Чем отличается число от цифры как объяснить детям в детском саду

Обновлено: 04.07.2024

Многие взрослые путают понятия цифры и числа. Поэтому часто и у малыша возникает путаница, а ведь это совершенно разные понятия. Число – это результат счета, а цифры – это символы, которыми обозначаются числа. Цифр всего десять: 0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9. Из этого выходит, что, например, число десять уже нельзя назвать цифрой, так как оно обозначается двумя цифрами – 1 и 0.

Чем раньше, тем лучше?

Когда же лучше знакомить ребенка с цифрами? Предположим, ваш малыш никакого представления пока не имеет о счете, не понимает сути числа, а выучил лишь наизусть порядковый счет. Вы ему показываете цифры, пытаясь наглядно продемонстрировать, как правильно пересчитывать различные предметы. Что в этот момент происходит в голове ребенка? В его представлении возникает мысль, что эти символы что-то должны обозначать, например, схематично нарисованная елочка обозначает настоящую ель, а схематично нарисованный человечек - настоящего человека, а какие предметы изображают эти символы? Понять, что число один может обозначать одновременно и большой дом, и маленькое окно в этом доме, он пока еще не в состоянии. То есть малыш в лучшем случае запомнит эти закорючки, но до поры до времени не будет иметь представление, как ими пользоваться, пока не освоит необходимые математические навыки. Но при этом, его мозг будет перегружаться излишней абстрактной информацией, к которой он пока физиологически не готов. Это происходит потому, что в младшем возрасте (до 5 лет) он пока обладает наглядно-действенным и наглядно – образным мышлением, абстракция для его восприятия еще физиологически недоступна. В результате малыш будет развиваться негармонично, это значит, что естественное развитие его будет притормаживаться.

Физиологическая зрелось и цифры

Когда же ребенок будет готов познакомиться с цифрами, чтобы воспринимать их не как пустые значки, а вполне понятные ему математические символы? Это происходит примерно к пяти годам, когда его головной мозг настолько созревает, что готов начать работать с абстрактными понятиями, не перегружая себя при этом. Именно в этом возрасте он уже способен воспринимать цифры, как символы, обозначающие результат счета, с тем лишь условием, что при этом он уже обладает необходимыми для этого математическими навыками. Это не значит, что его мышление в момент перестало быть наглядно-образным, ведь абстрактное мышление формируется до подросткового возраста. Это лишь означает, что он уже может постепенно осваивать и абстрактную информацию тоже.

Необходимые математические навыки для освоения цифр

- умение отсчитывать и пересчитывать предметы

- умение сравнивать и уравнивать две группы предметов

- понимание того, что результат счета зависит от выбранной мерки

- понимание того, что величина и количество не одно и тоже (например, больших предметов может быть меньше по количеству, чем маленьких)

- понимание того, того, что за единицу счета можно принимать несколько элементов (например умение определить, сколько зайцев прячется за опушкой, видя только их уши)

- знание порядкового счета до 10-ти

Как знакомить с цифрами

Вариантов очень много. Можно знакомить по одной цифре, а можно со всеми сразу. Цифры можно отыскивать, рисовать карандашом на листе бумаги или пальцем на спине, лепить из пластилина, сравнивать разное написание цифр и так далее. Один малыш запомнит быстрее, другому понадобится больше времени. Не следует торопиться. Главное, ребенок должен осознать, что каждое число, которое мы обозначаем цифрами состоит из единиц (кроме ноля): один – одна единица, два – две единицы и так далее. Например, вы показываете цифру, а ребенок хлопает столько, сколько в соответствующем числе единиц. В другой раз, его можно попросить показать состав числа из единиц пальцами рук. Или попросить нарисовать соответствующее количество точек к числу, записанному цифрой.

Упражнения с числовыми карточками (счет до 10)

1. Когда ребенок познакомился с цифрами, полезно научить его выкладывать числовой ряд с помощью числовых карточек от 1 до 10. Далее можно усложнить задачу: вы выкладываете числовой ряд с ошибками, путаете или пропускаете несколько чисел, а ребенок исправляет ошибки.

2. Еще важным навыком является умение находить последующее (предыдущее) число к заданному. Прежде чем это выполнять с числовыми карточками, можно потренироваться, играя с ребенком в мяч: вы называете любое число от 1 до 10-ти и бросаете ему мяч, ребенок ловит мяч и называет последующее число (на единицу больше), затем возвращает мяч обратно. Аналогично выполняется упражнение для предыдущего (на единицу меньше) числа. Если ребенок хорошо справляется с заданием устно, можно переходить к карточкам: вы показываете карточку с цифрой – ребенок находит соответствующую.

3. Для закрепления расположения чисел в числовом ряду предложите ребенку следующие упражнения: выкладываются две карточки, например, с цифрами 3 и 5, ребенок подбирает карточку с цифрой, расположенной между этими числами (в нашем случае – 4). Аналогично выполняется упражнение с соседними числами. Взрослый, например, выкладывает карточку с цифрой 7, ребенок подбирает карточки с числами 6 и 8.

Цифры и счет до 100

Когда дети уже будут хорошо ориентироваться с числами и цифрами в пределах 10-ти (обычно это происходит в подготовительном к школе возрасте), полезно их будет познакомить с числами до 100. Почему это важно для дошкольников? Во-первых, детям всегда интересно: что дальше. Во- вторых, им не совсем понятно, почему нельзя было придумать ещё одну новую цифру для числа 10, почему воспользовались цифрами 1 и 0? Все становится понятным, когда ребенок знакомится с двузначными числами, только тогда он начинает понимать, для чего нужны цифры. В-третьих – это упростит будущему первокласснику работу с учебником: ему, например, будет проще раскрыть страницу и при этом не перепутать числительные три надцать и три дцать. Ведь произношение на слух у них очень похоже. Помимо этого, выделяются из общей логики произношения числа 4-того и 9-того десятков, вместо логичных "четыредесят", мы произносим "сорок", вместо "девятьдесят" - "девяносто". Для того, чтобы ребенок не наталкивался на путаницу в произношении, лучше отработать эти нюансы заранее, еще до первого класса. Тем более, что детям очень нравится узнавать о новых числах.

Упражнения с числовыми карточками (счет до 100)

1. Итак, важно чтобы ребенок не просто на слух по порядку считал до ста, но и соотносил каждое произнесенное число с его цифровым изображением. Для начала можно из карточек (понадобятся числовые карточки до 100) выкладывать числовой ряд вместе с ребенком. Не обязательно сразу от 1 до 100. Такая работа может его утомить. В один день выложите с ним карточки от 10-ти до 20-ти, в другой – от 20-ти до 30-ти и так далее.

2. Возьмите карточки любого десятка, например от 40 до 50, перемешайте их и попросите выложить по порядку. Другой вариант, необходимо написать эти же числа на листе бумаги, расположив хаотично по всему листу. Попросите ребенка посчитать числа, указывая пальчиком и произнося в слух последовательно, от меньшего числа к большему.

- побуждать к выделению предметов имеющих геометрические формы.

Жил-был мальчик Вова. Он очень не любил заниматься математикой. И вот когда очередной раз прогуливал урок, прохлаждаясь в парке, катался с горки, полеживал на мягкой травке под деревом, слушал пение птиц и радовался яркому и жаркому солнцу. Вдруг внезапно солнце заволокло тучами, стало темно, поднялся сильный ветер, да все как закружит. Вова и попал в этот вихрь, и унес его далеко, далеко в математическое государство. Мальчик не сразу понял, где это он очутился. Там было так необыкновенно красиво. Красивые дома в форме геометрических фигур.

По тропинке бежит ежик, прыгает кенгуру, под кустом сидит зайчик, по стволу дерева стучит дятел, а сидя, важно на ветке наблюдает за Вовой попугай, так как он следит за порядком в государстве. В самом центре государства находится озеро большое, ну просто очень большое,- по которому даже ходят корабли, не далеко от берега сложив крылья спит утка, рядом стоит, охраняет сон цапля. Обратила внимание на чужака - Вову и смотрит с презрением, еще одна обитательница государства. А Вова все смотрит, рассматривает, диву дивится, таких интересных птиц-цифр (чисел, животных-цифр (чисел) ни где еще не встречал. Идет он дальше и дальше, вот на полянке петушок с курочкой зернышки клюют.

Числа состоят из цифр и обозначаются ими. Число 1 состоит из цифры 1. Число 200 состоит из цифр 2 и 0. Число 25 состоит из двух цифр : 2 и 5. Номер мобильного телефона 9876543210 состоит из десяти цифр.

Цифра - это символ или графический знак, с помощью которого записывается число.

Математическая сказка о точке В одном пенале жил простой карандаш. Думаете, он был самым обыкновенным? Нет, карандаш был волшебным и, поэтому всё, что он рисовал, оживало.

Чем отличается цифра от числа

Все знают, что есть цифры и числа. Но если спросить: «Чем отличается цифра от числа?«, то многие дети, а порой и взрослые, затрудняются с ответом. А как объяснить эту разницу ребенку простыми словами?

Чтобы ответить на этот вопрос и понять в чём различие между цифрой и числом надо разобраться с понятиями, что такое цифра и что такое число.

Содержание

Что такое цифра?

Цифра — это письменный знак, изображающий число.

Что значит слово цифра? Это слово арабского происхождения и означает ноль или пустое место. Их существует только десять. Они придуманы для обозначения числа. Цифр всего 10.

0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9

Что такое число?

Число — это основное математическое понятие.

Его используют для:

  • количественной характеристики;
  • сравнения;
  • обозначения нумерации объектов.

Числа записываются при помощи цифр. Различают несколько видов чисел.

В древнейшие времена цифры обозначали прямолинейными пометками. Палочки до сих пор используются для обозначения римских цифр. Римских цифр 7.

I, V, X, L, C, D, M

Римские числа также, как и арабские, образуются при помощи цифр, только в данном случае римских.

В римских числах желательно разбираться, т.к. они часто используются не только в школьном курсе математики, но и в жизни. Например, на циферблате часов.

Отличия числа от цифры

  1. С числами можно проводить различные математические действия. С цифрами такого делать нельзя.
  2. Число может быть отрицательным, дробным, в отличие от цифр.
  3. Количество арабских цифр всего 10 (римских — 7), а чисел — бесконечное множество, т.к. они состоят из цифр.

Надеюсь, что теперь вам всё понятно, и вы сможете без труда объяснить даже ребёнку, чем отличается число от цифры.

На уроках математики в начальной школе используется очень полезное упражнение. Детей просят дать характеристику числу. Другими словами рассказать о числе все, что знаешь. Не всем детям это задание даётся легко. Чтобы его выполнить пригодятся вышеописанные знания и не только.

Какие виды чисел изучаются в начальной школе?

В начальной школе рассматриваются: натуральные числа, число 0, доли и дроби.

Натуральные числа — используются для счёта предметов;

1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11…

Однозначные числа — состоят из одной цифры;

1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9

Двузначные числа — состоят из двух цифр;

10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20 … 99

Соответственно самое маленькое двузначное число 10, а самое большое — 99.

Аналогично числа можно охарактеризовать как трёхзначные, четырёхзначные и т.д.

Иногда дети затрудняются назвать самое маленькое, например, пятизначное число (10 000) или самое большое семизначное (9 999 999). Просто полезно будет потренироваться это делать.

Чётные — числа, которые делятся пополам без остатка или же заканчиваются на 0, 2, 4, 6, 8;

2, 4, 6, 8, 10, 12, 14…

Нечетные — числа, которые не делятся на 2 без остатка;

1, 3, 5, 7, 9, 11, 13…

Круглые — числа, которые заканчиваются нулём.

10, 20, 30, 40, 50…

Как дать характеристику числу?

Разберём несколько примеров.

Число 7 — однозначное, нечетное, соседи числа 7 числа 6 и 8.

Также чисел первого десятка можно добавить такое дополнительное задание, как состав числа. Т.е. число 7 можно получить сложением чисел 1 и 6, 2 и 5, 3 и 4.

Число 10 — двузначное, чётное, круглое, соседи числа 9 и 11. Число 10 можно получить сложением чисел 1 и 9, 2 и 8, 3 и 7, 4 и 6, 5 и 5.

Чем крупнее число, тем больше можно о нём рассказать.

Число 999 — наибольшее трёхзначное число, нечётное, соседи 998 и 1000, в числе 9 сотен, 9 десятков и 9 единиц.

Надеюсь, что полученные знания были вам полезны и теперь вы знаете чем отличается цифра от числа, сможете объяснить это ребёнку простыми словами, а также потренироваться давать характеристику числам.

Нажмите, чтобы узнать подробности


Что такое цифра?

По сути, цифра не является самостоятельным математическим понятием — это всего лишь условное обозначение, знак письма, при помощи которого записываются числа. Цифры ограничены в количестве. Если брать в качестве примера арабские цифры, которыми принято пользоваться для расчетов во всем мире, то их окажется всего 10 — от 0 до 9. Не существует двузначных цифр. Цифра всегда представляет собой только один знак — 0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9.

Например, на уроках истории мы часто встречаемся с римскими цифрами, которые записываются латинскими буквами — 1 как I, 5 как V, и так далее. Но в математике применять эту систему неудобно, поэтому ее использование ограничено.

Что такое число? Что такое цифра, мы разобрались, а что представляет из себя число, и какими особенностями оно обладает?

В отличие от цифры, число всегда обозначает некое понятие — количественное, временное, температурное и так далее. Оно не может быть применено само по себе — у него всегда есть самостоятельный смысл. Число может быть двузначным, трехзначным и так далее до бесконечности. При этом любое число состоит из одних и тех же десяти цифр в разных комбинациях. Число может иметь и всего один знак, то есть выглядеть, как цифра — разница будет только в смысловой нагрузке.

Такое же, как и различие между буквой и словом. Мы используем буквы для записи слов, а цифры - для записи чисел. При этом одна единственная цифра может быть числом, а одна буква - словом.

Цифры это то, из чего строятся числа, разными комбинациями и перестановками.

Обратите внимание на цифру "0" — есть в любой системе исчисления.

в десятичной системе исчисления, цифры: 0, 1, 2, 3, 4, 5, 7, 8, 9; с помощью их строятся все натуральны числа с нулем;

в шестнадцатеричной системе исчисления, цифры: 0, 1, 2, 3, 4, 5, 7, 8, 9, A, B, C, D, E, F.

В римской системе счисления нет 0

Цифр ровно десять, вот они все: 0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9 . Всё.

Чисел бесконечное количество, вот часть из них: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 99, 999, ½, ⅓, 365¼, -273, 8848, 9.73, 150000000, e, pi. И так далее, и тому подобное.

Цифр бывает 2, 5, 8, 10, 12, 16. 8)

Цифра это обозначение, или название числа, как имя для человека. Число обозначает количество каких нибудь предметов или размер какой нибудь величины. Цифра же это имя, так сказать, числа

e, π, φ - названия чисел, но не цифры.

Цифра – это знак для записи числа. Число – это количество предметов. 1,2,3,4,5,6,7,8,9,0 – не только цифры, но и числа. Также числа могут быть абстрактными единицами, как мнимая единица (комплексное число)

На уровне 1 класса: Число всегда отвечает на вопрос "Сколько?". Например, сколько ножек у стула? Три или четыре, при этом Вы можете на каждую ножку показать палцем при счёте - одна, две, и т. д. Цифры это значки, для записи числа. Например цифра 5 или V. Первоначально использовались плотницкие зарубки ("римские цифры") когда числа от 1 до 4 обозначались числом зарубок. Читать далее

Цифра связана со счетом,без привязки к чему либо.А число оно связано с чем то или с кем то

Цифры- это графическое изображение чисел. В отличие от алфавита (графического изображения звуков речи, количество которых может меняться для каждого языка) их всего десять (количество их не меняется), и цифры могут обозначать n количество чисел. Например: 1 или 111111; 2345 или 2345555 и таких сочетаний может быть столько, сколько предметов нужно обозначить. Такие. Читать далее

Но я могу и назвать цифру 5 числом верно? В определенной ситуации.

Цифр всего десять штук. Это 0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9. Из них человек составляет числа, коих огромное множество. Это изучается в школе, на уроках математики в 3-5 классах

Читайте также: