Проектная деятельность как средство формирования ууд в начальной школе

Обновлено: 05.07.2024

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Следует отметить, что реализация ФГОС уже сама по себе подразумевает широкое использование в образовательном процессе таких методических инструментов, которые эффективно формируют у младших школьников умения самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения, ‑ что в конечном итоге и формирует базу, необходимую школьнику для успешного обучения на следующих образовательных ступенях.

Высокая эффективность проектной методики в сравнении с традиционными методами обусловлена тем, что её применение предполагает высокую степень самостоятельности и инициативности учащихся, требует выраженной познавательной активности, а также способствует развитию социальных навыков младших школьников в процессе групповых взаимодействий. Следствием системного внедрения проектной методики в практику формирования у младших школьников необходимых универсальных учебных действий является приобретение детьми определённого опыта исследовательской и творческой деятельности, а также формирование межпредметной интеграции знаний, умений и навыков.

Поскольку в основу проектной деятельности положена идея о направленности учебно-познавательной деятельности школьников на результат, то и сам процесс применения проектной методики подразумевает самостоятельную деятельность учащихся по решению той или иной проблемы с использованием разнообразных средств интеграции знаний и умений из различных областей. Как показывает анализ современного опыта в применении данной методики, результаты выполненных проектов зачастую непосредственно связаны с реальной жизнью учащихся, поэтому и воспринимаются учащимися как интересные и личностно значимые.

Важно отметить и тот факт, что стержневым принципом в применении проектной методики является принцип совместной деятельности учителя и ученика на всех этапах работы: они вместе планируют, формулирую задачи, разрабатывают содержание этапов работы, анализируют и оценивают полученные результаты, определяют дальнейшую перспективу работы. При этом сама форма продукта может быть различной: от конкретного теоретического решения проблемы до результата, готового к внедрению. В частности, примерами готового проекта могут служить поставленный спектакль, исследование на заданную тему, поделка, действующая модель и т.д.

Действительно, выполняя проект, ребенок постепенно обучается азам самостоятельного мышления, формирует навыки поиска и формулировки проблемы, а также путей по её решению, у школьника развивается способность прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решения, формируются умения устанавливать причинно-следственные связи в том информационном пространстве, которым он овладевает.

Рассматриваемая нами методика проведения учебных исследований, учебных проектов, предлагаемая А.И. Савенковым, позволяет включить ребенка в собственный исследовательский поиск на любых предметных занятиях в ходе основного обучения. Данную методику можно успешно применять как на уроках, так и во внеурочной работе. Предлагаемая система занятий позволяет учащимся в игровой форме выявлять проблемы, разрабатывать гипотезы, наблюдать, классифицировать. Совместный творческий поиск позволяет делать открытия, создавать новое, делать выводы и идти дальше, что, несомненно, повышает познавательную активность.

Во втором классе для организации проектно-исследовательской деятельности применяются те же исследовательские задания: мини-исследование, мини-проект и т.д. Работа проходит в основном под руководством учителя, но тема уже может, предлагается как коллективная, так и индивидуальная. Объём работы немного увеличивается по сравнению с первым классом. Кроме того, начиная со второго класса, целесообразна организация тренировочных занятий и специальных занятий по отработке основных этапов исследовательской работы.

В третьем классе исследовательские задания заметно усложняются, в частности дети знакомятся уже со всеми этапами работы над проектом, а к четвёртому классу учащиеся должны научиться:

  • принимать и сохранять на протяжении всей работы над проектом цель познавательной деятельности;
  • на всех этапах планировать свои действия в соответствии с целью проекта;
  • осуществлять пошаговый и итоговый контроль своей деятельности по реализации задач проекта;
  • осуществлять поиск необходимой информации, используя учебник, ресурсы библиотеки и сети Интернет;
  • сопоставлять, сравнивать и обобщать информацию, представленную в разных источниках;
  • строить логическую цепочку рассуждений на основе анализа информации из различных источников;
  • устанавливать причинно-следственной связи наблюдаемых изменений;
  • сравнивать и классифицировать объекты по самостоятельно выбранной или заданной классификации;
  • обобщать наблюдения, формулировать выводы;
  • систематизировать информацию и уметь её публично представить.

Таким образом, участвуя в проектной деятельности, учащиеся (1) овладевают универсальными учебными действиями, которые учат планировать работу, работать в группе, обсуждать выдвинутые идеи, выслушивая предложения других членов группы и распределяя задания для выполнения; (2) знакомятся с требованиями к работе и требования к конечному продукту; (3) узнают, какими бывают источники информации (книги, словари, учителя, родители и т.д.) и учатся работать с названными источниками; (4) учатся оценивать конечный результат; анализируют свою работу. Всё это способствует развитию всех четырёх блоков универсальных учебных действий: личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных, поскольку в ходе овладения проектной методикой учащиеся учатся связывать учебную ситуацию с реальными жизненными целями и ситуациями (личностные УУД); овладевают азами управления познавательной и учебной деятельностью в процессе формулировки целей, при осуществлении планирования, контроля и дальнейшей коррекции своих действий (регулятивные УУД); овладевают базовыми умениями исследования, поиска, отбора и структурирования необходимой информации, моделирования изучаемого содержания (познавательные УУД); у них формируется умение планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга и эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками (коммуникативные УУД). Кроме прочего, выполняя исследования в группах, юные исследователи: и сильные, и слабые ‑ получают возможность развить лидерские качества, соответственно, участие в исследовательской деятельности повышает уверенность в себе, что позволяет успешнее учиться в дальнейшем.

Нажмите, чтобы узнать подробности

В докладе рассматриваются основные требования к использованию метода проектов. Проект - это "пять П": проблема, проектирование,поиск информации, продукт, презентация.

Администрация г. Улан-Удэ

Комитет по образованию

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

Проектная деятельность как способ формирования универсальных учебных действий младших школьников

учитель начальных классов

« Если ученик в школе не научился ничего творить,

С точки зрения педагогов и психологов проектная деятельность является востребованной. Она практически реализуется и считается неотъемлемой формой современного обучения.

Так как в Федеральном образовательном Стандарте НОО приоритетом названо формирование универсальных учебных действий, то можно предположить, что эффективное использование проектной деятельности будет способствовать повышению качества образования и успешности последующего обучения, формирования у младших школьников социально значимого опыта, т.е. формированию УУД.

Проектная деятельность как способ формирования УУД

Сегодня, о чем говорится в Стандартах второго поколения, вместо усвоения готовых ЗУН требуется развитие личности ребенка, его творческих способностей, самостоятельности мышления и чувства личной ответственности. Актуальность метода проектов обусловливается необходимостью самостоятельно ставить цели и задачи, продумывать способы их осуществления. Поэтому не случайно в базисный учебный план внесена новая строка о проектной деятельности - способности проектировать.

Теорией и практикой обучения доказано, что учебное проектирование, связывает две стороны процесса познания. С одной стороны, оно является методом обучения, с другой — средством практического применения обучаемыми усвоенных знаний и умений. Процесс обучения будет успешным, а качество знаний достаточно высоким, если обучающиеся будут вооружены системой общих и специальных умений и навыков учебного труда, т.е. универсальными способами учебной познавательной деятельности.

Универсальными способами учебной деятельности являются универсальные учебные действия, которые представляют собой совокупный компонент ключевой образовательной компетенции. Школьник выступает субъектом деятельности. Результатом развития УУД обучающихся является личность школьника, компетентного в сфере образования.

Стоит отметить, что организация работы школьников над проектами позволит существенно дополнить усилия учителей по формированию универсальных учебных действий на уроках по базовым дисциплинам и в результате продемонстрирует хорошие показатели в итоговой диагностике. Кроме того, работа над проектами позволяет:

- обрести ученикам ощущение успешности, независящее от успеваемости;

- учиться применять полученные знания;

- организовывать сотрудничество с родителями на регулярной основе.

Главное в работе над проектами – научить школьников создавать и реализовывать свои замыслы. Это очень важное умение.

Значимым является то, что проектная деятельность школьников рассматривается всеми исследователями в качестве учебной деятельности и служит для развития разных сторон личности ребенка. В процессе творческого проектирования дети приобретают умения:

- намечать ведущие и текущие (промежуточные) цели и задачи;

- искать пути их решения;

- осуществлять и аргументировать выбор;

- предусматривать последствия выбора;

- действовать самостоятельно (без подсказки);

- сравнивать полученное с требуемым;

- корректировать деятельность с учетом промежуточных результатов;

- объективно оценивать саму деятельность и результат проектирования.

Кроме того, реализуя проектирование от идеи до ее воплощения, школьники учатся самостоятельно принимать решения, определять свои пробелы в знаниях, находить пути исправления. Реализация такого подхода не вызывает сомнений, так как такого рода деятельность позволяет детям проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат.

Основные требования к использованию метода проектов

Умение пользоваться методом проектов является показателем использования учителем новых технологий для обучения и развития младших школьников. Недаром эти технологии относят к технологиям XXI века. Они предусматривают, прежде всего, умение адаптироваться к постоянно меняющимся условиям жизни человека.

Как отмечает И.С.Сергеев, работа по методу проектов – это относительно высокий уровень сложности педагогической деятельности. Если большинство общеизвестных методов обучения состоят лишь из традиционных компонентов учебного процесса – учителя, ученика (или группы учеников) и учебного материала, который необходимо усвоить, то учебный проект есть нечто иное.

Во-первых, необходимо наличие социально значимой проблемы (задачи) – исследовательской, информационной или практической.

Во-вторых, выполнение проекта начинается с планирования действий (с проектирования самого проекта). Наиболее важной частью плана является пошаговая разработка проекта. В разработке указаны конкретные действия, время деятельности и ответственные.

В-третьих, каждый проект обязательно предусматривает наличие исследовательской деятельности обучающихся, связанной с поиском необходимой информации, которая затем будет обработана, осмыслена.

В-четвёртых, результатом работы над проектом является продукт.

В-пятых, деятельность школьников завершается презентацией.

Следует помнить, что проектная деятельность младших школьников – одна из важных составляющих образовательного процесса. В ходе выполнения проектных заданий ребёнок погружён в процесс выполнения, а вместе с ним в процесс получения новых и закрепления имеющихся знаний.

Кроме того, ученик вместе с учителем выполняет собственный проект, решая какую-либо практическую или исследовательскую задачу. Таким образом, он включается в реальную деятельность и овладевает новыми умениями.

Конечно, возраст накладывает естественные ограничения на организацию проектной деятельности учащихся. Дело в том, что именно в младшем школьном возрасте закладывается ряд ценностных установок, личностных качеств и отношений. Если это обстоятельство не учитывать, то нарушается преемственность между этапами развития учебной и познавательной деятельностью учащихся. Поэтому значительной части школьников впоследствии не удается достичь желаемых результатов в проектной деятельности.

Весьма важный является оценка выполненных проектов, которая в начальной школе должна нести стимулирующий характер. Школьников можно отметить дипломами, грамотами, благодарностями. При этом помнить, что в начальной школе должен быть поощрен каждый ученик, выполнявший проект. Не следует превращать презентацию в соревнование проектов с присуждением мест. А лучше выделить несколько номинаций и постараться сделать так, чтобы каждый проект победил в какой-нибудь номинации.

Первым показателем являются коммуникативные умения обучающихся.

Вторым показателем готовности младших школьников к проектной деятельности выступает развитие мышления учащихся.

Третьим показателем готовности младших школьников к эффективной проектной деятельности является опыт оценочной деятельности.

Формирование выделенных показателей готовности учащихся начальной школы к проектной деятельности является необходимым условием для становления младшего школьника в процессе обучения. В противном случае использование метода проектов неэффективно и затруднено.

Особенности использования метода проектов как эффективного средства формирования УУД младших школьниковю.

Анализируя педагогический опыт, следует отметить, что эффективность образования напрямую зависит от уровня сформированности УУД. Изучение теоретических основ проблемы подтвердило гипотезу о том, что использование проектной деятельности повышает эффективность формирования универсальных учебных действий. А что же на практике?

Существует достаточно распространенное убеждение, что эффективная проектная деятельность зависит от возраста учеников. Детская потребность в исследовательском поиске обусловлена биологически. Именно внутреннее стремление к исследованию порождает соответствующее поведение.

Опыт работы свидетельствует, что начинать работу следует с недолговременных (1-2 урока) однопредметных и личных проектов (в 1-2 классах), затем постепенно вводить долговременные, переходить от групповых к общеклассным (в 3-4 классах).

Отсюда вывод: проекты в младших классах несложные. Дети отчетливо представляют задачу, стоящую пред ними и пути её решения. Они учатся составлять план работы при помощи учителя (с чего начну, каким будет мой второй шаг…). Кроме этого, важно вместе со школьниками ставить учебные цели по овладению приёмами проектирования как универсальными учебными действиями. Например, задать вопросы: Какие умения понадобятся для выполнения этой работы? Владеете ли вы этими умениями? Каким образом вы сможете приобрести нужные умения? Где ещё вы сможете их применять в будущем?

Правильным будет, если учитель будет направлять ребят на самостоятельный поиск с помощью простых вопросов. Например: Всё ли вы знаете, чтобы выполнить данный проект? Какую информацию вам нужно получить? К каким источникам следует обратиться для получения информации?

Особого внимания в начальной школе требует завершающий этап проектной деятельности – защита проекта. Для этого следует помочь ученикам провести самооценку проекта и оценить процесс проектирования, опять-таки, с помощью вопросов. Конечно, нужно помочь ученикам подготовить проект к защите. Обычно (в 1-2 классах) презентация проектов проходит в форме выставки созданных работ, но целесообразно попросить детей подготовить небольшое выступление. Как правило, это рассказ о своём проекте.

Педагогическая ценность ученических проектов определяется новыми универсальными действиями, которые формируются в ходе работы над проектом и заинтересованностью ученика в работе. Несложность проектов обеспечивает успех их выполнения. Успех пробуждает желание к работе над другими проектами. Каждый проект представляет собой вполне реальное дело, пусть небольшое, но полезное.

Таким образом, с уверенностью можно сказать, что проектная деятельность младших школьников не только возможна, но и является одним из способов для формирования УУД.

Положительный опыт использования метода проектов позволяет с уверенностью утверждать, что проектная деятельность в начальной школе является одним из способов формирования универсальных учебных действий.

Изменения информационной, профессиональной сфер современного общества требуют корректировки образования, пересмотра прежних ценностных приоритетов, целевых установок, педагогических средств.

Технология классно-урочной системы многие годы оказывалась эффективной для передачи знаний, умений и навыков школьникам. Однако происходящие изменения в современной общественной жизни требуют развития новых способов образования, новых педагогических технологий, дающих возможность для развития творческой, инициативной, самостоятельной личности и формирующих у учащихся универсальное умение ставить задачи для разрешения возникающих в повседневной жизни проблем. Формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, обдумывать принимаемые решения, планировать действия, эффективно сотрудничать, быть открытыми для контактов – всё это требует использования новых способов образовательной деятельности.

Этим обусловлено введение в образовательный процесс методов и технологий на основе проектной деятельности обучающихся.

Работа по методу проектов позволяет школьникам приобретать знания, которые не могут быть достигнуты только традиционными методами. Это становится возможным потому, что дети сами делают свой выбор и проявляют инициативу.

Вся наша жизнь – череда различных проектов. Задача учителя научить каждого ребёнка планировать и успешно реализовывать свои жизненные проекты.

Только систематическая и целенаправленная работа над проектной деятельностью помогут обеспечить формирование УУД у младших школьников и создадут условия для повышения качества образования. Как показывает опыт работы, метод творческих проектов может применяться в начальных классах и являться эффективным способом формирования универсальных учебных действий у младших школьников.

Список использованных источников

1.А.Р.Комалеева. Н.В.Шиганова. Проектная деятельность как средство формирования универсальных учебных действий младших школьников / учеб. пособ./ Институт педагогики и психологии профессионального образования РАО, 2014.-78 с.

2.Дж.Дьюи.Демократичкое образование / Дж.Дьюи.-М.: педагогика Пресс, 2000, -382 с.

4.Е.Н.Землянская. Учебные проекты младших школьников/ Статья/ Журнал Начальная школа/ № 9. 2005.- 55 с.

5. И.С.Сергеев. Как организовать проектную деятельность/ Практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений / 2-е изд., испр. И доп.-М.: АРКТИ, 2005.-80 с.

7. Н.В.Иванова. Как организовать практическую деятельность в школе/Иванова Н.В. Издательство АРКТИ, 2013.-128 с.

10. О.Ю.Осадько. Психологические особенности формирования системы саморегуляции деятельности младших школьников/ О.Ю.Осадько-киев, 2008.-170с.

12. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования /Министерство образования и науки Рос.федерации.-20е изд..-М.: Просвещение, 2011.- 31 с.


1. Божович Л.И. Проблемы формирования личности / Л.И. Божович; Под ред. и со вступ. ст. Д.И. Фелбдштейна. – М.: Инст-т практ. психологии, 2003. – 352 с.

2. Кольцова Т.А. Метод проектирования в начальной школе / Т.А. Кольцова // Начальная школа плюс. До и после. – 2009. – № 7. – С. 18–20.

4. Савкуева В.Ю. Формирование общеучебных умений и навыков / В.Ю. Савкуева // Начальная школа плюс. До и после. – 2009. – № 4. – С. 29–32.

5. Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности в учебном процессе / Г.И. Щукина. – М.: Просвещение, 1979. – 160 с.

Образование во все времена считалось необходимым условием развития общества. В наши дни образование становится мощной движущей силой экономического роста страны, повышения эффективности народного хозяйства. Устаревшее и перегруженное содержание школьного образования, базирующееся на традиционных формах обучения, уже не отвечает современным требованиям российского общества.

Главное направление развития современной школы – повышение качества образования и создание условий для развития личности каждого обучающегося. Проблема активности учащихся на уроках, развития интереса в обучении является актуальной в связи с введением в образовательный процесс Федеральных государственных образовательных стандартов и требует более глубокого и подробного изучения как теоретически, так и практически. Познавательный интерес порождает активность, но в свою очередь, повышение активности укрепляет и углубляет познавательный интерес.

Проблема развития познавательного интереса учащихся привлекает пристальное внимание многих ученых. Беляев М.Ф., Божович Я.И., Щукина Г.И. [5] связывают формирование познавательного интереса с учением школьника. Именно познавательный интерес способствует успешному переходу школьника с одной ступени знаний на другую, с одного уровня овладения познавательными и практическими умениями к другому, более высокому.

Современный мир требует от школьника, будущего гражданина российского общества, умение анализировать, сравнивать, выделять главное, решать проблему, творить и сотрудничать, давать адекватную самооценку, быть ответственным, самостоятельным.

Актуальность вопроса формирования познавательного интереса в целом, познавательных универсальных учебных действий, в частности, обусловлена противоречием между потребностью современного общества в личности с активной познавательной позицией, способной к непрерывному образованию в течение всей жизни и недостаточным вниманием в сельском школьном образовании к процессам, которые позволяют эту позицию формировать.

В связи с этим педагог сельской образовательной организации должен помочь раскрыться духовным силам ребенка. Учителю необходимо не только доступно все рассказать и показать, но и научить ученика мыслить, привить ему навыки практических действий. Этому могут способствовать активные формы, методы и технологии обучения.

Среди множества образовательных технологий в начальной школе активно используется проектная деятельность. Несмотря на достаточный уровень теоретической разработки исследуемой проблемы, использование проектной деятельности в формировании познавательных универсальных учебных действий (УУД) младших школьников сельских общеобразовательных организаций требует усиления ее практической направленности. В связи с этим определяется цель исследования – теоретически обосновать и экспериментально проверить влияние проектной деятельности на формирование универсальных учебных действий обучающихся.

ФГОС НОО определяет основную цель образования: общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающее такую ключевую компетенцию, как умение учиться.

Приоритетным направлением новых стандартов является реализация развивающего потенциала школьного образования, в связи с чем актуальной задачей становится развитие у обучающихся универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Все это достигается путем сознательного, активного усвоения обучающимися не только знаний, умений и навыков (ЗУН), но и присвоения социального опыта. ЗУН формируются, применяются и сохраняются благодаря активным действиям самих обучающихся.

Концепция развития универсальных учебных действий разработана на основе системно-деятельностного подхода. Данный вопрос был предметом изучения и исследования таких ученых, как Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, П.Я. Гальперин, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов, А.Г. Асмолов. В настоящее время данный вопрос рассматривается А.Г. Асмоловым, Г.В. Бурменской, И.А. Володарской, О.А. Карабановой, Н.Г. Салминой и С.В. Молчановым.

В более узком (собственно психологическом) значении этот термин можно определить как совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса [4].

Познавательные универсальные учебные действия включают общеучебные и логические, а также постановку и решение проблемы.

Среди инновационных педагогических технологий, направленных на личностно ориентированное обучение и развитие познавательных универсальных учебных действий, особое место занимает проектная деятельность. В основе технологии лежит формирование и развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие их критического и творческого мышления, умения увидеть, сформулировать и решить проблему [1, с. 142].

Проблема организации проектной деятельности школьников является новой для современного отечественного психолого-педагогического знания. О методе проектов ученые говорили достаточно давно, но теоретический анализ проектной деятельности как средства обучения и воспитания не был полностью реализован. Актуальность формирования познавательных универсальных учебных действий обусловлена противоречием между потребностью современного общества в личности с активной познавательной позицией, способной к непрерывному образованию в течение всей жизни и недостаточным вниманием в сельском школьном образовании к процессам, которые позволяют эту позицию формировать.

В работах С.Т. Шацкого, М.В. Крупениной, В.В. Игнатьева, Е.Г. Каганова и др. были заложены основы эмпирического анализа проектного метода обучения. Психологические основы проектного обучения заложены в работах таких выдающихся отечественных психологов, как П.Ф. Каптерев, П.П. Блонский и др.

На современном этапе вопросы использования проектного метода обучения рассматриваются на иной теоретической базе (П.Р. Атутов, М.В. Ретивых, В.Д. Симоненко, Ю.Л. Хотунцев и др.). Исследования показывают, что именно проектная деятельность наиболее полно проявляет свои позитивные характеристики в рамках технологически обогащенной образовательной среды.

Проектная деятельность – это совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленные на достижение общего результата. Проектная деятельность ориентирована на самостоятельную деятельность учащихся – индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени.

Проектная деятельность включает следующие этапы:

– разработка проектного замысла (анализ ситуации, анализ проблемы, целеполагание, планирование);

– реализация проектного замысла (выполнение запланированных действий);

– оценка результатов проекта (нового/измененного состояния реальности) [3].

С целью проверки гипотезы, что на формирование познавательных УУД обучающихся младших классов влияет проектная деятельность, мы провели экспериментальное исследование на базе сельских общеобразовательных организаций. Респондентами были обучающиеся двух 4-х классов в количестве 40 человек.

Согласно результатам диагностики «Методика выявления познавательной активности (Червякова Л.А., Бойко Ю.В.), высокий уровень сформированности познавательной активности выявлен у 20 % детей экспериментальной группы и 25 % – контрольной. У обучающихся сформированы такие умения, как активная ориентировка в новом материале, самостоятельное выделение ключевых понятий, понимание и принятие учебной задачи, выбор способов работы, владение мыслительными операциями, активность, инициатива, нахождение нешаблонных решений.

Средний уровень сформированности познавательной активности зафиксирован у 30 % и 25 % школьников экспериментальной и контрольной групп соответственно. Для них характерна недостаточная ориентировка в новом материале, частично самостоятельное выделение ключевых понятий.

Низкий уровень сформированности познавательной активности показали большинство младших школьников экспериментальной и контрольной групп (50 % в экспериментальной и 50 % в контрольной группе). У обучающихся учебные действия и операции не связаны друг с другом, характерно отсутствие понимания смысла учебной задачи, слабая активность, отсутствие инициативы.

Средний уровень зафиксирован у 30 % и 35 % школьников экспериментальной и контрольной групп. Эти обучающиеся самостоятельны в принятии задачи и поиске способа ее выполнения, задают вопросы для уточнения условий ее выполнения.

Низкий уровень сформированности познавательных интересов показали 50 % обучающихся экспериментальной и 45 % – контрольной группы. Данная категория обучающихся не проявляет инициативности и самостоятельности в процессе выполнения заданий, утрачивает к ним интерес при затруднениях, не задает познавательных вопросов, нуждается в поэтапном объяснении условий выполнения задания.

На основе полученных результатов была проведена формирующая работа: обучающиеся выполняли экологические проекты по группам.

Учащиеся выбирали тему исходя из интересов, увлечений и жизненных потребностей. По длительности проекты среднесрочные и выполнялись они обучающимися дома. Все шаги по реализации проекта контролировались учителем. При работе над проектами обучающиеся проявляли большой интерес к проблеме защиты природы своего родного края, изученные материалы обсуждались с членами рабочих групп и учителем. Итогом работы детей явились 5 проектов на экологическую тему, которые прошли процедуру публичной защиты.

Для проверки эффективности формирующего этапа эксперимента был проведен контрольный этап исследования.

Анализ динамики изменения уровня познавательной активности по «Методике выявления познавательной активности (Червякова Л.А., Бойко Ю.В.) показал: уровень сформированности познавательной активности детей экспериментальной группы вырос на 30 %, контрольной – на 10 %.

Для подтверждения достоверности результатов исследования мы воспользовались t-критерием Стьюдента. Количественный и качественный анализ экспериментальных данных, а также метод статистической обработки подтверждают правильность выдвинутой гипотезы, что формирование познавательных универсальных учебных действий младших школьников происходит более успешно при организации проектной деятельности.

Рецензенты:

Нажмите, чтобы узнать подробности

Благодаря использованию метода проектов повышается творческая активность школьников, развивается самостоятельность. Метод проектов – сложный вид работы, и мои рекомендации, надеюсь, помогут оказать помощь учителям начальных классов при организации проектной деятельности учащихся на уроках и во внеурочное время

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №5 Невьянского городского округа

Методические рекомендации.

Развитие универсальных учебных действий у учеников через использование метода проектов в начальной школе

Томина Людмила Анатольевна,

учитель начальных классов,

первой квалификационной категории

Благодаря использованию метода проектов повышается творческая активность школьников, развивается самостоятельность. Метод проектов – сложный вид работы, и мои рекомендации, надеюсь, помогут оказать помощь учителям начальных классов при организации проектной деятельности учащихся на уроках и во внеурочное время.

Томина Людмила Анатольевна,

учитель начальных классов,

первой квалификационной категория

Содержание методических рекомендаций

Метод проектов как условие развития УУД.

Организация работы с проектами.

Приобретение опыта проектирования учащимися начальной школы.

Оценка эффективности развития проектных умений. Промежуточные результаты развития опыта проектирования

Пояснительная записка

Федеральный государственный общеобразовательный стандарт нацелен на коренную смену целей образования: вместо усвоения всех необходимых знаний, он предлагает научиться школьникам их самостоятельно добывать и использовать. Сегодня актуальны такие качества личности, как владение универсальными способами деятельности, коммуникативными навыками, навыками коллективного труда, способность к самообразованию. Если ученик будет обладать указанными качествами, то ему легче будет реализоваться в современном обществе. Одним из методов, который позволяет формировать указанные умения – это метод проектов.

С одной стороны ученики должны обладать опытом самостоятельно добывать и использовать информацию, а с другой стороны – традиционные методы обучения, которые носят репродуктивный и фронтальный характер, не позволяют это сделать.

Отсюда возникает проблема: как совершенствовать работу по планомерному развитию у школьников универсальных учебных действий.

Для решения поставленной проблемы определила следующие задачи:

1. Изучить технологию метода проектов и внедрить в практическую деятельность.

2. Используя метод проектов, способствовать созданию ситуации успешности для организации активной познавательной деятельности.

3. Обеспечить формирование у учащихся универсальных учебных действий.

Если мной будет освоен метод проектов, то ученики овладеют универсальными способами деятельности, коммуникативными навыками, навыками коллективного труда, повысится творческая активность школьников, у учеников будет наблюдаться стабильный рост самостоятельности и проектных умений.

Актуальность методической разработки вызвана тем, что работа по методу учебных проектов помогает реализации Федеральных государственных стандартов, стимулируя интерес учеников к знанию и обеспечивая возможность практически применять эти знания для решения конкретных проблем вне стен школы.

Метод проектов широко используется не только в среднем и старшем звене школы, но и в начальной школе. Требования к проектной деятельности младших школьников во многом отличаются от идеи проектирования взрослых учеников. В начальной школе – это будут лишь элементы проектной деятельности в ее классическом понимании. А для ребенка – это будет его собственный проект.

Мною разработаны методические рекомендации для педагогов по использованию технологии метода проекта для развития у учащихся УУД.

Новизна моих материалов заключается в следующем:

конкретизируются проектные умения как элементы УУД;

продумана структура работы с детьми;

подобрана тематика проектов;

подобран инструментарий по оценке опыта проектирования, который составлен с учётом УУД и комплексных контрольных работ.

Я считаю, что мои методические рекомендации смогут оказать помощь учителям начальных классов в работе над проектами.

Содержание методических рекомендаций

Метод проектов как условие развития УУД.

Изменения, происходящие в современной социальной жизни, вызвали необходимость разработки новых подходов к системе обучения и воспитания, которые заложены в государственных стандартах второго поколения.

Ответственность учителя начальных классов всегда была исключительной, но в условиях введения ФГОС НОО она существенно возрастает. В чём заключается роль учителя начальных классов в переходе школы на работу по новым образовательным стандартам? Самое главное, на мой взгляд, то, что образовательный стандарт нового поколения ставит перед учителем новые цели. Теперь в начальной школе учитель должен научить ребёнка, не только читать, писать и считать, но и привить две группы новых умений:

во-первых, это УУД, составляющие основу умения учиться;

во-вторых, формировать у детей мотивацию к обучению.

Формирование УУД является целенаправленным, системным процессом, который реализуется через все предметные области и внеурочную деятельность. Каждый учебный предмет в зависимости от предметного содержания и способов организации учебной деятельности учащихся раскрывает определенные возможности для формирования УУД.

Работа над проектом способствует формированию УУД:

Средством формирования регулятивных УУД (планирование, последовательность операций) является технология проблемного диалога, технология оценивания образовательных достижений.

Для формирования познавательных УУД служит дополнительный материал.

Метод проектов не является принципиально новым в мировой педагогике. Основоположником педагогического метода проектов считается Джон Дьюи (1859-1952), американский философ, психолог и педагог. Дж. Дьюи предлагал строить обучение на активной основе, используя целенаправленную деятельность учеников с учетом их личной заинтересованности в знаниях и получая в итоге реальный результат.

В 1910-е гг. американский профессор Коллингс, организатор продолжительного эксперимента в одной из школ, предложил первую в мире классификацию учебных проектов.

В России идеи проектного обучения возникли практически в то же время. Уже в 1905 г. русский педагог С.Т. Шацкий с небольшой группой коллег (А.Г. Автухов, П.П. Блонский, Б.В. Всесвятский, Ш.И. Ганелин, В.Ф. Натали, Б.Е. Райков, И.Ф. Сладковский и др.) пытался активно использовать проектные методы в практике преподавания. После Октябрьской революции их идеи и опыт работы стали широко внедряться в практику школы, но недостаточно продуманно и последовательно, и в 1931 г. постановлением ЦК ВКП(б) метод проектов был осужден, а использование его в работе учителя запрещено.

Вместе с тем в зарубежной практике он весьма успешно развивался и приобретал популярность. В настоящее время, когда и в нашей стране возникла необходимость в качественно новых характеристиках образовательных систем, сделан акцент на освоении учащимися ценностей и способов деятельности человека в социокультурной среде, метод проектов снова востребован.

Организация работы с проектами.

Метод проектов – это организация обучения, при которой учащиеся приобретают знания в процессе планирования и выполнения практических заданий-проектов.

(Большая советская энциклопедия.— М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.)

Метод проектов — это способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом (проф. Е. С. Полат)

При работе по методу проектов необходимо учитывать психолого-физиологические особенности младших школьников следующим образом.

Темы проектов учащихся этого возраста должны быть тесно связаны с предметным содержанием, поскольку наглядно-образное мышление, характерное для данного возраста, любопытство, интерес к окружающему миру подталкивают учащихся к выбору темы на основе конкретного содержания предмета, а не на основе анализа своего опыта и своих проблем. Поэтому значительная часть учебного времени, отведенного на повторение и закрепление изученного материала, может быть использована для организации проектной деятельности.

Проблема проекта, обеспечивающая мотивацию включения в самостоятельную работу, должна быть в области познавательных интересов ребёнка и находиться в зоне ближайшего развития.

Длительность выполнения проекта или исследования целесообразно ограничить 1-2 неделями в режиме урочно-внеурочных занятий или 1- 2 сдвоенными уроками. Таким образом, выделяют долгосрочные и краткосрочные проекты.

Психолого-педагогические особенности возраста не позволяют отрабатывать абстрактные приемы деятельности в отрыве от конкретного содержания проекта. Однако на традиционных занятиях, начиная с 1 класса, я постепенно формирую у младших школьников умения по отдельным элементам проектной и исследовательской деятельности (целеполагание, формулирование вопросов, рефлексия, планирование действий, работа с различными источниками информации и так далее).

Использование метода проектов невозможно без основной идеи системно – деятельного подхода.

Для организации обучения в режиме деятельности использую методические приёмы:

создание учебной проблемы (Почему важно для меня сохранять здоровье?);

организация деятельности по разрешению проблемы (Зачем я это делаю? Что для этого нужно сделать?);

тренировка исследовательским способом мыслительных и логических умений (Что получится? Как я это буду делать?).

В организации работы над проектами я опираюсь на традиционно выделяемые в литературе этапы проектной деятельности:

Погружение в проект (проблема (задача).

Планирование действий по решению проблемы (проектирование самого проекта).

Поиск информации (исследовательская работа учащихся).

Продукт (результат работы над проектом, выход проекта).

Анализ моей педагогической деятельности по использованию метода проектов позволил конкретизировать эти этапы через описание деятельности ученика, учителя и родителей в зависимости от вида проекта. Результаты обобщения моего опыта представлены в виде таблицы.

Читайте также: