Где и как проходили годы учения гайдна кратко

Обновлено: 05.07.2024

Франц Йозеф Гайдн (1 апреля 1732 — 31 мая 1809) — австрийский композитор, представитель венской классической школы, один из основоположников таких музыкальных жанров, как симфония и струнный квартет. Создатель мелодии, впоследствии лёгшей в основу гимнов Германии и Австро-Венгрии.

Биография

город Рорау, эрцгерцогство Австрия,

Священная Римская империя

31 мая 1809 (77 лет)

Йозеф Гайдн (именем Франц сам композитор не называл себя никогда) родился 1 апреля 1732 года в нижнеавстрийском селе Рорау, недалеко от границы с Венгрией, в семье Маттиаса Гайдна (1699—1763). Родители, серьёзно увлекавшиеся вокалом и любительским музицированием, обнаружили в мальчике музыкальные способности и в 1737 году отправили его к родственникам в город Хайнбург-на-Дунае, где Йозеф стал учиться хоровому пению и музыке. В 1740 г. Йозефа заметил Георг фон Ройттер, директор капеллы венского собора св. Стефана. Ройттер взял талантливого мальчика в капеллу, и тот в течение девяти лет пел в хоре (в том числе несколько лет— вместе со своими младшими братьями). Пение в хоре было для Гайдна хорошей, но единственной школой. По мере развития его способностей, ему стали поручать трудные сольные партии. Вместе с хором Гайдн часто выступал на городских празднествах, свадьбах, похоронах, принимал участие в придворных торжествах. В 1749 году у Йозефа стал ломаться голос, и его выгнали из хора. Последующий десятилетний период был для него весьма трудным. Йозеф брался за разную работу, в том числе был слугой итальянского композитора Никола Порпоры, у которого он также брал уроки композиции. Гайдн старался восполнять пробелы в своём музыкальном образовании, усердно занимаясь изучением творений Эммануила Баха и теорией композиции.


Франц Йозеф Гайдн

Написанные им в это время сонаты для клавесина были изданы и обратили на себя внимание. Первыми крупными его сочинениями были две мессы brevis, F-dur и G-dur, написанные Гайдном в 1749 г. ещё до ухода его из капеллы собора св. Стефана; опера "Хромой бес" (не сохранилась); около десятка квартетов (1755), первая симфония (1759). В 1759 композитор получает должность капельмейстера при дворе графа Карла фон Морцина, где под началом Гайдна оказывается небольшой оркестр, для которого композитор сочиняет свои первые симфонии. Однако, вскоре фон Морцин начинает испытывать финансовые трудности и прекращает деятельность своего музыкального проекта. В 1760 Гайдн женится на Марии-Анне Келлер. Детей у них не было, о чём композитор весьма сожалел. В 1761 году в жизни Гайдна происходит судьбоносное событие— его берут вторым капельмейстером при дворе князей Эстерхази, одной из самых влиятельных и могущественных аристократических семей Австро-Венгрии. В обязанности капельмейстера входит сочинение музыки, руководство оркестром, камерное музицирование перед патроном и постановка опер. За почти тридцатилетнюю карьеру при дворе Эстерхази композитор сочиняет большое количество произведений, его известность растёт. В 1781 году во время пребывания в Вене Гайдн познакомился и подружился с Моцартом. Он даёт уроки музыки Сигизмунду фон Нейкому, который в дальнейшем стал его близким другом. На протяжении XVIII века в ряде стран (Италии, Германии, Австрии, Франции и других) происходили процессы формирования новых жанров и форм инструментальной музыки, окончательно сложившихся и достигших своей вершины в так называемой "венской классической школе" — в творчестве Гайдна, Моцарта и Бетховена. Вместо полифонической фактуры большое значение приобрела гомофонно-гармоническая фактура, но при этом в крупные инструментальные произведения зачастую включались полифонические эпизоды, динамизирующие музыкальную ткань. В 1790 году умирает Николаус Эстерхази, а его преемник, князь Антон, не будучи любителем музыки, распускает оркестр. В 1791 г. Гайдн получает контракт на работу в Англии. Впоследствии он много работает в Австрии и Великобритании. Две поездки в Лондон, где он для концертов Соломона написал свои лучшие симфонии, ещё более упрочили славу Гайдна. Затем Гайдн поселился в Вене, где и написал свои две знаменитые оратории: "Сотворение мира" и "Времена года". Проезжая через Бонн в 1792 г., он знакомится с молодым Бетховеном и берет его в ученики. Гайдн пробовал свои силы во всех родах музыкального сочинения, но не во всех жанрах его творчество проявлялось с одинаковой силой. В области инструментальной музыки он по справедливости считается одним из крупнейших композиторов второй половины XVIII и начала XIX столетий. Величие Гайдна как композитора максимально проявилось в двух итоговых его сочинениях: больших ораториях— "Сотворение мира" (1798) и "Времена года"(1801 г.). Оратория "Времена года" может служить образцовым эталоном музыкального классицизма. Под конец жизни Гайдн пользовался громадной популярностью. Работа над ораториями подорвала силы композитора. Последними его произведениями стали "Harmoniemesse" (1802 г.) и неоконченный струнный квартет op. 103 (1803 г.). Последние наброски относятся к 1806 г., после этой даты Гайдн уже не писал ничего. Скончался композитор в Вене 31 мая 1809 года. Творческое наследие композитора включает 104 симфонии, 83 квартета, 52 фортепианные сонаты, оратории ("Сотворение мира" и "Времена года"), 14 месс, оперы.


Биография Гайдна представляет подлинный интерес для всех поклонников классической музыки. Знаменитый композитор по праву считается создателем симфонизма, который впоследствии стал основой творчества Людвига ван Бетховена. Также Йозеф Гайдн был первым, кто сумел представить миру полностью законченные произведения для струнного квартета и клавирной сонаты, создал светские оратории на немецком.

Детство

Краткая биография Гайдна включает в себя историю детства гениального музыканта. Франц Йозеф появился на свет 31 марта 1731 года в Австрии, в маленькой деревушке под названием Рорау. Его родители не имели музыкального образования, но были неравнодушны к музыке, поэтому рано сумели распознать исключительный слух и великолепный голос будущего композитора. В возрасте пяти лет мальчик звонко подпевал взрослым, так что его приняли в церковный хор, чтобы исполнять воскресные мессы.

Творчество Гайдна

Дальновидный отец не желал растрачивать талант сына понапрасну и в шестилетнем возрасте отправил Франца Йозефа в соседний город к своему родственнику Иоганну Матиасу Франку, который был ректором школы для мальчиков. Кроме традиционных дисциплин, дети здесь обучались пению и игре на скрипке, так что юный гений получил прекрасное начальное образование и на протяжении всей жизни был благодарен своему чуткому наставнику.

Благодаря упорству, невиданному трудолюбию и врожденным вокальным данным мальчик быстро стал известен в родных краях. Через два года Рорау посетил венский композитор Георг фон Рейтер, чтобы найти молодых исполнителей для своей капеллы. Талантливый ребенок произвел на него сильное впечатление, и Георг принял восьмилетнего Йозефа в хор самого крупного собора столицы. В биографии Йозефа Гайдна началась новая эпоха. Два года будущий композитор изучал искусство пения, постигал тонкости композиций и даже сам сочинял религиозные песни.

Юность

Краткая биография Йозефа Гайдна содержит немало подробностей о юности этого гения. В 18 лет молодой музыкант начал самостоятельно зарабатывать себе на жизнь, давая уроки музыки, выступая в составе различных оркестров и исполняя песни в церковных хорах. Заработанные деньги настойчивый юноша тратил на обучение у знаменитого в то время композитора Николо Порпоры. Когда за уроки платить было нечем, Франц брался аккомпанировать другим ученикам своего наставника. В свободное время Гайдн, одержимый страстью к новым знаниям, до глубокой ночи изучал книги по композиции, разбирал сонаты и сочинял музыку в различных жанрах.

Йозеф Гайдн в молодости

Йозеф Гайдн и князь Эстергази

1 мая 1761 года Франц Йозеф заключил контракт с венгерским князем Эстергази, который сыграл важную роль в биографии Гайдна. В течение следующих трех десятков лет композитор являлся придворным капельмейстром этого семейства.

Семья князя проживала в Вене лишь зимой, а летом переезжала в летнюю резиденцию в крошечном городке под названием Айзенштадт. Францу приходилось оставлять Вену и отправляться в уединенное имение, чтобы сочинять пьесы для своего работодателя. Контракт предусматривал, что композитор обязан писать произведения по заказу Эстергази, поэтому его ранние симфонии написаны для небольшого количества музыкантов, которых предоставлял князь. Через два года безупречной работы композитор получил разрешение добавлять в оркестр новые инструменты на свой выбор.

Музыка Гайдна

Творчество

Биографию и творчество Гайдна озарила дружба с другим гением этой эпохи - Вольфгангом Амадеем Моцартом. Их отношения никогда не омрачали ни зависть, ни соперничество, Франц считал своего друга величайшим композитором современности, обучил его искусству создания струнных квартетов. В ответ Моцарт посвятил своему учителю несколько своих произведений.

Портрет Йозефа Гайдна

После окончания контракта с Эстергази Гайдн все еще числился придворным капельмейстром, но получил свободу, и привычный уклад его жизни поменялся. Композитор переехал в Вену, и в 1791 году его пригласили на гастроли в Англию. Йозеф получил в свое распоряжение оркестр из 40 музыкантов, его гастроли прошли блестяще, а следующие полтора года, проведенные в Лондоне, стали подлинным триумфом. За этот период автор создал более 280 музыкальных произведений.

Личная жизнь

В возрасте 28 лет Йозеф полюбил младшую дочь придворного парикмахера, но девушка решила посвятить свою жизнь служению богу и ушла в монастырь. По неизвестной причине Гайдн женился на старшей сестре свой возлюбленной, Марии Келлер, которой в то время было 32 года. Их брак оказался несчастливым. У пары не было детей, композитор не желал достойно заботиться о жене, на что она отвечала расточительством и неуважением. Несмотря на это, супруги прожили вместе более 40 лет.

Однако биография Гайдна таит в себе еще одно любовное приключение. Уже будучи в преклонном возрасте, Йозеф встретил свою последнюю любовь - молодую певицу Луиджу Польцелли, которая также работала в театре. Девушка очаровала композитора. Влюбленный, он создавал для своей пассии специальные музыкальные партии, так как талантом Луиджа не блистала. Кроме этого, она отличалась надменностью и корыстолюбием, так что Гайдн после смерти своей жены не рискнул заключить брак с молодой возлюбленной, однако оставил ей немалое наследство.

Смерть

В 1809 году Вена была оккупирована армией Наполеона. Великий композитор скончался 31 мая. Узнав об этом горьком событии, император выставил у его дома почетный караул, пожелав почтить его светлую память.

Саркофаг Йозефа Гайдна

Биография Гайдна - это триумфальная история таланта, подкрепленного невероятным трудолюбием, упорством и настойчивостью. Творческое наследие композитора живо до сих пор, а его великолепные симфонии исполняются в лучших концертных залах мира.

Краткая биография Гайдна

Франц Йозеф Гайдн — (нем. Joseph Haydn, 1732 — 1809) — выдающийся австрийский композитор, представитель венской классической школы, один из основоположников таких музыкальных жанров, как симфония и струнный квартет.

Йозеф Гайдн (именем Франц сам композитор не называл себя никогда) родился 31 марта 1732 г. в селе Рохрау (Нижняя Австрия) рядом с Венгрией, был вторым из 12-ти детей в небогатой семье. Родители мальчика увлекались пением и любительской игрой, ежедневно занимались музыкой с детьми.

В 1737 г., заметив у пятилетнего Йозефа склонность к игре на скрипке и фортепиано, родители отправили его в Гайнбург-на-Дунае, где жили родственники; там мальчик стал учиться хоровому пению и музыке.

Гайдн имел прекрасный голос. В 1740 г. Георг фон Ройттер, императорский придворный композитор, директор капеллы венского собора св. Стефана, заметил талантливого ребенка и принял мальчика как сольного дисканта в церковный хор. На протяжении девяти лет Гайдн пел в капелле, отпевал Вивальди. Ройттер хотел сделать его кастратом, чтобы сохранить уникальный голос, но операция не состоялась. Это стало концом карьеры Йозефа - певца, но он активно продолжал свои занятия на фортепиано и скрипке.

Гайдн не был пианистом -виртуозом как, например, Вольфганг Амадей Моцарт, и все же, превосходно владел инструментом и развивался в старательного, инициативного композитора.

В 1749 г. он стал свободным музыкантом. Следующее десятилетие было для композитора очень сложным. Йозеф брался за разную работу, параллельно пытался заполнять пробелы в своем музыкальном образовании. Активное участие в его творческом развитии принимал композитор Никола Порпора, у которого Гайдн работал аккомпаниатором. В качестве вознаграждения он получал от композитора и педагога уроки композиции. К этому же периоду относится и написание первой оперы начинающего композитора.

В 1759 г. Йозеф Гайдн получает должность капельмейстера при дворе графа Карла фон Морцина. Там собрался небольшой оркестр, для которого композитор сочиняет свои первые симфонические произведения.

В 1760 г. Гайдн женится на Марии-Анне Келлер, дочери производителя париков.

В 1761 г. Гайдна приглашают на должность второго капельмейстера при дворе князей Пайль-Антона и Миклоша Эстергази, одной из самых влиятельных аристократических семей в Австрии.

В 1766 г. умирает Грегор Вернер, первый капельмейстер, его место получает Гайдн. В его обязанности входит написание музыки, руководство оркестром, камерные выступления перед патронами и оперные постановки. Князья Эстергази были настоящими ценителями музыки и почитателями таланта Гайдна. В их барочном замке композитор написал больше всего своих опер, примерно 80 из своих 104-х симфоний, более 50-ти произведений для фортепиано, а также составил более 70 струнных квартетов и несколько мес. В это же время он развелся со своей сварливой женой и встретил другую женщину.

В 1781 г., во время пребывания в Вене Гайдн познакомился и подружился с Моцартом.

В 1790 г. музыкант, который к тому времени стал известным во всей Европе, отправляется в Англию, чтобы лично представить там свои композиции. Несколько раз он играл перед королевской семьей. Оксфордским университетом ему было присвоено звание почетного доктора. Маэстро стал европейской знаменитостью.

В 1792 г. Гайдн возвращается в Вену, дает уроки игры на фортепиано юному Людвигу ван Бетховену, однако они не находят взаимопонимания.

В 1797 г. композитор пишет Королевский гимн, что в 1922 г. вместе с текстом Генриха Хоффмана фон Фаллерлебена становится национальным гимном Австрии.

В последние годы своей жизни Гайдн буквально купается в лучах своей славы: композитор был почетным членом многих музыкальных обществ, его объявили почетным гражданином Вены, в родном городе воздвигли монумент в честь маэстро.

31 мая 1809 г. Йозеф Гайдн умер. Он был похоронен на кладбище Хундстхурмер в Вене. Через 14 дней в церкви Schottenkirche под музыку Реквиема Моцарта состоялось прощание с великим композитором.

Вклад Йозефа Гайдна в мировую музыкальную культуру бесценен. Заложенные им основы классической формы музыкального произведения служили отправной точкой в творчестве многих известных композиторов. Гайдна называют отцом симфонии, считается, что именно он поднял на новый уровень опыт предшественников, открыв новую эпоху в развитии жанра.

В камерной музыке композитор был основателем жанра струнного квартета. Открытием Йозефа Гайдна считается также форма рондо - сонаты, в которой принципы сонатной формы (экспозиция, разработка, реприза) сливаются с принципами рондо. Гайдн - автор 83 квартетов, 12 сонат для скрипки и фортепиано, 77 струнных квартетов, 52 фортепианных сонат, 24 опер, 14 мес, 104 симфоний.

Франц Йо́зеф Гайдн (нем. Franz Joseph Haydn [1] , 31 марта 1732 [2] — 31 мая 1809) — австрийский композитор, представитель венской классической школы, один из основоположников таких музыкальных жанров, как симфония и струнный квартет. Создатель мелодии, впоследствии лёгшей в основу гимнов Германии и Австро-Венгрии.

Содержание

Биография

Юность

Йозеф Гайдн (именем Франц сам композитор не называл себя никогда) родился 31 марта 1732 года [2] в имении графов Гаррахов — нижнеавстрийском селе Рорау, недалеко от границы с Венгрией, в семье Маттиаса Гайдна (1699—1763). Родители, серьёзно увлекавшиеся вокалом и любительским музицированием, обнаружили в мальчике музыкальные способности и в 1737 году отправили его к родственникам в город Хайнбург-на-Дунае, где Йозеф стал учиться хоровому пению и музыке. В 1740 году Йозефа заметил Георг фон Рейттер, директор капеллы венского собора св. Стефана. Ройттер взял талантливого мальчика в капеллу, и тот в течение девяти лет пел в хоре (в том числе несколько лет — вместе со своими младшими братьями).

Пение в хоре было для Гайдна хорошей, но единственной школой. По мере развития его способностей ему стали поручать трудные сольные партии. Вместе с хором Гайдн часто выступал на городских празднествах, свадьбах, похоронах, принимал участие в придворных торжествах. Одним из таких событий было отпевание Антонио Вивальди в 1741 году.

В 1759 году композитор получил должность капельмейстера при дворе графа Карла фон Морцина, где под началом Гайдна оказался небольшой оркестр, для которого композитор сочинил свои первые симфонии. Однако вскоре фон Морцин начал испытывать финансовые трудности и прекратил деятельность своего музыкального проекта.

В 1760 году Гайдн женился на Марии-Анне Келлер. Детей у них не было, о чём композитор весьма сожалел. Жена очень прохладно относилась к его профессиональной деятельности, использовала его партитуры на папильотки и подставки для паштета. [3]

Служба у Эстергази

В 1761 году в жизни Гайдна произошло судьбоносное событие — он стал вторым капельмейстером при дворе князей Эстергази, одной из самых влиятельных и могущественных аристократических семей Австрии. В обязанности капельмейстера входило сочинение музыки, руководство оркестром, камерное музицирование перед патроном и постановка опер.

За почти тридцатилетнюю карьеру при дворе Эстергази композитор сочинил большое количество произведений, его известность растёт. В 1781 году во время пребывания в Вене Гайдн познакомился и подружился с Моцартом. Он давал уроки музыки Сигизмунду фон Нейкому, который в дальнейшем стал его близким другом.

Снова свободный музыкант

В 1790 году умер князь Николай Эстергази, а его сын и преемник, князь Антон (англ.) русск. , не будучи любителем музыки, распустил оркестр. В 1791 году Гайдн получил контракт на работу в Англии. Впоследствии он много работал в Австрии и Великобритании. Две поездки в Лондон, где он для концертов Соломона написал свои лучшие симфонии, ещё более упрочили славу Гайдна.

Проезжая через Бонн в 1792 году, он познакомился с молодым Бетховеном и взял его в ученики.

Список сочинений

Камерная музыка

  • 12 сонат для скрипки и фортепиано (в том числе соната ми минор, соната Ре мажор)
  • 83 струнных квартета для двух скрипок, альта и виолончели
  • 7 дуэтов для скрипки и альта
  • 40 трио для фортепиано, скрипки (или флейты) и виолончели
  • 21 трио для 2 скрипок и виолончели
  • 126 трио для баритона, альта (скрипки) и виолончели
  • 11 трио для смешанных духовых и струнных инструментов

Концерты

35 концертов для одного или нескольких инструментов с оркестром, в том числе:

  • четыре концерта для скрипки с оркестром
  • два концерта для виолончели с оркестром
  • два концерта для валторны с оркестром
  • 11 концертов для фортепиано с оркестром
  • 6 органных концертов
  • 5 концертов для двухколёсных лир
  • 4 концерта для баритона с оркестром
  • концерт для контрабаса с оркестром
  • концерт для флейты с оркестром
  • концерт для трубы с оркестром
  • 13 дивертисментов с клавиром

Вокальные произведения

Всего 24 оперы, в том числе:

14 ораторий, в том числе:

14 месс, среди которых :

Симфоническая музыка

Всего 104 симфонии, в том числе:

Произведения для фортепиано

Память

В художественной литературе

В нумизматике и филателии


20 шиллингов 1982 года — австрийская памятная монета, посвящённая 250-летию со дня рождения Йозефа Гайдна

Читайте также: