Чем отличается абсолютная адресация от относительной когда применяются эти виды адресации кратко

Обновлено: 05.07.2024

Ячейка в столбце А, строке1 адресуется как А1. Можно адресовать область смежных ячеек с помощью введения координат верхней левой ячейки области, а затем после двоеточия - координат нижней правой ячейки. Например, квадрат, образованный первыми четырьмя ячейками в левом верхнем углу, адресуется как A1:B2.

Таким способом адресации создается относительная ссылка на область A1:B2. Здесь термин "относительная" означает, что ссылка на эту область будет автоматически корректироваться при копировании формул.

Абсолютная адресация

Абсолютная адресация противоположна относительной адресации. В абсолютной ссылке перед каждой буквой и цифрой помещается знак доллара, например $A$1:$B$2.

LibreOffice может преобразовать текущую ссылку, в которой курсор находится в строке ввода, из относительной в абсолютную и наоборот при нажатии клавиш SHIFT+F4. Если начать с относительной ссылки, такой как А1, то при первом нажатии этой комбинации клавиш и для строки, и для столбца установятся абсолютные ссылки ($A$1). При втором нажатии этих клавиш абсолютную ссылку получит только строка (A$1). При третьем нажатии абсолютную ссылку получит только столбец ($A1). Если нажать эту комбинацию клавиш еще раз, то для столбца и строки снова установятся относительные ссылки (А1).

LibreOffice Calc показывает ссылки для формулы. Например, если щелкнуть формулу =SUM(A1:C5;D15:D24) в ячейке, две области листа, на которые есть ссылка в формуле, выделятся цветом. Например, компонент формулы "A1:C5" может отображаться синим цветом, а соответствующий диапазон ячеек также будет выделен синей границей. Аналогично следующий компонент формулы "D15:D24" может быть выделен красным.

Когда использовать абсолютные и относительные ссылки

Что характерно для относительной ссылки? Предположим, нужно подсчитать в ячейке Е1 сумму всех ячеек области A1:B2. Формула для ввода в ячейку Е1 имеет вид: =SUM(A1:B2). Если в дальнейшем потребуется вставить новый столбец перед столбцом А, относительные адреса элементов, которые нужно суммировать, станут B1:C2, а формула будет находиться в ячейке F1, а не Е1. После вставки нового столбца придется проверить и подкорректировать все формулы в листе и, возможно, в остальных листах.

Удобно, что LibreOffice выполняет эту работу автоматически. После вставки нового столбца А формула =SUM(A1:B2) автоматически изменится на =SUM(B1:C2). Номера строк также автоматически откорректируются, если будет вставлена новая строка 1. Абсолютные и относительные ссылки всегда корректируются в LibreOffice Calc при любом перемещении области, на которую есть ссылка. Однако будьте внимательны, когда копируете формулу, поскольку в этом случае будут корректироваться только относительные ссылки, но не абсолютные.

Абсолютные ссылки используются, когда при вычислении ссылаются на одну конкретную ячейку на листе. Если формула, ссылающаяся как раз на эту ячейку, копируется на ячейку ниже относительно первоначальной ячейки, то ссылка соответственно будет передвинута вниз, если координаты ячейки не были определены как абсолютные.

Кроме случая вставки новых строк и столбцов, ссылки могут также измениться, когда существующая формула, которая ссылается на определенные ячейки, копируется в другую область листа. Предположим, в строку 10 введена формула =SUM(A1:A9). Если нужно подсчитать сумму соседнего столбца справа, просто скопируйте эту формулу в ячейку, расположенную справа. Копия формулы в столбце В будет автоматически откорректирована и примет вид =SUM(B1:B9).

Абсолютный адрес (со значком $) не меняется, когда копируешь формулу. То есть ячейка с этим адресом - постоянная величина, а относительная - будет меняться соответственно строчке и/или столбцу.
например в ячейке А3 записана формула "A1+2", если её скопировать в ячейку B3 - формула станет "B1+2". формула с абсолютной ячейкой $A$1+2 останется той же.
формула $A1+2 - останется название столбца, но изменится имя строчки.
формула A$1+2 - останется название строчки, а столбец поменяется.

Абсолютная адресация не меняется если перемещается формула, на другое место, страницу, лист
Отностительная адресация меняется, формула помнит "на сколько ячеек от нее по горизонтали и вертикали надо взять данные"

В Excel применяется относительная и абсолютная адресация ячеек.

Относительная адресация – это изменяющийся при копировании и перемещении формулы адрес ячейки, содержащей исходное данное. Форма написания относительной адресации совпадает с обычной записью.

Абсолютная адресация – это не изменяющийся при копировании и перемещении формулы адрес ячейки, содержащей исходное данное.

Для указания абсолютной адресации вводится символ $. Различают два типа абсолютной адресации: полная и частичная.

Полный абсолютный адрес указывается, если при копировании формулы адрес ячейки не должен меняться. Для этого символ $ ставится перед наименованием столбца и номером строки, например: $B$5; $D$12.

Частичная абсолютная адресация указывается, если при копировании формулы не меняется номер строки или наименование столбца. При этом символ $ в первом случае ставится перед номером строки, а во втором – перед наименованием столбца: B$5; D$12.

7. Оформление таблиц


1. Ввод заголовка таблицы. При вводе заголовка таблицы следует выделить ячейки заголовка и воспользоваться кнопкой панели инструментов Объединить и поместить в центре .

2. Выравнивание данных. При вводе текст выравнивается по левому краю, числа – по правому. Чтобы одинаково выровнять данные, надо выделить блок вместе с заголовками и щелкнуть на соответствующую кнопку выравнивания панели инструментов.

3. Расчертить таблицу. Расчертить таблицу проще всего командой меню Формат®Автоформат, предварительно выделив всю таблицу. В списке форматов можно выбрать надлежащее оформление и щелкнуть на ОК.

8. Диаграммы и графики


Процедура построения графиков и диаграмм в Excel отличается как широкими возможностями, так и необычайной легкостью. Любые данные в таблице всегда можно представить в графическом виде. Для этого используется Мастер диаграмм. Мастер диаграмм включается кнопкой панели инструментов .

1. Следует предварительно выделить необходимый фрагмент таблицы, на основе которого строится диаграмма, причем хорошо бы, чтоб левый столбец содержал названия строк, а первая строка – названия столбцов. Тогда мастер сразу включит их в диаграмму, расположив по осям или вставив в легенду. Если требуется выделить данные в разных частях таблицы, выделение выполняют при нажатой клавише Ctrl.

2. Выберите тип диаграммы. Предлагается 15 основных типов, у каждого из которых есть еще подтипы. Для круговой диаграммы берутся значения одного наименования: одной строки или одного столбца (такие значения одного наименования называются категорией).

3. Уточните диапазон данных и где они размещены (в строках или столбцах).

4. Введите общий заголовков диаграммы и подписи осей, если они будут присутствовать в диаграмме.

5. Определите, как разместить диаграмму: на отдельном листе или вместе с таблицей.

6. Нажмите Готово.


Если диаграмма на отдельном листе, перейти к таблице можно, используя панель навигации в нижней части окна Excel .

Готовую диаграмму можно отредактировать. Для этого надо

2. один раз щелкнув по ней (выделенная диаграмма отмечена черными квадратиками по углам).

3. теперь ее можно удалить (Delete), двигать мышью по листу в нужное место листа, уменьшать или растягивать за черные квадратики.

Добавить данные в уже созданную диаграмму можно через меню Диаграмма®Добавить данные, например, если вы забыли включить столбец наименований. При этом открывается окно Новые данные, в котором следует указать диапазон данных, при этом его удобно выделить мышью в таблице.


9. Работа с базой данных

Термин "База данных" можно применить к любой совокупности связанной информации, объединенной вместе по определенному признаку. Например, базой данных является телефонный справочник, содержащий фамилии, номера телефонов и адреса граждан. Данные располагаются в столбцах, такая база данных занимает прямоугольный блок электронной таблицы. Основным назначением баз данных является быстрый поиск содержащейся в них информации.

Строки таблицы, представляющей базу данных, называются записями. Одна запись содержит информацию об одном объекте. Запись состоит из полей. Поле - наименьшая неделимая единица информации. Названия полей соответствуют названиям столбцов базы данных.

При работе с базой данных представляют интерес три основные группы задач:

1. Построение базы данных.

2. Сортировка данных.

3. Поиск и обработка данных.

Построение базы данных

Для организации базы данных следует ввести имена полей в виде текстовых данных в первой строке базы данных, а затем заполнить поля таблицы, при этом рекомендуется придерживаться следующих правил:

1. Область для размещения данных должна иметь прямоугольную форму, наличие пустых ячеек нежелательно.

2. В каждой колонке следует использовать один и тот же тип данных, т.е. не смешивать в одной колонке числовые и текстовые данные.

3. Не рекомендуется отделять строку с именами полей от первой записи в базе данных пустыми строками.

4. В базе данных не должно быть одинаковых имен полей, желательно, чтобы имя поля состояло из одного слова длиной не более 15 символов.


Процесс упорядочения записей в базе данных называется сортировкой. При сортировке изменяется порядок следования записей в базе данных или в таблице. Вы должны иметь возможность восстановить исходный порядок следования записей. Универсальным средством для этого является введение порядковых номеров записей.


Чтобы выполнить сортировку базы данных по данным одного столбца, следует поместить курсор в любое место этого столбца и щелкнуть на кнопку сортировки по возрастанию или по убыванию панели инструментов. При сортировке по возрастанию текстовые данные упорядочиваются в алфавитном порядке от А до Я. Числовые данные упорядочиваются по возрастанию значений от минимального к максимальному. Даты упорядочиваются от наиболее ранней даты к наиболее поздней.

Записи в базе данных можно упорядочивать по нескольким полям. Например, нам надо упорядочить записи по названиям отделов и для каждого отдела упорядочить их по окладам работников. Для этого следует:

1. Поместить курсор в любое место базы данных.

2. Исполнить команду Данные ®Сортировка.

3. В открывшемся диалоговом окне укажите поле, по которому будет выполняться первичная сортировка, выбрав его из списка, т.е. Отдел, и поле, по которому далее упорядочиваются записи, т.е. Оклад. Укажите порядок сортировки (по возрастанию или по убыванию) и щелкните OK. Таблица будет отсортирована.


С помощью пункта меню Данные®Фильтр вы можете отобрать из базы данных информацию, которая отвечает указанным условиям. Поиск можно выполнять в нескольких режимах: либо в режиме автофильтра, либо в режиме расширенного фильтра.

В режиме автофильтра можно задавать условия отбора записей по значениям одного или нескольких полей.

1. Поместите курсор в область базы данных.

2. Выберите команду Данные®Фильтр®Автофильтр.

3. Поля данных дополнятся черными стрелками-указателями, щелкнув на которые, можно задать условия отбора для этого поля.


Например, если нам надо найти работников проектного отдела, имеющих оклад больше 300, во-первых, в списке Отдел выберем проект, во-вторых, в списке Оклад выберем Условие. и в открывшемся диалоговом окне введем условие отбора:


В результате фильтрации в БД будут выделены строки, удовлетворяющие критериям:


Вернуть базе данных первоначальный вид можно командой Данные®Фильтр® Отобразить все, а заодно и выключить Автофильтр.

В случае использования расширенного фильтра предварительно необходимо в свободной части таблицы сформировать блок условий отбора.

1. В верхней строке блока условий должны располагаться имена полей, значения которых будут использоваться для отбора записей (их лучше всего скопировать из таблицы).

2. В нижележащие строки заносятся условия отбора.

Например, если мы хотим найти сотрудников, родившихся до 1960 года и имеющих оклад меньший или равный 400, надо сформировать следующий блок условий отбора:


Далее исполним команду Данные®Фильтр®Расширенный фильтр. Откроется диалоговое окно, в котором укажем

1. область базы данных (исходный диапазон),

2. область диапазона условий,

3. будут ли записи фильтроваться на месте или скопированы в другое место таблицы. Здесь надо указать левую верхнюю ячейку начала вывода записей.


Возможно формирование более гибких условий отбора:

1. для выделения строк БД, содержащих текстовые данные, включающие некоторый фрагмент, требуется в качестве условия указать этот фрагмент и символ "*". Звездочка заменит собой любое число символов. Для замены одного символа служит "?".


2. для отбора записей, содержащих данные, попадающие в некоторый интервал, условия отбора можно записать в нескольких столбцах. Например, отберем записи, относящиеся к сотрудникам, фамилии которых начинаются с буквы "П", родившимся в период с 1960 по 1969 годы: .

3. если необходимо задать условия, отвечающие операции логического ИЛИ, условия отбора следует записывать в разных строках:


.

После прочтения теоретической части, выполните следующие задания:

1. Создать таблицу, представленную на рисунке: установить ширину столбцов, оформить шапку таблицы, вести названия строк, столбцов, числовые данные таблицы. Таблица должна быть красиво оформлена.


2. Выполнить вычисление суммы по всем столбцам (строка Итого).

3. Вставить в таблицу дополнительные столбцы Сдали и Процент сдавших после столбца Сдавало.

4. Для одной клетки таблицы вычислить значение в столбце Сдали по формуле как разность между Сдавало и Сдали на “2”.

5. Выполнить копирование полученной формулы в другие ячейки столбца таблицы Сдали.

6. Определить для одной клетки таблицы Процент сдавших как отношение Сдали к Сдавало. Результат перевести в проценты.

7. Выполнить копирование полученной формулы в другие ячейки столбца Процент сдавших.

8. Добавить к таблице последний столбец Средний балл, значения которого для одной ячейки выполнить по формуле:

S = (K5*5+K4*4+K3*3+K2*2) / (K5+K4+K3+K2),

где K5, K4, K3, K2 – количество пятерок, четверок, троек и двоек соответственно (использовать адреса ячеек). Выполнить копирование этой формулы для прочих ячеек этого столбца.

Выполнить округление полученных значений до двух знаков после запятой.

9. Выполнить центральное выравнивание числовых данных таблицы.

10. Построить несколько диаграмм.

11. Расчертить таблицу. Выполнить предварительный просмотр.

12. Сохранить таблицу под именем “Моя таблица”.

Дана следующая таблица


1. Добавить столбец Площадь государства (усл.ед.). Вычислить значение для одной ячейки столбца по формуле:

где Su – площадь государства в условных единицах,

S1 – площадь государства в условных единицах до некоторого правителя,

S2 – площадь, добавленная правителем в усл.ед.

Выполнить копирование формулы для остальных ячеек столбца.

2. Добавить столбец Площадь государства (тыс.км.кв.). Вычислить значение для одной ячейки столбца по формуле:

где Su – площадь государства в условных единицах,

K – коэффициент перевода площади, K = 33,69.

Для этого в свободной части таблицы организовать справочник, хранящий значение коэффициента перевода площади.

Выполнить копирование формулы для остальных ячеек столбца. При копировании адрес ячейки с коэффициентом не должен меняться, т.е. необходимо использовать соответствующую адресацию ячеек.

3. Добавить столбец Площадь, добавленная правителем (тыс.км.кв.):

где Sp – площадь, добавленная правителем в тыс. квадратных километрах,

S2 – площадь, добавленная правителем в усл.ед.,

K – коэффициент перевода площади, K = 33,69.

Дана следующая таблица:


1. Введите названия столбцов и строк.

2. Введите данные первого года (1995): Объем продаж, Цена, Расходы.

3. Введите Прогнозные допущения: Рост объема продаж и Рост цен.

4. В ячейку B5 запишите формулу для вычисления дохода:

Доход(1995) = Объем продаж * Цена.

5. В ячейку B7 запишите формулу для вычисления прибыли:

Прибыль(1995) = Доход - Расходы.

6. Введите формулы в столбец второго года:

Объем продаж(1996) = Объем продаж(1995) * (1+%Роста объема продаж).

При записи адреса ячейки Рост объема продаж использовать абсолютный адрес.

Цена(1996) = Цена(1995) *(1+%Роста цен).

Для ячейки Рост цен также использовать абсолютный адрес.

Для вычисления Доход(1996) содержимое ячейки Доход(1995) копируется.

Пересчет остальных параметров из столбца B в столбец C выполняется аналогичным образом.

7. Столбцы D, E, F заполняются копированием формул, содержащихся в столбце С.

Заполненная таблица должна выглядеть следующим образом:


8. Построенная электронная таблица дает возможность создавать финансовые прогнозы, изменяя прогнозные допущения. Проследите, что произойдет с прибылью, если изменить одно или несколько прогнозных допущений.

1. Заполните ведомость для расчета заработной платы. Процент надбавок к окладу определяется из расчета: 5%, если стаж работы меньше 3 лет; 15%, если стаж от 3-х лет и больше. Исходная таблица:


В последнем столбце в ячейках ниже последней фамилии подсчитать среднее значение зарплаты, найти максимальное и минимальное значения.

Заполненная таблица должна выглядеть следующим образом:


2. Создайте с помощью электронной таблицы документ, предназначенный для расчета размеров платы за жилую площадь. Созданная таблица должна выглядеть следующим образом:


Область справочных данных для расчетов:


Вручную в таблицу заносятся:

- размер жилой площади;

- все справочные данные.

Размер квартплаты рассчитывается по следующему правилу: если на одного проживающего приходится не менее положенного минимума жилой площади, то каждый квадратный метр оплачивается по полному тарифу, в противном случае тариф уменьшается на указанный размер скидки (количество процентов). Полученный результат округляется до ближайшего снизу целого (например, 58,7 округляется до 58).

3. Определить фамилии абитуриентов, зачисленных после сдачи вступительных экзаменов. Абитуриент зачисляется в том случае, когда сумма набранных баллов не менее проходного балла или сумма баллов на единицу меньше проходного, но информатика сдана на пять.



В результате исходная таблица преобразуется в следующую таблицу:


Создать базу данных подержанных автомобилей по образцу, всего 10-12 записей.


С помощью автофильтра найдите:

1. недорогие автомобили, имеющие пробег меньше заданного;

2. все автомобили “Жигули”, выпущенные после заданного года.

С помощью расширенного фильтра найдите:

1. автомобили, имеющие дату выпуска, попадающую в заданный диапазон;

2. автомобили, имеющие цену меньше заданной или имеющие пробег меньше заданного.

Результаты поиска поместите в отдельной области таблицы.

Раздел: Информатика, программирование
Количество знаков с пробелами: 25910
Количество таблиц: 0
Количество изображений: 21

Абсолютные и относительные ссылки могут использоваться в самых разных IT-инструментах. Чаще всего — при конструировании веб-страниц, а также в электронных таблицах. Каким образом выглядят данные ссылки? Чем отличается абсолютная ссылка от относительной?

Абсолютные и относительные ссылки в Excel

Итак, в числе тех распространенных IT-инструментов, в которых применяются абсолютные и относительные ссылки, — программа Excel. Элемент первого типа представляет собой фиксированный (не меняющийся при копировании содержимого ячейки в другое место таблицы) набор координат ячеек, которые определены в формуле. То есть при использовании абсолютной ссылки перемещение ячейки A1 в любую сторону не влияет на содержание формулы — координаты прописанных в ней ячеек не изменятся. Формула будет оставаться в том виде, в котором вписана пользователем в таблицу Excel изначально.


В свою очередь, относительная ссылка — это набор координат ячеек в формуле, меняющихся при копировании в другое место таблицы ячейки, в которую вписана формула. То есть если изначально в ячейке A1 записана формула = B1+B2, то в случае с использованием относительной ссылки при копировании данной ячейки на клетку, расположенную правее, — на A2, формула автоматически изменится на = B2+B3.

Ссылки в структуре веб-страницы

Понятие абсолютных и относительных ссылок используется также в сфере веб-разработки. Дело в том, что и те и другие могут размещаться в структуре веб-страниц. Каким образом?

Под относительной ссылкой, размещенной в структуре веб-страницы, понимается неполный адрес файла, выглядящий примерно как /page1234.html. Предполагается, что браузер, обнаружив относительную ссылку, автоматически добавит перед знаком / недостающую часть адреса файла для того, чтобы он загрузился.

Сравнение

Главное отличие абсолютной ссылки от относительной в Excel в том, что при использовании первой содержание формулы, скопированной из одной ячейки в другую, сохраняется, при задействовании второй — меняется.

В другой области IT — веб-разработке — под абсолютной ссылкой понимается полный адрес файла, расположенного на сервере. Под относительной — лишь часть адреса, достаточная, однако, для того, чтобы браузер автоматически достроил полный путь к файлу, исходя из текущего адреса веб-страницы, на которой размещена относительная ссылка.

Определив, в чем разница между абсолютной и относительной ссылкой в двух основных IT-сферах, где данные понятия используются, зафиксируем выводы в таблице.

При копировании или перемещении формулы в другое место таблицы необходимо организовать управление формированием адресов исходных данных. Поэтому в электронной таблице при написании формул наряду с введенным ранее понятием ссылки используются понятия относительной и абсолютной ссылок.

Абсолютная ссылка — это не изменяющийся при копировании и перемещении формулы адрес ячейки, содержащий исходное данное (операнд).

Для указания абсолютной адресации вводится символ $. Различают два типа абсолютной ссылки: полная и частичная.
Полная абсолютная ссылка указывается, если при копировании или перемещении адрес клетки, содержащий исходное данное, не меняется. Для этого символ $ ставится перед наименованием столбца и номером строки.
Пример 14.9. $B$5; $D$12 — полные абсолютные ссылки.

Частичная абсолютная ссылка указывается, если при копировании и перемещении не меняется номер строки или наименование столбца. При этом символ $ в первом случае ставится перед номером строки, а во втором — перед наименованием столбца.

Пример В$5, D$12 — частичная абсолютная ссылка, не меняется номер строки; $B5, $D12 — частичная абсолютная ссылка, не меняется наименование столбца.

Относительная ссылка — это изменяющийся при копировании и перемещении формулы адрес ячейки, содержащий исходное данное (операнд). Изменение адреса происходит по правилу относительной ориентации клетки с исходной формулой и клеток с операндами.

Форма написания относительной ссылки совпадает с обычной записью.
Особенность копирования формул в Excel – программа копирует формулы таким образом, чтобы они сохранили свой смысл и в новой копии, т.е. что она правильно будет работать и в новой ячейке.
Рассмотрим правило относительной ориентации ячейки на примере.

Пример 2.6 В ячейке В4 находилась формула = В2+В3. При копировании ее в ячейку С4 формула приобретает вид =С2+С3

При копировании в ячейку В7 формула приобретает вид =В5+В6.
Общее правило: если формула копируется на N строк вниз, то Excel добавляет ко всем используемым номерам строк число N. Если формула копируется на M столбцов правее, то все используемые в ней буквенные обозначения столбцов смещаются на М позиций вправо.

При копировании можно предотвратить изменение формулы, если записать абсолютную ссылку на ячейку ($). Если требуется, чтобы не менялся номер строки или столбца, то применяют частичную абсолютную ссылку.
Ссылка на именованную ячейку (диапазон) всегда является абсолютной!

Все сказанное выше относится и к адресам диапазонов. Однако следует помнить, что диапазон задается адресами угловых ячеек. При простановке знаков $ при копировании необходимо знак $ ставить при координатах обоих угловых ячеек.

Если ссылка на ячейку была введена методом щелчка на соответствующей ячейке, выбрать один из четырех возможных вариантов абсолютной и относительной адресации можно нажатием клавиши F 4.

Существует особенность ввода упорядоченных данных, расположенных в столбцах или строках. Если столбец (строка) имеет заголовок (любой), обратиться к ячейкам этого столбца можно по имени столбца данных. При вычислениях в формулу будет подставлено значение из соответствующей ячейки именованного столбца. Аналогично для строк.
Относительная адресация ячеек действует при копировании формул. При перемещении адреса ячеек остаются без изменения, и при этом могут происходить ошибки в формулах.

Читайте также: