Чем житие может быть интересно современному человеку кратко

Обновлено: 28.06.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Участника Рождественских чтений

с. Яркуль ул. Советская 51кв1

Адрес и телефон организации

с. Яркуль ул. Советская 43

II Купинские Рождественские образовательные чтения

Жития святых как нравственный ориентир в современной жизни

Жития святых как нравственный ориентир в современной жизни

Фамилия, имя, отчество (полностью) : Азимова Светлана Петровна

Должность: учитель истории и обществознания

Название места работы: МКОУ Яркульская СОШ

Жития святых как нравственный ориентир в современной жизни

В современном обществе приоритеты молодого поколения отдаются материальным благам, вопросы духовности стоят на втором месте.

На современное образование возложена огромная роль возрождения нравственных идеалов и приоритетов. Образование решает проблему оздоровления молодого поколения и возвращение духовно-нравственных ориентиров. Педагоги ищут новые пути и средства духовно-нравственного воспитания.

Что же может являться нравственным ориентиром в современном веке?

Все чаще в своих поисках современное образование обращается к Православию. Сегодня не только представители церкви, но и многие представители светской власти говорят о том, что нравственный идеал России заложен в традиционных основах ее веры.

Как сказал один мудрый человек, духовное развитие личности может осуществляться при трех условиях:

Нельзя не согласиться, что воспитание и образование немыслимы без образца для подражания.

Важной частью духовно–нравственного воспитания школьников является обращение к житиям святых.

Жития святых – это памятники общехристианской и нашей русской литературы, сохранившие свидетельства о жизни и подвигах тех людей, которые Церковью именуются святыми. Житие может рассказать как о фактах биографии, так и о духовной жизни человека.

Многим известны имена таких святых, как княгиня Ольга, Георгий Победоносец, Князь Владимир, Сергий Радонежский, Серафим Саровский и др.

Предлагаемые для учащихся современные изложения житий – тот живой материал, через который зачатки нравственных основ проникают в души.

Нравственно направленное назначение житийной литературы не остается без внимания в современном образовании. Большую пользу приносит системное использование образов православных святых, примеров их жизни на уроках разных типов и во внеклассной работе.

Отрывки “Повести о Петре и Февронии Муромских”, “Жития Сергия Радонежского” появились в учебниках для начальной школы.

На занятиях ОПК учащиеся открывают для себя мир Православия. Первым, кто вместе со своим народом направил ход русской истории в духовном направлении, был князь Владимир Красное Солнышко-креститель Руси.

Житие Александра Невского содержит огромный потенциал военно-патриотического воспитания на уроках русского языка, литературы и в особенности истории [4].

Русские святые Пётр и Феврония Муромские, блаженная Ксения Петербургская, Царская Семья Николая и Александры Романовых - вот пример для подражания молодёжи.

Через интерес к житийной литературе детям прививается нравственность, духовность. В результате обращения к житиям святых дети усваивают такие вечные ценности как Семья, Верность, Любовь к ближним.

“Нравственность едина во все века и для всех людей. Читая об устаревшем в деталях, мы можем найти многое для себя”. [2]. Эти слова академика Д.С.Лихачева заставляют задуматься о том, чем может одарить современного читателя духовная литература, что мы можем открыть в ней для себя.

Духовная литература – особый пласт русской культуры и, в частности, словесности.

Само определение – “духовная” – указывает на ее назначение: созидать в человеке дух (то, что побуждает к действиям, к деятельности), воспитывать нравственно, показывать идеал. Древнерусская литература в качестве идеала выдвигала Иисуса Христа. Его примеру следуют и герои житийного жанра.

Житие – один из самых устойчивых и традиционных жанров русской литературы. Первые переводы житийных произведений были доставлены из Византии и появились на Руси вместе с Библией и другими христианскими книгами в конце X – начале XI века. В том же XI веке жанр жития утвердился и в литературе Киевской Руси.

Именно тогда были созданы оригинальные житийные произведения, герои которых рождены на русской земле и составили ее гордость перед другими странами, исповедующими христианство. Это князья-братья Борис и Глеб, ценою своей жизни не нарушившие заповеди “не убий” и не поднявшие оружия против брата Святополка; преподобный Феодосий Печерский, церковный деятель и автор поучений; князья – подвижники христианства Ольга, Владимир, Александр Невский.

Композиция правильного жития должна быть трехчленной: вступление, рассказ о жизни и деяниях святого от рождения до смерти, похвала; довольно часто к житию присоединялось и описание чудес.

Высокая тема – рассказ о жизни человека, служащего людям и Богу, – определяет образ автора в житии и стиль повествования. Эмоциональность автора, его взволнованность окрашивают все повествование в лирические тона и создают особое, торжественно-возвышенное настроение. Стиль повествования – высокий, торжественный, насыщенный цитатами из Священного Писания.

Итак, канонические черты жития:

– это биография святого;
– составлялось после смерти праведника;
– повествование ведется от третьего лица;
– композиция строится по строгой схеме;
– способ изображения героя – идеализация;
– внутренний мир героя не изображается в развитии, он избранник с момента рождения;
– пространство и время условны;
– в изображении святого по возможности устранялись все индивидуальные черты характера, частности, случайности;
– тон повествования торжественный, серьезный;
– язык жития книжный, с обилием церковнославянизмов;
– сюжет составляет духовный подвиг святого.

Таким образом, в строгой, продуманной до деталей, отшлифованной веками житийной форме нашли выражение духовные идеалы Древней Руси.

Перед создателями жизнеописаний не ставилась задача показать индивидуальный характер святого. Он был носителем христианских добродетелей, и только. Но когда создавались жития русских святых, их образы были еще живы в памяти потомков, и авторы часто отступали от этой схемы, наделяя героя яркими индивидуальными человеческими чертами, тем самым “очеловечивая” образ святого, приближая его к читателю. По мере своего развития древнерусская литература все чаще и все больше выходила за церковные рамки, сохраняя при этом свой высокий духовный настрой, нравственную высоту и поучительность. Так произошло и с жанром жития.

До нас дошли три оригинальных жития, составленных по этим канонам: два жития князей Бориса и Глеба и Житие Феодосия Печерского.

Уже в наше время канонизированы, признаны святыми Андрей Рублев, Амвросий Оптинский, Ксения Петербуржская, написаны их жития. В последнее время опубликованы жития старцев: протоиерея Николая (Гурьянова), архимандрита Иоанна (Крестьянкина), архимандрита Кирилла (Павлова).

В 2004 году издательство Ново-Тихвинского женского монастыря города Екатеринбурга выпустило книгу “Житие и чудеса святого праведного Симеона Верхотурского, чудотворца”. Это житие построено по законам жанра, можно обнаружить в нем традиционные канонические черты.

Прежде всего это биография святого Симеона, составленная после смерти праведника (как и положено в соответствии с законами жанра). Но если раньше пространство и время изображались в житиях условно, то в этом произведении они реальны и конкретны. Правда, год рождения Симеона точно не указан, но предположительно он родился около 1607 года. Родился он и жил вначале в европейской части России. Родители его принадлежали к дворянскому сословию. К сожалению, ни их имена, ни род занятий неизвестны. “Вероятно, родители угодника Божия были людьми богобоязненными и имели великое усердие к воспитанию в сыне добронравия и истинной веры. Об этом свидетельствует вся последующая жизнь праведника”. [1].

Как и в традиционных житиях, способ изображения героя – идеализация: “С раннего возраста Симеон почувствовал отвращение к земным благам и неизбежным житейским волнениям. С юной поры он стремился к богомыслию и душеспасительным трудам, но окружающая среда была помехой в этом добром деле. Желая найти уединение для более удобного исполнения к подвигам благочестия, а также избегая чуждых его душе соблазнов и смут, праведный Симеон решил покинуть родину, богатство, знатность и удалиться в места более уединенные”. [1]. Выбор его пал на Сибирь, незадолго до того присоединенную к России и еще мало известную русским людям.

Рассказывая о дальнейшей жизни Симеона, авторы жития называют конкретные места, даты. Святой Симеон поселился в селе Меркушино, находившемся на берегу реки Туры, в пятидесяти верстах от города-крепости Верхотурье. Верхотурье было основано в 1598 году, незадолго до прибытия в Сибирь праведного Симеона. А село Меркушино было основано в начале XVII века.

В описании села Меркушино можно увидеть некоторые признаки традиционного житийного жанра: использование эпитетов, метафор делает повествование более выразительным, ярким, придает живость языку. “Село Меркушино отличалось величественно прекрасным местоположением. Здесь соединились причудливые изгибы Туры, заливные луга, холмы, ширь долин и глухие леса, кажущиеся преградой на пути всякой суеты. И самое удивительное, что все это можно было охватить одним взглядом”. [1].

В целом, язык произведения книжный, повествование ведется от третьего лица, отличается неторопливостью изложения, спокойной интонацией – именно так, как это было и в других житиях. Встречаются здесь и устаревшие слова: верста, чернь, идольские капища, персть и др. Но в языке жития почти нет церковнославянизмов, он прост и понятен читателю XXI века.

Новый подход авторов жития о Симеоне проявился и в том, что, повествуя о жизни праведника, они рассказывают и об исторической эпохе XVI века, и о нравах людей, и об их быте. Вот, например, описание быта крестьян села Меркушино: “Избы тогда большей частью состояли из одной комнаты, где жила вся семья. Обедали все за одним большим столом под иконами в красном углу, ели из общей миски, чаще всего щи и кашу, черпали их по очереди, начиная со старшего в семье. Ночью все укладывались спать на лавки у стен, а кому места не хватало, тот ложился и на полу”. [1]. Конечно, для человека из дворянского сословия подобное существование было бы трудно переносимым бременем. Но праведный Симеон, невзирая на свое благородное происхождение и, следовательно, на требовательность вкусов и привычек, не гнушался жизнью в крестьянских домах.

Рассказывая о жизни Симеона в Меркушино, агиографы повествуют о его занятиях, молитвах. Живя в Меркушино, Симеон не имел постоянного жилища, а переходил из дома в дом. Этому способствовало занятие, которым праведник поддерживал свое существование. Этим занятием было портняжничество. Из всех видов одежды Симеон шил в основном “шубы с нашивками”, а трудясь над чужими одеждами, “помышлял об одеянии души своей, об одежде бесстрастия и целомудрия”. [1]. С особенной любовью он занимался работой на бедных людей, с которых обычно отказывался брать плату за свои труды. Он считал вполне достаточным для себя вознаграждением кров и пищу, которыми пользовался у хозяев во время работы.

Другим любимым занятием Симеона была ловля рыбы. Для этого он с удочкой в руках уходил в уединенное место. Там, сидя под развесистой елью на берегу Туры, “размышлял о величии Творца”.

По традиции внутренний мир человека не изображается в развитии, герой идеален, так как является избранником с момента рождения. Эти идеальные черты авторы постоянно подчеркивают. Чтобы избежать платы за свой труд, праведный Симеон, немного не закончив шитье, нередко рано утром без ведома хозяев уходил из дома и селился в новом месте. За это часто он подвергался оскорблениям и даже побоям, но праведник, не имея высокого мнения о себе, переносил их терпеливо, как вполне заслуженные.

В ловле рыбы он проявлял умеренность: ловил рыбу только для дневного пропитания.

В древних житиях при изображении святого устранялись все индивидуальные черты характера, частности. Об образе Симеона нельзя так сказать. Перед нами все же не абстрактный идеал, а земной страдалец, живой человек. Мы можем представить себе его личность, характер: “Смиренный, тихий облик угодника Божия, его кроткое, почтительное обращение со всеми, простое и мудрое слово производили удивительное впечатление, без сомнения, смягчавшее ожесточение многих сердец”. [1].

Композиция жития соответствует требованиям жанра. Заканчивая описание жизненного пути Симеона, авторы подводят итог. Повествование о смерти героя отличается спокойной интонацией, неторопливостью изложения (как было и в древних житиях): “Страдая болезнью живота, вероятно, от строгого воздержания, праведный Симеон отошел ко Господу еще в довольно молодых летах. Это произошло между 1642 и 1650 годами. Жители села Меркушино, питавшие глубокое уважение к праведнику, с честью похоронили его у недавно построенной приходской Михаило-Архангельской церкви”. [1]. Авторы жития утверждают, что, в отличие от большинства святых старцев, Симеон умер молодым: “Подвиг Меркушинского угодника Божия, при его жизни многими не замеченный, а некоторыми даже осмеянный, был явлением исключительным. Усердным исполнением евангельских заповедей святой Симеон очистился от страстей, вернул своей душе богоподобие за сравнительно короткую жизнь – он отошел в Царствие Небесное в возрасте 35 – 40 лет, хотя многие великие угодники Божии достигали подобного очищения сердца только на склоне своей жизни”. Подводя итог его жизни, авторы снова подчеркивают идеальность героя: “это был дивный угодник Божий”. [1].

Затем, в соответствии с композицией жанра, описаны посмертные чудеса. После смерти тело Симеона оказалось нетленным: в 1692 году гроб с телом Симеона вдруг начал “восходить из земли и явился поверх могилы. Сквозь щели его крышки можно было рассмотреть нетленные останки. Вскоре от мощей угодника обильно потекли струи чудодейственной силы” [1].

Далее описаны случаи исцелений. Например, у Нерчинского воеводы Антония Савелова был болен слуга Григорий (с трудом передвигался). Воевода, отправляясь к месту службы в Нерчинск, взял с собой и слугу, который попросил позволения по пути заехать в Меркушино к гробу праведника. После панихиды Григорий, взяв с гроба немного земли, обтер ею руки и ноги, а затем встал на ноги и начал ходить.

Другой пример: у сибирского воеводы Андрея Федоровича Нарышкина был слуга Илья Головачев, у которого болели глаза, так что он не мог даже переносить света. Ему тоже помогла земля с могилы Симеона Праведного.

Таких примеров в книге приводится много. Эти исторические детали авторы взяли из рукописи митрополита Тобольского и Сибирского Игнатия – “Повести известной и свидетельствованной о проявлении честных мощей и отчасти сказание о чудесах святого и праведного Симеона, нового сибирского чудотворца”. Именно владыка Игнатий возглавлял освидетельствование мощей Симеона в 1695 году.

В житии описана и дальнейшая судьба мощей Симеона. В 1704 году они были перенесены из села Меркушино в Верхотурский Свято-Николаевский монастырь. Интересный факт о чудесах во время этого шествия приводится в житии. Перенесение состоялось 12 сентября 1704 года. Торжественная процессия направилась из Меркушино в Верхотурье. Вслед за мощами полз на коленях юродивый калека Косьма. Когда он уставал, то обращался с молитвой к праведнику как к живому: “Брате Симеоне, давай отдохнем”. И процессия сразу останавливалась, поскольку раку невозможно было в течение некоторого времени сдвинуть с места. На пути следования крестного хода в память об этих чудесных остановках впоследствии было воздвигнуто несколько часовен, которые существуют и поныне.

Подробный рассказ о мытарствах мощей Симеона после Октябрьской революции, о переносе их в краеведческий музей Н.Тагила, затем в Екатеринбург, о судьбе людей, причастных к этим событиям, – все это составляет вторую часть жития Симеона. Кроме того, в книгу включены приложения, содержащие описание случаев помощи и явлений Симеона Верхотурского страждущим. Эти свидетельства с благодарностью оставлены людьми, жившими не только в давние времена, но и в наше, казалось бы, далекое от чудес время.

Такое построение книги, конечно, не соответствует традициям жанра. Однако в целом в житии Симеона (особенно в первой его части) канонические черты жития, несомненно, просматриваются, хотя и наблюдаются элементы новаторства.

Можно верить или не верить чудесам, описанным в житиях. Но рассказы о жизни праведников, об их служении людям в наше время не только нужны, но и интересны.

Авторы житий ставили перед собой задачу не только описать земную жизнь канонизированного церковью святого, но и создать образ идеального человека в поучение всем людям.

Мы считаем, что современному человеку нужно читать древнерусскую литетару, в частности, жития. Двадцать первый век – век технологий, прогресса, ритм современной жизни невероятно высок, потому разум людей охвачен проблемами, заботами, различными делами. В наше время не так много людей, задумывающихся о своей душе. Многим людям просто не хватает времени для духовного обогащения, а многим и вовсе не хочется загружать себя, по их мнению, лишними и ненужными делами. Поэтому нам, людям неверующим, нужно обязательно читать жития, ведь там рассказывается о святых нашей русской земли – матушки. Окутанные современным хаосом, люди забывают о своих могучих, великих русских корнях. Забывают о своей истории. Если так и дальше будет продолжаться, то какими станут люди, и останутся ли они людьми? Люди ведь неоднократно нарушали и нарушают заповеди Господни: “Не убий, не укради”. Чтобы человек не начал духовно деградировать, ему нужно восполнить нравственные пробелы. Да, люди ходят в музеи, театры, галереи, читают книги, но ведь это еще не все. Мы должны стремиться очистить душу, тело и разум, чтобы не сойти с ума в конце концов в этом мире. Нужно искать гармонию. Жития пропитаны верой в Бога, верностью Богу, благодатью святых. Потому людям нужно читать жития, ведь вера, святость в наше время не закон, не обязанность, а редкость и необходимость”.

чем житие может быть интересно современному человеку ?

Ответы:

Чем житие может быть интересно современному человеку ?


Мы считаем, что современному человеку нужно читать древнерусскую литетару, в частности, жития.

Двадцать первый век — век технологий, прогресса, ритм современной жизни невероятно высок, потому разум людей охвачен проблемами, заботами, различными делами.

В наше время не так много людей, задумывающихся о своей душе.

Многим людям просто не хватает времени для духовного обогащения, а многим и вовсе не хочется загружать себя, по их мнению, лишними и ненужными делами.

Поэтому нам, людям неверующим, нужно обязательно читать жития, ведь там рассказывается о святых нашей русской земли — матушки.

Окутанные современным хаосом, люди забывают о своих могучих, великих русских корнях.

Забывают о своей истории.

Если так и дальше будет продолжаться, то какими станут люди, и останутся ли они людьми?

Чтобы человек не начал духовно деградировать, ему нужно восполнить нравственные пробелы.

Да, люди ходят в музеи, театры, галереи, читают книги, но ведь это еще не все.

Мы должны стремиться очистить душу, тело и разум, чтобы не сойти с ума в конце концов в этом мире.

Нужно искать гармонию.

Жития пропитаны верой в Бога, верностью Богу, благодатью святых.

25.06.2017 4348 Автор: Илья ТИМКИН

Удивительные святые, или Почему читать жития – интереснейшее занятие

А вот однако более миллиона россиян знают этого человека настолько близко, что готовы многочасовую очередь отстоять, лишь бы прикоснуться к его телу, попросить его о чём-то. То есть святой Николай живёт все эти годы, и не просто где-то там, на Небе почивает, а меняет мир, людям помогает всё это время, добрые дела продолжает творить… Смерть, где твоё жало? Нет его, Христос победил смерть.

Так и получается, что классическое житие практически каждого святого — это всего лишь некий центральный корень его жизнеописания, а боковые ответвления проникают во все эпохи, во все страны… Святые пересекаются и друг с другом, они не обращают внимания на даты, ведь всё время и вся человеческая история помещаются в раскрытой руке Того, Кому они служат и Кого любят.

Святой Николай посоветовал молиться святому Симеону

Потому-то так интересно читать жития святых, находить в них параллели, обращаться потом с просьбами о помощи и к современному старцу Паисию, и к древнейшему пророку Самуилу — обращаться, не сомневаясь в том, что тебя услышат. И сегодня мы полистаем страницы жизнеописаний, поищем жемчужин в житиях двух святых, память которых празднуется в это воскресенье. Преподобный Онуфрий Великий, четвёртый век, египетская пустыня — монах и отшельник. Преподобный Пётр Афонский, седьмой век, Греция — тоже великий аскет и пустынник.


Вот святой Пётр — был солдатом, и попал в плен, в тюрьму. Сидел там в оковах, мучился и всё думал: за что же Господь меня отдал врагам, с какой целью… И вдруг вспомнил: когда-то он пообещал уйти в монастырь, а слово не сдержал. Святой Пётр начинает тогда усиленно молиться, поститься, и просить у святого Николая, уже тогда любимого народом чудотворца, помочь ему. Святитель, невзирая на расстояние в двести лет, приходит на помощь. Он является Петру во сне, и советует особо молиться… другому святому, а именно Симеону Богоприимцу, древнему старцу, о котором нам рассказывает Евангелие. Пётр внимает совету, и вот однажды уже не во сне, а наяву святые приходят к узнику, и старец Симеон жезлом касается цепей Петра, те тают, как воск, и тот, кто молился, вместе с теми, кому молился, выходят на свободу.

Человек в жёлтом царстве пустыни задумчив и тих…

А вот житие преподобного Онуфрия Великого — это настоящая сага об удивительном явлении — жизни в Фиваидской пустыне в Египте целого сонма подвижников. Начинается всё тоже как в захватывающем приключенческом романе. Один монах по имени Пафнутий жил в Фиваидском монастыре. Он знал, что где-то в глубине пустыни спасаются особые люди — великие монахи-отшельники, множество лет не видящие людей, и ведущие войну не на жизнь, а на смерть с бесами. Помогают им в этом ангелы…


Где деревьев так мало, что дом не построишь из них,
Человек в жёлтом царстве пустыни задумчив и тих.
Только мыслям не жарко, и если он песню заводит,
То слова, как узоры, сплетаются в вычурный стих.

Там живут под шатром голубых, неподкупных небес…
Как в псалме девяностом коварный полуденный бес
Искушает людей постоянно тоской или страхом,
И не знатность, но мудрость имеют там истинный вес.

Есть невидимый мир. Он повсюду, и он населён.
Если кто-то и знает об этом, то именно он:
Человек, признающий богатством не жемчуг, но воду;
Тот, что беден и тих. Тот, что тихостью этой силён.

Вот в такую-то пустыню и отправляется бесстрашный монах Пафнутий, и кого только не встречает в пути: и уже умершего отшельника в пещере (его наш путешественник похоронил); и ребят-одноклассников, ушедших спасаться сюда из города Оксинриха; и старцев, с ног до головы заросших волосами, старцев, по 60 лет не видевших живого человека… Среди них и Онуфрий Великий, чью память мы совершаем в это воскресенье.

Откуда в пустыне Святое Причастие

Обратим внимание на очень важный для нас факт, а именно — Святое Причастие. Вы как думаете, аскеты, живущие в пустыне, причащались или нет? Может, с лихвой хватало им молитвы, молчаливого подвига.

Не хватало, друзья. Не хватало. Каждый выходной собирались они группками для общей молитвы, для псалмопения. Но священников среди них… Правильно, не было. И Животворящие Тело и Кровь приносили ангелы. Они и причащали подвижников. Кстати, святой Пафнутий тоже сподобился причаститься из рук Ангела, вместе с четырьмя одноклассниками, о которых мы говорили выше. Они упомянули свои имена в беседе с гостем. Двух звали привычно: Иоанн и Андрей. Двух — не очень: Ираклемон и Феофил. Они святые, и мы можем молиться им. Папы и мамы, просите у святых Иоанна, Андрея, Ираклемона и Феофила, чтобы детишки ваши тоже разгорались любовью к Богу, чтобы у них были такие же хорошие друзья. Чтобы, сговорившись, они ушли бы не в пустыню, а хотя бы в храм на воскресную службу…


Нет уж, если вдруг желания причащаться каждое воскресенье не чувствуем, если смысла этого не понимаем, то стремиться хотя бы обязаны. Читать, что такое Литургия. Бога просить, чтобы научил нас, чтобы позвал к Себе, к Своей Чаше. Чтобы мы не считали себя праведнее фиваидских пустынников, которым теснейшее соединение с Богом было нужно как минимум каждую неделю, а нам — современным христианам — якобы достаточно несколько раз в год.

Неисчерпаемая Чаша Евхаристии

Неисчерпаемая Чаша Евхаристии

Есть много невежд…

Вот так… Будем читать жития святых, будем находить в них сокровища духовного опыта, будем знакомиться с этими интересными людьми, будем разговаривать с ними в молитве, будем дружить с ними, и когда-нибудь, под ярким солнцем в Небесном Иерусалиме, сможем мы увидеть их воочию, и поблагодарить за всё, глядя в глаза.

Читайте также: