План урока страны восточной европы после второй мировой войны

Обновлено: 04.07.2024

Историческое развитие стран Центральной и Юго-Восточной Европы (ЦЮВЕ) после Второй мировой войны коренным образом отличалось от процессов, происходивших в Западной Европе. Непродолжительный период демократических преобразований в них сменился переходом к социалистическим преобразованиям, которые копировала плюсы и минусы советской модели социализма.

Преобразования первых послевоенных лет.

Исход Второй мировой войны привел к росту международного авторитета СССР, популярности коммунизма и формированию советской политической сферы влияния. Практически во всех странах Восточной Европы, освобожденных Красной Армией, состоялись выборы в высшие органы власти. В Румынии, Польше, Болгарии, Югославии, Чехословакии, Венгрии и Албании к власти пришли коммунисты.

В 1947—1949 гг. они провозгласили официальный курс на построение основ социализма. Образцом служила советская модель социально-экономического и политического развития. Для нее были характерны приоритет государства в экономике, диктатура компартий, насильственное внедрение марксистской идеологии, антирелигиозная пропаганда и т. д. Проводились ускоренная индустриализация и коллективизация, фактически ликвидировалась частная собственность. С целью оказания помощи Болгарии, Венгрии, Польше, Румынии и Чехословакии в 1949 г. Советским Союзом был создан Совет экономической взаимопомощи (СЭВ).

Успехи и трудности социалистического строительства.

К середине 1950-х гг. страны Восточной Европы достигли определенных успехов в развитии промышленности. Однако ускоренная индустриализация привела к образованию диспропорций в экономике. Не хватало средств для сельского хозяйства, медленно развивалась легкая промышленность, снижались доходы и покупательная способность населения.

Не было единства и в рядах социалистических стран. Так, влияние СССР не распространялось на Югославию. Лидер Югославии И. Броз Тито считал, что само государство, а не внешние силы, должно определять средства достижения коммунизма. Сталинское руководство СССР подвергло Тито жесткой критике, и в 1949 г. между двумя странами произошел разрыв.

Несмотря на относительный экономический прогресс, многие люди в странах Восточной Европы были недовольны политикой коммунистической власти. Массовые выступления рабочих охватили ГДР (1953), забастовки и уличные беспорядки происходили в Польше (1956).

Восточная Европа во второй половине XX века

Нарастание кризиса в Восточной Европе.

Массовые забастовки и демонстрации осенью 1989 г. привели к отстранению от власти коммунистических правительств в ГДР, Чехословакии, Болгарии, Венгрии. Была разрушена Берлинская стена, и в 1990 г. произошло воссоединение немецкого народа. В Румынии массовые демонстрации переросли в вооруженные столкновения. Н. Чаушеску, отказавшийся пойти на уступки, был отстранен от власти и расстрелян без суда и следствия.

Таким образом, произошел распад социалистической системы, началось восстановление капитализма в восточноевропейских государствах и изменение расстановки сил в мировом масштабе. ОВД и СЭВ прекратили свое существование.

Распад Чехословакии.

Бурные потрясения в восточноевропейских странах обострили межнациональные и этноконфессиональные отношения. Не выдержала испытания временем и общая государственность чехов и словаков.

В 1992 г. единое государство мирно разделилось на Чехию и Словакию.

Гражданская война в Югославии.

Наиболее негативные последствия имели межнациональные и межрелигиозные конфликты в Югославии. После введения многопартийной системы на выборах в югославских республиках победили националистически настроенные партии. В результате в 1991—1992 гг. суверенитет провозгласили Хорватия, Словения, Македония, Республика Босния и Герцеговина. Православные Сербия и Черногория заключили в 1992 г. договор о создании нового федеративного государства — Союзной Республики Югославии (СРЮ). Югославская федерация фактически распалась. В это же время началась война в Боснии и Герцеговине между сербскими и хорватско-мусульманскими формированиями, в которую были втянуты Хорватия и СРЮ. В боснийском конфликте 1992—1995 гг. западные страны заняли антисербскую позицию.

В 1998 г. вспыхнули военные действия между сербами и албанцами в сербском крае Косово, т. е. на территории СРЮ. Конечной целью албанских сепаратистов было завоевание независимости края, являвшегося историческим центром Сербии. В ходе конфликта страны Запада пошли на крайние меры в отношении Югославии. Весной 1999 г. войска НАТО осуществили беспрецедентную в истории послевоенной Европы бомбардировку Белграда, Косово и других районов СРЮ. После этого был свергнут режим С. Милошевича в Сербии, к власти пришли прозападные политические силы. В 2003 г. Югославия была переименована в Государственный Союз Сербии и Черногории, а в 2006 г. Черногория отделилась от Сербии.

Интеграция в европейские структуры и НАТО.

В 2004 г. в Евросоюз вошли Польша, Чехия, Венгрия, Словения, Словакия, а также страны прибалтийского региона, в 2007 г. — Румыния и Болгария, в 2013 г. — Хорватия.

Недавние социалистические страны повернулись в сторону не только ЕС, но и НАТО. В 1999 г. к этой организации присоединились Венгрия, Польша, Чехия, в 2004 г. — Болгария, Румыния, Словакия и Словения, а в 2009 г. — Албания и Хорватия. В 2017 г. Черногория стала 29-м членом НАТО.



Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Государственное автономное образовательное учреждение среднего профессионального образования Республики Крым

Цикловая методическая комиссия общегуманитарных

социально-экономических и естественнонаучных дисциплин

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

семинарского занятия № 2

Тип занятия: семинарское

Учебный предмет: История

Специальность: 34.02.01 Сестринское дело, 31.02.03 Лабораторная диагностика

Количество часов: 2

г. Евпатория, 2018

Государственное автономное образовательное учреждение

среднего профессионального образования Республики Крым

План семинарского занятия № 2

Тема занятия: Страны Восточной Европы после Второй мировой войны

Дисциплина: История

Специальность: 34.02.01 Сестринское дело, 31.02.03 Лабораторная диагностика

Цели занятия:

Образовательная цель - студенты должны усвоить важнейшие исторические факты и даты по изучаемой теме, сформировать у студентов представления об историческом событии данного периода. Ф ормировать у студентов умение выделять главное, существенное в изучаемом материале, сравнивать, обобщать изучаемые факты, логически излагать свои мысли.

Развивающая цель – формировать у студентов основ теоретического мышления, обучение приемам запоминания, развитие и умения сравнивать явления исторического события прошлого и настоящего, анализировать их, выявлять устойчивые причинно-следственные связи.

Воспитательная цель – формировать нравственные, поведенческие и другие общие качества личности студента, научить студентов применять общие понятия, формировать у студентов воспитанной личности, формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.

Междисциплинарные связи: философия, правовое обеспечение в профессиональной деятельности

Место проведения: аудитория 505

Тип занятия: семинарское

Количество часов: 2

Обеспечение занятия методическая разработка, мультимедийное оборудование.

1. Всемирная история новейшего времени: Учеб.пособие: В 2 ч. Ч. 2 – 1945 – начало XXI в. / И.О.Змитрович, Г.М.Кривощекий, М.Я.Колоцей и др. / Отв. ред. Л.А.Колоцей. – Гродно: ГрГУ, 2010. – 207 с.

2. Кириллов В.В. История России. / В.В. Кириллов. – М.: Юрайт, 2010.- 661с.

4. Шевелев В.Н. История Отечества. / В.Н.Шевелев. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2008.- 604с.

Студент должен уметь:

1. Применять полученные теоретические знания для анализа изучаемой темы.

2. Ориентироваться в политической, экономической ситуации в странах Восточной Европы после 2 мировой войны.

3. Формировать и развивать умения анализировать установление власти коммунистических сил после Второй мировой войны в странах Восточной Европы. Начало социалистического строительства

4. Тв орчески воспринимать излагаемые сведения, анализировать, охарактеризовать национально-государственное развитие.

3. Раскрывать основные процессы экономического и политического социалистических государств в Европе в 1960 — 1970-е годы.

Студент должен знать:

Установление власти коммунистических сил после Второй мировой войны в странах Восточной Европы.

Начало социалистического строительства. Копирование опыта СССР.

Создание и деятельность Совета экономической взаимопомощи (СЭВ).

Антикоммунистическое восстание в Венгрии и его подавление.

Экономическое и политическое развитие социалистических государств в Европе в 1960 — 1970-е годы.

Особый путь Югославии под руководством И.Б.Тито.

Общие компетенции:

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и

способы выполнения профессиональны задач, оценивать их выполнение и качество.

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 5. Использовать информационно- коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

Структура занятия:

Организационный момент 2 мин.

Цели занятия (мотивация) 3 мин.

Оценка знаний студентов (проверка исходного уровня знаний) 10 мин.

Практическая часть 55 мин.

Итоговый контроль 15 мин.

Задание на дом 2 мин.

Подведение итогов занятия, оценка работы студентов 3 мин.

Ход занятия

Организационный момент. Приветствие, вступительное слово преподавателя. Проверка присутствующих, внешнего вида студентов, готовности студентов к семинарскому занятию.

2. Цели (мотивация) занятия:

Сформулировать установление власти коммунистических сил после Второй мировой войны в странах Восточной Европы.

Проанализировать экономическое и политическое развитие социалистических государств в Европе в 1960 — 1970-е годы.

Рассмотреть основные тенденции развития Особый путь Югославии под руководством И.Б.Тито. Распад Югославии.

3. Оценка знаний студентов (проверка исходного уровня знаний):

а) проверка знаний. Фронтальный опрос. Слушают вопросы преподавателя. Студенты отвечают на вопросы. (Приложение №1).

б) проверка внеаудиторной самостоятельной работы. Защита реферативной работы студентов. (Приложение №2).

в) подведение итогов контроля.

4. Практическая часть:

а) подготовка студентов к самостоятельной работе: объяснение выполнения задания заполнения таблицы.

б) самостоятельная работа студентов: Заполнение таблицы (Приложение №3). Вопросы для обсуждения (Приложение 4)

в) подведение итогов самостоятельной работы: оценивание выполненной работы.

5. Итоговый контроль

6. Задание на дом.

7. Подведение итогов занятия, оценка работы студентов: анализирование работы каждого студента. Объявление оценок.

Нажмите, чтобы узнать подробности

План урока: Страны Восточной Европы с середины 1940-х до 1990-х гг.11 класс (ликвидация коммунистических режимов в странах Восточной Европы с применением ИКТ)

Тема: Страны Восточной Европы с середины 1940-х до 1990-х гг.

1. раскрыть причины краха социалистической модели в Восточной Европе

2. показать особенности демократических революций

3. раскрыть особенности посттоталитарного общества

Тип урока: комбинированный урок

Оборудование: Политическая карта мира, У.М.К, компьютер.

Блиц. Вопросы 1-2 мин. (23 вопроса)

Раздать карточки с познавательными заданиями 4-5 учащимся

Уч-ся готовят презентации (по опережающему заданию, подготовка презентации)

1.Как проходил процесс эволюции в Чехословакии?

2.Что вы можете сказать о тех же процессах в Польше?

5.Назовите характерные черты установившихся коммунистических режимов? (вопрос к классу)

Какая страна пыталась войти в состав СССР?

В какой стране проводили коллективизацию с учётом национальных традиций?

Лидером какой страны был В.Ярузельский?

|||. Изучение нового материала.

1.Причины краха социалистической модели в Восточной Европе?

2.Особенности демократической революции

3.Общие черты демократических преобразований

Материал излагается учителем

2.Учитель называет факторы подготовившие революцию.

Перед уч-ся заранее ставится задание выслушать задание, определить характер революции и их основные задачи

Экономические факторы – резкое снижение темпов экономического развития, инфляция; резкое отставание от стран Запада.

Социальные проблемы:

1.падение жизненного уровня

2.протест против тоталитарных режимов

Внешний фактор – политические преобразования в СССР.

На основе изложенного учителем, уч-ся должны составить таблицу

Характер революций

Задачи революции

Создание демократического общества

Формирование рыночной модели экономики

Повышение жизненного уровня

Достижение национальной государственной независимости

Далее перед уч-ся ставится задание определить характерные особенности революционных преобразований.

Уч-ся поработав с текстом должны ответить:

1.быстрые темпы преобразований, их радикальность, масштабность (140млн. человек)

2.измененение расстановки сил в Европе и мире

Далее учитель рассказывает о формах революции.

Задание классу – заполнить таблицу.

Эволюционная форма преобразования

Взрывная форма

Учитель даст задание:


Словарная работа:

Реституция; дать определение

Закрепление проводим после обсуждения каждого вопроса.

1.Какой характер носили революции в странах Восточной Европы?

2.Что такое бархатная революция, реституция?

3.Назовите общие черты демократических преобразований

Д/З п., , работа с документом, ответить на вопрос. Выделить основные идеи документа.

1.Укажите государства Восточной Европы, не входившие в сферу советского влияния сражу же после окончания Второй мировой войны. Выберите два правильных ответа.

2.Отметьте политические и социальные изменения, которые произошли в странах Восточной Европы в 1945-1948 гг. Выберите два правильных ответа.

1.Конфискация крупного землевладения;

3.Чистка государственного аппарата от представителей прежней власти;

4.Вступление в НАТО.

3.В каких из перечисленных стран произошла бескровная смена власти в конце 80-х гг. XX века?

Выберите два правильных ответа.

4.Что характерно для политики Югославии в 1945г.- начале 1980-х гг.? Выберите три правильных ответа.

1.Участие в Движении неприсоединения;

2.Членство в НАТО;

5. Острые межнациональные противоречия;

6. Большой внешний долг.

5. Что характерно для политики Чехословакии в 1945г.- начале 1980-х гг.? Выберите три правильных ответа.

1. Высокий уровень развития промышленности;

3. Отсутствие демократических свобод;

4. Нейтральный статус государства;

5. Наличие многопартийной системы;

6. Приватизация промышленных предприятий.

6. Что характерно для политики Болгарии в 1945г.- начале 1980-х гг.? Выберите три правильных ответа.

1. Независимая от СССР политика;

2. Подлинная свобода совести;

3. Отсутствие культа личности;

4. Процветание коррупции;

5. Самые высокие темпы экономического роста среди социалистических стран;

6. Кланово-государственный социализм.

7. Отметьте то, что относится к причинам антитоталитарных революций 1989- 1991 гг. Выберите три правильных ответа.

1. Укрепление авторитета СССР;

2. Экономический кризис;

3. Нарушение прав человека;

4. Советская военная интервенция;

8. Соотнесите события и даты.

1. Разрыв отношений между СССР и Югославией;

2. Революционные события в Венгрии;

3. Решение правительства Польши о повышении цен;

4. Введение в Польше военного положения;

5. Провозглашение независимости Косово;

6. Возведение Берлинской стены.

А. 1956; Б. 1948; В. 1970; Г. 1981; Д. 1961; Е. 2008.

9. Дайте определение понятиям.

4. Народная демократия.

10. Как вы считаете, можно ли было избежать распада мировой социалистической системы? Обоснуйте ответ.

1.Укажите государства Восточной Европы, в которых после Второй мировой войны были ликвидированы монархии. Выберите два правильных ответа.

3. В каких из перечисленных стран смена власти произошла в результате гражданской войны в конце 80-х –нач. 90-х гг. XX века?

4. Что характерно для политики Румынии в 1945г.- начале 1980-х гг.? Выберите три правильных ответа.

1. Укрепление связей с КНР;

2. Отказ от участия в интервенции в Чехословакию;

3. Развитая демократия;

4. Полный разрыв отношений со странами Запада;

5. Отсутствие межнациональных противоречий;

6. Погашение всех иностранных долгов.

5. Что характерно для политики Польши в 1945г.- начале 1980-х гг.? Выберите три правильных ответа.

1. Приоритетное развитие легкой промышленности;

2. Экономическая и политическая ориентация на СССР;

3. Большое влияние католической церкви;

4. Низкий уровень жизни;

5. Развитая демократия;

6. Отсутствие сильных профсоюзов.

6. Что характерно для политики ГДР в 1945г.- начале 1980-х гг.? Выберите три правильных ответа.

1. Создание сельскохозяйственных производственных кооперативов;

2. Высокие темпы роста объема производства;

3. Отсутствие протестного движения;

4. Тесные контакты с ФРГ;

5. Экономическая ориентация на США;

6. Членство в ОВД.

7. Отметьте то, что относится к результатам антитоталитарных революций 1989- 1991 гг. Выберите три правильных ответа.

1. Формирование многоукладной экономики;

2. Распад Чехословакии и Югославии;

3. Формирование многопартийной системы;

4. Укрепление коммунистического режима;

5. Сохранение союзных отношений с Россией;

6. Нейтральный статус.

8. Соотнесите события и даты.

1. Рабочие волнения в Познани;

4. Образование ГДР;

5. Включение ГДР в состав ФРГ;

6. Распад Чехословакии на два государства- Чехию и Словакию.

А. 1968; Б. 1956; В. 1980; Г. 1949; Д. 1993; Е. 1990.

9. Дайте определение понятиям.

10. Как вы считаете, можно ли считать, что после распада единого социалистического лагеря социалистическая идея и идеология марксизма-ленинизма полностью исчерпали себя.

Презентация рассказывает об основных политических и социально-экономических процессах в странах Восточного блока после окончания Второй мировой войны. Отдельное внимание ужделено событиям 1980-х - 1990-х гг. Предназначена для учащихся 11-х классов, проведения факультативных занятийи т.д.

ВложениеРазмер
strany_vostochnoy_evropy_posle_vtoroy_mirovoy_voyny.pptx 790 КБ

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Страны Восточной Европы после Второй мировой войны

Прага в феврале 1948 г. В Югославии и Албании коммунисты взяли верх без борьбы. В Польше Армия Краёва развернула против коммунистов террор и к 1948 г. они репрессиями сломили сопротивление. В Румынии П . Грозу начал сближаться с СССР. В Чехословакии в 1948 г. страна оказалась на грани гражданской войны. Министр обороны отказался бороться с коммунистами и президент Бенеш отказался от власти.

Советская карикатура на И. Тито 1947 г. – вместо Коминтерна возникло Коминформбюро, координировавшее деятельность компартий. Но в Югославии коммунисты претендовали на самостоятельность. И . Тито и Г . Димитров без одобрения И . Сталина договорились о создании федерации балканских народов. Г . Димитров вскоре умер и гнев И. Сталина обрушился на И . Тито . В ответ И . Тито арестовал всех сторонников СССР в своей компартии. И. Сталин объявил его фашистом.

1956 г. – выступление Н.С. Хрущева на XX съезде КПСС – развенчание культа личности Сталина, которое отразилось в Восточной Европе проявилось в появлении движений, выступавших за восстановление демократии. 1956 г. – в Польше сталинисты расстреляли демонстрацию, в итоге массовых забастовок к власти возвратился В. Гомулка . В Венгрии И . Надь начал политику преобразований , но М. Ракоши освободил его от занимаемых постов. СССР добился отстранения М. Ракоши и возвращения Я. Кадара . Но остановить недовольство не удалось. Жители Будапешта разбивают памятник Сталину

23 октября 1956 г. – власти применили оружие против манифестантов. Часть армии перешла на сторону восставших – началось восстание против режима. В ответ СССР ввёл в Венгрию части Красной Армии. И . Надь , возвращённый к власти, договорился о прекращении огня, но заявил о выходе из Варшавского договора. 4 ноября 1956 г. – советские войска взяли Будапешт. К власти пришёл Я . Кадр , а И. Надь был расстрелян. И. Надь среди жителей Будапешта

Совет самоуправления на мебельной фабрике в Сараево Особая модель социализма возникла в Югославии. Предприятия возглавили рабочие советы, в экономике сохранялись рыночные черты, усилилась автономия республик, входивших в состав СФРЮ. Реформы, проведённые И. Тито, не привели к демократии, но производство выросло в 4 раза, довольно успешно решались национальные и религиозные проблемы.

ПОРП тянула с проведением реформ, понимая, что если выборы состоятся, то она потеряет власть, ОВД введет в Польшу войска и могут начаться кровавые столкновения . В результате во главе правительства встал генерал В . Ярузельский . 13 декабря 1981 г. он ввёл в стране военное положение. Сотни лидеров оппозиции были арестованы. Лех Валенса и Иоанн Павел II

1990 г. – в Болгарии президентом стал диссидент Ж . Желев . 1989 г. – в Чехословакии к власти пришёл В . Гавел . 1989 г. – в ГДР в отставку ушёл Э. Хонекер . На выборах 1990 г. победу одержал ХДС (сторонники объединения Германии). Декабрь 1989 г. – был свергнут румынский диктатор Н . Чаушеску . Конец 80-х гг. – начались демократические реформы практически во всех странах Восточной Европы.

Август 1990 г. – Г. Коль и Л. Де Мезьер подписали договор об объединении Германии. Новые правительства требовали вывода советских войск со своих территорий . 1990 г. – Варшавский договор и СЭВ были распущены. Декабрь 1991 г. – Б. Ельцин , Н . Кравчук и С . Шушкевич распустили СССР.

1993 г . – Чехословакия развалилась на Чехию и Словакию. 1990 г. – начался распад СФРЮ, принявший военный характер. Сербия во главе с С . Милошевичем выступала за сохранение единства, но в 1991 г. из СФРЮ вышли Словения и Хорватия, что привело к началу войны. 1992 г. – начались религиозные столкновения в Боснии и Герцеговине. Гражданская война в Югославии (1991-1995 гг.) Президент СФРЮ Слободан Милошевич

1998 г . – активизировались албанские террористы в Косово. Они развернули войну за отделение от Югославии. НАТО потребовало от СФРЮ вывести войска , но С . Милошевич ультиматум отверг. Март 1999 г. - НАТО начала бомбардировки Югославии . ООН урегулировать кризис не смогла. Гражданская война в Югославии (1991-1995 гг.)

1999 г. – Польша , Чехия и Венгрия вступили в НАТО . 2004 г. – Венгрия , Польша , Словакия, Словения и Чехия подписали договор об ассоциации с ЕС. 2007 г. – в ЕС вступили Болгария и Румыния. Здание Венгерского парламента

Читайте также: