ученики могут нести послушания в Храме.

8.11. По итогам учебного года особо отличившиеся ученики награждаются Похвальным листом установленного образца за прилежание в учебе. Решения о награждениях принимает директор Воскресной школы, по представлению педагогического коллектива.

8.12. В конце учебного года в выпускном классе проводится итоговая аттестация учащихся в форме экзамена и выдается свидетельство установленного образца.

8.13. В конце учебного года (во всех классах, кроме выпускного) проводится итоговая аттестация учащихся, в форме собеседования, викторины, конкурса и др.

IX. Внешний вид учащихся и правила поведения.

9.1. Ученики Воскресной школы должны являться на занятия в опрятной одежде, девочки с покровом головы.

9.2. Как каждый христианин, ученик воскресной школы должен, прежде всего, любить всем сердцем Господа и стараться исполнять Его Заповеди.

9.4. Все ученики Воскресной школы находятся в послушании у духовенства и преподавателей.

9.5. Приветствовать священника должно вставанием (легким поклоном). У священника берется благословение. Преподавателя ученики приветствуют вставанием.

9.6. Старшие дети относятся к младшим с любовью, заботой и терпением, являются примером и поддержкой для младших детей. Младшие к старшим – с любовью и уважением.

9.7. Совершенно недопустимо грубость, жестокость, унижение словом или действием, вульгарное или грубое отношение друг к другу, употребление бранных слов или жаргона.

9.8. Уроки начинаются и заканчиваются общей молитвой.

9.9. Для преждевременного ухода с занятий требуется разрешение преподавателя.

9.10. Забирая детей, родители должны предупредить об этом преподавателя.

9.11. При непосещении ребенком Воскресной школы родители должны сообщить о причине его отсутствия куратору класса.

9.12. По возможности все учащиеся Воскресной школы должны присутствовать на Богослужении каждое воскресенье, а так же в праздничные дни.

9.13. Ученики должны соблюдать чистоту и порядок в Воскресной школе.

9.14. Поведение в трапезной:

· к приему пищи все приступают после прочтения общей молитвы;

· во время трапезы всем необходимо соблюдать полную тишину;

· до благодарственной молитвы вставать из-за стола не разрешается.

9.15. Дежурство по Воскресной Школе:

· все родители принимают участие в дежурстве по Воскресной школе;

· дежурные помогают в приготовлении трапезы, в конце занятий убирают учебные классы;

· если по какой-либо причине дежурный не может выйти в свою очередь, ему необходимо заранее предупредить об этом, с целью своевременной замены себя другим дежурным.

Всего на один день в неделю – субботу или воскресенье – в такой школе дети могут окунуться в жизнь прихода, где каждому найдется свое место, где каждого ждут и втречают с радостью. Ведь воскресной называется эта школа не только потому, что работает по выходным, но скорее потому, что дети здесь приобщаются к миру, в котором настоящее Воскресение – это реальность.

Чему учат в воскресной школе
6 месяцев – 4 года. Пока ещё лишь в немногих приходах есть занятия воскресной школы для малышей раннего возраста. В Москве такая группа открыта в воскресной школе при Новоспасском монастыре. Малыши занимаются вместе с мамами и занятия эти похожи на любые другие развивающие занятия для малышей: час-полтора малыши заняты пальчиковыми играми, лепкой, рисованием, песнями и хороводами. Только если истории – то из Святого писания, если поделки – то к празднику, будь то Рождество или Пасха. Начинается и оканчивается занятие короткой молитвой, если малыш не капризничает, с ним идут и стоят небольшую часть службы или только к помазанию.

Поведение детей в храме
Дети есть дети. Малышу не объяснишь, почему нельзя в храме петь или посреди службы задавать важные вопросы. Если ребенок капризничает, не нужно заставлять его обязательно отстоять всю службу – любое насилие, угрозы или чрезмерная строгость здесь неуместны! Только постепенно дети учатся уважать других и саму атмосферу храма. Это должно прийти само, только тогда уважение будет искренним, а понимание – идущим изнутри.


• Узнать, где проводятся занятия ближайшей воскресной школы можно в любой православной церкви. Занятия начинаются с сентября, так что сходить туда, познакомиться с порядками и договориться обо всем лучше заранее. Также лучше заранее поговорить с руководителем школы (обычно это батюшка), если ребенок ещё не крещен или в целом ваша семья не воцерковлена.
• Занятия в воскресной школе проходят по субботам или воскресеньям. Продолжительность зависит от возраста ребенка и программы конкретной школы. Обычно в день занятий, дети также идут на службу в церковь.
• Занятия в воскресных школах бесплатны. На занятиях, особенно для маленьких детей, как правило, организуется чаепитие, к которому каждый приносит то, что посчитает нужным. Тем не менее, вы всегда при желании можете сделать пожертвование на организацию жизни прихода, помочь вещами нуждающимся или выполнить какую-то необходимую работу.
• В воскресной школе мальчики и девочки могут быть разделены по разным классам. Это имеет свой смысл, ведь даже в храме поведение и роли их различны: мальчики с определенного возраста помогают служить в алтаре, девочки – поют на клиросе.
• Здесь, как и в обычной школе, могут проводиться экзамены по основным предметам: Закону Божьему, церковнославянскому языку, Священной истории, истории Церкви. Обычно их устраивают в конце учебного года. Насколько серьезным испытанием будут эти экзамены, зависит от подхода конкретной школы. Но обычно, дети отвечают хорошо, в основном потому, что не отстраненно изучают вопросы религии, а искренне верят и интересуются верой.
• Пока дети занимаются в воскресной школе, родители параллельно могут поговорить с батюшкой (часто беседы для взрослых на религиозные темы специально устраиваются в то же время, что и занятие воскресной школы) или заниматься церковным пением, рукоделием.

Читайте также: