Как отказаться от белорусского языка в школе

Обновлено: 05.07.2024

В России школы бесплатные, но это не значит, что дети и родители в них бесправные. Когда ребенок идет в школу, у родителей начинаются заботы и поборы: сдавать деньги на подарки, покупать школьную форму в одном стиле, участвовать в ремонте, отпускать детей на субботники. Не все из этих обязанностей нужно выполнять по закону. У родителей есть права, которые они могут защищать и отстаивать.

Отстаивать права в школе бывает непросто. Но стоит хотя бы знать о том, на что вы на самом деле имеете право и что можете требовать.

Если ваши дети учатся в школе, отправьте этот плакат в родительский чат: вместе отстаивать свои интересы гораздо проще. А если вы работаете в школе, распечатайте этот плакат и повесьте в коридоре или классе. Родители узнают о своих правах и поймут, что школе не все равно.

Распечатайте плакат и повесьте его на стену, чтобы всегда помнить о своих правах

Распространите знания!
Отправьте статью тем, кому она пригодится

Переслать через вотсап

Право выбирать школу, форму обучения и язык

Зачем. Вам и вашему ребенку не могут навязать какую-то конкретную школу. Вы можете сами решать, какое образовательное учреждение, с какой специализацией и в каком районе выбрать. При этом нужно учитывать мнение ребенка и советы медико-педагогической комиссии. Но с мнением ребенка можно только ознакомиться, а окончательное решение все равно за родителями. А заключения комиссии вообще может не быть: его дают не каждому ребенку.

Главное в этом праве родителей — возможность самим выбирать школу. Но есть сложность: если вы хотите, чтобы в обучении был упор на языки или математику, это не значит, что можно прийти в любую школу и потребовать углубленного изучения нужных вам предметов. Все права по выбору дисциплин, формы обучения и языка можно реализовать, только если в школе вообще есть выбор. Родители выбирают не что им захочется, а из того, что может предложить конкретная школа.

Еще для родителей важно, где будет находиться школа. По закону вы имеете право выбрать любую школу — необязательно по месту жительства. Но ребенка могут не принять, если нет мест. В первую очередь зачислят детей по прописке и льготников.

Можно подать заявление в несколько школ, но по месту жительства заявление точно примут, а в других районах могут и отказать. Требовать зачисления бесполезно: у школ есть лимит по числу учеников в классе, они не обязаны принимать вообще всех желающих. Если школа не понравится, при наличии свободных мест в другой школе ребенка можно перевести даже в середине года.

Школы, гимназии и лицеи с углубленным изучением предметов имеют право проводить конкурсный отбор детей. Но все это должно быть регламентировано на уровне региона. Хотите в такую школу — изучите документы, как туда попасть. Отказ в зачислении может быть законным.

См. также:

Право не платить за то, что должно быть бесплатным

Зачем. С первых дней обучения в школе от родителей начинают требовать деньги: на учебники, охрану, ремонт крыши, покупку мыла, подарки учителям, пластиковые окна в спортзал, какие-то олимпиады и дополнительные занятия. Обучение в школе — бесплатное. Сдавать деньги на что-то дополнительное родители могут добровольно: в классе — по решению родительского комитета, если все согласны, на уровне школы — как благотворительный или целевой взнос.

Если в школе есть платные занятия, это законно. Но родители не обязаны отдавать на них ребенка и платить в обязательном порядке. На такие занятия можно не ходить, тогда и деньги не нужны. Только вы сами решаете, сдавать ли деньги на нужды школы или класса. Заставить никто не может.

Как реализовать. Чтобы влиять на суммы сборов в классе и школе, участвуйте в родительских собраниях, войдите в состав родительского комитета, проверьте информацию о платных услугах на сайте школы.

Если школа требует деньги за учебные пособия, проверьте, входят ли они в учебный план. Если не входят, придется покупать: одноразовые рабочие тетради не всегда выдаются бесплатно.

Если с вас требуют деньги на то, что вы не хотите оплачивать, да еще и грозят ребенку дискриминацией, жалуйтесь директору или в Рособрнадзор. Если решили сдавать деньги на нужды школы, перечисляйте их на расчетный счет и указывайте назначение платежа: тогда школа не сможет потратить деньги на свое усмотрение.

henehen:

есть ли возможность отказаться от белорусского языка как от ненужного ? Например, написав заявление по какому-нибудь образцу (если, конечно, он есть) ?

во времена БССР такое было возможно. Сейчас - нет.

Употребляющие алкоголь - вспомните, сколько дней в году Вы АБСОЛЮТНО ТРЕЗВЫ ? Ужаснитесь полученному результату. Одумайтесь.

henehen, есть обязательная программа по образованию, где предусмотрено изучение как бел.языка, так и бел.литературы. не хотите учить - есть выход. уезжайте туда, где его не обязывают учить.

Сам как сын военного не изучал белорусский язык.
Ничего плохого в этом не вижу.
Так что тема для меня так же интересна, т.к. сын пошел в первый класс.

Странное желание. Во-первых, это все же государственный язык, было бы странным его необязательное обучение. Во-вторых, Вы знаете, какая обстановка будет в стране лет через 20? Придут, например, какие поздняки к власти, и останется один государственный язык. Ну и в-третьих, уж больно принципиальные дети пошли. Я, помню, органически не переносил всяческие лепки и рисования. Ну и что? Не помер. Это школа. Есть слово "надо" и ребенок должен его знать.

Дайте ему книжек каких интересных на белорусском языке, что ли. Может заинтересуется.

filius, давайте не офтопить а отвечать на вопрос.

henehen:

есть ли возможность отказаться от белорусского языка как от ненужного ?

Морж, нет такой возможности сейчас. раньше дети военных не учили - да, было такое.

filius, давайте не офтопить а отвечать на вопрос.

henehen:

есть ли возможность отказаться от белорусского языка как от ненужного ?

Давайте заглянем в Кодекс Республики Беларусь об образовании от 13 января 2011 г. с изм.и доп. по сост. на 12.05.2012.

П.3 ст. 90 "Язык обучения и воспитания. Изучение языков в учреждениях образования" вышеупомянутого Кодекса гласит:

3. При получении общего среднего образования, а также профессионально-технического и среднего специального образования с одновременным получением общего среднего образования изучение белорусского, русского и одного из иностранных языков обучающимися, за исключением отдельных категорий лиц с особенностями психофизического развития, является обязательным. Категории лиц с особенностями психофизического развития и порядок изучения ими языков определяются Министерством образования Республики Беларусь. От изучения белорусского или русского языка могут быть также освобождены иностранные граждане и лица без гражданства, временно пребывающие или временно проживающие в Республике Беларусь. Порядок изучения белорусского и русского языков иностранными гражданами и лицами без гражданства, временно пребывающими или временно проживающими в Республике Беларусь, определяется Министерством образования Республики Беларусь.

Такой же порядок определён Кодексом об образовании при получении профессионально-технического, среднего специального и высшего образования.

Таким образом, получается, что освобождение от обязательного изучения белорусского языка могут получить следующие категории детей:
1) дети с особенностями психофизического развития;
2) дети, являющиеся иностранными гражданами, не имеющие гражданства;
3) дети, временно пребывающие или временно проживающие в РБ.

Теперь пройдёмся по этим пунктам и порассуждаем.

Пункт 1. Особенности психофизического развития должны подтверждаться медицинским заключением, тут все вопросы к врачам. Но какой родитель в здравом уме согласится признать своего ребенка отсталым в плане психофизического развития?

Пункт 2. Если в момент рождения ребенка хотя бы один из его родителей имел российское гражданство, то ребёнок имеет право на получение российского гражданства. Остаётся только его оформить и ребёнок будет иметь все законные основания не изучать белорусский язык.

Пункт 3. Временное проживание в РБ (сроком до 2-х лет). Тут речь может идти не только об официальном статусе временно проживающего в РБ. Вы должны доказать, что проживать в РБ собираетесь временно. Ну, например, предположим, кто-то из родителей учится сейчас в РБ, но по окончании учебы (не более, чем через два года) собирается отбыть на работу и на постоянное место жительство в другую страну (Россию, в Украину или куда подальше). Это должно подтверждаться не вашими намерениями, а официальными документами. Например, если вашу учёбу в РБ оплачивает некая иностранная фирма, то она может предоставить официальное письмо о том, что по окончании срока обучения вы получаете работу в компании X на территории страны Y, где вы будете проживать вместе с семьей.

И в Кодексе об образовании есть еще одна "лазейка". Внимательно читаем п.6 ст.90 Кодекса об образовании.

6. В соответствии с пожеланиями воспитанников, учащихся и их законных представителей по решению местных исполнительных и распорядительных органов, согласованному с Министерством образования Республики Беларусь, могут создаваться группы в учреждениях дошкольного образования, классы, группы в учреждениях общего среднего образования или учреждения дошкольного, общего среднего образования, в которых обучение и воспитание осуществляются на языке национального меньшинства или изучается язык национального меньшинства.

Т.е. белорусский язык, как обязательный для изучения, может быть заменён другим обязательным для изучения языком - языком национального меньшинства. Если один из родителей ребёнка принадлежит к этому национальному меньшинству, например, является по национальности украинцем, латышом, поляком. да хоть мавританцем, он может найти представителей своего национального меньшинства и предложить объединить своих детей в одну школьную группу. Дальше останется только всем вместе добиться соответствующего положительного решения местных исполнительных и распорядительных органов, которое те уже сами согласуют с Минобразования. Тогда ребёнок вместо белорусского языка сможет изучать язык своей национальной группы - будь то, хоть украинский, хоть польский, хоть иврит. Думаю, что в условиях наших реалий подобное вполне возможно, если подойти к этому делу с умом.

Восемь лет назад семья россиян Антоненко получила вид на жительство в Беларуси. Но так и не выучила белорусский язык. Теперь семикласснику Николаю Антоненко грозит неаттестация за 9-й класс [ПРЕДЛАГАЕМ ОБСУДИТЬ]


- Мы прекрасно это знали, неоднократно бывали здесь у родственников, и никогда не возникало ни потребности, ни необходимости знать язык. Отсутствие языкового барьера являлось важным фактором, который подвигнул нас, помимо других причин, на переезд.

- А о том, что здесь два государственных языка, вы знали?

- Но их два! Я знал, что белорусский язык нам не понадобится.

- Но два государственных языка предполагают, что жители страны должны знать оба?

- А почему вы думаете, что это предположение верно. Из чего следует, что мы должны знать белорусский язык? Я как раз видел совершенно обратное. Может быть, следует ставить вопрос так: желательно или нежелательно знание языка, нужно - не нужно. Ели бы где-то было написано, что мы должны знать белорусский язык, мы, конечно, десять раз подумали: переезжать или нет. Для получения гражданства достаточно знать один из государственных языков. Государственный язык я прекрасно знаю. Но это для получения гражданства. А для вида на жительство, который мы получили, вообще ничего не нужно. И это создает очень хороший климат для миграции из других стран в Беларусь. Тех же белорусов, которые не знают белорусского.

- Ваш сын пошел в Беларуси в первый класс?

- Да, еще походил полгода в садик. Сейчас он в 7-м классе. Когда мы выбирали школу, естественно, ориентировались исключительно на русскоговорящую школу. Нам сказали, что в школе все преподавание будет вестись на русском языке.

- Но ведь есть такие предметы, как белорусский язык, белорусская литература, история Беларуси…

- Для меня было удивительно, что какие-то предметы, историю Беларуси, к примеру, преподают на белорусском?!

- Когда возникли первые проблемы?

- По-моему, это было в третьем классе, когда нам сказали, что будет изучаться белорусский язык. Мы отнеслись к этому спокойно: может быть, и неплохо знать белорусский. Я сына не настраивал не учить язык. Но проблемы появились сразу же. Ребенок не понимает язык, не воспринимает его, домашние задания он не мог выполнять именно потому, что не мог понимать даже задания в учебнике. Начались истерики, слезы, а я ему ничем помочь не могу, сам язык не понимаю. Я пробовал читать литературу, общий смысл, может быть, до меня как-то доходит, у меня развита ассоциативное мышление. А как ребенок может учиться, если не понимает, что ему учительница говорит? Мы помыкались, помыкались несколько месяцев, а потом стало жаль сына. Я попросил директора школы освободить его от изучения белорусского.

- А вы не хотели попросить учительницу позаниматься с ним дополнительно?

- У него и так хватает учебной нагрузки, школа с иностранным языком, в то время у них еще один иностранный язык ввели. Мы решили, что для его здоровья будет полезнее освободить его. Мы долго говорили с директором, она пыталась меня переубедить, но, в конце концов, согласилась.

- Мне тогда казалось, что вопросы мы решили окончательно. Но так было до этого учебного года.

- Вы тогда не знали, что за базовую школу ему необходимо писать диктант по белорусскому языку?

- Я считал, что если ребенок освобожден от изучения языка, то и он экзамена его должны освободить. Это же очевидно. Как можно заставить сдавать экзамен по предмету, по которому ему не давали знаний. Тем более что я знаю, что от этого экзамена освобождают тех, кто недавно переехал в Беларусь.

- И что случилось в этом году?

- Я, как всегда, написал заявление, подал его директору гимназии и вдруг получил отказ. Выясняется, что существует какая-то инструкция, по которой от изучения белорусского освобождаются только те, кто не изучал его два года или меньше. Почему два года? Никаких научных разработок, что в Беларуси за два года пребывания можно и должно освоить этот язык, нет. Если человека на два года поместить в языковую среду, он, конечно, начнет понимать язык. Но применительно к Беларуси это не действует. Здесь нет белорусской языковой среды.

- Но за восемь лет жизни в Беларуси вы могли изучить язык.

- Но мы за все эти годы не увидели никакой объективной потребности в этом. Люди ведь не совершают действий просто так. Должна быть мотивация, у кого-то это интерес, как у Фридриха Энгельса, который знал 60 языков. Я заглянул в статистические данные - 72 процента белорусов общаются только на русском языке. Государственные служащие обязаны знать оба языка. А мы с видом на жительство не можем претендовать на госслужбу.

- Но в Законе об образовании записано, что обязательным является изучение двух языков.

- Ни один закон не действует сам по себе. Чтобы он заработал, необходима подзаконная база, материалы, нормы, которые будут объяснять, как это сделать. В нашей ситуации никто не объясняет, как иностранец должен правильно изучать белорусский язык.

- То есть вы не против, чтобы ваш сын изучал белорусский язык?

- Да. Но закон предусматривает не только обязанности, но и общую концепцию образования. Как он будет его изучать? Где учебники для иностранцев, методики? Все соглашаются с тем, что мы в Беларуси иностранцы, что белорусский язык для нас иностранный. Но если так - значит нужно подумать над тем, как организовать его изучение иностранцами. Мне в школе рассказали, что к ним приехал мальчик из Ливана и выучил белорусский. Наверное, у него была какая-то мотивация. Но кроме этого должна быть и регламентация учебного процесса: что должен знать ученик, чтобы перейти в следующий класс, как это нужно проверить, какими должны быть методы обучения языку.

Мне пишет Министерство образования: вы обязаны. Я не отказываюсь, но как это сделать?

- Как вы себе представляете обучение вашего сына?

- Наверное, нужно собрать какую-то группу иностранных детей и на ином уровне обучать их лексике, чтобы они хотя бы преподавателя понимали.

- Какова сегодня ваша ситуация?

- Сегодня сын в седьмом классе. Ему говорят: изучай язык, как хочешь, иначе не получишь документ о базовом образовании. Предлагают какие-то поддерживающие занятия. А что ему поддерживать? По сути, его лишают права на образование. Хотя самый простой и цивилизованный вариант - дать нам возможность выбора.

ОТВЕТ МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ

Согласно «Інструкцыі аб парадку вывучэння беларускай і (або) рускай моў вучнямі, якія часова знаходзяцца на тэрыторыі Рэспублікі Беларусь” от изучения белорусского языка и аттестации по этому учебному предмету освобождаются учащиеся, которые временно проживают на территории Республики Беларусь не более 2 лет.

ВЗГЛЯД С 6-ГО ЭТАЖА

МЫ ВИНОВАТЫ САМИ

Чудовищно осознавать, что в твоей стране человек может жить годами, не зная не только твоего родного языка, но не интересуясь традициями, поэзией, культурой. В какой еще стране такое возможно? Ни в Украине, ни в Литве, не говоря, естественно, о франциях-германиях-италиях. Но правда в том, что в этих странах без национального языка прожить нельзя. А у нас можно. Действительно можно. И проблема эта не Министерства образования, а всех нас. Честно говоря, все доводы, которые приводит герой публикации, логичны, но невероятно обидны. И мы действительно виноваты сами. В том, что приняли такие законы, что забываем родной язык, что порой стесняемся его, а порой ленимся его учить, вспоминать, говорить на нем.

Кстати, об иностранцах, к которым причисляют себя Антоненко. Вместе со мной в классе обычной советской школы с 5-го класса учился сын немецкого дипломата, работавшего в консульстве ГДР в Минске. 10-летний мальчишка прекрасно знал русский язык, поэтому учил с нами и математику и позже физику-химию. От белорусского языка его, конечно, освободили. Но вот на белорусскую литературу он ходил всегда, и мы всем классом потешались, как он читает по-белорусски с немецким акцентом. Но ни ему, ни его отцу не приходило в голову отказаться от этого предмета.

Возрастная категория сайта 18 +


Как отказаться от изучения иностранных языков - очень просто, отказаться и всё. Никто не вправе принудить родителей школьников изучать иностранные языки в школе. Это обязанность учеников, а не их родителей.

Приказ Министерства просвещения РФ от 31 мая 2021 г. № 287 “Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования”

33.1. Учебный план программы основного общего образования, в том числе адаптированной (далее - учебный план), обеспечивает реализацию требований ФГОС, определяет учебную нагрузку в соответствии с требованиями к организации образовательной деятельности к учебной нагрузке при 5-дневной (или 6-дневной) учебной неделе, предусмотренными Гигиеническими нормативами и Санитарно-эпидемиологическими требованиями, перечень учебных предметов, учебных курсов, учебных модулей.

Учебный план обеспечивает преподавание и изучение государственного языка Российской Федерации, а также возможность преподавания и изучения родного языка из числа языков народов Российской Федерации, из числа государственных языков республик Российской Федерации, в том числе русского языка как родного языка.

Изучение второго иностранного языка из перечня, предлагаемого Организацией, осуществляется по заявлению обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся и при наличии в Организации необходимых условий.

Таким образом, родители просто не пишут заявление на изучение второго иностранного языка и ребенок не посещает эти уроки.


Просто не пишите заявление на изучение второго иностранного языка. А лучше напишите коллективный отказ и направьте его директору.


обратитесь письменно к администрации школы с заявлением


ФГОС предполагает, что в этом учебном году родители по своему желанию, сплотившись и объединившись, смогут отказаться от второго иностранного языка, но только в том случае, если это будет родительское совместное желание. Тогда администрация образовательной организации вправе принять решение об отмене изучения того или иного второго иностранного языка


Действующий ФГОС предполагает, что в 2021 учебном году родители по своему желанию смогут отказаться от второго иностранного языка, но только в том случае, если это будет родительское совместное желание. Тогда администрация образовательной организации вправе принять решение об отмене изучения того или иного второго иностранного языка.

Ранее в Письме Министерства просвещения РФ от 23 сентября 2019 г. N ТС-2291/04 "Об изучении учебного предмета "Второй иностранный язык" так и было указано:

Читайте также: