Что делать если ребенок описался в школе советы психолога

Обновлено: 05.07.2024

Примерно до двух лет дети не в состоянии контролировать работу сфинктера мочевого пузыря. Соответственно, родителям приходится следить за регулярным высаживанием чада на горшок или своевременной сменой подгузников. В этом нет никакой проблемы до тех пор, пока ребенок не подрастет. Но иногда молодые мамочки начинают переживать, все ли в порядке с их ребенком. Особенно часто это происходит в тех случаях, когда бабушки, тетушки и сердобольные соседки начинают рассказывать о собственных детях, которые не ходили до трех лет в памперсах, а уже в год без проблем пользовались горшком. Масла в огонь подливают и сравнения с более ранними в этом вопросе, детьми подруг. Впрочем, молодым родителям будет лучше сохранять спокойствие.

Во-первых, развитие каждого ребенка сугубо индивидуально, а во-вторых, не стоит близко к сердцу принимать воспоминания бабушек. Поскольку родителями они были давно, из памяти многое могло стереться. Вполне возможно, что в воспоминания затесалась ошибка и на самом деле их ребёнок приноровился к горшку в два, а то и три года.

Поэтому, если двухлетний малыш писается ночами и игнорирует горшок днем, особого повода для беспокойства нет, всему свое время. К трем годам большинство детей уже научатся контролировать процесс мочеиспускания. Конечно, будут случаться некоторые форс мажоры, но горшок уже перестанет быть невостребованным предметом интерьера. Вариантом нормы также может считаться, если ребенок писается в три-четыре года.

Однако, стоит убедиться, что у малыша нет проблем со здоровьем. Обратитесь к врачу, сдайте анализы, пройдите ультразвуковое исследование мочеполовой системы. Возможно, потребуется консультация нефролога. Особенно это касается случаев наследственной предрасположенности к почечным заболеваниям.

Если анализы не показали наличие каких-то проблем, соматическое здоровье подтверждено специалистами, родителям остается лишь запастись терпением и спокойно приучать ребенка к туалету.

Скоро в школу, а воз и ныне там

Если ребёнок старшего детсадовского возраста писается не часто (раз-два в месяц), то вероятней всего, проблемы нет, просто чрезмерно набегавшись и утомившись за день, ребенок не сумел проснуться ночью. Не стоит беспокоиться и в случаях, когда ребёнок перед сном съел арбуз или выпил много жидкости. В таких случаях речь идет скорее о неудачно сложившихся обстоятельствах, чем об энурезе. Когда же при отсутствии вышеперечисленных причин, ребенок старше четырёх лет писается ночью, а тем более днём, чаще трех-четырех раз в месяц, не стоит затягивать с решением вопроса. Лучше заняться поиском подходящего специалиста. Причины энуреза могут быть весьма различными. В каждом случае перед началом работы исследуется конкретная ситуация и на ее основании, составляется индивидуальный план действий.

Энурез подкрался незаметно

Бывает и иначе. Уже привыкший к горшку ребенок, внезапно начинает писаться. Это очень похоже на невротический энурез. Для его подтверждения необходимо убедиться в отсутствии соматических заболеваний (цистита, пиелонефрита, а также прочих проблем с почками и мочеполовой системой). Если ребёнок физически полностью здоров, ему показана работа с детским психологом.

К развитию энуреза могут привести какие угодно стрессовые ситуации:

  • переезд в другой город;
  • развод родителей;
  • смерть домашнего питомца;
  • поступление в школу;
  • появление в семье еще одного младенца;
  • испуг, неуверенность в себе, отсутствие родительской поддержки и одобрения;
  • ссоры, скандалы, чрезмерные требования.

Причина не всегда очевидна. Даже самые незначительные изменения в распорядке ребёнка, могут спровоцировать появление проблемы. Не стоит ожидать, что ночное недержание пройдёт само по себе, так же неожиданно, как и возникло. Эта проблема нуждается в скорейшем решении, так как сопровождается не только выраженным эмоциональным дискомфортом у ребенка, но и затрудняет его социальную адаптацию, а в подростковом возрасте, приводит к очень сложным личностным конфликтам.

Согласно статистическим исследованиям, около 70% детей перестают мочить простыни к трем годам; к пяти годам эта цифра достигает 80%, к девяти — 90%. Таким образом, говорить о наличии ночного недержания у ребенка, можно при его достижении пяти-шести лет.

Энурез может классифицироваться как первичный и вторичный. Для первого варианта характерно ночное недержание мочи. Второй вариант является следствием сопутствующих заболеваний и проявляется недержанием мочи в любое время суток, не только во сне, но и во время бодрствования.

Сложности лечения

Чтобы раз и навсегда избавиться от энуреза, очень важно понять причину его появления. Только разобравшись в первопричине, можно подобрать самый эффективный метод решения проблемы. Помимо психологических вышеназванных причин, наиболее распространенными являются:

В редких случаях энурез может являться неспецифическим симптомом гипертиреоза, диабета, ночных приступов апноэ или результатом побочного действия системно применяемых фармакологических препаратов (тиоридазина, вальпроатов и пр).

На сегодняшний день разработано несколько протоколов успешного лечения энуреза – от фармакологической терапии до гипнотерапии, причем доказано, что самый лучший эффект достигается с помощью комбинации нескольких методик.

Дети младшего школьного возраста, страдающие энурезом, нуждаются в обязательном урологическом обследовании. Для функциональной оценки работы мочевого пузыря могут назначаться такие процедуры:

  • УЗИ мочевого пузыря и почек;
  • Урофлоуметрия (изучение сократительной функции детрузора мочевого пузыря);
  • при наличии специальных показаний – цистоскопия;
  • цистография, ренгренография с контрастным веществом.

Среди самых популярных методов, направленных на избавление от неконтролируемого мочеиспускания, называют аутотренинги, физиотерапию, специальные диеты, работу с психотерапевтом и гипнотерапевтом.

Как реагировать родителям на то, что ребенок писается

Понятно, что мокрые простыни по утрам не приносят никому радости. Однако в этой ситуации родителям необходимо в первую очередь думать о психологическом комфорте ребенка. Ни в коем случае нельзя выплескивать на малыша собственное раздражение и огорчение. Наказаниями, руганью, нотациями делу не поможешь. Ошибочно думать, что ребенок писается из-за упрямства, вредности, скверного характера.

Родителям детей, страдающих энурезом, можно дать несколько полезных советов, которые помогут в любой ситуации сохранять доброжелательный контакт с ребенком:

Также не будут лишними общеукрепляющие физические процедуры (занятия спортом, контрастный душ, пешие прогулки, плавание, хвойные ванны, массаж и пр).

Какие методы лечения энуреза наиболее эффективны
  • эриксоновский гипноз;
  • проработка чувств, арт-терапия;
  • гипносуггестивную терапию;
  • работа с близким окружением, направленная на гармонизацию отношений внутри семьи и детского коллектива.
К чему приводит игнорирование проблемы
  • выяснить стрессовый фактор и устранить его;
  • разработать стратегию борьбы с проблемой;
  • сформировать адаптивный защитный механизм;
  • гармонизировать внутрисемейные отношения;
  • минимизировать нагрузку на нервную систему ребенка.

Вместе с психологами нашего Центра, родители получат прекрасную возможность помочь ребенку избавиться от такой неприятной проблемы, как ночное недержание. Звоните и записывайтесь на прием.

Девочки, такая ситуация. Дочка первый класс, в общественные туалеты ходит только со мной. В школе в туалет не ходит вообще, так как боится, один раз старшие девочки держали дверь и не выпускали ее, свет выключили и тд, теперь ребенок туда не ходит вообще. Ребенок получил травму.
Сказать, что она мнительная, нет, но вот касательно школьного туалета такая беда. Реьенок не домашний, в садике таких проблем не было никогда.
Утром стараюсь не поить, в 12.30 она дома, все несет со школы домой.
И тут сегодня, звонок мне на мобильный. Приезжайте, ваша дочь уписалась. У меня шок. Как? Видел ли кто и как вообще сам ребенок. Учитель сказал, что просто проходила возле парты и увидела лужу под стулом и сделала вид, что ничего не заметила.
Я забрала ребенка домой.
И тут ребенок рассказывает, что очень захотел в туалет, но боялся идти на перемене, поэтому решила подождать и попроситься на уроке, но ее не пустили, сказал учитель, что для этого перемена(но учитель знал о проблеме с туалетом у ребенка, так как у нас был договор, что если вдруг реьенок захочет в туалет, то чтобы обращался к учителю, он ее сводит, туалет рядом с классом- следующая дверь) и она терпела как смогла, в итоге уписалась. И учитель дала ей тряпку и она вытирала эту лужу на уроке.
Завтра выходной. А у меня в голове каша. Муж в командировке, а то был бы уже в школе.
Какую речь готовить для учителя и почему она мне врала?
И мне кажется, что дети поняли что случилось, переживаю, чтобы не издевались. Дочка сидит на 2 парте в среднем ряду.
Вообще для меня это тоже шок. Ребенок вроде отошел, я ему объяснила, что ничего страшного не случилось, но сама то понимаю, что не страшно то, что произошло, а страшно то, каким обоазом это модет обернуться против ребенка.
Поговорите со мной, очень нужны умные и адекватные мысли.

Мнения, высказанные в этой теме, передают взгляды авторов и не обязательно отражают позицию администрации

Вопрос. В нашей школе учеников младших классов выпускают в туалет только по поднятой руке. Дети очень этого стесняются. Если кто-то просится, над ним все сразу начинают хихикать. Мой ребёнок тоже поддается такому давлению. Поэтому может часами терпеть. Что делать? Нужно ли говорить об этом с сыном и учительницей?

Ответ. Давайте разберем условия задачи: у нас есть ребёнок с совершенно нормальной потребностью — сходить в туалет. Причем включить или выключить эту потребность по собственному желанию человек очевидно не может. Значит, право ребенка на эту потребность законно.

С другой стороны, мы имеем детей, у которых эта потребность вызывает смех. Стоит ли их за это осуждать? Все мы хорошо знаем, что тема полового низа за счет двойной функциональности — физиологические отправления и сексуальная функция — может быть поводом для юмора не только у детей, но и у взрослых. Просто взрослый в силу культурного развития и досозревания определенных мозговых структур в состоянии эту область контролировать. Он осознает, где уместен смех, а где стоит вести себя сдержанно и следовать культурной норме поведения. Ключевое слово — сдерживать. У детей лобные доли, отвечающие за самоконтроль, пока еще развиты не до конца. Кроме того, дети довольно серьезно отличаются по потенциальной возможности функционирования этих областей.

Кто-то действительно может контролировать себя, а кому-то очень тяжело

Итак, разобрались: тема туалета вызывает неловкость, и это нормально. И поскольку смех — это не что иное, как защитный механизм психики по борьбе с напряжением, то предлагаю не воспринимать смеющихся в этом месте детей некими бескультурными монстрами. Тем более что такая оценка не приведет нас к конструктиву: попытка переделать других, публично высказав им претензии или припугнув наказанием или санкциями, вызовет только ответную агрессию со стороны этих детей. И будет конфронтация, и мы не можем гарантировать, что ваш ребенок победит насмешников в одиночку. А нам надо как-то облегчить состояние ребенка, а не усугубить его.


Сделать для ребенка идеальный мир мы не в состоянии. Чем быстрее вы как родитель постараетесь смириться с этой аксиомой, тем легче и проще вам будет жить. И тем адекватнее вы подготовите ребенка к жизни в этом мире, заложив в него принципы оптимальной жизни с другими. Как это сделать в нашем случае?

Важно нормализовать в голове у ребенка его поход в туалет, исключив стыд из этого контекста

Подчеркиваю, не нужно учить ребенка, что он хороший и правильный, а вокруг — плохие и глупые

Не обещаю, что у вашего ребенка с первого раза получится вообще не среагировать на смех одноклассников. Но это будет для него своего рода тренировкой по умению выдерживать давление со стороны других людей. А такого давления может быть много в течение жизни. И хорошо бы, чтобы человек с вашей помощью постепенно учился его преодолевать.

Кстати, предложенный мною вариант беседы с детьми можно посоветовать и учителю. Выведение чего-то скрытого или неловкого на уровень открытого обсуждения снимает напряжение. Тема перестает быть запретной и получает статус естественного положения вещей. И смех автоматически теряет смысл.

За помощь в подготовке материала благодарим нашего стажёра Елену Тюленеву.

Непроизвольное мочеиспускание – распространенное детское расстройство, встречается у 10% малышей до 5 лет, и у 5% до 10-летнего возраста. Главный психиатр нашей клиники Василий Шуров рассказывает о симптомах и причинах детского энуреза, а также о том, что делать родителям в этой ситуации.

Симптомы детского энуреза

Энурез – неспособность контролировать акт мочеиспускания.

Чаще всего болезнь у детей проявляется в виде ночного недержания мочи. Это может происходить каждую ночь, или же регулярно повторяться с перерывами в несколько дней.

Помимо непроизвольного мочеиспускания можно отметить и ряд дополнительных невротических и вегетативных симптомов:

· Эмоциональная неустойчивость, перепады в поведении от гиперактивности до апатичности

· Снижение интереса и мотивации к играм, обучению

· Беспокойный сон, зубной скрежет во время сна

· Сниженная температура тела, похолодание и посинение конечностей

Энурез у ребенка может стать причиной травли в детском саду и школе. Этому может способствовать и отношение воспитателей, учителей - своими замечаниями они нередко провоцируют насмешки со стороны других детей.

Поэтому важно расспрашивать малыша о событиях вне дома, интересоваться его настроением. Источник: Яндекс-картинки

Поэтому важно расспрашивать малыша о событиях вне дома, интересоваться его настроением. Источник: Яндекс-картинки

Виды, механизмы и причины

Детский энурез условно делят на две категории:

Первичный

Ребенок стабильно мочится в постель и не может контролировать себя с самого рождения.

Вторичный (рецидивирующий)

Контролируемое мочеиспускание – процесс довольно сложный. Урина скапливается в мочевом пузыре и при его наполнении начинает давить на стенки, растягивать их. Это давление вызывает раздражение нервных рецепторов, они посылают в головной мозг сигнал о необходимости сходить в туалет – и ребенок просыпается.

Но на фоне целого ряда причин этот процесс дает сбой.

По каким причинам появляется первичный энурез:

Замедление в развитии системы мочеиспускания

Центры головного мозга, которые отвечают за контроль мочеиспускания, формируются с 2 до 4 лет. Но у некоторых детей развитие протекает дольше.

Генетика

Риск энуреза возрастает, если он наблюдался у одного из родителей.

Родовые и родовые патологии

Недержание мочи может развиться на фоне нарушений внутриутробного развития, родовых травм, асфиксии или временной гипоксии плода, а также врожденных аномалий развития мочевыделительной системы.

Причины развития вторичного энуреза (также возможны при первичном):

Стресс и психологические травмы

Работа нервных центров мочеиспускания может нарушаться при хроническом стрессе (частые конфликты в семье, напряженная недружелюбная атмосфера дома, в садике или школе), а также на фоне психологической травмы: физического или психологического насилия (в том числе грубого обращения и унижений со стороны родителей), потери близкого, развода, смены садика или школы, переезда, появления нового ребенка в семье.

Болезни мочеполовой системы

Причиной энуреза могут быть инфекционные и воспалительные заболевания мочевыделительной системы: цистит, пиелонефрит, вульвовагинит, баланопостит и другие.

Эндокринные заболевания

Развитие недержания могут спровоцировать гормональные сбои на фоне недостаточности или переизбытка гормона щитовидной железы (гипотиреоз/гипертиреоз), а также сахарного диабета.

В большинстве случаев энурез – проходящее состояние. До 1 года это – абсолютная норма, в большинстве случаев проходит до 5 лет, в редких случаях наблюдается до 10-летнего возраста и успешно устраняется до начала пубертата.

Однако, как мы уже выяснили, причиной энуреза могут быть серьезные соматические заболевания, поэтому в любом случае при недержании мочи у ребенка старше 1-2 лет без каких-либо подвижек к самоконтролю стоит обследоваться у врача.

Что делать родителям? Домашняя терапия энуреза

Если энурез не вызван заболеванием, основное лечение – грамотная педагогическая работа родителей.

Такое отношение только усугубляет психологическое состояние ребенка, формирует комплексы и психологические травмы, замедляет процесс развития самоконтроля. Источник: Яндекс-картинки

Такое отношение только усугубляет психологическое состояние ребенка, формирует комплексы и психологические травмы, замедляет процесс развития самоконтроля. Источник: Яндекс-картинки

А вот что делать НУЖНО:

Формировать мотивацию

Можно ввести игровой элемент – вносить пометки в календарик или делать наклейки. Источник: Яндекс-картинки

Можно ввести игровой элемент – вносить пометки в календарик или делать наклейки. Источник: Яндекс-картинки

Тренировать ночное пробуждение для мочеиспускания

Следить за гигиеной сна

Распределять питьевой режим равномерно в течение дня и с ограничением в вечернее время, не давать пить много жидкости перед сном. Отказаться от мочегонных напитков и еды – чая, кофе, виноградного, яблочного, томатного и морковного сока, компотов и морсов, арбузов и дынь. Приучать ходить в туалет перед сном или садить на горшок.

Повышать навык самоконтроля

Выполнять упражнения на контроль мочеиспускания.

Когда ребенок хочет в туалет, просим потерпеть, отвлекаем на короткое время играми и беседой. Благодаря этому мочевой пузырь немного растягивается и лучше адаптируется к нагрузкам в будущем, а ребенок понемногу учится контролировать процесс.

Делать физические упражнения на развитие мышц мочевого пузыря и ягодиц:

· Приучаем считать до 5 сидя на горшке, прежде чем начать мочеиспускание. Постепенно увеличиваем время. Со временем даем дополнительную нагрузку – просим во время мочеиспускания ненадолго задержать процесс и продолжить дальше.

· Приседаем с разведенными коленками, держась за стул или выставив вперед руки с мячиком.

· Лежим на животе, поочередно поднимаем вытянутые ножки.

Такую гимнастику лучше сделать утренней или дневной. Для повышения мотивации у ребенка можно проводить тренировки в ярком костюме, с мячом и другими игрушками.

Конечно, стоит обратиться за помощью и к детскому врачу для того, чтобы исключить чисто медицинские проблемы (воспаление, труднопроходимость кишечника, слабость мышц самого ануса, недостаточная зрелость нервной системы, которая плохо контролирует сигналы организма). Кстати, еще может быть ситуация неполной зрелости мочеполовой системы, когда ребенок не чувствует в полной мере, что он ХОЧЕТ в туалет. До трех лет это вариант нормы.

Однако, вполне возможно присутствие и психологических причин. Кроме этого, если в доме царит атмосфера тотального контроля над поведением ребенка, родители используют авторитарный стиль воспитания, жесткую систему требований, то подобные сложности являются следствием неадекватной воспитательной системы, возможно, способом привлечения внимания к данным проблемам или протестной формой выражения ребенком своего мнения.

Самое главное - не паникуйте! Ребенок иногда может этим просто привлекать внимание мамы, но вполне возможно, что Ваш ребенок выражает, таким образом, протест. Иногда это может действительно быть связано с каким-то переживанием. А может, ему просто захотелось проверить: а что будет, если.

Возможно, ребенок думает, что если он писает в штанишки, то он маленький. Это может говорить о том, что он нуждается в большей заботе.

Специальных, тем более, психологических методов приучения к туалету не существует. Это вопрос гигиенического воспитания, и решается он сугубо индивидуально в каждой конкретной семье, личная гигиена - это территория, сфера влияния матери и ребенка. И именно матери, в конечном итоге, придется проявить выдержку, настойчивость в предъявлении своих требований ребенку.

Наказывая малыша за то, что он ходит в туалет в штаны, Вы только усугубляете проблему. Поэтому дайте ему забыть про негативные эмоции, связанные с этим процессом.

1. Стоит поговорить о том, что посещение туалета - естественная потребность, рассказать об устройстве организма, объяснить необходимость контролирования работы внутренних систем. Попытайтесь вместе с ребенком проговорить, какие сигналы могут ему помочь понять необходимость посещения туалета (выход газов, урчание, давление, боль, др.). Обратите внимание на пищу, которую потребляет ребенок, и на состояние кишечника. Организуйте просмотр энциклопедии (атласа) человеческого тела - обсудите, как важно освобождаться от всего ненужного, выработанного, чтобы избежать засорения организма, сбоев в его отлаженной работе. Придумайте образы или практические опыты, иллюстрирующие последствия насильного перекрывания естественных позывов (отравление токсинами, взрыв от переполнения.)

2. Большинство детей, посещающих дошкольное учреждение, предпочитают отправлять свои дефекационные потребности дома, нежели в садике. Так что поход в ДОУ может только закрепить ситуативно возникший симптом.

А если при этом Вы настраивали ребенка на приближающуюся встречу с садом, акцентируя внимание на гигиенических навыках и самообслуживании, то ребенок может начать "готовиться" заранее к непривычной обстановке.

3. Пачкание белья может быть и выражением протеста, если имеются сложности с выражением гнева, отрицательных чувств или присутствуют жесткие запреты со стороны значимых взрослых.

Также, сжимая мышцы ануса, задерживая естественные отправления, ребенок может испытывать сексуальное напряжение, удовольствие - "обычно прячется где-нибудь с загадочным видом".

4. Ребенку весьма желательно поработать с жидкими, "пачкающими" материалами - пластилином, акварелью, пальчиковыми красками. Поэкспериментировать с добавлением воды в них, размазыванием и пропусканием через руки, пальцы. Можно пофантазировать, на что похожа жидкая глина, выдавливаемая сквозь сцепленные между собой пальцы, например (ассоциации с калом, грязью, "плохими" мыслями).

Стоит поощрять свободные высказывания ребенка в процессе работы, понаблюдать за его поведением, ощущениями, чувствами во время взаимодействия с данными средствами.

5. Не сравнивайте своего ребенка с другими детьми, не думайте о том, что он в чем-то хуже. Как ребенок реагирует после свершившегося? Стирает ли он сам штанишки? Просит ли помыть его? Ваши требования должны преподноситься в качестве единственного способа, как можно это делать. Не хватает уверенности в Ваших действиях? "Не хочет ребенок стирать свои штаны, категорически, говорит, ему противно" - прекрасно, отличный повод поговорить о том, что Вам это делать тоже неприятно, поэтому в дальнейшем, если ему хочется какать в штаны, он будет убирать за собой сам. Проявляйте последовательность и терпение. Можно предложить ребенку стирать испачканные трусики самостоятельно (прививаем ответственность за свои действия, но ни в коем случае не вину и отвращение) - навыки самообслуживания в этом возрасте усваиваются с большой охотой.

6. Бывает что у ребенка это уже часть ритуала, который изменить достаточно сложно. И все способы, которые Вы перепробовали, только подтверждают это. Чрезмерное настаивание ходить в туалет, к сожалению, только еще сильнее закрепляет страх перед ним.

Но можно попробовать перебить ритуал, создать новый или изменить негативные эмоции, связанные с туалетом на положительные, проигрывать на куклах ситуацию правильного использования туалета, похвалы и гигиенических процедур в случае неудач (подмывание, переодевание). Проговаривайте мысли, чувства и поступки всех героев игровой ситуации - и непослушного/успешного ребенка, и мамы, и сторонних наблюдателей (других детей/прохожих/воспитателей детского сада).

Корригирующая гимнастика после сна

Корригирующая гимнастика после сна Основные задачи, решаемые с помощью комплекса гимнастики после сна:Устранить некоторые последствия сна (вялость, сонливость и др.) 2. Увеличить.

Читайте также: