Чему учит сказка дикий помещик кратко

Обновлено: 05.07.2024

Очень актуальная сказка. Современная элита тоже презирает тех, кто своим трудом зарабатывает на жизнь, хотя живёт именно за их счёт. При этом, безоглядно присваивая всё себе, больше и больше доводит людей до скотского состояния, что в свою очередь, заставляет её делать выводы, что "быдло" ничего хорошего не заслуживает. В этой сказке помещик так брезговал крестьянами, что извёл их и некому стало ни кормить ни обстирывать его, и он превращается в кровожадного дикого зверя - то, что он и представляет собой по сути, и только чужими трудами имел человеческий облик. Я считаю, что сказка учит не забывать, что именно человек труда создаёт блага, которыми мы пользуемся, и именно он и есть настоящая элита, которая в будущем изменит общественный строй на более справедливый, в котором займёт подобающее ему достойное место.

Автор: Салтыков-Щедрин Михаил Евграфович

Число страниц: 8

Главные герои: помещик, мужики.

Второстепенные герои: капитан-исправник, актёр, генералы.

Характеристика главных героев:

Помещик — Самодур и деспот.

Недалёкий, глупый человек, решивший избавиться от мужиков.

Одичал, стал опасен для окружающих.

Мужики — Простые, работящие, трудолюбивые.

Характеристика второстепенных героев:

Актёр, генералы, капитан — осуждали помещика.

Глупый помещик решил избавиться от мужицкого духа и обложил крестьян поборами.

Помолились они богу, поднялся мякинный ветер и исчезли все мужики как не бывало.

Стал воздух чистым, но некому еды подать и помещика помыть.

Кто ни приедет к нему в гости, все называют помещика глупым и уезжают.

Одичал помещик, стал по деревьям лазать, зайцев ловить, с медведем дружбу водить.

Но сел на площадь рой мужиков, его поймали, в уезд направили.

А помещика остригли, помыли, и вредные газеты отобрали.

План сказки:

  1. Вредная газета.
  2. Поборы.
  3. Исчезновение мужиков.
  4. Актёр и генералы.
  5. Капитан-исправник.
  6. Дружба с медведем.
  7. Рой мужиков.
  8. Умытый помещик.

Главная мысль сказки в том, что на простом мужике вся страна держится.

Основная идея сказки в том, что труд простого человека нужно ценить и уважать.

Чему учит сказка

Сказка учит ценить труд, уважать рабочего человека, не задаваться и не считать себя выше других.

Прочитав эту историю, я подумала, что многие не понимают, откуда берётся их благосостояние и с презрением относятся к трудящимся.

Так и герой сказки изжил мужиков и остался голодным и диким.

Это очень смешная и поучительная сатирическая сказка.

Автору удалось показать, какой вред приносят тщеславие и мракобесие.

Мне очень понравилась эта забавная сказка, в которой глупому помещику пришла в голову идея жить без мужиков, зато с чистым воздухом.

Но оказалось, что если исчезнут мужики, пропадёт и довольствие.

И одичал помещик в одиночестве.

Я всем советую прочитать эту историю и никогда не брезговать теми, кто в тяжёлом труде добывает свой хлеб.

Пословицы к сказке

  • Дурная голова ногам покоя не даёт.
  • Мужицкими мозолями и бары сыто живут.
  • Крестьянская доля на широком поле.
  • Подальше от господ будет меньше хлопот.
  • Барский двор хуже петли.

Словарь неизвестных слов

  • Посконные — сшитые из грубой ткани.
  • Циркуляр — указание.
  • Подать — налог.
  • Регалия — награда.

Отрывок, поразивший меня больше всего:

И вот он одичал. Хоть в это время наступила уже осень, и морозцы стояли порядочные, но он не чувствовал даже холода.

Весь он, с головы до ног, оброс волосами, словно древний Исав, а ногти у него сделались, как железные.

Сморкаться уж он давно перестал, ходил же всё больше на четвереньках и даже удивлялся, как он прежде не замечал, что такой способ прогулки есть самый приличный и самый удобный.

История создания

Направление и жанр


Композиция

  1. Завязка: знакомство с помещиком и его неприязнью к крестьянам;
  2. Кульминация: исчезновение крестьян;
  3. Развитие действия: деградация дворянина;
  4. Развязка: возвращение господина в лоно цивилизации и возврат рабов.

Суть: о чём сказка?

Сюжет повествует нам о некоем богатом помещике, который страдал от иррациональной ненависти к крестьянам и молился богу, чтобы все простолюдины исчезли из его владений.

Решив изжить мужиков своими силами, помещик начал многочисленными штрафами и притеснениями сживать со свету своих крестьян. Когда те взмолились Богу об избавлении, тот внял их горю и забрал всех крестьян из владений помещика.

Первоначальная радость героя несколько поколебалась от холодной реакции окружающих, назвавших его дураком. Некому стало вести хозяйство, убираться в усадьбе и даже умывать самого барина. Однако он так и не хотел признавать свою ошибку, считая свою борьбу с простым народом проявлением твёрдости и силой духа и грезя о закупке паровых машин из Англии для замены мужиков.

Спустя некоторое время владения помещика приходят в упадок и запустение, сам главный герой окончательно теряет человеческий облик. Он обрастет шерстью, начинает ходить на четвереньках, ест сырое мясо, дружит с медведем и даже утрачивает способность говорить на человеческом языке.

В конце концов, губернское начальство решает остановить это безумие, находит пропавших мужиков и возвращает во владения помещика. Сам помещик был в итоге изловлен и насильно возвращён в лоно цивилизации, однако до конца своих дней так и не научился снова говорить, очень тоскуя по своей старой жизни в лесу. Вот краткое содержание сказки.

Главные герои и их характеристика

Проблемы

Смысл

С одной стороны, мы видим помещиков-дворян – избалованных, невежественных и бесполезных паразитов, уверенных с собственном превосходстве над окружающими, наделёнными, однако, огромной властью и верой в то, что их власть вечна и нерушима.

Мужики помещика олицетворяют собой все русское крестьянство, которое наделено умом и талантами, но вынуждено влачить рабское существование из-за собственной инертности и неспособности осознать свои интересы и бороться за них.

Чему учит?

На примере помещика Салтыков-Щедрин осуждает невежество, грубость и самодурство. Писатель отстаивает идею равенства, считая, что не происхождение или чин определяют человека, но его собственные умения и реальные достижения. Мораль сказки приближает нас к идеалу петровских времен, когда простой человек мог достичь успеха и высокого статуса трудом и знаниями.

Средства выразительности

М.Е. Салтыков-Щедрин построил всю сказку на гиперболе и абсурде. Так, помещик сдружился с медведем, оброс и стал жить в лесу, словно дикий зверь. Конечно, писатель утрировал, и на самом деле такого быть не могло, но жанр книги давал ему большой простор для фантазии.

Еще одним важным художественным приемом является антитеза: крестьяне трудолюбивы, добры и скромны, а вот помещик ленив, зол и высокомерен, хоть гордиться ему абсолютно нечем.


Критика

В наши дни сатира Салтыкова-Щедрина позволяет нам понять, как мыслила и чем жила русская интеллигенция середины девятнадцатого века.

Автор: Михаил Щепин

Автор: Самый Зелёный · Published 08.05.2020

Автор: Самый Зелёный · Published 30.06.2020

Автор: Самый Зелёный · Published 27.11.2020

Добавить комментарий Отменить ответ

Последнее

Архивы

Литрекон © 2022. Все права защищены.

ol:first-of-type > li:nth-child(4)' data-code='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' data-block='6'>

ol:first-of-type > li:nth-child(4)' data-code='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' data-block='7'>

ul:first-of-type > li:nth-child(4)' data-code='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' data-block='10'>

ul:first-of-type > li:nth-child(4)' data-code='PGRpdiBjbGFzcz0nY29kZS1ibG9jayBjb2RlLWJsb2NrLTExJyBzdHlsZT0nbWFyZ2luOiA4cHggMDsgY2xlYXI6IGJvdGg7Jz4KPCEtLSBZYW5kZXguUlRCIFItQS0zMzA2MzUtMjQgLS0+CjxkaXYgaWQ9InlhbmRleF9ydGJfUi1BLTMzMDYzNS0yNCIgc3R5bGU9ImRpc3BsYXk6IGlubGluZS1ibG9jazsiPjwvZGl2Pgo8c2NyaXB0IHR5cGU9InRleHQvamF2YXNjcmlwdCI+CiAgICAoZnVuY3Rpb24odywgZCwgbiwgcywgdCkgewogICAgICAgIHdbbl0gPSB3W25dIHx8IFtdOwogICAgICAgIHdbbl0ucHVzaChmdW5jdGlvbigpIHsKICAgICAgICAgICAgWWEuQ29udGV4dC5BZHZNYW5hZ2VyLnJlbmRlcih7CiAgICAgICAgICAgICAgICBibG9ja0lkOiAiUi1BLTMzMDYzNS0yNCIsCiAgICAgICAgICAgICAgICByZW5kZXJUbzogInlhbmRleF9ydGJfUi1BLTMzMDYzNS0yNCIsCiAgICAgICAgICAgICAgICBhc3luYzogdHJ1ZQogICAgICAgICAgICB9KTsKICAgICAgICB9KTsKICAgICAgICB0ID0gZC5nZXRFbGVtZW50c0J5VGFnTmFtZSgic2NyaXB0IilbMF07CiAgICAgICAgcyA9IGQuY3JlYXRlRWxlbWVudCgic2NyaXB0Iik7CiAgICAgICAgcy50eXBlID0gInRleHQvamF2YXNjcmlwdCI7CiAgICAgICAgcy5zcmMgPSAiLy9hbi55YW5kZXgucnUvc3lzdGVtL2NvbnRleHQuanMiOwogICAgICAgIHMuYXN5bmMgPSB0cnVlOwogICAgICAgIHQucGFyZW50Tm9kZS5pbnNlcnRCZWZvcmUocywgdCk7CiAgICB9KSh0aGlzLCB0aGlzLmRvY3VtZW50LCAieWFuZGV4Q29udGV4dEFzeW5jQ2FsbGJhY2tzIik7Cjwvc2NyaXB0PjwvZGl2Pgo=' data-block='11'>

Жанр: Сатирическая сказка

Год написания: 1869 год


Время и место

Действие сказки происходит в некотором царстве, в некотором государстве, но становится очевидным, что это – царская Россия XIX века. Основные события происходят в имении глупого помещика.

Главные герои

Помещик – богатый и очень глупый, недалёкий барин, изнеженный, ленивый, самодур.

Мужики – крестьяне помещика, которые мечтали избавиться от его власти.

Актёр Садовский, друзья-генералы, капитан-исправник – люди, которые считали помещика дураком.

для самых рациональных -

для самых нетерпеливых -

для самых компанейских -

для самых любопытных -

для самых крутых -

Сюжет

Жил-был богатый помещик, у которого было всё, кроме ума. Как-то раз попросил он бога, чтобы тот забрал с его земель всех крестьян: уж слишком много расплодилось их. Но бог знал, что помещик был беспросветным глупцом, и молитве его не внял.

Поначалу помещик очень обрадовался тому, что все мужики вдруг разом исчезли, но спустя время заскучал. Вызвал он к себе театр – приехал актёр Садовский с актрисами, а устанавливать сцену-то некому. Похвалился им помещик, что всех холопов разогнал, а актёры назвали его дураком и уехали восвояси.

Тогда хозяин решил позвать к себе друзей-генералов, поиграть в карты. Те рады были проведать старого друга, но планировали они не только сыграть в карты, но и отменно закусить. Да вот только закуски у помещика никакой не оказалось: исчезли мужики, и некому было куховарить. Рассердились голодные генералы и уехали по домам, назвав хозяина дураком.

Позвал помещик по старой привычке своего слугу Сеньку, но никто не отозвался. Заскучал хозяин: он уже и все сны пересмотрел, и все земли свои обошёл, и проверил каждую вещь в доме. Начал он мечтать, чтобы хоть кто-нибудь навестил его.

Вскоре пожаловал капитан-исправник, который поинтересовался, кто же теперь, после пропажи мужиков, будет платить налоги? Помещик наотрез отказался платить в казну. В свою очередь исправник пожаловался, что государство не просуществует без монополии на соль и вино, а на базаре уже теперь не сыщешь продуктов. Назвав помещика дураком, исправник удалился.

Хозяину неприятно было слышать, что его в который раз назвали дураком, но он не собирался отступать от собственных принципов. Он страшно оброс волосами, стал бегать на четвереньках и ловить диких зверей, но даже тогда не хотел возвращать мужиков.

Вывод и своё мнение

В своём произведении писатель, будучи ярым противником крепостничества, в наглядной, сатирической форме показал значимость простого народа. Угнетая и всячески подавляя крестьянство, государство само роет себе могилу: без крепкой рабочей силы ни одна держава не способна долго продержаться на плаву. Дворянство же, как бы ни гордилось своим знатным происхождением, без поддержки народа способно деградировать в кратчайшие сроки.

Главная мысль

Простой рабочий народ является движущей силой любого государства.

Авторские афоризмы

Толкование непонятных слов

Помещик – владелец поместья в России в конце XV — начале XX века.

Лучина – тонкая длинная щепка сухого дерева, предназначенная для растопки печи или для освещения избы.

Портки – предмет верхней одежды, покрывающий нижнюю часть тела, в том числе каждую ногу отдельно, и закрывающий колени.

Холоп – крепостной крестьянин, слуга.

Вершок – старорусская единица измерения длины, первоначально равнялась длине основной фаланги указательного пальца.

Исправник – глава полиции в уезде в Российской империи, подчинённый губернатору.

Новые слова

Гранпасьянс – карточная игра для одного человека.

Либералы – это люди, для которых права и свободы людей являются большой ценностью.

Читайте также: