Чему учит стихотворение железная дорога некрасова кратко

Обновлено: 02.07.2024

Я считаю, что стихотворение"Железная дорога" показывает, как тяжело жилось простому народу в старые времена. Люди были готовы на любую тяжелую работу, на прокладку рельсов в суровые русские морозы, лишь бы заработать на кусок хлеба для своих родных. Еще, мне кажется, что этим произведением Некрасов хотел показать, что никого никогда нельзя угнетать, нельзя обращаться с рабочими, как с бездушными инструментами. Люди, имеющие власть, должны помнить о человечности, а те, кто им подчиняется, дожны не забывать о чувстве собственного достоинства.

Я считаю, что стихотворение"Железная дорога" показывает, как тяжело жилось простому народу в старые времена. Люди были готовы на любую тяжелую работу, на прокладку рельсов в суровые русские морозы, лишь бы заработать на кусок хлеба для своих родных. Еще, мне кажется, что этим произведением Некрасов хотел показать, что никого никогда нельзя угнетать, нельзя обращаться с рабочими, как с бездушными инструментами. Люди, имеющие власть, должны помнить о человечности, а те, кто им подчиняется, дожны не забывать о чувстве собственного достоинства.

Я считаю, что стихотворение"Железная дорога" показывает, как тяжело жилось простому народу в старые времена. Люди были готовы на любую тяжелую работу, на прокладку рельсов в суровые русские морозы, лишь бы заработать на кусок хлеба для своих родных. Еще, мне кажется, что этим произведением Некрасов хотел показать, что никого никогда нельзя угнетать, нельзя обращаться с рабочими, как с бездушными инструментами. Люди, имеющие власть, должны помнить о человечности, а те, кто им подчиняется, дожны не забывать о чувстве собственного достоинства.

Картина показывает нам тяжесть труда в далёком прошлом. Тогда не было таких технологий как сейчас . и все постройки были сделаны руками человека. Если сейчас многие могут работать в полсилы и при этом хорошо жить . то тогда люди с трудом найдя работу . старались сделать ее хорошо . понимая . что даже не смогут оценить свои старания . Этот самый труд и усердную работу показывает картина.

Я считаю, что стихотворение"Железная дорога" показывает, как тяжело жилось простому народу в старые времена. Люди были готовы на любую тяжелую работу, на прокладку рельсов в суровые русские морозы, лишь бы заработать на кусок хлеба для своих родных. Еще, мне кажется, что этим произведением Некрасов хотел показать, что никого никогда нельзя угнетать, нельзя обращаться с рабочими, как с бездушными инструментами. Люди, имеющие власть, должны помнить о человечности, а те, кто им подчиняется, должны не забывать о чувстве собственного достоинства.

Стихотворении "Железная дорога" автор описывает тяжкий труд народа. Они были готовы к любым трудностям, только бы остаться в живых прокормить семьи. Трудились дети, взрослые и пожилые люди. Они трудились не только для себя, но и для будущих поколений, чтобы они пользовались этим.

Там, вроде, идея о тяжёлой доли народа. Рассказ о том, сколько мучались крестьяне, чтобы построить эту железную дорогу. Учит, наверное, терпению, и любви к Родине.

Стихотворение Некрасова "Железная дорога" учит уважать труд человека и ценить человеческие жизни. В стихотворении описывается жестокость по отношению к рабочим, которые строили железную дорогу. Строили простые мужики, которые работали и работали, умирали и снова работали. Основная мысль стихотворения "Железная дорога" только на выносливости русского мужика была построена дорога, только русский мужик может вывести к будущему, так нужно ценить силу русского мужика, а не загонять их в гроб, считая, что народа много и на место умершего придет другой.

Незаменимых нет, что есть правда, но сила и терпение есть не у всех и уничтожив лучших, останутся слабые, с которыми уже далеко не уйдешь.

Чему учит стихотворение "Железная дорога"
Стихотворение учит уважать чужой труд, уважать простой народ. Учит проявлять сострадание, милосердие, быть отзывчивым и человеколюбивым. Учит справедливости. Учит презирать обманщиков и эксплуататоров.

Отзыв на стихотворение "Железная дорога"
Мне очень понравилось это страшное стихотворение. Я пришла в ужас, когда прочитала какой ценой была построена железная дорога. Мне стало очень жаль простых мужиков, простой народ, который нещадно эксплуатировали, унижали, обманывали. Над которым измывались, но который все стерпел и стал еще сильнее. Это стихотворение заставляет задуматься о том, как много еще несправедливости в мире.

Пословицы к стихотворению "Железная дорога"
Мужик горбом, а барин горлом.
Мужицкими мозолями и бары сыто живут.
От работы не будешь богат, а будешь горбат.
Золото моем, а сами голосом воем.
Белые ручки чужие труды любят.


Читать краткое содержание, краткий пересказ стихотворения "Железная дорога"
Эпиграф
Ваня спрашивает, кто строил железную дорогу. Папа отвечает, что граф Клейнмихель.
I
Славная осень. Автор любуется красотами природы и отмечает, что в ней нет безобразия. Он едет по железной дороге и думает.
II
Автор решает рассказать Ване правду о строительстве железной дороги. Он говорит, что в мире есть безобразный царь, который зовется голодом. Он правит самыми разными людьми и он согнал сюда массу народа. И многие люди нашли свой гроб на этом строительстве.
Вокруг насыпи, мостики, рельсы, а между ними лежат бесчисленные кости.
И вот уже слышится топот и скрежет зубов. Это мертвецы бегут за поездом и поют страшную песню. Они говорят, что им любо видеть результат своего труда, рассказывают о том, как надрывались в зное и в холоде, жили в землянках, как болели цингой.
Мертвецы говорят, что их грабили десятники, что их секли, но они все вытерпели. И мертвецы обращаются к живым, спрашивая, помнят ли те о них, пользуясь плодами их труда.
Автор предлагает Ване не боятся мертвецов, их песни, ведь все это простые мужики с разных краев земли русской.
Вон стоит изможденный белорус, с язвами, опухшими ногами и колтунами. Он тяжелым трудом добывал себе хлеб и теперь по привычке все еще долбит мерзлую землю.
Автор призывает Ваню перенять эту благородную привычку к труду и научиться уважать мужика. Он говорит, что многое вынесли простые люди, вынесли они эту железную дорогу, и вынесут все, что будет уготовано им впредь.
Вынесут и проложат грудью дорогу в прекрасное будущее, в котором ни автору, ни Ване уже не суждено жить.
III
Тут взвизгнул свисток и мертвецы исчезли. А Ваня сказал папе, что видел пять тысяч мужиков, про которых автор сказал, что это мертвые строители дороги.
Его отец, генерал, захохотал, и сказал, что был в Ватикане, смотрел Колизей, был в Вене и смотрел собор Святого Стефана, но разве их построил народ? Разве Аполлон Бельведерский хуже ночного горшка? Генерал сказал, что народ - это скопище пьяниц, которые только умеют все расхищать. И он потребовал от автора не смущать детское сердце и показать тому светлую сторону жизни.
IV
Автор соглашается и рассказывает, как были закончены работы. Как последние рельсы укладывал немец. Как мертвые были зарыты в землю, а живые все остались должны подрядчику, ведь все их расходы заносили в книжку.
И вот теперь нарядный подрядчик едет смотреть дорогу, радуется, хвалит мужиков и говорит, что все они молодцы, а потому он им выставляет бочку вина и прощает все недоимки.
Выкатили бочку и народ принялся кричать "Ура" и качать подрядчика.
Сложно представить более радостную картину, говорит автор генералу.

История написания

В 1842 году царь Николай I издал указ о строительстве железнодорожных путей. Эта дорога была первой на территории Российской Империи. Соответствующему событию и посвящено было произведение Некрасова. Рельсам указанной дороги предстояло соединить между собой Москву и Петербург. Руководил строительством граф Пётр Андреевич Клейнмихель, упоминаемый в эпиграфе. В 1852 году оно уже было окончено, что считалось для того времени невероятно быстрым.

Специалисты по истории критиковали Некрасова за искажение исторических фактов. В частности, его обвиняли, что он указывал число погибших 5000, тогда как точное количество установить оказалось невозможным.

Жанр, размер и направление

Жанр соответствует гражданской лирике. Написано произведение дактилем, рифмовка перекрёстная (abab), используются мужская и женская рифмы.

Произведение написано в направлении реализма. Повествование обладает чётким ритмом, словно действительно написано под стук колёс поезда, катящегося по просторам страны. Читатель без прикрас видит:

  • тяжкую жизнь простых крестьян;
  • их беспросветную нищету;
  • плохо оплачиваемый труд;
  • бесчеловечное отношение к ним вышестоящих лиц.

Отдельного слова достойны образы в стихотворении. Основной символ отражён в самом названии этого произведения. Железнодорожное полотно, словно красная нить, связывает все остальные элементы и персонажей и проходит сквозь всё повествование. Ведь именно оно послужило причиной страданий людей, о которых рассказчик говорит Ване. Они предстают в образе сотни мертвецов, поднимающихся из земли и следующих за поездом, где едут мальчик с отцом и рассказчиком.

Несчастный белорус — собирательный образ простого труженика, принесшего в жертву жизнь в угоду властям и их желанию облагораживать территорию города. На протяжении долгих лет его сопровождали утомительный труд и выживание в землянке. Автор с глубоким уважением говорит о представителях народа, восхищается трудолюбием крестьян. Первые 3 главы — правда, как на самом деле происходило строительство дороги и какой ценой она строилась для обычных людей.

Настроение и тематика

Главная тема произведения — как тяжело трудились и страдали рабочие при постройке дороги, как поступали с ними чиновники, не считавшие их за людей. Общество в те времена было подвержено сильному социальному расслоению, и жизнь элиты общества разительно отличалась от условий, в которых приходилось существовать крестьянам и рабочим. Это были 2 параллельные линии, нигде не пересекавшиеся, но автор решил пролить на это свет, будто предвосхищая грядущие революции. Такова ключевая мысль стиха.

Как тяжело трудились и страдали рабочие при постройке дороги

Так писатель подходит и к другой теме — социального неравенства. Есть господа, а есть крестьяне и рабочие. В произведении осуществляется попытка понять, возможно ли им понять образ жизни друг друга и осознать, что все они люди, жители одной страны. Ваня относится к привилегированному классу, его жизнь ничем не омрачена, в отличие от тяжёлой и иногда трагической судьбы крестьянских детей. Один человек никак не в силах изменить ситуацию, но Некрасов видит умного Ваню, как олицетворение мыслящей, думающей молодёжи. По его мнению, она будет смотреть на мир по-другому не так, как их отцы.

Также поэт говорит, что не стоит закрывать глаза на правду, даже если она страшнее и неприятнее, чем ложь. В уютном вагоне нового поезда не видно, что творится за его пределами. Однако стоит помнить, какими усилиями далась стране эта дорога, что не так легко и просто это было, как говорил отец-генерал. Труд человека не должен быть забыт, его нужно уважать и знать о нём.

Настроение произведения так же двойственно, как жизнь людей в 19 веке: с одной стороны, новое железнодорожное полотно, стремительно бегущее между городами, с другой же — то, что стояло за его строительством, не самая приятная картина.

Проблематика стихотворения

Проблемы, описанные в произведении, достаточно разнообразны. Они отражают сразу несколько моментов:

Бесправное существование крестьян

  1. Жизнь простого народа — проблема раскрывается в описании бед и трудностей, через которые проходили люди во время постройки железнодорожных путей, а также в живописании повседневных проблем, тяжкого труда, зарабатывания себе на жизнь, обмана и бесчестия чиновников и господ.
  2. Бесправное существование — обычному крестьянину некому пожаловаться, что с ним ведут себя унизительно, что его условия труда ужасны, а чиновники воруют средства и ищут выгоды за счёт работников.
  3. Взяточничество и мошенничество — пусть правительство и выделило некую оплату труда рабочих, эти деньги не всегда доходят до адресата из-за нечестных вышестоящих лиц.
  4. История и память — люди готовы помнить о великих датах и больших достижениях своей страны, но не о той массе народа, благодаря которой вещи были созданы или достигнуты.

Невежество и темнота — еще один немаловажный аспект. Он находит отражение в незнании, как защитить свои права. Это даёт возможность обманывать людей и дальше, ведь они не выражают недовольства, молчат, будто их всё устраивает.

Что касается композиции, можно выделить 4 основные части. Они имеют тесную взаимосвязь и представляют собой синтез нескольких образов. Речь идет о людях, находящихся в вагоне поезда. Следует отметить и построение описания на антитезе, когда в первой части описываются пейзажи осени, лес, тонкий лёд на реке. После этого представляются другие картины: жесткие условия труда, в которых приходится находиться людям, голод.

Главная идея и средства выразительности

Железная дорога

Без простых людей не было бы многого из того, что создаёт комфорт, уют и достаток в жизни. Всё создано руками людей. В произведении говорится, что не помнить о тех, кто создал железную дорогу, кто страдал и даже погибал ради этого, значит, предать себя и свой народ. Отдельного слова достойны средства художественной выразительности, используемые в произведении.

К ним относят:

Читайте также: