Чем различаются натюрморт в живописи и фотографии кратко

Обновлено: 07.07.2024

Натюрморт — это жанр изобразительного искусства, в котором главными персонажами произведения выступают обычные вещи. Это могут быть не только неодушевленные предметы, но и живые существа. Однако птицы, животные или люди в натюрморте по замыслу художника играют второстепенную роль, лишь дополняют основной мотив картины.

Натюрморт (nature morte) дословно переводится с французского как мёртвая природа. Опытным знатокам искусства также хорошо известно другое, англоязычное название жанра — Still Life или неподвижная жизнь. Существует устойчивое мнение, что именно в натюрмортах и пейзажах лучше всего раскрывается внутренний мир художника. Гениальные мастера заставляют зрителя любоваться копиями простых вещей, на оригиналы которых человек в обыденной жизни не обращает никакого внимания.

История натюрморта

Натюрморт сформировался в качестве отдельного жанра живописи лишь в XVII веке, но люди издавна изображали окружающие их предметы на картинах и стенах. На храмах и гробницах Древнего Египта среди сюжетов подношения даров богам часто встречаются легко узнаваемые неодушевленные вещи. Неизвестные художники не пытались изобразить их максимально реалистично, но стремились четко обозначить важность каждого нарисованного предмета.

На сохранившихся до наших дней настенных росписях и мозаиках античных мастеров неодушевленные вещи нарисованы более детально. Художники Древней Греции и Рима научились мастерски отображать в своих творениях разные оттенки объектов, но сюжеты с обычными предметами имели исключительно декоративное значение. Изображениями цветов, фруктов или животных в то время украшали отдельные элементы интерьера в домах (ниши, стены жилых и общественных зданий).

В XV-XVI веках натюрморт еще не рассматривался художниками в качестве полноценного жанра станковой живописи. Обыденные вещи были только частью (причем — второстепенной) общей композиции произведения на историческую или религиозную тематику. А отдельные изображения неодушевленных предметов использовались только для декоративного оформления обстановки дома или предметов мебели.

    (Pieter Claesz);
  • Виллем Клас Хеда (Willem Claesz (Claeszoon) Heda;
  • Виллем Калф (Willem Kalf);
  • Балтасар ван дер Аст (Balthasar van der Ast);
  • Виллем ван Алст (Willem van Aelst);
  • Ян ван Хёйсум (Jan van Huysum).

Основные поджанры натюрморта

В те времена в Голландии на рынке живописи царила жесткая конкуренция. Художники стремились до идеала отточить собственное мастерство и очень часто сознательно выбирали узкую тематику для своих произведений. Тогда же появились основные поджанры натюрморта:

Широкие возможности для новаторского осмысления натюрморта появились в конце XIX — в начале XX века. Выдающиеся мастера многочисленных новых стилей не боялись проводить смелые эксперименты. К натюрмортной тематике обращались величайшие художники того времени — Поль Сезанн (Paul Cézanne), Поль Гоген (Paul Gauguin), Анри Матисс (Henri Matisse). Жанр в разной степени присутствует в произведениях многих направлений искусства:

После Второй Мировой войны натюрморт грациозно проник в новые стили искусства: поп-арт, фотореализм и неопоп. У этого жанра определенно есть будущее и в наступившем XXI веке.

Известные мастера натюрморта

  • Ян Брейгель Старший (Jan Bruegel). Один из пионеров жанра. Великий мастер многократно проделывал путь длиной 45 км из Антверпена в Брюссель, чтобы в местном ботаническом саду, найти и зарисовать разнообразные цветы — натуру для своих будущих картин.
  • Флорис ван Дейк (Floris van Dyck). До наших дней сохранились всего 4 произведения автора, написанные в поджанре сервированного стола. Центральное место во всех картинах занимает пирамида из кусков сыра, а задний фон искусно растворяется в дымке.
  • Абрахам ван Бейерен (Abraham van Beyeren). Признан искусствоведами лучшим художником в поджанре рыбного натюрморта. Натуралистичные картины мастера поражают идеальной детальной прорисовкой рыбьей чешуи в серебристо-серой палитре.

Натюрморт. Якоб де Гейн Младший. Vanitas

За многие годы человеческой истории натюрморт не раз переживал взлёты и падения. У этого жанра — увлекательное прошлое, яркое настоящее и достойное будущее в мировом изобразительном искусстве. На аукционах портала Very Important Lot посетители всегда могут найти картины на любую тематику. А также на нашем сайте вы можете приобрести картины напрямую у современных художников и стать счастливым владельцем творений мастеров разных эпох и стилей.

Я думаю что в живописи можно передать чувства и показать их , цвета натуральные , и настоящие ,
а на фото не передашь так как будет такая же натура , и не будет свежих тонов .

1. Гра́фика — вид изобразительного искусства, использующий в качестве основных изобразительных средств линии, штрихи, пятна и точки. (Цвет также может применяться, но, в отличие от живописи, здесь он традиционно играет вспомогательную роль. В современной графике цвет может быть не менее важен, чем в живописи). При работе в графике обычно используют один или два цвета, кроме основного чёрного или красно-коричневого цвета, можно использовать белый, в особенности на тонированной бумаге. Но при работе пастелью может использоваться вся цветовая палитра, как в живописи; согласно современной музейной классификации, работа пастелью на бумаге тоже относится к графике. Кроме контурной линии, в графическом искусстве широко используются штрих и пятно, также контрастирующие с белой (а в иных случаях также цветной, чёрной, или реже — фактурной) поверхностью бумаги — главной основой для графических работ. Сочетанием тех же средств могут создаваться тональные нюансы.

Надеюсь, ты не дашь 6 баллов.
На картине изображена ночь, обстановка настороженная. Из моря по волнам мчатся кони, а на одном из них всадник. И так как нам видно все это, то значит откуда-то идёт свет. Чувствуется небольшое чувство страха, спасибо художнику за столь прекрасное творение.

Ответ:

Evgeny Alekseevich Korneev - The Siege of Leningrad

Объяснение:

Окей . Нарисуй инь- янь и вниз напиши аккуратно в белом добро а в Черномырдин зло и скажи учителю что ты думаешь что без зла не будет добра

СРОЧНО. Нарисуйте пожалуйста чертёж цилиндра диаметр 5 см, а высота 5 см Или просто скажите где диаметр, а где высота у цилин

Методическая разработка педагога дополнтельного образования. Может использоваться на кружках фото и кинодела, дизайна, информационно компьютерных кружках и секциях.

Цели:

1. Освоить основы построения композиции натюрморта в фотографии, особенности изобразительного языка светописи, художественно-- съёмочной культуры в форме анализа предлагаемых снимков и в проектно-творческой практике.

2. Осознанно осуществлять выбор объекта и точки съемки, ракурса и крупности плана, элементарные основы грамоты фотосъемки.

3. Развивать художественное видение фотографирующего.

Педагогическая технология: технология интегрированного обучения

Форма занятия: лекция с практической частью

Тип занятия: комбинированный

Оборудование педогога: компьютер, мультимедийная приставка, презентация, предметы и драпировки для составления натюрморта..

Оборудование для учащихся: цифровой фотоаппарат, тетрадь и ручка.

ВложениеРазмер
fotografiya_-_kak_vid_iskusstva._natyurmort.doc 47 КБ
fotografiya_-_kak_vid_iskusstva._natyurmort.ppt 2.05 МБ

Предварительный просмотр:

Конспект составил Лариков Александр Александрович
педагог дополнительного образования ГБОУ школа 102

Тема "Фотография как вид искусства. Натюрморт."

  1. Освоить основы построения композиции натюрморта в фотографии, особенности изобразительного языка светописи, художественно-- съёмочной культуры в форме анализа предлагаемых снимков и в проектно-творческой практике.
  2. Осознанно осуществлять выбор объекта и точки съемки, ракурса и крупности плана, элементарные основы грамоты фотосъемки.
  3. Развивать художественное видение фотографирующего.

Педагогическая технология: технология интегрированного обучения

Форма занятия: лекция с практической частью

Тип занятия: комбинированный

Оборудование педогога: компьютер, мультимедийная приставка, презентация, предметы и драпировки для составления натюрморта..

Оборудование для учащихся: цифровой фотоаппарат, тетрадь и ручка.

I. Организационный момент.

Во все времена человек создавал изображения окружающего его мира. многообразие форм изображения мира вещей в истории искусства. о чем рассказывают изображения вещей?

Эволюция изображения в искусстве рассматривается, как следствие развития технических средств и способов получения изображения и как расширения понимания художественного в визуальных искусствах (от рисунка к фотографии). рассмотрим фотографию, как передачу видимого мира в изображениях, дублирующих реальность. Фотографическое изображение не реальность, а новая художественная условность. (Слайд1) Вопрос учителя. Изображение предметного мира соответствуют какому жанру изобразительного искусства? Что вы знаете о жанре изо искусства- натюрморте? Фотография и натюрморт понятия совместимые?

Обучающиеся самостоятельно формулируют тему и цель занятия "Фотографирование натюрморта". Дают определение натюрморта. Натюрморт - это жанр изобразительного искусства, в котором показывают неодушевленные предметы – цветы, фрукты, посуду, предметы быта.

(Слайд3)Только в фотографии натюрморты не рисуют или пишут красками, а фотографируют на плёнку и печатают на фотобумаге.

(Слайд4) Начинать снимать натюрморт лучше всего с упражнений и этюдов, которые помогут овладеть техникой передачи формы и фактуры различных предметов.

(слайд5) Форма – это внешние очертания предмета.

Фактура - это характер поверхности предмета (гладкая, шершавая, матовая, глянцевая и др.), а также качество материала, из которого сделан предмет (стекло, металл, ткань, камень, железо, дерево и др.)

(слайд6) Эстетическая сторона фотографии – идея, замысел, мысли и переживания автора, заложенный в работе художественный образ.

(слайд7) Как и любой другой жанр фотографии, натюрморт невозможен без композиции .

Композиция в натюрморте — это гармоничное сочетание и взаимодействие объектов в кадре.

(Слайд8) Вопрос для учащихся .В чем гармоничное сочетание на данной фотографии?

(Слайд9) Техническая сторона – расположение предметов на фотографии, их взаимодействие между собой, взаимосвязь, структура.

Вопрос для учащихся. Какие виды композиции вы знаете?

Ответ. Фронтальная, усиления движения,

(слайд10 ) Композицию в натюрморте условно можно разделить на несколько типов:

  • геометрическая,
  • пространственная,
  • цветовая.

(Слайд11)Не секрет, что все объекты имеют геометрическую (или приближенную к геометрической) форму.

(Слайд12)Также не секрет, что человеку свойственно ассоциировать каждую фигуру с чем-то, характерным именно для нее. Так, например, углы подсознательно ассоциируются с указателями. Когда долго смотришь на квадрат или прямоугольник, возникает ощущение стабильности (может быть, потому что наше подсознание дорисовывает устойчивое здание).

(Слайд14) А круг создает чувство уюта и успокаивает.

(Слайд15-16)Стоит помнить и о том, что горизонтальные линии (лежащий человек) гораздо спокойнее вертикальных (человек стоящий).

(Слайд19) Пересекающиеся (диагональные) линии — одно из проявлений правила "Золотого сечения" . Основная идея - заставить глаз двигаться в определенном направлении. Начальную точку линии желательно располагать в одном из углов кадра. Считается, что верхний левый угол лучшая стартовая точка, так как большинство людей начинает рассматривать изображение с этого угла. Возможны и другие расположения линий, лишь бы они были четко выражены.

Выделение объекта — можно произвести настроив объектив на малую глубину резкости. Использование открытой диафрагмы позволяет выделить главный объект и размыть второстепенные.

Поставить главный объект на передний план, впереди всех остальных или настроить свет так, чтобы ведущий элемент был освещен ярче всех, а те объекты, которые оказались за и перед ним, были освещены слабее.

Статика и динамика в композиции натюрморта

(Слайд20) Статика . Рассмотрим передачу движения (динамики) и покоя (статики). Подбираем предметы, которые будем использовать, выстраиваем схему своего будущего натюрморта.

(Слайд21-23) Задействован центр, фигуры расположены фронтально и находятся в состоянии покоя. Для более интересной композиции предметы возьмем разные по размеру, но очень сближенные по цвету, форме, массе и фактуре.

(Слайд24-26) Динамика. Предметы в динамике в основном выстраиваются по диагонали, приветствуется ассиметричное расположение.

IV. Задание для самостоятельная работа

(Слайд27-29) Обучающиеся делятся на группы по 4-5 человек. Каждая группа составляет из предложенных предметов натюрморт. Расположить предмет в кадр. Составить композицию натюрморта. Найти точку съемки (ракурс и план) Сфотографировать натюрморт с разных точек зрения

VI. Домашняя задание

Выполнить несколько фотоснимков свободную тему. Выполнить компьютерную презентацию "Мой фотоальбом".

Натюрморт

История происхождения жанра натюрморт

Самые ранние натюрморты в нашем нынешнем понимании жанра были созданы в XV в. до н.э. В захоронениях древних египтян достаточно часто встречаются изображения еды , рыбы , мяса. Элементы натюрморта можно увидеть и на античных фресках и мозаиках. Интерьеры домов также не обходились без натюрмортов: изображениями цветочных гирлянд декорировали арки , двери , мебель.

века натюрморт существовал как составляющая произведений искусства , созданных в других жанрах. Это были изображения цветов , столов с расставленными на них предметами , убитой дичи на картинах с охотниками.

Якопо де Барбари. Натюрморт с куропаткой, латной руковицей и арбалетным болтом.

Микеланджело Меризи де Караваджо. Корзина с фруктами

Натюрморт ванитас

Сменивший Ренессанс стиль барокко, в отличие от искусства Возрождения, сохранявшего дистанцию между произведением и зрителем, стремился потрясти душу. Разумеется, успешно: живописные жемчужины тех времен - истинные сокровища.

Якоб де Гейн. Ванитас

Символизм

Символизм (фр. Symbolisme) – направление искусства, которое нашло отражение в живописи, литературе и музыке. Возник в 1870-80-х годах во Франции, позже распространился в Бельгии, Норвегии и Российской империи. Пика популярности достиг на рубеже XІX-XX веков. Символизму присуща грусть, самоанализ, недосказанность: как будто автор пришел в тихое отчаяние, но постеснялся говорить об этих чувствах, поэтому нарисовал их. Читать дальше

Символизм (фр. Symbolisme) – направление искусства, которое нашло отражение в живописи, литературе и музыке. Возник в 1870-80-х годах во Франции, позже распространился в Бельгии, Норвегии и Российской империи. Пика популярности достиг на рубеже XІX-XX веков. Символизму присуща грусть, самоанализ, недосказанность: как будто автор пришел в тихое отчаяние, но постеснялся говорить об этих чувствах, поэтому нарисовал их. Читать дальше

был настолько распространенным явлением , что для расшифровки картин использовали эмблематические сборники , которые издавались достаточно большими тиражами.

Натюрморт в фотографии

Неодушевленные предметы присутствуют в произведениях искусства, начиная со времен палеолита. В разное время им отводится своя роль и значение. Произведения Ганса Гольбейна, Караваджо или Яна Вермеера не являются натюрмортами, но в их работах ему отводится особое место как в художественном, так и в смысловом плане. В качестве самостоятельного жанра натюрморт возник только в XVII веке.

Фотография, позаимствовавшая у живописи практически все жанры, не сделала исключения и для натюрморта. Как показывает история фотографии, именно натюрморт оказался менее всего представлен в фотографическом искусстве, хотя с него эта история собственно и началась. Среди ранних гелиографических опытов Нисефора Ньепса был натюрморт, состоявший из бутылки, ножа, ложки, миски и буханки хлеба, лежащих на столе. Ипполит Байяр в 1839 году составил композицию из гипсовых слепков, Жак-Луи Дагер сделал несколько натюрмортов с гипсовыми слепками, небольшими скульптурками, картинами и фрагментами античных фризов, Генри Фокс Толбот — с раковинами и ископаемыми. Стоит отметить, что натюрморты с атрибутами искусства также встречались в живописи Жана Батиста Шардена.

Адольф Браун. Натюрморт с оленем и дичью. 1865. Из книги Jeffrey I. Photography. London, 1996

Адольф Браун. Натюрморт с оленем и дичью. 1865. Из книги Jeffrey I. Photography. London, 1996

Жан Батист Удри. Натюрморт с фазаном. 1753

6. Эдвард Стейхен. Три груши и яблоко. 1921.

6. Эдвард Стейхен. Три груши и яблоко. 1921.

Натюрморты, как правило, снимали в помещении, но были исключения. Из-за плохой светочувствительности ранних фотоматериалов ряд фотографов предпочитали работать в саду или палисаднике. В ход шли любые подручные материалы (лестницы, грабли, тачки, ведра и прочее), которые нередко смешивались с принесенными домашними вещами, живые цветы, деревья соседствовали с неодушевленными предметами. Таковы, например, натюрморты Луи-Реми Робера, Ипполита Байяра и Ричарда Джонса.

В начале XX века фотография ищет новые способы и объекты для воплощения жанра натюрморта. Просто запечатлеть скомпонованные вместе предметы оказывается уже недостаточно. Сложные ракурсы, приближенная съемка, фотограммы, увлечение формой и фактурой объекта — все это придает новый облик прежнему жанру. Расширяется круг предметов: наряду с такими банальными бытовыми вещами, как вилка или очки, появляются индустриальные предметы (инструменты, детали машин и станков). Подобными поисками занимались Альфред Ренгер-Патч, Александр Родченко, Андре Кертец, Эдвард Стейхен, Борис Игнатович, Аркадий Шайхет, фотографы Баухауза, Эдвард Уэстон, Уильям Андерхил и др.

Мир обыкновенных вещей вновь расцветает в средине века с натюрмортами Йозефа Судека. Мягкий рассеянный свет придает обычному цветку в стакане лирико-меланхолическое настроение.

Луи-Реми Роббер. Натюрморт. 1856

Луи-Реми Роббер. Натюрморт. 1856

Фото Ман Рэя

Во второй половине прошлого столетия натюрморт все чаще оказывается востребован в рекламной индустрии. Счастливый союз коммерции и искусства воплощают натюрморты Ирвина Пена. Классические, стильные, ироничные, но неизменно простые и утонченные. Благодаря этому мастеру впервые в 1944 году обложку модного журнала украсил фотографический натюрморт.

В количественном плане фотографический натюрморт сильно уступает другим жанрам, лишь эпизодически появляясь в творчестве того или иного автора. Листая книги по истории фотографии и каталоги коллекций крупных музеев, шанс найти отдельный раздел, посвященный натюрморту, практически равняется нулю.

Жак-Луи Дагерр. Натюрморт. 1839 Lowry B. The Silver Canvas: Daguerreotype Masterpieces. London 1998

Жак-Луи Дагерр. Натюрморт. 1839 Lowry B. The Silver Canvas: Daguerreotype Masterpieces. London 1998

Читайте также: