Чем рельеф отличается от круглой скульптуры кратко

Обновлено: 08.07.2024

Скульптор - это прежде всего человек, ваятель, автор скульптуры.
Скульптура - творение скульптора.

Возможно вопрос об отличии круглой скульптуры и рельефа.

Круглая скульптура - вид скульптуры, произведения которой, в отличие от Рельефа, представляют собой полные трёхмерные объёмы, не составляющие материального единства с плоскостью фона. Главные типы круглой скульптуры: статуя, бюст, скульптурная группа. Произведения круглой скульптуры могут быть рассчитаны как на одну, определённую, так и на несколько точек зрения, а также на круговой обзор, при котором содержание произведения раскрывается в различных, дополняющих друг друга аспектах.

Релье́ф - скульптурное изображение на плоскости. Неразрывная связь с плоскостью, являющейся физической основой и фоном изображения, составляет специфическую особенность Релье́фа. Важнейшие выразительные средства, присущие Релье́фу — развёртывание композиции на плоскости, возможность перспективного построения пространственных планов и создания иллюзии округлости объёмов, тонкая моделировка форм — позволяют воспроизводить в Релье́ф сложные многофигурные сцены, а также архитектурные и пейзажные мотивы (составляющие характерную особенность многопланового, т. н. живописного Релье́фа). Релье́ф может включаться в композицию стены, свода, скульптурного памятника и т. д. или быть самостоятельным станковым произведением.

Скульптор - это прежде всего человек, ваятель, автор скульптуры.
Скульптура - творение скульптора.

Возможно вопрос об отличии круглой скульптуры и рельефа.

Круглая скульптура - вид скульптуры, произведения которой, в отличие от Рельефа, представляют собой полные трёхмерные объёмы, не составляющие материального единства с плоскостью фона. Главные типы круглой скульптуры: статуя, бюст, скульптурная группа. Произведения круглой скульптуры могут быть рассчитаны как на одну, определённую, так и на несколько точек зрения, а также на круговой обзор, при котором содержание произведения раскрывается в различных, дополняющих друг друга аспектах.

Релье́ф - скульптурное изображение на плоскости. Неразрывная связь с плоскостью, являющейся физической основой и фоном изображения, составляет специфическую особенность Релье́фа. Важнейшие выразительные средства, присущие Релье́фу — развёртывание композиции на плоскости, возможность перспективного построения пространственных планов и создания иллюзии округлости объёмов, тонкая моделировка форм — позволяют воспроизводить в Релье́ф сложные многофигурные сцены, а также архитектурные и пейзажные мотивы (составляющие характерную особенность многопланового, т. н. живописного Релье́фа). Релье́ф может включаться в композицию стены, свода, скульптурного памятника и т. д. или быть самостоятельным станковым произведением.

Скульптура как вид изобразительного искусства с древнейших времен развивается в двух основных формах: круглой и рельефной.

Круглая скульптура. Как ясно из наименования, рассчитана на круговой осмотр. В форме круглой скульптуры могут быть представлены одна, две или несколько фигур, образующих группу, бюст, голова, а в произве­дениях Нового времени, где достаточно широко применяется принцип фрагментирования,— торс или отдельные части фигуры, например, ножка балерины Э. Дега. Поэтому она тоже де­лится на несколько видов: статуя, бюст, скульптурная группа, мо­нумент, конный статуя.

Изо­бражение человека в рост, не­зависимо, больше или меньше натуральной величины, называ­ется статуей (от лат. stare - стоять).

Бюст — изображение головы человека- с верхней частью торса. В зависимости от обреза бюст может быть поплечным, погрудным, поясным. Бюст, срезанный прямыми плоскостями по плечам, груди и спине, называется гермой (так в древности именовался межевой четырехгранный каменный столб, который венчала голова бога Гермеса — охранителя дорог и межей). Наивысшего расцвета эта форма скульптуры достигает в римском искусстве.

Вне зависимости от материала, размера и жанро­вой принадлежности требует обхода, рассмотрения со всех сторон. Полноценность художественного восприятия в различных ракурсах является одним из важнейших критериев ее оценки.

Круглая скульптура требует целостности, законченности формы, обеспечивающей выразительность силуэта при обходе, восприятии памятника с различного расстояния. Широко известная мысль Микеланджело о том, что подлинное произведение скульптуры, даже буду­чи сброшенным со скалы, должно сохраниться, свидетельствует о не­обходимости композиционной целостности не только всего изображе­ния, но и его частей. Лишенная головы и рук Ника Самофракийская именно в такой руинированной форме обрела значение символа сво­бодного полета.

По высоте рельефы разделяются на вы­сокие — горельефы (от фр. haut — высокий), выступающие над фо­ном более чем наполовину объема, и низкие — барельефы (от фр. bas — низкий), выступающие над основной плоскостью менее чем наполовину объема.

Особую разновидность барельефа составляет углубленный рель­еф, в котором изображение по контуру заглублено в плоскость фона. Он получил широкое распространение в искусстве Древнего Египта.

Иногда углубленным рельефом ошибочно называют технику инта­лии (от ит, intaglio — резьба), появившуюся в IV—III тысячелетии до н. э. в Двуречье, очень популярную и достигшую высочайшего художе­ственного уровня в эпоху античности. Инталия представляет собой контррельеф (от лат. contra — против). Это своего рода негатив ба­рельефа, используемый иногда в качестве печати.

Значительно реже встречает­ся так называемый перспектив­ный, или живописный, рельеф, котором сочетаются все формы рельефа — от углубленного горельефа. Именно живописный рельеф дает возможность скульптору не только изобразить многофигурные сцены, но и представить их на пейзажном или архитектурном фоне, в перспективном сокращении.

Присущая рельефу возможность достаточно полного воплощения повествовательного начала создает иллюзию простоты его понима­ния, однако это только иллюзия. Профессиональный анализ рельефа требует знаний в области не только скульптуры, но и живописи, графики, а порой, когда речь идет об искусстве Древнего Египта, Греции или даже Нового времени — и математических расчетов.




Совмещение форм круглой скульптуры и рельефа характерно для городских монументов и надгробий, когда рельефу отводится роль своего рода комментария, дополнения, способствующего более пол­ному раскрытию содержания памятника.

Виды скульптуры

Скульптура как вид изобразительного искусства с древнейших времен развивается в двух основных формах: круглой и рельефной.

Круглая скульптура. Как ясно из наименования, рассчитана на круговой осмотр. В форме круглой скульптуры могут быть представлены одна, две или несколько фигур, образующих группу, бюст, голова, а в произве­дениях Нового времени, где достаточно широко применяется принцип фрагментирования,— торс или отдельные части фигуры, например, ножка балерины Э. Дега. Поэтому она тоже де­лится на несколько видов: статуя, бюст, скульптурная группа, мо­нумент, конный статуя.

Изо­бражение человека в рост, не­зависимо, больше или меньше натуральной величины, называ­ется статуей (от лат. stare - стоять).

Бюст — изображение головы человека- с верхней частью торса. В зависимости от обреза бюст может быть поплечным, погрудным, поясным. Бюст, срезанный прямыми плоскостями по плечам, груди и спине, называется гермой (так в древности именовался межевой четырехгранный каменный столб, который венчала голова бога Гермеса — охранителя дорог и межей). Наивысшего расцвета эта форма скульптуры достигает в римском искусстве.

Вне зависимости от материала, размера и жанро­вой принадлежности требует обхода, рассмотрения со всех сторон. Полноценность художественного восприятия в различных ракурсах является одним из важнейших критериев ее оценки.

Круглая скульптура требует целостности, законченности формы, обеспечивающей выразительность силуэта при обходе, восприятии памятника с различного расстояния. Широко известная мысль Микеланджело о том, что подлинное произведение скульптуры, даже буду­чи сброшенным со скалы, должно сохраниться, свидетельствует о не­обходимости композиционной целостности не только всего изображе­ния, но и его частей. Лишенная головы и рук Ника Самофракийская именно в такой руинированной форме обрела значение символа сво­бодного полета.

По высоте рельефы разделяются на вы­сокие — горельефы (от фр. haut — высокий), выступающие над фо­ном более чем наполовину объема, и низкие — барельефы (от фр. bas — низкий), выступающие над основной плоскостью менее чем наполовину объема.

Особую разновидность барельефа составляет углубленный рель­еф, в котором изображение по контуру заглублено в плоскость фона. Он получил широкое распространение в искусстве Древнего Египта.

Иногда углубленным рельефом ошибочно называют технику инта­лии (от ит, intaglio — резьба), появившуюся в IV—III тысячелетии до н. э. в Двуречье, очень популярную и достигшую высочайшего художе­ственного уровня в эпоху античности. Инталия представляет собой контррельеф (от лат. contra — против). Это своего рода негатив ба­рельефа, используемый иногда в качестве печати.

Значительно реже встречает­ся так называемый перспектив­ный, или живописный, рельеф, котором сочетаются все формы рельефа — от углубленного горельефа. Именно живописный рельеф дает возможность скульптору не только изобразить многофигурные сцены, но и представить их на пейзажном или архитектурном фоне, в перспективном сокращении.

Присущая рельефу возможность достаточно полного воплощения повествовательного начала создает иллюзию простоты его понима­ния, однако это только иллюзия. Профессиональный анализ рельефа требует знаний в области не только скульптуры, но и живописи, графики, а порой, когда речь идет об искусстве Древнего Египта, Греции или даже Нового времени — и математических расчетов.

Совмещение форм круглой скульптуры и рельефа характерно для городских монументов и надгробий, когда рельефу отводится роль своего рода комментария, дополнения, способствующего более пол­ному раскрытию содержания памятника.

РЕЛЬЕФ (фр. relief, от лат. relevare– приподнимать) – один из видов скульптуры. В отличие от круглой скульптуры, которую можно обойти со всех сторон, рельеф располагается на плоскости и рассчитан в основном на фронтальное восприятие. Рельеф может иметь самостоятельное станковое значение и являться частью архитектурного или скульптурного произведения. Рельеф может выступать над плоскостью фона и углубляться в него.

Виды рельефа

В зависимости от того, насколько объемно изображены фигуры, насколько они связаны с фоном, выделяют три вида рельефа: барельеф, горельеф и контррельеф.

Барельефом называют низкий, достаточно плоский рельеф, в котором фигуры отступают от плоскости фона меньше чем наполовину, Как правило, барельеф выступает компонентом архитектурного сооружения и играет в нем декоративную и повествовательную роль.
Появление барельефа предшествовало круглой скульптуре. Условные изображения медведей и бизонов, высеченные на скальной поверхности, можно найти в пещерах доисторических людей, живших в ледниковый период. Орнаментальными рельефными мотивами украшены все дошедшие до нас культовые сооружения глубокой древности. Величественные храмы эпохи фараонов целиком покрыты рельефными изображениями, которые, словно страницы рассчитанной на вечность книги, повествуют о происхождении и деяниях египетских богов.

Барельеф используется на монетах и медалях.

GRAYФрагмент фриза Парфенона

Фрагмент фриза Парфенона. Мрамор. 5 век до н.э.

Углубленный рельеф (контррельеф) менее распространен, чем выпуклый рельеф. Изображение такого типа не выступает над фоном, а, наоборот, уходит вглубь. Больше всего такой рельеф напоминает строгий рисунок: контуры изображения словно вырезаны скульптором на поверхности камня. Фигуры и предметы остаются плоскими. Эта разновидность рельефа часто

Возможности рельефа.

У скульптора, работающего в рельефе, больше простора для фантазии, чем у мастера, создающего круглую скульптуру. Ведь в рельефе можно изобразить почти все, что доступно живописи и графике: горы, реки, деревья, облака на небе, дома. Именно в рельефе во все времена создавались многофигурные сюжетные композиции. Рельеф как разновидность скульптуры часто был связан с архитектурным сооружением. Великолепные рельефы украшали храмы Древнего Египта и Древней Греции, триумфальные арки Рима, средневековые соборы и дворцовые здания нового времени.

Живописный рельеф.

Камея Гонзага

Рельеф, по своим особенностям напоминающий живописную картину, получил название живописного. В живописном рельефе удаленные предметы изображаются маленькими и более плоскими, а те, которые ближе, наоборот, вылепливаются почти в полный объем. Получается, что скульптор применяет те же законы линейной перспективы, что и художник-живописец. В живописном рельефе фон перестает быть гладким (как в барельефе и горельефе) и превращается в подобие пейзажа с деревьями, облаками, горами или воспроизводит интерьер того помещения, где происходит действие. Создателем этого вида рельефа считается гениальный итальянский скульптор XV в. Донателло.

GrayРождение Афродиты. рельеф. Мрамор. Сицилия._cr

Рождение Афродиты. рельеф. Мрамор. Сицилия.460 г. до н.э.

Геммы.

Скульптура, ваяние, пластика (от лат. sculptura, от sculpo - вырезаю, высекаю) - вид изобразительного искусства, произведения которого имеют объемную, трехмерную форму.
Скульптура может быть изготовлена в любом жанре, самые распространенные жанры – фигуратив (портрет, исторический, жанровая композиция, ню, религиозный, мифологический) и анималистический жанр. Материалы для изготовления скульптуры многообразны: металл, камень, глина и обожженная глина (фаянс, фарфор, терракота, майолика), гипс, дерево, кость и др. Методы обработки скульптуры тоже разнообразны: литье, ковка, чеканка, высекание, лепка, резьба и др.
Существует два основных вида пластики: круглая скульптура (свободно размещающуюся в пространстве) и рельеф (объемные изображения располагаются на плоскости).

Круглая скульптура

Обход - одно из важнейших условий восприятия круглой пластики. Образ скульптуры по-разному воспринимается с разных углов обозрения, и рождаются новые впечатления.
Круглую скульптуру делят на монументальную, монументально-декоративную, станковую и малых форм. Монументальная и монументально-декоративная скульптура тесно связаны с архитектурой.

Станковая скульптура - вид скульптуры, имеющий самостоятельное значение, рассчитанный на восприятие с близкого расстояния и не связанный с архитектурой и предметным окружением.

Обычно размер станковой скульптуры приближен к натуральной величине. Станковой скульптуре свойственны психологизм, повествовательность, часто используется символистический и метафорический язык. Она включает различные виды скульптурной композиции: голова, бюст, торс, фигура, группа. Одним из наиболее важных жанров станковой скульптуры является портрет, дающий уникальную возможность для восприятия – рассмотрение скульптуры с разных точек зрения, что представляет огромные возможности для многосторонней характеристики портретируемого.

К станковой скульптуре относятся:

https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/3/3e/Ernst_Gideon_von_Laudon_(marble_bust_HGM).jpg

Бюст - погрудное, поясное или оплечное изображение человека в круглой скульптуре.

Скульптура малых форм - небольшие скульптурные произведения, созданные для украшения интерьера. К скульптуре малых форм относятся жанровые статуэтки, настольные портретные изображения, игрушки.

Скульптурная группа

Статуэтка - вид мелкой пластики - статуя настольного (кабинетного) размера намного меньше натуральной величины, служащая для украшения интерьера.

Статуя - свободно стоящее объемное изображение человеческой фигуры в рост или животного или фантастического существа. Обычно статуя помещается на постаменте.

Торс - скульптурное изображение туловища человека без головы, рук и ног. Торс может быть обломком античной скульптуры или самостоятельной скульптурной композицией.

Монументальная скульптура - скульптура непосредственно связанная с архитектурной средой и отличающаяся крупными размерами и значительностью идей. Располагаясь в городской или природной среде, она организовывает архитектурный ансамбль, органично входит в естественный ландшафт, украшает площади, архитектурные комплексы, создавая пространственные композиции, которые могут включать в себя архитектурные сооружения.

К монументальной скульптуре относятся:

Монументально-декоративная скульптура тесно связана с архитектурой и природным ландшафтом. Она служит для оформлением фасадов и интерьеров зданий, включается в садово-парковый ансамбль.

Монументально-декоративная скульптура служит опорой в архитектурной конструкции:

Монументально-декоративная скульптура служит для украшения здания:

Монументально-декоративная скульптура служит для украшения парков и садов:

Герма Гермес Пропилей. Алкамен
Герма - садово-парковое скульптурное изображение в виде головы или бюста на четырехгранной опоре.
Парковая скульптура Ночь. Летний сад. Санкт-Петербург
Парковая скульптура или садово-парковая скульптура
Фонтанная скульптура Самсон. Петродворец
Фонтанная скульптура

Рельеф

Рельеф (от итал. rilievo - выступ, выпуклость, подъем) - скульптурное изображение располагается на плоскости фона и рассчитано на фронтальное восприятие. Рельеф может иметь и самостоятельное станковое значение, и являться частью архитектурного или скульптурного произведения.
На ровной поверхности материала скульптор ваяет изображение фигур и предметов. В рельефе можно изобразить почти все, что доступно в живописи и графике: пейзаж, архитектурный пейзаж, сложные сюжетные композиции и т.д. Поэтому у скульптора, работающего в рельефе, больше простора для фантазии, чем у ваятеля, создающего круглую скульптуру.

Рельеф делят на выпуклый рельеф: барельеф, горельеф и углубленный рельеф: контррельеф, койланаглиф.

Барельеф (от фр. bas-relief - низкий рельеф) - низкий рельеф, разновидность выпуклого рельефа, в котором изображения выступают над плоскостью фона не более чем на половину объема.
Барельефом украшают стены зданий, постаменты памятников, стелы, мемориальные доски, монеты, медали и т.д.
Разновидностью барельефа, распространенного в эпоху Возрождения, является живописный рельеф, в которой фигуры, предметы сильно уплощены, а фон (пейзаж или архитектура) намечен слабым рельефом. Живописный рельеф занимает промежуточное положение между скульптурой и живописью и является подобием картины, т.к. в нем могут использоваться перспективные сокращения и живописные эффекты (солнечные лучи, облака, волны). Разница между сильно и слабо выступающими над фоном изображениями в живописном рельефе невелика, большую роль играет почти графический линейный рисунок. Живописный рельеф часто применялся в рельефах для передачи дальнего плана, но иногда способом живописного рельефа выполнялось изображение, включая фигуры переднего плана.

В статье рассмотрена классификация круглой и рельефной скульптуры.

статуя, статуэтка, бюст, торс и скульптурная группа, барельеф, горельеф, малые формы, монументальная и станковая скульптура.

The article considers the classification of round and relief sculptures.

statue, figurine, bust, torso and sculptural group, bas-relief, high relief, small forms, monumental and easel sculpture.

Скульптура является одним из видов искусств которое формирует окружающею среду в определенном историческом идейном и духовном плане с целью воспитания и развития, повышения уровня эстетических знаний создания эстетичных установок в обществе.

Скульптура - вид искусства, создающий формы в трех измерениях - в высоту, ширину и глубину с использованием различных материалов, а изготовление осуществляется с использованием различных технологий таких как - высекания, лепки и литья, ваяния.

Скульптура разделяется на два вида которые представлены на схеме 1.

Схема 1 – Разновидности скульптуры

1 КЛАССИФИКАЦИЯ

Скульптура - это вид изобразительного искусства, произведения которого имеют объёмную форму и выполняются из твёрдых или пластических материалов. В широком значении слова - искусство создавать из глины, воска, камня, металла, дерева, кости и других материалов изображение человека, животных и других предметов природы в осязательных, телесных их формах [1].

- Круглая - статуя, группа, статуэтка, бюст, - осматриваемая с разных сторон и окруженная свободным пространством.

Рисунок 1 - Круглая скульптура. Автор: Этьен Морис Фальконе

Круглую скульптуру подразделяют на монументальную, станковую монументально-декоративную и малые формы. Первая находится в тесной связи с архитектурой [2].

Она отличается значительными габаритами. Находясь в городе или на природе, она создаёт настоящий архитектурный ансамбль, удачно вписываясь в естественный ландшафт.

К монументальным моделям можно отнести следующие виды скульптур:

- Мемориал - это произведение искусства, скульптура, которая создается для увековечивания личности, даты или какого-либо события. Нередко можно увидеть памятники, установленные в память о тех, кто был нам дорог или в память о великих и знаменитых людях. Мемориальная скульптура может воплощать один из образов, традиционных для ритуальной тематики - ангел, плакальщица, птицы. Все они символизируют чистоту души и любовь близких.

- Монумент - крупногабаритный памятник в честь известного исторического события, видного общественного деятеля и т. п.

- Монументальная, которая рассчитана на обозрение с больших расстояний, делается из высокопрочных ресурсов (гранит, бронза, сталь, медь) и монтируется на больших открытых площадях.

- Статуя - разновидность скульптуры, сделанная для увековечивания отдельных личностей или исторически важных событий.

- Стела - расположенная в вертикальном положении каменная плита с надписью, рельефом или рисунком.

- Обелиск - столб из четырёх граней имеющий вверху заострение.

- Ростральная колонна - отдельно расположенная колонна, ствол которой декорирован скульптурными изображениями носовой части судна.

- Триумфальные арки, ворота, колонны - праздничные сооружения в честь военного триумфа и прочих известных событий [1].

- Атлант - колонна в виде мужчины, которая поддерживает карниз либо балкон;

- Кариатида - фигура женщины, которая служит опорой балки в сооружении.

- Фронтонное - с изображение переднего вида зверя или человека.

Монументально-декоративная скульптура применяется для декорирования фасадов и внутренней обстановки зданий, входит в садово-парковый комплекс.

- Акротерий - размещается над углами фронтона архитектурного объекта, возведённого с использованием классического ордера.

- Бига - изображение на сооружении или на арке кареты, запряженной парой скакунов.

- Десюдепорт - скульптура или живопись, которая находится над дверью и связанная с ней общим эстетическим оформлением.

- Канефора - органично внедрённая в архитектуру сооружения скульптура женщины. Практично канефоры играют роль колонн [1].

Главными типами круглой скульптуры являются: статуя, статуэтка, бюст, торс и скульптурная группа представлен в таблице 1.

Для создания скульптуры используется деревянный треножник с вращающейся круглой или квадратной доской-подставкой, на которую помещают создаваемое произведение круглой скульптуры, называется скульптурный станок.

Таблица 1 – Главные типы круглой скульптуры

погрудное, поясное или оплечное изображение человека в круглой скульптуре

вид мелкой пластики; статуя настольного (кабинетного) размера намного меньше натуральной величины, служащая для украшения интерьера

Бронзовая статуэтка Весна с Амуром Автор: Э.-М. Фальконе Год создания: 1750-1760 гг. Материал и техника: литьё из бронзы, чеканка, патина. Габариты: 23х18х48 см[5]

свободно стоящее объемное изображение человеческой фигуры в рост, а также животного или фантастического существа. Обычно статуя помещается на постаменте. Так называемая конная статуя изображает всадника

Статуя Диониса или Бахуса с гроздью винограда

скульптурное изображение туловища человека без головы, рук и ног. Торс может быть обломком античной скульптуры или самостоятельной скульптурной композицией.

Название: Торс. Автор:Петр Сергеевич Озюменко Год: 2001 год. Размер:18x44 см. Стиль: Романтизм Жанр: Ню, обнаженная натура. Материал: Мрамор [6].

скульптура из золота и слоновой кости, характерная для античного искусства. Хрисоэлефантинная скульптура состояла из деревянного каркаса, на который наклеивались пластины из слоновой кости, передававшие обнаженное тело; из сусального золота исполнялись одежда и волосы.

Рельефная скульптура

Рельефная скульптура - вид изобразительного искусства, один из основных видов скульптуры, в котором всё изображаемое создаётся с помощью объёмов, выступающих из плоскости фона. Выполняется с применением сокращений в перспективе, обыкновенно рассматривается фронтально.

Фигурное или орнаментальное изображение выполняется на плоскости из камня изображено на рисунке 2 , глины, металла, дерева с помощью лепки, резьбы и чеканки [8].

Рисунок 2 - Древний мраморный саркофаг с барельефом. Музей Лувр.[3]

Рельефные скульптур применяются по ряду причин:

- Рельефная скульптура может выразить более широкий круг идей и композиций. Например, при создании масштабной сцены битвы потребовалось бы огромное количество пространства и материалов, в то время как рельеф поможет изобразить композицию, сохранив масштаб и ресурсы.

- При создании барельефа на плоской поверхности не возникает проблем организации равновесия произведения, в отличие от статуй, где вес и баланс фигур играют важную роль.

- Специфика подобных скульптур делает их идеальными для архитектурных проектов. Рельефы, будучи размещенными на стенах, порталах, потолках и арках, выполняют декоративные и сюжетные функции [8].

Существуют три основных вида которые представлены в таблице 2

Таблица 2 – Основные виды рельефной скульптуры

Барельеф (низкий рельеф)

элементы скульптуры лишь немного выделяются на поверхности фона. (выпуклая фигура выступает менее, чем на половину)

Горельеф (высокий рельеф)

фрагменты более чем на половину выступают над фоновой поверхностью.

Контррельеф, койланаглиф (углубленный рельеф)

представляет собой утопленную ниже уровня фоновой поверхности композицию, не содержащую отступов, характерных для двух других типов. [8]

Использованные источники:


Профиль в elibrary

Читайте также: