Чем отличается архитектура от других видов искусства кратко

Обновлено: 05.07.2024

Искусство — одна из категорий эстетики и понятия о красоте. Под искусством чаще всего понимают художественное восприятие действительности, проявляющееся в танце, музыке, живописи и других видах творчества, а также внутреннее отношение творца к миру и событиям, происходящим в нём. Из этого появляется ещё одно определение искусства — творчество, характеризующее мировоззрение автора и зрителей.

Вместе с эволюцией жизни на Земле менялось восприятие искусства и эстетическая оценка. Долгое время искусство воспринимали просто как любовь к прекрасному. Однако с эволюцией взглядов людей на мир и эстетических понятий искусство стали воспринимать в качестве деятельности, направленной на создание форм, выражающих взгляды человека и его внутренние ощущения.

Виды искусства

Под видами искусства понимают исторически сложившиеся формы деятельности человека, направленной на создание нового в любой творческой сфере. До сих пор нет единой классификации форм искусства, так как регулярно появляются новые формы творчества. Чаще всего виды искусства разделяют на три категории.

Первая категория — пространственные искусства. Здесь главенствующим элементом является пространственное построение в создании художественного образа. Сюда включают архитектуру, декоративно-прикладное искусство, изобразительное искусство и фотографию.

Вторая группа — временные искусства. Такие виды искусства ещё называют динамическими. Здесь композиция разворачивается не в пространстве, а во времени. К таким формам творчества относят: музыку и литературу.

Третья группа — пространственно-временные искусства, то есть такие формы творчества, которые раскрываются одновременно и в пространстве, и во времени. Сюда включают театр, кино, хореографию и литературу.

Существование большого количества видов искусства можно объяснить тем, что они вместе раскрывают полную картину мира. Поодиночке каждое искусство может раскрыть только окружающую обстановку, звук или движение, что не может дать полноценного понятия о мире.

Архитектура

Архитектура — форма творчества, направленная на создание монументальных сооружений для деятельности и жизни людей. При этом плоды творчества должны отвечать понятиям эстетики и духовным потребностям людей.

Форму сооружения во многом определяют погодные и климатические условия, сейсмические показатели, ландшафтные характеристики и среднее количество солнечных дней в году.

Большая часть искусств никак не связана с развитием науки и техники, в этом архитектура отличается от других искусств. Объёмно-пространственная структура во многом определяет архитектурную композицию. Интимность или монументальность определяют масштабы монументов. У архитектуры не столько изобразительный характер, сколько выразительный.

Изобразительное искусство

Изобразительное искусство включает в себя целую группу форм творчества, которые визуально воспринимают действительность. Произведения изобразительного искусства запечатлевают предметную форму окружающего мира, которая не меняется даже при изменении пространства и времени. В ряд изобразительных искусств включают скульптуру, графику и живопись.

Графика — вид искусства, основанный на возможности создания художественных форм при использовании разноформатных штрихов, линий, а также пятен, которые наносятся на определённую поверхность. Графика появилась раньше живописи, об этом свидетельствует тот факт, что сначала люди научились запечатлевать только очертания предметов и их формы, а уже позже изображать их цвета и объёмные формы.

Линейные соотношения являются основой графики, так как здесь важно воспроизвести

соотношение тени и света, а также формы предметов. В живописи же запечатлеваются не только соотношения форм, но и соотношения цветов.

С развитием графики в неё стал вливаться цвет, поэтому создание линейных рисунков цветными красками, карандашами, мелками и пастелью тоже считается графикой. До сих пор искусствоведы спорят о том, можно ли относить графику к видам искусства, или это только вид изобразительного искусства.

Живопись

Живопись — изображение реального мира в плоскости. Живопись представляет собой цветное изображение реального мира на плоской поверхности. Живопись во многом определяет воображение и пространственное мышление художника. Подразделения живописи:

Монументальная. В эту группу относят фрески, то есть изображения, наносимые на сырую штукатурку при помощи разведённой в воде краски. Также сюда включают мозаику, которая представляет собой изображение из цветных стёкол или камней.

Станковая. Эта живопись проявляется в создании полотна на мольберте.

Скульптура

Скульптура является изобразительно-пространственным видом искусства, которое изображает мир в пластических образах. Чаще всего в скульптуре используют камень, мрамор, бронзу и дерево. В современном мире появились новые материалы, которые используются в скульптуре, среди них бетон, пластик и сталь.

Скульптуру подразделяют на трёхмерную и рельеф. В свою очередь рельеф подразделяется на три категории: контррельеф (врезной), барельеф (низкий), горельеф (высокий).

Скульптура может быть:

Монументальная. Такой вид скульптуры используется для украшения открытого пространства, как улицы и площади. Чаще всего монументы устанавливают на исторически значимых местах. К монументальным скульптурам относят памятники, мемориалы и монументы.

Станковая. Такие скульптуры используют для украшения помещений, так как они предназначены для просмотра с близкого расстояния.

Декоративная. Такая скульптура используется для украшения мелких бытовых предметов.

Декоративно-прикладное искусство

Декоративно-прикладное искусство — форма творчества, направленная на создание предметов быта, удовлетворяющих эстетическим и утилитарным потребностям людей.

Здесь нет определённых инструментов и материалов для творчества. К этому виду искусства относят изготовление абсолютно любых функциональных предметов с применением различных технологий. Сюда относят резьбу, чеканку, вышивку, роспись и многие другие творческие виды деятельности. Характерной особенность декоративно-прикладного искусства является стремление сделать любой предмет быта интереснее и красивее.

Искусствоведы отмечают, что на декоративно-прикладное искусство во многом влияет национальный характер. Все техники происходят из быта, традиций и верований людей разных этносов.

Литература

Литература — вид искусства, основным инструментом в котором является слово. Литература включает в себя огромное множество сфер: чувства и духовность личности, социальные и общественные явления. В разной степени литература затрагивает эти сферы через восприятия действительности при помощи драмы, эпического восприятия событий, а также через раскрытие характера и внутреннего мира лирического героя.

Выделяют несколько жанров литературы:

Лирика. Лирика относится к трём родам литературы, которая отражает жизнь лирического героя, прообразом которого является автор, через личные переживания и мировоззрение.

Драма. Ещё один род художественной литературы, который выражается в сюжетном повествовании событий с использованием описаний, авторской речи и диалогов персонажей.

Эпос. Третий род литературы, включающий в себя эпопею (повествование крупной формы), новеллу (малая повествовательный прозаическая форма), повесть (повествование малой формы), рассказ (эпическое произведение малой формы), роман (крупное произведение прозаической, реже стихотворной, формы), балладу (произведение лиро-эпического жанра, включающее в себя повествование в форме строф), поэму (стихотворное произведение сюжетного характера).

Музыка

Музыка — вид искусства, формой выражения которого выступают звуки, символизирующие определённые художественные образы. Основные элементы выразительности музыки: динамика, темп, лад, метр, ритм, мелодия, тембр, полифония, гармония и инструментовка. Реализация музыки происходит посредством исполнения нотной записи.

Музыку разделяют на духовную и светскую. Основная область духовной музыки — культ. В европе развитие культовой музыки привело к развитию нотного письма и преподавания музыки. Всё это привело к созданию бессмертных шедевров светской музыки. По средствам исполнения музыку подразделяют на вокальную, инструментальную и вокально-инструменальную.

Музыку соединяют с другими видами искусства, например хореографией, кино и театральным искусством. Музыку подразделяют на:

Музыку используют как средство изображения действительности через звук. Для музыкальных произведений свойственны устойчивые структуры, которым придерживаются композиторы. Существенные процессы выражаются при помощи звука. Иногда интонации человеческой речи и звуки природы удаётся музыкантам передать через музыку.

Хореография

Хореография — вид искусства, основным объектом которого являются человеческие тела и их пластичные движения. При этом образуется уже не художественный и не музыкальные образы, а музыкально-хореографический. Танец практически неотделим от музыки, музыка диктует танцу ритм. Есть обособленные виды танцев, которые исполняются без музыки, его могут сопровождать постукивания или хлопки задающие ритм.

Танцы произошли от имитации бытовых обрядов. Танец всегда был связан с бытом и традициями народов. Каждый танец соответствует обычаям и характеру того народа, который его создал.

Театр

Театр — форма творчества, выражающаяся в художественном освоении мира через драматическое действие, осуществляемое несколькими актёрами. В основе театрального искусства лежит драматургия. Для создания постановки привлекается большое количество творцов, как хореограф, режиссёр, композитор, художник и актёр.

Существует несколько жанров театральных постановок: комедия, трагедия, драма, мюзикл. Театральное искусство зародилось ещё в древние времена, изначально оно проявлялось в совершении обрядов, плясок, а также копировании поведения животных.

Фотография

Фотография — искусство запечатления момента жизни мира при помощи камеры. Изображение выводится на плоскость при помощи баланса света и тени, а также соотношения цветов, а также при использовании линий. В этом искусстве сочетается творчество и развитие науки и техники. Фотоискусство начало развиваться в конце 19-го столетия. Развитие живописи подготовило почву для появления фотоискусства.

Особенностью фотоискусства является изобразительный образ документального значения. Этот образ настолько точен и чёток, что оно передаёт реальное состояние окружающего мира. События жизни людей практически без обработки в одно мгновение превращаются из действительности в произведение искусства.

Киноискусство

Кино — искусство воспроизведения события, происходящих в реальном мире на экране. Эти события реальной жизни записываются на плёнку или карту памяти видеокамеры, а в дальнейшем выводятся на экран, создавая ощущения реальной действительности. Изобретение кино относят к концу 19-го века. Это одно из видов искусства, появление которого обусловлено развитием науки и техники.

Кино является синтетическим искусством, которое включает в себя, музыку, литературу, хореографию, театральное искусство, а также живопись. Кино подразделяют на художественное и научно-документальное. Существует множество жанров кино, самые популярные из них: трагедия, драма, историческое кино, комедия и фантастика.

На уроке МХК учителю неоднократно приходится анализировать и разбирать архитектурные сооружения. Не зная до конца особенностей архитектуры, ее отличий от других видов искусства, ее языковых средств, мы невольно стараемся заменить искусствоведческий анализ другим, более доступным материалом. Но если мы поймем язык архитектуры, он как универсальное средство поможет нам на протяжении многих тем.

Принципы изучения видов искусства:

Рассматривание схемы — классификации видов искусства, определение изучаемого вида искусства, его языковых средств.

Сравнение с другими видами искусства, выделение особенностей изучаемого.

Ориентация в видах, жанрах и формах произведений искусства данного вида.

Разбор художественного образа, созданного автором, первоначальное определение своего отношения к конкретному произведению искусства.

Определение цели создания произведения искусства, характеристика тех художественных средств, которые работают на эту цель.

Характерные особенности данного вида искусства (для архитектуры — стили).

Выражение своего отношения к произведению искусства.

Первые два принципа реализуются на уроке, остальные по мере изучения оформляются в памятку, которая одновременно, подходит для анализа конкретных произведений.

Памятка

1. Определить вид и подвид архитектуры, к которому относится рассматриваемое произведение.
2. Объяснить, какой художественный образ рождает сооружение, охарактеризовать его, высказывая собственное отношение.
3. Каково назначение сооружения и как оно отражено в архитектурных формах?
4. Охарактеризовать конструкцию сооружения, в чем его особенности.
5. Охарактеризовать материал, который использован при строительстве, и особенности его декора.
6. Рассмотреть композицию здания:

— форму и силуэт,
— план,
— симметричность — асимметричность,
— контраст в сопоставлении частей,
— как выявлен композиционный центр,
— архитектонично ли сооружение,
— соблюдены ли или нарушены пропорции,
— ритм — в чем проявляется, какой он,
— масштабно ли сооружение по отношению к человеку или его размеры не принимают во внимание человека,
— как здание связано с окружающей средой — природной, городской,

7. Охарактеризовать архитектурный стиль.
8. Еще раз вернуться к своему отношению, подтвердить или изменить его.

Материал может быть распределен по классам следующим образом.

5 КЛАСС:

— понятие архитектурного образа,
— форма и силуэт здания,
— архитектурные формы,
— конструкции,
— материал.

6 КЛАСС:

— план,
— симметрия–асимметрия,
— контраст частей,
— выделение композиционного центра,
— ритм,
— связь здания с природной средой.

7 КЛАСС:

— архитектоника,
— пропорции,
— масштабность.

8 КЛАСС:

С подробным объяснением материала по каждому пункту памятки мы познакомим читателей в ряде следующих статей, а сегодня поговорим о сравнении архитектуры с другими видами искусства, об особенностях архитектуры, а также предоставим краткий материал по видам и подвидам архитектуры.

Общая информация

— сравнение архитектуры с другими видами искусства (материал может быть использован на уроке в 5-м классе);

— выделение особенностей архитектуры (только для учителя);

— виды и подвиды архитектуры (материал может быть использован на уроке в 5 классе).

Сравнение архитектуры с другими видами искусства

С декоративно-прикладнымым искусством архитектуру роднит ее утилитарное практическое назначение. Как и в декоративном искусстве, в архитектуре ценятся старинные материалы, способы обработки которых традиционно могут повторяться или обыгрываться заново. Примером может послужить дерево, которое для архитектуры не исчезло с появлением металла, стекла и железобетона. Как ставили избы в древние времена, так делают это и теперь. То же самое происходит и в старинных промыслах, таких как дымковская или филимоновская игрушка, — традиции сохраняются и обогащаются.

Со скульптурой архитектуру роднит объемность, но при этом, как мы уже успели заметить, объемность архитектуры более сложная, включающая внешнее и внутреннее пространство. Второе отличие заключается в том, что форма для скульптуры является во многих случаях определяющим фактором для понимания и раскрытия художественного образа. Форма заключена и в моделировке — трактовке объема, в позах и жестах героев, и в расположении скульптуры, она тесно связана с динамикой или статикой. В архитектуре, более сложном для понимания виде искусства, форма является лишь первой ступенью в раскрытии замысла, на раскрытие образа будут влиять многие другие факторы, в которых нам предстоит разобраться.

С живописью и графикой архитектуру, как и другие виды искусства, роднит возможность создания художественного образа (об этом подробно далее), хотя в живописи и графике художественный образ часто несет отпечаток индивидуальности, субъективности, в то время как архитектуре в большей степени присущи объективные черты общественного развития на том или ином этапе. Отличает же эти виды искусства то, что в живописи и графике ярко выражена плоскостность, а в архитектуре — сложная объемность. Цветность выступает в живописи как определяющий фактор, а в архитектуре — как побочный, дополнительный. Еще одно отличие заключается в однозначной утилитарности произведений архитектуры, ведь ни одно сооружение не строится просто для красоты, в ущерб его практическому применению; живопись и графика не имеют такой ярко выраженной практической значимости. Но почему мы сравниваем архитектуру именно с этими видами искусства? Почему не с музыкой, литературой, кино, танцем, театром? Дело в том, что архитектура входит в семейство пространственных видов искусства. В отличие от них существуют временные виды искусства, длящееся во времени и не занимающие определенного места.
Будучи пространственным видом искусства, архитектура, как ни странно, оказывается вместе с тем и временным видом. Почему? А потому, что, проходя по фасаду здания, по анфиладам комнат, мы открываем для себя все новые и новые ракурсы и виды. С течением времени мы проникаемся художественным образом архитектуры, лучше познаем его. Поэтому особенностью архитектуры является ее пространственное и временное существование как вида искусства. А каковы другие особенности этого вида искусства?

Особенности архитектуры

Если конструкция прочна и здание устойчиво, то у людей, созерцающих его, возникает чувство удовлетворения. Если же мы ощущаем неустойчивость, то невольно возникает неприятие сооружения, желание отвести взгляд. Так устроен человек, и это всегда учитывали и сейчас учитывают при строительстве.

Уяснив себе три особенности архитектуры, определим тему разговора об этом виде искусства. Сначала надо разобраться в функциональной стороне, потом в конструктивной и эстетической. Поняв суть этих сторон архитектуры, мы без труда перейдем к особенностям композиции. Познакомившись с ними, рассмотрим особенности стилей. И тогда язык архитектуры приоткроет нам свои тайны. Запишем для себя план нашего разговора в виде схемы.

СХЕМА


Но прежде чем говорить с детьми обо всех этих сторонах архитектуры, необходимо начать с самого главного — художественного образа, который создает то или иное архитектурное произведение. Как же объяснить ребятам, что такое художественный образ? Понятие художественного образа, его объективный и субъективный характер раскрывались на вводном уроке. На уроке, посвященном архитектуре, этот материал только повторяется.

Виды и подвиды архитектуры

СХЕМА.


Вступительный урок

Учитель. Сейчас вам придется отгадать загадку. Вы готовы ? (Дети отвечают.)

Я больше ничего не скажу, но кое-что покажу. Кто внимательно посмотрит, тот увидит, о каком виде искусства, пойдет сегодня речь.

Учитель из деревянных брусков конструктора собирает дом. Делает он это на табуретке или на стуле, что стоит на первой парте. Дом лучше создавать из деталей двух цветов — так, чтобы части конструктора чередовались друг с другом. Сооружение может напоминать греческий храм из колонн, а сверху лист бумаги в виде кровли и фронтон, или это может быть обычный дом, но обязательно со входом и внутренним помещением. Наконец сооружение готово.

Учитель. Что же я создала?

Ученики. Обычное сооружение.

Учитель. К какому же виду искусства относится это сооружение ?

Ученики. К строительству.

Ученики. Архитектура .

Учитель. Верно, архитектура, архитектура — это искусство строительства зданий.

(Записывает тему урока на доске.)

А кто придумает символ для этого вида искусства ?

Ребята находят символ этого вида искусства в схеме — классификации видов искусства. Его символ еще раз зарисовывается в тетради (если дети достаточно подготовлены, можно сравнить архитектуру с другими видами искусства).

Учитель.Подумайте, а какой язык у архитектуры — с помощью чего архитектурное сооружение общается с нами?

Ученики. Архитектура говорит с нами языком деревянных брусков.

Учитель. Да, из них создавался наш домик. Архитектура говорит с нами на языке определенной объемной массы, как же иначе, ведь из объемных массивных блоков мы строим! Для избы эти объемные массы — деревянные стволы, для каменного сооружения — камень, для жилого дома — железобетон. Но во всех сооружениях будет присутствовать масса, масса материала.

А что создает масса? Вот мы видели, что был пустой стул, а потом вдруг появился дом. Что же создалось с помощью массы?

После долгих раздумий, поправок и споров ребята приходят к выводу, что создалось пространство, причем сразу два — внутреннее и внешнее (вот для чего мы создавали дом со входом, с возможностью поставить внутрь куколку).

Учитель.Архитектура создает внутреннее и внешнее пространство — внешнее видим снаружи, внутреннее открывается нам при входе в само здание.

А как я укладывала массу материала, которая создает пространство? Я ведь не просто так положила один деревянный брусок на другой. Я что-то соблюдала, какой-то порядок. Кто догадается, какой?

Ученики. Вы строили дом, выкладывая бруски разных цветов последовательно, чередуя их, то есть соблюдали ритм.

Учитель. Правильно! В архитектуре ритм, то есть чередование, появляется всегда. Давайте посмотрим здания и постараемся увидеть ритм.

Ребятам демонстрируется Зимний дворец. Учитель просит найти одинаковые архитектурные формы, показывает, как они чередуются. Находясь недалеко друг от друга, они создают бодрый, радостный ритм. Ученики замечают, что чередуются и полуколонны, и окна, и балясины карниза, и скульптура на крыше. (Пока дети не познакомились с архитектурными формами, им сложно увидеть, на что следует обращать внимание, поэтому учитель может первый раз сделать это вместе с ними.)

Учитель.Если ритм у Зимнего дворца бодрый, частый и, проходя мимо этого здания, нам хочется идти так же бодро и радостно, то совсем другой ритм у Успенского собора в Кремле.

Ребята смотрят изображение.

Что же чередуется в этом сооружении? Что создает ритм? (Полуколонны, закомары — арки, узкие окна.) Как же нам хочется идти около этого здания? Так же бодро, быстро?

Нет, чинно, основательно, торжественно, ведь и полуколонны, и закомары, и окна находятся далеко друг от друга, они рождают ощущение покоя и торжественности.

Вот видите, каждое здание благодаря ритму несет свое настроение. А теперь сложное задание. Прослушайте, пожалуйста, детскую песенку и скажите, чем она похожа на архитектурное сооружение.

Учитель.Что же вы услышали одинакового? (Молчание.) А что мы с вами делали во время пения?

Ученики. Хлопали.

Учитель.А как мы хлопали, просто так — кто куда?

Ученики. Нет, мы хлопали в такт, ритмично.

Учитель.Что же есть одинакового в музыке и в архитектуре?

Ученики. И в музыке, и в архитектуре есть ритм, только в музыке мы его слышим, а в архитектурном произведении видим и чувствуем.

(Ребята высказывают свои мнения).

Язык архитектуры записывается схемой. Ученики, принимая участие в создании схемы, затем переносят ее в тетрадь.

СХЕМА.


2. Виды и подвиды архитектуры

Учитель.Мы с вами поговорили о языке архитектуры. А чем вообще занимается этот вид искусства? Какие создает произведения?

3. Понятие художественного образа, нахождение нужных слов для его выражения

Учитель.Мы сказали о том, какими средствами с нами говорит архитектура. Но человек тоже может говорить: словами, фразами, но ведь очень важно, о чем он станет нам рассказывать. Очень часто так бывает, что смысл речи зависит от того, кто говорит. Вот давайте представим, что к вам в гости пришли мальчики и девочки, они стали рассказывать о своих любимых компьютерных играх. Мальчики и девочки расскажут об одном и том же?

Ученики. Нет .

Учитель.А почему о разных играх?

Ученики. Потому что они разные, у них разные интересы, каждый себе выбирает свое.

Учитель.Точно, как вы сказали, — выбирает свое. Ребята выбирают себе разные игры, а взрослые люди выбирают свой образ жизни, свою одежду, свой дом. А когда мы творим, то создаем совершенно разные произведения искусства. А почему?

Ученики. Потому что все мы разные, мы по-разному выражаем себя.

Произведение архитектуры тоже создавали люди. Как вы думаете, а оно создано по законам художественного образа, в нем люди выразили себя, свои желания, свои мысли, чувства?

Давайте посмотрим разные произведения архитектуры и постараемся прочитать мысли и чувства людей, их создававших.

(Демонстрируются русская северная изба и небоскреб. Детей просят высказать свое мнение: одинаково ли люди выражали себя, одинаковое ли представление о красоте у них было?)

Что ценили люди, строившие избу, что они считали красивым?

Ученики. Прочное, большое, хорошо защищенное, сделанное из огромных стволов — надежное .

Учитель.А наши современники, возводившие небоскреб, любили то же самое?

Ученики. Им нравилось совсем другое: высокое, едва стоящее на земле; расчерченное на квадратики; будто лист, разлинованное; сделанное из металла и стекла; все какое-то искусственное .

Учитель.Вы правы, если наши предки — славяне ценили в домах надежную защиту, крепость, то люди ХХ века хотели видеть тоже большие дома, но совсем не похожие на прижатые к земле избы. Они смело устремили дом в небо, демонстрируя свое могущество. Мы сказали только о высоте здания, а уже поняли, что совсем по-разному люди видели красоту. Можно ли спросить, где она, настоящая красота: в избе или небоскребе?

(Дети высказывают свои мнения).

И там, и там есть красота, только она разная и ее нужно уметь увидеть и передать словами. Вот и давайте потренируемся подбирать эти слова.

Высокий — низкий
Мощный — хрупкий
Величественный — скромный
Распластанный — возносящийся
Кряжистый — изящный
Тяжелый — легкий
Гладкий — изрезанный
Спокойный — подвижный
Плавный — бурный
Строгий по внешнему виду — игривый, мягкий внешний вид
Прямые линии — кривые линии
Простой — сложный
Пышный — скромный
Обычный, естественный — праздничный

Учитель.Предлагаю командам за три минуты подготовить рассказ о художественном образе, который рождает Парфенон — гордость Древней Греции. Подберите для его характеристики слова из списка и догадайтесь, в чем же греки видели красоту.

(Когда одна группа называет слова, вторая должна лишь добавить то, чего недостает. Отдельный балл — за самостоятельно найденное слово.)

Ученики . Парфенон: высокий; мощный; величественный; в меру изящный, но не слабый, видно, что колоннам тяжело, но они выдерживают нагрузку, гордо ее несут; храм спокойный; строгий по внешнему виду; в нем много прямых линий, и от этого он кажется еще более величественным и неподвижным; он простой, но не простачок — все в меру; он не пышный и не скромный — все как должно быть.

Древние греки видели красоту в простоте, чтобы все было уравновешенно, спокойно. Как видно, ничего не знающие в истории искусств дети, лишь анализируя внешнюю форму, смогли увидеть самое главное, что заложено архитекторами Древней Греции.

Учителю остается добавить, что колонны олицетворяли свободных членов общества, несших на своих плечах ношу государственной власти.

И конечно, преподаватель должен похвалить ребят, ведь они сделали огромный шаг вперед — попытались понять архитектуру, причем делали это, выражая свое собственное мнение, а не повторяя слова, сказанные учителем.

Архитектура — это емкое понятие, включающее в себя несколько важных определений. Во — первых, архитектура — это наука о правилах строительства зданий и сооружения различного назначений, а также частных жилых домов и многоэтажек.

Во — вторых, архитектура — это совокупность всех объектов, построенных на какой — либо единице объема земельной площади ( улице, квартале, микрорайоне или в целом городе). С помощью грамотно продуманного ансамбля построек создается организованная инфраструктура, чрезвычайно важная для жизнедеятельности населения.

архитектура

архитектура

И действительно, наиболее выразительной характеристикой каждой цивилизации являются ее постройки — то есть, архитектурные объекты. Именно они помогают судить об уровне интеллектуального и культурного развития того или иного народа, и общества в целом. Зачастую объекты архитектуры выступают символами определенной политической эпохи или в виде произведений искусства.

архитектура

архитектура

Достоинства архитектуры.

По сравнению со многими другими видами искусства, архитектура обладает многими неоспоримыми преимуществами:

  • объекты архитектуры отличаются долговечностью и способны многие века украшать собой населенные пункты;
  • здания и сооружения находятся в неизменном виде, не исчезая и не развиваясь во времени;
  • архитектурные объекты являются осязаемыми предметными произведениями искусства, их можно увидеть и при необходимости потрогать;
  • постройки создаются из строительных материалов с помощью человеческих рук, инструментов и специальной техники.

архитектура

Виды архитектуры.

Существует несколько основных разделов архитектуры, среди которых можно назвать:

  • Градостроительство — проектирование отдельных районов города и устройство архитектурного облика всего города в целом.
  • Архитектура ландшафта ( ландшафтный дизайн ) — этот вид предусматривает устройство парков, садов, водоемов и других объектов ландшафта и растительности. Ландшафтный архитектор выполняет работы по озеленению микрорайонов в городе, приусадебных участков, а также садов и парков.
  • Дизайн интерьера — этот вид деятельности архитектора предусматривает работу по оформлению внутреннего пространства помещений для создания уютной, функциональной и гармоничной обстановки.
  • Малые архитектурные формы — вид архитектуры, занимающейся изготовлением небольших декоративных или мемориальных объектов. Это могут быть ограды, выполненные из различных видов материалов, а также памятники и надгробия ритуального характера, фонари городского уличного освещения или носители информации — стенды для размещения рекламы.

Стилистика архитектуры.

Постройки каждого исторического периода отличаются особенными, самыми характерными чертами. Эти признаки проявляются в разновидностях использованных строительных материалов, а также в особенностях конструкции и функционального назначения предметов архитектуры. Важное значение имеет и эстетическая, художественная сторона архитектурного объекта.

архитектура

Существует достаточно большое количество стилей архитектуры , среди которых можно назвать следующие:

архитектура

Все они отличаются друг от друга характерными особенностями. Многие из стилей архитектуры используются в творчестве архитекторов и на сегодняшний день. При этом наиболее креативные специалисты работают над созданием необычных домов , внешний облик которых не вписывается ни в одни из существующих архитектурных стилей.

архитектура

Архитектура — наука и искусство : 2 комментария

Hello! This post could not be written any better! Reading this post reminds me of my old room mate! He always kept talking about this. I will forward this post to him. Pretty sure he will have a good read. Thank you for sharing!

Добрый день! Статья интересная. Однако считаю, что самая красивая и гармоничная архитектура — классическая. А большинство зданий в современном стиле устаревают очень быстро.


Архитекту́ра (лат. architectura от др.-греч. αρχι — старший, главный и др.-греч. τέκτων — строитель, плотник) — искусство проектировать, строить здания и сооружения (также их комплексы). Архитектура непременно создает материально организованную среду, необходимую людям для их жизни и деятельности, в соответствии с современными техническими возможностями и эстетическими воззрениями общества [1] .

Архитектурой также называют облик зданий и сооружений, а также и сами здания и сооружения собирательно [2] [3] .

Архитектурные работы часто воспринимаются как культурные или политические символы, как произведения искусства. Исторические цивилизации характеризуются своими архитектурными достижениями. Архитектура позволяет выполняться жизненным функциям общества, в то же время направляет жизненные процессы. Однако архитектура создается в соответствии с возможностями и потребностями людей [3] .

Предметом работы с пространством является и организация населенного места в целом. Это выделилось в отдельное направление — градостроительство [3] , которое охватывает комплекс общественно-экономических, строительно-технических, архитектурно-художественных, санитарно-гигиенических проблем. По этой же причине трудно дать правильную оценку архитектурному сооружению, не зная градостроительства. Почти все известные градостроители имели архитектурное образование [4] .

Содержание

с 1705 г., у Петра I и Прокоповича; см. Христиани 45. Из польск. architektura от лат. architectura ; см. Христиани, там же; Смирнов 47.

Архитектор

Архитектура как вид искусства



Как вид искусства архитектура входит в сферу духовной культуры, эстетически формирует окружение человека, выражает общественные идеи в художественных образах.

Историческое развитие общества определяет функции и типы сооружений (здания с организованным внутренним пространством, сооружения, формирующие открытые пространства, ансамбли), технические конструктивные системы, художественный строй архитектурных сооружений.

По способу формирования образов архитектуру относят к неизобразительным (тектоническим) видам искусства, которые пользуются знаками, не допускающими узнавания в образах каких бы то ни было реальных предметов, явлений, действий и обращённых непосредственно к ассоциативным механизмам восприятия [11] .

По способу развёртывания образов архитектуру относят к пространственным (пластическим) видам искусства, произведения которых:

  • существуют в пространстве, не изменяясь и не развиваясь во времени;
  • имеют предметный характер;
  • выполняются путём обработки вещественного материала;
  • воспринимаются зрителями непосредственно и визуально [11][12] .

Основные области архитектуры

Проектирование зданий и сооружений

Объёмно-планировочное проектирование (архитектура в узком смысле, зодчество) — основной раздел архитектуры, связанный с проектированием и строительством зданий и сооружений.

Архитектурная деятельность — профессиональная деятельность архитекторов, имеющая целью создание архитектурного объекта и включающая в себя

    процесс создания архитектурного проекта,
  • координацию разработки всех разделов проектной документации для строительства или для реконструкции, за строительством архитектурного объекта

Градостроительная деятельность

Градостроительство — раздел архитектуры, решающий задачи проектирования и развития городской среды. В том числе комплексно охватывает вопросы развития планировочного решения города, строительства новых объектов, санитарно-экономические и экологические проблемы.

Весьма важным (и дискуссионным) является вопрос о соотношении архитектуры и градостроительства

О соотношении понятий архитектуры и градостроительства пункт 92 Афинской хартии (градостроительного манифеста, составленного Ле Корбюзье и принятого конгрессом CIAM в Афинах в 1933 году) говорит следующее:

Архитектура приобретает первостепенное значение. Архитектура предрешает судьбу города. Архитектура определяет структуру жилища, первооснову градостроительного плана. Архитектура группирует жилища в крупные комплексы на основе точных расчётов.

Однако существуют иные мнения. В частности, Зигфрид Гидион пишет [14] :

В наше время архитекторы точно знают, что будущее архитектуры неразрывно связано с градостроительством. Один-единственный красивый дом сравнительно мало значит.

Очевидно, такой подход основан не на масштабе отдельного человека, а на масштабе крупных социальных групп, общества в целом.
Советская градостроительная школа также учила мыслить масштабами города как среды [15] :

Невозможно почувствовать и выразить индивидуальный характер отдельного здания, не поняв его места в городе. Градостроитель… занимается объектами, которые по своим размерам и сложности на порядок превосходят обычное архитектурное сооружение.

Современное российское законодательство также рассматривает градостроительную деятельность как более широкое понятие, нежели архитектурную деятельность. В соотв. со ст. 1 ГСК РФ:

  • территориального планирования, ,
  • планировки территории,
  • архитектурно-строительного проектирования, , ,
  • реконструкции объектов капитального строительства.

Урбанистика

В конце XX века, из градостроительства, на стыке социологии и общей теории систем, выделилась как самостоятельная дисциплина урбанистика, имеющая своим предметом город и принципы городского развития [источник не указан 586 дней] .

Ландшафтная архитектура

Ландшафтная архитектура — раздел архитектуры, посвящённый организации садов, парков и других сред, в которых материалом является ландшафт и естественная растительность. Ландшафтный архитектор занимается разбивкой парков садов, озеленением городских микрорайонов и придомовых участков.

Дизайн интерьера

Дизайн интерьера — это профессиональная творческая деятельность архитекторов и дизайнеров по созданию функционального, эргономичного и эстетичного пространства внутри помещения архитектурно-художественными средствами.

Архитектура малых форм

Архитектура малых форм — раздел архитектуры, к которому относятся объекты функционально-декоративного (напр., ограды), мемориального характера (напр., надгробия), объекты, являющиеся частью городского благоустройства (напр., фонари), объекты-носители информации (напр., стенды, рекламные щиты).



Life Mounds at Jupiter Artland. Арх. Чарльз Дженкс


Интерьер Galleria Department Store, Сеул. Арх. UNStudio


Теория архитектуры

Строительный словарь [16] определяет теорию архитектуры как науку о природе и специфике архитектуры и о её общих закономерностях.

Основа предмета теории архитектуры — общие закономерности возникновения, развития и функционирования архитектуры как искусства, её сущность, содержание и формы.
Также в предмет теории архитектуры входит система основных понятий (категорий).

Авторские суждения о сущности архитектуры

  • Архитектура основывается на трёх началах: прочность (лат.firmitas ), польза (лат.utilitas ) и красота (лат.venustas ). Марк Витрувий Поллион. Десять книг об архитектуре [18] . Книга I
  • Архитектура — это музыка в пространстве, как бы застывшая музыка. Философ Фридрих Вильгельм Йозеф фон Шеллинг[19]
  • Архитектура — это упорядочение света. Антонио Гауди[17]
  • Архитектура заключается в том, чтобы превратить дешёвый камень в камень из чистого золота. Алвар Аалто[17]
  • Пространство, а не камень — материал архитектуры. Николай Александрович Ладовский [17]
  • Я верю в то, что архитектура — разумный способ организации пространства. Луис Кан[17]
  • Архитектура — это укрытие с декорацией на нём. Роберт Вентури[20]
  • Я могу сказать, чем архитектура не является. Это не жилье и не функциональность. Питер Эйзенман[17]

История архитектуры

История архитектуры представляет собой науку, исследующую функциональное, техническое и эстетическое развитие архитектуры во времени и пространстве.

Архитектурный стиль

Архитектурный стиль может определяться как совокупность основных черт и признаков архитектуры определённого времени и места, проявляющихся в особенностях её функциональной, конструктивной и художественной сторон (назначение зданий, строительные материалы и конструкции, приёмы архитектурной композиции). Понятие архитектурного стиля входит в общее понятие стиля как художественного мировоззрения, охватывающего все стороны искусства и культуры общества в определённых условиях его социального и экономического развития, как совокупности главных идейно-художественных особенностей творчества мастера.

Хотя развитие архитектуры напрямую зависит от времени, не всегда стили сменяют друг друга последовательно, известно одновременное сосуществование стилей как альтернативы друг другу (например, барокко и классицизм, модерн и эклектика, функционализм, конструктивизм и ар-деко) [21] .

Архитектурный стиль, как и стиль в искусстве вообще, — понятие условное. Он удобен для осмысления истории европейской архитектуры. Однако для сопоставления истории архитектуры нескольких регионов стиль как описательное средство не подходит.

Существуют такие стили (например, модерн), которые в различных странах именуются по-разному.

В рамках постмодернистской парадигмы оформилось множество направлений, которые существенно различаются по философии и языковым средствам. Пока идут научные споры о самостоятельности того или иного направления, нет и не может быть единства в терминологии.

Несмотря на указанные недостатки, стиль как описательное средство является частью научного метода истории архитектуры, поскольку позволяет проследить глобальный вектор развития архитектурной мысли. Принято выделять архитектурные стили глобального значения:

Читайте также: