Чем отличалось движение в индии организованное махатма ганди от других революций кратко

Обновлено: 07.07.2024

теория непротивления злу насилием. он возглавил сорпротивление против англ. колонизаторов сидячей забастовкой с медитацией, и добился свободы для Индии без крови и насилия.

(Махатма) Мохандас Карамчанд Ганди родился 2 октября 1869 года в гуджаратском княжестве Порбандар, умер — 30 января 1948 года в Дели.
Отец Ганди был министром в ряде княжеств полуострова Катхиявар. Ганди рос в семье, где строго соблюдались обычаи индуистской религии, что оказало влияние на формирование его мировоззрения.
Получив в 1891 юридическое образование в Англии, Ганди до 1893 занимался адвокатской практикой в Бомбее. В 1893—1914 служил юрисконсультом гуджаратской торговой фирмы в Южной Африке. Здесь Ганди возглавил борьбу против расовой дискриминации и притеснения индийцев, организуя мирные демонстрации, петиции на имя правительства. В результате южноафриканским индийцам удалось добиться отмены некоторых дискриминационных законов.
В Южной Африке Ганди выработал тактику т. н. ненасильственного сопротивления, названную им сатьяграхой. Во время англо-бурской (1899—1902) и англо-зулусской (1906) войн Ганди создал санитарные отряды из индийцев для помощи англичанам, хотя, по его собственному признанию, считал справедливой борьбу буров и зулусов; свои действия он рассматривал как доказательство лояльности индийцев к британской империи, что, по мнению Ганди, должно было убедить англичан предоставить Индии самоуправление. В этот период Ганди познакомился с трудами Л. Н. Толстого, который оказал на него большое влияние и которого Ганди считал своим учителем и духовным наставником.
По возвращении на родину (январь 1915) Ганди сблизился с партией Индийский национальный конгресс и вскоре стал одним из ведущих лидеров национально-освободительного движения Индии, идейным руководителем конгресса. После 1-й мировой войны 1914—18 в Индии, в результате резкого обострения противоречий между индийским народом и колонизаторами и под воздействием Великой Октябрьской социалистической революции, началось массовое антиимпериалистическое движение. Ганди понял, что, не опираясь на массы, нельзя добиться от колонизаторов ни независимости, ни самоуправления, ни каких-либо других уступок.
Ганди и его последователи разъезжали по Индии, выступая на многолюдных митингах с призывами к борьбе против английского господства. Эту борьбу Ганди ограничивал исключительно ненасильственными формами, осуждая всякое насилие со стороны революционного народа. Он также осуждал классовую борьбу и проповедовал разрешение социальных конфликтов путём арбитража, исходя из принципа опеки. Эта позиция Ганди отвечала интересам индийской буржуазии, и партия Индийский национальный конгресс поддержала её полностью. В 1919—47 Национальный конгресс под руководством Ганди превратился в массовую национальную антиимпериалистическую организацию, пользовавшуюся поддержкой народа.

Вовлечение масс в национально-освободительное движение является основной заслугой Ганди и источником его огромной популярности в народе, прозвавшем Ганди Махатмой (Великой душой) .

Махатма Ганди соврешил великую бескровную революцию, добившись независимости Индии от Великобритании.


Когда речь идет о получении независимости Индии сразу в воображении возникает образ старого, высушенного человека с кротким взглядом и благословляющим жестом руки. Махатма Ганди - человек-легенда, отец нации, тихий и скромный человек, который доказал всему миру, что борьба за права и справедливость может проходить без агрессии и кровопролития. Коротко исследовав биографию Ганди сможем понять, что способствовало его становлению как лидера индийской нации.

Детство и юность

В школе Могандас учился довольно посредственно, особых успехов и талантов не проявлял. Был очень тихим и скромным парнем.
В возрасте 13 лет женился на девушке по имени Каструбай, которую родители выбрали для него из своей касты. Впоследствии у супругов родилось четверо сыновей.

В 18 лет парень отправляется на учебу в Лондон. Здесь он получил хорошее образование и специальность адвоката, овладел английским и французским языками, увлекался естественными науками. Большое внимание юный Могандас уделил изучению духовной литературы - священных книг индуизма, христианства и ислама. Это в большой степени способствовало формированию ненасильственного миролюбивого мировоззрения Ганди.

Южная Африка

В 1891 году после окончания университета Ганди начинает свою трудовую деятельность адвоката в Бомбее. Однако здесь работать молодому специалисту было очень сложно, ведь он плохо знал традиционное индийское и мусульманское право, и кроме того, он не брал взяток. Все это не способствовало дальнейшей карьере Ганди в адвокатской деятельности в Индии, и в 1893 году он по приглашению своего брата переезжает в южноафриканскую провинцию Наталь. Здесь Ганди разворачивает бурную деятельность. Кроме работы юрисконсультом, он погружается в политическую жизнь края. Здесь возглавляет борьбу за права индусов, организовывает мирные демонстрации и пишет петиции и письма к правительству. В результате настойчивости Ганди удалось добиться отмены некоторых дискриминационных законов.

С 1904 года Ганди оставляет адвокатскую практику, благодаря которой удалось нажить хорошее состояние и купить фазенду возле Дурбана. Здесь он организует первый ашрам (центр), которых впоследствии станет много по всей Индии. Уже тогда он начинает впервые говорить о необходимости отделения Индии из состава Британской империи и произойти это должно, по мнению Ганди, исключительно мирным путем.

В 1908 году в Йоханнесбурге Ганди поднял новую волну сопротивления против дискриминации индусов. Дело в том, что их заставляли пройти унизительную процедуру регистрации. Отстаивать права своих земляков Ганди отправился на переговоры в Лондон. Однако это не дало результатов. Индусы начали демонстративно сжигать свои регистрационные карточки, а Ганди был арестован. Через год вопрос регистрации был решен в пользу индусов.

Духовный отец нации

С 1915 года Ганди переселяется в Индию и здесь начинает решительную борьбу за независимость ее от Британской империи. Местные элиты поддержали его, борьба без агрессии и кровопролития очень импонировала им. Большую роль сыграл Ганди для сплочения широких масс индийского общества, которое уже созрело для борьбы за свою страну. В результате многочисленных протестных акций, сопротивления индусов внешней политике Британии, которая принимала участие во Второй мировой войне и хотела привлечь индийских солдат, в 1946 году страна наконец получила желанную независимость.

Однако до окончательного формирования свободного государства было еще далеко. Нужно было создать конституцию. И Махатма все время посвятил этому делу. Первые годы независимости не были спокойными, и началось жесткое противостояние между индусами и мусульманами на религиозной почве. Для того, чтобы утихомирить разъяренные массы, Махатма, который пользовался тогда большой популярностью и уважением у населения, объявил пожизненное голодание. Взирая на его призыв, а также благодаря усилиям обеих религиозных общин, кровопролитие удалось остановить.

Убийство

Первое покушение на жизнь лидера индийской нации состоялось 20 января 1948 года, через два дня после прекращения им голодовки. Беженец из Пенджаба по имени Манданлал бросил в Ганди самодельное взрывное устройство. Однако взрывчатка не сработала.
Уже через несколько дней - 30 января во время вечерней молитвы во дворе дома, когда к Ганди пришло много людей, чтобы поздороваться со своим кумиром, неизвестный выстрелил в него три раза. Ранения оказались смертельными и уже через два часа Ганди умер. Убийцей оказался Нахтурам Годзе - индийский националист. Он сразу сдался и вину свою признал. Убийца действовал не один, и впоследствии полиция арестовала еще 9 организаторов преступления.

Человек тысячелетия

Индия в современном понимании стала единым государством лишь в 1947 году, когда был свергнут протекторат Британской короны. Возглавил восстание Махатма Ганди, который до этого уже считался национальным героем, а после стал вообще святым.

Начало здесь и здесь .

В 1934 году Ганди вышел из состава Национального конгресса. Полагается считать, что из-за разногласий с коллегами. Но следующие пять лет Ганди провел в собственном ашраме, где, как и положено гуру, проповедовал всем вечные истины – про согласие, любовь и терпимость. Индийское общество было потрясено тем, что он принимал у себя неприкасаемых – самую низшую из индийских каст.

Неприкасаемые – это люди, находящиеся вне главных четырех каст. К ним относятся сотни представителей профессиональных и бытовых субкультур. В первую очередь, прокаженные, гомосексуалисты, бомжи, наркоманы, ассенизаторы. А также те, кто в нашем западном понимании не вызывает негативных ассоциаций – парикмахеры, уличные музыканты, рыбаки, дорожные строители, кожевенники. Издревле им было запрещено пользоваться общественным транспортом, посещать публичные мероприятия, ходить в общие храмы, первыми заговаривать с представителями высших каст и так далее.

Вот против этого и выступал Ганди. Лично показывал пример: ел с ними из одной посуды и в транспорте ездил только третьим классом. Видимо, поездка с неграми-рабами в Африке произвела на Ганди сильное впечатление.

С ним соглашались уже все – и англичане, и соотечественники, и весь зарубежный мир. Но его практика непротивления злу насилием, мирный протест против зла вдруг споткнулся о Вторую мировую войну. Перед конгрессом встал вопрос о том, распространяются ли правила Ганди на действия Третьего рейха? Ганди был против войны с Германией (даже хотел ехать к Гитлеру на переговоры), конгресс и Англия, разумеется, за. Тогда Ганди заявил, что Индия может вести военные действия, но только как самостоятельное государство, а не выполняя волю британской короны. После того, как индийские ВВС и флот присягнули Национальному конгрессу, стало ясно, что Англия больше не правит страной.

Процесс передачи власти от англичан индийскому правительству сопровождался разделом территорий. Этим воспользовалась Мусульманская лига Индии и заявила о создании мусульманского государства Пакистан. В стране вспыхнули беспорядки, апогеем которых стал День прямого действия 16 августа 1946 года. Тогда в течение трех дней сражений между мусульманами и индуистами погибли более 4000 человек и 100 тысяч семей лишились крова. Но в 1947 году Пакистан все же появился на карте мира, и с тех пор перманентно воюет с Индией.

Для Ганди это был тяжелый удар, он всячески пытался примирить мусульман и индуистов. Однако только навлек этим на себя беду. В январе 1948 года он был убит тремя выстрелами на пороге собственного ашрама. Убийцами оказались представители одного из радикально-индуистских движений.

Сегодня в честь Ганди по всему миру установлены тысячи памятников, в Индии десятки музеев и храмовых сооружений. А с 2007 года ООН признало день рождения Махатмы – 2 октября – международным днем ненасилия.

150 лет со дня рождения Махатма Ганди

До конца 1940-х годов Индия была колонией Великобритании. А точнее, колонией Ост-Индской компании – крупной торговой корпорации, в число пайщиков которой входили представители верхушки правящего класса Великобритании, включая и Королевскую семью.

В 1885 году была создана партия Индийский национальный конгресс (ИНК), отражающая интересы коренного населения Индии. Её основатели, в частности Дадабхай Наороджи (1825 — 1917), не ставили перед собой целью достижения независимости. Их желания ограничивались реформами, улучшающими положение индийского населения, установлением ограниченного самоуправления, и предоставлением политических прав и возможностей верхушке индийского общества. Поэтому английская администрация отнеслась к созданию новой партии благосклонно. Вскоре Дадабхай Наороджи был избран депутатом английского парламента от Индии.

Тилак был не только политическим деятелем, но и внес вклад в науку. В 1903 году он сформулировал концепцию арктического происхождения индоарийцев. Для её обоснования он использовал тексты индийских священных книг. Однако в современной науке к этой концепции относятся скептически.

Развивалось освободительное движение и среди мусульман Индии. Вначале мусульманские политики участвовали в работе Индийского национального конгресса, а затем в 1906 году создали самостоятельную партию – Мусульманскую лигу. Её литером стал Мухаммед Али Джинна (1876 — 1948). Правда сам Джинна недостаточно усердно соблюдал мусульманские традиции: он брил бороду, ел свинину и употреблял алкоголь.

Сформировалось и крайнее религиозно-националистическое течение. Его лидером и идеологом стал крупный предприниматель и писатель Винаяка Дамадар Саваркар (1888 — 1963), разработавший концепцию хиндугвы. Сторонники хиндугвы считали, что настоящими индусами являются только те, кто исповедует индуизм, а все остальные (и, в первую очередь, мусульмане) являются врагами индийского народа. После завоевания независимости Индии на базе этого течения возникли такие правые партии, как Джаната парти.

Развивалось в Индии и коммунистическое движение. Но, к сожалению, среди коммунистов Индии не было единства и они не смогли сыграть в её истории значительной роли.

Но вернемся к Мохандесу Ганди. Он родился в состоятельной и религиозной семье. В 19 лет Мохандес отправился в Лондон, где


Молодой Мохандес Карамчандр Ганди

получил юридическое образование, после чего вернулся в Индию. Но затем уехал в Южную Африку, где жило много индусов. В Южной Африке и произошло становление Ганди как политического мыслителя и политического деятеля.

Ганди резко отрицательно относился к английскому владычеству в Индии, но не хотел бороться с ним насильственным путем. Он был принципиальным противником насилия и считал, что оно может породить лишь новую волну насилия. В этом Ганди сходился с Великим русским писателем Львом Николаевичем Толстым (1828 — 1910), с которым обменивался письмами, содержащими размышления о современном обществе и его проблемах.

Другим деятелем, оказавшим большое влияние на Ганди, стал ирландский общественный деятель Майкл Девитт (1846 — 1906). Ирландия, как и Индия, принадлежала Великобритании. И в Ирландии тоже развивалось национально-освободительное движение.

В молодости М. Девитт принимал участие в вооруженной борьбе против британского владычества, несколько лет отсидел в тюрьме. Но вооруженная борьба не вдохновляла Девитта и он начал придумывать разные нетривиальные формы борьбы без применения насилия.

Жил в Ирландии богатый лорд, землю у которого арендовали крестьяне. А управляющим у лорда был мистер Чарльз Бойкот (1832 — 1897), всячески притеснявший арендаторов. Арендаторы пошли к Майклу Девитту за советом, как им быть. И Девитт предложил простую идею: нужно перестать разговаривать с управляющим и не замечать его. Крестьяне последовали этому совету.

В 1907 году итальянский опыт переняли русские рабочие. В результате итальянской забастовки работа Петербургско-Варшавской железной дороги оказалась почти полностью парализованной.

Ганди был принципиальным противником насилия и подобные приемы ему очень нравились. Он стал активно пропагандировать их использование в национально-освободительной борьбе.

Из этих идей выросла сформулированная Ганди концепция Сатьяграха, предполагающая борьбу с английским колониализмом методами ненасилия и гражданского неповиновения.

Ганди считал, что Индии не нужна крупная промышленность, экономика должна основываться на мелком производстве крестьян и ремесленников.

Словом, типичная мелкобуржуазная утопия, которая выглядит крайне наивно и напоминает мечтания о светлом Будущем, когда по Земле будут ходить Свободные Люди и Кони. Но за этими мечтаниями стояли представления народа и тесно связанного с народом интеллигента о том, что такое хорошо и что такое плохо. И эти представление вели на борьбу с угнетателями. Ибо борьба – это, в первую очередь, борьба против чего-то. Даже если нет четких представлений о том, за что идет борьба. Поэтому не будем торопиться критиковать Ганди.

После смерти Тилака в 1920 году Ганди становится лидером левого крыла партии Индийский национальный конгресс. В 1921 году он возглавил партию и руководил ей до 1934 года. В 1930-х годах между Ганди и другими руководителями Конгресса возникли разногласия и Ганди отошел от руководства партией, которую возглавил Джавахарлал Неру (1889 — 1964). Однако фактически Ганди остался главным идеологом ИНК.

Ярким событием в истории Индийского национально освободительного движения стал руководимый Махатмой Ганди Соляной поход. Он состоялся в марте-апреле 1930 года после того, как британская администрация ввела налог на соль. Сотни тысяч индусов прошли 400 километровый марш протеста, около 80 тысяч индусов (в том числе и Ганди) были арестованы. По поводу этого похода во всем мире начался большой шум. Его главный результат заключался в том, что поход заложил в Индии традиции массовых акций протеста, с которыми английской администрации пришлось считаться.

Махатма Ганди среди сторонников

Махатма Ганди среди сторонников

В 1930-х годах одним из ближайших друзей Махатмы Ганди стал инженер Морис Фридман (1901 — 1977). Он был польским евреем, но, увлекшись идеями Ганди, приехал в Индию и принял имя Свами Бхарахананда. В 1938 году Ганди и Бхарахананда уговорили одного из раджей провозгласить на территории его княжества республику. Эта игрушечная республика стала полигоном для обкатки государственных структур, внедренных после достижения Индией независимости.

В Индии существовало немало социальных и политических проблем, которые нужно было как-то решать. Одна из них заключалась в том, что в Индии сохранялась система каст.

Для подавляющего большинства идеи Амбедкара звучали слишком радикально и были неприемлемыми. Одним из критиков этих идей стал Махатма Ганди.

Махатму Ганди (принадлежавшего к касте вайшьев), как человека в высшей степени гуманного, удручало угнетенное положение людей из нижних каст. И, вместе с тем, как человек традиционной индийской культуры, он не решался ставить вопрос о ликвидации кастовой системы вообще. И, тем более, о разрыве с индуизмом. Он попытался убедить широкую общественность в том, что кастовое неравенство вовсе не вытекает из индуизма и что парии – такие же люди, как и представители других каст. Он называл париев хариджанами (детьми Божьими) и призывал общество изменить свое отношение к ним. Но вопрос об уничтожении каст Ганди не ставил. Когда его собственный сын решил жениться на девушке из другой касты (браминов), Ганди был очень расстроен. Но, после долгих колебаний, дал согласие на этот брак.

Интересно, что более радикальных взглядов на проблему каст придерживались крайние национал-индуисты. В.Д. Саваркар считал, что касты нужно уничтожить решительно и бесповоротно. Что, по его мнению, не помешает индуизму, а лишь укрепит его.

После завоевания независимости в Индии был издан закон, уравнивающий в правах членов всех каст. Премьер-министр Д. Неру предложил Амбедкару пост министра юстиции в своем правительстве. Амбедкар принял предложение и стал автором первой Конституции страны. В современной Индии Амбедкар, наряду с М.К. Ганди и Д. Неру, почитается как один из создателей индийской государственности.

Острой проблемой для Индии стало наличие двух крупных религиозных конфессий: индуистов, живущих преимущественно в центральной и южной Индии, и мусульман, живущих в северо-западной и северо-восточной части. Отношение между конфессиями были весьма напряженными, каждая конфессия имела свои политические структуры, и оптимистическая мысль о том, что после провозглашения независимости обе конфессии смогут ужиться в рамках одного государства, выглядела более чем сомнительной.

После окончания Второй мировой войны Великобритания оказалась не в силах далее удерживать Индию под своей властью. 15 марта 1946 года премьер-министр Великобритании лейборист Клемент Эттли (1883 — 1967) заявил о предоставлении Индии прав доминиона.

Статус доминиона Великобритании имеют такие страны, как Канада и Австралия. Формальным главой этих стран числится английский король или королева, назначающие генерал-губернатора доминиона, однако при этом жители доминиона избирают собственный парламент, который формирует правительство. Реальным главой доминиона является не губернатор, а премьер-министр. Статус доминиона – это почти независимость.

В конце марта 1946 года начались переговоры о процедуре создания доминиона. Первоначально предполагалось создать единую Индию, но эта идея натолкнулась на сопротивление мусульманских лидеров. Тогда Вице-король Индии английский адмирал лорд Луис Маунбеттен (1900 — 1979) предложил создать два доминиона: Индию (для районов с индуистским населением) и Пакистан (для районов с мусульманским населением).

14 августа 1947 года Пакистан официально стал доминионом Великобритании, а на следующий день доминионом стала Индия. Генерал-губернатором Пакистана был назначен лидер мусульман Мухаммед Али Джинна, генерал-губернатором Индии – старейший деятель Индийского национального конгресса Чакравати Раджагопалачария (1878 — 1972). Эти назначения показали, что Великобритания смирилась с потерей Индии и рассматривает её как отрезанный ломоть.

Правительство Индии возглавил лидер ИНК Джавахарлал Неру (1889 -1964).

Доминионом Индия была недолго. 26 января 1950 года она была провозглашена независимой республикой. Пакистан стал независимой республикой в 1951 году.

Махатма Ганди был против образования Пакистана. Он считал, что индусы и мусульмане могут и должны дружно жить в рамках одного государства. Используя свой огромный авторитет в стране, Ганди делал все возможное для того, чтобы добиться этой цели. Это вызывало недовольство радикальных индуистов, считавших своими врагами тех, кто молится Богу по-иному. 30 января 1948 года Махатма Ганди был застрелен индуистским фанатиком Натхурамом Годзе (1910 — 1949).

Убийство Махатмы Ганди потрясло Индию и весь мир.

Следствие по делу об убийстве Ганди продолжалось почти два года. На скамью подсудимых, наряду с убийцей, были посажены и

Памятник М. Ганди в Москве

Памятник М. Ганди в Москве

вероятные организаторы убийства, в том числе и лидер радикальных национал-индуистов В.Д. Саваркар. Н. Годзе и его сообщник Нараян Даттатрайе Апте (1911 — 1949) были приговорены к смертной казни и повешены, Саваркар – оправдан за недостатком улик.

Как с позиции коммунистов следует оценивать деятельность Махатмы Ганди? И могут ли коммунисты извлечь из опыта его борьбы что-то полезное?

Коммунисты много и справедливо критиковали идиллические представления о том, что будущее прекрасное общество можно создать чисто мирным путем без применения насилия. Враг без боя не сдается. Главной мишенью этой критики были левые деятели, мечтавшие добиться своих целей путем парламентской борьбы. Но Махатма Ганди к числу таких деятелей не относился. Его стратегия была иной: формирование массового народного движения, борющегося за независимость Индии. Если такое движение будет достаточно сильным, то колонизаторы уйдут сами, не вступая в явно бесперспективную борьбу. Так же, как в 1480 году ушли с берегов реки Угры татаро-монгольские завоеватели. Кровопролитие не понадобится.

И этот проект реализовался.

Ганди действовал по-другому. Своей главной стратегической задачей он сделал завоевание массовой народной поддержки. А большинство представителей трудящихся были не готовы к использованию насилия в борьбе против колонизаторов. Отсюда и пропагандируемая Ганди концепция ненасилия, вызывающая ироничную усмешку у бывалых коммунистов.

Хотим мы этого или не хотим, но сила массового движения резко возрастает при появлении харизматичного лидера (каковым, в частности, был и упомянутый выше отец Георгий). Таким лидером не могли стать высоколобые интеллигенты Тилак и Неру. Не смогли выдвинуть такого лидера и коммунисты. Харизматичным лидером стал Ганди, человек близкий к народу, который, подобно юродивым в России, ходил в рубище и сандалиях на босу ногу. Не занимая никаких официальных постов, он стал реальным лидером независимой Индии.

Появление в современной России харизматичного левого лидера может резко изменить в лучшую сторону политический ландшафт нашего Отечества. К сожалению, руководители нашего коммунистического движения на роль таких лидеров не подходят. Может быть, им могла бы стать крановщица ленинградского завода Наталья Сергеевна Лисицына. В этом, собственно, и заключался главный смысл выдвижения её кандидатуры на выборах Президента. Но реализовать этот план не удалось.

В Москве, в сквере на пересечении Ломоносовского и Мичуринского проспектов поставлен памятник Великому сыну индийского народа. Махатма Ганди изображен в виде странника, который в рубище, сандалиях на босую ногу и с бамбуковой тросточкой в руке широкими шагами идет в Будущее своей страны.

С.В. Багоцкий

Исходя из этого, нам видится целесообразным не поиск яркого левого лидера, способного повести за собой массы, а планомерное пробуждение человеческого сознания, подъем людей на борьбу против своего рабского положения, во имя свободного от угнетения социалистического будущего. Располагающая к активной борьбе историческая ситуация непременно повлечет за собой появление лидера — не наоборот. Коммунистам необходимо всячески способствовать возникновению такой ситуации, а после умело воспользоваться ею во благо миллионов простых жителей страны и планеты. Позитивный пример такого развития событий история уже продемонстрировала нам в октябре 1917 года.


Биография Mohandas Karamchand Gandhi

Биография этого потрясающего человека насыщена важными для его страны событиями, его желанием изменить несправедливые устои, существовавшие тысячи лет на территории родной страны.

Детство и юность

В школе Могандас учился довольно посредственно, особых успехов и талантов не проявлял. Был очень тихим и скромным парнем.
В возрасте 13 лет женился на девушке по имени Каструбай, которую родители выбрали для него из своей касты. Впоследствии у супругов родилось четверо сыновей.

В 18 лет парень отправляется на учебу в Лондон. Здесь он получил хорошее образование и специальность адвоката, овладел английским и французским языкми, увлекался естественными науками. Большое внимание юный Могандас уделил изучению духовной литературы — священных книг индуизма, христианства и ислама. Это в большой степени способствовало формированию ненасильственного миролюбивого мировоззрения Ганди.

Родился Мохандас Карамчанд Ганди 2 октября в 1869 году в прибрежном городе Порбандар, находящемся в штате Гуджарат. Так уж повелось, что семья Ганди не была бедной. Она занимала промежуточную ступень в классовом строе Индии, так как принадлежала к варне вайшьям – купцам.

Отец Мохандаса Кармчанд занимал достаточно высокую должность министра города. Семья всегда следовала всем религиозным обрядам и традициям. Самой набожной в их семье была мать, которую звали Пулитбай. Она не пропускала ни одного богослужения, занималась чтением религиозной литературы, пропагандировала вегетарианство, соблюдение строжайшего поста и принципов самоотречения.

Mahatma Gandhi с женой Кастурбай 1902г

По словам самого Мохандаса Ганди, его старший сын Харилал вел неправедный образ жизни, что выражалось в пьянстве и распутстве. Кроме того, он не был верен своей религии, менял ее с одной на другую. Со временем Мохандас отказался от своего сына. Такой образ жизни привел Харилала к тому, что он умер от сифилиса. Остальные сыновья пошли по стопам своего отца и были его ярыми соратниками.

Девдас вошел в историю благодаря тому, что сочетался браком с Лакши, являвшейся дочерью Раджаджи, который хоть и был сторонником Ганди и руководителем Индийского национального конгресса, сам Махатма не мог поддержать такой союз их детей. А все дело в том, что семья Лакши принадлежала к варне браминов. Межварнавые браки по религиозным соображениям были запрещены. Несмотря на это, родители Девдаса смягчились и молодые в 1933 году получили разрешение на брак.

Великая душа

Благодаря воспитанию, поученному от родителей, Мохандас стал приверженцем непричинения вреда любому живому существу. Его учили самоочищаться, он всегда проявлял терпимость к другим кастам в Индии и религиям.

Именно поэтому его оружием в борьбе за независимость Индии стала сатьяграха – философия, основанная на ненасильственном сопротивлении.

Свыше 30 лет Ганди проповедовал сатьяграху и в конце концов доказал миру эффективность своей ненасильственной политики – в 1947 году Индия получила независимость от Британии.

Южная Африка

В 1891 году после окончания университета Ганди начинает свою трудовую деятельность адвоката в Бомбее. Однако здесь работать молодому специалисту было очень сложно, ведь он плохо знал традиционное индийское и мусульманское право, и кроме того, он не брал взяток. Все это не способствовало дальнейшей карьере Ганди в адвокатской деятельности в Индии, и в 1893 году он по приглашению своего брата переезжает в южноафриканскую провинцию Наталь. Здесь Ганди разворачивает бурную деятельность. Кроме работы юрисконсультом, он погружается в политическую жизнь края. Здесь возглавляет борьбу за права индусов, организовывает мирные демонстрации и пишет петиции и письма к правительству. В результате настойчивости Ганди удалось добиться отмены некоторых дискриминационных законов.

С 1904 года Ганди оставляет адвокатскую практику, благодаря которой удалось нажить хорошее состояние и купить фазенду возле Дурбана. Здесь он организует первый ашрам (центр), которых впоследствии станет много по всей Индии. Уже тогда он начинает впервые говорить о необходимости отделения Индии из состава Британской империи и произойти это должно, по мнению Ганди, исключительно мирным путем.

В 1908 году в Йоханнесбурге Ганди поднял новую волну сопротивления против дискриминации индусов. Дело в том, что их заставляли пройти унизительную процедуру регистрации. Отстаивать права своих земляков Ганди отправился на переговоры в Лондон. Однако это не дало результатов. Индусы начали демонстративно сжигать свои регистрационные карточки, а Ганди был арестован. Через год вопрос регистрации был решен в пользу индусов.

Обучение в Лондоне

Учеба и первая работа

В 19 лет Махатма Ганди уезжает учиться в Лондон юриспруденции. После окончания обучения, в 1891 году, он возвращается в Индию. Его первой работой, которой он занимался 2 года в Бомбее, была адвокатская практика.

Не достигнув успеха в адвокатском ремесле, в 1893 году, Махатма Ганди уезжает в Южную Африку. Там он работает юрисконсультом в гуджаратской торговой компании.

Освободительная идея

Работая в Южной Африке, Мохандас начал проникаться освободительными идеями. Он стал активистом в борьбе за равноправие и уничтожении дискриминации местного населения по отношению к индийцам.

Все его действия носили мирный характер: он был организатором демонстраций, составлял и направлял петиции в правительство. Его труды имели успех: южноафриканское руководство изменило ряд законов, а самые дискриминационные были и вовсе отменены. Это позволило индийцам начать жить в более равных условиях.

Во время англо-бурской и англо-зулусской войн в Южной Африке, Махатма Ганди был организатором индийских санитарных отрядов, которые помогали англичанам. При этом саму борьбу буров и зулусов против британцев Ганди считал справедливой.

Жизнь и борьба в Южной Африке

Когда через 4 года Мохандас вернулся в Индию, он узнал о смерти матери. На родине Ганди пробыл недолго, и вскоре вместе со своей женой отправился в Британскую Колонию Наталь в Южной Африке. Там его ждала должность юриста в крупной торговой фирме. Именно в Африке Ганди был поражен расовой дискриминацией и несправедливостью в отношении своих соотечественников. И именно там он начал вести борьбу за права и свободу индийского народа. За 21 год пребывания в Африке Ганди испытал на себе все бесчинства британцев по отношению к людям другой религии и иного цвета кожи. Но он добился того, чтобы индийцы получили право на участие в выборах, для них была пересмотрена ставка налогообложения, и браки, заключенные по индийским традициям, стали признавать законными. Работая и участвуя в борьбе за права своего народа на африканском континенте, Ганди вывел принципы учения Сатьяграха и использовал их. Сатьяграха – это ненасильственное сопротивление британским колонизаторам, выражающееся в отказе сотрудничать с властями и неповиновении законам. В этот же период жизни молодой Ганди познакомился с трудами великого русского писателя Льва Толстого, которого впоследствии называл своим наставником. Идеи Толстого о непротивлении злу насилием, теория неприятия насильственных действий в любой форме и для достижения любых целей легли в основу Ганди в дальнейшем развитии освободительного движения в Индии.

Возвращение в Индию

В 1915 году Ганди вернулся домой, в Индию. Он вступил в Индийский национальный конгресс, а в 1921 году стал его руководителем. В 1934 году из-за разногласия в идейных взглядах с другими руководителями партии, Ганди покинул Конгресс.

События в России 1917 года не прошли мимо Индии. В этот период там стало развиваться антиимпериалистическая идеология. Махатма Ганди ездил по штатам Индии вместе со своими последователями и агитировал население объединиться в мирной борьбе против британского господства.

Ганди не признавал революцию и классовое вооруженное противостояние. Он считал, что можно все решить путем арбитража.

Борьба за независимость Индии

Позиция Ганди в борьбе за независимость Индии совпадала с принципами индийской буржуазии, и поэтому Индийский национальный конгресс его поддержал.

Эта борьба закончилась победой в 1947 году, когда Индия мирным путем получила независимость от Великобритании. Правда, страна была разделена на светскую Республику Индия с преобладанием индуистского населения и мусульманский Пакистан. Все попытки Ганди примирить враждующие стороны окончились безрезультатно, но он не терял надежды на воссоединение Индии.

30 января 1948 года во время богослужения в Дели к Ганди подошел некий индус. Он поклонился, а когда выпрямился, вынул револьвер и произвел в него три выстрела. Махатма Ганди умер, став жертвой того, с чем боролся.

Сегодня в Индии его имя произносится с великим почитанием наравне с именами святых.

Лидер Индийского национально-освободительного движения

В 1914 г. Ганди вернулся в Индию и активно включился в борьбу за права своего народа. Он организовал кампанию по пассивному сопротивлению закону Роулетта, дававшему британским властям в колониях неограниченные полномочия подавлять любые выступления против и вершить правосудие над неугодными им гражданами без суда и юридической защиты. Возмущенный такой несправедливостью Ганди вместе со своими единомышленниками объездил всю страну, выступая на митингах, организуя голодовки и призывая народ к неповиновению, но без насилия и с готовностью стойко переносить любые лишения и боль. Благодаря личному примеру, своим призывным речам и безграничной вере в справедливость и равенство людей к 1920 г. он стал самой видной фигурой в движении за независимость Индии от Британской Империи, а в 1921 г. был избран главой Индийского национального конгресса, крупнейшей политической партии в стране.

Ганди никогда не призывал соотечественников к вооруженному захвату власти, а лишь вдохновлял их проводить кампании неповиновения англичанам. Он пробуждал в индийцах чувства самосознания и самоуважения, вселяя в них ненависть к колонизаторам и их законам.

Сочинения

Покушения и смерть Махатмы

В биографии Махатмы Ганди было 3 покушения, последнее из которых оказалось роковым. Один из паломников в процессе проповеди подошел к философу и выпустил в него 3 пули из пистолета.

Ганди срочно госпитализировали в местную больницу, но врачи так и не смогли спасти ему жизнь. Мохандас Карамчанд Ганди умер 30 января 1948 года в возрасте 78 лет. Его тело кремировали, а на месте кремации позже был построен мемориал Радж Гхат.

Незадолго до смерти Махатма почти успел завершить написание первой Конституции независимой Индии. Интересен факт, что после его кончины, в нее внесли всего несколько правок.

Аресты Махатмы и Кастурбы Ганди

Интересные факты

Кол-во блоков: 33 | Общее кол-во символов: 35557
Количество использованных доноров: 8
Информация по каждому донору:

Читайте также: