Blood types план урока

Обновлено: 08.07.2024

Цели: расширить знания учащихся о группах крови и их отличительных признаках; совместимости крови по группам; значении переливания крови и роли доноров в сохранении жизни и здоровья людей. Формирование умения: самостоятельно работать с текстом учебника; логически мыслить и оформлять результаты логических операций в устной и письменной форме.

Ход урока

1. Организационный момент

2. Актуализация знаний учащихся

Сегодня наш урок мы начнём с того, что разгадаем предложенные анаграммы:

роквь репеливание нордо

3. Изучение нового материала

1. Вступительное слово учителя

Известно, что у среднестатистического человека 5-5,5 л крови. Без вреда для здоровья можно потерять 15% крови, а вот потеря за раз большого количества крови приведет к нарушению постоянства объема внутренней среды организма и, даже, смерти. Поэтому уже с древних времен в случае кровопотери при заболеваниях люди пытались переливать больным кровь животных или здорового человека.

2. Индивидуально-коллективная работа

На доске представлена одноименная таблица. Давайте ее заполним

История переливания крови

О ком говорится

Удрученный старостью и болезнью он приказал влить себе кровь от трех юношей

После смерти обескровленной собаке в ее сосуды влил кровь от другой собаки.

Обескровленному юноше перелили кровь ягненка

Первое удачное переливание крови от человека к человеку

Переливание крови женщине, погибавшей от кровотечения при родах

Текст для работы учащихся:

  • С давних времен люди пытались применить переливание крови. Уже в Древнем Египте и Греции есть упоминание об этом. Считалось, что переливание крови отважных и добрых людей делает других великодушными и храбрыми.
  • Папа римский Иннокентий VIII , удрученный старостью, приказал влить себе кровь от трех юношей. Результат был печален: умерли и юноши, и Папа.
  • Впервые доказал возможность оживить животное переливанием крови лондонский анатом Ричард Лоуэр в 1666 году. Он поставил такой опыт: после смерти обескровленной собаке в ее сосуды была влита кровь от другой собаки. Собака ожила.
  • Этот успех окрылил исследователей и в 1667 году во Франции Жан-Батист Дени произвел первое в истории человечества внутривенное переливание крови человеку. Обескровленному умирающему юноше перелили кровь ягненка. Хотя чужеродная кровь и вызвала тяжелую реакцию, но больной перенес ее и выздоровел. К сожалению, история не сохранила имени бедняка-рабочего из Парижа, который, испытав на себе благотворное влияние переливания крови животного, предложил Дени свою кровь для переливания. Он и был первым человеком, сознательно и добровольно решившим стать донором.
  • Однако последующие попытки переливания крови были неудачными. Люди умирали. Родственники потерпевших возбуждали против врачей судебные процессы и в ряде стран опыты по переливанию крови были запрещены.
  • Первое удачное переливание крови от человека к человеку сделал английский врач Джеймс Бланделл в 1818 году. И вновь история не сохранила имени первого донора-англичанина, кровь которого перелили больному, страдающему раком желудка.
  • В России в 1832 году впервые петербургский акушер Г.С.Вольф успешно использовал кровь также неизвестного нам донора для переливания погибавшей от кровотечения родильнице. Успех этого переливания был блестящим: жизнь женщины, находящейся при смерти из-за большой кровопотери, была спасена. Однако последующие четыре попытки окончились смертью больных.

3. Что же дальше?

А дальше все пошло по-старому: то блистательный успех, то тяжелое осложнение вплоть до смерти.

В 1873 году подсчитали, что всего на земной шаре было произведено 247 переливаний, из них 176 окончились смертью.
Почему в некоторых случаях переливание крови от одного человека другому может привести к тяжелым последствиям?
Научный ответ на этот вопрос дали почти одновременно два ученых: австриец Карл Ландштейнер и чех Ян Янский. Ими были обнаружены у людей четыре группы крови. Причиной неудачного переливания крови является склеивание эритроцитов, которое получило название агглютинации.

В эритроцитах были обнаружены вещества белковой природы – агглютиногены (склеиваемые вещества). У людей их существует два вида, и условно их обозначают буквами А и В. В плазме крови обнаружены агглютинины (склеивающие вещества) двух видов. Их обозначают буквами греческого алфавита α и β. Агглютинин α склеивает эритроциты с агглютиногеном А, а агглютинин β склеивает эритроциты с агглютиногеном В. Человека, чью кровь вливают (дающий кровь), называют донором, а человека, которому кровь вливают, называют реципиентом. При переливании важно, чтобы не склеивались эритроциты донора.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

УРОК НА ТЕМУ:

hello_html_m6eb0c780.jpg

специалист II категории

Тема. Группы крови. Переливание крови Резус – фактор.

Образовательная: сформировать знания у учащихся о группах крови, об их отличительных признаках, о совместимости крови по группам; показать значение переливания крови и роль доноров в сохранении жизни и здоровья людей; сформулировать знание о доноре и реципиенте;

Развивающая : продолжить развивать умения сравнивать, выделять главное, анализировать.

Воспитательная: воспитывать ответственное отношение к выполнению полученного задания, интереса к изучению биологии; ответственное отношение к собственной работе.

Тип урока : изучение нового материала.

Методы: словесный (беседа); наглядный (таблицы); практический.

Понятия и термины: антитела, антигены, донор, реципиент, агглютинация, агглютиногены, агглютинины.

Организационный момент.

Актуализация знаний.

На доске нарисовано две схемы нужно заполнить

(2 ученика возле доски заполняют схемы)

Фронтальный опрос.

1. Рассказать о компонентах внутренней среды и механизмах поддержания ее постоянства.

2. Рассказать о форменных элементах крови .

3. Основные функции крови.

Мотивация учебной деятельности.

Слово учителя

Первое переливание крови человеку от человека осуществил английский профессор акушерства и гинекологии Дж. Бланделл (1819). Он произвел переливание крови роженице, умиравшей от кровопотери. В 1830 и 1832 гг. подобные операции были проведены в России акушером-педиатром С. Ф. Хотовицким и акушером Г. С. Вольфом. Но не все переливания крови заканчивались выздоровлением, многие больные погибали по непонятным для врачей причинам. Медицина вплотную подошла к выяснению причин несовместимости человеческой крови.

Вопрос к классу: В чем причина чередования успеха и неудач при переливании?

Запись даты и темы урока в тетрадь.

Учитель озвучивает цели и задачи урока.

Изучение нового материала.

Исторические факты открытия в области переливания.

Исторические факты.

Впервые доказал возможность оживить животное путем переливания крови английский анатом Лоуэр в 1666 году – после смерти обескровленной собаки, в ее кровеносные сосуды была влита кровь от другой собаки, и первая собака – ожила.

В 1667 году французские медики Дени и Эммерец провели первое в истории успешное переливание крови человеку: 16-летнему юноше, ослабленному очень популярными в то время кровопусканиями, было перелито около 250 см 3 крови ягненка, после чего больной быстро поправился. Данный факт считается уникальным, так как о существующих группах крови человека и о несовместимости крови человека с кровью других животных узнали только через 235 лет. К сожалению, уже четвертая попытка аналогичным способом перелить кровь очередному больному закончилась его гибелью и последовавшими судебными разбирательствами. Поэтому неудивительно, что все последующие трагические попытки повторить успех Дени и Эммереца привели к повсеместному запрету на переливание крови.

Первое удачное переливание крови от человека – к человеку было проведено в Лондоне в 1819 году акушером и физиологом Бланделлом, а спустя 13 лет, в 1832 году, такую же успешную операцию осуществил в России врач Вольф. Величайшее открытие в этой области переливания крови сделал австрийский ученый К. Ландштейнер. Экспериментальные исследования 1900-1907 гг. позволили выявить группы крови человека, после чего появилась возможность избежать смертельных осложнений, связанных с переливанием несовместимой крови.

В 1930 г. за открытие групп крови К. Ландштнейнеру была вручена Нобелевская премия.

Карл Ландштейнер,

В 1907 году чешский ученый Ян Янский установил IV группу крови.

Рассказ учителя .

Группы крови - это признак, который передается по наследству.

Является индивидуальным для каждого человека набором специфических веществ называющихся, групповыми антигенами. Группа крови не изменяется в течении всей жизни человека. В зависимости от комбинации антигенов кровь подразделяется на 4 группы крови . Они входят в состав системы АВ0 .

Этой системой мы пользуемся до сих пор.

I ( 0 ) – группа крови характеризуется отсутствием в эритроцитах белков агглютиногенов А и В, но в плазме крови есть агглютинины – это альфа α и бета β частицы;

II ( А ) – устанавливается при наличии агглютиногена А, а в плазме агглютинин β ;

III ( В ) – агглютиноген В, в плазме агглютинин α ;

IV( АВ ) – агглютиногены А и В, а в плазме крови агглютинины отсутствуют - 0.

Основой разделения крови всех людей на 4 группы стало – свойство эритроцитов склеиваться при действии на них плазмы или сыворотки крови другого человека. Склеивание эритроцитов называется агглютинацией.

агглютиноген А + агглютинин α

агглютиноген В + агглютинин β

Донор – человек, у которого кровь берут.

Реципиент – человек, которому кровь вливают.

Схема совместимости групп крови при переливании

Группы крови

Может отдавать кровь группам

Может принимать кровь групп

I группа (0) универсальный донор

IV группа (АВ) универсальный реципиент

Из таблицы можно сделать вывод, что:

Универсальный донор – это человек с 1- й группой крови (антигенный тип 0 в системе групп крови АВ0 AB0 ); его кровь пригодна для переливания людям с любыми другими группами крови.

Универсальный реципиент – это человек с 4 - й группой крови (антигенный тип АВ в системе групп крови АВ0 AB0); ему может быть перелита кровь от любого другого человека (0 1- я группа; А 2- я группа; В 3 -я группа)

Вопросы для обсуждения:

1.Какая группа самая редка? 4.

2.Какие группы самые распространенные? 1 и 2.

3.Сколько крови можно сдать за один раз? 200 мл.

Резус-фактор – особое белковое вещество, впервые обнаружено в 1940г. К. Ландштейнером в крови обезьяны макаки-резус. Rh+ - 85% людей имеют этот белок, Rh- 15% не имеют белка.

Резус – фактор обозначается Rh, это белок D .

Положительный Rh +, есть белок D.

Отрицательный Rh - , нет белка D .

Если кровь, содержащую резус-фактор, перелить человеку, у которого нет этого вещества, то у него на чужеродный белок вырабатываются специфические белки антитела. При повторном введении – склеивание (агглютинация) эритроцитов, что приводит к нарушению нервной деятельности, расстройству кровообращения и смерти.

При вступлении в брак, при планировании рождения ребенка необходимо учитывать резус-фактор супругов. Опасность грозит семье, где у матери Rh-, а у отца Rh+ кровь.

Как влияет резус – фактор на переливание:

Rh + Rh - отторжение

hello_html_2c99a092.jpg

Закрепление изученного материала

Составить схему переливания крови (самостоятельно).

hello_html_m22471021.jpg

Фронтальный опрос:

 На какую тему мы с вами сегодня поговорили?

 Что такое группа крови?

 Сколько групп крови существует?

 Кто такой донор?

 Кто такой реципиент?

 Зависит ли группа крови от расы человека, от его национальности?

 Кто такой универсальный донор?

 Кто такой универсальный реципиент?

6.Итоги урока. Оценивание.

7.Д/з. Параграф _____, устно проработать вопросы в конце темы. Выучить наизусть формулы группы крови и их совместимость при переливании. Подготовиться к биологическому диктанту.

1 . Выяснить дома группы крови своих родителей и, зная собственную, рассчитать вероятность рождения ребенка с этой группой крови.

2 . Задача: в родильном доме возникла конфликтная ситуация – две женщины претендуют на новорожденного ребенка. У одной женщины II , у другой – IV группа крови, у ребенка – I . Какая из женщин его мама?

(Генотип I группы – 00, т.е. у матери этого ребенка обязательно должен быть ген 0. Генотип II – либо АА, либо А0, т.е. ген 0 – имеется. В генотипе IV группы, АВ, такого гена нет. Поэтому женщина с IV группой никак не может быть матерью данного ребенка)

- Compare blood groups in connection with antigens and antibodies.

Language objectives

Lexis: blood Type, antigen, Rh factor, antigens, antibody, antigen, clumping, compatibility, donor, recipient.

Functional language: comparing , explaining , discussing, analyzing, write the word

- Know blood groups and their designations

- Distinguish blood groups by their antigens and antibodies

- Give examples of donation and recipient

- Describe the Rh factor, pay attention to the dangers of Rh conflict

working with definitions and play the game “ Blood Types ”

u nderstanding that topic of blood types is essential for human health

Communication

- discussing on Rh conflict

- defining key terms

- to prove the consequences of non-compliance of blood groups during its transfusion

working with text about “blood types” and present understanding of the topic

Book, Attachment 1, cards with different blood types, papers for Reflection

4 0 m

Встаньте в одну шеренгу. Рассчитайтесь на первый, второй. Первые номера сделайте шаг вперед и развернитесь лицом ко вторым номерам. Я сейчас буду читать утверждения, вы внимательно слушайте и если утверждение верно – делайте шаг вперед, если утверждение неверное – делайте шаг назад.

1. Artificial – переводится искусственный (+)

2. To recover – переводится приобретать (-) восстанавливать

3. Приобретенный иммунитет – передается от матери к ребенку (-) когда сам переболеет

4. Искусственный иммунитет бывает активный и пассивный (+)

5. Natural – переводится искусственный (-) естественный

6. Пассивный иммунитет вырабатывается при введении прививки (-) сыворотки

7. Иммунитет – невосприимчивость организма к заболеваниям (+)

8. Врожденный иммунитет передается от матери к ребенку (+)

9. Прививка – готовые антитела (-) слабо убитые бактерии

10. Активный иммунитет вырабатывается при введении прививки (+)

Good job! Sit down, please. Before we start I have some questions for you:

- What makes our blood different from others?

- Why a person should know their blood type?

(ответы учащихся, они определяют тему урока и ставят цели урока)

Today’s lesson is going to focus on “Blood types”. Open your copybooks and write down the date and topic, Classwork. What is the date today? Look at the board!

After today’s lesson you will be able to explain the mechanism of agglutination and rhesus conflict.

We will start with Explanation and we will finish with Activity.

( to set the context and activate prior knowledge)

T: O pen the books on page 57, listen to me and repeat after me.

Ss: students repeat after teacher new terminology.

T: Well done. Now, Let’s work with new terminology. Each table has a table with new words. I want you to look at the new words and translate the words you know. (Attachment 1).

Ss: students write translations of words that they know and discuss with the teacher.

T: listen to me, I will translate key terms and you should rewrite them in your copybooks.

( to present the blood types )

Now, moving on to Explanation let’s open the text on pages 56 and 57 and listen to me.

ICQ: Do we have to read the text on page 50 о r 64? (56)? Do you have to read the text or listen to me? ( Listen to you )

Объяснение учителя с демонстрацией схемы переливания крови.

There are four blood types in humans: OO, OA, OB, AB. If the person pour the wrong blood type, then erythrocytes clumping – this process is called agglutination.

( to consolidate the material, to check understanding of the topic)

T: Now let’s move on to practical activity. You have to work all together. I will give you card with blood types. You should help the person, which lost a lot of blood, and explain your behavior. Who can help him if he has A type?

(Attachment 2).

Ss: Students play the game.

T: Well done. Good job! Let’s get back to the aims of the lesson. What did we study today?

Reflection (to reflect on what they have studied)

You have paper on which you write down your assessment: What did you learn today? What remains unclear? What is necessary to work?

- что узнал , чему научился

- что осталось непонятным

- над чем необходимо поработать

Conclusion (to finish the lesson and set the homework)

Open your dairies and write down your hometasks. Read the text on p.56-57, learn the terminology.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока: расширить знания учащихся о группах крови человека.

Образовательная:расширить знания учащихся о группах крови человека

Развивающая:Активизация мыслительной деятельности, развитие творческого мышления, речи, развитие умений учащихся сравнивать, анализировать, систематизировать знания.

Воспитательная:Создание условий для отработки стиля публичного выступления. Развитие коммуникативных способностей через посредство работы в малых группах. Пропаганда донорства как гуманной акции спасения жизни людей.

Оборудование: индивидуальные листы, раздаточные карточки , тесты. УДЕ

Организационный момент (1 мин).

Проверка домашнего задания

1. Эритроциты.- красные кровяные клетки.

2. Процесс пожирания инородных тел лейкоцитами называется фагоцитозом

3 Гемофилия -наследственное заболевание, выражающееся в склонности к кровотечениям в результате несвертывания крови. \

4 Белые кровяные клетки- тромбоциты

5. В свертывании крови участвуют- эритроциты

6. Вещество, входящее в состав эритроцитов – это гемоглобин.

7 Жидкая часть крови называется плазмой

1. 90 % (количество воды в крови).

2. 15-30 ( за раз сжирают лейкоциты)

3. 380 тысяч (количество тромбоцитов).

4. 120 дней (продолжительность жизни эритроцитов).

5. 6-9 тыс ./мм 3 (количество лейкоцитов).

6. 2 литра (количество лимфы).

7. 5 млн/мм 3 (количество эритроцитов).

1. Эритроциты.

Эритроциты - красные кровяные клетки. Они очень малы. В 1 мм 3 их 10 млн. (5 млн.). Зрелые эритроциты имеют мелкие ядра (не имеют ядер). Это клетки шаровидной (двояковогнутая лепешка) формы, не способные к самостоятельному движению. Внутри клеток находится гемоглобин - соединение белка и меди (железа). Эритро­циты зарождаются в селезенке (в красном костном мозге), а разру­шаются в красном костном мозге (селезенке).Основная функция эритроцитов - транспорт питательных веществ (газов).Заболева­ние, связанное с уменьшением количества эритроцитов в крови, на­зывается тромбофлебитом (малокровием).

2. Лейкоциты.

Лейкоциты- белые кровяные клетки. Они мельче (крупнее)эритроцитов, имеют нитевидное (амебоидное) тело и хорошо выра­женное ядро. В 1 мм 3 крови их от 9 до 15 тыс. (6-9 тыс.). Как и эритроциты, лейкоциты не способны самостоятельно передвигаться (способны активно передвигаться). Лейкоциты пожирают бактерии, попавшие в организм. Такой способ питания называется пиноцитозом (фагоцитоз). Кроме того, особая группа лейкоцитов вырабаты­вает иммунные тела - особые клетки (вещества),способные ней­трализовать любую (специфическую) инфекцию. Изучением защитных свойств крови занимался И. П. Павлов (И. И. Мечников).

3. Лимфатическая система.

Лимфатическая система - дополнительная к артериальной (ве­нозной) и является частью сердечно-сосудистой системы. Капилляры слепозамкнутые и кровь (лимфа) движется по ним в двух (од­ном) направлениях. Лимфатическая система- посредник между клетками тела и кровью, снабжает организм кислородом и пита­тельными веществами (освобождает от продуктов распада). Лимфатические сосуды не имеют (имеют) клапанов. Особые обра­зования - лимфатические узлы сосредоточены в грудной полости (по всему организму в подвижных местах). Они выполняют барьер­ную функцию, здесь образуются тромбоциты (лимфоциты). Состав лимфы и крови сходен (различен).

Слово учителя: Сегодня мы поговорим о группах крови у человека. Разделение на группы.

Поздороваться по английски, по русски с душой, по казахски.

Анализ соцопроса (подводится тут же, можно записать на доске)

Всего- 7человек, из них:

Знают свою группу крови

Не знают свою группу крови

Знают группу крови своих родителей

Хочу узнать…

1. бывают 4 группы крови

1. чем различаются группы крови

2. как открыли группы крови

В ходе сегодняшнего урока мы ответим на поставленные вами вопросы.

III Изучение новой темы.

Загадка:
Повторяем вновь и вновь
Кислород разносит ……….. (кровь).

Выступление учителя. С давних времен люди пытались применить переливание крови. Считалось, что переливание крови отважных и добрых людей делает других великодушными и храбрыми. Древние римляне и греки по предписанию врачей пили свежую кровь животных. Считали, что кровь гладиаторов — сильных людей, улучшит состояние здоровья больных и ослабленных. 1628 г. — Английский врач Уильям Гарвей сделал открытие о кровообращении в человеческом организме. Папа Римский Иннокентий 8, удрученный старостью, приказал влить себе кровь от троих юношей. Результат был печален. Умерли и юноши и папа. Первое удачное переливание крови от человека к человеку произвели в 1819 г. в Лондоне. английский акушер Д. Блендел применил переливание крови 10 роженицам, 5 из которых удалось спасти от смерти. Спустя 13 лет успешное переливание крови проводят и в России. В 1832 году 20 апреля в больницу привозят истекающую кровью роженицу. Молодой акушер Андрей Мартынович Вольф решается на неслыханное. Берет у мужчины кровь и переливает роженице. И получилось! Женщина спасена.Таким образом, переливание крови пытались применить издавна, но иногда оно сопровождалось успехом, а иногда приводило к гибели тех, кому переливали кровь.

2. Открытие группы крови

 В 1901 г. немецкий ученый Карл Ландштейнер открыл три группы крови,

 а затем в 1904 г. чешский ученый Я. Янский открыл еще четвёртую группу крови.

 Великое открытие Ландштейнера было в 1930 году отмечено присуждением Нобелевской премии.

Читайте также: