Чем отличается прозаическая речь от стихотворной кратко

Обновлено: 02.07.2024

Стихотворения имеют несколько отличий от прозаических произведений. Первое отличие стиха от прозы состоит в форме: стихотворения написаны с соблюдением рифмы и размера. Ритм стихотворных произведений напевный, мелодичный, их легко учить наизусть, сочетать с музыкой. Стихотворения в большинстве случаев лишены сюжета, их содержание субъективно. Главное в них не события, а их восприятие лирическим героем. Написанием в строчку характеризуется проза и стиха написание в столбик отличает его от прозаических произведений.

Наша речь организована двумя способами: стихами и прозой, т. е. бывает стихотворной и прозаической.
Чем же отличается речь прозаическая от стихотворной?

Сравните два предложения. Какое из них построено в стихотворной форме, а какое в прозаической?

- Белый пушистый снег кружится в воздухе и тихо падает на землю.

- Белый снег, пушистый
в воздухе кружится
И на землю тихо
Падает, ложится.

Прозаическая речь свободна, движется легко от предложения к предложению. А стихотворная речь особенная. Она отличается более четким ритмом и необычайной лаконичностью, краткостью, в ней обычно есть рифма.

Cтихотворная речь . Ритмичность ее основана на соблюдении тех или
других требований. Стихотворный ритм заключается в закономерном повторении определенных соизмеримых речевых единиц, при чтении выделяются паузами.

По зрительному восприятию стихотворная речь отличается от прозаической
строением строк: прозаическая речь представляет собой сплошной непрерывный текст, а стихотворная - делится на отрезки - строки. Каждая строка кончается паузой, независимо от того, требуется ли она на основе строения предложения, или нет. Эти паузы называют ритмичными. Они иногда совпадают с грамматическими и логическими, а иногда не совпадают.

Рифмой, ритмом, стихотворными размерами (двухсложные - ямб и хорей; трёхсложные - дактиль, амфибрахий, анапест. А в поэзии древней Греции стихотворный размер был только один - гекзаметр) .
В лирических стихотворениях речь идёт от лица лирического героя.

Тема: Стихотворная и прозаическая речь. Ритм, рифма, строфа.

Цель: знать: определение понятий ритм, рифма (перекрестная, парная,

понимать: отличие речи прозаической и стихотворной,

аргументировать свой ответ конкретными примерами из

изученных произведений, объяснять ритмическую и

смысловую роль рифмы в стихотворном произведении;

уметь: используя текст прозаической сказки и сказки А. С.

Пушкина, показать разницу между прозаической и

Оборудование: мультимедийный проектор (все тексты, понятия и их определения – на слайдах).

Наша речь организована двумя способами: стихами и прозой, т. е. бывает стихотворной и прозаической.
Чем же отличается речь прозаическая от стихотворной?

Сравните два предложения. Какое из них построено в стихотворной форме, а какое в прозаической?

- Белый пушистый снег кружится в воздухе и тихо падает на землю.

- Белый снег, пушистый
в воздухе кружится
И на землю тихо
Падает, ложится.

Прозаическая речь свободна, движется легко от предложения к предложению. А стихотворная речь особенная. Она отличается более четким ритмом и необычайной лаконичностью, краткостью, в ней обычно есть рифма.

Cтихотворная речь . Ритмичность ее основана на соблюдении тех или
других требований. Стихотворный ритм заключается в закономерном повторении определенных соизмеримых речевых единиц, при чтении выделяются паузами.

По зрительному восприятию стихотворная речь отличается от прозаической
строением строк: прозаическая речь представляет собой сплошной непрерывный текст, а стихотворная - делится на отрезки - строки. Каждая строка кончается паузой, независимо от того, требуется ли она на основе строения предложения, или нет. Эти паузы называют ритмичными. Они иногда совпадают с грамматическими и логическими, а иногда не совпадают.

Стихотворная форма дает возможность кратко, но с большой идейной глубиной и эмоциональной насыщенностью выразить то, что невыразимо никакими другими средствами. В стихах сгущено огромное жизненное содержание.

При внешнем сопоставлении речи прозаической и стихотворной резко бросаются в глаза такие особенности стихов как их ритмическая соизмеримость, правильное чередование наиболее общих ритмических единиц или строчек, а также слов, пауз, ударений, безударных слогов и других элементов, созвучия или звуковые повторы в конце стихов в их строфическое построение.

Ритм, рифма и строфа – весьма важные особенности стихотворной речи. Но это внешние ее приметы. Формальные признаки. Но стихи бывают и без рифмы и без строфы.

Однако любому стихотворению присущ ритм. Прозе тоже бывает присущ, но не обязательно.

В стихах исключительно важна интонация, с которой они произносятся. Здесь слово звучит особенно весомо и зримо. Стихотворной речи, в отличие от прозаической, чуждо всякое многословие, потому каждое слово или небольшая группа слов выражает большое идейно-эмоциональное содержание или рисует ясную картину.

Преимущество стихотворной речи перед прозаической состоит в том, что она для выражения идеи располагает особыми средствами звуковой организации слова. Имеет огромное значение музыкальность речи, звуковая стройность.

Стихотворная речь, больше, чем прозаическая, рассчитана на звуковое восприятие. В прозе звуковая сторона слова не является решающей, а в стихе имеет важнейшее значение.

Благозвучие, или эвфония достигается сочетанием звуков, слов и предложений.

В стихотворной речи могут использоваться такие приемы, как единоначатие или акросложение, которые не возможны в прозе. В стихах чаще используются инверсии.

Сходство в том, что и та, и та речь – художественна, выразительная. Применяет все виды тропов и служит выражению глубинного замысла автора.

Но любая художественная речь должна быть содержательна, проста и красива.

Комедия как жанр.

Жанр комедии восходит к Древней Греции, к Аристофану. В Древнем Риме – Плавт и Теренций.

Комедия – драматическое произ, критикующее посредством осмеяния пороки в характерах людей и отдельные стороны общественной жизни.

Развиваясь, постепенно освободилась от мифологической, классической условности и приобрела большую реалистическую силу и общественно-политическую направленность.

К числу видов комедии относятся такие жанры, как фарс, водевиль, интермедия, скетч, оперетта, пародия. В наши дни образцом такого примитива являются многие комедийные кинофильмы, построенные исключительно на внешнем комизме, т. е. комизме положений, в которые персонажи попадают в процессе развития действия.

Виды:

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Тема: Стихотворная и прозаическая речь. Ритм, рифма, ее виды.

Предметные: научиться использовать знания о ритме, рифме и ее видах.

Знать определение понятий ритм, рифма (перекрестная, парная, опоясывающая), строфа, понимать отличие речи прозаической и стихотворной, аргументировать свой ответ конкретными примерами из изученных произведений, объяснять ритмическую и смысловую роль рифмы в стихотворном произведении.

Коммуникативные: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.

Регулятивные: осознавать самого себя как движущую силу своего научения, свою способность к преодолению препятствий и самокоррекции.

Познавательные: уметь подбирать рифмы.

Личностные: формирование устойчивой мотивации к обучению в группе.

Методы и формы обучения

Наблюдение за изменениями, происходящими в стихотворной речи, создание проблемных ситуаций; фронтальная, индивидуальная, групповая

рифма (перекрестная, парная, опоясывающая), строфа

Деятельность

Формируемые УУД

1.Мотивация к учебной деятельности.

Цель: включение в учебную деятельность на личностно- значимом уровне.

Приветствие учащихся, проверка готовности к уроку. Включение в деловой ритм.

ПОЗДОРОВАЙСЯ ЛОКТЯМИ!

Приветствие друг друга.

С добрым утром. Начат день,
Первым делом гоним лень.
На уроке не зевать,
А работать и читать.

Приветствуют учителя, друг друга, проверяют готовность к уроку, психологически настраиваются на урок.

Личностные: положительное отношение к учебной деятельности.

Познавательные: осознают учебно-познавательную задачу.

Коммуникативные: общение и взаимодействие друг с другом.

Регулятивные: планируют результат работы.

2.Актуализация знаний и пробное учебное действие.

Цель: готовность мышления и осознание потребности к построению способа действия.

- Вы ничего не заметили странного в моём приветствии?

Совершенно верно, я приветствовала вас сегодня стихами, а это не совсем обычно, правда? Но всё дело в том, что и урок у нас с вами сегодня не совсем обычный.

- Я не случайно приветствовала вас стихотворной речью, т. к. урок сегодня тоже необычный. И называется он необычно. Сегодня мы с вами отправимся в поэтическую мастерскую. Но войти в неё непросто, надо раскрыть все тайны поэзии. А для этого надо усердно потрудиться.

Как вы думаете, о чем мы будем говорить на уроке.

Тайна первая: наша речь.

-Прослушайте два текста и определите, чем они похожи между собой и какие имеют различия. Чтобы лучше воспринять их, закройте глаза и попробуйте представить то, что вы услышите.

- Белый пушистый снег кружится в воздухе и тихо падает на землю.

- Белый снег, пушистый
в воздухе кружится
И на землю тихо
Падает, ложится.

• Чем похожи эти два текста? (Одинаков смысл, одинаковые картины)

• Чем они отличаются? (Второй текст звучит напевно)

Наша речь организована двумя способами: стихами и прозой, т. е. бывает стихотворной и прозаической.

Чем же, на ваш взгляд, отличается речь прозаическая от стихотворной?

Прозаическая речь свободна, движется легко от предложения к предложению. А стихотворная речь особенная. Она отличается более четким ритмом и необычайной лаконичностью, краткостью, в ней обычно есть рифма.

Сегодня нам и предстоит разобраться, что же такое ритм и рифма.

Послушайте удары метронома. Как они звучат? (Через одинаковые промежутки времени) . Это и есть проявление ритмичности.

В жизни и природе нас окружают разнообразные проявления ритма. Где их можно наблюдать? В чем их секрет? Постараемся ответить на эти вопросы, прочитав статью в учебнике.

Наблюдение за рисунком стихотворного ритма

Самопроверка:

Снег валится на поля, У-Б-У-Б-Б-Б-У

Вся белешенька земля. У-Б-У-Б-Б-Б-У

Вывод: ритм - важная составляющая стихотворной речи.

Стихотворный ритм - это чередование ударных и безударных слогов в строке.

От него зависит музыкальность, характер, темп стихотворения.

Отвечают на вопрос

Дети формулируют тему и цели урока

Предположения детей … (узнаем, в чём отличие стихотворной речи от прозаической)

3.Планирование способа достижения намеченной цели

Цель: обсуждение затруднений (почему возникли затруднения, чего мы ещё не знаем).

3 . Понятие о рифме.

- Что же такое рифма?

Рифма- это созвучие окончаний стихотворных строк.

- Потренируемся…

Я захотел устроить бал,
И я гостей к себе …….
Купил муку, купил творог,
Испёк рассыпчатый …….
Пирог, ножи и вилки тут –
Но что-то гости ………..
Я ждал, пока хватало сил,
Потом кусочек ………….
Потом подвинул стул и сел
И весь пирог в минуту …….
Когда же гости подошли,
То даже крошек ………..

-Мы должны будем закрепить знания о рифме и научиться рассуждать при определении вида рифмы.

-Что вам понадобится для достижения поставленной цели?

Как можно узнать, что такое рифма, какие виды рифм существуют?


4.Практическая деятельность учащихся

Цель: выработка плана действий

-Работая в парах, выявите закономерности при рифмовке строк в стихотворении.

Наблюдение (раздаточный материал)

1. Нелюдимо наше море,

День и ночь шумит оно.

В роковом его просторе

Много бед погребено…

2. Там ступа с бабою Ягой

Идет-бредет сама собой.

Там царь Кащей над златом чахнет,

Там русский дух, там Русью пахнет.

3. И там я был, и мед я пил,

У моря видел дуб зеленый,

Под ним сидел и кот ученый,

Свои мне сказки говорил.

-Проверьте правильность своих выводов. (Индивидуальная работа с раздаточным материалом по определению видов рифмы).

Работа с материалом учебника на стр.114-116.

Работают в парах, проводят наблюдение над стихотворным материалом, делают выводы.

Осуществляют смысловое чтение, фиксируют основную информацию в тетрадь по литературе

Делают выводы, отвечая на вопрос :

-Что такое рифма?

- Какие виды рифм вы узнали?

5.Этап закрепления нового материала

Цель: применение знаний на практике

Задание. Определить вид рифмы.

1) Жил-был добрый Царь Матвей,

Жил с царицею своей

Он в согласье много лет,

А детей всё нет как нет. (парная)

2) Буря мглою небо кроет,

Вихри снежные крутя,

То как зверь она завоет,

То заплачет как дитя. (перекрёстная)

3) Я рос, как многие в глуши,

У берегов большой реки,

Где лишь кричали кулики,

Шумели глухо камыши. (опоясывающая)

Личностные: навыки сотрудничества в разных ситуациях: осваивают новый вид деятельности.

Познавательные: осуществляют для решения задач операции анализа, классификации, делают обобщения, выводы.

Коммуникативные: общение и взаимодействие друг с другом.

6. Динамическая пауза (Этап физической разрядки).

Цель: сменить вид деятельности.

Изобразите одно из состояний:

(по названию столиков)

Учащиеся выполняют упражнение.

Личностные: установка на здоровый образ жизни и её реализация на уроке.

7. Закрепление с проговариванием. Буриме.

Цель: творческая практическая деятельность.

1 группа : школа – глаголы, тетрадь – писать.

2 группа : книжки – мальчишки, урок – звонок.

(Сочини стихотворение по заданным рифмам. Определи вид рифмы).

hello_html_164dc45e.jpg

Обращение учителя к детям:

- Мучительно рождаются стихи.
А могут озарить, как солнца свет.
Ты в памяти их бережно храни.
В душе от них неизгладимый след.

(Проверка творческих работ.)

- Если вам понравилась работа одноклассника, то аплодируйте ему.

Вручите поэтическую звездочку столику…

Познавательные: выполняют учебно – познавательные действия в материализованной и умственной форме.

Регулятивные: контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки.

Коммуникативные: выражают свои мысли, умение оформлять их в письменной форме.

Личностные: участие в созидательном процессе.

9. Домашнее задание

Составить стихотворение по рифме.

- Очень рада! Значит можно
Всем в поэтов поиграть.
И домашнее заданье
Вам в стихах хочу я дать.

Океан – уши -ураган-суши

конь -ладонь-огонь-гармонь
Стакан – банан- карман - обман
Кружка – подружка -лягушка - частушка

немножко- кошка - ложка - окошко

Могут выбирать задания из предложенных учителем с учётом индивидуальных возможностей

Регулятивные: выполнять учебные действия в материализованной, громкоречевой и умственной формах

Коммуникативные: задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности

9.Этап рефлексии учебной деятельности на уроке.

Цель: соотнесение цели урока и его результатов, самооценка работы на уроке, осознание метода построения нового знания.

Читайте также: