Чем объяснить относительную автономность сми по отношению к власти и обществу ответ кратко

Обновлено: 04.07.2024

Текст. Современные российские политологи о средствах массовой информации.

Таким образом, в силу своего особого положения СМИ не могут быть целиком подконтрольны ни государству, ни обществу. Практика показала, что это особая, относительно самостоятельная и автономная структура, которая занимает свое исключительное место. Такая автономность политической позиции СМИ создает трудности как для элиты, так и для гражданских структур, которые не могут добиться однозначного контроля за этим институтом. Поэтому интерес к выступлениям СМИ всегда зависит от контекста и позиций правящих кругов и общественности по тому или иному вопросу. Однако наиболее постоянными потребителями продукции СМИ следует считать политиков, для которых массовая информация является важнейшим условием их профессиональной деятельности.

Политическая коммуникация / Под ред. А. И. Соловьева. — М., 2004. — С. 73.

Вопросы и задания. 1) Как следует понимать взаимообусловленность действий властей и общественности активностью СМИ? 2) Как СМИ могут повлиять на политическую ситуацию? 3) Чем объяснить относительную автономность СМИ по отношению к власти и обществу? 4) От чего зависит интерес к выступлениям СМИ? Почему важен контекст этих выступлений? 5) В чем состоит значение СМИ для политиков?


  • Первое правило журналистики: не спорить с предрассудками читателя, а опираться на них.

  • Повторение — мать журналистики.

  • Прежде всего нужны факты, а уж потом их можно перевирать.

  • Не бойтесь пропустить ляп, читателю это далее может понравиться.

  • Никогда не верь зеркалам и газетам.

4.1. Американский исследователь Г. Лассуэл создал нашедшую широкое признание модель коммуникации, отвечавшую на вопросы: кто сообщает? что сообщает? по какому каналу? кому? с каким эффектом? Раскройте значение для политики ответа на каждый вопрос.


  • 1. К политической информации лучше не обращаться, поскольку она лишь сбивает с толку и портит настроение.

  • 2. Разобраться в политической информации под силу лишь немногим, поскольку это требует специальной подготовки.

  • 3. Не обращаясь к политической информации, невозможно выработать свою собственную гражданскую позицию.

    1. Сравнительный анализ информационно-аналитических программ (субботних, воскресных) по итогам нескольких недель.

    2. Сравнительный анализ освещения одного политического события в разных газетах.

    3. Сравнительный анализ освещения в СМИ деятельности политических партий.

      1. Создание имиджа политического деятеля в СМИ.

      2. Информационная безопасность страны.

      Каков ваш личный опыт восприятия текущей политической информации? Продумайте и оцените этот опыт в свете знаний, полученных при изучении этой темы курса.

      В ходе занятия будут рассматриваться понятия: СМИ, информация, цензура, СМИ – четвертая власть.

      Мотивационное обеспечение урока: стимулировать мотивацию учения через удовлетворение потребностей учащихся в общении, через деловое сотрудничество усилить внимание к предмету, который ученикам потребуется при поступлении в вуз, при приобретении специальности.

      ВложениеРазмер
      Урок 57 КБ
      Рабочий лист для учащихся 32 КБ
      Документы для работы на уроке 42.5 КБ

      Предварительный просмотр:

      Урок обществознания (профильный уровень). 11 класс.

      Учитель: Баринова О.Е.

      Познакомиться с возрастающей ролью информации в жизни человека и её влиянием на общество;

      Научиться видеть различные, противоположные стороны одной той же проблемы, критически осмысливать свой выбор, сравнивать его с выбором других, анализировать, аргументировать свою позицию;

      Узнать, с какими проблемами приходится сталкиваться людям в условиях информационного бума;

      В ходе занятия будут рассматриваться понятия: СМИ, информация, цензура, СМИ – четвертая власть.

      Мотивационное обеспечение урока: стимулировать мотивацию учения через удовлетворение потребностей учащихся в общении, через деловое сотрудничество усилить внимание к предмету, который ученикам потребуется при поступлении в вуз, при приобретении специальности.

      Учебник. Л.Н.Боголюбов. Обществознание, 11 класс. М.;Просвещение, 2009.

      Обществознание. Глобальный мир в XXI веке. 11 класс.М.; Просвещение. 2008.

      Рабочие листы для учащихся

      Тип урока: урок изучения нового материала.

      Форма урока: урок исследование.

      План изучения нового материала

      1. Что такое СМИ?

      2. Функции СМИ в современной жизни.

      3. Морально- правовое регулирование деятельности СМИ.

      4. Роль СМИ в формировании сознания.

      « Средства массовой информации не менее опасны,

      Капица Петр Леонидович

      Что происходит в стране и в мире? Как к этому относиться? Как мы должны поступать? Что правильно, а что нет? Что благотворно, а что вредно? На нас обрушился огромный поток информации, как разобраться в этом? Нашу точку зрения на все эти вопросы формируют не только родители, школа, друзья. Некоторые исследователи считают, что решающая роль в формировании нашего мировоззрения принадлежит средствам массовой информации. Другие эксперты считали такую оценку преувеличением: позиция людей определяется их интересами, которые, в свою очередь, зависят от социального положения тех или иных общественных групп. А СМИ лишь зеркало, отражающее жизнь общества и существование в нем различных точек зрения. Таким образом, возникают противоречия. Какие?

      Так ли велика роль СМИ в современном обществе? На этот сложный вопрос мы попробуем найти ответ.

      Тема сегодняшнего урока:
      Место роль средств массовой информации (СМИ) в современном обществе.

      Современное общество. Давайте вспомним, к какому типу оно относиться?

      - Дайте определение информационному обществу.

      - Назовите особенности информационного общества.

      Итак, гражданин информационного общества не может полноценно жить и трудиться без доступа к средствам создания и распространения массовой информации.

      - Что же такое СМИ? (Выслушиваются ответы учащихся)

      Сегодня мы работаем с контрольным листом, не забывайте заполнять его в процессе урока.

      Найдите определение: средства массовой информации

      ( После работы с документом, один ученик зачитывает определение, и учитель дает краткое пояснение)

      В определении СМИ ключевым словом является информация.

      Информация – сведения, передаваемые одними людьми другим в процессе межличностной коммуникации или распространяемые по каналам специальной или массовой коммуникации с целью создать, пополнить, изменить представления, их ориентацию в событиях и явлениях окружающего мира.

      В узком смысле информация - совокупность кратких некомментированных сведений об актуальных вопросах жизни общества.

      В широком смысле информация включает все имеющие значение сведения, получаемые, хранимые, перерабатываемые, распространяемые и используемые в биологических объектах, машинных системах и человеческом обществе, в котором функционируют различные виды социальной информации. (Краткий политический словарь. – М., 1989)

      Роль СМИ проявляется, прежде всего, в их функциях. Сейчас прочитайте материал учебника и выпишите функции СМИ.

      Критики и контроля.

      Формирования общественного мнения.

      Каким образом международное и российское законодательство регулирует вопросы и деятельность СМИ?

      (Работа с документами: Всеобщая декларация прав человека, Конституция РФ, Уголовный кодекс РФ)

      В чем состоит ответственность СМИ?

      Как человеку не пропасть, не захлебнуться во всеобщем потоке информации? (работа над собой, саморазвитие, самосовершенствование).

      Должна ли существовать цензура, ограничения для СМИ?

      Найдите определение: цензура.

      - выходите в Интернет.

      Влияние СМИ противоречиво. Отказаться от СМИ современный человек не может.

      Характер информации распространяемой СМИ разнообразен.

      Сегодня 21 декабря. Что это за день?

      Откуда вы узнали эту информацию?

      Тема СМИ актуальна, прежде всего, для молодёжи, которая составляет едва ли не самую большую часть аудитории СМИ, особенно это касается Интернета.

      Заполнение таблицы. Приведите 5 аргументов, в чем польза и вред, которые могут принести СМИ.

      1. Полезная, объективная информация.

      1. Дает предвзятую, неполную или искаженную информацию.

      2. Воспитывает нравственные качества.

      2. Пропагандирует жестокость и насилие.

      3. Развивает личность.

      3. Вмешивается в личную жизнь: политиков, государственных деятелей, известных актеров, музыкантов и т. д.

      4. Формирует общественное мнение.

      4. Развращает людей.

      5. Наносят вред здоровью.

      Выход – критическое осмысление информации.

      Что должен уметь современный гражданин?

      - критически осмысливать, оценивать информацию;

      - отличать объективную информацию от искажённой;

      - выработать у себя устойчивые взгляды на общество и его развитие, опираясь на научные знания;

      - осуществлять самостоятельный анализ действительности;

      - овладеть научными методами социального познания;

      - через СМИ не воспринимать идеологию на веру;

      Сегодня молодежь проявляет высокий интерес к профессии журналиста, телерепортёра, специалиста по PR технологиям и т.п.

      Каковы этические нормы для журналистов?

      У вас на столе текст.

      Работа с текстом.

      Вопросы и задания.

      1) Как СМИ могут повлиять на политическую ситуацию?

      2) Чем объяснить относительную автономность СМИ по отношению к власти и обществу?

      3) В чем состоит значение СМИ для политиков?

      Каковы политические функции СМИ мы рассмотрим на следующем уроке.

      Подведение итогов урока.

      СМИ оказывают на человека противоречивое влияние, приносят пользу и наносят вред. Современный человек не может отказаться от информации, получаемый через СМИ. Но любую информацию человек должен критически осмысливать и определять, что для него полезно, а что нет, каким примерам следовать, чему можно подражать, а чему нельзя. Это и есть осознанный выбор человека.

      Подготовить развернутый план по теме:

      Предварительный просмотр:

      Рабочий лист по теме:

      Фамилия, имя учащегося_____________________________________________________

      Задание 1. Работа с понятиями.

      Информация – это ____________________________________________________________

      Средства массовой информации – это___________________________________________

      Цензура – это _________________________________________________________________

      Задание 2. Функции СМИ.

      Предварительный просмотр:

      Современные российские политологи о средствах массовой информации

      Таким образом, в силу своего особого положения СМИ не могут быть подконтрольны ни государству, ни обществу. Практика показала, что это – особая, относительно самостоятельная и автономная структура, которая занимает свое исключительное место… Такая автономность политической позиции СМИ создает трудности как для элиты, так и для гражданских структур, которые не могут добиться однозначного контроля за этим институтом. Поэтому интерес к выступлениям СМИ всегда зависит от контекста и позиций правящих кругов и общественности по тому или иному вопросу. Однако наиболее постоянными потребителями продукции СМИ следует считать политиков, для которых массовая информация является важнейшим условием их профессиональной деятельности.

      Политическая коммуникация. /Под ред. А.И.Соловьева. – М., 2004. – С.73./

      Вопросы и задания.

      1) Как СМИ могут повлиять на политическую ситуацию?

      2) Чем объяснить относительную автономность СМИ по отношению к власти и обществу?

      3) В чем состоит значение СМИ для политиков?

      Закон о средствах массовой информации

      Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

      Статья 1. Свобода массовой информации

      В Российской Федерации поиск, получение, производство и распространение массовой информации,

      учреждение средств массовой информации, владение, пользование и распоряжение ими,

      изготовление, приобретение, хранение и эксплуатация технических устройств и оборудования, сырья и материалов, предназначенных для производства и распространения продукции средств массовой информации, не подлежат ограничениям, за исключением предусмотренных законодательством Российской Федерации о средствах массовой информации.

      Статья 2. Средства массовой информации. Основные понятия

      Для целей настоящего Закона:

      под средством массовой информации понимается периодическое печатное издание, сетевое издание, телеканал, радиоканал, телепрограмма, радиопрограмма, видеопрограмма, кинохроникальная программа, иная форма периодического распространения массовой информации под постоянным наименованием (названием);

      под периодическим печатным изданием понимается газета, журнал, альманах, бюллетень, иное издание, имеющее постоянное наименование (название), текущий номер и выходящее в свет не реже одного раза в год;

      под продукцией средства массовой информации понимается тираж или часть тиража отдельного номера периодического печатного издания, отдельный выпуск телеканала, радиоканала, радиопрограммы, телепрограммы, кинохроникальной программы, тираж или часть тиража аудио- или видеозаписи программы, отдельный выпуск либо обновление сетевого издания, отдельный выпуск иного средства массовой информации;

      (абзац введен Федеральным законом от 14.06.2011 N 142-ФЗ)

      Статья 3. Недопустимость цензуры

      Создание и финансирование организаций, учреждений, органов или должностей, в задачи либо функции которых входит осуществление цензуры массовой информации, - не допускается.

      «1. Каждому гарантируется свобода мысли и слова.

      (из Конституции РФ, ст. 29).

      «Нарушение неприкосновенности частной жизни

      Незаконное собирание или распространение сведений о частной жизни лица, составляющих его личную или семейную тайну, без его согласия либо распространение этих сведений в публичном выступлении, публично демонстрирующемся произведении или средствах массовой информации, если эти деяния совершены из корыстной или иной личной заинтересованности и причинили вред правам и законным интересам граждан, наказываются штрафом в размере от двухсот до пятисот минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до пяти месяцев, либо обязательными работами на срок от ста двадцати до ста восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до одного года, либо арестом на срок до четырех месяцев.

      Публичные призывы к развязыванию агрессивной войны

      1.Публичные призывы к развязыванию агрессивной войны, -наказываются штрафом в размере от пятисот до семисот минимальных размеров оплаты труда. либо лишением свободы на срок до трех лет.

      2.Те же деяния, совершенные с использованием средств массовой информации либо лицом, занимающим государственную должность Российской Федерации.

      По теме: методические разработки, презентации и конспекты


      Урок обществознания в 10 классе по теме "Роль СМИ в жизни общества"

      Конспект урока обществознания "Роль СМИ в жизни общества" и презентация к уроку. Цель урока: подвести к выводу о той роли ,которую играют СМИ в политической, экономической, духовной жизни общест.


      урок по ИЗО 7 класс Место и роль картины в искусстве 20 века

      Урок ИЗО с использованием приема активизации мышления "синкквейн".


      Урок обществознания в 11 классе по теме "Роль государства в экономике. Экономические функции государства."

      Урок организован в форме работы учащихся в группах.В ходе анализа экономических ситуаций и текстовой информации в группах: учащиеся актуализируют знания экономических понятий : несостоятельность рынка.


      план-конспект урока "Контуры современного общества", 10 класс, обществознание , профильный уровень

      Технологическая карта урока "Контуры современного общества", 10 класс, обществознание, профильный уровень, УМК Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой, А.Ю. Лазебниковой. Урок с приминен.


      Конспект урока обществознание (профильный уровень) 10 класс "Мотивы выбора профессии"

      Урок обществознания в социально-гуманитарном профильном классе. 10 класс " Мотивы выбора профессии". Тип урока: урок-анализ.

      Конспект урока по обществознанию в 10 классе по теме "Роль экономики в жизни общества"

      Цели урока.· знать: понятия экономики как науки, хозяйства и сферы общественной жизни, структуру экономики, ее основные институты;·.

      Конспект урока Обществознания в 11 классе по теме: Роль СМИ в политической жизни.

      Конспект урока Обществознания в 11 классе по теме:Роль СМИ в политической жизни. Цели и задачи: Создать условия для осознания учащимися значения и роли средств массовой информации; проанализирова.

      Объясните, почему средства массовой информации называют четвертой властью. Какое влияние СМИ могут оказывать на политическую власть?
      Дз по Обществознанию.

      СМИ - основной источник мировой информации. Благодаря им, политическая и экономическая деятельность стала доступна для народа. СМИ влияет на отношение общества к власти и конкретно воздействует на государство в целом. Поэтому СМИ и является четвертой ветвью власти.

      Скорее политическая власть оказывает влияние на сми. А вообще вопрос очень субъективный, пиши как сам считаешь

      Существуют три ветви власти утвержденные законом - законодательная, исполнительная, судебная. Органы этих ветвей власти обладают определенными полномочиями в сфере законотворчества и определенными правовыми полномочиями. Власть средств массовой информации другого рода, она основана на распространении информации и на влиянии этой информации на жизнь людей. Зачастую журналистские расследования становятся основой для правовых действий следственных органов. Законно утвержденными властными правами СМИ не обладают, но с помощью распространения информации они обладают влиянием на людские умы. Кроме того, органы трех основных ветвей власти доводят через СМИ нужную и важную людям информацию.

      Ну это просто, фактически политика зависит от народа, но как мы знаем никто кроме СМИ не сообщает нам о делах политики, и именно поэтому верхушка её и боится свойственно исходя из этого могу сказать что СМИ действительно является 4 ветвь власти. ФАЙТИНГ;)

      Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

      Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

      ЦИТАТЫ • Если бы я должен был решить, иметь ли нам правительство без газет ил.

      Описание презентации по отдельным слайдам:

      ЦИТАТЫ • Если бы я должен был решить, иметь ли нам правительство без газет ил.

      ЦИТАТЫ • Если бы я должен был решить, иметь ли нам правительство без газет или газеты без правительства, я, ни секунды не сомневаясь, выбрал бы последнее (Т. Джефферсон) • Пресса полезна уже потому, что она учит нас не доверять прессе (С. Батлер) • Нация, которая ведёт беседу сама с собой, - вот, что такое хорошая газета (А.Миллер)

      Обществознание 11 класс Профильный уровень Тимченко Н.М., учитель истории и о.

      Обществознание 11 класс Профильный уровень Тимченко Н.М., учитель истории и обществознания РОЛЬ СМИ В ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЖИЗНИ

      ПРОБЛЕМА: Роль СМИ в политической жизни общества. ИЛИ Почему Средства массово.

      Задание 1 (28). Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Роль СМИ.

      ИНФОРМАЦИЯ В государстве должно быть три элемента: одни люди должны принимать.

      ИНФОРМАЦИЯ В государстве должно быть три элемента: одни люди должны принимать законы, другие – управлять, а третьи – следить за выполнением законов и судить нарушителей Всю власть в государстве он строго делил на три вида: законодательную (создающую законы), исполнительную (приводящую законы в исполнение) и судебную (которая судит нарушителей закона).

      Задание 2 (25). Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «Средства массо.

      ПЕЧАТНЫЕ (газеты, журналы) СМИ – средства создания, тиражирования и распростр.

      ПЕЧАТНЫЕ (газеты, журналы) СМИ – средства создания, тиражирования и распространения информации АУДИВИЗУАЛЬНЫЕ (радио, телевидение) ЭЛЕКТРОННЫЕ (интернет) воздействуют на сознание людей и управляют их поведением ЧЕТВЕРТАЯ ВЛАСТЬ С М И

      Задние 3 (26). Средства массовой информации выполняют в политической жизни со.

      Задние 3 (26). Средства массовой информации выполняют в политической жизни современного общества множество значимых функций. Укажите любые три из них.

      ФУНКЦИИ СМИ ФОРМУЛИРУЕМ САМОСТОЯТЕЛЬНО ФОРМУЛИРУЕМ САМОСТОЯТЕЛЬНО ФОРМУЛИРУЕ.

      ФУНКЦИИ СМИ ФОРМУЛИРУЕМ САМОСТОЯТЕЛЬНО ФОРМУЛИРУЕМ САМОСТОЯТЕЛЬНО ФОРМУЛИРУЕМ САМОСТОЯТЕЛЬНО ФОРМУЛИРУЕМ САМОСТОЯТЕЛЬНО ФОРМУЛИРУЕМ САМОСТОЯТЕЛЬНО ФОРМУЛИРУЕМ САМОСТОЯТЕЛЬНО НАИМЕНОВАНИЕ ФУНКЦИИ ЕЁ СУЩНОСТЬ Информационная Удовлетворение потребности населения в ин­формировании о событиях через газеты, радио, телевидение. Формированиеобщественногомнения Сопровождение рассказа о событиях оценками и комментариями, которые могут бытьскрытыми, неочевидными и которые сильно влияют на восприятие происходящего населением. Образование и социализацияграждан Предоставление населению таких сведений (о политической жизни в России и иностранных государствах, о мировых ценностях, конфликтах и т. д.), которые позволяют емуориентироватьсяв сфере политики, понимать сутьпроисходящихпроцессов, оценивать те или иные события. Осуществлениеобщественногоконтроля за действиями власти Информируя население о злоупотреблениях власти, осуществляют контроль за ней,предотвращая, возможно, ещё большиезлоупотребления. Реализация этой функции возможна при существовании независимых СМИ, т. е.неподконтрольныхгосударству. Выражениеобщественныхинтересов Выявление актуальных проблем,формулированиеинтересов различных слоёв населения, их потребностей и оценок, что даёт властивозможностьполучать информацию о реальных настроениях населения. Объединениеграждан (мобилизационная) Мобилизация граждан на единые действия, поскольку гражданин информируется о том, что его интересы и потребности разделяются идругимилюдьми и что существует возможность объединиться с целью их достижения. Функции СМИ: информационная (отбор и комментирование социальной информации); экспертная (оценка и анализ политических событий и явлений); политической социализации (приобщение людей к политическим ценностям и действиям); представительство общественных интересов, мнений, позиций; мобилизационная (побуждение и организация определенных политических действий).

       Задание 4 (13). Выберите верные суждения о роли СМИ и запишите цифры, под к.

      Задание 4 (13). Выберите верные суждения о роли СМИ и запишите цифры, под которыми они указаны. 1. Средства массовой информации могут играть в обществе дезинтегрирующую, разъединительную роль. 2. Со средствами массовой информации вынуждены считаться государственные деятели. 3. Со средствами массовой информации вынуждены считаться лидеры в различных областях науки, культуры, экономики. 4. Быстрый рост компьютерных технологий приводит к сокращению количества средств массовой информации. 5. С развитием информатизации общества средства массовой информации начинают оказывать менее ощутимое воздействие на различные сферы жизни социума.

      Задание 5. Работа с текстом Вопросы и задания. 1) Как следует понимать взаимо.

      Задание 5. Работа с текстом Вопросы и задания. 1) Как следует понимать взаимообусловленность действий властей и общественности активностью СМИ? 2) Как СМИ могут повлиять на политическую ситуацию? 3) Чем объяснить относительную автономность СМИ по отношению к власти и обществу? 4) От чего зависит интерес к выступлениям СМИ? Почему важен контекст этих выступлений? 5) В чем состоит значение СМИ для политиков. 6. Что добавила работа с текстом к нашему пониманию роли средств массовой информации в политической жизни.

      Читайте также: