Чем отличается прозаическая речь от стихотворной кратко
Обновлено: 02.07.2024
Стихотворения имеют несколько отличий от прозаических произведений. Первое отличие стиха от прозы состоит в форме: стихотворения написаны с соблюдением рифмы и размера. Ритм стихотворных произведений напевный, мелодичный, их легко учить наизусть, сочетать с музыкой. Стихотворения в большинстве случаев лишены сюжета, их содержание субъективно. Главное в них не события, а их восприятие лирическим героем. Написанием в строчку характеризуется проза и стиха написание в столбик отличает его от прозаических произведений.
Наша речь организована двумя способами: стихами и прозой, т. е. бывает стихотворной и прозаической.
Чем же отличается речь прозаическая от стихотворной?
Сравните два предложения. Какое из них построено в стихотворной форме, а какое в прозаической?
- Белый пушистый снег кружится в воздухе и тихо падает на землю.
- Белый снег, пушистый
в воздухе кружится
И на землю тихо
Падает, ложится.
Прозаическая речь свободна, движется легко от предложения к предложению. А стихотворная речь особенная. Она отличается более четким ритмом и необычайной лаконичностью, краткостью, в ней обычно есть рифма.
Cтихотворная речь . Ритмичность ее основана на соблюдении тех или
других требований. Стихотворный ритм заключается в закономерном повторении определенных соизмеримых речевых единиц, при чтении выделяются паузами.
По зрительному восприятию стихотворная речь отличается от прозаической
строением строк: прозаическая речь представляет собой сплошной непрерывный текст, а стихотворная - делится на отрезки - строки. Каждая строка кончается паузой, независимо от того, требуется ли она на основе строения предложения, или нет. Эти паузы называют ритмичными. Они иногда совпадают с грамматическими и логическими, а иногда не совпадают.
Рифмой, ритмом, стихотворными размерами (двухсложные - ямб и хорей; трёхсложные - дактиль, амфибрахий, анапест. А в поэзии древней Греции стихотворный размер был только один - гекзаметр) .
В лирических стихотворениях речь идёт от лица лирического героя.
Тема: Стихотворная и прозаическая речь. Ритм, рифма, строфа.
Цель: знать: определение понятий ритм, рифма (перекрестная, парная,
понимать: отличие речи прозаической и стихотворной,
аргументировать свой ответ конкретными примерами из
изученных произведений, объяснять ритмическую и
смысловую роль рифмы в стихотворном произведении;
уметь: используя текст прозаической сказки и сказки А. С.
Пушкина, показать разницу между прозаической и
Оборудование: мультимедийный проектор (все тексты, понятия и их определения – на слайдах).
Наша речь организована двумя способами: стихами и прозой, т. е. бывает стихотворной и прозаической.
Чем же отличается речь прозаическая от стихотворной?
Сравните два предложения. Какое из них построено в стихотворной форме, а какое в прозаической?
- Белый пушистый снег кружится в воздухе и тихо падает на землю.
- Белый снег, пушистый
в воздухе кружится
И на землю тихо
Падает, ложится.
Прозаическая речь свободна, движется легко от предложения к предложению. А стихотворная речь особенная. Она отличается более четким ритмом и необычайной лаконичностью, краткостью, в ней обычно есть рифма.
Cтихотворная речь . Ритмичность ее основана на соблюдении тех или
других требований. Стихотворный ритм заключается в закономерном повторении определенных соизмеримых речевых единиц, при чтении выделяются паузами.
По зрительному восприятию стихотворная речь отличается от прозаической
строением строк: прозаическая речь представляет собой сплошной непрерывный текст, а стихотворная - делится на отрезки - строки. Каждая строка кончается паузой, независимо от того, требуется ли она на основе строения предложения, или нет. Эти паузы называют ритмичными. Они иногда совпадают с грамматическими и логическими, а иногда не совпадают.
Стихотворная форма дает возможность кратко, но с большой идейной глубиной и эмоциональной насыщенностью выразить то, что невыразимо никакими другими средствами. В стихах сгущено огромное жизненное содержание.
При внешнем сопоставлении речи прозаической и стихотворной резко бросаются в глаза такие особенности стихов как их ритмическая соизмеримость, правильное чередование наиболее общих ритмических единиц или строчек, а также слов, пауз, ударений, безударных слогов и других элементов, созвучия или звуковые повторы в конце стихов в их строфическое построение.
Ритм, рифма и строфа – весьма важные особенности стихотворной речи. Но это внешние ее приметы. Формальные признаки. Но стихи бывают и без рифмы и без строфы.
Однако любому стихотворению присущ ритм. Прозе тоже бывает присущ, но не обязательно.
В стихах исключительно важна интонация, с которой они произносятся. Здесь слово звучит особенно весомо и зримо. Стихотворной речи, в отличие от прозаической, чуждо всякое многословие, потому каждое слово или небольшая группа слов выражает большое идейно-эмоциональное содержание или рисует ясную картину.
Преимущество стихотворной речи перед прозаической состоит в том, что она для выражения идеи располагает особыми средствами звуковой организации слова. Имеет огромное значение музыкальность речи, звуковая стройность.
Стихотворная речь, больше, чем прозаическая, рассчитана на звуковое восприятие. В прозе звуковая сторона слова не является решающей, а в стихе имеет важнейшее значение.
Благозвучие, или эвфония достигается сочетанием звуков, слов и предложений.
В стихотворной речи могут использоваться такие приемы, как единоначатие или акросложение, которые не возможны в прозе. В стихах чаще используются инверсии.
Сходство в том, что и та, и та речь – художественна, выразительная. Применяет все виды тропов и служит выражению глубинного замысла автора.
Но любая художественная речь должна быть содержательна, проста и красива.
Комедия как жанр.
Жанр комедии восходит к Древней Греции, к Аристофану. В Древнем Риме – Плавт и Теренций.
Комедия – драматическое произ, критикующее посредством осмеяния пороки в характерах людей и отдельные стороны общественной жизни.
Развиваясь, постепенно освободилась от мифологической, классической условности и приобрела большую реалистическую силу и общественно-политическую направленность.
К числу видов комедии относятся такие жанры, как фарс, водевиль, интермедия, скетч, оперетта, пародия. В наши дни образцом такого примитива являются многие комедийные кинофильмы, построенные исключительно на внешнем комизме, т. е. комизме положений, в которые персонажи попадают в процессе развития действия.
Виды:
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.
Тема: Стихотворная и прозаическая речь. Ритм, рифма, ее виды.
Предметные: научиться использовать знания о ритме, рифме и ее видах.
Знать определение понятий ритм, рифма (перекрестная, парная, опоясывающая), строфа, понимать отличие речи прозаической и стихотворной, аргументировать свой ответ конкретными примерами из изученных произведений, объяснять ритмическую и смысловую роль рифмы в стихотворном произведении.
Коммуникативные: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.
Регулятивные: осознавать самого себя как движущую силу своего научения, свою способность к преодолению препятствий и самокоррекции.
Познавательные: уметь подбирать рифмы.
Личностные: формирование устойчивой мотивации к обучению в группе.
Методы и формы обучения
Наблюдение за изменениями, происходящими в стихотворной речи, создание проблемных ситуаций; фронтальная, индивидуальная, групповая
рифма (перекрестная, парная, опоясывающая), строфа
Деятельность
Формируемые УУД
1.Мотивация к учебной деятельности.
Цель: включение в учебную деятельность на личностно- значимом уровне.
Приветствие учащихся, проверка готовности к уроку. Включение в деловой ритм.
ПОЗДОРОВАЙСЯ ЛОКТЯМИ!
Приветствие друг друга.
С добрым утром. Начат день,
Первым делом гоним лень.
На уроке не зевать,
А работать и читать.
Приветствуют учителя, друг друга, проверяют готовность к уроку, психологически настраиваются на урок.
Личностные: положительное отношение к учебной деятельности.
Познавательные: осознают учебно-познавательную задачу.
Коммуникативные: общение и взаимодействие друг с другом.
Регулятивные: планируют результат работы.
2.Актуализация знаний и пробное учебное действие.
Цель: готовность мышления и осознание потребности к построению способа действия.
- Вы ничего не заметили странного в моём приветствии?
Совершенно верно, я приветствовала вас сегодня стихами, а это не совсем обычно, правда? Но всё дело в том, что и урок у нас с вами сегодня не совсем обычный.
- Я не случайно приветствовала вас стихотворной речью, т. к. урок сегодня тоже необычный. И называется он необычно. Сегодня мы с вами отправимся в поэтическую мастерскую. Но войти в неё непросто, надо раскрыть все тайны поэзии. А для этого надо усердно потрудиться.
Как вы думаете, о чем мы будем говорить на уроке.
Тайна первая: наша речь.
-Прослушайте два текста и определите, чем они похожи между собой и какие имеют различия. Чтобы лучше воспринять их, закройте глаза и попробуйте представить то, что вы услышите.
- Белый пушистый снег кружится в воздухе и тихо падает на землю.
- Белый снег, пушистый
в воздухе кружится
И на землю тихо
Падает, ложится.
• Чем похожи эти два текста? (Одинаков смысл, одинаковые картины)
• Чем они отличаются? (Второй текст звучит напевно)
Наша речь организована двумя способами: стихами и прозой, т. е. бывает стихотворной и прозаической.
Чем же, на ваш взгляд, отличается речь прозаическая от стихотворной?
Прозаическая речь свободна, движется легко от предложения к предложению. А стихотворная речь особенная. Она отличается более четким ритмом и необычайной лаконичностью, краткостью, в ней обычно есть рифма.
Сегодня нам и предстоит разобраться, что же такое ритм и рифма.
Послушайте удары метронома. Как они звучат? (Через одинаковые промежутки времени) . Это и есть проявление ритмичности.
В жизни и природе нас окружают разнообразные проявления ритма. Где их можно наблюдать? В чем их секрет? Постараемся ответить на эти вопросы, прочитав статью в учебнике.
Наблюдение за рисунком стихотворного ритма
Самопроверка:
Снег валится на поля, У-Б-У-Б-Б-Б-У
Вся белешенька земля. У-Б-У-Б-Б-Б-У
Вывод: ритм - важная составляющая стихотворной речи.
Стихотворный ритм - это чередование ударных и безударных слогов в строке.
От него зависит музыкальность, характер, темп стихотворения.
Отвечают на вопрос
Дети формулируют тему и цели урока
Предположения детей … (узнаем, в чём отличие стихотворной речи от прозаической)
3.Планирование способа достижения намеченной цели
Цель: обсуждение затруднений (почему возникли затруднения, чего мы ещё не знаем).
3 . Понятие о рифме.
- Что же такое рифма?
Рифма- это созвучие окончаний стихотворных строк.
- Потренируемся…
Я захотел устроить бал,
И я гостей к себе …….
Купил муку, купил творог,
Испёк рассыпчатый …….
Пирог, ножи и вилки тут –
Но что-то гости ………..
Я ждал, пока хватало сил,
Потом кусочек ………….
Потом подвинул стул и сел
И весь пирог в минуту …….
Когда же гости подошли,
То даже крошек ………..
-Мы должны будем закрепить знания о рифме и научиться рассуждать при определении вида рифмы.
-Что вам понадобится для достижения поставленной цели?
Как можно узнать, что такое рифма, какие виды рифм существуют?
4.Практическая деятельность учащихся
Цель: выработка плана действий
-Работая в парах, выявите закономерности при рифмовке строк в стихотворении.
Наблюдение (раздаточный материал)
1. Нелюдимо наше море,
День и ночь шумит оно.
В роковом его просторе
Много бед погребено…
2. Там ступа с бабою Ягой
Идет-бредет сама собой.
Там царь Кащей над златом чахнет,
Там русский дух, там Русью пахнет.
3. И там я был, и мед я пил,
У моря видел дуб зеленый,
Под ним сидел и кот ученый,
Свои мне сказки говорил.
-Проверьте правильность своих выводов. (Индивидуальная работа с раздаточным материалом по определению видов рифмы).
Работа с материалом учебника на стр.114-116.
Работают в парах, проводят наблюдение над стихотворным материалом, делают выводы.
Осуществляют смысловое чтение, фиксируют основную информацию в тетрадь по литературе
Делают выводы, отвечая на вопрос :
-Что такое рифма?
- Какие виды рифм вы узнали?
5.Этап закрепления нового материала
Цель: применение знаний на практике
Задание. Определить вид рифмы.
1) Жил-был добрый Царь Матвей,
Жил с царицею своей
Он в согласье много лет,
А детей всё нет как нет. (парная)
2) Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя,
То как зверь она завоет,
То заплачет как дитя. (перекрёстная)
3) Я рос, как многие в глуши,
У берегов большой реки,
Где лишь кричали кулики,
Шумели глухо камыши. (опоясывающая)
Личностные: навыки сотрудничества в разных ситуациях: осваивают новый вид деятельности.
Познавательные: осуществляют для решения задач операции анализа, классификации, делают обобщения, выводы.
Коммуникативные: общение и взаимодействие друг с другом.
6. Динамическая пауза (Этап физической разрядки).
Цель: сменить вид деятельности.
Изобразите одно из состояний:
(по названию столиков)
Учащиеся выполняют упражнение.
Личностные: установка на здоровый образ жизни и её реализация на уроке.
7. Закрепление с проговариванием. Буриме.
Цель: творческая практическая деятельность.
1 группа : школа – глаголы, тетрадь – писать.
2 группа : книжки – мальчишки, урок – звонок.
(Сочини стихотворение по заданным рифмам. Определи вид рифмы).
Обращение учителя к детям:
- Мучительно рождаются стихи.
А могут озарить, как солнца свет.
Ты в памяти их бережно храни.
В душе от них неизгладимый след.
(Проверка творческих работ.)
- Если вам понравилась работа одноклассника, то аплодируйте ему.
Вручите поэтическую звездочку столику…
Познавательные: выполняют учебно – познавательные действия в материализованной и умственной форме.
Регулятивные: контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки.
Коммуникативные: выражают свои мысли, умение оформлять их в письменной форме.
Личностные: участие в созидательном процессе.
9. Домашнее задание
Составить стихотворение по рифме.
- Очень рада! Значит можно
Всем в поэтов поиграть.
И домашнее заданье
Вам в стихах хочу я дать.
Океан – уши -ураган-суши
конь -ладонь-огонь-гармонь
Стакан – банан- карман - обман
Кружка – подружка -лягушка - частушка
немножко- кошка - ложка - окошко
Могут выбирать задания из предложенных учителем с учётом индивидуальных возможностей
Регулятивные: выполнять учебные действия в материализованной, громкоречевой и умственной формах
Коммуникативные: задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности
9.Этап рефлексии учебной деятельности на уроке.
Цель: соотнесение цели урока и его результатов, самооценка работы на уроке, осознание метода построения нового знания.
Читайте также:
- Как похудеть до школы если осталось 2 недели
- План по самообразованию воспитателя доу 1 младшая группа сенсорное развитие
- Основы диагностической деятельности психолога виды цели задачи основные принципы кратко
- Куприн тапер краткое содержание чему учит
- Как сказалось наличие диалога светской власти и церкви на развитии европейской цивилизации кратко