Чем объяснить деление индийской философии на периоды кратко

Обновлено: 07.07.2024

Древняя индийская цивилизация считается одной из самых первых на земле, зародилась она на полуострове Индостан более 6 тысяч лет назад, уже в это время древние индийские мудрецы делают первые попытки осмыслить свое существование на земле и найти свое место в мире, так появились первые философские трактаты и мировоззренческие учения. В последующие века индийская философия оказала огромное влияние на культуру многих стран и народов.

Некоторые источники, утверждают, что начало индийской философии положили вторгшиеся во 2 тысячелетии воинственные племенами ариев (народов, говорящих на языках индоиранской группы), которые уже в то время были хорошо развиты, они сочиняли гимны и поэмы, в которых воспевали своих богов и героев.

Ведический период индийской философии

Философия древней Индии развивалась стабильно, все ее главные положения описываются в Ведах, датируемых XV веке до н. э., все учения, которые возникали после, в любом случае были связаны с Ведами. Историки считают, что Веды были составлены за тысячу лет, сами же индусы считали, что эти тексты появились из ниоткуда, значит имели божественное происхождение.

Веды – сборник древнейших священных писаний, они дают знания о Боге, истинной природе человека, сути мира.

Веды были написаны на санскрите, и состояли из четырёх частей:

  • Самхиты – сборник, состоящий из гимнов, молитв и древних заклинаний;
  • Брахманы – тексты-комментарии к Самхитам;
  • Араньяки – сокровенные, таинственные, богооткровенные тексты;
  • Упанишады – трактаты религиозно-философского характера, толкования Вед, часто их еще называют Веданта.

Именно в Упанишадах и начинают формироваться основные философские идеи Индии – это учения о едином Боге, бесконечное перерождение и карма, человек, который живёт с дурными мыслями и поступками не сможет достигнуть просветления и войдет в череду бесконечных перерождений по всем законам кармы.

В древней Индии верили, что тот, кто живет в безрассудности и нечистоте, не сможет достигнуть такого состояния и войдет в круговорот перерождений по совокупному результату своих слов, мыслей и поступков, по законам кармы и сансары.

Готовые работы на аналогичную тему

Сансара – это и есть круговорот смертей и рождений, ограниченных кармой.

Священные древние мантры и в современной жизни присутствуют в Индии и за её пределами, считается, что эти звуки помогают достичь благосостояния, любви и гармонии.

Индуистский период

Буддизм в Индии постепенно угасает вместе с джайнизмом, но Упанишады еще продолжают развиваться, время этого периода - VI в до н.э., в обществе происходят кардинальные изменения развивается земледелие, меняется мировоззрения людей, все большей критике подвергаются Веды, появляются разные направления и открыто враждующие между собой философские школы.

Классический период

В этот период появляется интерес к проблемам этического характера, появляется агностицизм, материализм, который пытается вытеснить брахманов, получили свое развитие даршаны – новые философские школы, позже их разделят на ортодоксальные, которые развивалась согласно ведическим учениям, и неортодоксальные, развивавшиеся согласно материалистическим идеалам.

Ортодоксальные философские школы Древней Индии:

  1. Миманса – схожая с Ведантой система, объясняющая тексты Вед, данная школа оказала большое влияние на развитие индуизма и снижения значения буддизма в Индии.
  2. Ньия – считается самой первой ортодоксальной школой, по ее учениям окружающий мир можно узнать только через органы чувств, поэтому необходимо помимо чувственного метода использовать логические пути. Есть только четыре источника познания мира: умозаключение, слово Бога, сравнительный анализ и восприятие.
  3. Вайшешика – учение о бесконечном круговороте, вечном перевоплощении, который состоит их смены разных телесных оболочек, при этом душа человека находится в поиске гармонии. Именно с этим учением, связывают отсутствие страха смерти в Индии на протяжении многих веков, ведь жизнь вечна и принимает различные воплощения.
  4. Йога – является практическим учением, направлена на познание себя и нахождения своего места в окружающем мире, только личность, живущая в гармонии с природой может управлять своим телом и эмоциями.

Неортодоксальными школами древней Индии являются:

  1. Буддизм – учение, направленное на понимание того, что цель жизни — это отказ от земных желаний, которые рано или поздно приведут к страданиям, при этом сам человек не должен причинять вред окружающим.
  2. Джайнизм – все сущее на земле равно перед Вселенной и нанесение вреда живому это грех, на этом и строится учение, не причиняй вреда, откажись от земной пищи, научиться питаться энергией солнца, отвечать на зло только добрыми делами и поступками.
  3. Чарвака – учение, объясняющее мир при помощи взаимодействия четырех элементов: земли, воды, огня и воздуха. При их соединении появляется все материальное и даже душа человека, сознание это главное свойство материи, кроме которой во вселенной ничего нет.

Несмотря на разные направления школ, главная цель их адептов всегда одна –достичь нирваны или полного просветления и раствориться во вселенной.

Завершается период древнеиндийской философии эпохой сутр (II в. до н. э. – VII в. н. э.). Сутры это краткие философские трактаты, в которых были изложены практически все отрасли знания.

Древняя индийская философия оказала значительное влияние на всю мировую культуру, так знаменитый философ Артур Шопенгауэр одним из самых первых философов под влиянием Упанишад смог соединить западную и индийскую философию.

В современное время до сих пор многих людей интересует уникальная культура древней Индии, её философия, но и сегодня духовный мир и обычаи этой страны многим непонятны и чужды, но при этом индийская философия остается одной из самых загадочных и изучаемых в мире.

На мой взгляд можно это рассматривать как результат здоровой конкуренции между философами того времени.
Например, было принято среди духовных учителей проводить открытые диспуты по определённым правилам.
И проигравший в диспутах становился учеником победителя.
С одной стороны более логическая и глубокая философия одерживала вверх.
С другой стороны наносился удар по гордыне.
Победила философия Адваита Веданты..
Я сам лично изучаю современную Адвайта Веданту более 15 лет.

В основе периодизации древнеиндийской философии лежат различные источники философской мысли, известные как в древности, так и в современную эпоху. В соответствии с данными источников в древнеин­дийской философии выделяются три основных этапа:

- XV - VI вв. до н. э. - ведический период

- VI - II вв. до н. э. - эпический период;

- II в. до н. э. - VIIв. н. э. - эпоха сутр.

Веды(дословно - "знания") - религиозно-философские трактаты, ко­торые создавались пришедшими в Индию после XV в. до н. э. из Средней Азии, Поволжья и Ирана племенами арийцев.

Веды, как правило, включали в себя:

  • "священное писание", религиозные гимны ("самхиты");
  • описание ритуалов ("брахманы"), сочиненное брахманами (жрецами) и используемое ими при отправлении религиозных культов;

· книги лесных отшельников ("араньяки");

До наших дней дошло всего четыре Веды:

Наибольший интерес у исследователей древнеиндийской философии вызывают заключительные части Вед - Упанишады (дословно с санск­рита - "сидение у ног учителя"), в которых дается философская трактов­ка содержания Вед.

Наиболее известными источниками философии Древней Индии второ­го (эпического) этапа (VI - II вв. до н. э.) являются две поэмы - эпосы "Махабхарата" и "Рамаяна", в которых затрагиваются многие философ­ские проблемы эпохи.

В ту же эпоху появляются учения, оппозиционные Ведам: буддизм; джайнизм; чарвана-лакаята.

Одновременно возникает ряд философских школ ("даршан"), которые развивают ведическое учение: йога; веданта; вайшешика; ньяя; миманса; санкхья.

Завершает период древнеиндийской философии эра сутр (IIв. до н. э. - VIIв. н. э.) - кратких философских трактатов, рассматривающих отдель­ные проблемы (например, "нама-сутра" и др.).

В дальнейшем (в средние века) господствующее положение в индий­ской философии заняло учение Гаутамы Будды - буддизм.

В XVIII - XX вв. индийская философия обогатилась достижениями евро­пейской философской мысли (в частности, английской).

В основе периодизации древнеиндийской философии лежат различные источники философской мысли, известные как в древности, так и в современную эпоху. В соответствии с данными источников в древнеин­дийской философии выделяются три основных этапа:

- XV - VI вв. до н. э. - ведический период

- VI - II вв. до н. э. - эпический период;

- II в. до н. э. - VIIв. н. э. - эпоха сутр.

Веды(дословно - "знания") - религиозно-философские трактаты, ко­торые создавались пришедшими в Индию после XV в. до н. э. из Средней Азии, Поволжья и Ирана племенами арийцев.

Веды, как правило, включали в себя:

  • "священное писание", религиозные гимны ("самхиты");
  • описание ритуалов ("брахманы"), сочиненное брахманами (жрецами) и используемое ими при отправлении религиозных культов;

· книги лесных отшельников ("араньяки");

До наших дней дошло всего четыре Веды:

Наибольший интерес у исследователей древнеиндийской философии вызывают заключительные части Вед - Упанишады (дословно с санск­рита - "сидение у ног учителя"), в которых дается философская трактов­ка содержания Вед.

Наиболее известными источниками философии Древней Индии второ­го (эпического) этапа (VI - II вв. до н. э.) являются две поэмы - эпосы "Махабхарата" и "Рамаяна", в которых затрагиваются многие философ­ские проблемы эпохи.

В ту же эпоху появляются учения, оппозиционные Ведам: буддизм; джайнизм; чарвана-лакаята.

Одновременно возникает ряд философских школ ("даршан"), которые развивают ведическое учение: йога; веданта; вайшешика; ньяя; миманса; санкхья.

Завершает период древнеиндийской философии эра сутр (IIв. до н. э. - VIIв. н. э.) - кратких философских трактатов, рассматривающих отдель­ные проблемы (например, "нама-сутра" и др.).

В дальнейшем (в средние века) господствующее положение в индий­ской философии заняло учение Гаутамы Будды - буддизм.

В XVIII - XX вв. индийская философия обогатилась достижениями евро­пейской философской мысли (в частности, английской).

В истории философии Индии выделяют несколько периодов, деление на которые само по себе достаточно условное. Остановимся прежде всего и главным образом на основных из них, заложивших фундамент всей индийской философии и составивших философскую классику индийской мысли и всей ее культуры, а именно — на ведическом и эпическом периодах.

Философия ведического периода.

Веды состоят из четырех сборников гимнов (самхит), песнопений, магических заклинаний, молитв и т. п.: Ригведы, Самаведы, Яджурведы и Атхарваведы (или Атхарвангирасы). Каждый из этих сборников (известных обычно как собственно Веды) со временем обрастал различными комментариями и дополнениями ритуального, магического, философского порядка — Брахманами, Араньяками, Упанишадами. Собственно философские воззрения Древней Индии наиболее полное отра­жение получили в Упанишадах.

Все ведические тексты считаются священными книгами, божественным откровением наподобие Библии, хотя в своих основных чертах они сложились, вероятно, уже к середине I тыс. до н. э. Подлинными знатоками и толкователями Вед считались брахманы.

Учение о брахмане и атмане является центральным моментом Упанишад, утверждающим тождество бытия отдельного человека со всеобщей сущностью мира. С этим связано и учение о сансаре (круговороте жизни) и карме (законе воздаяния) в Упанишадах. В учении о сансаре человеческая жизнь понимается как определенная форма бесконечного перерождения. А детерминируется будущее рождение индивида законом кармы. Будущее человека — результат тех дел и поступков, которые человек совершал в предшествующих жизнях. И только тот, кто вел благопристойный образ жизни, может рассчитывать на то, чтобы родиться в будущей жизни в качестве представителя высшей варны (сословия): брахмана (священнослужителя), кшатрия (воина или представителя власти) или вайшьии (земледельца, ремесленника или торговца). Тем же, кто вел неправедный образ жизни, в будущем уготовлена судьба члена низшей варны — шудры (простолюдина) или того хуже: его атман может попасть в тело животного.

Отсюда и смысл древнеиндийской философии, и характер мировоззрения индийцев был иной, чем на Западе. Она была направлена не на изменение внешних условий существования — природы и общества, а на самосовершенствование. Другими словами, она носила не экстравертивный, а интровертивный характер.

Огромное влияние Упанишады имели на дальнейшее развитие философской мысли Индии. Так, учение о сансаре и карме становится одним из основных для последующего развития всех религиозных и философских направлений Индии. Большое воздействие Упанишады оказали, в частности, на различные философские системы индуизма и буддизма. Их влияние обнаруживается и во взглядах таких крупных мыслителей, как Раммохон Рая, Ганди, Шопенгауэр и др.

Этот период в развитии индийской философии начинается в VI в. до н. э., когда в индийском обществе происходят значительные перемены: развивается аграрное и ремесленное производство, увеличивается социальная дифференциация, утрачивает свое влияние институт племенной власти и увеличивается власть монархии. Вместе с этим происходят изменения и в мировоззрении индийского общества. В частности, усиливается критика ведического брахманизма. Интуиция уступает место исследова­нию, религия — философии. Внутри самой философии появляются различные, в том числе и противоположные и враждующие между собой школы и системы, в которых отразились реальные противоречия того времени.

Неортодоксальные школы в индийской философии. Среди множества приверженцев новых взглядов, восставших против авторитета Вед, следует назвать прежде всего представителей таких систем, как: чарвака (материалисты), джайнизм, буддизм. Все они относятся к неортодоксальным школам индийской философии.

Чарвака — это материалистическое учение в Древней и Средневековой Индии. Поздняя разновидность родственной философской концепции — локаяты, с которой иногда вообще отождествляется. Каких-либо сочинений этой школы не сохранилось, а источником знаний об этом учении служат высказывания представителей других школ.

Онтологической сущности этого учения соответствует и теория познания. Ее основа — чувственное восприятие мира. Истинно лишь то, что познается с помощью непосредственного восприятия. Поэтому для существования другого мира, не воспринимаемого чувствами, нет никаких оснований. Никакого иного мира существовать просто не может. Следовательно, религия — это глупое заблуждение. Вера в бога и потусторонний мир является, с точки зрения представителей этой школы, признаком скудоумия, слабости, малодушия.

Оценивая философию материалистов, можно сказать, что она много сделала для критики старой религии и философии, для развенчания авторитета Вед, их неистинности и противоречивости.

В то же время эта философия была односторонним мировоззрением, отрицающим роль интеллекта, разума в познании. Поэтому с ее точки зрения невозможно было объяснить, откуда берутся абстрактные, всеобщие идеи и моральные идеалы. Результатом этой односторонности явились нигилизм, скептицизм и субъективизм. Поскольку органы чувств принадлежат отдельному человеку, то, следовательно, и истина может быть у каждого только своя. Результат этой односторонности — и отрицание ими высших нравственных целей и ценностей.

Однако несмотря на эти очевидные и серьезные недостатки, школа чарваков положила начало критики брахманистского направления в индийской философии, подорвала авторитет Вед и оказала значительное влияние на дальнейшее развитие философской мысли Индии.

Джайнизм. Его основателем считается Махавира Вардха-мана (VI в. до н. э.). Он получил также имя Джина, что означает Победитель (имеется в виду победа над круговоротом перерож­дений). В центре этого направления находится бытие личности. Сущность личности, с точки зрения джайнизма, дуалистическая: духовная (джива) и материальная (аджива). Связующее звено между дживой и адживой — карма. Однако сама карма понимается здесь, в отличие от Упанишад, как тонкая материя, а не как закон воздаяния. Это соединение неживой, грубой материи с душой посредством кармы и приводит к возникновению личности. И карма постоянно сопровождает душу в бесконечной цепи перерождений.

Душа человека вынуждена странствовать, постоянно перерождаясь, до тех пор, пока она связана с тонкой материей. Но правильное познание и аскетизм могут помочь ей освободиться от материального мира (адживы). В этом случае душа переходит в высшую сферу, где постоянно и пребывает в чистой духовности. Это происходит потому, что джива существует в двух формах бытия: несовершенной и совершенной. В первом случае она находится в соединении с материей и в состоянии страдания. Во втором — джива освобождается от этой связи и становится свободной, способной управлять своим собственным бытием. В этом случае она переходит в состояние блаженства — нирвану, наивысшего состояния души, когда конечная цель достигнута.

В соответствии с этим джайнизм признает два вида познания: несовершенное, основанное на опыте и разуме, и совершенное, основанное на интуиции и постигающее истину путем прямого ее усмотрения. Второе доступно только тем, кто освободился от зависимости материального мира (адживы). При этом джайнизм признает относительность познания и возможность множества точек зрения при рассмотрении предмета. С этим связан его диалектический метод.

Характерной особенностью философско-этической концепции джайнизма является разработка им правил и норм поведения человека и требование их неукоснительного соблюдения. Этическое воспитание личности — решающий фактор в переходе бытия личности из несовершенного состояния в совершенное. И хотя карма решает все, наша настоящая жизнь, которая находится в нашей собственной власти, может изменить воздействие прошлого. А с помощью чрезмерных усилий мы можем избежать и воздействия кармы. Поэтому в учении джайнистов нет абсолютного фатализма, как это может показаться на первый взгляд.

Правильная жизнь человека связывается при этом с аскетическим поведением, которое практиковалось в Индии многими великими святыми, предававшими себя даже смерти. Только аскетизм ведет к прекращению перерождений и к освобождению души от сансары. Причем освобождение носит индивидуальный характер. Каждый освобождается самостоятельно. Однако этика джайнизма носит хотя и эгоцентрический, но далеко не эгоистический характер, как в учении чарваков. Эгоизм и индивидуализм предполагают противопоставление индивида социальной среде, утверждение собственных интересов за счет других людей. Между тем основные этические принципы джайнизма: отстранение от мирского богатства, суеты, страстей, уважение ко всем живым существам и т.п. мало совместимы с эгоизмом и индивидуализмом.

Следует отметить, что философия джайнизма сохраняет и сегодня свое влияние в Индии.

Буддизм так же, как и джайнизм, возник в VI в. до н. э. Его основатель — индийский принц Сиддхартха Гаутама, получивший впоследствии имя Будды (пробужденный, просветленный), так как после многих лет отшельничества и аскезы достиг пробуждения, т. е. пришел к пониманию правильного жизненного пути, отвергающего крайности.

существование человека от рождения до смерти неразрывно связано со страданием; существует причина страдания, которой является жажда бытия(стремление к жизни), ведущая через радости и страсти к перерождению; существует освобождение от страдания, устранение причин страдания, т.е. устранение этой жажды бытия; существует путь, ведущий к освобождению от страданий, который отвергает как жизнь, посвященную только чувственным наслаждениям, так и путь аскезы и самоистязания. Именно в этом состоит буддийский принцип так называемого среднего пути, рекомендующий избегать крайностей.

Освобождение от страданий как конечная цель бытия личности — это, прежде всего, уничтожение желаний, точнее говоря, угашение их страстности. С этим связана важнейшая концепция буддизма в нравственной сфере — концепция терпимости (толерантности) и относительности. Согласно ей, дело заключается не в каких-то общеобязательных нравственных предписаниях, а в непричинении вреда окружающим. Это и есть главный принцип поведения личности, в основе которого лежит чувство доброты и совершенной удовлетворенности.

С этикой буддизма органично связана и его концепция познания. Познание здесь является необходимым способом и средством достижения предельной цели бытия личности. В буддизме устраняется различие между чувственной и рассудочной формами познания и устанавливается практика медитации (от лат. rneditatio — сосредоточенное размышление) — углубленной психической сосредоточенности и отрешенности от внешних объектов и внутренних переживаний. Результатом этого является непосредственное переживание целостности бытия, полная самоуглубленность и самоудовлетворенность. Достигается состояние абсолютной свободы и независимости внутреннего бытия личности, которое как раз и тождественно угашению желаний. Оно и есть освобождение, или нирвана — состояние высшего блаженства, конечная цель стремлений человека и его бытия, характеризующаяся отрешенностью от жизненных забот и желаний. При этом подразумевается не гибель человека, а выход его из круговорота перерождений, освобождение от сансары и слияние с божеством.

Практика медитации составляет сущность буддийского проникновения в жизнь. Подобно молитве в христианстве медитация — сердцевина буддизма. Конечная же ее цель — просветление, или состояние нирваны. Следует иметь в виду, что в системе буддизма определяющим является принцип абсолютной автономии личности, ее независимости от среды. Все связи человека с реальным миром, в том числе и социальным, буддизм рассматривает как отрицательные и вообще вредные для человека. Отсюда и проистекает необходимость освобождения от несовершенного реального существования, от внешних объектов и чувств. С этим связана и уверенность большинства буддистов в том, что страсти, которые порождает тело человека, и беспокойство, сопряженное с ним, должны быть преодолены. Основной способ этого — достижение нирваны.

Таким образом, философия буддизма, как и джайнизма, носит эгоцентрический и интровертивный характер.

Ортодоксальные школы в древне индийской философии В отличие от не ортодоксальных школ (чарваков, джайнизма, буддизма) в истории древне-индийской философии существовали и ортодоксальные школы, которые неотрицали авторитета Вед, а, напротив, опирались на них. Рассмотрим основные философские идеи этих школ

Веданта (завершение Вед) — наиболее влиятельная система, важнейшая философская основа индуизма. Она признает брахмана как абсолютную духовную сущность мира. Отдельные души (атманы) через познание или любовь к богу достигают спасения, соединяясь с богом. Выход из круговорота рождений (сансары) и заключается в рассмотрении всего сущего с точки зрения высшей истины; в познании той истины, что внешний мир, окружающий человека, — это иллюзорный мир, а подлинной неизменной реальностью является брахман, с которым отождествляется атман. Главный путь к достижению этого истинного знания — соблюдение нравственных норм и медитация, которая означает интенсивное размышление над проблемами Вед.

Важную роль при этом играет помощь учителя. Поэтому одним из требований веданты является покорное следование ученика за учителем, постоянное размышление над истинами веданты с целью непосредственного и постоянного созерцания истины. Знание освобождает душу. Незнание, напротив, порабощает ее, усиливает стремление к чувственным удовольствиям. Изучение веданты и является основным средством освобождения души.

Миманса (размышление, исследование ведийского текста о жертвоприношениях). Эта система касается объяснения ритуала Вед. Учение Вед здесь тесно связывается с дхармой — идеей долга, исполнение которого предполагает прежде всего жертвоприношение. Это выполнение своего долга и ведет к постепенному искуплению от кармы и к освобождению как прекращению перерождений и страданий.

Санкхья (число, перечисление) — в ее основании лежит не непосредственно текст Вед, а независимый опыт и размышление. В этом плане санкхья отличается от веданты и мимансы. Учение этой школы выражает точку зрения, согласно которой первопричиной мира является материя, природа (пракрита). Наряду с природой признается и существование абсолютной души (пуруши). Именно благодаря ее наличию во всех вещах существуют и сами вещи. При соединении пракрити и пуруши возникают исходные принципы мира, как материальные (вода, воздух, земля и т.д.), так и духовные (интеллект, самосознание и т.д.).

Таким образом, санкхья представляет собой дуалистическое направление в философии индуизма.

Йога (напряжение, глубокое размышление, созерцание). Философия этой школы направлена на практическое психологическое обучение. Ее теоретическая основа — санкхья, хотя в йоге признается и личный бог. Большое место в этой системе занимает объяснение правил психической тренировки, последовательными ступенями которой являются: самонаблюдение (яма), овладение дыханием при определенных положениях (позах) тела (асана), изоляция чувств от внешних воздействий (пратьяхара), концентрация мысли (дхарана), медитация (дхьяна), состояние отторжения (самадхи). На последней ступени достигается освобождение души от телесной оболочки, происходит разрыв пут сансары и кармы. Этические нормы йоги связаны с формированием высоконравственной личности.

Вайшешика. На раннем этапе развития эта система содержит ярко выраженные материалистические моменты. Согласно ей все вещи постоянно изменяются, но в них имеются и устойчивые элементы — шаровидные атомы. Атомы вечны, никем не созданы и многокачественны (17 качеств атомов). Из них и возникают различные одушевленные и неодушевленные предметы. Мир, хотя и состоит из атомов, однако движущей силой его развития является бог, который действует в соответствии с законом кармы.

Ньяя (правило, логика) — учение о формах мышления. В этой системе главное состоит в исследовании метафизических проблем при помощи логики. Ньяя исходит из освобождения как конечной цели человеческой жизни. По мнению представителей этой школы, условия и методы истинного познания как средства достижения освобождения могут быть определены с помощью логики и ее законов. Само же освобождение понимается как прекращение воздействия отрицательных факторов страдания.

Читайте также: