Чем отличается внушение от убеждения кратко

Обновлено: 02.07.2024

Суть принципиального различия между убеждением и внушением состоит в следующем: цель убеждения заключается в осознанном постижении смысла сказанного, в сознательном принятии системы оценок и суждений, в согласии с иной точкой зрения. Цель же внушения заключается в том, чтобы заставить твердо поверить во что-либо или кого-либо, не слишком задумываясь над истинностью аргументов, безоговорочно принять доводы, приводимые оппонентом. Внушение призвано сформировать безоговорочную веру во что-либо. С этической точки зрения внушение во многом является манипулятивным воздействием на психику человека. Поэтому, чтобы не стать объектом манипуляций, вовремя защитить себя от не всегда личных форм внушающих воздействий, крайне полезно будет разобраться в сущности и конкретной технологии использования приемов внушения в межличностном общении.

Внушение воздействует на подсознание человека. Принято считать, что, воздействуя на эмоции и чувства человека (условно — подсознание), мы воздействуем и на его ум, волю и поведение. Воспринимая внушаемые мысли или идеи, человек ослабляет свою контрольно-регулятивную функцию по¬ведения. В этом и состоит особое коварство этого вида психологического воздействия. В контактах между людь¬ми вербальное внушение постепенно становится необходимым элементом взаимодействия. Что же влияет на эффективность внушения?
Оказывается, все достаточно просто. К основным факторам, оказывающим влияние на качество внушающего воздействия, относятся:

• Свойства того, кто оказывает внушение (суггестора). К ним можно отнести уровень авторитета личности, ее социальный статус, волевое или интеллектуальное превосходство, уверенность в себе, неугасимый оптимизм, неотразимое обаяние и многое другое.

• Свойства объекта внушения (суггерента), т. е. того, на кого направлено внушающее воздействие. Как показывает практика, наиболее внушаемые люди отличаются повышенной тревожностью, неуверенностью в себе, особой доверчивостью, заниженной самооценкой, впечатлительностью и другими особенностями, отра-жающими неустойчивое состояние психики.

• Взаимоотношения, которые сложились между суггестором и сутгерентом. Если между ними доминируют отношения доверия и авторитета, то уровень внушаемости будет высоким. Если же между суггестором и суггерентом возникли элементы подозрительности и открытого недоверия, естественно, результативность внушающего воздействия будет минимальной.

• Психическое состояние внушаемого. Качество суггестивного воздействия во многом зависит от общего психического состояния внушаемого: от напряженности его скелетно-мышечной системы, от утомляемости нервной системы, от протекания процессов возбуждения и торможения и других особенностей психического состояния.

• Ситуативные условия внушаемости. К ним можно отнести: низкий уровень осведомленности суггерента (внушаемость обычно повышается, если скрывается истинная информация); неопределенность ситуации (в такой ситуации, как отмечают специалисты, сильно возрастает психическая напряженность из-за невозможности прогнозирования и планирования); дефицит времени (тогда значительно уменьшается возможность анализировать и предвидеть).

Таким образом, зная факторы, влияющие на эффективность внушения, можно или значительно снизить его влияние на себя (а во многих случаях просто уйти от внушающего воздействия) или, наоборот, пользоваться этими факторами ради собственного благополучия. А теперь раскроем технологию использования на практике конкретных приемов и методов внушающего воздействия. Прежде всего, приемы внушения должны быть направлены на снижение активности понимания, осмысления и оценки происходящего.

Это связано с тем, что внушение основано на слабой осознанности и достаточно низкой критичности восприятия сообщаемой информации. Чтобы эффект внушения был очевидным, суггестор должен демонстрировать высокую уверенность в правдивости сказанного, в истинности сообщаемой информации. Твердость заявлений с демонстрацией открытости и правдивости обычно приводит к успеху — окружающие действительно начинают верить говорящему.

Необходимо также знать, что основные способы манипулятивной подачи информации следующие:

• Умелое оперирование сравнительными данными, изменение истинных масштабов событий и явлений. Все это может создавать иллюзию улучшения, изменения к лучшему, движения вперед и т. д.

• Дробление подачи информации в конечном счете создает ситуацию неопределенности. К этому можно добавить специальный подбор фактов для усиления или ослабления значимой информации.

• Частое повторение простых лозунгов и призывов. Установлено, что многократное повторение какого-либо простого положения приводит к ослаблению концентрации внимания на его смысле. В результате повторяемая идея оставляет мнемонические следы в памяти человека и достаточно глубоко врезается в подсознание, что не может не влиять на поступки человека. Простое и понятное утверждение, произносимое несколько раз твердо и уверенно, способно управлять как малыми, так и большими группами людей. И чем более кратким будет это утверждение, тем сильнее его воздействие.

• Использование различных стилистических фигур, т. е. сравнений, аллегорий, аналогий, риторических вопросов, восклицаний и т. п. Они способны значительно обогатить речь, заменить неудобную информацию, помочь уйти от ответа на коварный вопрос и т. д. Более того, использование этого приема делает речь богаче и выразительнее, а значит, для большинства и убедительнее.

Узнать больше о том, как научиться разбираться в людях, определять обман, противодействовать манипуляциям, Вы сможете в разделе “Охотники за поведением”.

Следите за нашими новостями и специальными предложениями в нашем Телеграм-канале.

Очевидно, что внушение и убеждение являются двумя основными формами воздействия одного лица на другое. Чаще всего, они действуют даже одновременно, что позволяет более эффективно достигнуть манипулятору желаемой цели.

Таким образом, специфика манипулятивного речевого воздействия носит не только качественный, но и количественный характер.

В этом случае, эффективно массовое внушение, достигаемое с помощью СМИ.

4. Защитные механизмы

В процессе переговоров, если используется манипуляция, неизменно один из участников оказывается в роли манипулируемого, что не всегда приятно. В такой ситуации оказаться довольно просто, так как заметить манипуляцию собой достаточно непросто. Но если она все-таки была выявлена, то остановить ее все же можно, тем самым вернув себе равное со всеми остальными участниками переговорного процесса положение. Поскольку манипуляция все-таки принижает того, в чью сторону она направлена.

По жестам, интонации и манерам поведения оппонента можно уловить начало манипуляции, и включить психологическую защиту от манипулирования. В рамках переговорного процесса, под психологической защитой имеется ввиду недопущение нанесения ущерба со стороны партнеров по переговорам.[10] Защите подвергается способность того, на кого оказывается давление, не поддаваться на воздействия, которые могут изменить протекание переговоров или их исход в нежелательную сторону, то есть собственные интересы и намерения защищаются в режиме актуального межличностного взаимодействия. Психологическая защита может быть как внутренней, так и внешней, пассивной, активной, или же динамической – меняющей свой облик. Опишем некоторые формы защиты. Уход является пассивной формой защиты и направлен на увеличение дистанции или на прекращение контакта, например, смена темы беседы на другую или возвращение к исходным позициям обсуждения, прерывание беседы вовсе, например, на перекур. Другой вид защиты – блокировка - контроль воздействия, достигающего субъекта защиты, выставление преград на его пути. В этом случае можно попытаться сконцентрировать внимание на другом предмете разговора или же сменит позу на защитную, что поможет снизить напор со стороны манипулятора. Также эффективными являются активные методы защиты – управление, замирание, игнорирование. В этом случае манипулируемый сам пытается перейти к манипуляции. При таком ходе событий ожидаемая реакция – это снижение воздействия со стороны манипулятора и возможное прекращение манипрулятивной атаки. Также одним из результатов может быть обмен местами манипулятора с манипулируемым.

Неспецифические защиты, имеющие дело со структурными и динамическими характеристиками ситуации взаимодействия, в наибольшей степени подвержены стереотипности и чрезмерной генерализации. Обусловлено это, во-первых, глубокими филогенетическими корнями защит, а во-вторых, их мощным установочным фундаментом. Благодаря им заметно сокращается время задержки реакции, обеспечивается экстренный ответ. Сам факт угрозы действует подобно ключевому раздражителю, запускающему один из психических автоматизмов, состоящий из базовой защитной установки или их композиции.

Специфические защиты, учитывающие характер угрозы, больше напоминают процесс решения проблем, для которого нет готовых решений. Такого рода защиты в значительной степени представляют собой поисковые действия, предполагающие сложную ориентировку в проблемной ситуации и чаще приводят к положительным результатам.

Защита может быть конструктивной, направленной на созидание, рост, прогрессивное развитие мысли.

Непредсказуемость в поведении – тоже одно из средств защиты. Но используется оно достаточно редко, потому что поведение человека все-таки изобилует штампами и условностями.

Различного рода защиты могут порождать защитные тактики и стратегии.

4.1 Противодействия манипуляциям

Технологическим стараниям манипулятора адресат может противопоставить встречную активность, разрушающую его проманипулятивные действия. Данная стратегия больше характерна для установки на борьбу с манипулятором, когда защита мыслится, как одна из сторон взаимного стремления нанести ущерб друг другу — в данном случае ущерб в ослабленном виде. Защитная активность этого типа соотносится в первую очередь с такими элементами технологии, как тайный характер воздействия и оказание психологического давления.

Технологической суетности манипулятора можно противопоставить целенаправленную трансформацию манипулятивного воздействия в таком направлении, чтобы его эффект соответствовал интересам адресата манипулятивного воздействия – это будет уже иная стратегия.

Конечно, все эти тактики и стратегии защиты применимы в тех случаях, когда манипулируемый чувствует себя действительно некомфортно и подавленно.

Но манипуляция – не всегда носит негативный характер. В случаях, когда надо доказать правоту той или оной концепции в переговорах и убедить оппонента что так будет лучше для всех, манипуляция используется с умом и ей не стоит сопротивляться.

Каждый человек когда-нибудь использует манипуляцию для достижения своих целей. Этому явлению в психологии отдано достаточно значительное место, потому что человеческий социум вынужден существовать в очень тесной зависимости друг от друга и в обществе неизбежно столкновение интересов и возникновение общих целей.

Речевая манипуляция наиболее интересна с точки зрения речевого процесса протекающего между людьми.

В данной работе изучено манипулятивное воздействие на человека посредством речи в рамках переговорного процесса, что показывает неизбежную актуальность темы в условиях развития современного мира. Также речевая манипуляция вызывает и чисто научный интерес как метод воспитания.

В процессе исследования было дано определение манипуляции, в том числе речевой, были исследованы переговоры как коммуникационная деятельность, применение в переговорах манипулятивных механизмов.

Манипуляция была рассмотрена с токи зрения переговорного процесса, были изучены и проанализированы манипулятивные способы подачи информации и основные составляющие манипулятивного воздействия.

В процессе исследования были выявлены положительные и отрицательные факторы речевой манипуляции, в связи с чем рассмотрены условия и виды защиты от манипулятивных действий.

В заключение хотелось бы отметить, что в работе предпринята попытка рассмотрения речевой манипуляция в рамках переговорного процесса. Конечно, предусмотреть всех сторон при подготовке такого средства коммуникации как переговоры очень сложно, потому что процесс переговоров зависит от множества факторов – это и личностные факторы участников процесса, их особенности, опыт и подготовка, эмоциональное состояние, готовность к проведению переговоров, цели с которыми они подошли к процессу переговоров и итоги, которые они хотели бы видеть.

Все эти моменты необходимо учитывать. Но несомненен тот факт, что опыт ведения переговоров накапливается и сегодня мирное разрешение даже конфликтных ситуаций путем переговоров – это предпочтительное решение. Поэтому можно сказать, что исследования в области речевой манипуляции очень значимы для жизни общества.

2. Бехтерев В.М. Внушение и его роль в общественной жизни. М., 2003.

3. Вердербер Р., Вердербер К. Писхология общения. СПб., 2003.

4. Дональдсон М. Умение вести переговоры. М., 2004

5. Доценко Е.Л. Психология манипуляции: феномены, механизмы и защита. М., 1997.

6. Кара-Мурза С. Манипуляция сознанием. М., 2006.

7. Мицыч П. Как проводить деловые беседы. М., 1987.

8. Шалак В.И. Современный контент-анализ. М., 2004.

9. Шейнов В.П. Скрытое управление человеком (Психология манипулирования). М., 1997.

10. Шейнов В.П. Психология влияния: скрытое управление, манипулирование. М., 2002.

11. Шейнов В.П. Психология и этика делового контакта. М., 1996.

12. Шейнов В.П. Психология влияния. М., 2002.

13. Психология делового общения. Учебное пособие. Под ред. Бороздиной Г.В. М., 2005.

[2] Дональдсон М. Умение вести переговоры. М., 2004, С. 73.

[3] Доценко Е. Л. Психология манипуляции: феномены, механизмы и защита. М., 1997., С. 80,

[4] Вердербер Р., Вердербер К. Писхология общения. СПб., 2003., С. 52.

[5] Доценко Е. Л. Психология манипуляции: феномены, механизмы и защита. М., 1997., С. 208.

[7]Бехтерев В.М. Внушение и его роль в общественной жизни. М., 2003., С. 32.

[8] Шейнов В. П. Скрытое управление человеком (Психология манипулирования). М., 1997., С. 141.

[9] Бехтерев В.М. Внушение и его роль в общественной жизни. М., 2003., С. 50.

[10] По Доценко Е. Л. Психология манипуляции: феномены, механизмы и защита. М., 1997, С. 210.

[11] 4. Доценко Е. Л. Психология манипуляции: феномены, механизмы и защита. М., 1997, С.209.

Раздел: Психология
Количество знаков с пробелами: 44933
Количество таблиц: 0
Количество изображений: 0

Внушение и его роль в общественной жизни. М., 2003., С. 50. Оно действует прямо и непосредственно на психическую сферу другого лица путем приказа или уговора, путем увлекательной и взволнованной речи, путем жестов и мимики.

Очевидно, что внушение и убеждение являются двумя основными формами воздействия одного лица на другое. Чаще всего, они действуют даже одновременно, что позволяет более эффективно достигнуть манипулятору желаемой цели.

Таким образом, специфика манипулятивного речевого воздействия носит не только качественный, но и количественный характер.

В этом случае, эффективно массовое внушение, достигаемое с помощью СМИ.

II.Психологические защиты

2.1 Определения психологической защиты

Психологическая защита - психологическая система регуляции психики человека, направленная на снятие или уменьшение тревожности, связанной с ощущением конфликтной ситуации. Психологическая защита ограждает личность от негативных эмоций и переживаний.

Многие воспринимают психологическую защиту как способность адекватно ответить на агрессию или достойно выйти из конфликта. С таким умением никто не рождается: оно нарабатывается годами практики, да и то, признаться, не у всех. Но для того, чтобы сохранить чувство психологической защищенности даже тем, кто не слишком умеет общаться, существуют защитные механизмы психики (они же - первичные защиты). Это способы реагирования на травмирующие ситуации, нужные нам для того, чтобы поддержать нашу самооценку и восстановить самоуважение. Механизмы психологической защиты универсальны для всех, они заложены в нас природой. Это шаблоны поведения или реагирования на ту или иную травмирующую ситуацию, психическая деятельность, направленная на спонтанное изживание последствий психической травмы

Генерализация (процесса, реакции) - общий, всеобщий - Обобщение процесса, реакции живой системы, распространение их на структуры, дополнительные к минимально необходимым для осуществления наличного оптимального процесса или реакции.




Важно подчеркнуть, что защитные установки в чистом виде - это способы организации частичного и временного душевного равновесия для того, чтобы собрать силы для реального преодоления возникших трудностей, т.е. для разрешения конфликта соответствующими поступками.

Психологической защите может подвергаться как любая целостность, будь то организация, группа людей, семья, отдельный человек, психика в целом, так и поведенческие проявления (привычки, стили жизни, умения), когнитивные структуры (мнения, знания, мировоззрения), мотивационные образования (желания, вкусы, предпочтения). Происходит это оттого, что единое Я защищает самое себя целиком, свои проявления и качества

В ответ на нарушение или угрозу нарушения психологических границ, которое способно нанести ущерб целостности личности или её индивидуальной обособленности, возникает защита в условиях межсубъектной борьбы. Такая защита называется психологической защитой.

Психологическая защита - это употребление субъектом психологических средств устранения или ослабления ущерба, грозящего ему со стороны другого субъекта.

Защитный механизм (психологическая защита) - понятие глубинной психологии, обозначающее неосознаваемый психический процесс, направленный на минимизацию отрицательных переживаний. Защитные механизмы лежат в основе процессов сопротивления.

Психоаналитики Кэлвин Холл и Гарднер Линдсей выделяли две основные характеристики защитных механизмов:

1. Отрицание или искажение реальности

2. Действие на бессознательном уровне

Внушение и его роль в общественной жизни. М., 2003., С. 50. Оно действует прямо и непосредственно на психическую сферу другого лица путем приказа или уговора, путем увлекательной и взволнованной речи, путем жестов и мимики.

Очевидно, что внушение и убеждение являются двумя основными формами воздействия одного лица на другое. Чаще всего, они действуют даже одновременно, что позволяет более эффективно достигнуть манипулятору желаемой цели.

Таким образом, специфика манипулятивного речевого воздействия носит не только качественный, но и количественный характер.

В этом случае, эффективно массовое внушение, достигаемое с помощью СМИ.

II.Психологические защиты

2.1 Определения психологической защиты

Психологическая защита - психологическая система регуляции психики человека, направленная на снятие или уменьшение тревожности, связанной с ощущением конфликтной ситуации. Психологическая защита ограждает личность от негативных эмоций и переживаний.

Многие воспринимают психологическую защиту как способность адекватно ответить на агрессию или достойно выйти из конфликта. С таким умением никто не рождается: оно нарабатывается годами практики, да и то, признаться, не у всех. Но для того, чтобы сохранить чувство психологической защищенности даже тем, кто не слишком умеет общаться, существуют защитные механизмы психики (они же - первичные защиты). Это способы реагирования на травмирующие ситуации, нужные нам для того, чтобы поддержать нашу самооценку и восстановить самоуважение. Механизмы психологической защиты универсальны для всех, они заложены в нас природой. Это шаблоны поведения или реагирования на ту или иную травмирующую ситуацию, психическая деятельность, направленная на спонтанное изживание последствий психической травмы

Генерализация (процесса, реакции) - общий, всеобщий - Обобщение процесса, реакции живой системы, распространение их на структуры, дополнительные к минимально необходимым для осуществления наличного оптимального процесса или реакции.

Важно подчеркнуть, что защитные установки в чистом виде - это способы организации частичного и временного душевного равновесия для того, чтобы собрать силы для реального преодоления возникших трудностей, т.е. для разрешения конфликта соответствующими поступками.

Психологической защите может подвергаться как любая целостность, будь то организация, группа людей, семья, отдельный человек, психика в целом, так и поведенческие проявления (привычки, стили жизни, умения), когнитивные структуры (мнения, знания, мировоззрения), мотивационные образования (желания, вкусы, предпочтения). Происходит это оттого, что единое Я защищает самое себя целиком, свои проявления и качества

В ответ на нарушение или угрозу нарушения психологических границ, которое способно нанести ущерб целостности личности или её индивидуальной обособленности, возникает защита в условиях межсубъектной борьбы. Такая защита называется психологической защитой.

Психологическая защита - это употребление субъектом психологических средств устранения или ослабления ущерба, грозящего ему со стороны другого субъекта.

Защитный механизм (психологическая защита) - понятие глубинной психологии, обозначающее неосознаваемый психический процесс, направленный на минимизацию отрицательных переживаний. Защитные механизмы лежат в основе процессов сопротивления.

Психоаналитики Кэлвин Холл и Гарднер Линдсей выделяли две основные характеристики защитных механизмов:

1. Отрицание или искажение реальности

2. Действие на бессознательном уровне

Первая помощь при летних детских травмах Лето – не только любимая пора детей, но и .

Окрошка, смузи, салаты и другая летняя еда Летом хочется легкости во всем, и в первую очередь в е.

Способы, которые позволяют убираться легко и быстро Для многих из нас уборка ―.

-Рубрики

-Приложения

  • ОткрыткиПерерожденный каталог открыток на все случаи жизни
  • Толкование сновУзнайте в чем тайна вашего сна — стоит готовиться к чему-то плохому или, наоборот, надо чтобы сон обязательно сбылся. Вы непременно найдете толкование вашего сна, ведь в базе уже сейчас содержится 47
  • Дешевые авиабилетыВыгодные цены, удобный поиск, без комиссии, 24 часа. Бронируй сейчас – плати потом!
  • СРОЧНО.ДЕНЬГИК сожалению, всякое бывает… И чаще, почему-то, это всегда случается неожиданно… Уникальная единая форма для подачи заявки на кредит во все банки сразу поможет сэкономить нервы, время и деньги!
  • 5 друзейСписок друзей с описанием. Данное приложение позволяет разместить в Вашем блоге или профиле блок, содержащий записи о 5 Ваших друзьях. Содержание подписи может быть любым - от признания в любви, до

-Метки

-Фотоальбом

-Музыка

-Фотогалерея Ctrl+C /Ctrl+V

-Поиск по дневнику

-Интересы

-Друзья

-Сообщества

-Статистика

УБЕЖДЕНИЕ И ВНУШЕНИЕ - СХОДСТВА И РАЗЛИЧИЯ.

Несмотря на то, что и убеждение, и внушение являются видами психологического воздействия, между ними имеются принципиальные различия.

Цель убеждения заключается в осознанном постижении смысла сказанного, в сознательном принятии системы оценок и суждений, в согласии с иной точкой зрения. Цель же внушения состоит в том, чтобы заставить твердо поверить во что-либо или кого-либо, не слишком задумываясь над истинностью аргументов, безоговорочно принять доводы, приводимые оппонентом.

На практике часто одна и та же фраза содержит в себе элементы и внушения, и убеждения - поэтому порой нелегко понять, за счет чего был достигнут результат. Так что если ваc в чем-то убедили - подумайте, может быть, это просто внушение?

Читайте также: