Чем развивающее обучение отличается от традиционного в доу

Обновлено: 04.07.2024

Выделяют разные подходы классификации типов обучения. Самые распространёнными и часто используемыми считаются развивающее и традиционное обучение.

Традиционная система обучения

Традиционное обучение – это довольно часто применяемая система. Представляет собой такую схему: изучение – закрепление - контроль – результат. Пользуется популярностью в средних школах.

Изучение имеет множество недостатков, в сравнении с другими системами обучения. На сегодняшний день традиционный тип обучения заменяется другими, так как процесс становления детей, как личностей, в школах определяется новыми требованиями. Это обосновывается такими причинами:

  • Учителя в школах используют традиционную систему передачи знаний, а не переходят на самостоятельное изучение. При этом количество требований увеличивается.
  • Попытка донести много информации значительно увеличивает нагрузку для учеников. Это приводит к перегрузке мозга ребёнка, что плохо сказывается на здоровье.

Многим школам стоит перейти от информационной ориентации к личностной. Необходимо начать использовать такие типы обучения: развивающее и дистанционное.

Понятие традиционного обучения сложилось ещё в 17 столетии на принципах дидактики. Включает в себя классно-урочную организацию обучения. Ввёл данное понятие в словесное использование Я. А. Коменский. Выделяют такие характеристики классно-урочной технологии:

  • Один класс составляют дети одного возраста и, практически, с одинаковым уровнем знаний, которые учатся вместе весь школьный год.
  • Для класса существуют специальный годовой план и программа, которой стоит придерживаться. Одноклассники приходят в школу в одинаковое время.
  • Главное составляющее занятия – урок.
  • Учащиеся изучают одинаковый материал. На уроке рассказывается определённая тема по конкретному предмету.
  • Учитель имеет право оценивать детей, после чего, в конце учебного года, решается вопрос о переводе ребёнка в следующий класс.
  • Для выполнения домашнего задания используются специальные учебники

Развивающая система

Такое обучение относят к инновационным, так как имеет значительный прогресс и повышает качество образования. Несмотря на это, развивающее обучение не идеально по своей технологии и теории. Не рекомендуется использовать его в средних и старших классах. Специалисты по-разному дают определение такому обучению, поэтому считается недоработанным и расплывчатым понятием.

Впервые, упоминание, связанное с определением развивающей системы, было использовано в работах В. В. Давыдова. В ней говорится, что развитие человека зависит от его вида деятельности и способностей, которыми он обладает, а также их реализация. Присвоением он считает процесс воспитания и обучения, и относит к психическому развитию.

Давыдов выделяет такие основные формы мышления: теоретическое и рассудочно-эмпирическое.

От развивающего обучения зависит теоретическое мышления человека, которое значительно отличается от эмпирического. Имеет собственное содержание, но эти понятия взаимосвязаны и составляют общую систему.

Объяснить данное понятие возможно намного проще и понятней.

Эмпирическое мышление – это ориентация на свойства, которые воспринимаются с помощью чувств и зависит от многих внешних воздействий.

Теоретическое мышление – это ориентация на общие задачи для одного класса.

Рефлексивный уровень – это возможность выделения уникальной формы всеобщего отношения, благодаря которой строятся особые содержательные группы задач.

Человек, который может выделить уникальное отношение из всеобщего, находится на синтетическом уровне обобщения. При улучшении развивающей системы, появляется понятие учебной деятельности. Является одной из основных задач для развивающей системы. Особенно важно для начального звена.


1. Цель традиционного обучения — передача знаний, умений и навыков, а цель развивающего — развитие способностей. 2. В традиционном обучении акцент делается на памяти учащихся, а в развивающем — на мышлении учащихся. 3. Стиль взаимодействия учителя и учащихся в традиционном обучении — субъект-объектный (авторитарность, закрытость, монологичность), а в развивающем — субъект-субъектный (демократичность, открытость, диалогичность, рефлективность). 4. Преобладающие формы организации работы на уроке при традиционном обучении — фронтальные или индивидуальные, а при развивающем — групповые и коллективные. 5. Учитель в традиционном обучении — носитель информации, пропагандист предметно-дисциплинарных знаний, хранитель норм и традиций. Учитель в развивающем обучении — организатор сотрудничества, консультант, управленц, помощник. Ученик в традиционном обучении отличается пассивностью, а в развивающем обучении — наличием интереса и активностью. 6. Усвоение знаний в традиционном обучении осуществляется посредством заучивания, а в развивающем — посредством поисковой мыслительной деятельности. 7. Ведущий принцип традиционного обучения — продавливание, а развивающего обучения — выращивание. Развивающие занятия не тождественны традиционным учебным занятиям, в ходе которых ребенок овладевает новыми знаниями или умениями. Смысл развивающих занятий — продвинуть вперед психическое развитие ребенка, обеспечивающее успешное освоение им учебной программы . Любое обучение должно иметь развивающий эффект. Для этого педагог должен руководствоваться правилом о том, что ребенку нужно учиться не для того, чтобы он много знал, а для того, чтобы с помощью многосторонних знаний он развивался всесторонне.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Для системы Занкова характерно более богатое содержание образования, обеспечивающее многообразие видов деятельности учащихся.

В системе Л.В. Занкова реализуется одно из основных положений: в начальном образовании нет главных и неглавных предметов, каждый предмет значим для общего развития ребенка, под которым подразумевается развитие его познавательных, эмоционально-волевых, нравственных и эстетических возможностей.

Цель начального образования по Занкову – дать учащимся общую картину мира. Общую, а не кусочки, детали, не отдельные школьные предметы. Нельзя дробить то, что еще не создали. То что в системе Л.В. Занкова нет главных и второстепенных предметов, тоже очень важно с точки зрения повышения статуса естествознания, ИЗО, физкультуры, труда, то есть предметов, дающих возможность развития именно чувственной базы.

Используя возможности содержания предметов, природную любознательность маленького школьника, его опыт и стремление к общению с умным взрослым и сверстниками, необходимо раскрыть перед ним широкую картину мира, создавая такие условия учебной деятельности, которые ведут его к сотрудничеству с соучениками и к сотворчеству с учителем.

Важной особенностью системы Л.В. Занкова является то, что процесс обучения мыслится как развитие личности ребенка, то есть обучение должно быть ориентировано не столько на весь класс как единое целое, сколько на каждого конкретного ученика. Другими словами, обучение должно быть личностно ориентированным. При этом ставится цель не "подтянуть" слабых учеников до уровня сильных, а раскрыть индивидуальность и оптимально развить каждого школьника, независимо от того, считается ли он в классе "сильным" или "слабым".

Итак, принципы образовательной системы Л.В. Занкова согласуются с возрастными особенностями младшего школьника, позволяют раскрыть индивидуальные возможности каждого.

Фундаментом системы Д.Б.Эльконина - В.В.Давыдова являет­ся положение, согласно которому ребенок рассматривается не как объект обучающих воздействий учителя, а как самоизменяющийся субъект учения. Быть таким субъектом - значит иметь потребность в самоизменении и быть способным удовлетворять ее посредством учения, т.е. хотеть, любить и уметь учиться. Разумеется, при этом не отрицается необходимость усвоения знаний, умений и навыков, но лишь в качестве средства развития учащихся, а не как самоцель.

Принципиальная особенность концепции, разработанной под руководством Д.Б. Эльконина и В.В. Давыдова, состоит в том, что в качестве непосредственной основы развития школьников в процессе обучения (в начальных классах) она рассматривает их учебную деятельность, которая понимается как особая форма активности ребенка, направленная на повышение самого себя, как субъекта учения. Именно участие ребенка в учебном процессе как активного субъекта учения отграничивает развивающее обучение от всех других его видов и форм, в которых ученик является объектом педагогических воздействий учителя.

Основная цель модернизации российского образования – формирование у подрастающего поколения таких качеств, как инициатива, самостоятельность и ответственность, способность в новых социально-экономических условиях реализовывать свои возможности.

Для достижения этих целей в школьном образовании необходимо:

От репродуктивного способа обучения перейти к деятельностной педагогике, центральной задачей которой является формирование у человека основ теоретического мышления, способного в экстремальных условиях находить нужное решение, а также уметь действовать в нестандартных ситуациях;

Изменить предметное содержание с целью ухода от большого количества частных фактов и ненужной информации. Освоение обобщенных способов действия позволяет школьникам научиться решать большой круг задач за короткий отрезок времени и тем самым экономить время для решения других значимых задач, не связанных с обучением в школе;

Перейти на другой тип отношений между учителем и учащимися. Предлагаемый тип отношений можно назвать кооперационным, когда образовательный процесс строится в коллективно-распределенной деятельности между учителем и учащимися.

Именно эти изменения и были положены в образовательную систему Эльконина-Давыдова, что позволило формировать мыслящего и думающего молодого человека, так необходимого для современной жизни.

Особенностью этой психолого-педагогической концепции является то, что знания даются детям не в виде готовых правил, аксиом или схем. Этой системе присущи групповые дискуссионные формы работы, в ходе которой дети открывают для себя главное содержание учебных предметов. Домашние задания сведены к минимуму, усвоение и закрепление учебного материала происходит на уроках. В начальной школе детям не ставят отметок: результаты обучения учитель подводит совместно с учениками, что создает атмосферу психологического комфорта.

В данной системе дети не переутомляются, их память не перегружается многочисленными и маловажными сведениями. У ребят формируется осознанный подход к изучению различных дисциплин. В результате обучения дети становятся способными аргументировано отстаивать свою точку зрения, учитывать позицию другого, не принимать информации на веру, но требовать доказательств и объяснений. Хотя обучение проводится в рамках обычных школьных программ, оно стоит на другом качественном уровне.

Новизна системы обучения Д.Б. Эльконина и Н.В. Давыдова заключается в том, что в ней усвоение и развитие впервые предстают как две взаимосвязанных стороны единого процесса изменения ученика. Этот подход открывает реальную возможность для перехода от классических моделей обучения к такой модели, которая обеспечивает развитие ученика как субъекта учения. Наличие теоретических и экспериментальных данных позволило разработать средства и методы для организации технологии развивающего обучения в массовой школе.

Система Д.Б. Эльконина и Н.В. Давыдова - это система обучения, которая дает феноменальные показатели умственного развития у учащихся. Кроме того, поисково-исследовательская учебная деятельность, которая присуща данной системе, позволяет ученику реализовать себя как субъект учения. Вследствие этого у ученика возникает желание активно включаться в процесс решения учебных задач.

Новизна системы обучения Д.Б. Эльконина и Н.В. Давыдова заключается в том, что в ней усвоение и развитие впервые предстают как две взаимосвязанных стороны единого процесса изменения ученика. Этот подход открывает реальную возможность для перехода от классических моделей обучения к такой модели, которая обеспечивает развитие ученика как субъекта учения. Наличие теоретических и экспериментальных данных позволило разработать средства и методы для организации технологии развивающего обучения в массовой школе. Система обучения, разработанные группой психологов и учителей под руководством Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова и В.В.Репкнна заключается в создании условий, при которых в процессе обучения ребенок становится его субъектом, т.е. обучается ради самоизменения, когда развитие превращается в главную задачу.

Развивающее обучение, основанное на СДП, выступает как полноценное инновационное.

Оно действительно преобразует традиционное обучение в развивающее, что нетрудно

Традиционное обучение: 1) базируется на пр инципе доступности; 2) учащийся выступает

в роли объекта ПД; 3) ориентировано н а усвоение определенной суммы знаний; 4)

развивает обыденное мышление, эмпирии чес кий способ познания 5) решая конкретно -

практические задачи, у чащиеся усваивают ча стные способы; 5 6) в результате формируется

индивид – человек, способный к исполнительской деятельности.

Инновационное развивающее обучение: 1) опирается на зону ближайшего развития; 2)

учащийся действует как субъект собственной УД; 3) нацелено на усвоение способов

познания как конечной цели учения; 4) развивает т еоретическое мышление и теоретический

способ позн ания; ) на первый план выступают учебные з адачи, решая их уч ащиеся,

усваивают общие способы умственной деятельности; 6) формируется личность, способная

Технология д еятельностного метода – механизм реализации системно – деятельностного

подхода (базовый и технологический уровни). Ба зовый уровень технологии

деятельностного метода: урок открытия нового знания (ОНЗ).

В современной начальной школе, наряду с традиционной , д ействуют параллельные

системы р азвивающего обуче ния .К тради ционной систем е относятся следующие учебно -

Развивающим обучением занимаются программы Л.В.Занкова , Д.Б.Эльконин а -

В основе организации традици онного обучения лежит классно - урочный принцип. На

данном принципе построена традици онная школа. Основателями классно - урочной системы

по праву считаются Я.А. Коменский и И.Ф Гербарт. Основной тезис - «обучение всех

Главная идея - знания развивают ли чность учащегося, обучение н е может не развивать,

Цель: дать определенный объем знаний, умений и навыков, подготовить учащихся к

выполнению тех или иных функций в общественной жизни.

Главный принцип традиционной системы обучения - доступность – учебный материал

должен соответствовать невысокому уровню сложности.

Такое обучение направлено н а усвоение системы знани й, умений и навыков, на

формирование умения их при менять. Традиционную школу в её классическом в арианте

отличают четкие и же сткие рамки, явно очерче нные границы в организации

образовательного п роцесса , строгие законы вз аимодействия учителей и учащихся.

Характерными чертами традиционного обучения являются преобладание сообщающего

преподавания, что указывает на объяснительно - иллюстративный подход (учитель

сообщает знания ученику), нормативность (строго заданы стандарты образования, усвоение

Учет индивидуальных способностей школьников ограничен заданными канонами, ученик

является объектом обуче ния (то, н а что на п равлено о бучение), отн ошения с учителем часто

строятся по авторитарному тип у. Широко применяется внешни й контроль за усвоением

знаний учащихся, то есть контроль со стороны учителя.

Цель урока и упражнения навязывается учителем, что н еприемлемо для развивающего

обучения, где цель должна формули роваться самими учащимися и уч ебная задача д олжна

При традиционной сист еме большое место отводится словес ным и наглядным ме тодам. На

уроке большая часть вре мени заполнена речью учителя - повторы вопросов, повторы

работающего по развивающей системе. Здесь в большинстве случаев применяются методы

организации процесса обучения(метод проектов, работа в группа и т. д)

Целью обучения школьников в развивающих с истемах является достижение оптимального

общего развития ребенка на базе усвоения предметных знаний, умений, навыков.

Разработчиками концепции развивающего обучения являются: Л. В. Занков, Д. Б.

Эльконин, В. В. Давыдов. В 6 0- е годы ими были разработаны к онцепции разви вающего

обучения, на основе которых проводи лись экспериментальные исследования в школе. Под

общим развитием Л.В.Занков понимал ц елостное развитие ребенка – его ума, воли, чувс тв,

нравственности при сохранении зд оровья шк ольника, причем каждому компоненту он

придавал один аково важное зн ачение. Важн ой особенностью развивающих систем

является то, что п роцесс обучения мыслится как развитие личности ребенка, т.е. обучение

должно быть ори ентировано не столько н а весь класс как е диное целое, скольк о на каждого

конкретного ученика. Другими словам и, обучение должно быть личн остно -

сильных, а раскрыть индивидуальность и оптимально развить каждо го ученика, независимо

принципе сотрудничества и соучастия, и сключается автор итарность в учебных

Главное, на что направлено развивающее обучение – это формирование умения

самостоятельно добывать знания, умения и навыки. По сути , ученик при таком обучении

является и сточником деятельности – субъектом обучения. Отличительной особенностью

развивающего обучения является то, что учитель не просто сообщает детям выводы науки,

но и по возможности ве дет их к открытию, дел ая их соучастниками на учного поиска п утем

создания проблемных ситуаций. Таким образом, знания не предоставляются в готовом виде

– и х необходимо добыть (деятельностный подход). В п роцессе обуче ния контроль идет не

извне, формируются навыки самоконтроля (внутренн его контроля), ли чностной рефлексии.

Таким образом, анализ развивающих систем и принципов традиционного обучения показал,

что система разви вающего обучения качес твенно отличается от традиционной вклю чением

всех детей в акти вную творческую деятельность, присутствием внимания к каждому

ученику, п реобладанием коллективной работы, возможностью каждому ученику к

самореализовываться, что, естественно, качественно улучшает межличностные отн ошения

между детьми, повышает их социометрический статус, практически исключает разделения

учеников на слабых и с ильных (в каждом ученике находят слабые и с ильные каче ства), ч то

не допускает разделения класса на мелких гр уппы, ди фференциацию детей и тем самым

сплачивает коллектив, что, в свою очередь, наилучшим образом сказывается на учебно -

Читайте также: