Чем отличается территориальная подсистема от функциональной подсистемы рсчс кратко

Обновлено: 05.07.2024

Постановлением правительства РФ от 18 апреля 1992 г. № 261 была создана Российская система предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях (сокращенно РСЧС), преобразованная 5 ноября 1995 г. постановлением Правительства РФ № 1113 в единую государственную систему предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Основной целью создания этой системы было объединение усилий федеральных органов исполнительной власти, органов представительной и исполнительной власти субъектов Российс­кой Федерации, органов местного самоуправления и организаций, их сил и средств в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, защиты от них населения и территорий в мирное время.

  1. разработка и реализация правовых и экономических норм по обеспечению защиты населения и территорий от ЧС;
  2. осуществление целевых и научно-технических программ, на­правленных на предупреждение ЧС и повышение устойчивости функционирования организаций, а также объектов социального назначения в чрезвычайных ситуациях;
  3. обеспечение готовности к действиям органов управления, сил и средств, предназначенных и выделяемых для предупреждения и ликвидации ЧС;
  4. сбор, обработка, обмен и выдача информации в области за­щиты населения и территорий от ЧС;
  5. подготовка населения к действиям в ЧС;
  6. прогнозирование и оценка социально-экономических послед­ствий ЧС;
  7. создание резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций;
  8. осуществление государственной экспертизы, надзора и конт­роля в области защиты населения и территорий от ЧС;
  9. ликвидация чрезвычайных ситуаций;
  10. осуществление мероприятий по социальной защите населения, пострадавшего от ЧС, проведение гуманитарных акций;
  11. реализация прав и обязанностей населения в области защиты от ЧС, а также лиц, участвующих в их ликвидации;
  12. международное сотрудничество в области защиты населения и территорий от ЧС.

Организационная структура РСЧС [ ]

РСЧС строится по террриториально-производственному принципу, включает в себя территориальные и функциональные подсистемы.

Организационная структура РСЧС состоит из территориальных и функциональных подсистем и имеет пять уровней:

  • федеральный, охватывающий всю территорию РФ;
  • региональный — территорию нескольких субъектов РФ;
  • территориальный — территорию субъектов РФ;
  • местный — территорию района (города, населенного пункта);
  • объектовый — территорию объекта производственного или социального назначения.

Территориальные подсистемы РСЧС создаются в субъектах РФ для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в пределах их территорий и состоят из звеньев, соответствующих административно-территориальному делению этих территорий (районы, города и т.д.). Координирующим органом являются комиссии по чрезвычайным ситуациям органов исполнительной власти субъктов РФ.

В субъектах РФ создано 88 территориальных подсистем которые состоят из звеньев, соответствующих административно-территориальному делению этих территорий.


Функциональные подсистемы РСЧС создаются федеральными органами исполнительной власти для организации наблюдения и контроля за стихийными явлениями, состоянием окружающий среды и за потенциально опасными объектами.

Подсистемы РСЧС каждого уровня включают в себя:

  • координирующие органы;
  • органы управления по делам гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций (ГО и ЧС);
  • органы повседневного управления;
  • силы и средства;
  • резервы финансовых и материальных ресурсов;
  • системы связи, оповещения и информационного обеспечения.

ваычайных ситуаций; осуществление мероприятий по социальной защите населения, пострадавшего от ЧС, проведение гуманитарных акций;

РСЧС создана для прогнозирова­ния, предотвращения и ликвидации раз­личных чрезвычайных ситуаций, обеспече­ния постоянной готовности к ним органов государственного управления, быстрых и эффективных действий в чрезвычайных си­туациях.

Основная цель создания РСЧС — объ­единение усилий центральных органов фе­деральной исполнительной власти, органов представительной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации, городов, районов, а также организаций, учреждений и предприятий для предупреждения и лик­видации чрезвычайных ситуаций.

Причинами создания этой системы послу­жили чрезмерная концентрация промыш­ленности в отдельных регионах, усложне­ние технологических процессов, широкое использование взрыво-, пожаро-, радиационно- и химически опасных веществ, из­нос технологического оборудования. Кро­ме того, в последние годы наблюдается рост количества аварий и катастроф, уве­личение числа человеческих жертв, воз­растание материального ущерба от чрезвы­чайных ситуаций техногенного характера. Велики также социально-экономические последствия природных чрезвычайных ситуаций. Опыт ликвидации последствий аварий, катастроф и стихийных бедствий показывает необходимость повышения опе­ративности управления процессами пред­упреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, выхода на качественно новый уровень готовности населения и специалистов-спасателей к действиям в чрезвычай­ных ситуациях.

Вопрос 2. Расскажите об основных задачах РСЧС.

Основные задачи РСЧС:

  • разработка и реализация законов и дру­гих необходимых документов, регулирую­щих вопросы защиты населения и терри­торий от чрезвычайных ситуаций;
  • осуществление целевых и научно-тех­нических программ, направленных на предупреждение чрезвычайных ситуаций и повышение устойчивости функциониро­вания предприятий, учреждений и орга­низаций в чрезвычайных ситуациях;
  • обеспечение готовности к действиям ор­ганов управления, сил и средств, предназ­наченных для предупреждения и ликви­дации чрезвычайных ситуаций;
  • сбор, обработка, обмен и представление информации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
  • подготовка населения к действиям в чрезвычайных ситуациях;
  • прогнозирование и оценка социально- экономических последствий чрезвычай­ных ситуаций;
  • создание резервов финансовых и мате­риальных ресурсов для ликвидации чрез­вычайных ситуаций;
  • осуществление государственной экспер­тизы, надзора и контроля в сфере защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
  • ликвидация чрезвычайных ситуаций;
  • осуществление мероприятий по социаль­ной защите населения, пострадавшего от чрезвычайных ситуаций, проведение гума­нитарных акций;
  • реализация прав и обязанностей граж­дан в области защиты от чрезвычайных си­туаций;
  • международное сотрудничество в облас­ти защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

Вопрос 3. Из каких подсистем и уровней со­стоит РСЧС? Чем отличается территориальная под­система от функциональной подсистемы?

РСЧС состоит из территориаль­ных и функциональных подсистем и име­ет пять уровней: федеральный, региональ­ный, территориальный, местный и объек­товый.

Территориальные подсистемы создают в субъектах Российской Федерации для предупреждения и ликвидации чрезвы­чайных ситуаций в пределах их террито­рий, и состоят они из звеньев, соответст­вующих административно-территориаль­ному делению этих территорий.

Функциональные подсистемы создают федеральные органы исполнительной влас­ти для организации работы по защите насе­ления и территорий от чрезвычайных ситу­аций в сфере их деятельности и порученных им отраслях экономики. Таких подсистем насчитывается около тридцати. В частнос­ти, это подсистемы наблюдения и контроля за стихийными гидрометеорологическими и геофизическими явлениями и состояни­ем окружающей среды на базе Росгидроме­

та; охраны лесов от пожаров на базе Феде­ральной службы лесного хозяйства Россий­ской Федерации; контроля обстановки на потенциально опасных объектах на базе Госгортехнадзора России и Госатомнадзора России; сейсмологических наблюдений и прогноза землетрясений на базе Россий­ской академии наук.

Вопрос 4. Расскажите о координирующих ор­ганах РСЧС всех уровней.

Координирующими органами РСЧС являются:

  • на федеральном уровне — правительст­венная комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности, ко­миссии по предупреждению и ликвида­ции чрезвычайных ситуаций и обеспече­нию пожарной безопасности федеральных органов исполнительной власти;
  • на территориальном уровне (на террито­рии субъекта Российской Федерации) — комиссии по предупреждению и ликвида­ции чрезвычайных ситуаций и обеспече­нию пожарной безопасности органов ис­полнительной власти субъектов Россий­ской Федерации;
  • на местном уровне — на территории района, города (района в городе) — комис­сии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности органов местного самоуправления;
  • на объектовом уровне (на территории организации или объекта) — комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвы­чайных ситуаций и обеспечению пожар­ной безопасности организаций.

В пределах федеральных округов коор­динирующие функции выполняют полно­мочные представители Президента Рос­сийской Федерации.

РСЧС состоит из функциальных и территориальных подсистем.Данная система действует на федеральном, региональном, территориальном, местном и объектовом уровнях.
Функциональные подсистемы РСЧС создаются федеральными органами исполнительной власти для организации работы в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций в сфере деятельности этих органов.

Территориальные подсистемы единой системы создаются в субъектах Российской Федерации для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в пределах их территорий и состоят из звеньев, соответствующих административно-территориальному делению этих территорий.

высота волны цунами, то есть вертикальное расстояние от её гребня до подошвы. При возникновении эта величина равняется 0,5–5 м, но возле берега может достигать и 70 м;

скорость, с которой движется цунами. Обычно находится в пределах 50–100 км/ч на протяжении основной части маршрута, хотя недалеко от эпицентра иногда бывает и 1000 км/ч

Виды техногенных катастроф, их причины и последствия

Техногенная катастрофа — крупная авария, следствие умышленных или неумышленных действий человека (в большинстве случаев), влекущая за собой гибель людей и даже экологическую катастрофу. Одной из особенностей техногенной катастрофы является её случайность.

Характер техногенной катастрофы зависит от причин, ее вызвавшей; ее масштабов; особенности предприятия, на котором она возникла.

Объекты могут сами являться потенциальными источниками техногенной катастрофы, а также могут оказаться в зоне действия поражающих факторов техногенной катастрофы, возникшей по независящей от них причинам.

Специалисты разделяют техногенные катастрофы на 10 типов по характеру объекта и природы происхождения:

транспортные аварии и катастрофы;

пожары, взрывы, угрозы взрывов;

аварии с выбросом (угрозой выброса) химически опасных веществ;

аварии с выбросом (угрозой выброса) радиоактивных веществ;

аварии с выбросом (угрозой выброса) биологически опасных веществ;

внезапное обрушение зданий, сооружений;

аварии в электроэнергетических системах;

аварии в коммунальных системах жизнеобеспечения; аварии на очистных сооружениях; гидродинамические аварии (прорывы плотин, дамб, шлюзов, перемычек).

Возникновение любой техногенной катастрофы вызывается сочетанием действий объективных и субъективных факторов, создающих причинный ряд событий. Непосредственными причинами техногенных катастроф могут быть:

- внешние по отношению к инженерной системе воздействия (стихийные бедствия, военно-диверсионные акции и т.д.), условия и обстоятельства, связанные непосредственно с данной системой: просчеты при проектировании и недостаточный уровень безопасности современных зданий; некачественное строительство или отступление от проекта; непродуманное размещение производства; технические неисправности, отсутствие на должном уровне содержания зданий и сооружений, оборудования, не приобретаются новые станки и механизмы, взамен устаревших, отказы технических систем из-за дефектов изготовления и нарушений режимов эксплуатации;

нарушение требований технологического процесса из-за недостаточной подготовки или недисциплинированности и халатности персонала; невнимательность, грубейшие нарушения правил эксплуатации техники, транспорта, приборов и оборудования.

Последним, согласно статистике и мнению специалистов, принадлежит главная роль в возникновении техногенных катастроф. По оценке экспертов, человеческие ошибки обусловливают 45% экстремальных ситуаций на АЭС, 60% авиакатастроф и 80% катастроф на море.

К сожалению, количество аварий во всех сферах производственной деятельности неуклонно растет. Абсолютной безаварийности не существует. Это происходит в связи с широким использованием новых технологий и материалов, нетрадиционных источников энергии, массовым применением опасных веществ в промышленности и сельском хозяйстве.

Последствиями производственных аварий и техногенных катастроф могут быть: большие разрушения промышленных объектов (производственных зданий, сооружений, коммунальных и инженерных сетей), городов (общественных и жилых зданий, коммуникаций), транспортных средств и т.д.; заражение окружающей среды радиоактивными веществами, АХОВ, бактериологическими средствами; уничтожение материальных ценностей.

Из каких подсистем и уровней состоит РСЧС? Чем отличается территориальная подсистема от многофункциональной подсистемы?

  • Ксюша Ясногородская
  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ
  • 2019-10-29 18:12:01
  • 1
  • 2

РСЧС состоит из территориальных и функциональных подсистем и имеет 5 уровней: федеральный, региональный, территориальный, местный и объектовый.
Территориальные подсистемы творят в субъектах Российской Федерации для предостережения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в границах их территорий, и состоят они из звеньев, подходящих административно-территориальному дробленью этих территорий.
Функциональные подсистемы творят федеральные органы исполнительной власти для организации работы по защите народонаселенья и территорий от чрезвычайных ситуаций в сфере их деятельности и порученных им отраслях экономики. Таких подсистем насчитывается около 30. В частности, это подсистемы наблюдения и контроля за стихийными гидрометеорологическими и геофизическими явлениями и состоянием окружающей среды на базе Росгидромета; охраны лесов от пожаров на базе Федеральной службы лесного хозяйства Русской Федерации; контроля обстановки на потенциально небезопасных объектах на базе Госгортехнадзора Рф и Госатомнадзора России; сейсмологических наблюдений и прогноза землетрясений на базе Русской академии наук.

Многофункциональные подсистемы РСЧС создаются федеральными органами исправной власти для организации работы в области охраны народонаселения и территорий от чрезвычайных ситуаций в сфере деятельности этих органов.
Территориальные подсистемы единичной системы создаются в субъектах Русской Федерации для предостережения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в границах их территории и состоят из звеньев, подходящих административно-территориальному разделенью этих территорий.

Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций

Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС) решает вопросы по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и иного характера с помощью комплекса мероприятий, обеспечивающих в мирное время защиту населения, территорий и окружающей среды, материальных и культурных ценностей государства. Объединяет в себя органы управления, силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций, в полномочия которых входит решение вопросов по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

Основные задачи РСЧС:

  • Разработка правовых и экономических норм, связанных с защитой населения
  • Подготовка населения к действиям при чрезвычайных ситуациях
  • Прогнозирование чрезвычайных ситуаций
  • Оценка и ликвидация социально-экономических последствий ЧС
  • Надзор и контроль в сфере защиты населения и террриторий от чрезвычайных ситуаций
  • Международное сотрудничество в области защиты населения и территорий
  • Ликвидация ЧС

Организационная структура РСЧС

РСЧС строится по террриториально-производственному принципу, включает в себя территориальные и функциональные подсистемы.

Организационная структура РСЧС состоит из территориальных и функциональных подсистем и имеет пять уровней:

  • федеральный, охватывающий всю территорию РФ;
  • региональный — территорию нескольких субъектов РФ;
  • территориальный — территорию субъектов РФ;
  • местный — территорию района (города, населенного пункта);
  • объектовый — территорию объекта производственного или социального назначения.

Территориальные подсистемы РСЧС создаются в субъектах РФ для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в пределах их территорий и состоят из звеньев, соответствующих административно-территориальному делению этих территорий (районы, города и т.д.). Координирующим органом являются комиссии по чрезвычайным ситуациям органов исполнительной власти субъктов РФ.

Функциональные подсистемы РСЧС создаются федеральными органами исполнительной власти для организации наблюдения и контроля за стихийными явлениями, состоянием окружающий среды и за потенциально опасными объектами.

Подсистемы РСЧС каждого уровня включают в себя:

  • координирующие органы;
  • органы управления по делам гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций (ГО и ЧС);
  • органы повседневного управления;
  • силы и средства;
  • резервы финансовых и материальных ресурсов;
  • системы связи, оповещения и информационного обеспечения.

Федеральные подсистемы РСЧС создаются федеральными органами исполнительной власти в министерствах и организациях федерального подчинения. Действие органов по защите населения и террриторий от чрезвычайных ситуаций координирует МЧС России и органы непосредственно подчиненные федеральным органам исполнительной власти. (Координирующий орган: Межведомственная комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций при правительстве России).

Региональный уровень включает районирование России по регионам (Координирующий орган: региональные центры по делам ГОЧС).

Общее руководство функционированием РСЧС осуществляется правительством РФ, непосредственное руководство осуществляет МЧС России.

В зависимости от обстановки, масштаба прогнозируемой или возникшей чрезвычайной ситуации предусмотрено три режима функционирования РСЧС:

  • режим повседневной деятельности
  • режим повышенной готовности
  • режим чрезвычайной ситуации.

Таким образом, Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций является эффективным инструментом, непосредственно обеспечивающим безопасность страны, защиту населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

МЧС России является федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области гражданской обороны.

Читайте также: