Чем определялась необходимость принятия новой конституции советской страны в 1960 1970 е гг кратко

Обновлено: 04.07.2024

Актуальность темы. Революция или смена власти предполагает становление кардинально новой (другой) системы права и государственной власти. В связи с тем, что захватившие власть в 1917 году большевики полностью отрицали имперский тип государственной системы и государственного аппарата, то у них возникла необходимость в строительстве новой государственности и новой правовой системы.
Начало формирования государственных органов произошло на II Всероссийском съезде Советов рабочих и солдатских депутатов (27 октября 1917 г.), в ходе которого было установлено: высший орган власти Российской Советской Республики - Всероссийский съезд Советов. Ему также вменялась функция представительной власти. Высшим органом законодательной, распорядительной и контролирующей государственной власти в перерывах между съездами был определен Всероссийский центральный исполнительный комитет (ВЦИК). В этот период состав ВЦИКа наряду с большевиками вошли левые эсеры и представители других партий социалистической ориентации, но такой многопартийный порядок просуществовал недолго. Правительством нового государства становится Совет Народных Комиссаров, председателем которого был избран В.И. Ленин.
Формирование советского государства и права проходило в форсированном темпе. Советская власть понимала, что если в ускоренные сроки не предоставить народу то, что провозглашали лозунги революции, она в управлении государством долго не удержится.
Революция октября 1917 года не только разрушила старое политическое устройство государства и социальную систему общества, но и привнесла в страну весомые изменения. Социальный строй России претерпел кардинальные изменения, революция положила основу перехода от общественно-экономической стадии к обновленной – социалистической, советской.
Новые нормы советского законодательства в корне меняли многие институты и отрасли права, установленные веками в царской Российской империи. Старое законодательство шло вразрез с принципами советской власти. В жизнь внедрялись новые, иногда не до конца усовершенствованные, законы, которыми был нанесен большой вред институтам демократии. Именно поэтому развитие советской модели государственности и правовой системы представляется важным и актуальным, особенно периода 1960-1970-х гг, так как именно в этот период наблюдается кризис политической системы советского государства.
Целью работы является изучение государственно - политической системы и права СССР в 1960-1970-х гг. Для выполнения данной цели ставятся следующие задачи:
охарактеризовать политико-идеологический и экономический кризис советской системы;
изучить Конституцию СССР 1977 г.;
исследовать развитие права в 1960-1970-х гг.


1. Политико-идеологический и экономический кризис советской системы
1.1. Необходимость реформ

Зарегистрируйся, чтобы продолжить изучение работы

Актуальность темы. Революция или смена власти предполагает становление кардинально новой (другой) системы права и государственной власти. В связи с тем, что захватившие власть в 1917 году большевики полностью отрицали имперский тип государственной системы и государственного аппарата, то у них возникла необходимость в строительстве новой государственности и новой правовой системы.
Начало формирования государственных органов произошло на II Всероссийском съезде Советов рабочих и солдатских депутатов (27 октября 1917 г.), в ходе которого было установлено: высший орган власти Российской Советской Республики - Всероссийский съезд Советов. Ему также вменялась функция представительной власти. Высшим органом законодательной, распорядительной и контролирующей государственной власти в перерывах между съездами был определен Всероссийский центральный исполнительный комитет (ВЦИК). В этот период состав ВЦИКа наряду с большевиками вошли левые эсеры и представители других партий социалистической ориентации, но такой многопартийный порядок просуществовал недолго. Правительством нового государства становится Совет Народных Комиссаров, председателем которого был избран В.И. Ленин.
Формирование советского государства и права проходило в форсированном темпе. Советская власть понимала, что если в ускоренные сроки не предоставить народу то, что провозглашали лозунги революции, она в управлении государством долго не удержится.
Революция октября 1917 года не только разрушила старое политическое устройство государства и социальную систему общества, но и привнесла в страну весомые изменения. Социальный строй России претерпел кардинальные изменения, революция положила основу перехода от общественно-экономической стадии к обновленной – социалистической, советской.
Новые нормы советского законодательства в корне меняли многие институты и отрасли права, установленные веками в царской Российской империи. Старое законодательство шло вразрез с принципами советской власти. В жизнь внедрялись новые, иногда не до конца усовершенствованные, законы, которыми был нанесен большой вред институтам демократии. Именно поэтому развитие советской модели государственности и правовой системы представляется важным и актуальным, особенно периода 1960-1970-х гг, так как именно в этот период наблюдается кризис политической системы советского государства.
Целью работы является изучение государственно - политической системы и права СССР в 1960-1970-х гг. Для выполнения данной цели ставятся следующие задачи:
охарактеризовать политико-идеологический и экономический кризис советской системы;
изучить Конституцию СССР 1977 г.;
исследовать развитие права в 1960-1970-х гг.


1. Политико-идеологический и экономический кризис советской системы
1.1. Необходимость реформ

Дни принятия и второй Конституции страны ("сталинской") 1936 года, и третьей ("брежневской") 1977 года в СССР были выходными днями. И 5 декабря и потом 7 октября мы не ходили в школу и радовались еще одному выходному дню, не осознавая, какой это день. И только когда повзрослели, поняли, что значит для граждан Основной закон страны.

К сожалению, значительная часть читателей канала "Мнемозина" в своих комментариях отрицает значение для СССР "брежневской" Конституции 1977 года и криком кричит о возврате к "сталинской" Конституции. Зачем желать возврата того,что устарело почти на век?

Одной из главных причин принятия новых конституций стало изменение цели государственной политики, изменение подхода к вопросам власти.

Эта норма, по сути, вошла и в первую Конституцию СССР 1924 года , утверждённую Вторым съездом Советов СССР в январе 1924 года. При этом в законе закреплялось государственное устройство на базе власти Советов (что было понятно) и диктатуры пролетариата (что позволяло разнообразные трактовки, поскольку никто толком не мог объяснить, что такое пролетариат и почему "кто был ничем" обязательно должен стать "всем").

Такое разграничение сограждан на "чистых" и "нечистых", "своих" и врагов зафиксировано в ст. 10 Конституции РСФСР 1918 г. (власть принадлежит "всему рабочему населению страны"), ст.3. Сталинской конституции 1936 года ("Вся власть в СССР принадлежит трудящимся города и деревни в лице Советов депутатов трудящихся").

И только Конституция 1977 г. впервые покончила с 60-летней гражданской войной. уравняв граждан в правах и записав в ст. 2, что "вся власть в СССР принадлежит народу".

Менялась и характеристика Советского общества, и глобальные цели государственной политики. По Конституции 1936 года, СССР - социалистическое государство рабочих и крестьян. И точка. Интеллигенция, социальные работники, чиновники, прочие социальные группы - вне закона.

Конституцией 1977 года провозглашается построение в СССР развитого социалистического общества, правового демократического социалистического государства. Главной целью государства стало растущее благополучие человека, гармоничное развитие личности, защита прав и социальные гарантии человека труда.

Конституция СССР 1936 года:

Конституция 1977 года:

Статья 14. Источником роста общественного богатства, благосостояния народа и каждого советского человека является свободный от эксплуатации труд советских людей. В соответствии с принципом социализма "От каждого - по способностям, каждому - по труду" государство осуществляет контроль за мерой труда и потребления. Оно определяет размер налога на доходы, подлежащие налогообложению.

Общественно полезный труд и его результаты определяют положение человека в обществе. Государство, сочетая материальные и моральные стимулы, поощряя новаторство, творческое отношение к работе, способствует превращению труда в первую жизненную потребность каждого советского человека.

Расширены права человека на труд

Конституция 1936 года

Статья 118. Граждане СССР имеют право на труд, то есть право на получение гарантированной работы с оплатой их труда в соответствии с его количеством и качеством.

Конституция 1977 года

Статья 40. Граждане СССР имеют право на труд, - то есть на получение гарантированной работы с оплатой труда в соответствии с его количеством и качеством и не ниже установленного государством минимального размера, - включая право на выбор профессии, рода занятий и работы в соответствии с призванием, способностями, профессиональной подготовкой, образованием и с учетом общественных потребностей. Э то право обеспечивается социалистической системой хозяйства , неуклонным ростом производительных сил, бесплатным профессиональным обучением, повышением трудовой квалификации и обучением новым специальностям, развитием систем профессиональной ориентации и трудоустройства.

Кстати, в Статье 37 действующей Конституции РФ прямо не говорится о государственных гарантиях трудоустройства.

Что ещё нового в Конституции СССР 1977 года:

Статья 47. Гражданам СССР … гарантируется свобода научного, технического и художественного творчества. Права авторов, изобретателей и рационализаторов охраняются государством.

Советским гражданам Конституция 1977 года гарантировала право участвовать в управлении государственными и общественными делами (ст. 48), право на обжалование в суд действий должностных лиц государственных и общественных органов (ст. 58).

Впервые во всей советской истории в Конституции СССР 1977 г. была закреплена возможность проведения референдума по наиболее важным вопросам государственной жизни (ст. 5).

Конституция СССР зафиксировала как государственные, так и общественные формы народовластия. Она говорила не только об осуществлении народом принадлежащей ему государственной власти через Советы (ст. 2), но также предусмотрела участие в управлении государственными и общественными делами общественных организаций и трудовых коллективов (ст. 7-8). За гражданами закреплялось право участвовать в управлении государственными и общественными делами, обсуждении и принятии законов и решений общегосударственного и местного значения (ст. 48).

Чем не нравится эта Конституция СССР 1977 года поклонникам конституции "сталинской"? На этот вопрос они и сами не могут дать внятного ответа. Но пусть попробуют.

К принятию Конституции 1977 года Александра Пахмутова и Николай Добронравов написали песню "Прекрасная, как молодость, страна", которую исполнили Тамара Синявская и Муслим Магомаев. Ни страны, ни Конституции нет, а песню и сейчас слушать приятно.

К принятию Конституции 1977 года Александра Пахмутова и Николай Добронравов написали песню "Прекрасная, как молодость, страна", которую исполнили Тамара Синявская и Муслим Магомаев. Ни страны, ни Конституции нет, а песню и сейчас слушать приятно.

Песня об Основном законе великой страны

Принятие новой советской Конституции ( реферат , курсовая , диплом , контрольная )

Что в конституционной практике развитых демократических государств соответствовало таким органам власти, как Верховный Совет и Совет Министров СССР? Какой пост в структуре власти СССР, закрепленной Конституцией 1977 г., соответствовал посту главы государства — Президента? О существовании какого вида республики свидетельствовал этот факт: парламентской, президентской, смешанной?

В новом Основном законе продолжалась прежняя линия развития советского конституционного права на последовательное расширение гражданских прав. К прежним правам были добавлены право на бесплатное медицинское обслуживание всех без исключения граждан СССР, право на предоставление бесплатного жилища, право на свободное пользование достояниями культуры и др. С одной стороны, это позволяло человеку чувствовать свою защищенность, вселяло уверенность в завтрашнем дне, но, с другой стороны, у многих порождали иждивенческие настроения по отношению к государству. Социальные блага, которые гарантировал советский строй, такие как охрана материнства и детства, бесплатное образование и медицина, труд, но избранной специальности, пенсионное обеспечение и многие другие, воспринимались уже не как следствие сознательного исторического выбора прежних поколений и социального устройства, а как нечто само собой разумеющееся, естественное, данное человеку от рождения и неотчуждаемое ни при каких условиях. Подобные настроения были чреваты ростом общественной пассивности.

Расширяла Конституция 1977 г. и политические права советских граждан, из них стоит упомянуть право участвовать в управлении государственными и общественными делами, вносить предложения в государственные органы, свободно критиковать недостатки в их деятельности. Впервые в практике советского конституционного законодательства в Конституции 1977 г. непосредственно закреплялся принцип социалистической законности в качестве одного из основных принципов деятельности не только самого государства и его органов, но и всех должностных лиц. В связи с этим, также впервые, новая Конституция предусматривала право граждан обжаловать действия любых чиновников, повинных в нарушении гражданских прав, через суд.


Данная книга написана в связи с 40-летием последней Конституции Советского Союза. Стремление понять то обстоятельство, почему она стала последней и должна ли она была стать таковой, оказалось ключевым для автора книги. Представляется, что любая эпоха в истории нашей страны, равно как и множество процессов и событий, с ней связанных, имеет право на непредвзятый, до некоторой степени объективный характер оценки в отношении себя. К этому и стремился автор книги.

Автор признателен рецензентам – кандидату исторических наук, доценту кафедры истории государственного и муниципального управления факультета государственного управления МГУ имени М.В. Ломоносова Виктору Ивановичу Калинову, а также кандидату юридических наук Дмитрию Александровичу Лукашевичу за поддержку, консультирование по отдельным вопросам, связанным с темой работы, а также за помощь в редактировании текста книги.

Автор надеется, что его исследование вызовет интерес у читателя и будет способствовать объёмному, неоднозначному, а, следовательно, обогащающему историческое знание восприятию рассматриваемого в книге периода отечественной истории.

Введение

В данном исследовании наиболее общим образом рассматриваются вопросы истории конституционной реформы 1950–1970-х гг., завершившейся принятием Конституции СССР 1977 г., а также вопросы реализации результатов этой реформы. С точки зрения содержания Основного Закона страны обращается внимание на вопросы закрепления в нём результатов партийного и государственного строительства, а именно: принципа руководящей и направляющей роли КПСС, идей полновластия Советов, национально-территориального представительства в Верховном Совете СССР, взаимодействия Верховного Совета СССР и его Президиума (в контексте вопроса об институте президентства в СССР); уделено внимание и проектам, не реализованным по итогам принятия Конституции в 1977 г., – речь идёт о народных собраниях как институтах самоуправления и о пересмотре принципа централизации в системе органов прокуратуры. В контексте истории конституционной реформы и реализации принятых по её итогам положений (отражённых в Конституции СССР 1977 г.) рассматривается роль Л.И. Брежнева, руководителя страны, при котором был принят новый Основной Закон, а также значение писем граждан, посылавшихся в Конституционную комиссию на протяжении всего процесса создания и принятия Конституции, а также их выступлений во время всенародного обсуждения проекта Конституции в 1977 г.

Таким образом, затрагиваются определённые аспекты в контексте общего вопроса истории создания и принятия Конституции СССР 1977 года. Представляется, что вопросы партийной идеологии, экономики, национально-государственного строительства, конституционного статуса личности, органов государственного управления и правосудия могут стать предметом отдельных, узкоспециальных исследований.

Таким образом, на сегодняшний день история изучения процесса создания и принятия Конституции СССР 1977 г. представлена различными общими оценками данного документа и конкретно-историческими исследованиями, которые посвящены этапам рассматриваемой конституционной реформы. Представленные выше и иные оценки отдельных аспектов создания и принятия Конституции, партийного и государственного строительства СССР будут рассмотрены применительно к конкретным сюжетам, затронутым в данной работе.

Представляется, что историография истории создания и принятия Конституции СССР 1977 года обширна. В то же время большинство работ написано авторами сквозь призму их собственных общественно-политических взглядов: в годы правления Л.И. Брежнева имело место восхваление нового Основного Закона СССР, при М.С. Горбачёве – его критика; современные работы написаны в основном с либерально-демократических позиций либо представляют собой грамотное фактическое изложение хода событий, из которого, однако, редко следуют определённые, конкретные выводы. Данная книга является общей постановкой вопроса об истории создания и принятия Конституции СССР 1977 года как конституционной реформы, а также о реализации итогов проведённой реформы. Комплексное исследование по рассматриваемому вопросу на сегодняшний день отсутствует, что также говорит о необходимости обращения внимания на данный исторический сюжет.

Следует также отметить, что ряд установленных исследователями положений может быть оценён иным образом, а история конституционной реформы – изучена более детально, что позволяет сделать имеющаяся в распоряжении исследователей на сегодняшний день совокупность источников.

Эмпирическую базу исследования составляют следующие источники:

1. Нормативные и ненормативные правовые акты Союза ССР и союзных республик. Прежде всего это законы, постановления, указы, принятые органами государственной власти и управления СССР и союзных республик, а также совместные решения органов КПСС и государственной власти. Они позволяют проследить не только переходы между этапами конституционной реформы и итоги её проведения, но и дальнейшую реализацию основных положений реформы до 1985 г.

2. Документы партийных органов и мероприятий, руководителей партии. К ним относятся Программа КПСС 1961 г., материалы XXII, XXV съездов КПСС, поскольку на них затрагивался вопрос о процессе конституционной реформы; решения о формировании рабочей группы ЦК КПСС по созданию проекта Конституции СССР дают возможность проследить этапы реформы; материалы рабочих групп ЦК КПСС (1962, 1968, 1973 гг.) помогают проследить эволюцию идей в ходе реформы; отдельную категорию представляют документы личного фонда Л.И. Брежнева, Генерального секретаря ЦК КПСС в 1964–1982 гг., а также справки по предложениям граждан для ЦК КПСС, позволяющие непосредственным образом изучить отдельные вопросы, затронутые конституционной реформой. Частично данные источники официально опубликованы 46 , частично находятся в фонде аппарата ЦК КПСС и фонде Л.И. Брежнева в Российском государственном архиве новейшей истории (РГАНИ).

3. Стенографические отчёты заседаний партийных и государственных органов. В частности, к ним относятся стенограммы заседаний Политбюро ЦК КПСС, Президиума Верховного Совета СССР, Комиссий законодательных предположений палат ВС СССР, Юридической комиссии при Совете Министров СССР; записи совещаний в аппарате Президиума ВС СССР, Подкомиссии по вопросам государственного управления, деятельности Советов и общественных организаций как структурного подразделения Конституционной комиссии. Рассмотрены и некоторые документы иных Подкомиссий Конституционной комиссии – по вопросам общественного и государственного устройства (Ф.Р. Козлов, затем Н.В. Подгорный), по вопросам национальной политики и национально-государственного строительства (А.И. Микоян). Все эти источники позволяют проанализировать ход обсуждения и дискуссий по вопросам, затронутым в ходе конституционной реформы, понять причины принятия промежуточных и итоговых решений в ходе этого процесса. Частично они в настоящее время опубликованы 47 , однако в большинстве своём хранятся в фонде Верховного Совета СССР Государственного архива РФ (ГА РФ) и в фонде аппарата ЦК КПСС в РГАНИ.

Читайте также: