Что такое вера в бога в православии определение кратко

Обновлено: 05.07.2024

Что такое вера в Бога.

Определение веры в Бога следующее:

Вера в Бога это вера в существование разумной Первопричины (Верховного Существа, или Высшего Разума) всего окружающего нас сущего. Это – Верховное Существо, посредством Своей всепроникающей энергии обладает свойствами: всеведения (всезнания), и всемогущества. Различные всепроникающие энергии Бога, являются – основой всех остальных видов известных нам энергий (гравитационной, и всех остальных видов).

Сама вера в Бога может быть разной. Вера в Бога может быть как и у преступника, и у монахов живущих в монастыре, так и у обычного человека ведущего такой же образ жизни как и большинство из нас. Из этого мы можем сделать вывод о том что:

— Вера в Бога может сильно отличаться в зависимости: от религиозного направления, и самого человека который имеет (испытывает) саму веру в Бога.

ВЫВОД:

О том что такое вера в Бога, человек как правило начинает задумываться когда ему – плохо, и он хочет изменить жизнь в лучшую сторону. Либо из-за естественного желания познать суть всего происходящего вокруг, в том числе понять суть того чём заключается смысл самой веры в Бога.

Главное правило — провозглашай жизнь!

(Прит 18:21) Смерть и жизнь — во власти языка, и любящие его вкусят от плодов его.

Враг очень боится, что ты начнешь ходить верой. Даже Илия, который ходил верой, был таким же нетерпеливым, как и мы. Но все же он взмолился и Бог услышал его. Бог не ждет, когда ты станешь святым.

Вера привлекает Бога к нам. Вера — это наивысшая форма святости.

Что такое вера в Бога в православии.

Святой Григорий Богослов

Все три Лица имеют одинаковое Божественное достоинство.

В православии нет понятия как старший или главный. Как Бог Отец есть истинный Бог, так и Бог Сын есть истинный Бог, так и Дух Святый есть истинный Бог. Каждое Лицо несет в Себе все свойства Божества. Так как Бог в Своем существе един, то и все свойства Божии — Его вечность, всемогущество, вездесущность и другие — принадлежат в равной мере всем трем Лицам Пресвятой Троицы. Иными словами, Сын Божий и Святой Дух, вечны и всемогущи, как Бог Отец. Единственная разница заключается в том, что Сын Божий рождается от Бога Отца. А Дух Божий – исходит также от Бога Отца.

Понимание того: что такое вера в Бога в православии, в принципе не противоречит – самым древним ведическим священным писаниям. В них говорится о том, что проявления Бога могут быть – бесконечны (как Бесконечен и Сам Бог, и бесконечны проявления Его энергий). Проявления Бога – не отличны от Самого Бога. Также, как и не отлично пламя свечи, зажжённое от – другой свечи. Существует лишь определённая последовательность проявлений Всевышнего в материальном и в духовном (трансцендентном) мире.

По большому счёту, всё что мы видим вокруг, это лишь – преобразованная энергия Бога. Любой объект представляет собой – определённый “сгусток” энергии. Это, кстати, доказал Эйнштейн, в формуле: Е=mс², где “Е”- энергия объекта, “с” – скорость (распространения) света, а “m” – масса объекта.

Таким образом, человек, который достигает высокого уровня веры в Бога, всё вокруг видит, как – проявление Божественной Энергии (по факту). Соответственно и относится ко всему (и ко всем) соответственно как – к Энергии Всевышнего (Бога). Существует единственный момент: живые существа, такие как – люди, животные, имеют определённую степень свободы выбора в своих действий. Но само живое существо (то есть – душа) заключённое в молекулярном теле, имеет – такую же природу (структуру) как и природа – Бога (Всевышнего).

В этом заключается основное понимание слова – “вера”, которое происходит от “ВЕ” – ведать, знать (от древнего языка санскрита), слова “РА” – “излучать”, “источник излучения, распространения”. Соответственно, “ВЕРА” (в Бога) – “Источник Знания”, в том числе и знания о – Самом Источнике всего сущего. Это достаточно полно отвечает на вопрос – что такое вера в Бога.

История Илии

(Иак 5:17) Илия был человек, подобный нам, и молитвою помолился, чтобы не было дождя: и не было дождя на землю три года и шесть месяцев.


Огонь с неба на жертвенник

Илия был в такой депрессии, что просил смерти, когда пытался укрыться от Иезавели.

Бог не ожидает от тебя совершенства. Молись! Даже если ты еще не совершенный человек.

(Иак 5:18) И опять помолился: и небо дало дождь, и земля произрастила плод свой.

Молитва Илии

(3 Цар 17:1) И сказал Илия: жив Господь Бог Израилев, перед Которым я стою! В сии годы не будет ни росы, ни дождя, разве только по моему слову.

Настоятельная молитва выглядела как провозглашение. Такое провозглашение Господь назвал сильной, настоятельной молитвой.

Из истории Илии

Говоря по человечески, вот это и есть настоятельная молитва?

Нет. Бог называет такую молитву — просто молитва. Бог словно поменял две молитвы местами.

На чём основана вера в Бога.

Если бы рассуждения Чарльза Дарвина не сформировались в его теорию полтора века назад, то уже в ХХ веке такая теория, не появилась БЫ – ВООБЩЕ!

Более подробно о научном опровержении теории Дарвина можно прочитать в статье, и посмотреть научный фильм-опровержение перейдя по ссылке ТЕОРИЯ ДАРВИНА. ОПРОВЕРЖЕНИЕ..

В связи с последующими научными исследованиями, многие учёные, в том числе и с мировым именем, а также нобелевские лауреаты, официально признали существование – Первопричины возникновения живой клетки организма. Об этом подробнее изложено в статье УЧЁНЫЕ О БОГЕ.

Христиане — Царственное Священство


Первосвященник
У вас есть высшее призвание. Бог призвал вас быть царем и священником (Откр.1:6). Царь не делает, он говорит.

Когда пришел Иисус, нужно знать, что Он — Царь, но в одеждах слуги. Когда Он говорил, проказа уходила. И когда Он говорил, демоны убегали. Когда Он говорил, дерево засыхало. Когда Он говорил, природа повиновалась. Необходимо знать Царя царей.

Писания о Боге

Господь имеет бесконечное количество образов и проявлений. Он – Абсолютная Истина, которой подвластно все. Какому Божественному Образу посвятить себя, каждый решит для себя сам. Здесь главное слушать сердце: куда тянется душа, где ей хорошо, на что она откликается. Бог – это любовь, а любовь – это блаженство. Все это правильные слова, но как поверить в Бога, если не верится? Здесь могут помочь святые, которые имеют не только глубокую веру, но и трансцендентный опыт.

Хвала впереди

По смерти Иисуса вопрошали сыны Израилевы Господа, говоря: кто из нас прежде пойдет на Хананеев — воевать с ними?И сказал Господь: Иуда пойдет; вот, Я предаю землю в руки его.

В любых испытаниях, первым делом нужно прославить Господа. Первое что восходит к Господу — это хвала.

В Израиле двенадцать племен, однако враги должны были быть преданы в руки Иуды.

Иуда же сказал Симеону, брату своему: войди со мною в жребий мой, и будем воевать с Хананеями; и я войду с тобою в твой жребий. И пошел с ним Симеон.

Бог не просил брать с собой Симеона, но Иуда ограничил Святого Израилева. Он захотел заручиться поддержкой плоти.

Мы все этого хотим, чтобы кто-то был рядом.

Верить или нет?

Каждый человек сам для себя должен определиться с собственной системой верований, во что ему верить, а к чему относиться скептически. Вселенские процессы и явления всегда будут предметом споров между верующими и атеистами. То, что нельзя подтвердить и опровергнуть — вот здесь и начинается вера. Хорошим примером является космос — он есть или нет, верите ли вы в это? Или форма Земли — какая она круглая или плоская? В интернете сейчас можно найти очень много сторонников плоской Земли, и они в эту теорию верят, как в истинную. Попробуйте их в этом переубедить — ничего не выйдет, это же вера!

Так и по отношению к Богу — он или есть, или нету для каждого конкретного человека. Причём сам Бог может восприниматься по-разному. К примеру, есть те, кто не верит в православного Бога, который по образу и подобию похож на человека; а верит просто в Бога, как некую энергетическую субстанцию, понять которую он не может, ровно, как и муравей не может понять социальную механику существования людей. С этой точки зрения, Бог — это другой масштаб, иногда чтобы что-то заметить нечто большое, необходимо отойти подальше. А в случае с Богом никто не может ничего проверить, да и с этой планеты улететь не представляется возможным.

Не ограничивайте Бога

И пошел Иуда, и предал Господь Хананеев и Ферезеев в руки их, и побили они из них в Везеке десять тысяч человек.

Вначале они были освободителями — это была одна победа за другой. Но затем они не смогли изгнать жителей долины, потому что у тех были железные колесницы.

Когда вы ограничиваете Бога, тогда победа тоже ограничена. Это всегда проявится. Сфера, в которой вы не доверяете Богу, непременно проявится. Конечно, принимать помощь нужно, но поговорите прежде с Господом. Спросите у Бога прежде, чем советоваться с человеком, пусть даже праведного. Человек может ошибаться, а ваша жизнь слишком драгоценна, чтобы тратить ее на ошибки.

Когда умер Аод, сыны Израилевы стали опять делать злое пред очами Господа.И предал их Господь в руки Иавина, царя Ханаанского, который царствовал в Асоре; военачальником у него был Сисара, который жил в Харошеф -Гоиме.И возопили сыны Израилевы к Господу, ибо у него было девятьсот железных колесниц, и он жестоко угнетал сынов Израилевых двадцать лет.

29.09.2020 13845 Автор: схиигумен Сергий (ЗЛАТОУСТОВ)

Что есть вера в Бога?

Вера, верить — эти слова нам известны с детства, мы часто повторяем их, но не всегда представляем себе глубокий смысл этих понятий.


Вера отражает в нашем сознании простой и неустранимый факт, что мы, каждый субъект, являемся частью всемирного целого, частью общего бытия.


Вера в Бога означает веру во все Лица Пресвятой Троицы: Бога-Отца, Творца всего видимого и невидимого; в Его Сына Возлюбленного и в Духа Святого.

Говоря о христианской вере, мы должны указать ее характерные основные черты, знание которых позволяет оценить, насколько полно мы приняли ее.


1. Вера всеобъемлюща, она полностью охватывает человека: его сердце, его душу, его разум (Мф. 22, 37). Нельзя принижать роль разума в становлении и укреплении веры у человека. Наблюдая и изучая окружающий мир, разумный человек неизбежно приходит к убеждению, что вся вселенная и все наполняющее ее не могло возникнуть случайно, ибо всё подчиняется единым законам великой гармонии. Только воля Творца, мудрость которого превыше всякой меры, а могущество не знает границ, могла создать всё. Об этом писал великий Ньютон после серьезных математических исследований, об этом догадывались древние философы, это подтверждают новейшие открытия в астрономии, физике, биологии. И не случайно все великие математики и естествоиспытатели были верующими людьми (Паскаль, Лейбниц, Ньютон, Планк, Эйнштейн, Лебедев, Крылов, Павлов и др.).

Вера — это путь, и многими тропинками человек приближается к Богу и, признав Его, получает благодать веры и разумения. Соединение чувства и разума защищает верующего от ересей и часто специально создаваемых суеверий (страх перед ИНН, штрихкодами, электронными карточками и т.п.). Но один разум не может питать глубокую веру, для этого нужна благодать Духа Святого, которая Богом ниспосылается людям, стремящимся к Истине через Церковь.


Мы живем в эпоху неверия и сомнений во всем, сомнения могут быть и у православных христиан, но они должны исходить только из неуверенности в правильном понимании евангельских истин. Поэтому так важно постоянное общение с Церковью, одним из членов которой является каждый христианин. При каждом сомнении нужна исповедь у священника, нужно покаяние, нужно причащение Святых Таин, и тогда благодать Господа, несомненно, изгладит все недоумения. Евангелие должно быть настольной книгой и ни одного дня не должно пройти без чтения его, хотя бы нескольких стихов. Преподобный Серафим Саровский не имел никакого имущества, кроме Евангелия, которое он постоянно носил с собой и которым руководствовался всю жизнь.

– Вера в Бога – это всецелый ответ души христианина на действие благодати Божией и Его Откровение о Себе. Проявляется она в доверии Богу и верности Ему.

22.2. Достаточно ли веровать в Бога только в сердце своем?

Человек, который в Бога верует, но веру не исповедует, подобен сыну или дочери, которые своих родителей знают, но за таковых их не признают, а перед людьми от них отрекаются и их стыдятся.

22.3. Чем укрепляется вера?

– Для укрепления веры следует чаще ходить в храм Божий, слушать проповеди и поучения, вдумчиво читать Евангелие с пояснениями и наставления святых отцов, искать и вопрошать духовно опытных людей, общаться с верующими, молиться и просить Бога об укреплении веры, часто исповедоваться и причащаться. Молитва должна быть как живой разговор с Богом, а не формальное вычитывание правила по молитвослову.

Вера усиливается молитвой, а сохраняется удалением от общения с людьми, творящими злое. Надо избегать случаев, которые могут возбуждать страсти.

Вера, как и любовь, не дается сразу и легко: ее надо искать, добиваться, и только со временем, после усиленного духовного делания, вера овладевает всем внутренним существом человека.

22.4. В Какого Бога веруют православные христиане?

– Православные христиане веруют в Бога Троицу – Отца, Сына и Святого Духа. Троица – это не три бога, но один Бог в трех Ипостасях. Христианин может приобщиться к тайне Троицы не через рассудочное познание, а через покаяние, то есть изменение и обновление ума, сердца, чувств и всего существа. Невозможно приобщиться к тайне Троицы, пока ум не сделается просветленным и преображенным.

22.5. Откуда можно получить правильное представление о Боге?

Новый Завет говорит о Боге как о едином существе в трех Лицах – об Отце, Сыне и Святом Духе. Единый Бог есть Троица – Отец, Сын и Святой Дух. Это три Лица, живущие в полноте любви. Полнота любви и есть единство. Бог есть единство трех Лиц, имеющих одну и ту же Божественную природу, которая во всей полноте принадлежит каждому из трех Лиц, так что они являют собою не трех богов, но одного, единого Бога. И вместе с тем в Нем – три Божественные Личности, три Лица, три Ипостаси. Это сочетание единства и множественности остается для человеческого воображения непознаваемой тайной.

Откровение в Новом Завете о природе Божественного воспринимается человеческим разумом как непостижимая тайна. Но тогда не является ли это наилучшим свидетельством в пользу того, что учение о Святой Троице имеет Божественное происхождение?

Ошибкой было бы думать, что в силу непостижимости учения о Святой Троице человек не может иметь никакого верного представления о Боге. Конечно, это знание всегда будет неполным и несовершенным, но человек способен приобретать некоторое ведение о Святой Троице из рассмотрения видимого мира и природы человека, сотворенного по образу Божию, то есть по образу Святой Троицы.

Одна из природных аналогий – это солнце, исходящие от него лучи и свет, подобно тому, как от Отца вечно и нераздельно происходят Сын и Дух. Другой подобный же пример – огонь, который дает свет и тепло, имеющие между собой единство и различие. Можно указать и другие аналогии. Например: корень дерева, его ствол и ветвь.

Более глубокие аналогии можно указать в богоподобной природе человека. Единой человеческой душе присущи ум, слово и дух, животворящий тело. Ум – образ Отца; слово (непроизнесенное слово обыкновенно называют мыслью) – образ Сына; дух – образ Святого Духа. Эти три силы, не смешиваясь, составляют в человеке одно существо, как в Троице Три Лица неслитно и нераздельно составляют одно Божественное Существо.

22.6. Какое у Бога имя?

– В Священном Писании встречается множество имен Бога, каждое из которых, не будучи в силах описать Его по существу, указывает на те или иные Его свойства.

Бог также называется Мудростью, Истиной, Светом, Жизнью, Спасением, Искуплением, Избавлением, Воскресением, ибо только в Боге осуществляется спасение человека от греха и вечной смерти, воскресение к новой жизни.

22.7. Почему Иисуса Христа называют Спасителем? Что такое спасение и от чего Он спасает?

– Спасение есть исцеление от греха и его последствий, воссоздание падшей человеческой природы Божественной благодатью через веру в Иисуса Христа и подвиг исполнения евангельских заповедей, увенчивающийся блаженным соединением с Богом в вечности.

Для спасения нужен был Новый Родоначальник человечества, Который должен быть человеком, но и совершенно безгрешным Существом. А таковым Существом является только Сам Бог. Поэтому Сам Творец берет на Себя миссию спасения людей из рабства смерти ценою крови Сына Своего Единосущного.

Так как Божество не может пострадать, тем более пролить кровь и умереть, потому что Оно бесстрастно, бестелесно и вечно, то для спасения людей Сыну Божию нужно было принять человеческое естество, воплотиться, вочеловечиться.

Воплощение Слова Божия – основание спасения человечества. Через Воплощение Бог возжелал самого падшего показать победителем, ибо Он делается человеком, чтобы посредством подобного восстановить подобное (св. Иоанн Дамаскин).

Если Воплощение Слова – основание спасения, то условием спасения является участие свободной человеческой воли, ибо Бог не желает спасать людей насильно. Добровольная вера и подвижническая жизнь христианина в непрестанном сотрудничестве с Богом позволяет ему стать причастником Божественной благодати, освятить свое естество соединением с Богом, победить грех, обрести вечную жизнь в Боге.

К Своему пришествию Господь готовил человеческий род многочисленными знамениями и чудесами, благодеяниями и наказаниями, дарованием подготовительного Ветхого Завета и пророчествами. Все это было необходимо, чтобы люди смогли распознать Спасителя, понять и принять Его учение.

22.8. Что такое благодать и как она действует?

22.9. Что такое зло, и откуда оно появилось?

22.10. Если Бог есть, то почему Он допускает страдания безвинных младенцев?

Если отвергнуть существование Бога, то тем более невозможно объяснить смысл страданий. Тогда в бедах – полная безысходность, в скорбях – безутешность, а жизнь человека – сплошная бессмыслица. Только с признанием Бога становится виден в страданиях смысл, ведь если есть Бог, то скорби – бессильны. Потому что любая скорбь временна, а Бог – вечен. И в таком случае страдания и даже безвременная кончина детей на самом деле уже не конец, а призвание в мир иной, лучший и вечный.

Часто людям трудно поверить в то, что человеку, тем более невинному, может быть полезно страдать. Но не имевший греха Христос показал на примере собственной жизни – путь к славе Воскресения пролегает через скорби Голгофы. Если люди не видят смысла того, что попускает Бог, то это еще не значит, что смысл отсутствует. Ведь за сумраком земных скорбей и несправедливостей откроется свет вечной, блаженной жизни. Поэтому Бог не всегда избавляет детей от скорбей и страданий, но являет Свой пусть и непостижимый, но мудрый Промысл, чтобы сохранить их души для участи лучшей.

22.11. Если Бог милосерден, как Он может допустить, чтобы будущие мучения были вечными?

– Бог ада не создавал, как не создавал Он и вообще никакого зла. Бог любит всех людей и ждет ответной любви, свободного выбора в пользу добра. Ад – следствие противоположного выбора, результат сознательного отказа от Божией любви.

Душа человека, покидая бренное тело, переходит в вечность, где нет времени, а значит, нет и кардинальных изменений, возможных в земном переменчивом мире. В вечности есть лишь раскрытие личного духовного самоопределения, ставшего явным за время земной жизни. И потому одни души предстанут в свете благодати Божией, к которой они всем сердцем стремились, а другие – во тьме грехов, поглотившей внутренний мир человека. Важно понять, что вечные муки – не кара разгневанного Бога, а итог внутреннего самоопределения человека. Выбор добра или зла, проявившийся за время земной жизни, становится решающим в отношении пригодности человека к Небесному Царству. Господь Бог создал человека со свободной волей, которая выражается в глубоком личностном самоопределении, хочет или не хочет такой человек быть с Богом. Господь к спасению призывает, но не принуждает, потому что рай, полученный по принуждению, уже не рай.

22.12. Почему Бог не сделает всех людей добрыми?

– Потому что Богу не угодно вынужденное добро. Добро истинное – это плод свободного, добровольного и сознательного человеческого выбора и произволения.

Бог, Который есть любовь, сотворил человека по Своему образу и подобию. Он дал человеку свободную волю, как высочайший дар, чтобы человек сам выбирал между добром и злом.

Если отнять у человека Богом дарованную свободу (свободную волю и свободу нравственного выбора), то он превратится в робота, лишенного любви и радости. Истинная добродетель происходит от свободного произволения, а не от вынужденной необходимости. Понятия добра и зла неизбежно предполагают понятие свободы. Невозможно говорить о дурных и хороших поступках человека, когда они не зависят от его волеизъявления. Человеческое доброделание имеет нравственную ценность и награду от Бога лишь тогда, когда совершается добровольно и сознательно. Творившие добро воскреснут для вечной жизни, а делавшие зло будут осуждены (см. Ин. 5:29).

22.13. Почему рождаются больные дети, инвалиды? Является ли это Божиим наказанием за грехи?

– Души и здоровых, и больных равноценны пред Господом. Всем, желающим спасения в вечности, предоставляется эта возможность. Многим же через страдание, очищающее и исцеляющее, хотя в человеческом понимании это кажется иногда жестоким.

Рождение ребенка-инвалида – тяжелый крест для родителей.

Священник Валерий Духанин

Священник Валерий Духанин

Вера – потребность существа человека, которому свойственно верить во что-либо. Вера есть внутреннее принятие определенных ценностей. Благодаря вере у человека появляется цель, к которой он бывает готов идти на протяжении всей своей жизни. Но не всегда вера направлена к ценностям подлинным. Так, бывает вера в легендарные личности, в политические идеи, в ложные философские концепции. Поэтому так важно заботиться о правильном действии этой потребности, чтобы она усваивала душе ценности подлинные. Вот что такое вера вообще.

А вера в Бога есть особое откровение душе человека, когда Господь Бог искренно ищущему Его человеку открывает Себя. Тогда в своем сердце человек вдруг обнаруживает близость к нам Небесного Отца и нашу особую потребность в общении с Ним. Становится ясно, что бытие не ограничивается только материей, и что человек предназначен для вечности, а наше состояние в вечности зависит от нашей близости к Богу.

Существуют три типа веры: вера как уверенность, вера как доверие и вера как верность

Существует три типа веры – это очень важно знать, потому что не всегда, когда говорится о вере в Бога, подразумевается одно и то же. Три типа веры есть своего рода ступени духовного восхождения: вера как уверенность, вера как доверие и вера как верность.

Вторая ступень – вера как доверие. Давайте подумаем, когда один человек доверяет другому? Тогда, когда открывает ему свое сердце и когда другого человека как бы принимает в свое сердце, то есть возникает особая душевная близость. И вера в Бога как доверие, в отличие от простой уверенности, сообщает человеку близость к Богу. На этом уровне веры человек не просто рассудочно соглашается с существованием Бога, но принимает Господа в обители своего сердца. Такой человек чувствует присутствие Божие, и в случае скорби или жизненных трудностей непременно вспомнит про Бога и станет молиться Ему. Доверие предполагает надежду на Бога, и человек уже старается сообразовывать свою жизнь с верой в Бога.

Поэтому самая возвышенная ступень – это вера как верность. Это не только признание Бога своим умом, и не только доверие Ему своим сердцем, но и последование за Богом своей волей. Такая вера предполагает подлинную, чистую любовь, потому что истинная любовь немыслима без верности. Выражается это в жертвенности, когда мы стараемся созидать свою жизнь по воле Божией, а для этого отсекаем греховные пожелания своего естества. Такая вера становится основанием всех ценностей жизни верующего человека. И только она – спасительна. Но это предполагает и внутренний труд над собой, победу над своими страстями.


2. Даже в наши дни, когда открыто столько храмов, когда Православие становится все более значимым в жизни людей, существует множество убежденных атеистов. Отчего же происходит атеизм, где скрываются его истоки, и почему он бывает настолько устойчив в душах людей?

Существуют два вида атеизма: вынужденное неверие и атеизм идейный

Вообще, существует два вида атеизма. Первый – это вынужденное неверие, когда ребенок просто был так воспитан, и потому он не имеет представления о мире духовном. В определенный момент такой человек может легко (конечно, в некотором смысле, легко) обрести веру: она в нем обнаружится как забытое, но не утраченное сокровище. В этом случае вера в человеке не умерла, но спит, и она может пробудиться – при размышлениях о смысле своей жизни, при созерцании чудной картины Вселенной, при обращении внимания на пример жизни искренне верующих людей и во многих других случаях.

Человек, не имевший опыта веры, не понимает ценности веры

Можно ответить и так, что атеизм среди людей бывает потому, что они просто не знают, какое сокровище, радость, полноту жизни и подлинное счастье обретут, если обратятся к Богу. Ведь иногда мы смеемся над тем, ценность чего не познали в собственной жизни. Так никогда не знавший любви человек презрительно и высокомерно относится к любящим друг друга людям, но когда в его собственном сердце зародится любовь, то он ощущает, насколько богаче стал его внутренний мир и насколько осмысленней теперь его жизнь, раньше казавшаяся неинтересной и скучной. Человек, не имевший опыта веры, не понимает ценности веры. И если в глубинах его души желание веры возобладает над сиюминутными низкими влечениями, быть может, со временем это выразится в горячей жажде веры, а затем и в обращении к Богу. Но часто человек просто не хочет быть верующим, в его жизненной позиции, отрицающей Бога, выражается глубинное личное самоопределение, на которое, увы, имеет право всякое существо, созданное со свободной волей.

Священник Валерий Духанин. Во что мы веруем. — М. : Изд-во Сретенского монастыря, 2015. — 320 с.

Священник Валерий Духанин. Во что мы веруем. — М. : Изд-во Сретенского монастыря, 2015. — 320 с.

3. Можно ли определить, что именно подвигает людей к поиску духовных ценностей? И почему некоторые люди обращаются к Богу, а некоторые, хотя бы находились в тех же исторических условиях и даже воспитывались одинаково, – нет?

Обращение человека к Богу – это, наверное, всегда загадка. Ведь мировоззрение верующего настолько отличается от мировоззрения неверующего, что обращение от одного к другому представляется парадоксальным, подобно тому, как парадоксальным кажется переход через глубокую пропасть. Но Христос ходил по водам, а Своим ученикам открыл, что имеющий веру с горчичное зерно сможет и горы переставлять (Мф. 17:20). Поэтому люди обращаются к Богу даже в самых, казалось бы, не подходящих для этого условиях – когда веру гонят, религию высмеивают, а Церковь пытаются всячески искоренить.

Человек уже чувствует, что обыденность его не удовлетворяет

Часто человек приходит к вере потому, что в его душе вдруг чувствуется некий зов, необходимость поиска. Человек еще не понимает, что ему не хватает Бога, но он уже чувствует, что обыденность его не удовлетворяет. Возникает своего рода поиск смысла жизни, поскольку вдруг обнаруживается бессмысленность земной суеты.

Дело в том, что критическая ситуация – это такое событие в жизни, когда отпадает вся шелуха, и человек остается наедине с собой. Исчезает все наносное, снимается маска, и душа прозревает, что существует духовный мир, что человек – не центр мироздания, что у нас есть Небесный Отец, без Которого жизнь счастливой не будет. Такое прозрение может наступить не обязательно через скорбь, но и при соприкосновении со святыней, при встрече с благодатным человеком, при собственных внутренних поисках и т. п. Но если в человеке не произойдет внутренний переворот, а точнее, если не произойдет пробуждение его души, ее перерождение, верующим он не станет ни при каких аргументах.

Человек, отвергающий Бога, подобен тому, кто во время солнечного дня закрыл глаза руками и говорит: “Солнца нет!”

Почему же одни люди обращаются к Богу, а другие – нет, даже если находятся в равных условиях? Потому, что у человека есть свободная воля, и каждый в этой жизни осуществляет свободный выбор по отношению к вере в Бога и жизни духовной. Не будем забывать, что равнодушие к вере – это тоже выбор.

Читайте также: