Чему учит поэма медный всадник кратко

Обновлено: 02.07.2024

История создания

Во времена Пушкина существовало два типа людей – одни боготворили Петра Первого, другие же приписывали ему родство с сатаной. На этой почве рождались мифы: в первом случае — реформатора называли Отцом отечества, рассказывали о небывалом уме, создании города-рая (Петербург), во втором – пророчили крушение города на Неве, обвиняли Петра Великого в связях с темными силами, называли антихристом.

Автор собрал различные видения личности правителя-реформатора, чтобы наиболее полно оценить Петровское время.

Суть поэмы

Начинается поэма с описания Петербурга, А.С. Пушкин подчеркивает уникальность места для строительства. В городе живет Евгений – самый обычный служащий, беден, не жаждет разбогатеть, ему важнее оставаться честным и счастливым семьянином. Финансовое благополучие требуется лишь для надобности обеспечивать свою возлюбленную Парашу. Герой грезит женитьбой и детишками, мечтает рука об руку встретить старость с любимой девушкой. Но мечтам его не суждено сбыться. В произведении описано наводнение 1824 года. Страшная пора, когда люди гибли вод слоями воды, когда Нева бушевала и поглощала город своими волнами. В таком наводнении и погибает Параша. Евгений же проявляет мужество во время бедствия, не думает о себе, пытается разглядеть дом любимой вдалеке и бежит к нему. Когда буря стихает, герой спешит к знакомым воротам: вот ива, но калитки нет и дома тоже. Эта картина сломала молодого человека, он обреченно волочется по улицам северной столицы, ведет жизнь странника и каждый день переживает вновь события той роковой ночи. В одно из таких помутнений он набредает на дом, в котором раньше жил и видит статую Петра Первого на коне – Медного всадника. Он ненавидит реформатора за то, что тот построил город на воде, которая погубила его возлюбленную. Но внезапно всадник оживает и озлобленно несется на обидчика. Позднее бродяга умрет.

В поэме сталкиваются интересы государства и обычного человека. С одной стороны, Петроград называли северным Римом, с другой, его основание на Неве было опасно для жителей, и наводнение 1824 года подтверждает это. Злобные речи Евгения в адрес правителя-реформатора интерпретируют по-разному: первое — это мятеж против самодержавия; второе — это восстание христианства против язычества; третье — это жалкий ропот маленького человека, чье мнение не ставится в ряд с силой, необходимой для изменений государственного масштаба (то есть для достижения грандиозных целей всегда приходится чем-то жертвовать, и механизм коллективной воли не остановит беда одного человека).

Жанр, размер стиха и композиция

Несмотря на нестандартную структуру, произведение воспринимается как целостное. Данный эффект создают композиционные параллелизмы. Петр Первый жил на 100 лет раньше, чем главный герой, но это не мешает создать ощущение присутствия правителя-реформатора. Его личность выражена через монумент Медного всадника; но и сама персона Петра появляется в начале поэмы, во вступлении, когда речь ведется о военной и экономической значимости Петербурга. А.С. Пушкин так же несет мысль о бессмертии реформатора, поскольку даже после его гибели появлялись нововведения и долго время имели силу старые, то есть, он запустил ту тяжелую и неповоротливую машину изменений в России.

Характеристика главных героев

Тематика

Медный всадник олицетворяет Петра Первого, чье правление было приближено к деспотизму и тирании. Его рукой были введены реформы, полностью меняющие ход обычный русской жизни. Но когда рубят лес, неизбежно летят щепки. Может ли маленький человек найти свое счастье, когда такой вот лесоруб не считается с его интересами? Поэма отвечает – нет. Столкновение интересов власти и людей в таком случае неизбежно, конечно, последние остаются в проигрыше. А.С. Пушкин размышляет о строении государства в петровские времена и о судьбе отдельного взятого героя в нем – Евгения, приходя к выводу, что империя жестока к людям в любом случае, а стоит ли ее величие таких жертв – вопрос открытый.

Также творец обращается к теме трагической потери близкого человека. Евгений не выдерживает одиночества и горя утраты и не находит, за что же зацепиться в жизни, если нет любви.

Проблематика

Государство в образе Медного всадника

Если вначале мы видим Творца, то уже ближе к середине поэмы поэт пропагандирует мысль, что Петр Первый — не Бог и совладать со стихиями полностью не в его силах. В конце произведения мы лицезреем лишь каменное подобие бывшего нашумевшего в России правителя. Спустя года Медный всадник стал только поводом для необоснованного переживания и страха, но это лишь мимолетное чувство сумасшедшего.

В чем смысл поэмы?

Маленький человек

История создания

Текст поэмы без цензурных правок впервые увидел свет только в 1919 году.

Жанр, направление, размер

Поэма написана четырехстопным ямбом (к нему Пушкин нередко обращался в своей поэзии) и состоит из лирического вступления, которое может идти в качестве отдельного произведения, и двух повествующих сюжет частей. Эпилог не выделяется, но за него можно считать последние строки, где рассказывается о смерти главного героя.

Композиция и конфликт

Композиция поэмы состоит из следующих частей:

При всей неоднородности поэмы она все же остается целостным произведением, благодаря чему текст легко воспринимается читателем.

Поэма начинается с лирического вступления, в котором Пушкин воспевает Санкт-Петербург – место, где происходит действие произведения – и деятельность его основателя, Петра I. Но основные события разворачиваются в жизни простого человека — Евгения.

Евгений пытается добраться до ее бедного домика, где она жила с матерью, но его снесло чудовищным течением. В один миг герой теряет цель своей жизни. Картина пустыря, где раньше жила возлюбленная, морально ломает Евгения, и он бредет по улицам Петербурга. Так начинается его новая жизнь: он ни к чему больше не стремится, каждый день вспоминает о тех страшных событиях роковой ночи, блуждая по столице.

Главные герои и их характеристика

Темы и проблемы

Проблематика и тематика произведения весьма богаты и многогранны.

Главная мысль

Столкновение личности и государства раскрывается в произведении благодаря нескольким идейным планам. Из них самый очевидный – это борьба героя-обывателя с героем-реформатором. Простой житель хочет счастья для себя, в то время как император думает о всем народе, о будущем, о перспективах. Они никогда не смогут понять друг друга, и поэтому конфликт между ними неразрешим.

Чему учит

Пушкин не дает четких моральных выводов. Он позволяет читателю самостоятельно выбрать сторону конфликта, порой очень сложного и неразрешимого. Чью позицию он выбрал сам, сложно сказать, ведь он признает достижения деятельности Петра I, в чем-то его оправдывая, но вместе с тем осуждает его равнодушие к своим поданным.

Средства выразительности

Стиль пушкинской поэзии стал эталоном в литературной среде того времени. Особенно интересной деталью в произведении выступает аллегория:

О мощный властелин судьбы!
Не так ли ты над самой бездной,
На высоте, уздой железной
Россию поднял на дыбы?

Так, Пушкин описывает памятник, но придает его элементам особое значение. Петр запечатлен верхом на вздыбленном коне — в нем автор и увидел Россию, которая встала на дыбы под властью амбициозного императора. Самая бездна — это волны, изображенные на постаменте Петра Великого.

Критика

Немного иначе трактовал конфликт поэмы Д. С. Мережковский:

Автор: Альбина Исмаилова

Анализ повести Олеся (А.И. Куприн)

Автор: Самый Зелёный · Published 07.07.2019

Автор: Самый Зелёный · Published 16.07.2020

Автор: Самый Зелёный · Published 20.11.2018 · Last modified 12.01.2019

комментария 4

А почему всадник стал мёртвым? См.параграф про средства выразительности.

Потому что редактор был медным) Спасибо, исправили

Добавить комментарий Отменить ответ

Последнее

Архивы

Литрекон © 2022. Все права защищены.

ol:first-of-type > li:nth-child(4)' data-code='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' data-block='6'>

ol:first-of-type > li:nth-child(4)' data-code='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' data-block='7'>

ul:first-of-type > li:nth-child(4)' data-code='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' data-block='10'>

ul:first-of-type > li:nth-child(4)' data-code='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' data-block='11'>


Описание книги для читательского дневника

Автор: Александр Сергеевич Пушкин
Название произведения: Медный всадник
Жанр: поэма
Год написания: 1833
Издательство: Стрекоза-Пресс
Год издания: 2008
Количество страниц: 26

Главные герои и их краткая характеристика

Евгений – молодой чиновник, простой, бедный, недалекий молодой человек, мечтающий о семейном счастье.
Петр Первый – российский император, олицетворяющий собой самодержавие, представлен в виде статуи Медного всадника.
Параша — возлюбленная героя

Время и место сюжета

Действие поэмы происходит в Петербурге в ноябре 1824 года. В основе произведения лежит история подлинного наводнения, унесшее множество жизней. Своим названием поэма обязана знаменитой статуе Петра Первого, которая, согласно городским легендам, могла оживать.

Краткое содержание и сюжет

В предисловии автор описывает величие славного города Петербурга, затмившего собой Москву. Это стало возможным благодаря стараниям Петра Первого, решившего прорубить окно в Европу. Затем автор переносит в 1824 год, когда и разворачиваются основные действия поэмы.

Холодным, промозглым ноябрьским вечером, промокнув под безжалостным дождем, домой вернулся молодой чиновник Евгений. Будучи бедным и от природы не слишком умным, он, все же, мечтал о лучшей жизни. Его счастье составляла миловидная девушка Параша, с которой он собирался обвенчаться. Размышляя о своем будущем с возлюбленной, Евгений и сам не заметил, как заснул под стоны разбушевавшегося ветра.

Утром Нева вышла из берегов и стала затапливать острова. Так началось страшное наводнение, принесшее страшные разрушения и сотни смертей. Разбушевавшаяся природная стихия оказалась неподвластна ни простым людям, ни царю. Несчастные жертвы наводнения могли спастись, только забравшись куда-то повыше, чтобы там переждать потоп.

Спасаясь от поступающей воды, Евгений сидел на скульптуре льва, и с ужасом взирал на разрушения, что принесла с собой река. Он не беспокоился о себе – все его мысли были о Параше, жившей с матерью на одном из островов. Рядом с Евгением возвышалась скульптура Медного всадника, с равнодушием взиравшего на происходящее.

Как только вода перестала прибывать, Евгений тотчас отправился к возлюбленной, но на месте ее дома была пустота – бурная река унесла дом вместе с его жителями. Герой никак не мог осознать, что его невеста погибла. Разум его помутился от горя, и Евгений превратился в городского сумасшедшего, жившего одним подаянием.

Однажды он очутился возле Медного всадника. Взирая на статую Петра, он принялся обвинять его в том, что он построил город на воде, которая унесла жизнь его любимой Параши. Неожиданно ему показалось, будто изваяние кинулось на него. Евгений в страхе принялся бежать. Спустя время его нашли мертвым возле дома Параши, который наводнением занесло на островок. Тут его и похоронили.

Очень краткое содержание для читательского дневника

Наводнение 1824 года в Петербурге становится роковым для главного героя. Потеряв любимую девушку в бушующих водах, он сходит с ума и обвиняет во всех бедах медную статую Петра Великого.

Основная мысль

Власть, решающая задачи государственной важности без учета потребностей простых людей, становится кровавой и лишается благородства.

Чему учит

Поэма учит нас тому, что чтобы не случилось в жизни нужно не терять надежду. При различных жизненных обстоятельствах мы можем быть сильно потрясены. Но нужно ни в коем случае не терять рассудок и верить только в самое лучшее.

Цитаты из текста поэмы

Вывод и мое мнение

Никогда не знаешь, что тебя ждет, мир хрупок, и не зависит от нас. Но когда приходят беды и несчастья, нужно скрепить сердце и быть сильным. Мы не застрахованы от неожиданных поворотов и потери близких, но нужно продолжать жить. Счастье еще раз встречается в жизни, оно в мелочах, в самом факте жизни.

Система персонажей в произведении

Образ Евгения находится в мощном противостоянии с образом самодержца-царя, представленного в данном произведении Медным всадником. Их противостояние обоюдное. Евгений выражает свой протест Петру І. Он говорит лишь пару слов, но и этого достаточно, чтобы бунтарь был наказан. В фантазиях безумца царь гонится за ним, стуча металлическими копытами по мостовой. Куда бы не побежал Евгений, царь преследует его со всех сторон. Так и происходит, когда человек становится неугоден властям.

Словарь новых и незнакомых слов

Пушкин Александр Сергеевич

Пушкин начинает работать над созданием поэмы в Болдино, полностью напишет ее в 1833 году. Период, о котором рассказано в произведении – двадцатые годы XIX столетия, сюжет разворачивается в Петербурге. Время, когда начинается история, известно с точностью до дня – это начало наводнения, ноябрь 1824 года.

Евгений — молодой человек, мелкий чиновник, потомок обедневшего знатного рода, живущий на съемной квартире. Он хочет продвинуться по службе, обрести свободу. Главный герой влюблен в девушку Парашу. Когда его возлюбленная погибает в момент наводнения, Евгений сходит с ума. Не зная, кого винить в произошедшей трагедии, он свою ненависть обращает к памятнику Петру Великому.
Медный всадник — памятник, изображающий Петра І, историческую личность, основавшего Петербург. Медный всадник - символ самодержавной власти. Образ царя неоднозначен – он и великий реформатор России, и жестокий правитель одновременно.

Евгений, бедный мелкий чиновник, мечтает о женитьбе на своей возлюбленной Параше. На следующее утро произошло сильнейшее наводнение в Петербурге, разрушившее часть города, унесшее множество жизней. Евгений узнает, что волны смыли дом Параши. Осознав, что девушка погибла, главный герой повредился рассудком. Он бродяжничает, спит на пристани. В момент озарения безумец смотрит на памятник Петру І, и видит в нем причину своих бед. Ему мерещится, что Медный всадник настигает его, гонится за несчастным со всех сторон, и главный герой в ужасе бежит. Умирает Евгений на одиноком острове, где находит, унесенный водами, дом Параши.

Самодержавная власть мало интересуется благополучием отдельного человека. Для правителей важно решать вопросы глобально, удовлетворять собственные амбиции, удерживать авторитет.

В поэме затронута тема взаимоотношений представителей власти и обыкновенного человека. Несоизмеримы по силе и впечатлению грандиозная фигура Петра І, стремящегося к преобразованию всей России, и молодого чиновника Евгения, с его обыденными потребностями и мечтами.

Главный герой бунтует против роковой ошибки царя, а Петр І гонится за ним, чтобы наказать недовольного. Я не вижу решения конфликта, но он проявлен. Однажды проходя мимо памятника, безумец вдруг понимает, на кого направлен его гнев. Евгений выражает свое негодование царю, а Медный всадник преследует маленького человека за его непозволительный бунт.

Всегда ли народ будет недоволен своим правительством или это касается только авторитарных государств? Я думаю, что в процветающем государстве, которое действительно демократическое, особого недовольства не будет. Для этого еще нужно самому человеку не сваливать ответственность за свою жизнь на сильных мира сего, а самостоятельно решать свои вопросы. Если Россия станет именно такой страной, то проблема будет решена. Пока это звучит, как утопия, но, думаю, что со временем так и будет.

Конечно, в рамках всего государства несколько сот жизней – потеря незначительная, но для конкретного человека – это трагедия всего его существа.

Образ Евгения находится в мощном противостоянии с образом самодержца-царя, представленного в данном произведении Медным всадником. Их противостояние обоюдное. Евгений выражает свой протест Петру І. Он говорит лишь пару слов, но и этого достаточно, чтобы бунтарь был наказан. В фантазиях безумца царь гонится за ним, стуча металлическими копытами по мостовой. Куда бы не побежал Евгений, царь преследует его со всех сторон. Так и происходит, когда человек становится неугоден властям.

И перед младшею столицей
Померкла старая Москва,
Как перед новою царицей
Порфироносная вдова.

Прошло сто лет, и юный град,
Полнощных стран краса и диво,
Из тьмы лесов, из топи блат
Вознесся пышно, горделиво;

Перегражденная Нева
Обратно шла, гневна, бурлива,
И затопляла острова,
Погода пуще свирепела,
Нева вздувалась и ревела,
Котлом клокоча и клубясь,
И вдруг, как зверь остервенясь,
На город кинулась.

Но, торжеством победы полны,
Еще кипели злобно волны,
Как бы под ними тлел огонь,

Он перевозчика зовет —
И перевозчик беззаботный
Его за гривенник охотно
Чрез волны страшные везет.

Читайте также: