Чем русское искусство отличается от искусства других народов кратко

Обновлено: 02.07.2024

Искусство всех государств различное само по для себя. Нельзя сопоставлять конкретно русское искусство и общим искусством. Но если выделять конкретно искусство России, то это зависит от периода.
Существуют великолепные народные басни и фольклор, которые можно именовать искусством и который "творился" на местности Рф. Это разные мифические существа и устойчивые выражения.
К искусству можно отнести и вышиванки, разные узоры на предметах ежедневного быта.
Искусством можно именовать даже кухню России, народные блюда, которые нигде не встретить, празднички Рф.
Обычно к нам всё приходит немного позднее, поэтому когда весь мир теснее "переболел" какими-то течениями(к образцу конец 19- начало 20 века), в творчестве живописцев и писателе только появлялись те течения, которые теснее отжили в Европе (декаданс, модернизм, авангардизм)

Энциклопедия Кольера. — Открытое общество . 2000 .

Полезное

Смотреть что такое "РУССКОЕ ИСКУССТВО" в других словарях:

Русское искусство — Содержание 1 История культуры России 1.1 Древняя Русь 1.2 Культура России XIII XVII веках … Википедия

Русское искусство — см. Россия … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

ИСКУССТВО — первые памятники искусства, обнаруженные на территории России фигурки людей и животных из глины, дерева и рога, различные образцы гравировки на кости и камне, восходят к верхнему палеолиту. К эпохе мезолита и неолита (к 6 2 тыс. до н. э.)… … Русская история

Русское узорочье — (московское узорочье) архитектурный стиль, сформировавшийся в XVII веке на территории Московской Руси, характеризовавшийся затейливыми формами, обилием декора, сложностью композиции и живописностью силуэта. Содержание 1 История 2 Основные… … Википедия

Русское царство — Царство ← … Википедия

ИСКУССТВО — форма творчества, способ духовной самореализации человека посредством чувственно выразительных средств (звука, пластики тела, рисунка, слова, цвета, света, природного материала и т.д.). Особенность творческого процесса в И. в нерасчлененности его … Философская энциклопедия

Одним народам присваивают все, другим же отказывают во всем. Разумеется, так поступают в нашем старом западном углу Европы. И если мы видим, что у нас, во Франции, многие Французы отказывают собственной своей стране в праве на творчество и самостоятельное искусство, присущее её гению, то не удивительно, если они отказывают в том же праве другим народам. Главное возражение против существования русского искусства, по мнению многих, основывалось и основано еще и теперь на том, что русская империя сложилась из крайне разнообразных и между собою не схожих элементов и что эти элементы, но самому разнообразии своему, находились в условиях неблагоприятных для развития самостоятельного искусства.

Но тоже самое можно сказать и о большинстве народов, которые однако же сумели создать искусства, отличающаяся собственным характером и стилем. Греки представляли собою смесь довольно разнообразных племен. Египтяне также принадлежат ко многим отраслям человеческого рода, а между тем нельзя же утверждать, что эти народы не сумели довести до процветания самостоятельного искусства. Напротив того, мы часто настаивали на том, что искусства наиболее характерные происходят при некотором смешении человеческих племен и что замечательнейшие выражения этих искусств обязаны своим происхождением слиянию арийского племени с семитическим.

С этнографической точки зрения русский народ находится в условиях не менее благоприятных, чем другие народы, которые однако же оставили следы блестящего и глубоко проникнутого самобытностью искусства. Была ли политическая история русского народа противна этому развитию? Вот, что надо рассмотреть. Но, рассматривая вопрос лишь вообще, мы ответим, что неведение Европы в этом отношении происходит от того, что она познакомилась с Россией лишь в то время, когда Россия, для достижения уровня западной цивилизации, стала подражать промышленности, искусствам и способам производства Запада, отстраняя от себя все, что напоминало ей её прошлое, считавшееся варварскими. Таким образом русское искусство, шедшее своим путем, было круто отброшено в сторону и заменено подделками, заимствованными у Италии, Франции и Германии.

С того времени в наше распоряжение была представлена огромная масса документов с предупредительною готовностью, которая достаточно показывает!, на сколько это дело близко всем истинно русским людям. Памятники, рукописи, снимки с картин и скульптурных произведений, способы постройки домов, исторические факты и различный описания были собраны в древних русских, областях!, и все эти данные соединенные вместе, вскоре позволили нам внести критический взгляд среди этого хаоса. Таким образом, мы получили возможность отличить разный течения, слившиеся в одно на русской почве и создавшие, начиная с XII века, самобытное искусство, способное к развитию и близко относящееся к византийскому, с которым оно однако не смешивалось.

Но, прежде всего, надо точно определить, что разумеется под словом византийское? Византийское искусство есть точно также смесь очень разнообразных элементов. Тою долею самобытности, которою оно обладает, оно обязано гармонии, установившейся между этими элементами, из которых одни заимствованы с крайнего Востока, другие из Персии и весьма многие искусства Малой Азии и даже у Рима. В некоторых из этих источников Россия черпала прямо, не прибегая к посредству Византии: она получила из первых рук весьма ценные восточные предания и только в последствии, как мы это увидим далее, усвоила себе греко-византийское искусство.

Нам кажется, что в России слишком часто принимали за безусловное подражание византийскому искусству простое влияние и сходство первоначального источника и не давали себе отчета в чрезвычайном развитии искусства на Востоке в начале нашей эры, который был бы достаточен для оценки важности этих источников. В то время громадные пространства земель, лежащих между морями Черным, Каспийским и Аральским и тянущихся, на север от большого Алтая, до Монголии и Манджурии, не были вполне в невежественном состоянии. На север и на юг от большой степи Шамо или Монголии существовала гражданственность, преданная искусствам и промышленности.

Но, до путешествий великих мореплавателей конца XI и начала XII века, этот сухой путь был в большом ходу и в самом центра Азии существовала тогда цивилизация, которая теперь совершенно исчезла. Сыпучие пески пустынь могли поглотить города и леса, засыпать русла рек и обратить некогда обитаемые и плодородный страны в степи, едва проходимые для кочевников. Это движение песчаных волн с востока на запад, кажется, с каждым днем распространяется на страны, который на памяти истории были еще обитаемыми. Уже во времена Плано-Карпини, на всем пути его не было ни одного целого города, когда он, переправившись через Танаис (Дон) и Волгу, проехал к северу от Каспийского моря и, следуя по северным границам стран центральной Азии, направился в страну Монголов, где Гаюк, сын Октая и внук Чингис-Хана, только что провозглашен был властителем.

Татары разрушили все, что пощадило время и пески. Этот путешественник, равно как и Рубрук, не встречали на пути своем ничего, кроме становища, и развалин. Но эти остатки свидетельствовали о бытии исчезнувших цивилизаций, подавленных страшным татарским нашествием, доходившим до самых пределов Европы, за которым следовал не менее страшный нанос песков, порожденный прекращением земледелия и орошения полей. Таким образом Россия, гораздо ранее ХIII столетия, могла получать элементы искусства крайнего Востока путем, который закрылся в весьма недавнее время. Кроме того не следует забывать великих переселений Ариев, которые с самого начала устремились на юг, в Индустан, и за тем стали все более и более стремиться к западу, после того, как все южные страны были ими последовательно заняты.

За Индией арийское племя захватило Персию, Мидию, Малую Азию и Грецию. Найдя на юге все земли уже занятыми и встретив преграду в Каспийском море, последние из этих переселенцев прошли на север от него, водворились в Предкавказьи и на самом Кавказе и, переправившись чрез Дон, распространились на севере Европы: самые последние из них заняли Скандинавию и берега Балтийского моря. В продолжении многих столетий путь этот, пролегавший чрез южные отроги Урала, оставался открытым и обычным для последних переселений арийских племен; таким образом они могли находиться в продолжении целых веков под влиянием крайнего Востока.

Последний поток Арийцев, прошедший между южными отрогами Урала и Каспийским морем, оставил вправо, вдоль западного его склона, финские племена, по всей вероятности издавна занимавшие эти пространства, и, подвигаясь все прямо, наводнил собою древнюю Россию, Литву, Ливонию и, наконец, Данию и Швецию. На всем этом поясе встречаются характерные следы искусства, источники которого чисто восточные. Нет никакого сомнения, что эти народы обращались в Византию за художниками и за предметами роскоши и тканями.

Они были соседями столицы империи, которую нередко заставляли трепетать; являясь то врагами, то союзниками византийского двора, они извлекали из этого двоякого положения выгоды, которые выражались подарками или значительными сумами денег. Таким образом вкус к византийскому искусству проникал в Россию; но он не заглушал зародышей, почерпнутых из восточного источника и сохранивших свою жизненность и влияние даже до нашего времени. Вот источники, на которые следует прежде всего указать.

В наше время, вследствие одного из тех обратных движении, примеры которых представляет история человечества, Русские стремятся снова, мало по малу, завладеть своею колыбелью: они уже направились из Казани в Пермь, вверх по течение Камы, перешли Урал, спустились в страны, лежащие на восток от этих гор, родину Венгров, переправились через Тобол, заняли всю Сибирь до Охотского моря и берега реки Амура и, подвигаясь вдоль цепи Малого Алтая, перешли Становой хребет. Тибет, Китай и великая пустыня Шамо образуют между ними и Индией единственную естественную преграду, которая препятствует им спуститься на юг.

Нечего удивляться, если параллельно с этим национальным движением, которое впрочем вполне в порядка вещей, — является в России горячее и законное желание восстановить и народное искусство, столь долго порабощенное подражание западным искусствам.

ЭРАРТА — Международная сеть галерей, расположенных в Нью-Йорке, Лондоне, Цюрихе, Гонконге и Санкт-Петербурге. Музей ЭРАРТА в Санкт-Петербурге - самый крупный негосударственный музей современного искусства в России. В постоянной коллекции 2300 работ 170 художников из десятков городов России. Галереи продвигают российское современное искусство на глобальном рынке.

Полина Захарова: Наши галереи представляют российское искусство современного сегмента. Мы ищем таланты по всей России, а не только в Санкт-Петербурге или Москве, как это бывает обычно, и работаем как с уже признанными мастерами, так с начинающими художниками. С одной стороны, мы стараемся помочь художникам выйти на международную арт-сцену, с другой стороны, даём возможность ценителям искусства со всего мира познакомиться с русским искусством, открыть новые имена, приобрести работы в свои коллекции.
В Нью-Йорке, Цюрихе, Лондоне, а теперь и в Гонконге работают специалисты, которые хорошо знают местный арт-рынок и чувствуют, какие работы могут быть интересными и востребованными в каждом городе. Галереи работают в тесном сотрудничестве с директором музея в Санкт-Питербурге, который имеет целостное видение и стратегию развития музея и его отделений. Мы выбираем работы, которые, на наш взгляд, отражают русскую душу, и в тоже время, стараемся соотносить наш выбор с местными предпочтениями, решаем какие работы, идеи будут лучше всего резонировать с местным контекстом. Важно, чтобы иностранный зритель мог почувствовать личную связь с произведением искусства, поэтому некоторые художники и темы лучше "вписываются". Это удивительное чувство, когда есть возможность установить связь с экзотическим и неизвестным на знакомом и близком уровне. В конечном счете, самое важное – качество и любовь.

Чем русское искусство отличается от западного и что есть общего между ними? Как русское искусство соотносится с восточными традициями?

Насколько важны национальные традиции в глобальном мире современного искусства?



Как западная аудитория относится к современному российскому искусству?

Есть ли стереотипы в отношении к русскому искусству?

Миша Чанг: Я бы сказала, существует стереотип относительно используемых цветов. Многие люди ожидают, что русское искусство тяжелое, депрессивное и в значительной степени тёмное и тусклое. Но я считаю позитивным, когда в работах есть глубина и определенная человеческая ностальгия. Мы стараемся разрушать стереотипы, и показываем очень разных художников.
Бет Морроу : Я бы не сказала, что это стереотипы, но, безусловно, есть наивность, когда речь заходит о русском искусстве. В основном люди знают только о соцреализме и конструктивистские пропагандистские плакаты, знают Малевича, Кандинского, Кабакова, Родченко, но ведь это далеко не всё!

Насколько русское искусство конкурентоспособно на международном арт-рынке? Как бы вы описали коммерческий потенциал современного русского искусства?

Полина Захарова: Русское современное искусство развивается достаточно быстро, но по общему признанию от очень низкой базы. Мы ожидаем, что интерес к русскому современному искусству будет продолжать расти в соответствии с положительными тенденциями, наблюдаемыми на арт-рынках в других стран БРИК (Бразилия, Индия, Китай). Ключевым конкурентным преимуществом Российского современного арт-рынка является то, что цены все еще гораздо ниже, чем достигнуты другими участниками БРИК. Мы ожидаем роста интереса, как международного, так и со стороны российских коллекционеров. В этом смысле, галереи и художники должны работать вместе, чтобы доказать, что мы этого заслуживаем.
Бет Морроу : На вторичном рынке интерес к русскому искусству19-го и 20-го века очень высокий. Новые ценовые рекорды были установлены на аукционных торгах во время Русской недели в Лондоне, в начале июня, продажи составили более 50 миллионов фунтов стерлингов. Когда есть активность на вторичном рынке, то на современное искусство спрос тоже повышается, коллекционеры понимают ценность и стремятся инвестировать в искусство которое ещё можно приобрести по разумным ценам. Рынок современного российского искусства ещё в процессе формирования и цены на сильных художников пока ещё доступные. Русское современное искусство уже получает большое внимание: вышеупомянутые выставки в галерее Саачи, многие международные ярмарки в этом году подчеркивают участие России как почетного гостя, Московская биеннале тоже растет в популярности. Мы также видим растущий интерес со стороны студентов художественных колледжей Лондона. Всё это, несомненно, указывает на жизнеспособность современного русского искусства. Цены будут расти.



Какие мероприятия вы организуете в галереях Эрарта?

Какие художники и какие выставки вызывают наибольший интерес?

Полина Захарова: Трудно выделить какого одного художника или выставку, они все значимые и интересные для нас. Тем не менее, одним из крупных событий в этом году была выставка Дмитрия Шорина "Я верю в ангелов". Проект был показан в разных галереях нашей сети и получил большое признание и высокую оценку. Дмитрий Шорин приезжал в Нью-Йорк на открытие своей выставки, местные артисты показывали перформанс, изображая живых ангелов и, конечно, присутствовали самые разные гости, среди которых международные коллекционеры и Мисс Красоты России! Я бы отметила, что скульптура привлекает всё больше внимания, что для русского современного искусства совсем нехарактерно.
Бет Морроу : В Лондоне знают и любят современное искусство, поэтому работы со сложными образами и техникой, особенно хорошо принимаются публикой. Будь то многослойные работы Анна Тагути, жизнерадостные пейзажи Александр Косенкова или ностальгический эскапизм Дмитрий Шорина, аудитория Лондона всегда реагирует с интересом.


Сотрудничают ли галереи Эрарта с другими музеями и галереями в Америке и Европе?

Читайте также: