Чем школьные знания отличаются от научных

Обновлено: 08.07.2024

В наши дни популярна тема образования. Все где-то чему-то учатся, надеясь что новые знания и навыки помогут добиться успеха . Так что полезно обсудить два вида образования, которые часто путают друг с другом, не понимая как они устроены. Первый вид образования – научное , то, которое можно получить в серьёзных ВУЗах на научной специальности, второе – всё остальное, назовём его обычным , это практические профессии в колледжах, всевозможные тренинги и курсы где учат полезным навыкам, знаниям и даже тому как надо жить, чтобы добиться успеха .

Сначала расскажем про научное образование. Оно всегда основывается на доказательствах. То есть любая информация, сообщаемая преподавателем, даётся вместе с обоснованием того, почему она истинна. Доказательство строится на основе логики (теории и выводов из неё), но одной логики достаточно только в математике. В других науках сама логика опирается на опытные данные, то есть результаты экспериментов и наблюдений, которые и являются отправными точками дальнейших рассуждений и обобщений. Сами же эксперименты, для того, чтобы их результаты были верны, опираются на правильную методику эксперимента. Методика, грубо говоря, сводится к точному учёту того, что повлияло на результат эксперимента, а какими факторами можно было пренебречь. Например, если под окнами лаборатории ходит трамвай, тряска и электромагнитные наводки от которого влияют на точное лабораторное оборудование, то результат эксперимента может оказаться неудовлетворительным. Если методика выбрана правильно , и учитывает всё достаточно важное, то эксперимент становится воспроизводимым. Другая научная группа может поставить его по той же методике и получить точно такой же результат. Это делает эксперимент объективным опытом, о котором и сообщает на лекции преподаватель в подтверждение своих слов.

В научном образовании принято сомневаться, то есть требовать доказательств, ставить под сомнение логику теории и методику эксперимента, задавать каверзные вопросы преподавателю – только в таком режиме можно убедиться, что все приведённые сведения верны и вы понимаете их достаточно хорошо.

Хороший пример разницы в этих подходах даёт медицина. Сейчас набирает популярность концепция школах и у разных авторитетов использовались различные подходы, и никто точно не знал какой из них лучше. Теперь такое положение дел считается неудовлетворительным, правда, только в области медицины.

Учебное познание в отличии от научного:
1) деятельность, направленная на усвоение того, что уже было ранее открыто/доказано (а в научное познание - деятельность, призванная открывать что-то новое, деят-ть с элементами творчества)

Пример: Ученик N изучил теорему о том, что квадрат гипотенузы равен сумме квадратов катетов, которую открыл Пифагор.

2) основная цель - получение знаний для дальнейшего обучения (в научном познании основная цель - изобретение, открытие чего-то нового, а также коммерческая направленность *характерно для современного общества) )

Пример: Ученик M понял, чем отличается простое предложение от сложного, поэтому теперь он может начать изучать виды сложных предложений.

Научное познание – это один из видов познавательной деятельности человека, которая направлена на получение им объективных, обоснованных, организованных и систематизированных знаний об окружающем мире.

Научное познание имеет ряд особенностей:

  1. Наличие только объективных знаний о человеке, природе и современном обществе.
  2. Системность, непротиворечивость и доказательность представляемых знаний.
  3. Возможность проверки знаний.
  4. Постоянное развитие и совершенствование понятийного аппарата (терминологии).
  5. Использование специальных способов и методов поиска знаний об изучаемом предмете или явлении.
  6. Обобщение полученных знаний на достаточно высоком уровне.
  7. Универсальность получаемых знаний и возможность их последующего применения в разнообразных научных отраслях и сферах деятельности.

Принципы научного познания – это исходные положения и правила, на основании которых осуществляется научная деятельность.

Основными принципами научного познания являются:

  1. Принцип причинности – направлен на установку причинно-следственных связей между процессами, событиями и явлениями, которые изучаются.
  2. Принцип истинности – все полученные об объекте знания должны полностью соответствовать его содержанию.
  3. Принцип относительности – любое научное знание является относительным, так как оно ограничивается возможностями науки в конкретный временной период развития общества, науки, техники и разума человека.

Научное познание имеет следующие уровни:

  • Эмпирический – направлен на установление очевидных и видимых фактов, в результате описания явлений и предметов. К эмпирическим методам относятся показания определенных научных приборов и чувственное познание.
  • Теоретический – направлен на установление фундаментальных знаний, скрытых за внешними признаками предметов, явлений и процессов. Основной метод – рациональное познание.

Готовые работы на аналогичную тему

Уровни научного познания имеют свои конкретные методы (пути познания), направленные на изучение предметов и явлений.

Таким образом, научное познание – это достаточно сложный процесс, который включает в себя разнообразные методы и формы изучения, направленные на получение конкретных и объективных знаний о предметах и явлениях.

Характеристика учебной деятельности

Учебная деятельность – один из основных видов деятельности человека, направленный на получение и усвоение ими умений и навыков в различных сферах общественного познания.

Основными методами и средствами усвоения знаний являются – диалоги, дискуссии, беседы, лекции и т.п.

Ведущими сферами общественного сознания, в рамках которых происходит усвоение знаний – это искусство, право, религия, нравственность и т.д.

Учебная деятельность имеет ряд характеристик, присущих только ей:

  1. Основная функция учебной деятельности – развитие учащихся и сфер их деятельности, посредством организованной и целенаправленной учебной деятельности. В процессе учебной деятельности учащиеся не только получают новые знания, но и овладевают умениями и навыками применения ее в практической деятельности и повседневной жизни, что гарантирует их личностное развитие.
  2. Основным содержанием учебной деятельности являются общие учебные действия, направленные на решение учебных задач и получение новых знаний и умений. В процессе обучения деятельность учащихся должна быть направлена на овладение данными действиями.
  3. Особенность учебной деятельности состоит в самостоятельном и сознательном ориентире учащихся на выполнение конкретных учебных действий. Задача педагога заключается в том, чтобы сформировать у учащихся потребность в сознательном овладении новыми понятиями и способами действий. Для этого ему необходимо показать учащемуся их значимость не только в учебной деятельности, но в повседневной жизни. Довольно часто для решения указной задачи педагоги стараются не давать ученикам знания в готовом виде, а организуют учебную деятельность, направленную на самостоятельный поиск и усвоение новых знаний, посредством методов исследования, проектов, поиска и т.д.
  4. Формирование учебной деятельности основано на принципе продуктивного и содержательного обобщения. В данном случае подразумевается, что изучению крупной темы или раздела должно предшествовать ознакомление учащихся с общими понятиями и фактами.
  5. Одной из основных особенностей учебной деятельности является то, что она носит научно-теоретический характер, направленный на формирование у учащихся мышления.
  6. Учебная деятельность универсальна, она является основой для овладения рядом иных видов деятельности.

Сравнительная характеристика научного познания и учебной деятельности

Сравнительная характеристика научного познания и учебной деятельности:

Научное познание – индивидуальный процесс, протекающий между тем, кто познает и объектом познания. Не допускается наличие каких-либо посредников.

Учебная деятельность – это совместная деятельность дух субъектов обучения педагога и учащегося. То есть в данном случае, между объектом изучения и субъектом познания имеется посредник в лице педагога, который не только организует процесс, но и руководит им.

Учебная деятельность – это организованный, целенаправленный и управляемый процесс, который предусматривает получение конкретного образовательного результата.

Научное познание – это стихийный процесс, возникающий иногда внезапно в рамках конкретной ситуации, в которой оказывается субъект.

Учебная деятельность – заранее запланированный процесс, который реализуется в соответствии с планом. Заранее планируется цель, задачи, содержание, методы, формы, средства и результаты обучения.

Научное познание – осуществляется всегда и везде, так как человек постоянно изучает и познает окружающий мир, вне зависимости от места его нахождения.

Учебная деятельность – регламентирована по времени, осуществляется в соответствии с планом и расписанием, в специально оборудованном помещении.

В истории культуры, философии и естествознания существовали различные формы познания, которые были далеки от образцов и стандартов классического научного познания. Их относят к ведомству ненаучного познания.

Содержание статьи

В чем сходства и различия научного и ненаучного познания

  • В чем сходства и различия научного и ненаучного познания
  • Как отличить научную публикацию от лженаучной
  • Каковы особенности научного познания

Сходства научного и ненаучного познания

Если считать, что научное познание базируется на рациональности, необходимо понимать, что ненаучное или вненаучное познание – это не выдумка или фикция. Ненаучное познание так же, как и научное, производится в некоторых интеллектуальных сообществах в соответствии с определенными нормами и эталонами. Ненаучное и научное познание имеют собственные средства и источники познания. Как известно, множество форм ненаучного познания старше познания, которое признается научным. Например, алхимия намного старше химии, а астрология старше астрономии.

Научное и ненаучное познание имеют источники. Например, первое базируется на результатах опытов и наук. Его формой можно считать теорию. Законы науки вытекают в определенные гипотезы. Формами второго считают мифы, народную мудрость, здравый смысл и практическую деятельность. В некоторых случаях ненаучное познание также может базироваться на чувстве, которое ведет к так называемому откровению или метафизическому озарению. Примером ненаучного познания может стать вера. Ненаучное познание может осуществляться с помощью средств искусства, например, при создании художественного образа.

Отличия научного и ненаучного познания

Во-первых, главным отличием научного познания от ненаучного является объективность первого. Человек, который придерживается научных взглядов, понимает тот факт, что в мире все развивается независимо от тех или иных желаний. На такую ситуацию не могут повлиять авторитеты и частные мнения. В противном случае мир мог бы оказаться в хаосе и вряд ли вообще существовал.

Во-вторых, научное познание в отличие от ненаучного направлено на результат в будущем. Научные плоды в отличие от ненаучных не всегда могут дать быстрые результаты. Многие теории перед открытием подвергаются сомнениям и гонениям со стороны тех, кто не хочет признавать объективность явлений. Может пройти достаточное количество времени, пока научное открытие в отличие от ненаучного будет признано состоявшимся. Ярким примером может стать открытия Галилея Галилео или Коперника относительно движения Земли и строения солнечной Галактики.

Научное и ненаучное познание всегда находятся в противоборстве, что обуславливает еще одно отличие. Научное познание всегда проходит следующие этапы: наблюдение и классификация, эксперимент и объяснение естественных явлений. Ненаучному познанию все это не присуще.

Читайте также: