Что делается в нашей стране для обучения в обычной школе детей с ограниченными возможностями примеры

Обновлено: 05.07.2024

Как поясняет замминистра образования Вениамин Каганов, в 2016 году переход на инклюзию будет зависеть от уровня оснащения школ и уровня подготовки преподавателей, то есть будет постепенным.

Кто такие тьюторы

Сюда дети могут прийти в любой момент отдохнуть, если устанут сидеть на уроке с остальными, сделать какие-то задания и даже поиграть в специально оборудованной сенсорной зоне — там можно попрыгать, поваляться, позаниматься с игрушками-утяжелителями (для некоторых детей-аутистов это необходимо).

Честный ответ на неудобный вопрос

Инклюзия или все-таки коррекция?

Справка

Одной из самых важных, самых ценных и масштабных по своим следствиям перемен, происходящих в современном образовании, является то, что оно по своим целям, по своему назначению становится инклюзивным, то есть включенным, открытым для всех.

Современная школьная практика накопила определенный опыт осуществления приёмов и методов по адаптации детей с ОВЗ.

Для учителя, работающего в инклюзивном классе, крайне важно помнить о следующих правилах:

2. Отчасти индивидуализации может способствовать организация групповой работы. В начале обучения ее нельзя использовать в полной мере, но постепенно вводить ее элементы — разумно. Важно учитывать необходимость смены состава группы для формирования у детей адекватной самооценки. И практически полностью исключены соревнования между группами детей во избежание взаимных упреков и нарушения атмосферы сотрудничества и общности класса.

5. Важно следовать за естественной потребностью ребенка в познавательной деятельности, а не навязывать ее. Чаще предлагайте детям задания, которые бы они выполняли с удовольствием. Требовать от ребенка выполнения неинтересных или более сложных заданий следует осторожно и дозировано, так как постоянное напряжение приводит к соматическим или психологическим проблемам.

6. Основное правило для учителя. Создание условий для адаптации ребенка к школе состоит в том, чтобы ребенок был успешен не столько в обучении, сколько в сфере общения и взаимодействия между всеми участниками образовательного процесса: учителями, детьми, родителями.

Кроме учета этих правил облегчения адаптации всех детей класса, учитель и тьютор (если есть) для облегчения адаптации детей с ОВЗ могут использовать следующие приемы:

1. Предварительное знакомство ребенка со школой и классным помещением — при встрече в августе, вместе с родителями. Вся семья может пройтись по школе, посмотреть, где находится столовая, спортивный зал, кабинеты специалистов, комната для релаксации, туалет. Будет хорошо, если ребенок и его родители заранее познакомятся не только с учителем и тьютором, но и с другими взрослыми — специалистами сопровождения, учителями - предметниками, охранниками и др. Во время посещения класса, будущий ученик может заранее выбрать место, которое ему нравится, посидеть за партой. В этом случае, уже с первых дней обучения, снизится его тревожность, обусловленная неизвестностью, большим количеством новых незнакомых людей вокруг.

— что делать — когда захотел в туалет;

— когда необходимо идти в столовую;

— когда следующий урок — физкультура;

— когда класс идет на прогулку;

— когда необходимо подготовиться к следующему уроку;

— когда звенит звонок и т. д.

-организация индивидуального режима (снижение объема заданий и др.);

-организация обучения в зависимости от индивидуальных особенностей учащихся с образовательными особенностями;

-организация индивидуальных и групповых занятий общеразвивающей и предметной направленности;

-организация обязательных дополнительных внешкольных и внеклассных коррекционно-развивающих занятий с психологом, логопедом. К формам занятий, применяемым в работе с детьми данной категории, относятся интегрированные формы, индивидуальное обучение на дому.

Тем самым для детей создаётся благоприятный психологический климат в образовательном процессе, повышается уровень их познавательной активности, учебной мотивации. Всё это способствует эмоциональной уравновешенности и уверенности в собственных возможностях. Такой подход позволяет снизить тревожность и психическое напряжение детей с ОВЗ и помогает успешно адаптироваться.

В нашей школе для детей с ОВЗ созданы все необходимые условия для развития личности. Кроме работы с учителем ресурсного класса, у каждого ребенка имеется тьютор, который оказывает своевременную помощь ребенку, в классе так-же всегда находится педагог- психолог и логопед, в классе также оборудована отдельная сенсорная комната с учетом индивидуальных особенностей детей данного класса. Психолого- педагогическая поддержка направлена на то, чтобы обеспечить доступность образовательных услуг для детей с ОВЗ и их включение в образовательное и досуговое пространство нашей школы.

Создание условий для всестороннего развития детей в ДОУ в соответствии с ФГОС

Создание условий для всестороннего развития детей в ДОУ в соответствии с ФГОС Доброго времени суток, дорогие маамовцы! Данная публикация была готова довольно давно, но в силу разных обстоятельств, не было возможности.

Создание условий для психолого-педагогической поддержки позитивной социализации детей

Создание условий для психолого-педагогической поддержки позитивной социализации детей Создание условий для психолого-педагогической поддержки позитивной социализации детей Отечественный и мировой опыт показал, что воспитательная.

Создание условий для развития мелкой моторики и реципрокной координации движений рук у детей ОНР посредством мягких модулей

Создание условий для развития мелкой моторики и реципрокной координации движений рук у детей ОНР посредством мягких модулей Дошкольное детство - период наиболее интенсивного формирования познавательной деятельности и личности в целом. Если интеллектуальный и эмоциональный.

Создание условий для сенсорного развития детей

Создание условий для сенсорного развития детей Выдающиеся зарубежные ученые в области дошкольной педагогики (Ф. Фребель, М. Монтессори, О. Декроли, а также известные представители отечественной.

Создание условий для успешного музыкального развития и воспитания детей в ДОУ Успех музыкального развития личности ребенка во многом зависит от уровня музыкальной культуры музыкального руководителя, от его знания теории.

Создание условий для успешного развития и воспитания детей раннего возраста в ДОУ В нашем городском округе был проведён анализ оказания психолого-медико-педагогической помощи детям в дошкольном возрасте. Был выделен ряд.

Создание условий для успешной адаптации детей к детскому саду

Создание условий для успешной адаптации детей к детскому саду Создание условий для успешной адаптации детей к детскому саду. Для успешной социализации детей нужно и то, чтобы дети адаптировались к.

– Ваша школа имеет опыт сетевого взаимодействия с разными организациями. Расскажите, пожалуйста, об этом.

– В нашей школе из 719 учащихся 150 детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе 56 имеют статус инвалида.

– С какой целью выстраивается такое взаимодействие? Какую функцию выполняет каждая организация в сети?

– Учреждение, вступившее на путь межсетевого взаимодействия, должно проанализировать, для каких целей нужен данный вид сотрудничества, каких результатов вы хотите достичь, какие проблемы решить, каких специалистов привлечь на договорной основе. Приведу конкретные примеры.

В вашем учреждении не созданы условия для аттестации детей с легкой степенью умственной отсталости. Для них предусмотрен экзамен по профессионально-трудовому обучению, практическая часть которого проходит в мастерских. Если в вашем учреждении нет оборудованных мастерских, вы можете заключить договор с другой организацией, где такие мастерские есть. В таком случае обучающиеся могут посещать практические занятия в этом учреждении и там же проходить процедуру аттестации. Например, наша школа заключила договор с политехникумом и коррекционной школой для решения этой задачи.

Благодаря планам совместной работы в рамках межсетевого взаимодействия мы оказываем консультативную, методическую помощь педагогам, получаем рекомендации медицинских работников, врачей-специалистов, проводим совместные праздники, посещаем внеклассные мероприятия в других учреждениях.

– Сегодня в школу приходят дети с самыми разными заболеваниями. Как сетевое взаимодействие помогает организовать для них помощь?

– Если в вашем учреждении обучаются дети с интеллектуальными нарушениями, то им нужен постоянный контроль врача-психиатра, слабовидящим детям – консультации офтальмолога, детям с нарушениями опорно-двигательного аппарата – ортопеда. Такую разнообразную медицинскую помощь реально обеспечить только на договорной основе с поликлиникой или другим близлежащим медицинским учреждением, и тогда специалист регулярно наблюдает таких детей. Целесообразно заключить договор со специалистами центральной или территориальной психолого-медико-педагогической комиссии либо центрами практической психологии с целью получения консультативной помощи или приглашения специалистов на заседания консилиума в своем учреждении. Также в числе ваших партнеров могут оказаться общественные организации и благотворительные фонды, коррекционные школы, учреждения дополнительного образования, среднего профессионального образования, молодежные центры. Если необходимого специалиста нет в вашем городе или районе и территориальный доступ затруднен, то вы можете получить онлайн-консультацию по запросу. Сейчас такая форма дистанционного сотрудничества очень распространена.

– Как финансируется работа специалистов и организаций в рамках сетевого взаимодействия?

– Труд привлекаемого из сторонней организации специалиста оплачивается либо из фонда стимулирующих выплат, либо по договору совместного найма, либо осуществляется на безвозмездной основе по договоренности сторон. В данном случае все решают руководители образовательных организаций на местах.

– Если предположить, что все необходимые специалисты есть в штате учреждения, то как в данном случае выстраивается работа по организации психолого-педагогического сопровождения инклюзивного образования?

– Какую нормативно-правовую базу должны иметь учреждения, вступившие на путь инклюзии? Какие условия должны быть созданы?

– Во-первых, такое учреждение должно иметь лицензию на осуществление инклюзивной практики.

Во-вторых, руководители и педагоги образовательной организации должны уметь изучать протокол, который получает ребенок после прохождения процедуры психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК) и индивидуальную программу реабилитации и абилитации, которая выдается каждому ребенку-инвалиду после прохождения медико-социальной экспертизы (МСЭ). В этих документах прописаны все необходимые медицинские мероприятия или психолого-педагогическое сопровождение для ребенка и специальные условия для его обучения.

Например, для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата необходимо предусмотреть архитектурную доступность учреждения, так называемый безбарьерный доступ. В данном случае подразумевается либо отсутствие ступенек при входе в школу, либо пандус. Если в учреждении нет лифтов, то тогда следует построить расписание таким образом, чтобы ребенок с нарушениями опорно-двигательного аппарата передвигался только по первому этажу либо перемещался с этажа на этаж с помощью специальных подъемников.

– Как должны разрабатываться программы для обучения таких детей?

– Структура адаптированной программы одна и та же, а содержание всегда разное и зависит от нозологической группы (заболевание, отклонение в развитии), к которой относится конкретный ребенок.

При написании адаптированной программы лучше прибегнуть к услугам узких специалистов, собрать рабочую группу. Примерные программы, существующие на страницах Интернета, не всегда содержат достоверную информацию.

– Одной из главных проблем инклюзивного образования является неготовность педагогов к принятию и обучению детей с ОВЗ.

– Прежде всего, учителям необходимо посетить психологический тренинг, который настроит на работу с такими детьми, пройти курсы повышения квалификации: если нет такой возможности в своем регионе, то такую услугу можно получить дистанционно .

Нельзя забывать и о том, что своевременно получить знания в той или иной области и консультацию грамотного специалиста крайне важно для успешной работы в области инклюзивного образования.

– Родители здоровых детей зачастую выступают против инклюзивного образования. Как перевоспитать взрослых людей с черствым сердцем и стереотипным мышлением?

– Для родителей, так же как для детей и педагогов, надо проводить уроки доброты, общешкольные мероприятия с участием детей с ОВЗ, психологические тренинги.

Данные анкетирования, проведенного в рамках работы творческой группы, показывают, что дети по-разному воспринимают своих сверстников с тем или иным ограничением здоровья. Например, проще всего им общаться с ребятами, имеющими заболевания опорно-двигательного аппарата (с ними готовы общаться около 64% школьников). С детьми, имеющими нарушения речи, слуха и зрения, изъявляют желание общаться 57,7% их здоровых сверстников. Еще меньше сверстники воспринимают ребят с умственной отсталостью (51,1%).

Следовательно, педагогам и психологам есть над чем работать.

Не менее важной задачей школы, вставшей на путь инклюзивного образования, является работа с семьей ребенка, имеющего ограниченные возможности здоровья. Мамы таких детей, как правило, уже разочарованы по причине своих неудачных попыток получить своевременную квалифицированную помощь для своего ребенка и зачастую впадают в крайности. Они окружают ребенка гиперопекой или предъявляют к нему повышенные требования, иногда и вовсе изолируют его от окружающего мира. Это может быть как благополучная, так и неблагополучная семья, стоящая на учете в инспекции по делам несовершеннолетних. Очень важно раннее выявление детей с ОВЗ. В некоторых регионах проводят мониторинги детей от рождения до 18 лет с целью выявления разных групп нарушений. Чем раньше начинается коррекционная помощь, тем лучше результаты будут в дальнейшем.

При правильной организации инклюзивной практики выигрывают все: здоровые дети, дети с ОВЗ, педагоги. При неправильном подходе все перечисленные категории только теряют.

Истории родителей, психолога и представителей власти о проблемах программы инклюзивного образования на примере Тамбовской области.

С 2012 года в России действует закон об инклюзивном образовании, благодаря которому ребёнок с особенностями развития может обучаться в общеобразовательных школах и детских садах. Там детям, испытывающим трудности в развитии и социальной адаптации, оказывают психолого-педагогическую, медицинскую и социальную помощь.

Несмотря на то, что программа работает уже восемь лет, по-прежнему существуют стереотипы, что дети с ОВЗ (ограниченные возможности здоровья) и дети-инвалиды отстают от своих одноклассников, тормозят процесс и им нужно слишком много внимания со стороны учителей или воспитателей. Поэтому они не должны посещать школу или детский сад вместе с обычными детьми.

TJ изучил, как работает программа в небольших городах российских регионов на примере города Моршанска Тамбовской области.

Примечание о возможном конфликте интересов: автор этого текста приходится родственником одному из спикеров.

По данным федерального реестра инвалидов, детская инвалидность в России растёт на 15–25 тысяч человек в год. Основная причина — психические, нервные расстройства и врождённые аномалии. Пятнадцать лет назад эти дети могли обучаться только либо в специальных школах-интернатах, либо на дому. С внедрением инклюзивного образования ситуация изменилась, дети с ОВЗ (ограниченные возможности здоровья) и дети-инвалиды могут обучаться вместе с обычными детьми.

Предполагалось, что дети-инвалиды и дети с ограниченными возможностями здоровья смогут вписаться в общий образовательный процесс в обычных школах, и такое решение заодно снимет проблему их социализации. На практике же получилось, что ребёнка выдернули из коррекционной школы, а качественного образования ему гарантировать не смогли, потому что ответственность за детей с ОВЗ легла главным образом на плечи рядового учителя, не умеющего правильно работать с такими учениками.

Потребовалось восемь лет, чтобы внедрить новые технологии, улучшить условия нахождения ребёнка с ОВЗ и ребёнка-инвалида в учебном учреждении, но как считает куратор кластера инклюзивного образования ММСО Александр Ездовой, главная проблема — непонимание людей. Это родители обычных детей, которые боятся, что особенные дети будут мешать процессу обучения. Это нехватка кадров, их обучение и подгонка в работе с особенными детьми, но и сами родители детей с ограниченными возможностями, которые боятся говорить о диагнозе своего ребёнка.

По мнению Натальи Борисовой, учителя, особенно в регионах, не знают, как работать с детьми с ОВЗ и детьми-инвалидами. Они пытаются сделать так, чтобы особенного ребёнка в классе не было. Решить эту проблему могли бы курсы переподготовки сотрудников школы, но государство не выделяет на это достаточно средств.

Школы вынуждены искать дополнительные источники финансирования, чтобы педагоги могли освоить, например, ABA-терапию (прикладной анализ поведения, действенная методика в работе с детьми с расстройством аутистического спектра), чтобы сделать возможным существование малых классов.

Фонд поддержки детей проводил исследование об инклюзивном образовании, которое выявило, что практически все родители — и детей с особенностями развития, и без них — хотели бы, чтобы их дети учились вместе. Но опросы показывают, что только 32% граждан считают, что дети с ДЦП (детский церебральный паралич) должны обучаться в обычном классе. В случае ребёнка с синдромом Дауна или аутизмом за обычный класс выступают только 7% респондентов, с нарушениями слуха или зрения — 6% респондентов, а в случае проблем умственного развития — 4%.

Отсюда появляется множество стереотипов по поводу ребёнка в инвалидной коляске или с психическим расстройством, что они хуже усваивают материал в силу своих особенностей и тем самым тормозят учебный процесс. Это также касается другой категории детей — дети с синдромом Дауна и РАС (расстройством аутистического спектра).

Конечно, рапортовать о том, что всё хорошо, что вся система образования готова к инклюзивному образованию, ещё рано. Но уже пришло время не ставить задачи и обсуждать вопросы, а решать их, действовать и находить собственные пути развития инклюзивного образования.

Внедрение программы в городах и районах области происходило постепенно. В области для детей с ОВЗ и детей-инвалидов работали несколько школ-интернатов, но некоторым родителям было проблематично забирать своих детей домой на выходные из-за расположения интерната. Они хотели, чтобы их дети жили вместе с ними и учились в ближайшей школе. Поэтому в рамках программы власти разрешили детям-инвалидам обучаться в общеобразовательных учреждениях.

С введением госпрограммы в области, школа-интернат отчасти утратила свою необходимость. Сейчас там обучаются дети с более серьёзными заболеваниями как задержка психического развития и нарушение интеллекта. В городе Котовске на базе такого интерната работает ресурсный центр для сопровождения инклюзивного образования в области. Всего в регионе 109 школ с инклюзивной программой.

Начальник отдела государственной поддержки детей в трудной ситуации управления образования и науки Тамбовской области Ольга Сячина говорит TJ, что программа в области активно развивается, но многие педагоги сталкиваются с отсутствием опыта работы с такими детьми и неумением правильно составить сопроводительную программу.

Решением этой проблемы занимаются специалисты ресурсного центра с опытом работы с детьми с ОВЗ и детьми-инвалидами. Они проводят областные семинары, где рассказывают о приёмах и методах работы с такими детьми. Также несколько раз в год выезжают с консультациями психологов, дефектологов и тьюторов в города и районы области, помогая в разработке адаптационных программ.

Адаптированная программа создана для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья. Она разрабатывается специалистами образовательных организаций при поддержки руководителей этих организаций.

Психолог и куратор инклюзивных программ в московской школе №1540 Софья Розенблюм отмечает, что педагог должен внимательно относиться к конфликтам, потому что неправильное поведение особого ребёнка может стать причиной его травли, а порой он сам может оказаться зачинщиком травли одноклассника. По её словам, это происходит потому, что ребёнок с ОВЗ ранее сам подвергался травле или просто испытывает определённый стресс при нахождении в коллективе и берёт неправильные модели поведения из внешнего мира.

Помощь нужна не только детям, но и их родителям. Учителя-психологи и учителя-дефектологи проводят совместные занятия с детьми и их родителями. Большинство родителей не понимают, через что проходит их ребёнок, объясняет психолог мини-центра Детского сада комбинированного вида №6 в Моршанске Ольга в разговоре с TJ.

Деньги на программу выделяют как из федерального, так и из бюджета области. Средства из регионального бюджета идут на субсидии школам и детским садам. А две главные статьи расходов федерального — оборудование для передвижения детей-инвалидов, пандус, расширение дверных проёмов, санитарно-гигиеническая зона. Если в учебных учреждениях обучаются дети с нарушением слуха или зрения, то приобретается электронные лупы, видеоувеличитель, виброскоп (слуховой тренажёр, фланелеграфы и прочее).

Вторая статья расходов — обустройство кабинетов дефектолога и психолога для работы с детьми.

По словам Сячиной, в 2020 году более 70% детей в области с ОВЗ обучаются в школах. И только 24% — обучаются в коррекционных учреждениях. Когда программа только начинала развиваться, такое процентное соотношение было противоположным. В области три тысячи инвалидов школьного возраста, а детей с ОВЗ порядком 10 тысяч.

Было страшно рассказывать про болезнь ребёнка другим родителям. Но чтобы его поняли и приняли – это нужно делать. Дети стали более добрее к моему ребёнку, они видят, что в чём-то он беспомощный, и стараются ему помочь. И он начинает коммуницировать с детьми, хотя раньше ребёнок предпочитал одиночество.

В Моршанске предпосылки инклюзивной программы возникли 12 лет назад, примерно в 2008 году. Как говорит председатель комитета по образованию и молодёжной политике Моршанска Валентина Комарова, перед ними поставили задачу социализировать детей с такой категорией. Они обучались либо на дому, либо в коррекционных школах. Позже коррекционные школы стали закрывать, и вместо них появились ресурсные классы в общеобразовательных учреждениях.

Задача была сложная, не были готовы к этому ни учителя, ни дети, ни родители. Но самый сложный период — адаптация детей с ОВЗ в детских садах.

Самое положительное в моей работе – когда ребёнок понимает тебя, а ты его. Когда он с твоими подсказками пытается что-то сделать и у него получается. Этому мы радуемся вместе. И этот итог – самый замечательный момент в работе. Но опускаются руки, когда родитель отвлечён во время коррекционной работы, когда он не реагирует на мои рекомендации, не выполняет работу с ребёнком дома.

Ольга отмечает, когда ребёнок с РАС приходит в детский сад и улыбается, то это большой шаг в его адаптации, так как до этого он боялся социума. Есть дети, в работе с которыми много времени нужно уделять приветствию, чтобы они услышали людей и не боялись их. В мини-центре развивают с детьми познавательное (ориентация в пространстве) и эмоциональное (видеть себя, испытывать эмоции) направления.

В 2019 году на базе местного Детского сада общеразвивающего вида по физическому развитию детей №8 создали центр для детей с нарушением слуха. Там обучаются четыре человека, двое из которых проживают в Моршанском районе, их родители привозят на обучение в город. Со слов председателя комитета по образованию и молодёжной политике города, в следующем году обучения начнут ещё шесть детей.

Каждый ребёнок проходит медико-педагогическую комиссию, после который выстраивается индивидуальный подход его обучения: кто-то больше занимается с логопедом, а кто-то с дефектологом. Они проводят занятия вместе с родителями, чтобы они видели, как работают с их ребёнком и как им самим нужно с ним заниматься дома.

С согласия родителей дети могли перевестись из мини-центра в общую группу. В неё попадают 2-3 человека, с которыми находится тьютор — он помогает ребёнку адаптироваться. Одна из проблем этого процесса — родители обычных детей, которые жаловались и просили убрать ребёнка с особенностями развития.

С такой проблемой столкнулась Елена. В разговоре с TJ она поделилась, что её ребёнка не воспринимали родители. На него жаловались, что он дерётся, отбирает что-то или мешает учебному процессу. Родители не хотели видеть ребёнка в группе. Но здесь вмешалась администрация детского сада, которой удалось объяснить особенность ребёнка.

Психолог мини-центра Ольга считает, что нахождение детей с особенностями развития в общей группе влияет на них прогрессивно. Они берут пример со сверстников, следуют за ними, учатся общению и дисциплине.

У нас в саду есть девочка, которая поступила с синдромом Дауна в общую группу. Сразу возник вопрос, а стоит ли это делать, но в итоге ребёнок научилась разговаривать, у неё повысился уровень познавательности, девочка занимается на уровне своих сверстников, естественно, у неё есть индивидуальные проблемы, но то, что она прогрессирует – это замечательно.

Эта статья создана участником Лиги авторов. О том, как она работает и как туда вступить, рассказано в этом материале.

Инклюзивное образование, как обычно, имеет две стороны медали и мнения экспертов, психологов, а также родителей по поводу преимуществ и недостатков совместного обучения обычных детей и детей с ограниченными возможностями расходятся. Предлагаем вам сегодня ознакомиться со всеми особенностями развития инклюзивного образования в России.

Образование для детей с ограниченными возможностями

Согласно статистическим данным, в Российской Федерации сегодня живет около двух миллионов детей в возрасте до 16 лет, которые нуждаются в специальном образовательном подходе. То есть, каждый 71 российский ребенок имеет ограниченные возможности и не может учиться наравне со здоровыми сверстниками. При этом, согласно данным Министерства здравоохранения, число детей-инвалидов в России ежегодно увеличивается на 4-5%.

До недавнего времени, практически все дети с ограниченными возможностями учились (а зачастую и жили) в коррекционных школах или специальных школах-интернатах. Однако благодаря реформам в сфере образования и внедрению программы "Доступная среда" у "особых" детей появилась возможность учиться в самых обычных школах и стать равноправным членом российского общества.

Такое образование, как всегда, имеет две стороны медали и мнения экспертов, психологов, а также родителей по поводу преимуществ и недостатков совместного обучения обычных детей и детей с ограниченными возможностями расходятся. Предлагаем вам сегодня ознакомиться со всеми особенностями развития инклюзивного образования в России.

Что такое "инклюзивное образование"?


Инклюзивное образование – вид совместного обучения, направленного на вовлечение в общую систему образования страны всех детей, независимо от их физических, интеллектуальных, психических или любых других особенностей. В мировом сообществе инклюзивное обучение признано наиболее гуманным и эффективным, причем это относится как к детям с ограниченными возможностями, так и к их здоровым сверстникам.

Отметим, что инклюзивное образование подразумевает обучение "особых" детей в одном классе со здоровыми школьниками, а не в специальной группе (классе), созданной при общеобразовательном учебном заведении.

Принципы инклюзивного обучения заключаются в таких постулатах, как:

  • Каждый человек имеет право на полноценное общение;
  • Качественное образование можно получить только в процессе реальных взаимоотношений;
  • Все люди нуждаются в дружеских отношениях и поддержке ровесников;
  • Разнообразие улучшает качество жизни человека;
  • Каждый человек, независимо от состояния здоровья, способен думать и чувствовать;
  • Достижение прогресса в образовании оценивается тем, что человек может делать, а не тем, что он не может.

Чем же полезно инклюзивное образование?

Некоторые считают, что "особым" детям нельзя учиться вместе с обычными ребятами, так как они не способны овладеть тем объемом знаний, который является обязательным уровнем для их сверстников. Это с легкостью опровергает практика, которая показывает, что множество (если не большинство) детей с ограниченными возможностями – это "отличники" и "хорошисты", осваивающие школьную программу намного быстрее здоровых ребят.

Кроме того, многие родители, чьи "нормальные" дети посещают инклюзивные образовательные организации, опасаются того, что уровень образования в таких школах ниже, чем в обычных учебных заведениях. Но опять же, согласно статистике дети, учащиеся именно в инклюзивно ориентированных школах имеют высший уровень социального развития, поведения и успехов в учебе, что полностью опровергает общественное мнение.

Таким образом, можно выделить три основных преимущества инклюзивного образования:

  • Во-первых, дети-инвалиды имеют возможность получить полноценное среднее и высшее образование, которое в будущем позволит им обрести достойную профессию, а значит ни от кого не зависеть.
  • Во-вторых, эти "особые" дети не чувствуют себя изолированными, так как получают возможность участвовать в социальной жизни школы, принимать участие в различных проектах и мероприятиях, проявлять свои творческие способности, сражаться со своими комплексами и страхами, ощущать себя полноценными членами общества.
  • В-третьих, дети с нормальным развитием, учащиеся в инклюзивных школах, становятся более толерантными, активными, коммуникабельными и открытыми, чем дети, посещающие обычные школы.

Теперь поговорим о том, с какими проблемами сталкиваются школы, практикующие методы инклюзивного образования, и дети с ограниченными возможностями, обучающиеся в традиционных общеобразовательных организациях.

"Доступная среда" не такая уж и доступная?


Все проблемы инклюзивного образования в России связаны, преимущественно, с недостатком финансового обеспечения и отсутствием специально подготовленных педагогов.

Специалисты настаивают, что в инклюзивных школах должны работать только высококвалифицированные психологи и педагоги, имеющие опыт работы с детьми-инвалидами. В противном случае недобросовестное выполнение функций учителя или наставника может только усугубить психическое состояние детей-инвалидов, которые и так постоянно чувствуют себя изгоями среди других "нормальных", здоровых детей.

В частности, педагоги должны быть способными создать в детском коллективе комфортную атмосферу, чтобы дети с особыми потребностями не чувствовали к себе проявления жалости, чтобы им не делали "поблажек" на то, что они не такие как остальные. И наоборот, нельзя допускать возникновения проблем связанных с тем, что здоровые дети избегают, оскорбляют, обижают или, что вообще недопустимо, проявляют жестокость по отношению к инвалидам. Такие взаимоотношения в инклюзивном классе могут стать причиной замкнутости и депрессивности неполноценного ребенка, что, опять таки, может вызвать множество проблем с психическим здоровьем школьника.

К большому сожалению, сегодня таких опытных педагогов-психологов в российских школах, что называется, "днем с огнем не сыщешь". Поэтому с детьми, требующими особого подхода, приходится работать обычным учителям, которые, в лучшем случае, прошли специальные курсы. В результате, в инклюзивных классах нередко встречаются случаи дискриминации и непонимания потребностей детей с ограниченными возможностями. На подготовку нужного количества опытных специалистов у государства пока не хватает денег. Да и по времени это займет не один год.

Не хватает пока финансов у наших властей и на материально-техническое обеспечение инклюзивных школ. Ведь такие школы нужно соответственно оборудовать, например, пандусами для "колясочников" (причем, не только на входе в школу, но и на каждом этаже) или специальными обучающими материалами для слабовидящих детей. А это значит, что нужно закупать огромное количество новых учебников и методических материалов, при этом многие школы нужно не просто приводить в соответствие с санитарно-техническими нормами, а полностью реконструировать.

Как это ни печально, но тех финансов, которые выделяются сегодня в рамках программы "Доступная среда", хватает только на незначительные изменения школ и классов, а потому детям с ограниченными возможностями практически повсеместно приходится сталкиваться и с физическими неудобствами обучения в общеобразовательных организациях.

Как обстоят дела на самом деле?


Внедрение и развитие инклюзивного образования – это благое дело, призванное сделать детей с ограниченными возможностями полноценными и равноправными членами общества. Но только если власти подходят к данному вопросу не формально, как это происходит в нашей стране, а взвешенно и ответственно.

К большому сожалению, многие отечественные специалисты вынуждены констатировать: попытка внедрить инклюзивное обучение с треском провалилась, разбившись о российские реалии.

Новый закон "Об образовании", вступивший в силу 1 сентября 2013 года и "узаконивший" такой вид обучения, как "инклюзивное образование", полностью исключил понятие "коррекционное учебное заведение", что привело чуть ли не к повальному закрытию коррекционных школ и интернатов. Местные власти активно принялись зачислять детей с ограниченными возможностями в традиционные школы, не позаботившись о специальном оснащении образовательных организаций.

К чему это привело? Дети-инвалиды столкнулись с непонимающими их проблемы и особенности педагогами, а также физическими неудобствами посещения обычных школ, из-за чего большинству из них пришлось перейти на домашнюю форму обучения. То есть, по факту, дети с ограниченными возможностями все также изолированы от общества здоровых детей, только теперь их круг общения ограничивается только рамками семьи и не предусматривается взаимоотношений даже с ребятами, имеющими такие же проблемы.

В качестве заключения хочется выразить надежду, что инклюзация образовательной системы России в самое ближайшее время все-таки перейдет из бумажной плоскости в реальность. Кроме того, хочется верить, что мы наконец-то придем и к инклюзации социальной сферы, установлении тесных взаимосвязей между разными категориями общества, вовлечение людей с особыми потребностями и ограниченными возможностями во все социальные процессы и отношения.

Читайте также: