Читательская грамотность как компонент функциональной грамотности в основной школе

Обновлено: 02.07.2024

Функциональная грамотность — вопрос, актуальный для педагогов, учеников и родителей. Эту задачу нужно решать только сообща. А в процессе можно получить удовольствие — ведь учиться для жизни всегда приятно. И неважно, какой предмет вы преподаете — встроить задачи по развитию функциональной грамотности можно практически в любой урок!

Алексей Алексеевич Леонтьев
лингвист, психолог, доктор психологических наук и доктор филологических наук

Составляющие функциональной грамотности

1. Читательская грамотность

Способность человека понимать и использовать письменное тексты, размышлять о них и заниматься чтением, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.

2. Естественно-научная грамотность

  • научно объяснять явления;
  • понимать особенности естественно-научного исследования;
  • интерпретировать данные и использовать научные доказательства.

3. Математическая грамотность

  • применять математические рассуждения;
  • использовать математические понятия и инструменты.

Читательская грамотность

Оцените данные графиков, сравнивающих результаты исследований PISA разных лет по читательской грамотности, и проведите эксперимент!

Эксперимент № 1

В августе будут проходить встречи с учениками и родителями. Ознакомьтесь с результатами, которые оценивают читательские умения учеников, и подготовьте короткое (3-5 минут) мотивирующее выступление — разное для каждой аудитории — перед коллегами, самими учениками и родителями ребят.

Предоставьте возможность тем, кто будет вас слушать, самостоятельно оценить результаты. И, конечно, помните про мотивацию — вы должны настроить аудиторию! Не забывайте о том, что не все родители, как и сами дети, в курсе исследований, поэтому наверняка нужно будет подготовиться к тому, чтобы рассказать им об этом подробнее.

Эксперимент № 2

Опыт читательской грамотности


Рассмотрите диаграмму со списком городов. Основываясь на данных диаграммы, запишите примеры двух городов, в которых больший процент жителей имеют возможности для раздельного сбора мусора, чем в Первоуральске.

Помните о том, как важно верно истолковать смысл задания и обратить внимание на нюансы. Здесь, например, есть важное уточнение: нас просят записать примеры двух городов. Значит, одного будет недостаточно, а перечислять больше будет излишне.

Функциональная грамотность. Учимся для жизни

Пособия серии предназначены для формирования функциональной грамотности и подготовки к международному сравнительному исследованию PISA. Содержат обучающие и тренировочные задания, построенные на основе реальных жизненных ситуаций.

Опыт креативного мышления

Парты есть в каждой школе. Но они не всегда были такими. И, конечно, будут еще меняться. Как вы думаете, какой может стать школьная парта в будущем? Как можно усовершенствовать парту, чтобы появились новые функции, дополнительные возможности ее использования? Проявите свое воображение. Желаем удачи!

Предложите три различных изменения, при помощи которых можно было бы усовершенствовать школьную парту и расширить возможности ее использования в учебных целях. Основное назначение парты как рабочего места ученика должно быть сохранено. Запишите свои предложения.

Усовершенствование 1: __________
Усовершенствование 2: __________
Усовершенствование 3: __________

Выберите среди своих усовершенствований самое полезное, интересное и оригинальное. Оно должно сохранять основное назначение парты как рабочего места ученика, но расширить возможности использования парты в процессе учения. Вы можете предложить и новую, 4-ю идею.


В таких заданиях критерии правильно/неправильно очень эфемерны: можно дать верный ответ, но не прокомментировать его — в таком случае высший балл ожидать не стоит.

Не растолковывайте детям задания: пусть ученики поймут, как важно читать инструкцию. Если они решили преобразить парту, скажем, в качели — пусть это будет опытом их читательской грамотности. Дети сами должны увидеть, как важно правильно понимать смысл задания и внимательно прочитывать тексты.
2. Сценарий. Сюжет

  • новый персонаж
  • голос за кадром
  • обстановка и др.
Опыт глобальных компетенций
  • заинтересованность и осведомленность о глобальных тенденциях развития;
  • управление поведением;
  • открытость новому;
  • эмоциональное восприятие нового.

В класс пришла новая девочка Наташа. На перемене она пошла вместе с классом в столовую, съела свой завтрак и попросила ещё одну порцию. Затем она достала принесённые из дома конфеты и съела несколько штук. Одноклассница Наташи Полина подумала, что новенькая не следит за своим питанием и может набрать лишний вес.

  • Какое предположение о здоровье Наташи может сделать её одноклассница Полина, основываясь на том, что она увидела в столовой? Запишите свой ответ.
  • Объясните, почему предположение Полины о здоровье Наташи может быть неверным. Запишите свой ответ.
Опыт функциональной грамотности на уроке

Читательская грамотность, креативное мышление, глобальные компетенции важны абсолютно всем. И на уроке может быть 5-минутный перерыв для таких нестандартных заданий. Разумеется, не в ущерб важным предметным задачам. Попробуйте наладить взаимодействие с учителями других предметов и провести такое интегрированное занятие.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Под читательской грамотностью понимается способность человека воспринимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.

Что входит в функциональную грамотность.

Читательская грамотность – один из компонентов функциональной грамотности.

Проблемы читательской грамотности российских школьников.

Пути их решения

Сегодня выделяют следующие компоненты функциональной грамотности:

Какие есть сложности с функциональной грамотностью?

Регулярно в мире проходит оценивание функциональной грамотности школьников с помощью таких тестов, как PIRLS, TIMSS, PISA. Традиционно Россия находится в середине рейтинга PISA: 30-37 место из 74. Причины невысоких показателей — оторванность школьных заданий от реальности и недостаточное количество материалов для подготовки.

Разработать материалы для международного тестирования непросто — они должны соответствовать ряду критериев. Например, информация должна быть новой для школьников, но не привязанной к содержанию других предметов. Задания должны проектировать жизненную ситуацию и быть доступными для детского восприятия.

Под читательской грамотностью понимается способность человека воспринимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.

По результатам международных исследований уровня читательской грамотности PISA cредний балл российских учащихся в 2009 году составил 459 баллов по 1000-балльной шкале, что статистически ниже, чем средний балл по странам ОЭСР (493 балла). Российские учащиеся по данной области занимают 41-43 место среди 65 стран с учетом ошибки измерения.

В соответствии с уровнями читательской грамотности, установленными в исследовании PISA, число 15-летних учащихся России, готовых относительно адекватно использовать более или менее сложные тексты для ориентации в повседневных ситуациях, составляет 72,6% (в среднем по ОЭСР – 81,4%); из них готовых к самостоятельному обучению с помощью текстов в России 14,3% (28,6% в среднем в странах ОЭСР). Не готовых ориентироваться с помощью текстов даже в знакомых житейских ситуациях в России 27%, что на 8% больше, чем в странах ОЭСР. Эти учащиеся не достигли порогового уровня читательской грамотности (2-го уровня по международной шкале).

Результаты исследования убедительно показывают, что России, как и большинству стран мира, предстоит преодолеть ряд препятствий на пути к всеобщей читательской грамоте в ее сегодняшнем понимании. Среди первостепенных:

• Сбалансировать развитие трех основных читательских умений, составляющих читательскую грамотность.

• Обратить особое внимание на чтение мальчиков.

О том, что эти задачи решаемы, говорит опыт стран, сумевших этого добиться за девять лет, прошедших между исследованиями PISA-2000 и PISA-2009. Мониторинг качества образования с помощью теста PISA не дает прямого ответа на вопрос, КАК воспитывать читателей, способных к самостоятельному обучению с помощью текстов. Однако некоторые опоры для педагогических действий в желательном направлении заложены в описании уровней читательской грамотности, которые последовательно осваивает каждый читатель. Благодаря данным, предоставленным исследованием PISA-2009, мы знаем, что и в России, и в развитых странах мира больше половины 15-летних учащихся научились с помощью печатного текста ориентироваться в житейских ситуациях. Однако число учащихся, которые этому еще не научились, в России вдвое больше, чем в странах ОЭСР.

Исходя из вышесказанного, современный учитель должен поставить цель научить школьников вдумчивому чтению, а отработка заданий, проверяющих уровень читательской грамотности, помогут учителю диагностировать результаты и отследить динамику.

Читательская грамотность (по PIRLS и PISA) определяется по уровню сформированности трех групп читательских умений:

 Ориентация в содержании текста и понимании его целостного смысла, нахождение информации.

 Рефлексия на содержание текста или на форму текста и его оценка.

Первая группа связана с общими умениями работать с текстом: понимание содержания текста и ориентация в нем.

Вторая группа умений направлена на глубокое и детальное понимание содержания и формы текста.

Третья группа умений включает в себя использование информации, выделенной из текста, для достижения разнообразных целей, решения поставленных задач с использованием или без использования дополнительных знаний.

Для того, чтобы каждый ребенок владел всеми этими умениями, учитель должен знать приемы и способы их формирования.

Таким образом, одна из главных задач современной школы заключается в том, чтобы вызвать у подрастающего поколения интерес к чтению, создать условия для воспитания компетентного читателя, способного отбирать, понимать, организовывать информацию и успешно ее использовать в личных и общественных целях. Это бесспорно актуальная проблема, которая требует пристального внимания и действенного решения и побуждает к поиску стратегий работы с разными видами текстов, изучению техник активно-продуктивного чтения и алгоритмов работы с несплошными текстами.

Работа направлена на формирование основных читательских умений:

- находить и извлекать информацию;

- осмыслить и оценить содержание и форму текста.

К текстам представлены различные по формату задания (с выбором ответа, с кратким ответом, с развёрнутым ответом)

Но мы хотим остановиться на биографии Р.Курбана.

Юбилейный вечер Рафиса Курбана прошел на днях в селе Битаман Высокогорского района. Писатель, драматург, общественный деятель, он внес огромный вклад в развитие национальной культуры, в сохранение истории родного края. Вечер открыли дети. Они спели песню, автор которой - Рафис Курбан. Перед вами два текста о жизни и творчестве Р.Курбана. Прочитайте и ответьте на вопросы?

Поэт, писатель, драматург, он черпал энергию у родного края. Воспевал его, делал достоянием каждого.

Родился он 60 лет назад в деревне Малый Битаман. Новый сельский дом культуры, открывшийся прошлым летом, будто ждал творца.

- Секрета здесь никакого нет. Я здесь родился. Сегодня здесь очень много гостей со всей России. Я их хочу познакомить с моей деревней, моим краем, - подчеркнул Рафис Курбан

Гости приехали из Казахстана, Кабардино-Балкарии, Чувашии, Марий-Эл, Якутии. Все пришли высказать слова благодарности и почтения выходцу из Высокогорского района.

- Рафис Курбан - выдающийся поэт, писатель. Он мой ученик. Мы оба пишем для детей. Он продолжатель традиций Габдуллы Тукая, Шауката Галиева. Он очень разносторонний. Это человек, который внес огромный вклад в социальную жизнь татарского народа, - подчеркнул поэт, журналист, политический деятель Роберт Миннуллин.

Со сцены звучали поздравления, слова благодарности и признания. Обычно на дни рождения именинники лишь получают подарки. Рафис Курбан отличился. К своему 60-летию он выпустил две книги. Одна из них - о выходцах из бывшего Дубъязского района; 40 библиотек Высокогорского района пополнятся новым изданием. Это еще один весомый вклад в сохранение истории нашего края.

Курбанов Рафис Харисович (Рафис Курбан) родился 1 января 1957 года в деревне Малый Битаман Высокогорского района. После окончания Большебитаманской средней школы учился на отделении журналистики Казанского государственного университета.

Задание №1: Какую информацию нашли вы в текстах? Отметьте правильный ответ. (11 слайд)

А. Юбилейный вечер Рафиса Курбана прошел на днях в селе Малый Битаман Высокогорского района.

Актуальность выбранной темы обусловлена острой необходимостью решить проблему читательской грамотности среди учащихся, а так же понять, что же нужно предпринять учителю, каким образом работать, чтобы изменить отношение учеников к чтению и всему процессу обучения.

В докладе раскрываются особенности формирования читательской грамотности при обучении учащихся на этапе получения основного общего образования. Даётся характеристика читательской грамотности как ключевой компетентности человека в современном мире. Определяется роль учебного текста и его типов при формировании читательской грамотности и с учётом специфики содержания учебного предмета; рассматриваются основные виды и стратегии чтения при работе с учебным текстом, предлагаются задания, нацеленные на формирование читательских (коммуникативных) умений учащихся при проведении смыслового анализа текста. Примеры заданий позволяют проиллюстрировать специфику работы по формированию читательской грамотности на уроках русского языка и литературы, повысить активность учащихся, сделать уроки насыщенными и интересными и обеспечить достижение планируемых результатов.

II .Основная часть

1.Масштабность проблемы чтения

2.Смысловое чтение текста

3.Стратегии работы с текстом

IV.Список используемой литературы

I . Введение.

Приоритетной целью образования в современной школе является развитие личности, готовой к взаимодействию с окружающим миром, к самообразованию и саморазвитию.

Такое развитие личности обучающегося предъявляет особые требования к образованию. В соответствии с ними к содержанию и планируемым результатам освоения учащимися ООП ОО в качестве результата рассматривается формирование у обучающихся универсальных учебных действий.

На данный момент современными критериями проверки результатов обучения учащихся являются КИМы ОГЭ и ЕГЭ. Насколько успешно ученики сдадут эти экзамены, зависит от того, сумел ли коллектив педагогов создать условия для формирования универсальных учебных действий на уроках каждому. Ведь только формирование всех УУД в комплексе позволит ребенку реализовать свои способности в полной мере.

Особое место среди метапредметных универсальных учебных действий занимает чтение и работа с информацией. Успешное обучение в начальной и основной школе невозможно без сформированности у обучающихся читательской грамотности.

Актуальность проблемы чтения.

Взяться за данную тему нас заставило устное собеседование в 9 классе по русскому языку в прошлом году.От данного собеседования мы, учителя, удовлетворения не получили. Проблема, стоящая перед нами, была налицо. Дети не читают, речь развита плохо, строить монологическое высказывание не умеют, поэтому решили поучиться сами: поработали с научной литературой, изучили опыт работы других преподавателей,чтобы попробовать что-то изменить или внести что-то новое в свою работу на уроках.

II .Основная часть.

1.Масштабность проблемы чтения.

На сегодняшний день мы наблюдаем падение интереса к чтению, а отсюда и дефицит знаний, информации. Падение интереса к чтению – это ступень к кризису читательской грамотности и культуры. Как это ни парадоксально, но в условиях стремительного развития мира (информационно-коммуникационных технологий) в обществе сокращается доля читающего населения.

В чем же причины падения интереса к чтению и постоянного его уменьшения по мере взросления. Ведь, если сегодня не читающий ребёнок, то завтра – не конкурентоспособная личность. В чем же причины низкого уровня чтения у подрастающего поколения?

На наш взгляд, их много (ведь это неспроста проблема глобального масштаба:

Не заинтересованные в воспитании родители (на сегодняшний день число неблагополучных семей очень высоко, а отсюда нет примера и нет результата)

Утрата ценности книги и предпочтение СМИ (чтение заменяем многочасовым просмотром телевизора, игрой на компьютере

Нечитающие родители (ребенок не видит своих родителей за чтением книг или читающих книг ему, поэтому делает вывод, что в этом нет необходимости).

Читательская грамотность определяется по уровню сформированности трех групп читательских умений:

Ориентация в содержании текста и понимании его целостного смысла, нахождение информации.

Рефлексия на содержание текста или на форму текста и его оценка.

Для формирования читательской грамотности сегодня активно используются стратегии работы с текстом, техники активно-продуктивного чтения и алгоритмы работы с несплошными текстами.

К сплошным текстам относят тексты, читаемые в повседневной жизни:

описание (отрывок из рассказа, стихотворения, описание человека, места, предмета и т.д.);

повествование (рассказ, стихотворение, повесть, басня, письмо, статья в газете или журнале, статья в учебнике, инструкция, реклама, краткое содержание фильма, спектакля, пост блога, материалы различных сайтов и т.д.);

рассуждение (сочинение-размышление, комментарий, аргументация собственного мнения).

К несплошным текстам относятся графики, диаграммы, таблицы, схемы (кластеры), географические карты и карты местности, план помещения, входные билеты, расписание движения транспорта, карты сайтов и т.д.

3. Стратегии работы с текстом.

Пока в своей деятельности мы выбрали немного стратегий, но стараемся их отрабатывать, чтобы был какой-то результат. Итоговое собеседование в 9 классе показало, что начало положено, и это радует.

СТРАТЕГИИ ПРЕДТЕКСТОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Стратегии предтекстовой деятельности представляют собой достаточно новое явление в работе учителя. Согласно традиционной методике, на этапе предчтения текста давалось лишь одно задание - прочитать текст. По технологии профессора Н.Н. Сметанниковой, чем лучше организован этап предчтения, тем легче учащемуся читать текст и выше достигаемый им результат.

Целью предтекстовых стратегий являются:

постановка цели и задач чтения;

актуализация или знакомство с важными понятиями, терминами, ключевыми словами;

актуализация предшествующих знаний;

формирование установки на чтение с помощью вопросов или заданий;

повышение скорости чтения и количества прочтений;

включение механизма антиципации – прогнозирование содержания, тематической и эмоциональной направленности;

формирование умения и привычки думать над книгой до чтения.

Предваряющие чтение вопросы. Предваряющие изложение вопросы побуждают ученика искать в тексте ответ, сопоставлять его с вопросом и с собственными знаниями о предмете, т.е. активизируют мыслительную деятельность.

С позиции пробуждения интереса к чтению исследователи отмечают следующие наиболее продуктивные предтекстовые стратегии:

СТРАТЕГИИ ТЕКСТОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Целью стратегий на исполнительной фазе чтения являются:

выдвижение гипотезы о содержании читаемого, ее подтверждение или отклонение, контекстуальная и смысловая догадка;

размышление во время чтения о том, что и как я читаю и насколько хорошо понимаю прочитанное.

СТРАТЕГИИ ПОСЛЕТЕКСТОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:

Цель данной стратегии – применение и использование материала в самых различных ситуациях, сферах, формах и включение его в более масштабную деятельность: тестирование, таблицы, планы, рефераты, сценарии, плакаты, иллюстрации и т.д. Стратегии связаны с усвоением, расширением, углублением, обсуждением прочитанного, происходит корректировка читательской интерпретации авторским смыслом.

Рассмотрим некоторые стратегии послетекстовой деятельности:

III . Вывод.

Подводя итог всему сказанному, хочется обратить внимание на то, что особо важно в

каждом образовательном учреждении создать систему учебно-воспитательной работы, направленной на формирование грамотного читателя как основного фактора повышения успешности каждого ученика. В первую очередь это отразится на результатах ОГЭ и ЕГЭ, потому что группы читательских умений напрямую связаны с умениями, которые должны продемонстрировать выпускники в процессе работы с контрольно-измерительными материалами.

Только систематическая работа по формированию читательской грамотности на всех ступенях обучения способна решить проблему формирования грамотного читателя. Для этого необходимо правильно выстроить весь инструментарий, распределив его по ступеням обучения, и задействовать его и в учебной и во внеучебной работе, а так же привлечь к данной проблеме родителей.

IV . Список используемой литературы.

1. Куропятник И.В. Чтение как стратегически важная компетентность для молодых людей// Педагогическая мастерская. Все для учителя. - 2012. - № 6

2.Орлова Э.А. Рекомендации по повышению уровня читательской компетенции в рамках Национальной программы поддержки и развития чтения. Пособие для работников образовательных учреждений, М.:2008

3. Сметанникова Н.Н. Стратегиальный подход к обучению чтению. – М.: Школьная библиотека, 2005. – 512 с.

4. Сметанникова Н.Н. Обучение стратегиям чтения в 5-9 классах: как реализовать ФГОС. – М.: Баласс, 2013. – 128 с.

5.Сметанникова Н. Н.Через чтение в мировое образовательное пространство.-М.,2001

6. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования.

7. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя / под ред. А.Г. Асмолова.. - 2-е изд. - М.: Просвещение, 2011. - 159 с.

Автор: Песчаницкая Светлана Изяславовна

Населенный пункт: г. Смоленск

Современная система образования в России направлена на формирование функциональной грамотности обучающихся. Это необходимо для того, чтобы соответствовать международным стандартам, в которых функциональная грамотность выступает центральным понятием.

Основные компоненты функциональной грамотности

  1. Математическая грамотность
  2. Читательская грамотность
  3. Естественно-научная грамотность
  4. Финансовая грамотность
  5. Глобальные компетенции
  6. Креативное мышление

Читательская грамотность, понимаемая как способность учащихся к осмыслению текстов различного содержания и формата, как способность к использованию прочитанного в различных жизненных ситуациях, в том числе и для достижения своих целей, расширения знаний и возможностей, становится значимым результатом функциональной грамотности. Обучение работе с информацией направлено на формирование умения осознанно читать тексты с целью удовлетворения познавательного интереса, освоения и использования информации для решения практических учебных, в том числе жизненных задач.

В связи с включением визуальных изображений тексты можно разделить на сплошные (без таких изображений), несплошные (включающие визуальные ряды, необходимые для понимания текста, с большей или меньшей степенью слияния с текстом). Вместе с тем визуальные изображения могут быть предложены для анализа как источник информации и отдельно, самостоятельно. Примерами сплошных текстов являются: 1) описание (художественное и техническое); 2) повествование (рассказ, репортаж); 3) объяснение (объяснительное сочинение, определение понятия, толкование слова, резюме/выводы, интерпретация); 4) аргументация (комментарий, обоснование); 5) инструкция (указание к выполнению работы; правила, законы). Несплошные тексты включают: 1) графики; 2) диаграммы; 3) таблицы; 4) карты, схемы; 5) рисунки, фотографии, 6) формы (анкеты и др.); 7) информационные листы и объявления.

В процессе работы с текстом учащиеся приобретают читательские умения:

  • находить и извлекать информацию;
  • интегрировать и интерпретировать информацию: понимать смысловую

структуру текста, соотносить визуальное изображение с вербальным

текстом, формулировать выводы;

  • осмысливать и оценивать содержание и форму текста, высказывать и обосновывать собственную точку зрения;
  • использовать информацию из текста для решения практической задачи.

Учащимся можно предложить изучить данную печатную продукцию и поставить перед ними ряд задач / проблем:

а) задание с дополнением (обучаемый дополняет содержание предложения

или фразы своей информацией – два-три слова / фразы);

б) задание в виде свободного изложения.

Вопросы и задания, развивающие читательскую грамотность

на уроках искусства и технологии

Проанализируйте высказывания обучающихся о граффити.

Почему граффити сравниваются с рекламой?

С кем из авторов вы согласны?

Вопросы: Мнение какого участника дискуссии больше всего соответствует вашему мнению о картине Малевича?

Запишите имя участника и приведите два аргумента из текста, чтобы проиллюстрировать ваш ответ.


Чтение и анализ произведения. Приобретение навыков смыслового чтения, умение найти ответ на поставленный вопрос.

  • Что в понимании Э. Грига счастье? (Композитор отдал молодёжи жизнь, работу, талант, т.е. счастье – это самоотдача.)
  • Были ли слушатели у композитора, когда он сочинял произведение? (Это были синицы на дереве, загулявшие матросы из порта, прачка из соседнего дома, сверчок, Золушка в заштопанном платье).
  • Какими являются события, описанные в рассказе К. Паустовского, из жизни Э. Грига?
  • реальными – нет;
  • вымышленными – нет;
  • взяв отдельные факты из биографии Грига и соединив их воедино –да.
  • Вставьте на месте пропусков нужные слова.
  • Разделите текст на части, озаглавьте каждую часть.
  • Озаглавьте весь текст.

Театр оперы и балета — знакомое сочетание слов. В ….. действующие лица поют, а в …. танцуют.

Полонез и мазурка становятся символами воинственного начала. II действие оперы переносит нас на бал в старинный замок польского короля. В торжественном полонезе проходят пары. К звукам оркестра присоединяются голоса пирующих.

Приобретение навыков смыслового чтения, знаково-символическое действие. Вставьте пропущенные слова: А – флейта Б – свирель В – Пан Г – тростник Д – Сиринкс

Древнегреческий бог лесов и пастбищ, покровитель пастухов и охотников (1) полюбил прекрасную нимфу (2). Однажды, убегая от него, нимфа попросила бога реки спасти ее, и тот превратил её в (3). Пан сделал из него (4), которую стали называть (5).

Выберите правильный ответ

1)1А 2Б 3В 4Г 5Д

2) 1В 2Д 3Г 4Б 5А

3) 1Б 2В 3Г 4А 5Д


Внимательно рассмотрите предложенные облака слов. Каждое облако слов представляет собой понятие одного музыкального термина. Догадайтесь, о каком термине идет речь, а также приведите составленное вами из облака определение для каждого термина.



Исполнители музыки Создатели музыки

Певец Музыкальный редактор

Как лучше всего назвать этот текст?

A. Воздействие музыки на человека и его здоровье.

B. Лечебные музыкальные терапии из Европы.

C. О композиторах и их проблемах со здоровьем.

D. Неожиданные преимущества современной музыки.

Прочитайте текст. Ответьте на вопросы

Вопросы: 1. Что общего и чем отличаются данные куклы от вальдорфских?

2. Выражено ли в тексте отношение автора к своим куклам?

3. Что бы изменили в работе по изготовлению кукол?

Моё увлечение изготовлением кукол началось давно. От вальдорфок у кукол - соблюдение пропорций и размеров, наполнение шерстью, а также вся одежда съемная и выполнена из натуральных тканей, таких как американский хлопок, батист, хлопковый трикотаж, для отделки использовала только льняное кружево. Обувь сшита из натуральной кожи или замши, волосы - из шерстяной пряжи. Основное отличие кукол от вальдорфских - это глаза, материал - стеклопластик, у куколок есть реснички, и они могут стоять и сидеть. На фото вы видите заготовки под куколок, если честно, то до конца не знаешь, какими они получатся - грустными или веселыми, с косичками или вьющимися волосами. Но одно несомненно - очень любимыми.

Вопросы: К какому жанру речи относится данный текст?

Всё ли учтено для организации мероприятия?

Что бы ты хотел добавить?

У тебя скоро день рождения. Ты пригласишь друзей.

  • Как лучше организовать этот праздник?
  • Составь меню сладкого стола, который ты приготовишь.
  • Что лучше: приготовить торт самой или купить в магазине? Обоснуй свой выбор.
  • Придумай оформление комнаты и сервировку стола.
  • Опиши сценарий твоего праздника.
  • Подсчитай затраты праздника


Вопросы:1. Что не указано в объявлении?

2. Примут ли в ремонт кожаное или вязаное изделие?

3. Пользуется ли такой вид услуг популярностью?

Найдите отличие музыкального портрета от портрета художественного. Каждая группа участников ринга должна высказать свои преимущества в изображении Снегурочки перед другой группой.


Прочтите стихотворение, назовите созвучное его художественному образу музыкальное сочинение. Выберите наиболее близкую ему по художественному образу репродукцию из трёх предложенных. Поясните, что объединяет эти сочинения. Задание развивает умение находить общность настроения в музыке, живописи, поэзии.

Осыпаются астры в садах,

Стройный клён под окошком желтеет,

И холодный туман на полях

Целый день неподвижно белеет.

Ближний лес затихает, и в нём

Показались повсюду просветы,

И красив он в уборе своём,

Золотистой листвою одетый. (И.Бунин)

Познакомьтесь с условиями конкурса.

Вопросы: 1. Назовите причины, по которым сочинение не может быть принято на конкурс;

2. Если бы вас пригласили в жюри конкурса, на что бы вы обратили особое внимание. Обоснуйте свой ответ.

Принимаются сочинения следующих жанров: рассказ, сказка, письмо, дневник, интервью.

Из опыта практической работы можно сделать вывод, что наиболее успешными для решения проблем формирования читательской грамотности являются задания следующего характера:

- определите правильность / неправильность утверждений;

- подчеркните в тексте всё, что касается …;

- выделите всё, что характеризует …;

- найдите ответ на вопрос…;

- составьте маршрут экскурсии для…;

- сделайте макет билета…;

- составьте афишу спектакля…;

- найдите, укажите и исправьте ошибки.

Учителя эстетического цикла и технологии стремятся вызвать в детях ясное понимание и ощущение того, что искусство и технология - важная часть самой жизни. Помогают учащимся познать мир, воспитывают художественный вкус, творческое воображение, любовь к человеку, к природе. Поэтому главная задача учителя – сделать уроки живыми и интересными, способствовавшими развитию практических навыков.

Читайте также: