Чем отличается служба медиации от службы примирения в школе

Обновлено: 30.06.2024

По сложившейся в России практике чаще всего функцию медиатора — специалиста службы примирения в системе образования — выполняют психологи и социальные педагоги, реже учителя (например, английского языка), заместители директора и другие специалисты, поэтому важно понять общее и различие позиции медиатора с их основной деятельностью. Подчеркнем, что при освоении позиции специалиста службы примирения речь идет про работу с теми же ситуациями, с которыми как правило и так сталкиваются все сотрудники школы школы (конфликты, драки, деструктивное поведение, порча имущества и пр.), но новыми более эффективными методами в рамках восстановительного подхода. После обучения у специалиста появляется более широкий спектр возможностей, поскольку к его основой квалификации (психолога, социального педагога) добавляется квалификация медиатора. То есть он может по новому самоопределиться в сложных ситуациях, когда важно занять позицию медиатора и использовать восстановительные программы, а когда занять позицию психолога, социального педагога с соответствующими технологиями и компетенциями.

Увеличение объема деятельности происходит при включении в службу примирения медиаторов-ровесников (юных медиаторов), и эта деятельность обычно оформляется и финансируется дополнительно (как клубная работа и т.д.). Работе куратора школьной службы примирения с медиаторами-ровесниками посвящен отдельный раздел.

Отличие восстановительного правосудия (и восстановительной модели медиации) —

от медиации в модели Альтернативного разрешения споров (АРС).

Есть и другие отличия. Восстановительная модель медиации разрабатывалась в России и учитывает специфику нашего общества.

Кстати, Во многих странах (в том числе в России) медиацию проводят не только специалисты, но и волонтеры, прошедшие подготовку.

Цель специалиста по восстановительному правосудию — создать максимальные условия для реализации принципов восстановительного правосудия участниками конфликта с причинением вреда (или преступления).

Галерея восстановительных программ службы примирения

1. Проблемная ситуация:

Конфликт между школьниками, в то числе с участием их родителей. Дети и родители изначально не хотят мириться и идти на медиацию, родители настроены жаловаться, враждовать и пр.

Образовательный модуль:

Материалы по программе:

2. Проблемная ситуация:

Ожидаемый результат:

Обращение участников к человеческим ценностям, передача группе ответственности за поиск решения, совместная рефлексия ситуации, согласованная разработка плана по урегулированию ситуации (кто, что, в какой срок будет делать).

Образовательный модуль:

Материалы по программе:

3. Проблемная ситуация:

Конфликта в открытой форме нет, но возможен или чувствуются его предпосылки.

Формирование нового класса, слияние классов, объединение педколлективов в единый комплекс, приход нового директора и т.п.

Восстановительная программа: ПРОФИЛАКТИЧЕСКИЙ КРУГ (КРУГ ОТВЕТСТВЕННОСТИ).

Ожидаемый результат:

Передача ответственности участникам группы за предупреждение конфликтов в классе Повышение родительской ответственности и их участия в жизни класса.

Согласование интересов родителей и школы.

Образовательный модуль:

Материалы по программе:

4. Проблемная ситуация:

Правонарушение несовершеннолетнего (в том числе при заведении уголовного дела или передачи ситуации в КДНиЗП).

Причиненный жертве вред, сильные эмоции сторон, взаимодействие идет в рамках уголовного процесса или подготовки к рассмотрению на КДНиЗП.

Ожидаемый результат:

Осознание обидчиком причиненного жертве вреда и иных последствий своих действий. Исправление им причиненного вреда (насколько возможно). Составление плана по недопущению повторения подобного в будущем.

Восстановление конструктивной родительской позиции.

Образовательный модуль:

Материалы по программе:

5. Проблемная ситуация:

Конфликт в стадии эскалации с большим числом участников. В конфликт включились группы родителей, администрация, СМИ, иногда уполномоченный, правоохранительные органы, управление образованием и т.д.

Управленческий уровень решения. Программу проводит территориальная служба примирения (совместно со школьной службой примирения, если она есть в школе).

Ожидаемый результат:

Образовательный модуль:

Материалы по программе:

6. Проблемная ситуация:

Семья, не справляющаяся с проблемами ребенка (совершает правонарушения, не посещает школу и пр.). Конфликтная ситуация в семье.

Семья как папа и мама не справляются с воспитанием, и требуется включение более широкого круга родственников, близких и уважаемых людей

Ожидаемый результат:

Согласованный план действий: кто и что будет делать для решения ситуации и какую берет на себя ответственность – включая самого ребенка.

Согласование усилий семьи и специалистов.

Программу проводит территориальная служба примирения (совместно со школьной службой примирения, если она есть в школе).

Образовательный модуль:

Материалы по программе:

7. Проблемная ситуация:

Необходимость создания активной школьной службы примирения как элемента самоуправления и волонтерской деятельности учащихся.

Восстановительные программы: ПРОГРАММА ПРИМИРЕНИЯ (Медиация ровесников по ситуациям, которыми школьники не делятся со взрослыми).

А также:

Методические советы и педсоветы в форме Круга.

Обучение школьников восстановительной медиации

Ожидаемый результат:

— Реализация обучающимися личностных и метапредметных результатов в соответствии с ФГОС.

— Развитие культуры школы в духе сотрудничества, взаимопонимания и ответственности.

— Системная работа специалистов с пространством школы

— Необходимость развития справедливых отношений и развития ответственного поведения разных участников образовательного процесса в пространстве школе.

Образовательный модуль:

Материалы по программе:

9. Проблемная ситуация:

Ожидаемый результат:

Повышение квалификации специалистов служб примирения, оснащение техниками и приемами. Устойчивость позиции при агрессии со стороны участников. Отработка техник и навыков работы медиатора, а также приемов саморегуляции состояния медиатора в конфликтной атмосфере.

Образовательный модуль:

Проблемная ситуация:

Ожидаемый результат:

Образовательный модуль:

Материалы по программе:

Проблемная ситуация:

Периодическое напряжение в классе, сложности с управлением класса у классного руководителя

Ожидаемый результат:

Понимание классным руководителем процессов, происходящих в детской группе. Налаживание дисциплины через сотрудничество детей и педагогов. Справедливый процесс взаимодействия. Улучшение отношений в классе.

Школьная служба примирения: что это такое и зачем это нужно


Основания для создания службы примирения в школе

Школа – место, объединяющее людей разного поколения, социального статуса, убеждений, культурных ценностей, уровня воспитания и т.д. Поэтому учащиеся нередко сталкиваются с непониманием со стороны сверстников, что приводит к множеству противоречий, вызывает чувство отторжения и стремление к сопротивлению. По этой причине дети, находящиеся в школе большую часть времени, испытывают стресс и могут впадать в депрессию. В результате чего у ребенка либо развиваются комплексы и неуверенность в себе либо возникает желание мстить и бунтовать.

Не стоит также забывать, что для каждого учащегося важное место занимает его принадлежность к определенной группе в классе, взаимоотношения со сверстниками, принятие его взглядов обществом. Именно этому он уделяет первостепенное внимание и часто при существовании какого-либо противоречия или отторжения его одноклассниками забывает о необходимости успешно осваивать новые знания. Что делать в подобной ситуации?

Самыми распространенными методами считаются административные вмешательства, замалчивание конфликтов, привлечение социальных педагогов и психологов или разборки между школьниками после уроков. Но чаще всего такие методы не приносят пользы, а порой только усугубляют создавшееся положение.

Создание школьной службы примирения (ШСП) позволяет обеспечивать эффективную поддержку в конфликтных ситуациях, возникающих между участниками образовательного процесса. Заинтересованным лицам в службе примирения оказывают компетентную помощь и учат самостоятельно находить инструменты для решения проблем, улаживать конфликты через диалог.


Чем отличается школьная служба примирения от других инструментов разрешения конфликтов

Самой важной отличительной характеристикой такой службы является ее создание не под принуждением, а на добровольных началах. То есть ее формируют волонтеры, действительно неравнодушные к проблемам окружающих, а не безразличные школьные работники под давлением администрации, что обеспечивает большее доверие со стороны общества и более эффективное решение проблем.

Форма организации может быть любой: от образования отдельного подразделения в структуре школы до клуба или объединения. Главное – соблюдение определенных рамок, полномочий и действий в интересах ребенка. Служба в своей деятельности руководствуется соответствующими документами, методическими рекомендациями, но, при этом обходится без заполнения множества бумаг, обходясь минимальным количеством отчетов.

Участниками ШСП выступают кураторы (медиаторы) из числа школьных работников (учителей, психологов и т.д.), а также учащиеся старших классов. Каждый из них проходит специальную подготовку, где обучается методам проведения медиации. Привлечение в службу школьников благоприятно отражается на всей деятельности, так как им легче находить общий язык со сверстниками. Для участия в ШСП отбираются учащиеся, которые пользуются уважением в классе, могут и хотят помогать в разрешении конфликтных ситуаций.

Основные цели и задачи школьной службы примирения

Главной целью создания школьных служб примирения является разработка и совершенствование методов, способствующих своевременному обнаружению и реагированию на правонарушения и конфликты, что позволит формировать и укреплять человеческую способность к взаимопониманию. К задачам ШСП относится:

  • сокращение вероятности возникновения реакций на конфликты, направленных на наказание;
  • установление нормальных взаимоотношений между всеми участниками образовательного процесса посредством диалога;
  • делегирование опыта и обучение ценностям службы всех заинтересованных лиц и т.д.

Специалисты службы примирения никогда не навязывают свои идеи, не обвиняют и не воспитывают ни одну из сторон конфликта, а также не пытаются найти решение вместо них. Они выступают в качестве посредников – медиаторов, которые проводят беседы наедине с каждым участником конфликта. По обоюдному согласию конфликтующих сторон школьный медиатор организовывает примирительные встречи, на которых они учатся выстраивать конструктивные диалоги, позволяющие глубже понять ситуацию и найти способы решения конфликта. Такой подход дает возможность минимизировать вероятность необоснованного использования силы во взрослой жизни и не позволит стать жертвой жестокого отношения.


Не решать, а предотвращать

Существование в школе службы примирения, безусловно, можно назвать эффективным инструментом взаимодействия школьников, родителей и учителей. Но успешное разрешение конфликта не дает гарантии исключения подобной ситуации в будущем. Кроме того, службы, стремящиеся сформировать у конфликтующих сторон способность к взаимопониманию и уважению, иногда вмешиваются слишком поздно. В этом случае следует задуматься: зачем решать существующие конфликты и противоречия, если можно их предотвратить?

Конфликтными людьми и правонарушителями часто становятся личности, которым по тем или иным причинам не рассказали о важности проявления уважения к другому человеку, о принципах равноправия и о других элементарных правах человека. Как детям, так и взрослым нередко недостает этих знаний, и они не умеют выстраивать диалог, который бы позволил глубже понять другого человека и найти компромисс в сложной ситуации.

В связи с этим, в поле зрения служб примирения следовало бы включить деятельность по:

  • обучению школьников их правам и обязанностям,
  • формированию у них навыков построения уважительных отношений с окружающими,
  • приобретению навыков решения конфликтов посредством мирного диалога,
  • воспитанию привычки принимать других людей такими, какие они есть, но при этом сохранять верность своим убеждениям.

Проведение в рамках школьной службы примирения различных семинаров, тренингов и учебных сессий в неформальной обстановке будет способствовать укреплению взаимоотношений между школьниками, а также поможет понять важность таких качеств, как взаимовыручка и увеличит вероятность исключения конфликтов. На этапе формирования личности такие мероприятия станут наиболее эффективным инструментом не только для налаживания дружественных отношений между школьниками, но и помогут им взаимодействовать с окружающим миром во взрослой жизни.

Виртуальный методический кабинет

Виртуальный методический кабинет

Виртуальный методический кабинет запись закреплена

❓

Школьная служба медиации и школьная служба примирения - в чем разница?
Напишите ваше мнение, пожалуйста, в комментариях.
Какая служба в вашей образовательной организации?

Наталья Черноносова

Добрый день, в нашей школе сначала была ШСП, затем по рекомендациям мы переименовали в ШСМ. Я куратор ШСМ. Может быть я ошибаюсь, но большой разницы не вижу.

Екатерина Плотникова


Екатерина Плотникова

Наталья, коллеги! Поэтому мы и подготовили для вас инфографику, где показано из отличие! )

Людмила Судьина

В нашей школе действует Школьная Служба Медиации . Медиаторы службы, кроме того, что помогают разрешить возникающие конфликты, проводят достаточно большое количество мероприятий, направленных на профилактику конфликтов в школьной среде (акций, конкурсов, классных часов, уроков Дружбы, квестов и др.), на развитие коммуникативных навыков и сплочение коллективов. На мой взгляд - МЕДИАЦИЯ даёт возможность творчески подойти к пониманию и решению конфликта

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

1. Общие положения

Служба примирения является объединением учащихся и педагогов, действующей в образовательном учреждении на основе добровольческих усилий учащихся (воспитанников).

2. Цели и задачи службы примирения

Целью службы примирения является:

распространение среди учащихся, родителей и педагогов цивилизованных форм разрешения конфликтов;

помощь в разрешении конфликтных и криминальных ситуаций на основе принципов восстановительной медиации;

снижение количества административного реагирования на правонарушения.

2.2.Задачами службы примирения являются:

проведение примирительных программ (восстановительных медиаций, кругов сообщества, школьных и семейных конференций и т.д. ) для участников конфликтов и криминальных ситуаций;

обучение школьников цивилизованным методам урегулирования кон фликтов и ответственности;

информирование учеников и педагогов о принципах и ценностях восстановительной медиации;

3. Принципы деятельности службы примирения

3.1. Деятельность службы примирения основана на следующих принципах:

Принцип добровольности, предполагающий как добровольное участие школьников в организации работы службы, так и обязательное согласие сторон, вовлеченных в конфликт, на участие в примирительной программе.

Принцип конфиденциальности, предполагающий обязательство службы примирения не разглашать полученные в ходе программ сведения. Исключение составляет информация о готовящемся преступлении , а также примирительный договор (по согласованию с участниками встречи и подписанный ими).

Принцип нейтральности, запрещающий службе примирения принимать сторону одного из участников конфликта. Нейтральность предполагает, что служба примирения не выясняет вопрос о виновности или невиновности той или иной стороны, а является независимым посредником, помогающим сторонам самостоятельно найти решение.

4. Порядок формирования службы примирения

4.1. В состав службы примирения могут входить учащиеся 7 -9 классов, прошедшие обучение проведению примирительных программах (в модели восстановительной медиации).

Руководителем (куратором) службы может быть социальный педагог,педагог- психолог или иной педагогический работник школы, на которого возлагаются обязанности по руководству службой примирения приказом директора школы.

Руководителем (куратором) службы примирения может быть человек, прошедший обучение проведению примирительных программ (в модели восстановительной медиации).

Родители дают согласие на работу своего ребенка в качестве ведущих примирительных встреч.

Вопросы членства в службе примирения, требований к школьникам, входящим в состав службы, и иные вопросы, не регламентированные настоящим Положением, могут определяться Уставом, принимаемым службой примирения самостоятельно.

5. Порядок работы службы примирения

5.1. Служба примирения может получать информацию о случаях конфликтного или криминального характера от педагогов, учащихся, администрации школы, членов службы примирения, родителей.

. Служба примирения принимает решение о возможности или невозможности примирительной программы в каждом конкретном случае самостоятельно. При необходимости о принятом решении информируются должностные лица школы.

Примирительная программа начинается в случае согласия конфликтующих сторон на участие в данной программе . Если действия одной или обеих сторон могут быть квалифицированы как правонарушение или преступление, для проведения программы также необходимо согласие родителей или их участие во встрече.

В случае если примирительная программа планируется, когда дело находится на этапе дознания, следствия или в суде, о ее проведении ставится в известность администрация школы и родители, и при необходимости производится согласование с соответствующими органами внутренних дел.

Переговоры с родителями и должностными лицами проводит руководитель (куратор) службы примирения.

В сложных ситуациях (как правило, если в ситуации есть материальный ущерб, среди участников есть взрослые или родители, а также в случае криминальной ситуации) куратор службы примирения принимает участие в проводимой программе.

В случае если конфликтующие стороны не достигли возраста 10 лет, примирительная программа проводится с согласия классного руководителя.

Служба примирения самостоятельно определяет сроки и этапы проведения программы в каждом отдельном случае.

В случае если в ходе примирительной программы конфликтующие стороны пришли к соглашению, достигнутые результаты могут фиксироваться в письменном примирительном договоре или устном соглашении.

При необходимости служба примирения передает копию примирительного договора администрации школы.

Служба примирения помогает определить способ выполнения обязательств, взятых на себя сторонами в примирительном договоре, но не несет ответственность за их выполнение. При возникновении проблем в выполнении обязательств, служба примирения может проводить дополнительные встречи сторон и помочь сторонам осознать причины трудностей и пути их преодоления, что должно быть оговорено в письменном или устном соглашении.

При необходимости служба примирения информирует участников примирительной программы о возможностях других специалистов (социального педагога, психолога, имеющихся на территории учреждений социальной сферы).

Деятельность службы примирения фиксируется в журналах и отчетах, которые являются внутренними документами службы;

Куратор службы обеспечивает мониторинг проведенных программ, проведение супервизий с медиаторами на соответствие их деятельности принципам восстановительной медиации.

Медиация (и другие восстановительные практики) не является психологической процедурой, и потому не требует обязательного согласия со стороны родителей. Однако куратор старается по возможности информировать и привлекать родителей в медиацию (а по указанным в пунктах 5.3 и 5.4 категориям дел участие родителей или согласие на проведение медиации в их отсутствие является обязательным).

6. Организация деятельности службы примирения

Службе примирения по согласованию с администрацией школы предоставляется помещение для сборов и проведения примирительных программ, а также возможность использовать иные ресурсы школы - такие, как оборудование, оргтехника, канцелярские принадлежности, средства информации и другие.

Поддержка и сопровождение школьных служб примирения может осуществляться социально-психологическими центрами или общественными организациями, имеющими обученных и практикующих медиаторов, по договору на возмездной или безвозмездной основе.

Должностные лица школы оказывают службе примирения содействие в распространении информации о деятельности службы среди педагогов и школьников.

Служба примирения имеет право пользоваться услугами психолога, социального педагога и других специалистов школы.

Администрация школы содействует службе примирения в организации взаимодействия с педагогами школы, а также социальными службами и другими организациями.

В случае если стороны согласились на примирительную встречу (участие в Круге сообщества или Семейной восстановительной конференции), то административные действия в отношении данных участников конфликта приостанавливаются. Решение о необходимости возобновления административных действий принимается после получения информации о результатах работы службы примирения и достигнутых договоренностях сторон.

Администрация школы поддерживает участие куратора (кураторов) службы примирения в собраниях ассоциации (сообщества) медиаторов.

Не реже, чем один раз в четверть проводятся совещания между администрацией и службой примирения по улучшению работы службы и ее взаимодействия с педагогами с целью предоставления возможности участия в примирительных встречах большему числу желающих.

В случае если примирительная программа проводилась по факту, по которому возбуждено уголовное дело, администрация школы может ходатайствовать о приобщении к материалам дела примирительного договора, а также иных документов в качестве материалов, характеризующих личность обвиняемого, подтверждающих добровольное возмещение имущественного ущерба и иные действия, направленные на заглаживание вреда, причиненного потерпевшему.

Служба примирения может вносить на рассмотрение администрации предложения по снижению конфликтности в школе.

7. Заключительные положения

Настоящее положение вступает в силу с момента утверждения.

Изменения в настоящее положение вносятся директором школы по предложению службы примирения или органов школьного самоуправления.

Приложение № 1

1. Примерный план создания службы примирения школе

Принятие администрацией школы решения о создании Школьной службы примирения.

Согласование с администрацией школы. Включение в должностную инструкцию сотрудника – куратора службы обязанностей по организации работы и дальнейшей преемственности службы

Подписание приказа о создании службы.

Утверждение Положения о Школьной службе примирения в соответствии со стандартами восстановительной медиации

Анализ информации о конфликтах и способах реагирования на конфликты (число конфликтов, число административных вмешательств, отношение педагогов к конфликтам)

Создание комиссии медиаторов, проведение установочного семинара

Выпуск информационного стенда, плаката или статьи в школьной газете о создании ШСП

Определение администрацией школы, куратором и школьниками-медиаторами способов получения информации о конфликтах.

Доработка и принятие документов (на основе типовых), регламентирующих работу службы (примирительный договор, заявка, регистрационная карточка и пр.)

Работа службы по разрешению поступающих конфликтных ситуаций в соответствии с порядком работы медиатора. Ведение регистрационного журнала для дальнейшего мониторинга. Написание отчетов по форме.

Проведение семинаров, совещаний по проведенным программам, оценка соответствия проведенных программ стандартам восстановительной медиации и порядку работы медиатора.

Изучение куратором литературы по восстановительной медиации и восстановительному правосудию.

Включение элементов восстановительных практик в различные воспитательные формы и мероприятия

Прохождение тренинга для тренеров

Обучение новых медиаторов, а также школьников и педагогов школы восстановительной коммуникации и восстановительным практикам.

ЭТАП 1. ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ

ЭТАП 3. ВСТРЕЧА СТОРОН

1 фаза. Создание условий для диалога между сторонами

2 фаза. Организация диалога между сторонами

3 фаза. Поддержка восстановительных действий на встрече и фиксация решений сторон.

5 фаза. Заключение соглашения

6 фаза. Рефлексия встречи

ЭТАП 2. ВСТРЕЧА СО СТОРОНОЙ

1 фаза. Создание основы для диалога со стороной

2 фаза. Понимание ситуации

3 фаза. Поиск вариантов выхода

4 фаза. Подготовка к встрече

Приложение № 3

Форма мониторинга деятельности службы примирения

Количество поступивших случаев

Количество завершённых программ

Количество случаев, рассмотренных с участием специалистов из территориальных служб примирения (ТСП)

Общее количество участников программ

Приложение № 4

Понятие восстановительной медиации

Под медиацией обычно понимается процесс, в рамках которого участники с помощью беспристрастной третьей стороны (медиатора) разрешают конфликт.

Восстановительная медиация – это процесс, в котором медиатор создает условия для восстановления способности людей понимать друг друга и договариваться о приемлемых для них вариантах разрешения проблем (при необходимости - о заглаживании причиненного вреда), возникших в результате конфликтных или криминальных ситуаций.

В ходе восстановительной медиации важно, чтобы стороны имели возможность освободиться от негативных состояний и обрести ресурс для совместного поиска выхода из ситуации. Восстановительная медиация включает предварительные встречи медиатора с каждой из сторон по отдельности и общую встречу сторон с участием медиатора.

Особенности службы примирения в системе образования

В системе образования программы восстановительной медиации могут осуществляться на базе общеобразовательных учреждений всех типов (7 и 8 видов – в исключительных случаях), учреждений дополнительного образования, учреждений среднего профессионального образования, вузов.

В школьную службу примирения (ШСП) обязательно входят учащиеся-медиаторы и взрослый куратор.

В школьных службах примирения медиаторами (при условии прохождения специальной подготовки по медиации) могут быть:

б) педагогические работники образовательного учреждения;

в) взрослый (родитель, сотрудник общественной или государственной организации или иной взрослый) по согласованию с администрацией образовательного учреждения.

Возможно совместное ведение медиации взрослым и ребенком.

Куратором службы примирения может быть взрослый, прошедший подготовку в качестве медиатора и готовый осуществлять систематическую поддержку и развитие службы примирения. Куратор должен иметь доступ к информации о происходящих в образовательном учреждении конфликтах. Задача куратора - организовать работу службы примирения и обеспечить получение службой примирения информации о конфликтах и криминальных ситуациях.

Это может быть заместитель директора по учебно-воспитательной работе, психолог, социальный педагог (заместитель директора по социальной работе), уполномоченный по правам ребенка и прочее.

Участниками программ примирения могут быть дети, педагоги, администрация, родители. При медиации конфликтов между взрослыми обязательно участие взрослого медиатора.

Допускается, чтобы стороны конфликта были направлены администратором на предварительную встречу с медиатором (где проясняется ситуация конфликта и рассказывается о медиации), но встреча между сторонами проходит только добровольно.

Куратор должен получить согласие от родителей медиаторов-школьников на их участие в работе службы примирения.

Служба примирения должна разработать положение , которое должно быть утверждено администрацией образовательного учреждения. Также возможно внесение дополнений о службе примирения в устав образовательного учреждения и другие документы.

Если в результате конфликта стороне нанесён материальный ущерб, то присутствие взрослого на встрече в качестве соведущего обязательно, а куратору рекомендуется пригласить на встречу родителей, либо получить разрешение родителей на участие их детей в данной медиации.


Школьная служба примирения (медиации) является объединением педагогов и других участников образовательного процесса, заинтересованных в разрешении конфликтов и развитии практики восстановительной медиации в образовательном учреждении.

Медиация – это инструмент помощи в разрешении конфликтов между детьми - школьниками, между детьми и взрослыми.

Главная цель медиации – превратить школу в безопасное, комфортное пространство для всех участников образовательного процесса (учеников, учителей, родителей и т.д.). Школьная медиация нужна для мирного решения проблем, снижения уровня конфликтов в школе и сохранения добрых отношений. В мировой практике это один из способов разрешения споров, в котором нейтральная сторона, называемая медиатором, способствует выработке внесудебного решения.

Медиация позволяет разрешать конфликт, выявляя его причину и движущую силу, предотвращать конфликты, оберегать детей и подростков от агрессивного, порой отвергающего воздействия окружающей среды.

Цели школьной службы медиации

1. Распространение среди учащихся, родителей и учителей цивилизованных форм разрешения конфликтов.

2. Помощь в разрешении конфликтных ситуаций на основе принципов восстановительной медиации.

3. Снижение количества административного реагирования на правонарушения.

Задачи школьной службы медиации

1. Проведение примирительных программ (восстановительных медиаций, кругов сообщества, школьных и семейных конференций и т.д.) для участников конфликтов ситуаций.

2. Обучение школьников цивилизованным методам урегулирования конфликтов и ответственности.

3. Информирование учеников, родителей и учителей о принципах и ценностях восстановительной медиации.

Миссия школьной службы медиации

1. Создается альтернативный путь разрешения конфликтов

2. Конфликт превращается в конструктивный процесс

3. Приобретаются навыки активного слушания, лидерства и другие полезные коммуникативные умения

4. Улучшаются взаимоотношения среди детей и взрослых

5. Развивается чувство ответственности за свой выбор и решения, а также усиливается чувство личной значимости.


Деятельность службы примирения основана на методах восстановительного правосудия и строится на следующих принципах:

1. Принцип добровольности, предполагающий исключительно добровольное участие в программе примирения конфликтующих сторон.

2. Принцип конфиденциальности, предполагающий обязательство службы примирения не разглашать полученные в ходе программ сведения. Исключение составляет информация о возможном нанесении ущерба для жизни, здоровья и безопасности.

3. Принцип нейтральности, запрещающий службе примирения принимать сторону одного из участников конфликта. Нейтральность предполагает, что служба примирения не выясняет вопрос о виновности или невиновности той или иной стороны, а является независимым посредником, помогающим сторонам самостоятельно найти решение.


Концепция Службы примирения:

Конфликт должен быть разрешен его непосредственными участниками, поскольку только они смогут найти лучшее решение. И если они приняли на себя ответственность за решение, то наверняка его выполнят и больше не попадут в подобную ситуацию.

Понятия "школьная медиация" и "служба школьной медиации"

Согласно Федеральному закону от 27 июня 2010 г. N 193-ФЗ "Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)" под процедурой медиации понимается способ урегулирования споров при содействии медиатора (независимое лицо либо независимые лица, привлекаемые сторонами в качестве посредников в урегулировании спора для содействия в выработке сторонами решения по существу спора) на основе добровольного согласия сторон в целях достижения ими взаимоприемлемого решения.

Медиация альтернативна любому директивному способу разрешения споров, когда спорящие стороны лишены возможности влиять на исход спора, а полномочия на принятие решений по спору делегированы третьему лицу.

Медиатор не наделяется правом принятия решения по спору и не оказывает давление на стороны. Он только организует содействие конфликтующим сторонам, участвующим на добровольной основе в процессе поиска взаимоприемлемого и жизнеспособного решения, которое удовлетворит впоследствии их интересы и потребности.

Вместе с тем процедура медиации является не только эффективным инструментом разрешения споров и конфликтных ситуаций, но и их предупреждения и профилактики.

Медиативный подход - деятельностный подход, основанный на принципах медиации, предполагающий владение навыками позитивного осознанного общения, создающими основу для предотвращения и (или) эффективного разрешения споров и конфликтов в повседневных условиях без проведения медиации как полноценной процедуры.

Медиативный подход может использоваться любым человеком, прошедшим соответствующее обучение, в том числе для разрешения или предотвращения спора и разногласий, в которых он выступает одной из сторон.

Метод "Школьная медиация" - это инновационный метод, который применяется для разрешения споров и предотвращения конфликтных ситуаций между участниками образовательного процесса в качестве современного альтернативного способа разрешения споров.

Метод "Школьная медиация" вобрал в себя все лучшее, что накоплено за несколько десятилетий применения процедуры медиации в мире. В его основе лежит человекоцентристский подход. Являясь производным от классической медиации, он позволяет комплексно и эффективно работать со всеми субъектами, участвующими в воспитании ребенка.

Служба школьной медиации - эта служба, созданная в образовательной организации и состоящая из работников образовательной организации, учащихся и их родителей, прошедших необходимую подготовку и обучение основам метода школьной медиации и медиативного подхода.

Школьная медиация не ограничивается территорией образовательной организации. Важную роль в интеграции метода играет вовлечение семьи при условии, что родители (законные представители), обучены основам метода. Это позволит им не только хотеть, но и компетентно помогать детям в семье в сложных, потенциально конфликтных ситуациях. В частности, в трудные, критические периоды их жизни и становления.

В свою очередь, в образовательной организации конфликт будет разрешаться успешнее, если родители (законные представители) будут ориентировать ребенка на медиативный подход.

Таким образом, метод школьной медиации позволяет образовательной организации и семье воспринимать друг друга как партнеров, стремящихся к одной цели, и объединить их усилия для обеспечения безопасности и благополучия ребенка.

Медиация - носит конфиденциальный характер.

Куратор Школьной службы примирения: Губина Вера Васильевна

Читайте также: