Что делать если боишься идти в школу после дистанционного обучения

Обновлено: 30.06.2024

Первый раз с дист. обучения прошёл бесследно, уже в июле я сам вдруг захотел снова пойти в школу, мне даже сны про учёбу снились, и за все два месяца не было почти ни одного дня, когда я бы жалел о визите туда. Улучшились отношения с одноклассниками и учителями. А потом нас снова посадили на это мёртвое "обучение".
Три дня назад пришла новость о том, что сегодня, 11 декабря, в нашем городе снова открываются все школы. Только вот теперь мне это не в радость, скорее даже трагедия.
Я не боюсь самого общества, хожу ещё на 3 кружкА (туризм, радио и баскетболл), но вот школа. это всё.
Я просто понимаю, что совсем не настроен и не готов туда идти, во всех смыслах и планах, у меня ещё целая гора несделанных уроков, тренировок и завтрашних соревнований. Беда.

Как помочь ребенку адаптироваться и не проглядеть возможную депрессию , рассказывают Анна Макарчук, кандидат психологических наук, директор Центра толерантности Еврейского музея, и Елена Горинова, психолог, ведущий тренер Центра толерантности.

Некоторые родители столкнулись с активным протестом детей и нежеланием возвращаться в школу сразу после известия об окончании онлайна. Многие дети оказались не способны проснуться рано утром в понедельник. Во вторник, среду и четверг ситуация в большинстве случаев не улучшилась. Довольно известной в последнее время стала история девочки-подростка, которая вместо школьной парты утром 18 января оказалась на больничной койке из-за того, что накануне выпила ударную дозу слабительного, чтобы не ходить в школу. От педагогов мы узнаем, что ребенок стал петь на уроке, или засыпает, или и вовсе теряет сознание, конфликтует с педагогами и одноклассниками. Похоже, нашим детям сложно вновь адаптироваться к школьной жизни.

Объективно, учиться в офлайне сложнее, требования выше, сенсорная нагрузка сильно превосходит ту, к которой дети привыкли дома.

  • постоянно подавленное настроение
  • снижена двигательная активность
  • пропал познавательный интерес
  • хроническое чувство усталости
  • равнодушие к новому

Если вы заметили у своего ребенка 3 и более признаков изменившегося поведения, важно обратиться за помощью к специалисту. Он поможет ребенку снова вернуть вдохновение и радость жизни.


Вот какие сложности появились у детей после дистанционки.

Утомляемость. Вернувшись в школу, дети стали быстро уставать. Школьникам трудно проснуться, на уроках сложно сосредоточиться и удержать внимание, приходя домой они буквально валятся с ног – на домашнее задание просто нет сил.

Важно не брать на себя полностью ответственность за режим ребенка.

Вернуться в режим без вашей помощи и внимания многим детям будет сложно. Поговорите с ребенком. Дайте ему понять, что вы готовы всесторонне помогать ему восстановить режим и работоспособность. Обсудите, что можно сделать. Договоритесь о совместных действиях. Важно не брать на себя полностью ответственность за режим ребенка. Ведь наша цель – помочь ему снова вернуть себе умение сбалансированно распоряжаться своим временем. Постепенно снижайте степень своего участия и передавайте инициативу ребенку. Если вы будете бережны, чутки и последовательны, спустя несколько недель все войдет в норму.

Лучше, если ребенок поужинает не позже, чем за 3-4 часа до сна. На полный желудок уснуть бывает непросто.

Засыпанию помогает вечерняя прогулка. Может быть, вы погуляете вместе или подросток выйдет выгулять собаку?

На многих людей усыпляюще действует чтение в кровати или прослушивание аудиокниги с закрытыми глазами.

Полезны и световые будильники, которые за 30 минут до подъема начинают постепенно разгораться, имитируя рассвет. Это помогает легче проснуться.

Постепенно снижайте время подъема. Наукой доказано, что мы пробуждаемся легче в светлое время – так устроены наши циркадные (суточные) ритмы. Зимнее солнце встает еще позже наших школьников, так что нам поможет электрический свет. Полезны и световые будильники, которые за 30 минут до подъема начинают постепенно разгораться, имитируя рассвет. Это помогает легче проснуться.

Хорошим решением будет, если ребенок, придя из школы, час поспит и лишь потом примется за домашнее задание.

Страх неуспеха – еще одна проблема, с которой столкнулись многие дети, вернувшись в школу. Если вы замечаете этот страх у своего ребенка, первое, что нужно сделать – это проанализировать свое отношение к ребенку, к его успехам и неудачам. Что для нас самих означает тот факт, что ребенок не справился, не успел, получил 3 или даже 2?
Чаще всего за страхом неудач у детей лежат наши собственные комплексы, когнитивные искажения, дезадаптивные установки. И наши дети становятся их невольными заложниками, жертвуя своим здоровьем и психологическим благополучием.

Не ругайте ребенка за плохие отметки, не корите, не отвергайте. И самое главное – не расстраивайтесь так сильно, ведь это всего лишь цифра.

Поговорите с ребенком. Дайте ему понять, что вы понимаете, как непросто ему сейчас восполнить пробелы в знаниях, что он сам, его благополучие и доверие к вам для вас превыше любых оценок. Крайне важно, чтобы ваши слова подтверждались вашими же действиями. Не ругайте ребенка за плохие отметки, не корите, не отвергайте. И самое главное – не расстраивайтесь так сильно, ведь это всего лишь цифра.

Будьте внимательны к ребенку. Не пропустите проблему, но и не преувеличивайте ее. Лучше всего, если вы поговорите с ребенком, дадите ему возможность поделиться своими чувствами и проблемами, обсудите, как можно помочь.

Апатия, потеря интересов и энергии – изменения, который родители стали замечать у своих детей за время удаленки. У многих детей сузилась область интересов. Включенность в ежедневное общение побуждает подростков узнавать новое, интересоваться увлечениями других, обмениваться живой информацией. За время, проведенное дома, круг интересов многих из нас сузился до бытовых вопросов и домашних увлечений. Подростки, конечно, не исключение. Важно помочь ребенку найти новые интересы и цели, вернуть интенсивность эмоций.

Ребенку тяжело возвращаться в школу после дистанционки. Как ему помочь? - слайд

В январе большинство школьников возвращаются к очным урокам. Раньше они жаловались, что сидеть дома надоело, а заниматься на онлайн-платформах неудобно.

Теперь многим сложно снова просыпаться пораньше, чтобы одеться и добраться до школы, да и высиживать сорокаминутные уроки без возможности хоть одним глазком посмотреть любимый мультик — то еще испытание.


Обращайте внимание на признаки стресса

Определите, нужна ли ребенку ваша помощь. Возможно, ему тяжелее расставаться с вами по утрам, он ищет причины не ходить в школу или постоянно пытается ускользнуть из класса (говорит, что плохо себя чувствует, и отпрашивается в медпункт или домой).

Первоклассники могут вернуться к своим детсадовским привычкам: сосать большой палец, коверкать слова, не выпускать из рук мягкие игрушки.

Если вы замечаете такое поведение дома, спросите классного руководителя, как ребенок ведет себя на занятиях. Дело может оказаться не в возвращении в школу вообще, а в конфликте с одноклассниками или учителями.


Составьте новое расписание

Конечно, теперь ребенку приходится просыпаться раньше, поэтому и вечером засиживаться допоздна не получается. Еще во время дистанционного обучения ребенку было проще откладывать выполнение домашки на потом и придумывать оригинальные отговорки, почему он не сделал задание (а не валить все на собаку, съевшую тетрадь).

Чтобы ребенку проще было распределять время, вместе составьте расписание.

Распечатайте его или начертите на маркерной доске. Сделайте таблички для расписания уроков и домашних заданий. Укажите, в какое время ребенок должен выполнять домашку, а когда он может отдохнуть.

И отдельно внесите в расписание сбор рюкзака на следующий день, чтобы не бегать утром перед уходом, выискивая по всей комнате забытый учебник.


Расскажите, почему отменили не все ограничения

Школа вернулась, а вот развлечения так и остались под запретом. Многие кружки и спортивные школы все еще работают в дистанционном режиме или закрыты на каникулы.

Ребенок наверняка расстроится, что на уроки ему приходится ходить, но на любимые внеклассные занятия до сих пор не пускают. Объясните, как важны эти ограничения для защиты ребенка.


Напомните правила безопасности

Пока ребенок сидел дома, он отвык подолгу носить маску, часто мыть руки и так далее. Заново расскажите ребенку, как соблюдать меры безопасности.

Чтобы у него не было конфликтов с учителями, проверяйте по вечерам, положил ли он в рюкзак запасную маску, достаточно ли у него с собой антибактериального геля и влажных салфеток.

Уточните у классного руководителя, какие новые правила теперь действуют в школе: можно ли детям играть в коридоре, в какое время они ходят в столовую.


Не давите на ребенка

Позвольте ребенку жаловаться на то, как ему сложно привыкнуть к новому распорядку. И не пытайтесь так усердно контролировать, выполняет ли он домашнее задание.

Во время дистанционки родителям приходилось больше участвовать в учебе, теперь вы можете снова забыть о части этих обязанностей.

За невыполненные уроки ребенка отругают учителя, вы же должны успокаивать его и помогать привыкнуть к очной учебе.



— Мы все — дети, родители, учителя — вынужденно оказались в ситуации, к которой не были готовы. Легче тем, кто уже учился на домашнем обучении, но это был изначально личный выбор родителей и детей, остальные такой выбор не совершали.

Обычно к таким изменениям, как переход на дистанционное обучение, люди готовятся заранее — технически, морально, эмоционально. Понимая, зачем им это нужно и как все устроено. У нас не было времени на настройку и подготовку.

Когда человек оказывается в ситуации, когда он обстоятельства не выбирает — это всегда стресс. Причем стресс для всех: для детей, для родителей, для преподавателей, для системы образования. Здесь нет злодея, который вдруг сделал всем плохо, это просто стечение обстоятельств.

Все произошло слишком быстро, непонятно для всех. А общий уровень напряжения, не связанный с учебой, у всех и так высокий.

Мы живем в состоянии большого тонуса, мы все не в форме: кто-то в тревоге, кто-то в панике, кто-то в апатии.

Мы оказались в ситуации внешней турбулентности: удаленная работа, финансовая нестабильность, тревога за старших родственников, изменение привычного образа жизни. И главное — неясность будущего: непонятно, что будет дальше, непонятно, когда все закончится. Это все — высочайший стресс для взрослых.

На тревогу мы реагируем по-разному. Есть несколько типов реакции на тревогу, и хорошо бы понимать, какой тип реакции конкретно ваш.

Некоторые как раз не хотят рефлексировать по этому поводу. Часто присутствует гипнотическая стратегия совладания с ситуацией, особенно у многодетных: живем, будто ничего не происходит. Мы мобилизовались, собрались и теперь с пионерскими песнями учимся дома, у нас три школьника (или шесть школьников) на одной территории и все нормально. Никому не расклеиваться. Да, если это ваш тип совладания со стрессом — все нормально. Но он может быть другой у одного ребенка и третий — у другого.

Мы находимся в ситуации, которая не кончится одномоментно, быстро. Надо научиться жить в ней, не травмироваться, не травмировать своих детей, особенно в смысле учебы.

Учеба стала каналом для слива тревоги

— Как не травмировать, когда некоторые учителя ужесточили требования, говорят, чтобы домашнее задание присылали до определенного часа, задают еще больше, чем раньше?

— Так учителя тоже в состоянии невроза. При этом я читаю опытных учителей со стажем от 30 лет, которые работают в сильных школах с жесткими требованиями. Так вот, они пишут — расслабьтесь по поводу учебы. Все давление идет от педагогов с меньшим опытом и от тех, кто давит на них сверху.

С внешней ситуацией мы ничего сделать не можем, нам остается читать сводки о числе заболевших и, конечно, максимально самоизолироваться. Но мы не можем поменять течения событий, и потому учеба стала каналом для слива тревоги, недовольства, опасения за будущее.


Учителя давят на детей именно от этого. И от того, что нет выстроенной системы, нет четких требований, вообще ничего понятного. Вот это все, кстати, ребенку класса с третьего, может быть даже со второго, имеет смысл проговаривать, не обвиняя педагогов.

У меня семь школьников, которые учатся в пяти разных школах. И мы каждый день видим пять разных подходов к учебе со стороны конкретных школ. Только из детского сада не присылают задания, хотя слышала, что у некоторых — присылают.

Так вот — родителям нужны внутренние фильтры, чтобы ребенок не травмировался. Изоляция когда-нибудь пройдет, а отношения с ребенком останутся. И останется его мотивация к учебе как важнейший двигатель потенциального прогресса.

Сейчас мы можем незаметно для себя сломать мотивацию. Потому что все нервничают, никто не в ресурсе. И когда один человек не в ресурсе пытается давить по поводу учебы на другого человека, который тоже не в ресурсе, — ребенка, который не гулял три недели, то ничего хорошего не получится.

— Но дети, которые хорошо учились, на дистанционном обучении не снизили планку. Это с чем связано, у них нет стресса?

— При стрессе у человека более явно проявляются его особенности. Если он был более быстрым, он еще больше ускоряется. Если медленным — еще сильнее замедляется. То есть ответственно относящиеся к учебе сейчас могут дойти до невроза, пытаясь учиться дистанционно, разгребая завалы заданий от учителей. А те, кто не учились, дезорганизуются еще больше.

Что делать родителям? Первое — понять, насколько у вас есть на все это силы: вам нужно протянуть максимально долго, ведь на вас — благополучие семьи, и вам нужно как можно дольше сохранять не только здравый рассудок, но и физическое здоровье. Когда человек в тревоге, напряжен, он начинает себя хуже чувствовать. Иммунитет из-за того, что мы нервничаем, не улучшается.

Здравое отношение к учебе — возможность сэкономить нервы.

Мы сегодня не говорим о том, чтобы вообще забыть про нее, мы говорим про благоразумный подход: нужно понять, сколько у вас сил и какой у вас ребенок.

Если вы видите, что ваш ребенок шесть часов сидит перед экраном, потому что у него подряд шесть уроков, а потом еще четыре часа делает домашнее задание, и у него нет возможности погулять — это не просто нарушение СанПиНов, а, главное, вред здоровью. Если ребенок начал перерабатывать (и это поощряется школой), имеет смысл стать буфером, защитить ребенка, выйти на контакт с учителем, вежливо и спокойно объяснить, почему вы не будете так учиться.

Самоизоляция — это, к сожалению, не спринт, а марафон, а учеба — это еще и тонкий сложный процесс. Самоизоляция закончится, а учеба останется. Вам не нужно ни здоровье сломать, ни мотивацию, ни надорваться психологически.

Подростки устали

— Как быть, если чисто физически нет возможности обеспечить ребенку спокойную учебу? Многие живут не в самых просторных квартирах…

— Кроме собственных сил нужно оценить и возможности семьи, в том числе пространственные и технические. У кого-то и так были компьютеры и ноутбуки на каждого ребенка, а кто-то их избегал, считая, что чем позже ребенок сядет за них, тем лучше. Значит, вы просто технически не готовы к тому, чтобы обеспечить всех школьников доступом к учебе.

И вот про это — про то, что в квартире мало места и не всегда получается выйти на онлайн-урок или нет технических возможностей, в том числе, например, из-за слабого интернета, надо говорить с учителями. Но говорить, опять же, спокойно и доброжелательно. То есть в какой-то момент можно выйти из игры или перейти на другой уровень.


Никаких нормативных актов по поводу дистанционного обучения на данный момент не существует, школа не знает, что они могут требовать, а что — нет. Некоторые школы, как и дети, расслабились, а некоторые начали требовать в разы больше. Поэтому прямая доброжелательная коммуникация с учителями, объясняющая обстоятельства семьи — хороший выход. Вот это все нужно трезво оценить и сформулировать вашу концепцию на семейном совете, а потом — донести до учителей.

Мое личное мнение таково, что в этой ситуации адекватно было бы сделать так, как в некоторых европейских странах — они завершили учебный год и перенесли аттестацию на следующий год либо закончили год без аттестации. У нас этого пока не произошло, хотя по ОГЭ уже есть корректировки — будут сдаваться только два основных ОГЭ.

Понимаете, все хотят лучшего, а ребенок оказывается между молотом и наковальней.

Нормальная подростковая реакция на все это — спрятаться, уйти в отрицание. Могут возникать грубость, агрессия. Чаще всего это защита, либо невротическая реакция, либо показатель того, что ребенку плохо. Первая влюбленность, а подросток не может увидеться с девушкой… Подростки вообще устали, потому что они все время с родителями. А задача возраста — общаться с ровесниками…

— Если родители разобрались с гаджетами и считают, что учебный год детям надо закончить, что прежде всего нужно делать?

— Создать систему приоритетов, где важнее всего — спокойствие. Если вы доходите до истерики, то никакая учеба этой истерики не стоит. Как только чувствуете, что вы потеряли самообладание — выходите из игры. Если вы не в ресурсе, у вас скандалит младший ребенок или вы переживаете за кого-то в больнице, — даже не начинайте думать про учебу.

Я за то, чтобы, если есть средства, на проблемные предметы брать тьютора или репетитора. Если средств нет, можно поискать через знакомых — сейчас есть люди, которые готовы бесплатно помочь, например, с математикой.

Если не нашлось таких людей, опять же, нужно просто принять ситуацию и не бросаться подтягивать ребенка. Не быть супергероем — это нормально. Мы не были готовы к тому, чтобы учить собственных детей дома, полностью осваивая программу.

— Если ранее вы не передали ребенку ответственность за учебу, стоит это делать сейчас?

— Можно попробовать, но очень аккуратно, по обоюдной договоренности, в игровой форме. Но нельзя настаивать и нет гарантий, что все получится удачно.

У всех могут быть срывы

— Что делать, если у ребенка возникают истерики после уроков?

— Надо понять, из-за чего истерика. Если ребенок провел шесть часов за компьютером и у него истерика, дело не в ребенке, а в том, что у него не спланирована нагрузка. Если у ребенка истерика от того, что он не понимает, где смотреть необходимый материал — это другой тип истерики.

Если ребенок пробовал, пробовал, загружал, а у него удалилось — это еще один тип истерики. Если он все делал, пришел младший брат и пролил краски на тетради — это четвертый тип истерики. Если ребенок — перфекционист, и он понимает, что ничего не может сделать идеально в этом формате, который он не освоил — это пятый повод. Разобравшись с причиной, можно попытаться помочь.

Если истерики из-за предмета, который не получается — возвращаемся к рекомендации, что ребенку нужен трамплин. В этой ситуации родитель трамплином быть не может. Есть дети, которые вообще не воспринимают информацию через зум, им сложно сконцентрироваться. Есть учителя, которые говорят: не буду разбираться с этой всей электронной штукой, читайте учебник.


Основная же причина стресса ребенка чаще всего в том, что он не гулял. Если ребенок в гиподинамии и без свежего воздуха, с депривацией впечатлений, он не сможет учиться. У нас такое ощущение, что ребенок не работает, про вирус ничего не понимает, так пусть сидит, учится. А он не может. Ребенок — часть системы, и если в системе стресс и неустойчивость, у него — то же самое…

Значит, надо ему помогать. Если не удалось уехать за город (самый идеальный вариант) — постоянно проветривать, мотивировать двигаться — если не хочет делать зарядку, пусть попробует танцевать брейк-данс, хип-хоп или что-то еще, что ему интересно.

Онлайн-нагрузка — очень специфический тип нагрузки, ребенок к ней не привык. Нужно объяснить про дозирование экранного времени и интервалы: если ты полтора часа просидел, то ты должен встать, пройтись, сделать наклоны, приседания, потанцевать, послушать музыку, принять контрастный душ. Я за то, чтобы сейчас максимально использовать ресурсы ванной. И контрастные души, и массажные души, и расслабляющие ванны. Здорово, если в квартире есть шаговые дорожки, беговые дорожки или эллипсоидные тренажеры.

И помните, сейчас такое время, когда нельзя с себя и с ребенка требовать.

— Родители все распланировали, приоритеты расставили, но тревожность никуда не уходит.

— Естественно, мы же живые. Тревожность — это нормальная реакция в этой ситуации. Нам нужно учиться делать так, чтобы тревога не выбивала нас полностью в нерабочий диапазон. Кстати, те, кто не сталкивался раньше с такой сильной тревогой, сейчас, может, даже в худшем положении, чем те, у кого были тревожные состояния. Последние уже умеют работать с собственными эмоциями.

Первое, с чего начинать работу с тревогой — информационная гигиена. Нужно дозировать время, которое вы посвящаете чтению и просмотру новостей о тревожащей ситуации. Если сделать только это, состояние заметно улучшится.

Нужно двигаться. Все, что я говорила про движение и водные процедуры, относится не только к школьникам.

Еще один момент — общаться по видеосвязи с близкими людьми, с поддерживающими людьми. Одно дело, вы звоните старшим родственникам — тут вы выступаете в поддерживающей роли, другое дело — вы звоните любимой подруге или институтскому преподавателю и это общение поддерживает вас.

Нужно, как на марафоне, выровнять дыхание. Постарайтесь сначала успокоиться, а потом уже настраивать что-то для ребенка.

Мы не можем выходить, мы не можем пойти в кафе, встретиться с друзьями. Мы можем разрешить себе и всем в доме побыть в одиночестве какое-то время. В любой квартире можно найти маленькое место для одиночества.

Я вообще сторонник того, чтобы ставить внутренние замки на комнаты. Это нормально. Людям мешает миф, что раз мы семья, значит, в стрессовой ситуации мы все время должны быть вместе. Но для очень многих одиночество — это ресурс.

Нужно понимать, что у нас у всех могут быть срывы. И у школьников, и у мужа, и у жены. Особенно важно сейчас уметь ставить точку в ссоре, понимая, что человек просто сорвался. Произошла гроза потому, что очень высокое напряжение, в воздухе много электричества. Важно не наращивать конфликт. И — продолжать жить дальше.

Читайте также: