Чем отличается мобильный банкинг от онлайн банкинга ответ кратко

Обновлено: 02.07.2024

Основное различие между мобильным банком и интернет-банком заключается в том, что мобильный банк — это услуга, которая позволяет клиенту выполнять банковские операции с использованием сотового устройства, а интернет-банк — это банковская транзакция, выполняемая через Интернет через веб-сайт соответствующего банка или финансового учреждения, под личным кабинетом, с персонального компьютера.

Мобильный банкинг против интернет-банка

Мобильный банкинг — это платформа, предоставляемая соответствующим банком, которая требует, чтобы вы загрузили приложение банка на свой смартфон, тогда как Интернет-банк, где вы можете напрямую обратиться к онлайн-порталу банка, сохраненному на выделенном сервере, разработанном банком. Мобильный банкинг, осуществляемый через мобильные телекоммуникационные устройства, т.е. мобильные телефоны или планшеты, и наоборот, для проведения транзакций интернет-банкинга необходимо использовать такие устройства, как компьютеры или ноутбуки. В мобильном банкинге перевод средств возможен с помощью IMPS (Служба немедленных платежей), NEFT (Национальная система электронных переводов денежных средств) или RTGS (Валовые расчеты в реальном времени). По сравнению с интернет-банкингом, средства можно переводить из одного банка или отделения в другой с помощью NEFT (Национальная система электронных переводов денежных средств) или RTGS (валовых расчетов в реальном времени).

Сравнительная таблица

Что такое мобильный банкинг?

Мобильный банкинг — это форум, предоставляемый банками и финансовыми учреждениями, где их клиенты могут совершать транзакции на ходу с помощью своих мобильных устройств, таких как смартфон или планшет. Мобильный банкинг (m Banking) — это услуга, предоставляемая вашим соответствующим банком, чтобы вы могли переводить средства, оплачивать счета, проверять выписки и проверять транзакции на ходу. Все, что вам нужно сделать, это загрузить соответствующее банковское приложение (платформу мобильного банкинга) на свой смартфон и зарегистрироваться, чтобы получить доступ к приложению. Единственное, что вам нужно, это постоянная сеть Wi-Fi или мобильные данные для загрузки приложения. Это подходящий и простой способ заниматься банковскими операциями, не беспокоясь о частых поездках в банк. Это интересный способ проверять транзакции, не выходя из собственного дома. Мало того, что это дает вам полную свободу делать банковские операции в любое время и в любом месте; это также позволяет вам проводить много времени. Независимо от того, путешествуете ли вы или отправляетесь в увеселительную поездку, мобильный банкинг всегда пригодится, независимо от места и времени. Кроме того, вы можете переводить ресурсы или деньги со своей учетной записи на любую другую, используя только свой смартфон.

Что такое интернет-банк?

Интернет-банкинг понимается как метод банковского обслуживания, при котором финансовые операции проводятся с помощью Интернета. Это похоже на изменение в эпоху традиционной банковской системы, которая не требует от клиентов посещения отделения банка для выполнения простой банковской транзакции. Проще говоря; Интернет-банкинг — это электронная платежная система, которая позволяет владельцу банковского счета выполнять денежные операции, такие как оплата счетов, перевод денег, прекращение платежа, запросы баланса и т. д. в любое время и в любом месте с использованием веб-сайта банка. Онлайн-банкинг является частью основной банковской системы, которой занимается банк. Любой клиент банка может использовать эту услугу, зарегистрировавшись в соответствующем банке для этой услуги и создав пароль и другую ссылку для проверки владельца счета. После этого, банк присваивает клиенту номер, называемый персональным идентификационным номером (PIN), который привязан к банковскому счету, принадлежащему клиенту. Клиент может выполнять практически любые действия в Интернете, которые он или она были бы в состоянии делать лично, посещая филиал. Другие основные виды деятельности включают:

  • Просматривайте остатки на счетах в любое время суток
  • Просмотр или печать выписок
  • Просмотр изображений чеков
  • Подать заявку на получение кредита или кредитной карты

Ключевые отличия

Заключение

И тот, и другой интернет-банкинг и мобильный банкинг нуждаются в доступе к Интернету для выполнения банковских транзакций и имеют множество применений. Распространение интернет-банкинга относительно выше, чем распространение мобильного банкинга, поскольку последний является частью первого.

Банковская сфера продолжает внедрять диджитал-технологии, повышая скорость и комфорт обслуживания клиентов. Слова мобильный банк и интернет-банк сегодня слуху у каждого, но не все до конца понимают разницу между этими каналами дистанционного банковского обслуживания (ДБО).

Расскажем, в чем отличия, что безопаснее и удобнее для пользования.

Интернет-банк и мобильный банк: что это и чем отличаются

Интернет-банк: что это такое

Интернет-банк — это цифровая платформа, которая предоставляет возможность пользоваться услугами банка, управлять своими счетами и средствами, не выходя из дома. Если раньше для получения той или иной услуги, оплаты счетов или погашения кредита нужно было идти отделение банка, то сейчас это можно сделать с мобильного или компьютера, создав на платформе учетную запись.

Когда вы открываете сайт любого банка, то в правом верхнем углу обычно расположена кнопка Личный кабинет. Он дает доступ к функционалу интернет-банка, но создать учетную запись могут лишь действующие клиенты, у которых есть дебетовая или кредитная карта. Ее номер потребуется для регистрации в системе.

Интернет-банк дает клиенту следующие возможности:

  • оплата мобильной связи, Интернета, услуг ЖКХ, телевидения;
  • денежные переводы на карту или счет любого банка (при переводах внутри одного финучреждения комиссия не взимается, а за платежи в другие организации нужно будет заплатить — размер комиссионного сбора зависит от банка);
  • погашение задолженности по кредиту или кредитной карте;
  • подключение банковских услуг, например, автоплатежей за коммунальные услуги, смс-оповещения об операциях по счету;
  • подача заявки на выпуск банковской карты или получение кредита;
  • открытие инвестиционных счетов;
  • покупка драгоценных металлов или валюты;
  • получение выписки по счету;
  • открытие и пополнение вкладов;
  • страхование счетов и вкладов; в случае ее потери или списания средств мошенниками.

Это лишь основные функции, которые доступны клиенту. В зависимости от обслуживающего банка, физлицо может получить и другие услуги. Например, подключить копилку к счету, указать сумму и периодичность ее пополнения. В заданное время нужная сумма будет автоматически списываться со счета в копилку без участия человека. Это идеальное решение для тех, кто планирует накопить определенную сумму, так как отключить копилку можно в любой момент в отличие от депозита.

интернет-банк и мобильный-банк

Интернет-банк и Мобильный-банк на примере Сбербанка

Мобильный банк: что это

Мобильный банк — это приложение, которое устанавливают на телефон, чтобы получить быстрый доступ к счетам и картам. По сути это тот же интернет-банк, только доступ к нему получают не через личный кабинет на сайте, а через программу на смартфоне или планшете.

Приложение банки предоставляют бесплатно через магазины Google Play для Android или App Store для iOS. Для установки программы достаточно зайти в маркет, в поиск ввести наименование вашего банка, выбрать нужный софт и нажать Установить. Например, приложение Сбера называется Сбербанк Онлайн.

В принципе, пользователь приложения получает все те же возможности, которые доступны в личном кабинете на сайте банка. Точно также он может проверить баланс на счете или картах, перевести деньги или оплатить коммуналку, заказать выпуск нового пластика, подать заявку на кредит или открыть вклад. То есть приложение выполняет те же функции, что интернет-банк. Однако ряд отличий между мобильным банком и интернет-банкингом все же есть. И мы рассмотрим их далее.

В чем отличие интернет-банка от мобильного банка

И интернет-банк, и мобильный банк — технологии ДБО, которые предназначены для управления и контроля за денежными средствами. Обе предоставляют круглосуточный доступ к картам, счетам и деньгам, поэтому некоторые клиенты считают, что интернет-банк и мобильный банк — это одно и то же.

На самом деле они обладают принципиальными отличиями:

Мобильный банк предпочитают активные юзеры смартфонов или планшетов. Те, кто чаще пользуется компьютером, управляют своими счетами через интернет-банка на сайте организации. Независимо от способа и те, и другие получают доступ к одинаковым функциям, но первый вариант более удобен.

Услуга Мобильный банк в Сбербанке

Внесем ясность по поводу Мобильного банка, который предоставляет Сбербанк. Это услуга СМС-информирования, подключаемая к банковским картам и позволяющая получать уведомления об операциях: зачислении или списании денежных средств.

Опция также позволяет пополнять баланс мобильного или переводить деньги клиентам Сбербанка по номеру карты или телефона. За услугу банк ежемесячно взимает абонентскую плату в размере 60 или 30 рублей в зависимости от подключенного тарифа.

Интернет-банк и мобильное приложение: что безопаснее

Онлайн-банкинг удобен не только банкам и их клиентам, но и мошенникам. С его помощью легко получить доступ к картам и счетам и украсть деньги. Но если сравнивать безопасность интернет-банка и мобильного банка, то нужно исходить из конкретной ситуации.

Например, вы пользуетесь мобильным приложением. Доступ к нему защищен кодом, который не сохраняется в системе. То есть даже в случае потери или кражи телефона другой человек не сможет увидеть цифры кода, чтобы ввести его и войти в программу.

Если же вы входите в учетную запись интернет-банка через браузер по сохраненным логину и паролю, то посторонние без проблем получат доступ через браузер. Поэтому никогда не сохраняйте эти конфиденциальные данные во время активации личного кабинета, несмотря на рекомендации системы.

Несмотря на высокий уровень защиты мобильного приложения, существует риск заражения вирусом. Это часто происходит при установке программы не из Магазина приложений, а с постороннего сайта. Поэтому не рискуйте и устанавливайте софт из маркета, принадлежащего разработчику операционной системы, на которой функционирует ваш смартфон или планшет.

Нужно учитывать и то, что ежегодно растет количество взломов интернет-банка. Часто это связано в неопытностью пользователей, которые хранят пароли в браузере, проводят операции на мошеннических сайтах или передают третьим лицам данные банковских карт. Какой бы способ управления своими деньгами вы не выбрали, помните, что осторожность и финансовая грамотность — залог безопасности ваших средств.

Фотография автора статьи

Работала в крупном банке. Сейчас находится в декрете и пишет экспертные статьи для порталов банковской, финансовой и бизнес-тематики.

Наша команда стремится помочь вам принимать более взвешенные финансовые решения. Мы придерживаемся строгой редакционной политики. Данная статья может содержать ссылки на финансовые продукты наших партнеров. Мы открыто говорим о том, как мы зарабатываем деньги. -->

  • В. э. образование.
  • Работала 5 лет в банке.
  • Независимый эксперт.
  • Финансовый аналитик. . .

В банковской сфере нет единой терминологии по части дистанционных каналов обслуживания. Вот и возникают у людей вопросы, чем отличается интернет банк от мобильного банка, что такое СМС-банк, а что означает мобильное приложение банка. Все эти сервисы и рассмотрим.

Дело в том, что каждый банк называет сервисы по-своему, и часто “мобильный банк” в одной компании — совсем не та услуга, что предлагается ее конкурентом. Особенно часто путаются клиенты Сбербанка. Бробанк.ру проясняет ситуацию и рассказывает, чем отличается мобильный банк от интернет-банка.

Что такое интернет-банк

Начнем с самого простого. Все финансовые организации предлагают своим клиентам подключение бесплатного интернет-банка. Это своего рода программа, вход в которую выполняется по специальной ссылке после ввода логина и пароля пользования.

Иначе его называют банкинг. Кроме того, банки устанавливают свои названия системам. Например, в Сбербанке это Сбербанк Онлайн, в Альфа-Банке — Альфа-Клик, в ВТБ — ВТБ Онлайн.

Ссылка на вход в интернет-банк располагается на главной странице сайта банка, в самом ее верху. Например, вот эта ссылка на портале Сбера:

интернет банк сбербанка

Для удобного доступа в банкинг можно сохранить эту ссылку в закладках на компьютере или ином устройстве, чтобы заходить напрямую.

Что можно делать в интернет-банке:

  • просматривать остаток по своим счетам в этом банке, историю операций;
  • управлять услугами, например, открывать и пополнять вклады, накопительные счета, подавать заявки на кредиты, на выпуск карт;
  • проводить любые платежи, оплачивать коммунальные услуги, налоги, штрафы ГИБДД, телефон, интернет;
  • делать переводы на карты и счета своего и стороннего банка, пополнять электронные кошельки, делать переводы по реквизитам расчетного счета компаниям;
  • управлять своими картами: перевыпускать их, блокировать, отменять блокировку, выпускать дополнительные карты и регулировать их лимиты, расходы;
  • просматривать акции, бонусные программы, схемы и суммы начисления кэшбэка, какие-то партнерские предложения и пр.

Функций у интернет-банка много, клиенты могут пользоваться финансовыми услугами без посещения офиса. Тем более что сервис бесплатный и доступен круглосуточно.

Что такое мобильное приложение банка

Именно мобильное приложение часто путают с мобильным банком. А это два разных сервиса, несущих различный функционал. По сути, интернет-банк и приложение — это одно и то же. Просто приложение создано банком для работы со смартфона.

Интернет-банк и приложение являются одним и тем же сервисом

Большинство банковских клиентов пользуются сервисами со своего смартфона. А интернет-банкинг адаптирован для работы с компьютера. Поэтому финансовые организации создали приложения, которые можно установить на свой смартфон или планшет.

В мобильном приложении можно делать все то же, что и в интернет-банке. То есть единственное их отличие — устройство входа, адаптация под него. И приложения сейчас более востребованы, чем классические банкинги — они всегда под рукой в телефоне.

Мобильный банк

Теперь приступим к самому интересному. Мобильный банк — что это, чем отличается от приложения и интернет-банка. Особенно часто путаница возникает у клиентов Сбербанка, но об этом расскажем ниже. Пока что поясним, что собой представляет классическая услуга мобильного банка.

  • снятие средств через банкомат, в том числе и после неудачных снятий, например, когда на счету оказалось недостаточно денежных средств;
  • оплата любых покупок в магазинах и интернете;
  • платежи, переводы и любые другие операции, после которых изменяется баланс счета или карты;
  • пополнение;
  • списание денег на подключенные платные услуги;
  • информирование о начисление процентов на остаток, кэшбэке и пр.

Услуга Мобильный банк — платная. За пользование сервисом банк автоматически каждый месяц снимает деньги со счета. В каждом банке своя цена, обычно это 50-60 рублей. Управление услугой, подключение и отключение проводится в интернет-банке или приложении.

Мобильный банк позволяет контролировать все операции по счету

Если рассматривать, в чем разница между интернет-банком и мобильным банком, то это две кардинально разные услуги. Первая позволяет управлять своим счетом и услугами, благодаря второй клиент получает информацию об операциях по счету.

Путаница у клиентов Сбербанка

Сбер действительно создал путаницу в своих онлайн-сервисах. И часто клиенты говорят название одной услуги, а подразумевают совсем другое. И отличия порой оказываются кардинальными.

Расшифровка названий услуг Сбера:

И именно с последними двумя услугами и возникает путаница. Дело в том, что сам Сбер часто называет услугу “уведомления по операциям” и Мобильным банком, и СМС-банком, часто пишет о них в одном ключе. Вот и возникает неразбериха, клиенты сами не понимают, что им нужно, какую услугу они имеют ввиду.

Что-то более понятно в этой путанице становится, если заглянуть в инструкцию по руководству к услуге. Согласно ей SMS-банк и Мобильный банк — это одна и та же услуга, а Уведомления — другая, отдельная.

мобильный банк и смс банк сбербанка

В этой инструкции банк говорит, чем отличаются сервисы:

SMS-уведомления от банка являются платной услугой

Не совсем понятно, почему Сбербанк сгребает в кучу два этих разных сервиса и даже говорит об Уведомления в инструкции к совершенно другой услуге. Так и провоцируется путаница, люди не понимают, чем отличается мобильный банк от СМС-банка и уведомлений.

Давно прошли те дни, когда безналичные транзакции с дебетовыми или кредитными картами считались крупным шагом вперед. Эта цифровая эра сделала все доступным для всех. Прокрутка карты означала бы крупную сделку один раз, но теперь банковское дело перешло на совершенно новый уровень, когда мобильный банкинг и интернет-банкинг охватили всю банковскую экосистему. Существует множество способов, которыми цифровое банковское дело делает нашу жизнь проще и лучше. Это серьезное изменение во всех цифровых вещах сделало банковское дело легким. Все, что вам нужно, прямо сейчас у вас под рукой, благодаря мобильному банковскому делу и интернет-банкингу. Давайте подробнее рассмотрим их.

Что такое мобильный банкинг?

Как следует из названия, мобильный банкинг - это платформа, предоставляемая банками и финансовыми учреждениями для своих клиентов для совершения транзакций на мобильных устройствах, таких как смартфон или планшет. Мобильный банкинг (mBanking) - это средство, предоставляемое вашим соответствующим банком, чтобы вы могли переводить средства, оплачивать счета, проверять отчеты и просматривать транзакции во время движения. Все, что вам нужно сделать, это загрузить соответствующее банковское приложение (мобильную банковскую платформу) на свой смартфон и зарегистрироваться для доступа к приложению. Единственное, что вам нужно - это стабильная сеть Wi-Fi или мобильные данные для загрузки приложения. После того, как вы входите, вы можете получить доступ ко всем ресурсам приложения.


Будь то ваша мобильная пополнение или оплата коммунальных услуг или перевод средств, мобильный банкинг делает все легко доступным прямо под рукой. Это удобный и простой способ делать банковские операции, не беспокоясь о нескольких поездках в банк. Это интересный способ просмотра транзакций с комфортом вашего собственного дома. Это не только дает вам полную свободу делать банкинг в любое время и в любом месте, это также экономит вам много времени. Независимо от того, отправляетесь ли вы на поездку или путешествуете с удовольствием, мобильный банкинг всегда пригодится независимо от места и времени. Кроме того, вы можете переводить средства со своей учетной записи на любой другой, который вы хотите, только с вашего смартфона.

Что такое интернет-банк?

Интернет-банкинг - это только другая сторона монеты. Интернет-банкинг, также известный как онлайн-банкинг, является еще одним удобным способом сделать банковское обслуживание в любое время в удобное для вас время. Это простой способ банковского обслуживания, при котором транзакции осуществляются в электронном виде через Интернет. Это банковская платформа, которая позволяет клиентам выполнять широкий спектр финансовых операций через официальный сайт банка. Проще говоря, онлайн-банкинг позволяет вам управлять своими деньгами в Интернете. Интернет-банкинг предоставляет практически все услуги, которые вы ожидаете от своего местного филиала, включая перевод средств, депозиты, оплату счетов за коммунальные услуги, мобильную пополнение, онлайн-платеж и многое другое. В отличие от мобильного банкинга, вы можете получить доступ к онлайн-банкингу в веб-браузере вместо своего мобильного телефона.

Все, что вам нужно, - это вход в учетные данные - идентификатор клиента и пароль - для доступа к веб-сайту банка. Он позволяет выполнять банковские операции через веб-сайт банка в частном профиле с помощью домашнего компьютера или ноутбука. С помощью интернет-банкинга вы можете делать все, начиная с планирования платежей по кредиту, чтобы управлять своими финансами, создавая взаимный фонд, буквально все, даже не физически направляясь в банк. Больше нет ожиданий в длинных очередях, больше никаких проверочных выписок по счету время от времени; все, что вам нужно, это ваши учетные данные для входа, и вам хорошо идти. Все банковские услуги, предоставляемые вашим банком, доступны на платформе интернет-банкинга.


Разница между Mobile Banking и Internet Banking

Мобильный банкинг против интернет-банкинга: сравнительная таблица

Мобильный банкинг Интернет-банкинг
Это платформа, предоставляемая соответствующим банком, которая требует, чтобы вы загрузили приложение банка на свой смартфон. Вы можете напрямую обращаться к онлайн-порталу банка, который поддерживается выделенным сервером, разработанным банком.
Он предоставляет 24/7 доступ к вашей учетной записи прямо у вас под рукой, используя только ваше мобильное устройство. Это технология для управления банковским счетом в электронном виде через Интернет.
Количество функций, предоставляемых банком, ограничено в мобильном банке. Он предоставляет множество банковских услуг, почти все, что вы ожидаете от своего местного филиала.
Вам необходимо загрузить заявку банка и зарегистрироваться, чтобы пользоваться услугами. Единственное, что вам нужно - это ваш идентификатор пользователя и пароль для доступа к онлайн-порталу банка.
Мобильный банкинг - это последнее развитие в экосистеме цифрового банкинга. Все началось с интернет-банкинга, который является быстрым и эффективным.

Обзор мобильного банкинга и интернет-банкинга

Цифровой банкинг революционизировал глобальный банковский сектор, предлагая новые возможности для предоставления дополнительных удобств своим клиентам. Банковское дело никогда не было таким простым, благодаря появлению мобильного банкинга и интернет-банкинга. Хотя обе эти две разные стороны одной и той же монеты, они имеют свою долю различий. В то время как мобильный банкинг - это недавнее развитие в области цифрового банкинга, которое революционизировало то, как мы делаем банковское дело, интернет-банкинг по-прежнему является самой эффективной и удобной платформой для банковской деятельности.


Диджитализация банковской сферы идёт полным ходом: всё больше людей осваивают мобильный и интернет-банкинг. Выясняем, какая из этих услуг всё-таки надёжнее, и рассказываем, как обезопасить данные.

Неоднозначная статистика

По оценке Аналитического центра НАФИ, 81% аудитории с пластиком пользуется интернет-банком, а число юзеров банковских мобильных приложений достигает 69%. В центре говорят, что востребованные функции среди пользователей мобильного и интернет-банкинга – оплата сотовой связи, перевод денег другим людям и между счетами, а также отслеживание операций по счёту и карте.

Люди стали чаще настраивать автоплатежи по коммунальным услугам и подавать заявки на выпуск кредитных, дебетовых и виртуальных карт в мобильном или интернет-банке. А клиенты Русского Стандарта начали оформлять кредиты наличными онлайн.

Специалисты НАФИ считают, что большая популярность интернет-банка связана с тем, что доступ к компьютеру, в отличие от продвинутых смартфонов, сегодня есть практически у всех.

Кроме того, в приложении на смартфоне меньше функций, чем в десктопной версии.

Какая бы ни была статистика, пользователей онлайн-банкинга подстерегают ловушки, попав в которые легко лишиться средств на счёте.

Опасности онлайн-банкинга

Распространённый случай потери денег клиентами мобильного банка до смешного прост: человек меняет абонентский номер телефона и забывает оповестить об этом банк. Новому владельцу номера продолжают приходить извещения о состоянии счёта, и он может пользоваться полученными данными и совершать операции. Например, переводить деньги на другие счета с помощью смс-команд.

Что касается интернет-банка, то тут опасностей не меньше. Здесь действует схема фишинга, когда преступники обманным путём выведывают у клиентов банка данные для входа в личный кабинет. Иногда злоумышленники предлагают жертве завести новую карту и предоставить доступ к ней через личный кабинет. Люди соглашаются, не учитывая, что мошенникам станут доступны остальные карты в интернет-банке.

С каждым годом растёт число попыток хакерского взлома интернет-банков. По данным Центробанка, почти треть незаконных операций по снятию денег преступники совершают в интернет-сегменте. Они создают копии сайтов с интернет-банкингом, и доверчивые клиенты вводят информацию, которая уходит к хакерам.

И, конечно, подцепить вирус через компьютер тоже возможно.

Знаете ли Вы что

Самые активные кредитные заемщики — это люди в возрасте от 25 до 45 лет.

Так что же выбрать

Большинство экспертов из банковских IT-служб, в том числе и зарубежных, склоняются к тому, что мобильный банкинг всё-таки безопаснее, чем интернет-банк. На это есть несколько причин.

Как правило, уровень безопасности современных мобильных устройств гораздо выше, чем у ноутбуков и стационарных компьютеров. В смартфоны встроено криптографическое оборудование, которое защищает данные. Чтобы получить доступ к информации на мобильном устройстве, понадобятся изощренные хакерские знания.

Конечно, при входе в личный кабинет интернет-банк использует формы двухфакторной идентификации, то есть присылает SMS с паролем на телефон. Однако и это уже не проблема для мошенников – они научились выуживать из пользователей и эту информацию.

Таким образом, и у мобильного, и у интернет-банка есть прорехи в безопасности, но защитить данные возможно.

Как защититься

Айтишники рекомендуют соблюдать элементарные правила безопасности при использовании мобильного банка. Скачивайте только лицензионные банковские приложения и вовремя обновляйте. Также не забывайте об обновлении антивируса и не пренебрегайте дополнительной верификацией паролей.

Тем, кто отдаёт предпочтение интернет-банку, эксперты советуют тщательно, побуквенно проверять адрес сайта, на котором они вводят свои данные. Установите антивирусную программу, регулярно обновляйте её и операционную систему.

Из общих рекомендаций: не сообщайте посторонним свои персональные данные, логины и пароли. При утере телефона с мобильным банком блокируйте не только симку, но и саму банковскую карту. Устанавливайте сложные пароли: чем длиннее и необычнее они будут, тем труднее специальным программам будет их подобрать.

Читайте также: