Анализ стихотворения коль любить так без рассудку толстой кратко

Обновлено: 30.06.2024

Стихотворение относится к философской лирике. Тема: единство и борьба противоположностей настроения человека в жизни. Идея: нужно достойно принимать и радость, и печаль, потому что в целом всё это и есть отражение реальности жизни человека.

— Я верю в Бога всецело и безгранично… Нам, быть может, еще много лет жить на этой земле — будем же стараться быть лучше и достойнее…

— Я не хозяин… Я уже давно утратил чувство собственности, если только я когда-нибудь имел его…

— У меня чувство роскоши очень развито. Я люблю, чтобы были великолепные дворцы, художественные шедевры, но сам я не люблю их иметь. Я их люблю, я ужасно страдаю, когда их портят, когда ими пренебрегают, но сам я ни за что не согласился бы жить в роскошном дворце. Луи Блан проповедует коммунизм и против роскоши, а сам ест дичь с ломтиками ананаса — ты видишь, что он свинья…

— Мой ум под влиянием страстей, но он направлен к добру, к прекрасному, к искусству…

— Я не знаю, как это делается, но почти все, что я чувствую, я чувствую художественно…

— Я не знаю, как другие пишут, но у меня при приближении звуков волосы подымаются и слезы брызгают из глаз…

— Одно время, в молодости, я всецело жил в веке Медичи, я принимал к сердцу произведения этого столетия с таким чутьем, пылом и энтузиазмом, как это мог сделать только современник Бенвенуто Челлини…

Внезапные переходы от любви к угрозам, от кары к прощению в тексте ничем не мотивированы. Именно в такой импульсивности, позволяющей мгновенно менять гнев на милость (и обратно), в примате эмоционального начала над рациональным. А.К. Толстой видел своеобразие русской натуры с её знаменитой удалью и широким размахом.

Кстати, наш национальный характер в высшей степени был присущ самому Алексею Константиновичу — высокому, красивому, приветливому, сильному (сворачивал кочергу винтом!); посмотрите на его портрет. А то, что он обладал превосходным чувством юмора и самоиронии, позволило ему стать одним из авторов незабвенного Козьмы Пруткова.

Ритмический строй приведённого стихотворения замечательно проанализирован Е.Г. Эткиндом. Какие же элементы в стихотворении Алексея Толстого образуют его ритм? Таковыми оказались:

  • равные по количеству слогов (попеременно 8 и 7) фразы;
  • одинаковая синтаксическая форма этих фраз везде — в каждой строке;
  • повторение одних и тех же глагольных форм на том же месте в строках (фразах);
  • общая для всех строк метрическая схема — четырёхстопный хорей;
  • реальное распределение ударений, то есть соотношение метрической схемы с пиррихиями;
  • распределение пауз в конце строк и внутри них — цезуры;
  • концевые рифмы;
  • внутренние рифмы;
  • прочие совпадающие звуки;
  • чередование мужских и женских окончаний;
  • строфы-четверостишия.

Постараемся теперь объяснить, почему последние две строки несколько отличаются от других. Обе они, как говорят, полноударны, то есть в них нет пропущенных ударений, пиррихиев:

Коль простить, так всей душой, Коли пир, так пир горой.

Последняя строка ещё и в ином отношении отличается от предыдущих — в ней одной центральное слово не глагол в неопределенной форме, а существительное: пир; в ней одной оно повторяется дважды; в ней одной оно содержит не два слога, а один. Почему?

В стихотворении, где все составляющие его элементы образуют ритмическое целое, наибольшую выразительность приобретает такая строка, которая этот ритм нарушает. Чем ощутимее ритм, тем выразительнее и его нарушение. Последняя строка в том стихотворении, которое мы разбираем, должна звучать именно как последняя, а чтобы мы почувствовали конец, она и должна отличаться от всех предыдущих. К тому же она и самая важная. Ведь содержание стихотворения, его сюжет, представляет собой не простое случайное перечисление разных нравственных требований, предъявляемых поэтом к самому себе и читателям, — эти требования подчинены строгой логической последовательности.

В первой строке говорится о том, как надо любить. Дальше в пяти строках — о том, как бороться со своими противниками: грозить, ругать, рубить сплеча, спорить, карать. В седьмой вражда кончается победой: противник повержен, и теперь идёт речь о прощении, полном и безоговорочном прощении побеждённого врага. Наконец, в восьмой строке мы возвращаемся к началу: в этом пире, наверное, будут участвовать и друзья, и прежние противники. Вот почему седьмая и восьмая строки отличаются от предыдущих: там была тема вражды, здесь — тема прощения и торжества; новую тему выделяет полноударность последних двух строк. А восьмая, последняя, строка подводит итог всем жизненным советам, сформулированным в стихотворении, и отличается ещё больше от всех предшествующих, хотя в то же время большинством ритмических элементов связана с ними: Коли пир, так пир горой!

Ритм — это та форма закономерности, которой подчинена речь в поэзии. В стихотворении А. Толстого нет, пожалуй, ни одного, даже самого малого, элемента речи, который оказался бы вне такой закономерности, — ни одного слова, ни одного звука, даже ни одной паузы. Мы видим здесь разные формы ритма: ритм ударений (метрический), ритм фраз (синтаксический), ритм пауз, ритм звучаний (концевые, внутренние рифмы), ритм окончаний строк — чередования мужских и женских рифм (каталектика), ритм строф. Все эти формы ритма существуют во взаимосвязи, все они вместе, сообща служат смыслу. Каждая из них несет дополнительный смысл, каждая помогает создать то, что называется содержанием поэтического произведения.

Прочитанное вами стихотворение положено на музыку целых десять раз, в том числе Ц. Кюи, А. Рубинштейном, Р. Глиэром, Н. Черепниным.

1850-е годы – расцвет стихотворного творчества Алексея Константиновича Толстого. В промежуток с 1851 по 1859 им было написано порядка девяти десятков лирических произведений. Затем последовал весьма длительный перерыв. К сочинению стихотворений поэт вернулся лишь в 1870-е.

В наиболее плодотворный период создана популярная миниатюра “Коль любить, так без рассудку…” (1854), впервые опубликованная в журнале “Современник”. Лирический герой текста – сильная личность. Перед читателями предстает человек эмоциональный, легко возбуждающийся,

Он не готов идти на компромиссы со своей совестью и другими людьми, не признает половинных мер. Его энергия переливается через край. Именно такие мужчины нередко становятся лидерами, способными вести за собой целые народы.

Подобные персонажи привлекали Толстого. Натуры волевые, обладающие цельным характером, яркие личности появляются сразу в нескольких его произведениях, преимущественно в посвященных историческим событиям поэмах. Среди них – Роман Галицкий, Илья Муромец, Гакон Слепой.

Идеальный лирический герой Толстого похож на него

самого. До 1850-х годов Алексей Константинович был человеком чрезвычайно жизнерадостным и позитивно смотрящим на окружающий мир. В его ранних произведениях преобладают мажорные настроения. Изменился поэт после того, как влюбился в Софью Андреевну Миллер.

Чувство Толстого было взаимно. Впрочем, браку препятствовало важное обстоятельство – замужество Миллер. Осуждение света, отказ супруга Софьи Андреевны оформить развод, возможность только тайных встреч с возлюбленной – все это сильно повлияло и на самого Алексея Константиновича, и на его творчество.

Несмотря на невзгоды, до конца жизни поэт оставался человеком прямодушным и не любящим идти на компромиссы.

В стихотворении “Коль любить, так без рассудку…” явно видны мажорные настроения толстовской лирики 1840-х годов. В нем есть молодецкая удаль и широта истинно русской души. Бодрый и жизнерадостный ритм создается посредством четырехстопного ямба, перекрестной рифмовки.

Работает на него и основное средство художественной выразительности текста – анафора. Музыкальность произведения привлекла к нему внимание многих русских композиторов. В числе тех, кто положил текст Толстого на музыку, – Антон Григорьевич Рубинштейн, Цезарь Антонович Кюи, Рейнгольд Морицевич Глиэр.


Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Средь шумного бала, случайно.

История создания – Стихотворение написано в 1851 году, после знакомства молодого поэта с Софьей Миллер, впоследствии ставшей его супругой.

Тема стихотворения – Впечатление от знакомства с прекрасной девушкой, осторожное признание в любви.

Жанр – Лирическое стихотворение.

Стихотворный размер – Трехстопный амфибрахий с использованием перекрестной рифмовки.

История создания

В отличие от большинства своих собратьев по перу, Алексей Константинович никогда не имел славу повесы и покорителя женских сердец. Однако в возрасте 33 лет он оказался в центре компрометирующей любовной истории, которая долгое время служила предметом пересудов в высшем обществе.

На одном из светских приемов поэт был покорен Софьей Алексеевной Миллер. Его не столько привлекла внешность молодой женщины, сколько ее острый ум и образованность. Софья владела 14 иностранными языками, обладала глубокими познаниями в области естественных наук, литературы, живописи, музыки.

В центре повествования – описание впечатления, которое произвела на лирического героя незнакомка на балу. Примечательно, что при описании молодой женщины автор делает акцент не на ее внешности, а на грустных глазах и детском, звонком смехе. Столь резкий контраст глубоко впечатлил автора, запал ему в сердце.

Понимая, что в его душу проникла любовь, лирический герой все же с большой осторожностью признается в этом. Он пытается оценить, насколько глубоким и сильным является это чувство, и возможно ли дальнейшее развитие отношений между ним и его избранницей. Для него любовь имеет слишком большую ценность, чтобы относиться к нему легкомысленно или пренебрежительно.

Композиция

Произведение состоит из двух основных частей. В первой части описывается сильное впечатление, которое оказала на лирического героя встреча с прекрасной девушкой с печальными глазами и звонким смехом.

Вторая часть полностью посвящена переживаниям лирического героя, его внутреннему состоянию и готовности открыто признаться в любви к замужней женщине.

Стихотворный размер – трехстопный амфибрахий с использованием перекрестной рифмовки. Благодаря этому стихотворение приобретает особую возвышенность и музыкальность.

Стихотворение написано в жанре лирического стихотворения. В нём отражены мысли, чувства и переживания лирического героя.

Средства выразительности

В произведении средств художественной выразительности не так уж много, однако поэт употребил их с таким мастерством, что они в полной мере отражают всю глубину и силу его эмоционального состояния.

Читайте также: