Чем отличаются понятия бюрократия и бюрократизм кратко

Обновлено: 06.07.2024

Бюрокрáтия — это иерархический способ управления государством, обществом или компанией.

То есть создана система государственных органов, каждый из которых выполняет свою функцию. Эта система имеет вертикальную подчинённость: нижестоящие органы подчиняются вышестоящим.

Слово образовано от французского слова bureau ("бюро") и греческого κράτος ("господство, власть").

Бюрократия может существовать не только в государстве, но и в отдельно взятой организации, компании.

Если это большая организация и в ней много сотрудников с управляющими функциями, то говорят о корпоративной бюрократии или профсоюзной бюрократии (в случае с профсоюзом).

Бюрократия и бюрократизм

Бюрократия и бюрократизм — синонимы. Так называют структуру государственных органов, которые занимаются управлением.

Система построена таким образом, что вся власть сосредоточена в руках государственных служащих (чиновников).

Такая централизация власти приводит к тому, что государство в лице чиновников не справляется с объёмом работы. А это приводит к тому, что появляется бумажная волокита или бумажная бюрократия.

То есть ситуация, когда для каждого действия есть свой документ. Чтобы прийти к желаемому результату, нужно заполнить большое количество разных форм.

Поэтому у термина бюрократизм появился ещё одно, негативное значение. Так называют положение дел, когда заполнению форм уделяется большее внимание, чем решению проблем.

Бюрократ также имеет два значения:

  1. Это сотрудник государственного органа.
  2. Это человек, который уделяет внимание лишь формальной стороне вопроса. Для него правила и прописанные бумажные процедуры имеют большее значение, чем решение вопроса.

Особенности бюрократического аппарата

  • При бюрократии существует чёткая структура подчинённости.
  • Чиновники нанимаются на работу по показателям своих навыков и знаний. Есть определённые стандарты для найма.
  • В бюрократической структуре есть чёткие правила работы, которые чиновники должны соблюдать.
  • Госслужащие должны быть беспристрастными лицами, не связанными с политической деятельностью.
  • В государстве или компании, где есть бюрократия, каждый сотрудник отведённую ему роль, выполняет доверенные ему обязанности.

Бюрократия по Веберу

Бюрократия (как способ управления) существовала ещё в древнем Египте, Римской империи, Китае.

Немецкий философ, политик и экономист Макс Вебер (1864–1920) уделял большое внимание бюрократии в своих работах.

Он находил бюрократию самым эффективным способом управления гражданского ведомства.

Основные признаки бюрократии по Веберу

  • Вертикальная иерархия: низы подчиняются верхам.
  • Наличие четко прописанных и обязательных к выполнению правил и процедур: как должен работать аппарат, как должны решаться вопросы, какие формы должны заполняться, какие документы предоставляться и т. д.
  • Для управления выбирается чиновник. Чиновник — это наёмное лицо, которого назначают, только если он отвечает требованиям к опыту работы, знаниям. Чиновник получает денежную оплату за свою работу.
  • Работа чиновников рассматривается как профессия. Они должны быть преданы делу, обязаны пройти обучение. Они не должны быть вовлечены в политику.
  • Существует чёткое разделение труда. Каждый чиновник отвечает за свой блок работы. Его обязанности не пересекаются с обязанностями других чиновников.

Синонимы бюрократии

В значении модели управления бюрократии синонимичны: бюрократизм, чиновничество.

Бюрократия
Bureaucracy
От фр.Bureau - канцелярия + греч.Kratos - власть
Бюрократия - структура организации, для которой характерны: четкая управленческая иерархия, правила и стандарты, показатели оценки работы, принципы найма, основывающиеся на компетенции работника.
По мере разрастания бюрократия создает своей собственной деятельностью все бОльшие транзакционные издержки.
Бюрократия - по М.Веберу - тип идеальной рациональной организации, характеризующийся:
- эффективностью административных действий, достигаемой за счет специализации квалифицированного управленческого аппарата и формального разделения обязанностей;
- иерархической системой контроля и подчинения должностных лиц;
- безличностными отношениями, основанными на зафиксированных законах и правилах, определяющих принятие решений;
- отделением административных функций от собственно средств управления.
Бюрократизация - процесс отрыва управленческого аппарата от потребностей общества и первоначально поставленных перед ним целей.Бюрократизм - система управления, осуществляемая через посредство специфического аппарата, состоящего по преимуществу из чиновников, наделенных властью и привилегиями.
Бюрократический саботаж - по А.Гоулднеру - действия бюрократии, препятствующие нормативному функционированию организации, с целью сохранения собственного места в социальной системе.

Бюрократия - то направление, которое принимает государственное управление в странах, где все дела сосредоточены в руках органов центральной правительственной власти, действующих по предписанию (начальства) и через предписание (подчиненным); затем под Б. разумеют класс лиц, резко выделенный из остального общества и состоящий из этих агентов центральной правительственной власти.

БЮРОКРАТИЗМ - система, форма, способ или метод организации и функционирования власти, управления, которые отличаются: ростом и засильем аппаратных чиновников; отрывом, отчуждением общества, его членов и структур от власти и управления;формализмом, канцелярщиной и волокитой; волюнтаризмом и произволом; подавлением творческой активностии инициативы и т.д.Б. органично связан с административно-командной системой управления, со сверхцентрализацией, разбуханием управленческого аппарата, с низким уровнем правовой и политической культуры, с ограничением и подавлением гласности, критики и т.д. Лучшее и наиболее надежное средство борьбы с Б. - это все более полная, глубокая и реальная демократизация общества и государства, признание и действительное обеспечение приоритета прав человека и гражданина, становление и утверждение гражданского общества и правового государства, местного самоуправления, научно обоснованное сокращение административного аппарата и др. Все это направлено на то, чтобы лишить бюрократическое чиновничество монополии на управление, а также на то, чтобы уменьшить зависимость общества и его членов от государства, на формирование и расширение общественного самоуправления.

Зачем писать свое мнение, если в словаре обширно написано что это. )))

Бюрокра́тия (от фр. bureau — бюро, канцелярия и греч. κράτος — господство, власть) — направление, которое принимает государственное управление в странах, где все дела сосредоточены в руках органов центральной правительственной власти, действующих по предписанию (начальства) и через предписание (подчинённым); также под бюрократией подразумевают класс лиц, резко выделенный из остального общества и состоящий из этих представителей центральной правительственной власти.

Функционирование органов государственной власти осу­ществляется с помощью специального аппарата управления и основано на общественном разделении функций управле­ния и исполнения.

Управление и исполнение — особая сфера обособившейся деятельности. Она характерна для любого организованного общества, а самым эффективным ее институтом в настоящее время является бюрократический.

Вебер вскрыл сущность рационализма бюрократической системы управления. Бюрократия — тип организации, для которой характерно следующее: четкая управленческая иерар­хия; жесткие правила и стандарты деятельности; специали­зация и разделение труда; решение дел компетентными слу­жащими обезличено, беспристрастно, на должном професси­ональном уровне, в точном соответствии с законами и други­ми правилами; владение служащими средствами коммуни­каций и оргтехникой; уважение к чести мундира; предан­ность служебному долгу.

Бюрократия по Веберу есть категория рациональная, средство рационализации управления. Однако бюрократия одновременно и рациональная категория, и социальная.

Лучше всего социальная сторона бюрократии исследована К. Марксом.

Согласно К. Марксу, бюрократия не только является ору­дием управления, но и особой социальной группой со специ­фическими взглядами, ценностями и интересами. Не обла­дая властными полномочиями, чиновники проявляют заин­тересованность в расширении сферы своего влияния, исполь­зовании политической власти, им не принадлежащей, в соб­ственных интересах.

По замечанию К. Маркса бюрократия постоянно стремит­ся к овладению самой властью и не ограничивается выполне­нием чисто инструментальной функции. Бюрократический аппарат включен в процесс политико-административного управления. Если власть реализуется только через управле­ние, то и управление невозможно без власти. Государствен­ные служащие, забыв о беспристрастности, оказывают су­щественное воздействие на центры власти, широко исполь­зуют свои возможности в собственных интересах корректи­ровать государственные решения при их разработке, приня­тии и исполнении. Происходит тесное переплетение, слия­ние власти и бюрократии, их срастание в единую бюрократи­ческую власть. Все это превращает бюрократический аппа­рат в самостоятельную политическую силу.

Чиновничество стало прибыльной отраслью. Многие долж­ности в аппарате власти и управления стали предметом куп­ли и продажи. Продается и покупается все — информация, служебные посты, политические убеждения, честь, совесть, достоинство. Широко используются в личных интересах слу­жебная тайна, переписка с населением, ответы на его запро­сы. Аппарат управления стал формироваться по принципу личных знакомств и обязательств, личной преданности, дружбы, землячества, по связям и протекциям.




Бюрократизму присущи такие черты, как самоуправство, произвол, волокита, консерватизм, бездушие, крючкотвор­ство, круговая порука, корпоративность, медлительность, неповоротливость, рутинность, запутанность процедур, свое­корыстие, мздоимство, склонность аппарата к постоянному росту. С точки зрения организации подобное — очевидная нерациональность. Бюрократизм — профессиональная бо­лезнь управленцев и всех управленческих органов, это поис­тине страшный враг. И в настоящее время чиновничество по­рождает различные должностные преступления, способству­ет размыванию и ослаблению государственной власти.

Основные средства борьбы с бюрократизмом:

· дальнейшая демократизация и построение граждан­ского общества, что будет способствовать развитию самоуп­равления, максимизации участия граждан в управлении, по­вышению их политической культуры, организации дей­ственного контроля за аппаратом управления;

· перестройка государственного аппарата в направлении ограничения роста государства (сокращение числа государ­ственных органов, упразднение целых его структур), децен­трализация и деконцентрация власти (в том числе и коллек­тивной). Чем меньше властных полномочий общество отдает государству, тем меньше будут его размеры;

· дальнейшее совершенствование механизма сдержек и противовесов, создание новых гарантий взаимозависимости и взаимоограничения президентской, законодательной, исполнительной и судебной властей; подробное и четкое регу­лирование процедур принятия управленческих решений;

· перестройка всей системы государственной службы в направлении установления жесткого контроля как за дея­тельностью, так и за профессиональной пригодностью госу­дарственных служащих.

Тест

1.Главой государства может быть:

а) монарх; г) глава правительства;

б) президент; д) Председатель Конституционного Суда

в) глава парламента;

2. Президент Республики Беларусь является главой:

а) государства; в) государства и Правительства;

б) Правительства; г) Парламента.

3. Президент Республики Беларусь не обладает правом:

а) формирования правительства;

б) быть избранным более двух сроков;

в) роспуска Парламента;

г) назначения премьер-министра без согласия Парла­мента.

4. Парламент является органом:

а) законодательным; в) исполнительным;

б) представительным; г) судебным.

5. Акт Президента Республики Беларусь, имеющий силу за­
кона, называется:

а) указом; г) декретом;

б) директивой; д) постановлением.

6. В Республике Беларусь законопроект становится законом
после его:

а) принятия Палатой представителей;

б) одобрения Советом Республики;

в) подписания Президентом;

г) утверждения Правительством.

7. В президентской республике состав правительства опре­деляет:

а) парламент; б) президент.

8. В функции правительства не входит:

а) разработка и реализация основных направлений внут­ренней и внешней политики;

б) разработка и исполнение госбюджета;

в) обеспечение единой государственной политики во всех
сферах жизнедеятельности общества;

г) обеспечение прав и свобод граждан, защиты интересов
государства, национальной безопасности и обороноспособ­ности;

д) принятие законов.

9. В парламентской республике правительство несет ответ­ственность перед:

в) президентом и парламентом.

10. Контроль за конституционностью нормативных актов в
Республике Беларусь осуществляет:

а) Президент; в) Правительство;

б) Парламент; г) Конституционный Суд.

11. Бюрократия — это:

а) власть избираемой политической элиты;

б) власть харизматического лидера;

в) власть чиновников;

г) передача власти по наследству.

Вопросы для повторения

1.Перечислите полномочия Главы Государства в Республике Беларусь.

2. Охарактеризуйте Парламент и его структуру.

3. Перечислите полномочия Парламента и охарактеризуйте законодательный процесс.

4. Опишите правительство: его формирование, состав, структуру.

5. Назовите полномочия правительства.

6. Дайте характеристику судебной власти.

7. Дайте определение местной власти.

8. Что называется бюрократией и бюрократизмом?

Литература

1. Василевич, ГЛ. Белорусское государство на рубеже веков / Г.А. Василевич. — Минск, 2006.

2. Благополучие родной земли — дело всех и каждого. Посла­ние Президента Республики Беларусь А.Г. Лукашенко бело­русскому народу и Национальному собранию // Сов. Белорус­сия. — 2009. — 24 апр.

3. Гавриленко, В.Г. Местное управление и самоуправление / В.Г. Гавриленко. — Минск, 2005.

4.Лугвин, СБ. Государственная бюрократия в условиях со­циальных трансформаций / СБ. Лугвин. — Гомель, 2006.

Функционирование органов государственной власти осу­ществляется с помощью специального аппарата управления и основано на общественном разделении функций управле­ния и исполнения.

Управление и исполнение — особая сфера обособившейся деятельности. Она характерна для любого организованного общества, а самым эффективным ее институтом в настоящее время является бюрократический.

Вебер вскрыл сущность рационализма бюрократической системы управления. Бюрократия — тип организации, для которой характерно следующее: четкая управленческая иерар­хия; жесткие правила и стандарты деятельности; специали­зация и разделение труда; решение дел компетентными слу­жащими обезличено, беспристрастно, на должном професси­ональном уровне, в точном соответствии с законами и други­ми правилами; владение служащими средствами коммуни­каций и оргтехникой; уважение к чести мундира; предан­ность служебному долгу.

Бюрократия по Веберу есть категория рациональная, средство рационализации управления. Однако бюрократия одновременно и рациональная категория, и социальная.

Лучше всего социальная сторона бюрократии исследована К. Марксом.

Согласно К. Марксу, бюрократия не только является ору­дием управления, но и особой социальной группой со специ­фическими взглядами, ценностями и интересами. Не обла­дая властными полномочиями, чиновники проявляют заин­тересованность в расширении сферы своего влияния, исполь­зовании политической власти, им не принадлежащей, в соб­ственных интересах.

По замечанию К. Маркса бюрократия постоянно стремит­ся к овладению самой властью и не ограничивается выполне­нием чисто инструментальной функции. Бюрократический аппарат включен в процесс политико-административного управления. Если власть реализуется только через управле­ние, то и управление невозможно без власти. Государствен­ные служащие, забыв о беспристрастности, оказывают су­щественное воздействие на центры власти, широко исполь­зуют свои возможности в собственных интересах корректи­ровать государственные решения при их разработке, приня­тии и исполнении. Происходит тесное переплетение, слия­ние власти и бюрократии, их срастание в единую бюрократи­ческую власть. Все это превращает бюрократический аппа­рат в самостоятельную политическую силу.

Чиновничество стало прибыльной отраслью. Многие долж­ности в аппарате власти и управления стали предметом куп­ли и продажи. Продается и покупается все — информация, служебные посты, политические убеждения, честь, совесть, достоинство. Широко используются в личных интересах слу­жебная тайна, переписка с населением, ответы на его запро­сы. Аппарат управления стал формироваться по принципу личных знакомств и обязательств, личной преданности, дружбы, землячества, по связям и протекциям.

Бюрократизму присущи такие черты, как самоуправство, произвол, волокита, консерватизм, бездушие, крючкотвор­ство, круговая порука, корпоративность, медлительность, неповоротливость, рутинность, запутанность процедур, свое­корыстие, мздоимство, склонность аппарата к постоянному росту. С точки зрения организации подобное — очевидная нерациональность. Бюрократизм — профессиональная бо­лезнь управленцев и всех управленческих органов, это поис­тине страшный враг. И в настоящее время чиновничество по­рождает различные должностные преступления, способству­ет размыванию и ослаблению государственной власти.

Основные средства борьбы с бюрократизмом:

· дальнейшая демократизация и построение граждан­ского общества, что будет способствовать развитию самоуп­равления, максимизации участия граждан в управлении, по­вышению их политической культуры, организации дей­ственного контроля за аппаратом управления;

· перестройка государственного аппарата в направлении ограничения роста государства (сокращение числа государ­ственных органов, упразднение целых его структур), децен­трализация и деконцентрация власти (в том числе и коллек­тивной). Чем меньше властных полномочий общество отдает государству, тем меньше будут его размеры;

· дальнейшее совершенствование механизма сдержек и противовесов, создание новых гарантий взаимозависимости и взаимоограничения президентской, законодательной, исполнительной и судебной властей; подробное и четкое регу­лирование процедур принятия управленческих решений;

· перестройка всей системы государственной службы в направлении установления жесткого контроля как за дея­тельностью, так и за профессиональной пригодностью госу­дарственных служащих.

Тест

1.Главой государства может быть:

а) монарх; г) глава правительства;

б) президент; д) Председатель Конституционного Суда

в) глава парламента;

2. Президент Республики Беларусь является главой:

а) государства; в) государства и Правительства;

б) Правительства; г) Парламента.

3. Президент Республики Беларусь не обладает правом:

а) формирования правительства;

б) быть избранным более двух сроков;

в) роспуска Парламента;

г) назначения премьер-министра без согласия Парла­мента.

4. Парламент является органом:

а) законодательным; в) исполнительным;

б) представительным; г) судебным.

5. Акт Президента Республики Беларусь, имеющий силу за­
кона, называется:

а) указом; г) декретом;

б) директивой; д) постановлением.

6. В Республике Беларусь законопроект становится законом
после его:

а) принятия Палатой представителей;

б) одобрения Советом Республики;

в) подписания Президентом;

г) утверждения Правительством.

7. В президентской республике состав правительства опре­деляет:

а) парламент; б) президент.

8. В функции правительства не входит:

а) разработка и реализация основных направлений внут­ренней и внешней политики;

б) разработка и исполнение госбюджета;

в) обеспечение единой государственной политики во всех
сферах жизнедеятельности общества;

г) обеспечение прав и свобод граждан, защиты интересов
государства, национальной безопасности и обороноспособ­ности;

д) принятие законов.

9. В парламентской республике правительство несет ответ­ственность перед:

в) президентом и парламентом.

10. Контроль за конституционностью нормативных актов в
Республике Беларусь осуществляет:

а) Президент; в) Правительство;

б) Парламент; г) Конституционный Суд.

11. Бюрократия — это:

а) власть избираемой политической элиты;

б) власть харизматического лидера;

в) власть чиновников;

г) передача власти по наследству.

Вопросы для повторения

1.Перечислите полномочия Главы Государства в Республике Беларусь.

2. Охарактеризуйте Парламент и его структуру.

3. Перечислите полномочия Парламента и охарактеризуйте законодательный процесс.

4. Опишите правительство: его формирование, состав, структуру.

5. Назовите полномочия правительства.

6. Дайте характеристику судебной власти.

7. Дайте определение местной власти.

8. Что называется бюрократией и бюрократизмом?

Литература

1. Василевич, ГЛ. Белорусское государство на рубеже веков / Г.А. Василевич. — Минск, 2006.

2. Благополучие родной земли — дело всех и каждого. Посла­ние Президента Республики Беларусь А.Г. Лукашенко бело­русскому народу и Национальному собранию // Сов. Белорус­сия. — 2009. — 24 апр.

3. Гавриленко, В.Г. Местное управление и самоуправление / В.Г. Гавриленко. — Минск, 2005.

4.Лугвин, СБ. Государственная бюрократия в условиях со­циальных трансформаций / СБ. Лугвин. — Гомель, 2006.

Чиновничья власть, которая должна служить народу, начинает паразитировать на нем. Ведь сама по себе бюрократия ничего не производит, а лишь помогает распределять общественные блага. Но будучи обособленной, превращаясь в закрытую самодостаточную структуру, она чрезвычайно усложняет жизнь тем, кому эту жизнь должна облегчать, ради кого она создается.

Бюрократизм и бюрократия — в чем разница?

Бюрократизм и бюрократия. Системный анализ

Системный взгляд на проблему бюрократии и бюрократизма позволяет увидеть, что это явление полностью обусловлено существованием в обществе кожной меры. Еще в начале 1900-х годов немецким социологом Максом Вебером была сформулирована концепция рациональной бюрократии, которая стала одной из самых полезных идей в сфере общественных наук. Он предлагал скорее модель бюрократии, основные элементы которой полностью базировались (с точки зрения системно-векторной психологии) на ценностях кожной меры, которая, собственно, и организует всю систему управления в обществе, создает четкую структуру власти, природно поддерживая с помощью этой структуры уретрального вождя (харизматическую личность, способную сплачивать вокруг себя человеческую стаю).


Прежде всего, согласно Максу Веберу, работа каждого члена бюрократической системы должна базироваться на четких правилах, которые призваны сделать весь процесс управления наиболее эффективным и рациональным, защитить клиентов от произвола чиновников, то есть бюрократизма. Здесь проявляются такие ценности кожного вектора, как регламентация, эффективность, рационализация любого процесса.

Специализация и разделение труда в бюрократической системе, когда для каждого сотрудника четко определены обязанности и сфера деятельности, тоже влияние кожного вектора. Индивидуализм, разделение труда, стандартизация — принципы организации любого процесса кожной мерой.

И наконец, четкая вертикальная иерархия, свойственная любой бюрократической компании и описанная Максом Вебером, отражает природную иерархию, которая существует в животной стае и до сих пор определяет жизнь человеческого общества. Она представляет собой пирамиду, в основании которой находится большинство, управляемое меньшинством, находящимся на более высоких ступенях иерархической лестницы. Как уже говорилось, на самом верху этой пирамиды находится уретральный вождь, а более низкие по отношению к нему позиции в управлении занимают кожные командиры, лидеры среднего звена, которые и составляют основу бюрократической системы. Именно для них справедливы все описанные выше принципы.

Бюрократизм — что это? Человеческий фактор

Такова в идеале модель эффективной бюрократической системы. Но почему в действительности она не всегда оказывается столь эффективной? Усложнение общества, процессов его управления, развитие экономики приводят к еще большему усилению влияния бюрократической системы. Чем больше структура, которой требуется управлять, тем больше требуется штат управленцев и количество правил, согласно которым она работает. К тому же основным негативным фактором, делающим бюрократическую систему сложной, неповоротливой, пронизанной коррупцией, является, как всегда, человеческий. Давайте рассмотрим подробнее почему.

Ученые-социологи описывают три главные проблемы, которые возникают вследствие существования бюрократической формы управления. Это отчуждение от человека, ритуализм и инерция. Добавим к этому, конечно же, проблему коррупции, которая в умах людей уже прочно связывается с должностью государственного чиновника, хотя это не всегда так. Конечно, насколько эффективно и четко работает система управления, даже самая лучшая, зависит от людей, их векторов и степени их развитости.

Причины бюрократизма. Неразвитая кожа

Причины бюрократизма. Анальный ступор

Бюрократия — довольно громоздкая система, имеющая много уровней, которая, конечно же, не обойдется без исполнителей, которые бы выполняли довольно рутинную бумажную и канцелярскую работу, требующую внимательности, точности, усидчивости, скрупулезности. Для такой работы лучше всего подходят представители анального вектора. Именно они занимаются делопроизводством, документооборотом, составлением отчетов. И именно в их свойствах находятся причины таких проблем, как ритуализм и инерция бюрократической системы.

Напористые кожные командиры требуют от своих исполнителей быстрой реакции, мгновенной перестройки, но неповоротливые анальники в такой ситуации впадают в стресс, который выражается ступором, потерей способности мыслить. Это приводит к многочисленным ошибкам, переделкам и чувству глубокой неудовлетворенности у анальных профессионалов, которые привыкли все делать совершенно.

Бюрократизм и бюрократия в России

Сравнивая с западными странами, мы имеем на те же 10 тысяч населения в Румынии примерно 250 госслужащих, в Германии и Норвегии — около 300, в США — порядка 350, во Франции — около 400 человек, занятых в госслужбе (то есть чиновников во Франции в 6 раз больше, чем в России, относительно населения, конечно).

Кроме того, что в некоторых районах нашей страны действительно не хватает работников госслужб, у нас в стране существует и проблема неэффективной работы бюрократической системы, бюрократизма. С чем это связано? Опять же с тем, что по своей сути бюрократия — это порождение кожной меры, противоположной нашему уретральному менталитету. Мы не ограничены ментально и не любим подчиняться закону. Четкое следование правилам, которое подразумевается в бюрократической системе, нам чуждо. Вот почему бюрократия в России всегда отличалась от западной.

В 1920–1930-е годы в СССР сформировался новый тип чиновничества, отличающийся от европейский бюрократии, — номенклатура, — который тем не менее вобрал в себя все качества бюрократии российской. Во время правления обонятельного Сталина карьера чиновника зависела не от деловых качеств, а от политической лояльности чиновника, его приверженности партии. А во времена его преемников — от личных связей, что, конечно же, не способствовало качеству управления.

Русским свойственно создавать неформальные отношения, даже во власти. Базой для российского кумовства является комплементарность уретрального менталитета анальным ценностям семьи и дружбы. Вот почему, принимая на работу в аппарат власти, в России чаще всего смотрят не на профессионализм, а на наличие связей. О причинах российской коррупции мы уже говорили.

Российский бюрократизм и общество потребления

В настоящее время в России предпринимаются попытки сделать бюрократическую систему более эффективной. Для этой цели широко применяются информационные технологии, которые предполагают облегчение доступа населения к госуслугам, уменьшение бумажной волокиты.

Однако на деле, при все увеличивающейся компьютеризации процесса управления, почему-то происходит рост числа чиновников, а вал отчетности, бумажной работы только возрастает. Это особенно хорошо наблюдается в сферах образования и здравоохранения, где новые методы управления настолько уже формализовали процесс общения с клиентом, что страдает качество обслуживания. Например, на прием пациента выделяется 15 минут, в течение которых врач должен успеть внести все его данные в электронную карту, так что на осмотр времени уже не остается. Контроль каждого шага, необходимость заполнения огромного количества отчетных документов делают из специалистов бюрократов. Бюрократизм проникает в профессиональные области, качество услуг в которых очень от этого страдает.

Конечно, подобные побочные эффекты бюрократии наблюдаются и на Западе, но у нас они вызывают особое неприятие. Ментально нам ближе, когда в центре наших устремлений находится человек, его нужды и потребности. Для нас общее важнее личного, а все эти нормативные проволочки вызывают лишь раздражение.

Вот почему, когда мы берем на вооружение новейшие западные технологии управления, они у нас не работают. Тотальный контроль за качественным выполнением работ, наказание рублем не вызывают у нас желание следовать закону. На русского человека можно воздействовать, лишь пробуждая в нем ответственность за других. Только это находит отклик в его сердце и желание действовать на благо общества.


Поэтому усилия по достижению эффективного управления надо прикладывать не в сфере применения новейших западных технологий управления, а в психологической сфере, раскрывая нашему народу правду о его менталитете и огромном потенциале, заложенном в его психическом.

В поздние советские времена, когда архетипичная бюрократическая номенклатура разлагалась, народ продолжал жить жизнью общества, делая свою работу на совесть, на благо целого, без всяких западных технологий эффективного управления. Правильно выстроенная идеология, оказавшаяся созвучной нашему менталитету, помогла нам создать сильное и экономически развитое государство при слабой и неэффективной бюрократической системе. Это уроки прошлого, к которым мы могли бы обратиться сейчас.

Читайте также: