Что делать если устал от школы а пропускать нельзя

Обновлено: 04.07.2024

Тест на эмоциональное выгорание

Постоянная усталость

Ты достаточно спишь и отдыхаешь, но всё равно чувствуешь усталость. Даже утром после крепкого сна тебе кажется, что ты вот-вот развалишься.

Плохой сон

Бессонница, сложности с засыпанием, постоянные просыпания посреди ночи — проблемы со сном могут быть разными. И это один из серьёзных признаков эмоционального выгорания.

Частые простуды

Казалось бы, где связь? Переутомление, как физическое, так и умственное, ослабляет наш иммунитет, поэтому организм не может справляться с атаками вирусов и бактерий.

Невозможность сконцентрироваться

Помимо сна и иммунитета от эмоционального выгорания страдает наше внимание и память. Ты открываешь учебник, но не можешь сконцентрироваться. Читаешь параграф, но теряешь мысль. Решаешь задачу, которая раньше давалась легко, но сейчас решить её не можешь. Информация не задерживается у тебя в голове надолго.

Снижение успеваемости

Выгорание у студентов и школьников вызывает лень и прокрастинацию , с которыми невозможно оставаться продуктивными. Сложно заставить себя даже просто сесть за учёбу, и успеваемость начинает снижаться.

Тревожность

Раздражительность

Всё вокруг бесит, всё нервирует. Неосторожное слово или действие, и ты уже можешь взорваться. Потому что нервы на пределе, и никакая валерьянка не способна помочь.

Причины эмоционального выгорания у школьников и студентов

С признаками эмоционального выгорания мы немного разобрались. Что же насчёт причин? Где эти бяки-буки, которые заставляют нас чувствовать опустошение, провалившись в яму безысходности? Мы разделили их на две группы — внешние и внутренние. К внешним причинам эмоционального выгорания можно отнести следующие:

Большая учебная нагрузка

Учёба в выпускном классе школы и время перед сессией — факторы риска, которые нередко приводят к выгоранию. Нагрузка увеличивается, а ресурсов не хватает. И организм, который день за днём учился изо всех сил, забывая про отдых, начинает истощаться.

Дедлайны

Ничто так не заставляет нервничать, как выставленные сроки. Учиться в удовольствие не получается, есть только одна мысль — как бы всё успеть. Когда нужно усвоить большой объём информации за короткое время, мы находимся в перманентном напряжении, которое изматывает больше учёбы.

Нелюбимые предметы

Заставляет нас выгорать и вынужденная учёба, когда, например, приходится долго учить предмет, к которому нет интереса. Это как постоянно есть нелюбимое блюдо: аппетит пропадает, как и желание есть что-то другое.

Культ успешности

Устранить внешние факторы без кардинальных поворотов в своей жизни может быть сложно. Но есть также внутренние факторы, которые заставляют нас выгорать. Вот над ними более реально работать. К внутренним причинам эмоционального выгорания мы отнесём:

Гиперответственность

Тебе важно сделать всё идеально. Не опоздать со сроками, выложиться на полную, сделать всё до мелочей. И в этом твоя боль.

Страх кого-то подвести

Ты боишься подвести себя, родителей, учителей, преподавателей, и этот страх движет тобой, одновременно разрушая.

Личные принципы

Переоценка роли учёбы/экзаменов

Учиться и спать 4 часа в ущерб своему здоровью. Готовиться к экзамену вместо того, чтобы пойти на день рождения близкого человека. Такие перекосы случаются, когда учёба воспринимается как нечто сверхценное, что всегда на первом месте.

Проблемы с тайм-менеджментом

Неумение правильно организовать своё время приводит к тому, что ты ничего не успеваешь. Много задач + отвлекающие факторы, и ты не можешь ничего сделать эффективно.

Отсутствие поддержки

Ссоры и недопонимание с ближайшим окружением только повышают риск выгорания. Когда есть поддержка со стороны, справляться со стрессом от учебной нагрузки намного легче.

Как побороть эмоциональное выгорание?

Найди причины своего выгорания

Среди перечисленных выше причин выгорания найди те, которые относятся именно к тебе, и начни бороться с ними.

Снизь нагрузку и учись планировать время


Заботься о себе

Нет физических нагрузок? Добавь их. Не хватает сна? Выдели на него больше времени. Питание сложно назвать правильным? Откажись от вредностей и добавь в рацион больше полезной еды. Если позаботиться о своём организме, ему будет проще справляться с учебными нагрузками.

Добавь в жизнь перемены

Устрой перестановку в комнате, придумай ритуал перед сном в виде расслабляющего чтения, ванны или прогулки, начни ходить на учёбу другим путём, найди новое хобби или вернись к старому, чтобы на время отвлекаться от дел. Сделай что-то новое, что заставит тебя почувствовать себя лучше.

Общайся

Ограничь общение с токсичными людьми, тянись к людям оптимистичным и мотивированным. И просто общайся с близкими людьми: их поддержка поможет пережить даже самые сложные периоды. Проводите время вместе, делитесь мыслями и ищите общее между вами, не концентрируясь на противоречиях.

Заряжайся мотивацией

Вспомни, для чего ты учишься и какая у тебя глобальная цель. Кем ты хочешь стать, какую профессию получить? Учёба — не самоцель, за ней стоит что-то более важное. Мотивируй себя , и внутри всегда будут силы, которые помогут идти дальше.

Спасибо, что дочитал до конца. Мы рады, что были полезны. Чтобы получить больше информации, посмотри ещё:

Что делать, когда нет сил идти на учёбу

Если школьник испытывает высокую учебную нагрузку, отдыха на выходных часто не хватает. Когда силы на исходе, стоит взять дополнительный день отдыха. Рассказываем, как сделать это с умом.

Разобраться в причинах

Недосып

Большинство старшеклассников с трудом просыпаетcя по утрам. Даже те, кто был жаворонком в детском саду и начальной школе, нередко с годами превращаются в сов. Профессор Оксфордского университета Пол Келли выяснил, что биологические ритмы школьников не совпадают с режимом учёбы в первую смену. По мнению исследователя, старшеклассникам следует приступать к урокам не раньше 10:00, когда их организм готов к продуктивной умственной работе. Успеваемость школьников, которые в рамках эксперимента начали учиться с 10:00, выросла на 19%. Вполне возможно, что и вы испытываете хронический недосып.

Если старшеклассник учится на отлично в первую смену — это не всегда означает, что ему комфортно рано вставать. Возможно, пятёрки такой ученик зарабатывает ценой своего здоровья. Даже если школьник не признаётся, что устал или настолько привык к жёсткому режиму, что не замечает утомления, перерыв пойдёт на пользу.

Переизбыток общения

Посещать большой разношёрстный коллектив каждый день — уже стресс для психики. Даже самому коммуникабельному человеку рано или поздно надоедает шум, необходимость общаться, быть вежливым и терпеливым. Провести день в уединении — возможность немножко соскучиться по обществу и перезарядиться.

Конфликты

Не всегда удаётся наладить приятельские или нейтральные отношения со сверстниками и учителями. Школьник может стать жертвой травли: постоянных придирок, насмешек или даже угроз со стороны других учеников и педагогов. В какой-то момент становится невыносимо даже думать о школе — это серьёзная причина не пойти на учёбу, а поговорить с родителями или другим близким взрослым.

Информационная перегрузка

В течение дня школьник воспринимает не только факты и мнения, но и эмоциональные оценки. Мозг перерабатывает информацию от всех органов чувств и ещё дополнительно расшифровывает значение взглядов, улыбок, шуток, намёков. Школа — это пространство общения, в котором нужно учиться и успевать выстраивать отношения с окружающими.

Воспринимать лекции преподавателей, разговоры с учениками, чаты и переписки весьма энергозатратно. Поэтому от учёбы и контактов с окружающими тоже нужен отдых.

Стресс от оценивания

Усталость от однообразия

День сурка может быть занятным в кино, а в жизни навевает скуку. Если каждый день приходится куда-то идти или ехать, хочется побыть дома. Если вокруг постоянно много людей, иногда хочется уединиться. Если в школе нужно сидеть за партой, а дома за столом делать уроки, возникает желание подвигаться. После череды шумных будней появляется тяга к тишине.

Заручиться поддержкой родителей

Намеренно не пойти в школу может любой ученик, если об этом знают родители. Бывает, силы покидают внезапно с самого утра. В этом случае нужно честно рассказать о своей состоянии родителям и вместе принять решение.

Хорошо ещё в начале учебного года договориться о праве несколько раз пропустить школу по собственному желанию.

Что делать вместо уроков

Пассивный отдых

Чтобы восстановить силы, в первую очередь, следует выспаться и позавтракать без спешки. Можно полдня читать книги или наводить порядок в вещах и бумагах, которые давно требуют внимания. Бывает, что выходить на улицу совсем не хочется, но если сделать над собой небольшое усилие, вы будете благодарны себе за прогулку. Перед сном стоит принять ванну, особенно, если обычно на это не хватает времени.

Творчество

Выплеснуть накопившееся напряжение помогает рисование, музыка, танцы и другие виды творчества. Любимое рукоделие и кулинария позволят настроиться на спокойный лад и зарядиться энергией. Неожиданный выходной стоит посвятить занятиям, которые приносят удовольствие.

Спорт

Когда основная нагрузка — интеллектуальная, тело недополучает стимулов. Качественный отдых в таком случае — это активное движение. Степень нагрузки и новизны выбирайте сами: плавание и бег или прыжки на батуте и горные лыжи. Как вариант, можно снять одежду с велотренажёра родителей или достать коврик для йоги из шкафа, чтобы позаниматься по видеоурокам.

Образование

Отдыхать от школьных уроков можно даже учась. Увлекательные олимпиадные задачи, на которые часто не хватает времени, интересные и понятные онлайн-уроки по школьной программе — этому тоже можно посвятить выходной.

Что запомнить

  1. При любой усталости: от шума, информации, общения, малоподвижности, оценок и недосыпа — необходимо компенсировать дефицит тишины, покоя, движения или сна.
  2. Обязательно обсудите вопрос дополнительного выходного с родителями и предупредите учителя, что вы не придёте на занятия.
  3. Если опасаетесь идти в школу из-за недоброжелателей, необходимо разобраться в конфликте: заручиться поддержкой взрослых, обсудить план действий, связаться с администрацией.
  4. Лучше всего не сидеть в телефоне, а почитать книгу для души, полежать в ванне, прогуляться, порисовать.
  5. Если очень хочется, можно и поучиться: посмотреть разборы олимпиад или документальные фильмы на исторические темы, почитать дополнительную литературу по любимым предметам.
  6. Стоит подумать, как снизить ежедневную нагрузку , чтобы не доводить себя до эмоционального истощения и утомления.

Екатерина Федорова

14 лет, 9-й класс, СОШ №709


Фотография: Инна Лурье

«В школе девять месяцев в году одно и то же: давай, давай, надо, надо! Математика, русский, английский, физкультура, окружающий мир, учить добру, хозяйству. У меня вполне прочные знания по трем предметам для сдачи ГИА . По остальным предметам мне достаточно тройки. Только бы оставили в покое.

В школе с друзьями не ладится: как-то весь класс угрожал мне физической расправой, но после беседы с полицейскими и людьми из прокуратуры они успокоились, а учителя и психологи помогли решить конфликт. Сейчас у меня одна проблема: как не замучиться до смерти перед ГИА, чтобы пройти ее положительно, поступить в колледж и заниматься тем, что действительно нравится.

Наверно, проблема в том, что я не такая, как все: я не шляюсь с одноклассниками, не целуюсь с девочками, не толкаюсь, не ругаюсь матом, у меня нет парней, я не живу по их законам и не хочу дружить с дурными детьми. Я хочу выступать побольше на школьных концертах, рисовать и заниматься спортом. Еще мечтаю жить на море. Каждый год с родителями мы ездим в Болгарию. Я завожу там кучу друзей среди болгар, румын, немцев, голландцев, англичан — они воспринимают меня такой, какая я есть. Мы дружим по переписке, с одной японочкой уже 3 года общаемся. Я даже выучила песню на японском.

Иван Ефремов

11 лет, 5-й класс, СОШ №756


Фотография: Инна Лурье

«Учусь я плохо. Не знаю почему — почему-то не хочу. Вроде садишься делать, хочется сделать лучше всех, и тут начинаешь — и все, больше не хочется. Что делать? По математике мне не нравится зубрить сложные правила, лучше считать побольше. Это интереснее — задачки, практика. А зубрить так много правил дети не должны. В общем, слишком много всего на следующий день. Чтение, математика, русский — и так по кругу. А мне еще идти через день на баскетбол и пятиборье — это, конечно, небольшой отдых от школы. Хотя и там тоже нагружают. Я от этого всего так устал. Школу я никогда не прогуливаю, но пару раз так хотелось.

Уроки у нас очень длинные — пять штук по 45 минут. Я бы сделал их на пять минут меньше, на десять. Под конец урока я вообще не сосредоточен. Ну и начинаются они в 8.30 — это очень рано. Я встаю сонный и уже уставший, ладно хоть до школы идти всего пять минут.

Еще я бы сделал такой кабинет, где бы всегда сидел свободный учитель. Ты туда можешь приходить и спрашивать, если не понимаешь что-то по какому-то предмету — такой универсальный помощник.

Совсем в школе не нужна музыка — мне вот неинтересно, я ей вообще не увлекаюсь. Слушаю, только когда мне грустно. А на уроке мы даже не поем. Только обсуждаем музыкантов, композиторов — я уже даже не помню ничего.

Обязательно должен быть предмет, где можно сделать или разобрать радиоуправляемую машинку, большой компьютер или какую-то простую электронную штуку. Каждый ребенок должен уметь делать что-то электронное своими руками.

Мария Лист


Фотография: Инна Лурье

«Мой личный выбор — экстернат. Хочется уже поскорее закончить школу и не терять 2 года зря. Я думаю, что для моего возраста мне вполне достаточно образования, и получать новые знания я могу и за ее пределами. Не хочешь ходить в школу? Не надо! Многие гениальные люди ее не заканчивали: их заставляли быть как все. Я не гений, я обычная среднестатистическая девочка со своим миром в голове, но и мне не нравится, что нас учат одним правилам, одной истории, одному политическому устройству мира, чтобы сформировать определенные ценности и идеалы. Я не воспринимаю информацию из учебника как данность. Я была на нескольких уроках истории в американской школе под Вашингтоном, так вот у них те же события трактуются совершенно не так, как в наших книгах. Потом в старших классах вообще много лишнего. Зачем, допустим, мне, гуманитарию, зубрить физику, химию, алгебру и тригонометрию?

Даниил Рубахин

17 лет, 11-й класс, ЦО №1460


Фотография: Инна Лурье

«В школе ты все время кому-то что-то должен-должен-должен. Такая атмосфера не располагает к обучению. Если бы можно было выбирать, я бы занимался историей, географией и биологией, музыкой — я играю на пяти инструментах, — но выбора нет, и желание учить что-либо пропадает.

Мне нужны не оценки, а опыт в рамках того, что мне интересно или могло бы заинтересовать. Так что я учусь плохо только бесполезным вещам. Я плохо воспринимаю теорию, а с практикой в школе беда. Еще одна беда — начало уроков в 8.15 утра. Какое может быть настроение, если ты вынужден просыпаться, когда на улице еще темно?

Я готовлюсь к поступлению в Восточно-Европейский институт психоанализа в Санкт-Петербурге. Мне нравится этот город, вуз ценится в профессии. У меня все получится: есть задатки аналитического мышления, я хорошо иду на контакт с людьми. Правда, с учителями не заладилось. Это вынужденное общение, я его не очень люблю. Они сами таким образом строят коммуникацию — на посторонние вопросы отвечают, что заняты или нет времени. С одноклассниками таких проблем нет, хотя соединять в одном классе 30 разных людей — это ужасно. Дебилы регулярно попадаются.

Федор Степанов

15 лет, 9-й класс, СОШ №1101

Здесь нет фотографии Федора, потому что на съемку он не приехал, сообщив, что веселится на даче. — Прим.ред.

«Я плохо учусь, потому что неинтересно, но уроки я не прогуливаю — это мой принцип. Возможно, стоило бы разрешить не посещать уроки, материал которых ты уже знаешь. Хотя я сильно сомневаюсь в том, что свободное посещение будет работать. В этом случае ученики должны сделать выбор осознанно, а в нас это не воспитывают, потому что все обучение строится на том, что это просто надо. Как-то у нас шел факультатив по истории искусств. Его вел студент журфака МГУ. Никаких оценок и обязательных посещений, более того, урок проходил во время большой перемены, на которой все обычно выходят в магазин, едят и отдыхают. Но учитель вел так интересно, что класс всегда был полным, а главное, никто не отвлекался. Там была дискуссия, мы смотрели фильмы, читали стихи. Когда интересно, и свобода выбора начинает работать. Поэтому система оценок для учеников вообще не нужна. Я считаю, что принимать в вуз должны всех желающих, а потом уже отчислять по текущим результатам.

Пока я определяюсь, быть врачом, поваром или юристом, потому что люблю химию, хорошо готовлю, а еще лучше обманываю. В этом году решил взяться за ум, потому что смирился. Война с учителями может стоить образования и в дальнейшем работы, а так я хоть аттестат получу.

Может кто осудит, иногда своим детках разрешаю прогулять школу и техникум. Сама знаю, как тяжко подниматься в 6 утра 6 дней подряд, именно такой распорядок у наших детишек, и лишь день дается на отдых. Нагрузки везде большие. Когда понимаю, что мои ученички выдохлись, разрешаю денечек отоспаться. Они не отличники, медали, красные дипломы не светят, так зачем их перегружать? Такое редко бывает. Потом пишу записки, что плохо себя чувствовали, ведь это элементарное переутомление. Как вы относитесь к подобным прогулам, позволили бы детям на денечек пропустить учебу?


Абсолютно разделяю вашу точку зрения. Я тоже изредка так поступаю и разрешаю детям отдохнуть лишний денек. Иногда дочка сама просит, а иногда приходится наставивать, но это в том случае, если я вижу, что ребенок начинает заболевать. В этом случае, уверенна, лучше отоспасться, отдохнуть, пополоскать горло для профилактики какой-нибудь ромашкой, тогда простуду легко предотвратить. Но вот мой муж - абсолютный противник такой моей тактики. Он детям вообще никаких поблажен не давал бы. Обычно приходится улаживать с ним этот вопрос.


Я тоже поддержу вашу точку зрения. Моя доченька еще маленькая, поэтому говорить о каких-либо пропусках не буду. Но приведу в пример себя. Мне моя мама разрешала, иногда, пропускать занятия, когда в моей голове уже было полная каша, за день пропуска я отдыхала, собирала мысли в кучу и на следующий день уже шла с чистой головой в учебное заведение.


Мне родители периодические пропуски тоже позволяли, мама просто записку учительнице писала, де, плохое самочувствие у меня было. Разок в месяц пропустить уроки - не преступление, особенно если заметно, что ребенку реально плохо - носом клюет, тяжело встает, вяло занимается даже тем, что любит. Поблажки нужны, ни к чему чадо перегружать до изнеможения.


У нас бывает такое очень редко, но только в том случае, если у ребенка какое-то недомогание, немного приболел, тогда или записку пишу на следующий день, чтобы взял с собой, или звоню классной и объясняю, что ребенок приболел и ему требуется день-два, чтобы подлечиться. Просто из-за усталости мы школу не пропускаем.


Согласна. Раз в две недели можно пропустить занятие один раз. Ребенок сможет наконец-то отдохнуть и набрать сил. Мой встает в по седьмого утра и до пяти часов (из-за продленки) он в школе. Ему приходится и в вечернее время делать уроки, на его увлечения, игры времени просто не остается. Жалею я ребенка, один выходной ему не помешает, учится он у меня и так хорошо.


Я солидарна я вашем супругом полностью. Во-первых, нагрузка учебная предусмотрена и распределена в соответствии с возрастными потребностями и возможностями. Поэтому если дети при нормальном для них ритме почему-то переутомляются, то не отгулы им надо давать, а искать причины (низкий гемоглобин, астения, манипуляция, элементарная лень).


Все дети разные и к каждому индивидуальный подход нужен.Кому то такой отдых пойдёт на благо,а кто-то просто может потом пользоваться "добротой" родительской.Есть несколько примеров,когда родители дали поблажку,и началось "У меня голова болит", "У меня горло болит" "Мне сегодня плохо-можно в школу не пойду?"Каждый родитель знает своего ребёнка лучше других,поэтому волен поступать так как ему подсказывает сердце. Моя дочка учится во втором классе и я как то очень болезненно отношусь к пропускам,но если вижу,например,что она разболевается то можно и прогулять денёк,ведь здоровье конечно-же важнее.


Мой тоже категорически против, да я и сама никогда бы не разрешила прогуливать школу под предлогом усталости от учебной нагрузки. У нас так заведено, если устал – никакого планшета с играми, пораньше ложиться в постель и таким образом лишних два часа на сон и отдых. Учиться – это главная забота и работа, это долг школьника, если хотите. И не стоит ребенку показывать, как искать лазейки, чтобы увильнуть от исполнения этого долга.


У нас в семье аналогичная ситуация. Достались детям ну уж очень ответственные родители. Сами работу пропустить не могут, даже больничный берут с трудом, вот и детям поблажек не дают. Конечно, если сын начинает болеть, я его оставляю дома, но усталость в список таких болезней не попала. Поэтому, когда он говорит что устал, я даю ему меньшую нагрузку дома и стараюсь забрать сразу после уроков, а не оставлять на продленку. При чем дома стараемся минимум времени уделить урокам, а потом отдых и никаких разговоров про школу. Отдых планируем по самочувствию ребенка и по погоде. Иногда можем просто проваляться полдня, а иногда можем посвятить время активному отдыху. Отдых выбираем по погоде и можем просто пойти к реке или устроить велосипедную прогулку или пойти кататься на санках. После такого отдыха, у сына прилив энергии и сил, он готов горы свернуть, а про усталость мы забываем надолго.


Я тоже скорее всего не разрешила бы ребенку без уважительной причины пропускать занятия. Для меня усталость не является уважительной причиной. Для отдыха есть выходные дни. Да и отпуск (каникулы) у детей чаще и больше, чем у работающих людей. С детства должны понимать, что есть вещи, выполнять которые необходимо от того хочется это делать или нет.


Согласна, с самого начала ребенка нужно убедить в том, что учеба - это работа. Относиться к учебе нужно точно так же - серьезно и ответственно, а если все будет не так, то и работать выросший человек будет "спустя рукава". Никаких прогулов! Пусть учиться отдыхать по другому - прогулки, секции, сон, отказ от гаджетов.


Такое впечатление, что ребенок - это робот, обязанный учиться во что бы то ни стало! Такой же живой человечек. только маленький. Вы что, никогда не чувствовали себя плохо? Кстати, усталость имеет свойство накапливаться! Есть такой термин у неврологов - синдром накопленной усталости.

Не надо прогуливать регулярно, но и настаивать на посещении школы, если ваш ребенок вялый и плохо себя чувствует - это нормально, по-моему.


Читайте также: