Чистые вещества и смеси план урока

Обновлено: 06.07.2024

Тема урока : Чистые вещества и смеси. Способы разделения.

Тип урока : урок изучения нового материала

УМК: Рудзитис Г.Е., Фельдман Ф.Г. Химия. 8 класс, М.: Просвещение, 2015

Цели: Создание условий для формирования у учащегося представления о чистых веществах и видах смесей, а так же способах разделения смесей.

Планируемые результаты:

Предметные умения: рассмотреть понятия: чистое вещество, смесь, научить определять основные отличия чистых веществ и смесей, обучить основным принципам разделения смесей;

Личностные УУД : формирование ответственного отношения к обучению, готовность к саморазвитию, самообразованию;

Регулятивные УУД: формировать аналитические навыки, умение обобщать и делать выводы, развивать креативность и творческие способности;

Познавательные УУД: воспитывать научное мировоззрение, прививать культуру химического эксперимента, строить логические цепочки, устанавливать причинно-следственные связи;

Коммуникативные УУД: умение работать в паре и группе, самостоятельно принимать решения.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование: презентация, ПК, проектор, комплект на парту: лабораторное оборудование (пробирки, стаканы, делительная воронка, фильтр, штатив, стеклянные палочки, бумага для хроматографии, пипетки), вещества и смеси: молоко, гранит, раствор соляной кислоты, зубная паста на предметном стекле, смесь воды и песка, смесь серы и железных опилок.

Организационный момент. Постановка целей и задач урока.

Учитель приветствует обучающихся.

Класс делится на 4-6 групп. Каждая группа получает индивидуальное задание – разделить смесь, применив знания, полученные на уроке.

2. Постановка целей и задач

Цитата урока: И.В.Петрянов:"Разве вода - это только та бесцветная жидкость, что налита в стакан? Океан, покрывающий почти всю нашу планету, всю нашу чудесную Землю, в котором миллионы лет назад зародилась жизнь, - это вода. Тучи, облака, туманы, несущие влагу всему живому на земной поверхности, - это ведь тоже вода.

Ученики предполагают возможные варианты ответа. Предполагают возможную тему урока.

3. Актуализация знаний

Формулировка понятий чистое вещество и смесь. Очень многие вещества, с которыми мы сталкиваемся в быту, представляют собой, на самом деле смеси. Так, воздух, которым мы дышим - это смесь, состоящая из азота, кислорода, углекислого газа и других компонентов. Морская вода, включает в себя большое количество неорганических солей, растворенные газы, гумусовые вещества. В дыме сигареты можно обнаружить до 30000 различных компонентов, в том числе токсичных, вызывающих хронические заболевания и раковые опухоли.

Сравнение физико-химических свойств дистиллированной и морской воды показывает, что дистиллированная воды имеет постоянную температуру кипения 100 о С, температуру плавления 0 о С, не имеет вкуса и запаха. Морская вода имеет горько-соленый вкус, обладает более высокой температурой кипения и плавления, к тому же эти характеристики меняются при длительном кипячении морской воды. Физические характеристики морской воды из различных источников тоже заметно отличаются. Почему? Дело в том, что в морской воде содержится большое количество компонентов, содержание которых для различных источников будет различно, что ведет к изменению свойств. Заполняем таблицу: сравнение свойств смеси и чистого вещества.

В природе невозможно встретить абсолютно чистое вещество. Чистые вещества получают искусственно, которые по степени чистоты разделяют на несколько классов: чистое вещество, чистое для анализа, химически чистое, особо чистое вещества, которые применяют в аналитической практике, в квантовой технике, производстве нанооборудования.

Записываем понятие однородной и неоднородной смеси.

Как можно разделить смеси на индивидуальные компоненты? Различие каких физических свойств мы можем использовать для разделения?

Обзор основных способов разделения однородных и неоднородных смесей, принципов, на которых основаны методы разделения на основе презентации. (Слайды интерактивной презентации). Ученикам предлагается провести следующие лабораторные опыты: разделение смеси железа и серы, песка и воды, пасты фломастеров.

Итак, смеси веществ в зависимости от физических свойств компонентов смеси, можно разделить отстаиванием, фильтрование, экстракцией, дистилляцией, кристаллизацией, хромотографическими методами и т.д.

3. Первичное усвоение и закрепление новых знаний. Разбираем проблемные ситуации каждой группы:

1) ребята пошли в поход. Маша варила суп, но коробка с солью у нее выпала, соль рассыпалась. Предложите способ разделения смеси песка и соли.

2) в автосервисе отработанное масло содержит примеси неорганических солей, растворимых в воде. Предложите способ разделения данной смеси.

3) отходы фабрики содержат мелкогранулированные отходы пластика, железные опилки, пыль (песок). Предложите способ разделения данной смеси.

Ребята составляют алгоритм разделения данных смесей и проводят экспериментальное разделение данной смеси.

4. Подведение итогов урока. Рефлексия. Составление синквейна.

Запись домашнего задания.

Домашнее задание. Параграф 4 (Учебник Рудзитиса), ответить на вопросы 1-4 стр 17, тестовые задания 1-5 стр.18

ДОМАШНИЙ эксперимент: вырастить кристаллик поваренной соли по методике. Приготовить раствор поваренной соли: в горячей воде (200 мл) растворить 5 столовых ложек соли. Раствор профильтровать через марлю. Полученный фильтрат перелить в чистый стаканчик, в который опустить нитку с привязанным кристалликом соли. Оставить на несколько дней. Все наблюдения записывать в лабораторный журнал.

Рефлексия. Составление синквейна на тему: смеси и чистое вещество.

Технология проведения урока (этап урока, его цель)

Приветствует учащихся, создает позитивный эмоциональный фон, предлагает деление на группы

Приветствуют учителя, делятся на группы

Личностные: п роявлять желание к процессу обучения,

Регулятивные: готовность воспринимать новую информацию

Постановка цели и задач урока.

Создание проблемной ситуации (стихотворение) Мотивация учебной деятельности

Учитель мотивирует к учебной деятельности (предъявляет смесь), просит разделить представленные вещества на группы) и дать объяснение своим действиям с точки зрения

Учащиеся приходят к определению темы: Чистые вещества и смеси. Формулируют цель и задачи урока.

Личностные – разивать познавательный интерес к уроку; мотивация

Познавательные- уметь высказывать личное мнение в устной форме – ставить проблему, решать поставленные задачи

Регулятивные – планировать реализацию учебной цели, прогнозировать темуурока

Коммуникативные - вступать в учебный диалог с учителем и учащимися; учебное сотрудничество с учителем и учащимися

Беседа. Учитель актуализирует материал по теме . Предлагает заполнить таблицу сравнения свойств чистых веществ и смесей.

Актуализация основных понятий, относящихся к теме урока. Просмотр презентации с характеристикой основных способов разделения смеси.

Организация самостоятельной работы по разделению конкретной смеси. Повторение правил самостоятельной работы с лабораторным оборудованием и реактивами.

Дополняют и конспектируют учебный материал. Просматривают презентацию, задают вопросы, приводят примеры.

Анализируют задание для самостоятельной работы. Повторяют правила техники безопасности.

Выполняют практическую работу по разделению смеси, пользуясь текстом учебника.

Докладывают результаты работы, исправляют ошибки, оценивают работу одноклассников.

Личностные: выражать положительное отношение к процессу обучения, сотрудничества с одноклассниками и учителем. ;

Познавательные:

Определить основные понятия; Выбрать наиболее эффективные пути решения задачи, сделать обсуждение собственных результатов и доложить их.

Регулятивные – Использовать конкретную информацию и личные знания, оценивать групповую работу;

Коммуникативные -

Уметь строить необходимое взаимодействие с членами группы для выполнения задач , вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем.

Первичное усвоение новых знаний и проверка их усвоения

Введение нового материала . Учитель предлагает для каждой группы собственное задание: предложить алгоритм разделения полученных смесей.

Организуется работа по выполнению практического задания

Определяются способы разделения смеси

Учащиеся предлагают алгоритм способа разделения смеси Проводят работу по разделению смеси. Работают в группе. Сравнивают свою работу с работой одноклассников.

Предлагают альтернативные способы разделения смесей для других групп. Участвуют в дискуссии и оценке работы класса.

Личностные: Осуществлять мотивацию к обучению, оценивать собственную деятельность, развивать собственные навыки и умения

Познавательные -

Уметь анализировать и систематизировать материал; формулирование проблемы и самостоятельное создание способов решения творческого и поискового характера.

Регулятивные: Самостоятельно анализировать условия достижения цели, планировать необходимые действия самостоятельно, оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы как в конце действия, так и по ходу его реализации.

Коммуникативные: уметь участвовать в коллективном обсуждении проблем, четко выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Подведение итогов урока.

Повторение опорных понятий урока, составление выборки невыясненных вопросов (при их наличи).

Инструктаж по выполнению домашнего задания. Запись в дневник.

Организует самооценку учащимися своих знаний, уровня усвоения новых знаний и эмоционального состояния от урока.

Проговаривают основные понятия урока, составляют выборку невыясненных вопросов. Записывают домашнее задание в дневник

Выражают собственное мнение о работе и полученном результате.

Обобщают результаты своей деятельности по достижению цели.

Выражают эмоциональное состояние от урока в виде синквейна.

Регулятивные - планировать необходимые действия самостоятельно. Осознание качества и уровня усвоения

Познавательные: рефлексия, контроль

Личностные -

отношение обучающихся к уроку, мотивация

Коммуникативные - у читывать разные мнения, формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выборе общего решения в совместной деятельности.

Приложение 1

А) разделение смеси серы и железа

Рассмотрите цвет серы и железа

Возьмите небольшие порции каждого вещества

а) испытайте магнитом б) опустите в пробирку с водой, проверьте растворимость

Смешайте серу с железом

Отметьте, изменился ли цвет компонентов в смеси, растворимость, магнитные свойства

Сделайте вывод (сохраняют ли компоненты свои свойства в смеси?)

Б) разделение смеси воды и песка

1. Возьмите небольшую порцию песка и опустите в стаканчик с водой

2. Размешайте смесь стеклянной палочкой

3. Отметьте изменения, происходящие в стакане

4. Аккуратно, по стеклянной палочке вылейте содержимое стаканчика через воронку с бумажным фильтром

5. Сделайте вывод о возможности разделения смеси песка и воды

В) разделение смеси пасты двух фломастеров

1. Возьмите кусочек фильтровальной бумаги с нанесенной на ней точкой двумя фломастерами.

2. Положите бумагу на предметное стекло

3. С помощью пипетки нанесите каплю воды строго на пятно

4. Опишите наблюдения, сделайте вывод о способах разеления такой смеси.

Цель: научиться находить и осуществлять рациональные способы выделения веществ из смесей на основе знаний о физических свойствах их компонентов

1. Получите групповое задание, рассмотрите выданную вам смесь (образец №)

2. Отметьте физические свойства компонентов смеси (растворимость, плотность и др.)

3. Определите тип смеси (гомогенная или гетерогенная)

4. Предложите способ ее разделения, используя имеющееся лабораторное оборудование. (При затруднении смотрите учебник параграф 4 )

5. Проведите практическое разделение смеси, запишите все действия и наблюдения в лабораторный журнал.

6. Подумайте, какие еще смеси можно разделить таким же способом, приведите примеры

7. Доложите о результатах работы одноклассникам

Нам была предложена (гомогенная – гетерогенная) смесь… образец №. Мы разделили ее …(название способа), используя следующее лабораторное оборудование … Способ основан на различной … (физические свойства) компонентов смеси. Таким же способом можно разделить смесь…

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Цель: сформировать понятие о чистом веществе как обладающем постоянными свойствами и смесях веществ; об однородных и неоднородных смесях, их разнообразии и методах разделения.

- формировать умение выделять существенные признаки веществ;

- показать разнообразие методов разделения смесей;

- способствовать развитию умений учащихся обобщать полученные знания, проводить анализ, синтез, сравнения;

- формировать умение работать в коллективе;

- обеспечить условия для воспитания положительного интереса к изучаемому предмету посредством метода химического эксперимента;

- способствовать воспитанию бережного отношения к окружающей среде.

Тип: усвоение новых знаний.

Учебно-методическое обеспечение : учебное пособие, рабочая тетрадь, образец гранита, порошок железа, поваренная соль, песок, бумажный фильтр, колба коническая, стеклянная воронка, шпатель, химический стакан, магнит.

ХОД УРОКА
I . Организационно-мотивационный этап

1. Организационный момент

Приветствие учащихся, создание рабочей обстановки на уроке и положительного настроя учащихся. Проверка отсуствующих.

2. Проверка домашнего задания

Учащимся предлагается вспомнить, какой химической посудой пользуются в химической лаборатории.

Вопросы игры:
- любой из окружающих нас предметов – физическое тело;

- штатив для пробирок используют для нагревания веществ;

- свойства веществ – это то, что отличает вещества друг от друга;

- агрегатное состояние – химическое свойство вещества;

- химия – наука о превращении одних веществ в другие.

3. Целеполагание + актуализация опорных знаний учащихся

Свойства веществ мы можем изучить лишь тогда, когда оно является чистым, то есть не смешано с другими веществами. Поэтому сегодня мы с вами будем учиться отличать чистые вещества от смесей веществ.

В рабочих тетрадях записывается дата и тема урока.

II . Операционно-деятельностный этап

4. Изучение нового материала и первичный контроль

Как вы думаете, в природе чаще встречаются чистые вещества или смеси веществ?

А что такое чистое вещество? (вещества, не содержащие примесей других веществ).

Соответственно, смеси веществ – это …

На доске и в рабочих тетрадях составляется схема.

Далее учащимся демонстрируется химический стакан с водой и поваренной солью и образец гранита и предлагается подумать, чем отличаются эти образцы. Делается вывод, что есть смеси однородные, а есть неоднородные. Приводятся примеры.

А можем ли мы как-то охарактеризовать состав смеси? Сколько содержится одного вещества, а сколько другого вещества?

Мы говорили, что смеси веществ имеют непостоянный состав, получается мы можем их разделить на отдельные компоненты? Разбираются методы разделения однородных и неоднородных смесей. Составляется схема в рабочих тетрадях.

5. Физкультминутка

6. Обобщение и систематизация изученного материала

Учащимся предлагается повторить, что такое чистые вещества и смеси и выполнить следующие задания:

1. Выберите третье лишнее:

-водород, кислород, водопроводная вода

- водород, воздух, кислород

2. какая смесь является неоднородной?

-сахарный песок + вода

- соль+ порошок железа

- поваренная соль + вода

3. в каком случае речь идет о воде как о чистом веществе?

- морская вода соленая на вкус

- дистиллированная вода получается при охлаждении водяного пара

- минеральная вода применяется для лечения некоторых заболеваний

4. из перечисленных веществ выберите названия физических тел: парта, вода, мел, ручка, кувшин, водород, колба, телефон.

5. рассчитайте массовую долю соли в растворе, если для его приготовления смешали соль массой 25 и воду массой 475 г.

III . Оценочно-рефлексивный этап

7. Подведение итогов урока + рефлексия
Давайте вспомним, что мы с вами сегодня изучали на уроке. Было ли что-нибудь непонятным?

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока по химии предназначена для учащихся 8 класса.

Цель урока. Сформировать понятие о смесях веществ как о системах переменного состава. Показать, что индивидуальные свойства компонентов смеси сохраняются (это может быть использовано для ее разделения); раскрыть значение смесей в природе и жизни человека;

- выявить особенности физических свойств чистых веществ и в составе смеси;

- ознакомить со способами разделения смесей на основании физических свойств входящих в их состав компонентов.

- развивать умение приводить примеры однородных и неоднородных смесей, предлагать способы разделения смесей на основании физических свойств входящих в них компонентов.

Познавательные УУД:

1. умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.

2. умение анализировать и сравнивать объекты и явления

3.Умение обобщать и классифицировать по признакам.

Регулятивные УУД

1. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

2.Прогнозировать предстоящую работу (планировать).

3. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Личностные результаты

1.Формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Коммуникативные УУД

1. умение слушать и понимать других.

2.Оформлять свои мысли в устной форме.

Основные понятия. Чистое вещество, смесь, фильтрование, фильтрат, фильтр, отстаивание, выпаривание, кристаллизация.
Планируемые результаты обучения. Знать отличие чистого вещества от смеси, основные способы разделения смесей.
Демонстрации. Разделение смеси угля и речного песка отстаиванием, разделение сахара и речного песка фильтрованием с последующим упариванием раствора сахара, разделение смеси воды и растительного масла при помощи делительной воронки.
Лабораторный опыт. Разделение смеси, состоящей из порошка железа и медной проволоки.

Оборудование: Приборы для дистилляции воды, для фильтрования, выпаривания, магнит, делительная воронка, закреплённая в штативе, диск школьный химический эксперимент 8 класс часть 1.)

I. Организационный момент.

Дать задания отдельным ученикам на описание свойств известных веществ – соли, сахара, меди, золота, воды, железа, ацетона, уксуса. Пока знаний по химии мало, удобна работа по партам, т.е. по парам.

Экспресс – опрос (фронтальный):

Что изучает наука химия?

Что такое вещество?

Дайте определение химического элемента.

Какие вещества называются простыми? Приведите примеры простых веществ.

Какие вещества называются сложными? Приведите примеры сложных веществ.

Закрепление материала. Из выписанного на доске перечня учащиеся выбирают только вещества (курсивом выделены вещества).

Пробирка, железо, труба, мел, лопата, колба, кислород, проволока, свеча, медь.

Для лучшего закрепления данной темы предложите ребятам привести примеры тела (предмета), изготовленного из разных веществ. Примеры:

Ваза – из глины и хрусталя, стекла. Двери – из дерева, пластика, металла и др.

Дайте обратное задание, привести примеры разных тел из одного и того же вещества.

Например, из железа – гвозди, замок, инструменты, детали машин.

II. Чистые вещества и смеси.

Смесь веществ – комбинация из нескольких веществ, находящихся в непосредственном контакте друг с другом.

В природе вещества встречаются преимущественно в виде смесей.

Сравнительная характеристика смеси и чистого вещества

Признаки сравнения

Чистое вещество

Изменение энергии при образовании

С помощью химических реакций

Смеси отличаются друг от друга по внешнему виду.

Примеры смесей: воздух (представляет собой смесь газов – азота, кислорода, аргона и др.), морская вода и др.

Классификация смесей:


Неоднородные

Растворы NaCl, сахара в воде; воздух

Смесь Fe и S; NaCl и сахара

Неоднородные смеси - это смеси, в которых невооруженным глазом или при помощи микроскопа видны частицы веществ, составляющих смесь.

Однородные смеси – это смеси, в которых нельзя заметить частицы веществ, входящих в смесь, даже при помощи микроскопа.

Для научных исследований и промышленности, в основном, требуются чистые вещества. Некоторые примеси даже в небольших количествах способны сильно поменять свойства веществ. Пример: в полупроводниковой технике применяют сверхчистые вещества, где примеси составляют всего 1 атом на миллион атомов основного элемента (Si, Ge). Превышение нормы ведёт к резкому ухудшению полупроводниковых свойств этих веществ. В то же время, необходимо выделить, что невозможно получить абсолютно чистое вещество, т.к. любое чистое вещество содержит хотя бы ничтожно малое количество примесей.

Чистое вещество - это вещество, которое обладает постоянными физическими свойствами.

В чистом веществе примеси, хотя и есть в незначительных количествах, но они не влияют на его физические и химические свойства. Пример: дистиллированная вода (вода очищенная – латинское название).

В смесях каждое из составляющих их веществ сохраняет свои индивидуальные свойства (для подтверждения этих слов, учитель демонстрирует опыт по разделению смеси порошка Fe и медной проволочки с помощью магнита).

III. Основные способы разделения смесей (или очистки веществ)

Неоднородные

Отстаивание

Фильтрование

Действие магнитом

Отстаивание частиц глины и песка в воде. Применяется для очистки питьевой воды.

Применяется для очистки питьевой воды (бытовые фильтры).

Отделение Fe от немагнитных веществ.

Выпаривание

Кристаллизация

Дистилляция (перегонка)

Хроматография

Выделение NaCl из воды солёных озёр.

Получение дистиллированной воды.

Разделение и очистка различных природных и лекарственных веществ.

Демонстрация: фильтрование, отстаивание, выпаривание. Демонстрация приборов для дистилляции, фильтрования, выпаривания, а также делительной воронки, закреплённой в штативе с какой-либо смесью (масло и вода, бензин и вода). Желательно, чтобы эти установки были в действии (перегонялась вода, выпаривалась жидкость из солевого раствора и т.д.)

Рассмотрим способы разделения гетерогенных и гомогенных смесей.

Пример смеси

Способ разделения

Суспензия – смесь речного песка с водой

Отстаивание

Разделение отстаиванием основано на различных плотностях веществ. Более тяжелый песок оседает на дно. Так же можно разделить и эмульсию: отделить нефть или растительное масло от воды. В лаборатории это можно сделать с помощью делительной воронки. Нефть или растительное масло образует верхний, более легкий слой. В результате отстаивания выпадает роса из тумана, осаждается сажа из дыма, отстаиваются сливки в молоке.

Разделение смеси воды и растительного масла отстаиванием

Смесь песка и поваренной соли в воде

Фильтрование

Разделение смеси крахмала и воды фильтрованием

Смесь порошка железа и серы

Действие магнитом или водой

Порошок железа притягивался магнитом, а порошок серы – нет.

Несмачивающийся порошок серы всплывал на поверхность воды, а тяжелый смачивающийся порошок железа оседал на дно.

Разделение смеси серы и железа с помощью магнита и воды

Раствор соли в воде – гомогенная смесь

Выпаривание или кристаллизация

Вода испаряется, а в фарфоровой чашке остаются кристаллы соли. При выпаривании воды из озер Эльтон и Баскунчак получают поваренную соль. Этот способ разделения основан на различии в температурах кипения растворителя и растворенного вещества.Если вещество, например сахар, разлагается при нагревании, то воду испаряют неполностью – упаривают раствор, а затем из насыщенного раствора осаждают кристаллы сахара.Иногда требуется очистить от примесей растворители с меньшей температурой кипения, например воду от соли. В этом случае пары вещества необходимо собрать и затем сконденсировать при охлаждении. Такой способ разделения гомогенной смеси называется дистилляцией, или перегонкой. В специальных приборах – дистилляторах получают дистиллированную воду, которую используют для нужд фармакологии, лабораторий, систем охлаждения автомобилей. В домашних условиях можно сконструировать такой дистиллятор:

Если же разделять смесь спирта и воды, то первым будет отгоняться (собираться в пробирке-приемнике) спирт с tкип = 78 °С, а в пробирке останется вода. Перегонка используется для получения бензина, керосина, газойля из нефти.

Характеристика методов разделения смесей, основанных на физических явлениях:

перегонка (дистилляция) – основана на разности температур кипения веществ. Используется для получения чистых жидких или газообразных веществ.

кристаллизация (выпаривание) – основана на явлениях растворения и испарения. Используется для очистки хорошо растворимых веществ.

фильтрование – основано на различной пропускной способности фильтров (специальных пористых материалов) по отношению к частицам разных размеров.

отстаивание – основано на различной плотности веществ.

IV. Применение физических методов разделения и очистки веществ в промышленности.

1. при получении нефтепродуктов;

2. для получения отдельных составных частей из воздуха (О2, N2, Ar);

3. для получения дистиллированной воды.

Кристаллизация используется при получении соли из озёр.

морской соли из морской воды, поваренной соли из озера Баскунчак.

Фильтрование – основа работы пылесосов, противогазов, бытовых фильтров для воды.

Отстаивание – при работе водоочистительных станций, в химических лабораториях для разделения несмешивающихся веществ.

V. Необходимые дополнения

Цель выделения нужного вещества из смеси: необходимость извлечения нужного компонента из смеси.

Почему способы разделения смесей являются одновременно и способом очистки веществ? Очистить нужное вещество – это значит освободить его от нежелательных примесей, т.е. произвести разделение ценного компонента от примеси (не нужного в данном случае вещества).

Демонстрация: чистые вещества (дистиллированную воду, серу, цинк), а также однородные и неоднородные смеси.

Разница между обычной водопроводной (а также морской, речной, минеральной) и дистиллированной водой. Чистые вещества обладают постоянными физическими свойствами (например, температура кипения дистиллированной воды при давлении в 1 атм. равна 100 оº С.

В водопроводной воде помимо основного вещества содержатся различные примеси – хлор, например, (внимание на неприятный запах такой воды), ионы металлов и др.

В морской воде содержится много солей (всем известен солёный вкус такой воды). Поэтому температуры кипения водопроводной и морской воды будут немного отличаться от температуры кипения дистиллированной воды (причём, чем больше примесей в воде, тем сильней меняются физические константы такой воды, а так как количество примесей непостоянно, то поэтому не постоянны и величины физических констант загрязнённой воды).

Перед вами названия различных химических систем. Из перечисленных систем выберите чистые вещества.

Раствор хлорида натрия для инъекций

Перед вами названия различных химических систем. Из перечисленных систем выберите смеси.


Цели

Тип урока: комбинированный.

Оборудование: презентация, ПК, проектор, колонки, видео опыты, комплект на парту: лабораторное оборудование (пробирки, стаканы, фильтр, воронка, штатив, стеклянные палочки), молоко, соляная кислота, смесь песка и соли, вода, зубная паста на предметном стекле.

Ход урока

1. Организационный момент

2. Актуализация знаний

А что скажете вы?

Вывод… (Что скажут обучающиеся?)

Истинные химики доверяют только собственно проведенным экспериментам…

3. Проверка домашнего задания

1. Выдать раздаточный материал – таблички. Распределить сложные вещества по классам. Индивидуально для сильных – назвать вещества.

Время: 2 минуты, собрать для проверки.

Основания

Кислоты

Соли

Акцентировать внимание на общих формулах веществ.

Основания

Кислоты

Соли

Me n+ OH –

H + Ac n–

Me n+ Ac n–

2. Фронтальная проверка прочтения домашнего параграфа 22.

Какие состояния есть у твердого вещества, какие кристаллические решетки (слайд 4).

Как вы считаете, а у глины - ….. (переход к задаче с глиняным горшком).

Постановка проблемы

3. Мозговой штурм – задача, которая была домой. Что можно было хранить (или что делать?) в таком кувшине, на дне которого закрывающееся отверстие? Слайд 5.

4. Лабораторный опыт – разделение молока (прилить несколько капель соляной кислоты). Что наблюдается? Так для чего кувшин? Вывод – кувшин для сепарации молока (отделение сливок).

4. Изучение нового материала

Загорелась зорька красная

В небе темно-голубом,

Полоса явилася ясная

В своем блеске золотом.

Лучи солнышка высоко

Отразили в небе свет.

И рассыпались далеко

От них новые в ответ.

Лучи ярко-золотые

Осветили землю вдруг.

Небеса уж голубые

Расстилаются вокруг.

Если бы все вещества были чистыми, то мы не могли бы любоваться голубым небом, розовым рассветом, багряным закатом… (слайд 7)

Постановка целей и задач. Как вы думаете, что мы будем делать на уроке?

Сегодня на уроке мы с вами определим, что такое смесь и индивидуальной вещество, научимся различать смеси и чистые вещества, разделим смесь путем фильтрования.

Что вы видите в стакане? Это одно вещество. А на предметном стекле – зубная паста – это одно вещество. (Вывод – смеси не всегда можно определить визуально). Почему?

3. Работа с учебником (с. 121). Какие бывают смеси?

(Однородные и неоднородные, мелкие и крупные, Ж, Т, Г).

4. Домашним заданием было посмотреть в Интернете определения понятий: гель, золь, эмульсия, суспензия, аэрозоль. Зачитаем эти определения по тетради.

5. Работа в тетради – заполнить таблицу, слайд 15. Расставить определения на пересечении фаз растворителя и растворенного вещества (дисперсионная фаза и среда).

6. Проверка заполнения таблицы.

9. Работа в группах: кто предложит больше способов разделения смесей? Слайд 20.

11. Понятия чистые вещества, их значение, применение.

12. Лабораторный опыт. Разделение смеси песка и соли фильтрованием.

На столах: смесь песка и соли, вода, воронка и готовый фильтр, стаканы, палочка.

ТБ, смешали с водой, профильтровали – выводы.

5. Итоги урока, оценивание, домашнее задание

Домашнее задание: параграф 22, найти определения: сепарация, дистилляция, возгонка, перегонка, хроматография.

Оценивание: все получат отметки за самостоятельные работы, оценить активных за домашнее задание.

На доске презентация со смайликами, отражающими настроение урока и ученика (злость, грусть, скука, агрессия, радость)

6. Закрепление

Давайте подумаем, а как могут применять методы химического анализа люди различных профессий? (врач, криминалист, искусствовед).

Читайте также: