Чем отличается фольклор от литературы 5 класс кратко

Обновлено: 04.07.2024

Очень сложная грань. Возьмите древнегреческие мифы или библейские сказки. В свое время они были народным творчеством, и отвечали критерию преобразования. То есть каждый новый рассказчик имел право изменять сюжет, добавлять детали, менять смысл - и это было нормально. В Спарте могли ничего не знать о подвиге Геракла номер 8, но восхищались подвигом номер 5, который в Афинах был неизвестен. Мало того, - можно было меня мораль истории вплоть до противоположного. Отсюда жалость к Сизифу, которого жалеть совершенно не за что (почитайте историю его преступления), или Танталу. Но на данный момент это народное творчество зафиксировано литературной традицией и стало каноном. И вот тут начинается самое интересное. Кроме профессиональных сборников УНТ Вы нигде больше не найдете фольклора. Все, что Вы читаете в книгах сказок, анекдотов или в сборниках поговорок - уже литература, а не фольклор. Оно обработано, отобрано, ошибки исправлены, мат выброшен, различия между книгами после правки редактора сведены к нулю. То есть судьба Устного Народного Творчества - это переход в литературу. См. "Илиада". Что именно Вы читаете в данный момент - черт его знает:) У литературного текста есть канон. У УНТ его нет. Поэтому Яхве, кстати, в одной из версий Библии, был побежден человеком, а в другой этой версии нет.

Каждый человек хотя бы раз слышал такие названия, как фольклор и литература. Термины связаны с культурой и самобытностью, но объяснить, в чем состоят отличия между ними, бывает достаточно сложно. Известно, что связь между понятиями существует и она достаточно сильная. Основа – специфика словесного (устного) творчества. В нем отображаются представления человека об окружающем мире, в котором нет ничего, кроме сил природы, а также находят свое место закономерности развития общественного сознания, как неотъемлемая часть бытия. В произведениях литературы и фольклора имеется принципиальная разница. Для того чтобы лучше понять, в чем она заключается, необходимо выявить характерные черты и особенности каждого из рассматриваемых терминов.

Определение понятий

Прежде чем сравнивать термины между собой, необходимо дать каждому из них определение. Это поможет лучше разобраться в художественных особенностях.

Фольклор и литература – что это и отличия

Фольклором принято называть народные традиции и коллективное творчество, которое сложилось исторически. В произведениях этого жанра отсутствуют единый автор, а сами элементы фольклора – песни, сказки, стихи, игры, традиции, передаются в устной форме из поколения в поколение. Существует несколько фольклорных жанров, определяющие, какими будут произведения:

  • Обрядовые (традиции, верования, праздники, суеверия, приметы).
  • Былины (песенная или поэтическая формы).
  • Песенные (включая потешки и частушки).
  • Эпические (сказки, предания, былины, легенды, сказы).

Выделяют малые формы устного народного творчества. В эту группу входят пословицы, поговорки, загадки, а также различные анекдоты.

Фольклор и литература – что это и отличия

Литература – полноценный и самостоятельный вид искусства. Во многих культурах он появился под влиянием народного эпоса. Первые произведения – летописи и хроники, описания жизни правителей или святых. В основе описания заложены фольклорные традиции. В тестах присутствуют сюжетная составляющая, образы героев. Поэтическая составляющая возникла на основе песен и былин. Литературные произведения вышли за пределы канонов, определяемых фольклором. Они имеют сложную конструкцию, способствующую произвольному развитию сюжета. Произведения существуют только в письменной форме. В произведениях описывается не только внешний мир, окружение человека, но и его переживания, рассматриваются особенности личности и ее взаимодействие с обществом. В основу могут лечь социальные и бытовые проблемы. У текстов существует автор.

Сравнение

Для того чтобы лучше понять, чем отличается фольклор от литературы, необходимо провести сравнение их между собой по основным параметрам. Произведения литературного творчества являются сложными, так как используют имеющиеся и появляющиеся (современные) элементы словесного творчества. В основе литературы, как искусства лежит разнообразие жанров. Фольклор сохраняет устойчивые формы. В текстах используется определенная и неизменная композиционная структура. Внутренний мир героя закрыт от слушателя, понять его переживания сложно. В основе произведения в этом случае поступок или событие, которое определяет сюжетную линию. Рассматриваются принципы поведения, способные удержать равновесие между добром и злом, светом и тьмой.

Выводы

Фольклор является особой формой творчества народа. Основная составляющая – устное выражение образов. В произведениях передается общее представление об устройстве мира, законах природы. Общество рассматривается, как единое целое, а внутренние переживания людей остаются скрытыми от посторонних глаз. Литература позиционируется, как вид искусства, в котором произведения сохраняются в письменной форме. Тексты всегда являются авторскими. В них находят свое отражение такие составляющие, как внутренний мир человека, его личность и место в обществе. Социальные взаимодействия и отношения – составляющая многих сюжетов и жанров в литературе. Фольклорные произведения выстраиваются по устойчивым правилам. Сюжеты рассматривают обобщенные образы. В них нет сложных художественных подходов, призванных приукрасить происходящее или сделать образ героев более ярким и запоминающимся. Все тесты можно передавать устно, немного изменяя последовательность повествования.

В случае с литературным произведением передать его без искажения получится только в письменной форме. У текстов всегда имеется автор, реже соавтор. В фольклоре подразумевается, что произведение является плодом коллективного народного творчества, поэтому выявить и указать одного автора не представляется возможным.

Фольклор - это устное народное творчество, зачастую автор неизвестен. Фольклор отображает самобытность определённой нации, народности. Сюда могут входить как песни, частушки, танцы, сказания, предания, так и рукоделие. А литература это письменное творчество. Она имеет конкретного автора и не включает в себя того. что именуется рукоделие.

Фольклор - это устное народное творчество.
А литература письменное и не народное.

Фольклор - это устное народное творчество.
А литература письменное и не народное.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Литературное произведение - произведение человеческой мысли, закрепленное в письменном виде и обладающее общественным значением. В качестве примера литературного произведения я выбрала пьесу С. Я. Маршака >.

Пьеса С. Я. Маршака > рассказывает о том, что добро всегда побеждает зло, что сила природы помогает только, добрым и трудолюбивым людям.

В этой сказке рассказывается о том, как Королева под Новый год издала указ, что наградит того, кто принесет ей корзину подснежников. Жадные и злые Мачеха с Дочерью посылают в лес Падчерица. Падчерица встречает у костра 12 братьев – месяцев. Они помогают ей, дарят ей подснежники и волшебное колечко. Мачеха с родной дочерью приносят подснежники во дворец, и Королева приказывает им показать, где они нарвали цветы. Мачеха с дочерью рассказывают о Падчерице, и Королева со свитой, с Мачехой, Дочкой и Падчерицей едут в лес. Королева хочет казнить падчерицу, но братья – месяцы приходят ей на помощь, превращают мачеху и ее дочку в собак, разгоняют придворных и заставляют Королеву задуматься о том, что такое добро.

2.Фольклорное произведение.

Фольклорное произведение- результат коллективного творческого процесса, в котором невозможно установить авторство. Литература объединяет произведения, авторство которых достоверно известно. В качестве примера я выбрала сказку >.

В чистом поле Мороз Красный нос приветствует девушку. Она ласково отвечает. Морозу становится жалко падчерицу, и он не замораживает ее, а дарит платье, шубу, сундук приданого.

Главная героиня сказки – падчерица, девушка трудолюбивая, услужливая и кроткая – "социально ущемленный персонаж" в доме мачехи: "Все знают, как за мачехой жить: перевернешься — бита и недовернешься — бита…" Падчерица всю домашнюю работу делала, но так и не смогла угодить злобной жестокой мачехе.

По канону волшебных сказок героиня покидает дом, прежде чем найти свое счастье. Причина – выгоняет мачеха : "Вот мачеха и придумала падчерицу со свету сжить. — Вези, вези ее, старик, — говорит мужу, — куда хочешь, чтобы мои глаза ее не видали! Вези ее в лес, на трескучий мороз".

Характер падчерицы настолько кроткий, что она не спорит и не сопротивляется, когда родной отец оставляет ее в студеном зимнем лесу. И так же кротко она ведет себя, когда заглавный герой сказки – Морозко – испытывает ее характер, все усиливая и усиливая мороз. Ответы девушки приветливы, несмотря на жгучий мороз. За это Морозко жалеет девушку и щедро одаривает. Богатства в награду – характерный прием народных сказок.

Мачеха, властная, завистливая и жадная, увидев падчерицу невредимой да с богатыми подарками, велит старику везти ее родную дочь на тоже место в лес. Основная причина такой зависти понятна из слов собачки: "Старикову дочь в злате, в серебре везут, а старухину замуж не берут". Именно за приданым старуха и отправляет родную любимую дочь на мороз.

Ситуация в лесу повторяется: появляется Морозко и подвергает девушку троекратному испытанию холодом. Та, однако, не наделена ни добротой, ни кротостью и преисполнена гордыни. Ответы ее грубы и непочтительны, и Морозко жестоко наказывает эту героиню: она погибает от холода.

Таким трагическим финалом народная сказка "Морозко" показывает читателю насколько жестоко народ осуждает зависть, жадность, злобу и угнетение слабого и беззащитного, какой была падчерица. Поведение отрицательных героев сказки, мачехи и ее родной дочери, вызывает отторжение злобы и несправедливости в детской душе. А наказание, которое понесла девушка, воспринимается читателем как торжество справедливости.

3.Чем отличается литературное произведение от фольклорного произведения.

Между фольклором и литературой существует тесная связь, обусловленная спецификой словесного творчества, в котором отображаются представления человека об окружающем мире и закономерности развития общественного сознания. Однако в фольклорных и литературных произведениях есть принципиальные различия, определяющие их характерные черты и особенности. Так же есть различия в героях.

В приведенных мною примерах есть схожие герои. Так же есть и различия. В сказке >, как и в сказке- пьесе С. Я. Маршака > есть одинаковые герои такие как: Падчерица, мачеха, королева, дочка, солдат и т.д.. В пьесе- сказке С.Я. Маршака > действующие лица явно не фольклорного, а литературного происхождения: Учитель Королевы, Гофмейсте- рина, Канцлер, Начальник королевской стражи, Королевский прокурор и другие члены свиты Королевы.

Зарождение литературы как вида искусства во многих культурах связано с развитием народного эпоса. Он служил основой летописей и жизнеописания святых; принцип повествования, позаимствованный из фольклорных сказок, использовался в построении сюжетов авантюрных и плутовских романов – прообраза многих жанров современной прозы; образный строй и ритмическая организация былин, исторических, обрядовых песен нашли отражение в авторской поэзии.

Однако литературные произведения не подчинялись фольклорным канонам, имели более сложную композицию, произвольно развивающийся сюжет и могли существовать только в письменной форме, поскольку каждое из них представляло собой оригинальное сочинение, созданное одним человеком.

Начиная с эпохи Возрождения, характерной чертой художественной литературы становится авторский стиль, а объектом изображения – внутренний мир героя, в котором читатель находит нравственные приоритеты и черты эпохи, свойственные конкретному историческому периоду в развитии общества.

Современный литературный процесс – сложное разноплановое культурное явление, проявляющееся в многообразии уже сложившихся и только зарождающихся форм словесного творчества.

В отличие от литературы, фольклор сохраняет устойчивые формы и малоподвижную композиционную структуру текста. Внутренний мир героя закрыт: значение имеют только событие или поступок, в которых проявляется не черты характера, а общепризнанные принципы поведения, принятые за основу порядка, устанавливающего равновесие между добром и злом.

1)Нет персонального создателя

2)Возникло и развивается как устное народное творчество

3)Живет во множестве вариантов

4)Можно передавать речитативом

5)Можно приплясывая и распевать

1)Есть конкретный автор

2)Возникло как письменное и развивается как письменное

3)Имеет один вариант написанный автором

Так же и в наших примерах, в сказке > не персонального создателя, оно развивается, как устное народное творчество, эта сказка, когда то давно была придумана народом, позже уже появились разные варианты. Есть вариант Толстого и вариант Афанасьева.

В пьесе- сказке > есть конкретный автор это С. Я. Маршак, как возникло им, так и остается в единственном экземпляре.

Список литературы :

Аникин В.П. Русская народная сказка. – М., 1984.

Коровина В.Я. Литература и фольклор. Учебное пособие для учащихся 9-11 классов – М., 1966.

Читайте также: