Чем отличались монашеские ордены созданные в европе в 11 13 вв от орденов крестоносцев кратко

Обновлено: 04.07.2024

Основная идея данного отрывка состоит в том, что церковная власть важнее светской, и соответственно все христианские правители должны подчиняться папе римскому.

2*. С помощью каких приёмов автор стремится убедить читателей в правоте своих утверждений?

Автор пытается убедить читателей в том, что светские правители должны подчиняться церковным с помощью метафор и сравнений. Он утверждает, что душа человека руководит телом, и соответственно те, кто отвечают за управление душой (духовенство) должны руководить теми, кому непосредственно подчиняется человек (светским монархам).

Стр. 159

Вопросы и задания после параграфа

1. Чем обосновывали римские папы верховенство своей власти?

Римские папы обосновывали верховенство своей власти тем, что они являются непосредственными наместниками Иисуса Христа на Земле и потому все светские государи должны им подчиняться.

2. Объясните, чем было вызвано появление и распространение еретических учений в европейских странах в XII—XIII вв. Что было общим во взглядах их приверженцев?

Распространение еретических учений в европейских странах в XII–XIII вв. связанно с ростом городов в этот период и увеличением городского населения. Горожане были образованнее крестьян, поэтому некоторые из них, читая Библию, начали находить в ней скрытый смысл, о котором никогда не говорили священники.

Общим во взглядах приверженцев еретических учений было негативное отношение к Католической церкви. Еретики считали, что духовенство заботится исключительно об удержании власти и накоплении земных богатств, а не о своей главной задаче – спасении людских душ.

3. Какие средства и методы Церковь использовала в борьбе против еретиков? *Почему походы против еретиков в Южной Франции были объявлены Церковью Крестовыми?

Для борьбы с еретиками Католическая церковь использовала различные средства и методы. Для начала мирянам было официально запрещено самостоятельное чтение Библии. Лишь духовенство наделялось таким правом. Однако, поняв слабую эффективность таких мер, руководство Церкви стало действовать болем жестким путём. Для расследования дел, связанных с ересью, была создана инквизиция. Её члены относились к еретикам очень жестоко и чаще всего приговаривали обвиняемых к смертной казни путём сожжения на костре. Самой крайней мерой, которую использовала Церковь, были военные походы против еретиков и их физическое уничтожение.

Походы против альбигойцев в Южной Франции папы объявили Крестовыми для того, что бы привлечь на свою сторону как можно больше французских рыцарей и князей, и с их помощью уничтожить еретиков. Дело в том, что альбигойцев было слишком много, и они хорошо укрепились в Южной Франции. Поэтому одолеть их только своими силами Католическая церковь просто не могла.

4. Чем отличались монашеские ордены, созданные в Европе в XI—XIII вв., от орденов крестоносцев?

Монашеские ордена занимались исключительно мирной деятельностью, делая акцент на проповедовании христианской веры и искоренении еретических учений бескровным путём (например, с помощью инквизиции). В свою очередь, ордена крестоносцев действовали военным путём, сражаясь против тех, кого Церковь считала своими врагами (прежде всего с мусульманами и язычниками, реже – с еретиками).

5. Используя иллюстрации параграфа, охарактеризуйте занятия средневековых монахов.

Средневековые монахи не только молились Богу и проповедовали среди людей, но и выполняли вполне земную работу. Чаще всего они обрабатывали землю, занимались садоводством и различными ремеслами, а также – написанием и переписыванием книг.

6. Раскройте, в чём выражался и чем объяснялся авторитет Фомы Аквинского в средневековом мире.

Фома Аквинский (1225/1226 – 1274) был доминиканским монахом и одним из наиболее выдающихся богословов Средневековья. Его авторитет выражался в том, что в своих сочинениях он мог дать ответ практически на все вопросы мироздания, которые ранее беспокоили других европейских философов. Поэтому труды Фомы Аквинского со временем стали фундаментом для официального учения Католической церкви, и получили наименование томизм.

Такой авторитет объяснялся тем, что в своих исследованиях Фома Аквинский активно использовал не только Священное Писание, но и труды учёных, живших в античную эпоху. В первую очередь – греческого философа Аристотеля. Ранее представители католического духовенства практически не упоминали о нём (прежде всего, из-за того, что он был язычником). Но благодаря Фоме Аквинскому, о Аристотеле вновь заговорили с новой силой, и начали изучать его наследие наравне с Библией.

Под паломничестом традиционно понимают путешествия верующим к местам, имеющим особенное значение для определённой религии. Человека, совершающим такое путешествие называли паломником или пилигримом. Следует отметить, что для христиан первостепенное значение имела территория Палестины, поскольку именно здесь были расположены места, связанные с жизненным путём и деятельностью Иисуса Христа – река Иордан, города Назарет, Вифлием и конечно же – Иерусалим. Поэтому Палестину стали называть Святой землёй. Особенное значение имели места, связанные с распятием и воскрешением Христа – Гефсиманский сад, гора Голгофа, Гроб Господень. Они расположены или в самом Иерусалиме, или в его окресностях. Поэтому именно Иерусалим, начиная с IV в. и до нашего времени считается центром всех христианских паломников. Недаром захват Святой земли мусульманами в VII в. считался существенным ударом по престижу христианской веры.

Важными центрами паломничества также стали места, связанные с деятельностью апостолов, а также раннехристианских святых. Позже к ним добавились крупнейшие города, где были сооружены большие соборы. В эти соборы целенаправлено свозились мощи святых (например, апостола Петра или Андрея) и другие религиозные артефакты (чаще всего иконы). Прежде всего такими центрами были Рим, где был построен собор св. Петра (главный храм католической церкви), и Константинополь, где был воздвигнут собор св. Софии (главный храм православного христианства). Позже, начиная с XI – XII вв., практически в каждом европейском государстве сформировались свои местные центры паломничества. Во Франции ими стали Париж и Лурд, в Испании – Сантьяго-де-Компостела, в Англии – Кентербери и Йорк. В Древней Руси общепризнанным центром паломничества был Киев.

Для искренне верующих людей паломничество имело гораздо большее значение, чем просто путешествие. Они верили в то, что, прикоснувшись к нетленным мощам святых и животворящим иконам, или искупавшись в священной реке Иордан, получат прощение всех грехов, в в некоторых случаях – исцеление каких-то физических недугов и болезней. При этом пилигримов не останавливали огромные трудности, характерные для Средних веков: плохое состояние дорог (тем более, что большинство из них передвигалось пешком), частые нападения разбойников, голод и эпидемии (в процессе путешествия обыденным явлением были вспышки чумы, холеры или дизентерии). Для того, чтобы эффективно противостоять опасностям паломники чаще всего объединялись в большие группы, что позволяло им отбить нападение врага (среди пилигримов было немало рыцарей) или поддержать друг друга в случае необходимости. С возникновением духовно-рыцарских орденов в XII в. (в первую очередь, тамплиеров) безопасность паломников была отчасти решена.

Для Церкви паломничества тоже имели положительный результат. Массовость этого явления повышала авторитет христианства, наглядно демонстрируя, на какие жертвы и лишения готов пойти верующий. Духовенство также рассчитывало, что пилигримы способствуют распространению христианской религии за пределами Европы (прежде всего на Ближнем Востоке). Кроме того, церковные иерархи могли использовать такую глубокую религиозность средневековых жителей в своих целях. Например, организованные папой Урбаном ІІ Крестовые походы официально проводились именно в интересах паломников – для освобождения величайших христианских святынь от иноверцев-мусульман. Кроме того, далеко не последнюю роль играли корыстные интересы. На пути следования паломников, начали строиться постоялые дворы и гостиницы, нередко находящиеся под управлением Церкви. Похожие услуги могли оказывать и монастыри. Кроме того, центры паломничества быстро превращались в центры торговли, в которых помимо прочего была распространена продажа различных церковных атрибутов (иконок, ладанок, амулетов с частицами Животворящего креста и т.п.). Это тоже приносило хороший доход. Одним словом, на пилигримах Церковь могла неплохо заработать.

Подводя итоги, следует упомянуть, что средневековые паломничества также выполняли важную познавательную функцию. Они позволяли невежественным и неграмотным людям того времени, кругозор которых чаще всего оканчивался соседними деревнями и городами, больше узнать об окружающем их мире. В перспективе это существенно способствовало развитию географических знаний, и в частности привело к развитию картографии.

1.Чем отличались монашеские ордены, созданные в Европе в XI-XIII вв., от орденов крестоносцев?
2.Раскройте, в чем выражался и чем объяснялся авторитет Фомы Аквинского в средневековом мире?

В армиях крестоносцев с благословения папы римского создавались особые монашеско-рыцарские организации: их называли духовно-рыцарскими орденами. Вступая в орден, рыцарь оставался воином, но приносил обычный обет монашества: не мог иметь семьи.

В отличие от воинствующих рыцарских орденов, монашествующие ордена посвящали время, свободное от молитв, благотворительности и помощи нуждающимся.

Фома Аквинский (1225 или 1226–1274) — центральная фигура средневековой философии позднего периода, выдающийся философ и богослов, систематизатор ортодоксальной схоластики, основатель одного из двух господствующих ее направлений — томизма

Фома Аквинский (род. в 1225 или 1226 году, ум. в 1274 году) считается величайшим представителем схоластической философии. Во всех католических учебных заведениях, в которых введено преподавание философии, систему св. Фомы предписано преподавать как единственно истинную философию; это стало обязательным со времени рескрипта, изданного Львом XIII в 1879 году. В результате этого философия св. Фомы не только представляет исторический интерес, но и поныне является действенной силой, как философские учения Платона, Аристотеля, Канта и Гегеля, на самом деле большей силой, чем два последних учения.

Когда заходит речь о военно-церковных орденах, многие начинают либо путать их с церковно-политическими (как францисканцы, например), либо знания их ограничены только 3-мя орденами, которые вспоминают: тамплиеры, госпитальеры и тевтоны. На самом же деле орденов было до 18 единовременное (всего - 28).

Духовно-рыцарские ордена

Это - организации рыцарей, создававшиеся в период крестовых походов в XI—XIII вв. под руководством католической церкви главным образом для контроля границ христианского мира, защиты пилигримов на пути в Святую Землю, а также крестовых и других походов: против ислама на Святой земле, в Испании или Турции, против язычников в Литве, Эстонии, Пруссии, против еретиков (альбигойцев, гуситов), после Реформации иногда против протестантизма. Как монахи, члены духовно-рыцарских орденов давали обеты воздержания, послушания, бедности. Как рыцари, носили оружие, участвовали в завоевательных походах. Молодых приверженцев называли неофитами. Неофит должен был пройти обязательный обряд посвящения. Каждый орден возглавлял пожизненно избранный и утвержденный Папой Великий магистр (гроссмейстер). Ему подчинялись начальники "провинций" (местных подразделений ордена) - приоры, маршалы ведали финансами ордена, командоры (коменданты замков, крепостей) и др. Они составляли генеральный капитул, который периодически созывался и имел законодательную власть. Главными были братья-рыцари. Далее шли братья-оруженосцы и капелланы. Во главе таких орденов стояли Великие магистры, которых избирали на пожизненный срок. Подчинялись ордены только Папе Римскому. Благодаря пожалованиям, наследству, захватам, ростовщичеству и торговым сделкам духовно-рыцарские ордены добились больших богатств, стали крупными земельными собственниками, жестоко эксплуатировавшими зависимое крестьянство, и приобрели значительную экономическую и политическую силу. С укреплением в европейских государствах централизованной власти духовно-рыцарские ордены постепенно утратили значение, хотя некоторые из них продолжали существовать.

Помимо завоевания земель открывалась возможность основательно разграбить богатейшие города Востока. В армиях крестоносцев после взятия города-крепости Иерусалима в 1099 году с благословения Папы Римского на базе различных братств создавались особые духовно-рыцарские организации: их называли духовно-рыцарскими орденами. Первоначальная задача рыцарских орденов - защита христианских паломников и охрана христианских владений на Востоке от нападений последователей ислама. Идеолог крестовых походов Бернар Клервоский, живший в XII веке, в специально посвященном рыцарским орденам сочинении пытался оправдать их существование, примирив служение Богу и военную деятельность.

Помимо духовно-рыцарских орденов, существовали монашеские ордена, то есть сообщества монахов, члены которых соблюдали общий устав монастыря и приносили торжественные обеты. В отличие от воинствующих рыцарских орденов, монашествующие ордена посвящали время, свободное от молитв, благотворительности и помощи нуждающимся.

Орден тамплиеров


Орден госпитальеров

Тевтонский орден

Орден иезуитов

Орден францисканцев

Возникновение так называемых нищенствующих орденов, к которым относится и орден францисканцев, произошло на рубеже XII–XIII веков. Причиной их появления стала необходимость в священниках, не втянутых в светские дела, презирающих светские блага и способных демонстрировать чистоту веры пастве личным примером. Кроме того, церковь нуждалась в догматиках, способных вести непримиримую борьбу с различными ересями. В 1209 году Джованни, сын богатого купца из Ассизи Петра Бернардоне, ставший странствующим проповедником, объединил вокруг себя последователей и создал устав нового ордена, основанный на послушании, целомудрии и полном нищенстве. Замысел Джованни, за склонность к употреблению французского языка прозванного Франциском, одобрил Папа Римский Иннокентий III. Полное отречение от земных благ и строгость в вере способствовали стремительному росту авторитета францисканцев. С XIII по XVI века представители ордена были духовниками большинства европейских монархов, что помогало им влиять на политику целых государств.

В 1256 году папство предоставило францисканцам право преподавать в университетах. Они создали свою систему богословского образования. Наряду со своими оппонентами в догматических вопросах доминиканцами, францисканцы были наделены функциями инквизиции, которые осуществляли в центральной Италии, Далмации и Богемии, а также в ряде провинций Франции. В настоящее время орден со своими ответвлениями насчитывает около 30 тысяч монахов и несколько сотен тысяч мирян-терциариев: в Италии, Испании, Франции, ФРГ, США, Турции, Бразилии, Парагвае и других странах. Францисканцы контролируют ряд университетов, колледжей, имеют свои издательства.

Орден доминиканцев


Читайте также: