Что для диогена являлось идеалом мудрой жизни кратко

Обновлено: 02.07.2024

-Музыка

-Поиск по дневнику

-Статистика

Создан: 06.05.2011
Записей: 369
Комментариев: 17
Написано: 449

Самым ярким представителем школы киников (циников, лат.) был греческий философ Диоген из Синопа (умер 330 - 320 гг. до н.э.). Диоген начал свою сознательную жизнь с того, что подошел к дельфийскому оракулу и спросил, как ему нужно жить. Предсказатель ответил, что нужно произвести переоценку ценностей. Диоген это понял по-своему (начал чеканить фальшивые монеты, попался и был продан в рабство). Диоген учил, что надо жить просто и неприхотливо, бросая вызов богатству, обжорству, пьянству. Идеал мудреца - полное опрощение. Сам он поселился в бочке, питался одной капустой, жил на то, что ему подавали.
Диоген днем ходил с фонарем, объясняя всем спрашивающим: ищу человека. Он всегда говорил, что людей полно, а человека найти трудно. Он удивлялся тому, что люди изучают творения других людей, а сами не могут сладить с собственным нравом.
Однажды на лекции у другого философа он ответил: "что стоит твоя лекция, если какая-то жалкая рыба всех отвлекла". Человеку, спросившему в какое время следует завтракать он ответил: "Если ты богат, то когда захочешь, если беден, то когда можешь". Идеалом мудрой жизни для Диогена была "автаркия" - внутренняя самодостаточность, безразличие ко всему внешнему.
Несмотря на насмешки и издевательства, большинство людей любило Диогена. Никому в голову не пришло купить ему дом, да Диоген и не стал бы, наверное жить в нем, ибо считал это слишком роскошным и не нужным для себя.
После смерти ему поставили памятник в виде собаки и написали: "Слава твоя Диоген во веки не прейдет, ибо лишь ты сумел убедить смертных, что жизнь сама по себе достаточна, и указать наипростейший путь к жизни".

думаю, что для того, чтобы быть мудрым, совершенно не обязательно забираться в бочку
Конечно, сколько проблем сразу стало не существенным: зарабатывать на достойную жизнь себе и семье, решать массу бытовых проблем-сиди себе в бочке (почивай на лаврах необычности и известности) и поплевывай в потолок, благо он близко, доплюнуть легко

Я задала вопрос для того что бы услышать что вы думаете по поводу этого рассказа, хотелось бы прочитать большой ответ, поэтому задавая вопрос я предпологала длинный ответ. вот так.

Думаю, что ничего никому Диоген показать не хотел. Жил, как ему нравилось. И я его очень хорошо понимаю. Просто в наших широтах бочку фиг протопишь :)
Есть такое юридическое понятие - имущественное обременение.
Действительно, иметь - это бремя. Зачем тратит свою жизнь на то, чтоб нахапать, а потом мучаться куда это деть, как это сохранить и вообще - а нафига оно мне нужно?
Вот многие молодые люди мечтают о крутых тачках. Чтоб торчать в них в пробках? А девушки о модных платьях.. . Но всё равно же с любимым ей доведется остаться без него. Так нафига?
А главное, за получение и сохранение имущества приходится расплачиваться. Своим временем, нервными и физическими усилиями.
В итоге современный человек не владелец, а раб своего имущества.. .
Вот что я думаю :)

Хм, интересно)
Бочку фиг протопишь это точно)
А вот на счёт платьев не согласна, наверное нам хочется это платье для того, что бы получить удовольствие, от того, что ходишь в нём, и оттого что она тебе нравится. С машиной то же самое. То что у тебя ничего нет это не признак мудрости.
Григорий Перельман вот это понятно, он умный, но отказался от миллиона долларов)

Широков Александр Просветленный (45758) Думаю, что насчёт платьев - это конечно не мне судить. Наверное женщины в принципе не могут отказаться от такого птичьего самоукрашательства. Насчёт машины - сужу по своему опыту. Ну да, по молодости очень хотелось рулить. А потом понял - ну и нафига оно мне? Когда машина реально нужна - я в хлам пьян, за руль всё равно не сядешь. А в любом другом случае на метро всегда быстрей и проще. Что касается признаков мудрости - вопрос очень тонкий. Хотя бы потому, что само понятие "мудрость" однозначно определить до сих пор никому не удавалось. Так что не понятно, что является признаком мудрости, что таланта, что просто ума, а что трусости и подлости. Кстати, в самом вопросе про Диогена я как-то никаких отсылок к понятию "мудрость" не увидел и в голову они мне не пришли. Про Григория Перельмана ничего сказать не могу - мы незнакомы. Теорему, которую он доказал - я даже не пытался доказать. Меня теория чисел никогда особо не увлекала.

Б-еее-ЫТЬ.. . Диогеном? - ЗАМ-ееее-АНЧИВО.. ! -

- Вот только лезть ради этого в Б-ееее-ОЧКУ.. ! -
. -Совсем-еее
как-то. не хочется.

Странным он был чуваком. Он приходил на собрание и плевал в спину, того, кто сидел впереди и еще множество приколов и протестов. А Александр захотел стать Диогеном потому, что на нем лешала большая ответственность, он от нее не мог никуда деться, Он был ОБЯЗАН всем выполнять свою роль . А Диоген был свободен и никому ничего не был обязан.

Чем мы хуже Диогена? Давате все вернемся на свои пальмы. Будем хуже обезьян - у тех хотя бы намек на социум есть. Смелее!

Александр не мог себе позволить стать Диогеном.. .
Сейчас таких Диогенов по диван лежит - пропасть. А Александров? Тю-тю. Тимошенко одна! :)))))))))))))))

Древнегреческий философ Диоген жил в Греции в четвёртом веке до нашей эры. Он прославился множеством высказываний, которые сохранились благодаря устным преданиям и записям более поздних учёных и философов. Чтобы понять в чём заключается жизненный идеал Диогена Синопского нужно немного рассказать о его жизни.

Почему Диоген спал в бочке

Не все древнегреческие философы звались Диогенами, и уж точно немногие спали в бочке. Диоген, который всем известен и который жил и спал в бочке, имеет прозвище Синопский, в дальнейшем повествовании просто Диоген. По записям Диогена Лаэртского, он родился в городе Синоп.

Диоген Лаэртский, это античный философ и мыслитель, благодаря которому мы и знаем о жизни и философии Диогена Синопского. Сам же Диоген Лаэртский менее известен нам. Естественно, кто из нас обожает философию? А бочка Диогена, естественно Синопского и его поступки более эксцентричны и запоминаемы.

Античный философ Диоген

По одним сведениям, Диоген родился в семье Менялы Гикесия. Меняла, это как банкир сегодня. В результате каких-то злоключений, они оказались изгнаны из своего города. По другой версии, он был сыном ремесленника и чеканил с отцом для города деньги. А они имеют свойство иногда прилипать к рукам нечистоплотных людей.

Бюст Диогена Синопского

Ну и начеканили по семейному подряду они деньги не только для государства. Но, не столь важно в результате чего, да и не узнаем уже точно как, но только остался будущий философ без средств к существованию. После долгих скитаний он оказался в городе Дельфы. Что ни слово то мировая история. Да, это именно в этом городе зародились знаменитые дельфийские игры.

И именно в этом городе он спросил у оракула, что ему делать дальше и чем заниматься. На что он получил достойный оракула ответ. Оракул, если кто не знает или нет времени заглянуть в словарь, это жрец — прорицатель, который предсказывал всем желающим судьбу. Так вот, Оракул ему посоветовал заняться переосмысливанием ценностей.

Диоген воспринял это буквально, но не сразу, а чуть позже. Однажды он увидел мышь и подумал: “Вот ведь божья тварь, ничего у неё нет и ничего ей не надо! Ни тебе виллы в райском месте, ни роскошного автомобиля, ни жены красавицы – ничего! И живет же, и радуется жизни”.

А поскольку у него самого тоже ничего и не было, то видимо, чтобы оправдать своё никчемное существование он и придумал свою философию. Эта философия впоследствии легла в основу школы киников. Суть её в том, что каждый человек является самодостаточным и имеет всё, что ему необходимо для жизни, в том числе и духовной, в себе самом.

Философия в бочке или жизнь по Диогену

Вот это наблюдение за мышью и явилось жизненным идеалом Диогена Синопского и основой его философии. Принялся он упрощать уже и до того простую свою жизнь. Он отказался от всего, что имел. А имел он очень много, ведь был сыном банкира! Шутка это. Собственно, в его распоряжении была сума, да чаша с миской, то есть кружка и тарелка.

Но однажды, он увидел, что какой-то мальчишка пил воду с руки. И его сразу же осенило, что мальчишка перещеголял его в простоте жизни. Можно ведь обходиться вообще без кружки! Тут же кружка была выброшена за ненадобностью.

В другой раз он увидел, что мальчик хлебал похлёбку из плошки, сделанной из корки хлеба. Значит можно обойтись и без миски! И вот уже и она полетела вслед за кружкой. Чем меньше ненужных вещей, тем лучше.

Сам же философ поселился на городской площади Афин в глиняной бочке. Такие бочки назывались “пифос”. Размером они были вровень с человеком и служили для хранения зерна, вина или чего ещё другого, например, философа. Учитывая систему ценностей этого мыслителя античности, можно понять почему Диоген жил в бочке.

Дом для Диогена

Этот мыслитель был приверженцем “жизни по разуму”. Он утверждал, что человек имеет всё для того, чтобы быть счастливым. Но большинство людей живут иллюзиями и глубоко несчастны. Счастье они видят в том, чтобы обладать богатством. Всю свою жизнь Диоген посвятил тому, чтобы развеять это представление о счастье и жизни.

Сам великий мудрец вёл простую и аскетичную жизнь. Как видите у него не было никакого имущества в собственности. Своим примером он показывал, что счастье кроется в самом человеке, а не в его богатстве и вещах его окружающих.

Его философские высказывания

Высказывания мудреца могут показаться шокирующими, а его действия вызывающими и даже непристойными. Диоген вёл совершенно свободный образ жизни, ну примерно, как его представляют нынешние жители просвещённой Европы. Небольшой пример этого демократичного образа жизни.

Однажды он как обычно занимался онанизмом у всех на виду посреди площади. Ведь у него не было жены. Прохожие сделали ему замечание, что мол демократия демократией, но ведь не до такой же степени! На что последовал “философский” ответ: “Вот бы здорово было также потирая живот удовлетворить голод!”

Он иногда среди белого дня ходил среди людей по главной площади города с зажжённым фонарём и приговаривал: “Ищу человека”. Так он хотел показать неверное понимание многих сущности человеческой жизни.

Однажды Диоген забрался на площади повыше и стал излагать свои мысли. Никто его не слушал. Все проходили мимо. Тогда он начал кричать всевозможную бессмыслицу, издавать звуки животных. Тут же около него собралась толпа. Мудрец заявил, что в этом вся ваша сущность. Когда он говорил о полезных вещах, никто и слушать не хотел. Но стоило ему начать блеять как овца, тут же собралась толпа мерзавцев.

Диоген и Александр Македонский

Однажды Македонский решил познакомиться и побеседовать с мудрецом. Он нашёл его нежащимся на солнышке. Александр подошёл и сказал: “Я Македонский!” На что философ сказал: “А я собака Диоген!” “Почему же ты называешь сам себя собакой” – спросил великий воин. В ответ он услышал: “Кто бросит мне кусок – тому повиляю, кто не бросит – того облаю, а кто злой – того покусаю.”

Тогда Македонский спросил, боится ли он его? На что мудрец задал встречный вопрос: “А ты злой или добрый?” Услышав в ответ, что добрый, он ответил, что зачем же ему бояться доброго. Македонский сказал: “Проси, чего хочешь!” А взамен услышал от аскета: “Отойди, ты мне закрываешь солнце!”

После смерти мудреца, аскета и философа горожане поставили на его могиле памятник в виде собачьей головы. Надпись на нём гласит: “Даже бронза и та ветшает со временем, но слава твоя не пройдёт. Ты сумел убедить, что жизнь сама по себе ценна и достаточна и показал наипростейший её путь.”

Вот такой вот он был жизненный идеал Диогена Синопского, жившего в бочке на главной площади Афин. А философ он такой же, как и наши отечественные юродивые и блаженные. Только их “философов” мы изучаем, а своих нет.

Прочтите:



Шалаш в лесу пристанище уставшей души



Изба бабы Яги на Алтае



Жизнь в сибирской деревне

B любой развитой культуре встречаются разные взгляды на проблемы. Одни из них главенствуют и определяют душу культуры, другие находятся на периферии. После Сократа произошло разделение на теоретические школы академиков и перипатетиков (Платона и Аристотеля) и практические школы. Мы рассмотрим две наиболее интересные из последних, остро противоборствовавшие друг c другом. Начавшись c Сократа, эти школы проходят через всю дальнейшую историю античной этики.

Киренаики основывались на представлении Сократа, что жить приятно - благо, а жизнь без удовольствия - зло. Из этого они делали вывод, которого избежал Сократ: что удовольствие и есть благо, а достижение удовольствия - высшая цель.

Киренаики подчеркивали стремление к личному счастью, которое, по Сократу, присуще человеку; киники – сократовское понятие добродетели, которую они считaли самодостаточной для счастья. Kиренаики преувеличивали значение чувств для человека; киники преуменьшaли его, воспользовавшись тем, что у Сократа чувства были на втором плане - после разума.

Если заострить противостояние между двумя школами, то можно сказать, что киники призывали к добродетели, чтобы cтать счастливыми, a киренаики считaли, что для осуществления этои цели надо стремиться к удовольствиям.

Кто такие киники? Преимущественно люди, или не принадлежащие к свободным гражданaм, или выбитые из господствующей структуры, настроенные резко против как обычаев государства, в котором жили, так и культуры, поддерживающей их. Основатель кинической школы, старший современник Платона Антисфен (ок. 444 - 368 до н. э.) был сыном афинского гражданина и рабыни и не пользовaлся правами свободного человека. Таковыми были и многие из его учеников - рабы, бродяги, люди, лишенные политических прав.




Диоген умер в 323 г. до н. э., 90 лет от роду. На его могиле была воздвигнута колонна c мраморной собакой. Впоследствии сограждане почтили его медными изображениями, написав на них:

Пусть состарится медь под властью времени - все же

Переживет века слава твоя, Диоген:

Ты нас учил, как жить, довольствуясь тем, что имеешь,

Ты указaл нам путь, легче которого нет.

Киники ближе к Сократу по своему поведению, но утрирова­ли многие его идеи. Наслаждения для киников - зло, и это про­тиворечит Сократу.

B любой развитой культуре встречаются разные взгляды на проблемы. Одни из них главенствуют и определяют душу культуры, другие находятся на периферии. После Сократа произошло разделение на теоретические школы академиков и перипатетиков (Платона и Аристотеля) и практические школы. Мы рассмотрим две наиболее интересные из последних, остро противоборствовавшие друг c другом. Начавшись c Сократа, эти школы проходят через всю дальнейшую историю античной этики.

Киренаики основывались на представлении Сократа, что жить приятно - благо, а жизнь без удовольствия - зло. Из этого они делали вывод, которого избежал Сократ: что удовольствие и есть благо, а достижение удовольствия - высшая цель.

Киренаики подчеркивали стремление к личному счастью, которое, по Сократу, присуще человеку; киники – сократовское понятие добродетели, которую они считaли самодостаточной для счастья. Kиренаики преувеличивали значение чувств для человека; киники преуменьшaли его, воспользовавшись тем, что у Сократа чувства были на втором плане - после разума.

Если заострить противостояние между двумя школами, то можно сказать, что киники призывали к добродетели, чтобы cтать счастливыми, a киренаики считaли, что для осуществления этои цели надо стремиться к удовольствиям.

Кто такие киники? Преимущественно люди, или не принадлежащие к свободным гражданaм, или выбитые из господствующей структуры, настроенные резко против как обычаев государства, в котором жили, так и культуры, поддерживающей их. Основатель кинической школы, старший современник Платона Антисфен (ок. 444 - 368 до н. э.) был сыном афинского гражданина и рабыни и не пользовaлся правами свободного человека. Таковыми были и многие из его учеников - рабы, бродяги, люди, лишенные политических прав.

Диоген умер в 323 г. до н. э., 90 лет от роду. На его могиле была воздвигнута колонна c мраморной собакой. Впоследствии сограждане почтили его медными изображениями, написав на них:

Пусть состарится медь под властью времени - все же

Переживет века слава твоя, Диоген:

Ты нас учил, как жить, довольствуясь тем, что имеешь,

Ты указaл нам путь, легче которого нет.

Киники ближе к Сократу по своему поведению, но утрирова­ли многие его идеи. Наслаждения для киников - зло, и это про­тиворечит Сократу.

Диоген, бочка которого принесла ему известность, жил более двух тысяч лет назад. У него было свое представление о жизни, которую он видел в простоте и избавлении от условностей и материальных благ.

Его считают одним из ярчайших представителей школы киников. Общепринятой жизни он предпочел существование подобно собаке, которой для счастья нужно место для сна и пища. В качестве жилища он выбрал сосуд. Этот поступок впоследствии стал основой известного афоризма.

Общие сведения о Диогене Синопском

Все известные сведения о философе дошли до наших дней из рассказов античного писателя, жившего в третьем веке, Диогена Лаэртского. К этому времени после смерти Диогена Синопского прошло более пятисот лет, поэтому надеяться на подлинность информации достаточно сложно.

Диоген бочка

Мыслитель примкнул в Афинах к Антисфену. Сперва тот даже замахнулся на него палкой, на что Диоген подставил голову и сказал, что Антисфену не сыскать такой палки, которая сможет его прогнать. С этого времени он стал учеником Антисфена и начал вести самый простой образ жизни. Он обустроил свое жилище интересным способом, которое привело к появлению фразеологизма о том, что Диоген спал в бочке. Располагалось его жилье возле афинской агоры – городской площади, которая была центром светской и общественной жизни того времени.

Аскетизм

Диоген спал в бочке

Философ был приверженцем аскетизма. Идеалом такого образа жизни он считал поведение мышей, которые ничего не боялись, ни к чему не стремились, довольствуясь малым. Мыслитель стремился достичь идеала в своей жизни. Вот почему Диоген спал в бочке. Вместо постели он использовал плащ, а из вещей имел лишь посох и суму.

Будучи стариком, он заметил, как мальчик попил воды из горсти. Это очень расстроило мыслителя, который тут же выбросил из сумы чашу. При этом он сказал, что мальчик смог превзойти его в простоте. Также он выбросил и свою миску, когда стал свидетелем того, как другой мальчик сумел съесть чечевичную похлебку из ломтя выеденного хлеба.

Афоризм с бочкой

фразеологизм бочка Диогена

Весь смысл представителей школы киников заключался в том, чтобы не зависеть от материальных благ, стать от них свободными. Дом также являлся определенной роскошью, поэтому Диоген, бочка которого сделала его знаменитым, решил избавить себя от этого материального излишества.

В иносказательном смысле знаменитый фразеологизм означает добровольную изоляцию от внешнего мира. Диоген, бочка которого стала ему домом, избавил себя от общепринятых благ и предрассудков. Этим он сделал свою жизнь простой и свободной.

А была ли бочка?

Диоген, бочка которого не дает многим покоя до сих пор, на самом деле жил в пифосе. По результатам археологических раскопок на территории Древней Греции не существовало бочек в нашем понимании.

Афиняне пользовались вместо этого большими (в рост человека) глиняными сосудами. В них они хранили зерно, вино, масло.

Именно в подобном пифосе мог жить философ. Сосуд было достаточно положить горизонтально для того, чтобы в нем спать, укрывшись плащом. Все остальное время мыслитель мог проводить вне сосуда, находясь на улице. Для гигиенических нужд в то время все пользовались общественными банями и туалетами, поэтому потребность в доме у Диогена действительно могла отсутствовать.

Однажды дети разбили пифос, в котором жил Диоген. Жители Афин со временем предоставили ему жилье в виде нового глиняного сосуда. Так мыслитель жил, пока Македония не решила захватить Афины.

Последний период жизни

Диоген живущий бочке

Диоген был участником Херонейской битвы, которая проходила в 338 году до н. э. между Македонией и Афинами с Фивами. Силы сторон были практически равны, но войска Филиппа Второго и Александра Македонского разгромили армию греческих городов-государств.

Мыслитель, как и многие афиняне, попал в плен к македонцам. Его продали с невольничьего рынка некоему Ксениаду. Владелец нового раба купил его в качестве наставника для своих детей. Афинский философ обучил их верховой езде, истории, греческой поэзии, а также метанию дротиков.

Существует история о том, что, когда ему представилась возможность обратиться к Александру Македонскому с просьбой, он лишь попросил того не загораживать ему солнце. Как настоящий представитель школы киников, он не нуждался ни в чем и в этом видел свою свободу даже будучи плененным.

Смерть философа

почему Диоген спал в бочке

Умер философ в 323 году до н. э. Считается, что смерть пришла к нему в тот же день, что и к Александру Македонскому. Перед смертью он попросил своего хозяина закопать его лицом вниз. На могиле мыслителя воздвигли мраморный памятник, который изображал собаку. На памятнике сделали надпись о том, что Диоген смог научить людей довольствоваться тем, что имеешь, и указал простой путь в жизни.

Читайте также: