Чем обоснована трехчастная структура физического занятия в доу

Обновлено: 08.07.2024

Физкультурные занятия – основная форма системы организации физического воспитания в детском саду. В данной методической разработке описана трехчастная структура физкультурного занятия (дано содержание каждой части, указаны основные задачи).

Оценить 2254 0

Автор: Сочнева Н.Г.

Место работы: МБДОУ №561, г. Екатеринбург

Физкультурное занятие

Особое место в дошкольной организации принадлежит занятиям по физкультуре. Особенностью этих занятий является то, что здесь планомерно формируются новые двигательные умения и навыки, развиваются физические качества в процессе оптимальной тренировки всех систем и функций организма.

Назначение физкультурных занятий состоит в том чтобы:

обеспечить развитие и тренировку всех систем организма, через оптимальные для данного возраста физические нагрузки;

удовлетворять биологическую потребность в движениях;

формировать двигательные умения и навыки;

формирование положительных эмоций, проявление нравственных качеств и творческих способностей.

Требования к физкультурным занятиям: каждое последующее занятие должно быть связано с предыдущим и составлять систему; занятие должно соответствовать возрасту, уровню подготовленности детей; необходима строгая регламентация деятельности детей и дозирование физической нагрузки; предупреждение травматизма; следует использовать физкультурно-оздоровительное оборудование и музыкальное сопровождение.

Эффективность физкультурных занятий заключается в систематическом осуществлении взаимосвязанных оздоровительных, обучающих и воспитательных задач, выполнение которых обеспечивает физическое развитие, укрепление здоровья ребенка и всестороннее развитие личности.

Задачи физкультурного занятия

Оздоровительные – направлены на оптимизацию физического развития и физической подготовленности ребенка, ориентируют на всестороннее развитие его физических качеств, совершенствуют двигательные способности, укрепляют здоровье, закаливают организм и повышают его устойчивость к заболеваниям.

Образовательные – предусматривают системное формирование необходимых двигательных навыков и умений и связанных с ними элементарных знаний в области физической культуры.

Воспитательные – воспитание воли, позитивных качеств характера, эмоциональных потребностей детей, а также интерес, потребность в здоровом образе жизни; воспитываются нравственные качества: целеустремленность, настойчивость, чувство долга, ответственности и т.п.

Структура физкультурного занятия

Физкультурное занятие состоит из трех частей: вводной, основной и заключительной. В каждой из них решаются образовательные, воспитательные и оздоровительные задачи.

Трехчастная структура физкультурного занятия

1. Вводная часть

разучивание строевых упражнений;

освоение разных способов ходьбы и бега;

закрепление выполнения простых усвоенных движений (например: прыжков с продвижением вперед на одной и двух ногах);

использование подводящих упражнений для успешного овладения сложными движениями, включенными в занятие;

развитие быстроты реакции и активизация внимания детей;

развитие динамической ориентировки в пространстве;

вовлечение различных органов и систем в постоянно увели­чивающуюся физиологическую нагрузку;

разминка стопы и предупреждение плоскостопия;

повышение эмоциональной настроенности детей, активизация их внимания, постепенная подготовка организма к предстоящей повышенной физической нагрузке.

упражнения на восстановление дыхания;

несложные игровые упражнения на внимание и координацию;

упражнения на удержание равновесия;

упражнения для профилактики плоскостопия

упражнения для формирования правильной осанки;

2. Основная часть

обучение основным двигательным навыкам и их закрепление;

развитие физических качеств;

тренировка различных мышечных групп;

тренировка и совершенствование физиологических функций организма;

воспитание нравственно-волевых качеств.

3. Заключительная часть

переход от интен­сивной деятельности к спокойной;

снижение физиологической нагрузки, с тем чтобы в течение 2-4 мин после занятия пульс ребенка пришел в исходное состояние.

- игра малой подвижности;

- упражнения на релаксацию;

- ходьба в разном темпе.

Общая продолжительность физкультурного занятия

в зависимости от возраста

Младшая группа (3-4 года)

Средняя группа (4-5лет)

Старшая группа (5-6лет)

Подготовительная группа (6-7лет)

Продолжительность каждой части занятия и конкретный программный материал определяются задачами, которые ставит воспитатель на данном занятии, возрастом и подготовленностью детей, условиями проведения: в зале, на улице.

Продолжительность частей физкультурного занятия в разных возрастных группах

Физкультурные занятия. Задачи, структура и типы занятий. Способы организации детей.

Физкультурные занятия – основная форма организованного систематического обучения физическим упражнениям.

Эта форма работы является ведущей для формирования правильных двигательных умений и навыков, создает благоприятные условия:

• для усвоения общих положений и закономерностей при выполнении физических упражнений,

• содействует развитию разносторонних способностей детей.

Обучающие физкультурные занятия одновременно со всеми детьми позволяют обеспечить сознательное усвоение материала, подвести детей к обобщениям, связанным с овладением двигательными действиями и их использованием. Без обобщения невозможен перенос правильного выполнения в другие ситуации.

Задачи физкультурных занятий :

1. занятия позволяют научить дошкольников самостоятельно создавать условия для двигательной деятельности;

2. подводят детей к самостоятельному выполнению сложных двигательных действий;

3. формируют и развивают навыки самоорганизации в использовании различных движений и воспитывают интерес и стремление к активным действиям, тем самым, обеспечивая базу для интересной и содержательной деятельности в повседневной жизни;

4. чем увлекательнее и содержательнее занятия, тем богаче двигательный опыт ребенка, тем больше предпосылок для обеспечения высокого двигательного режима в течение дня, который необходим для удовлетворения потребности растущего организма в движениях;

5. занятия способствуют формированию у дошкольников навыков учебной деятельности:

o они приучают детей запоминать план действий и руководствоваться им в ходе выполнения физических упражнений;

o развивают у детей оценочные суждения: достижение хороших результатов на виду у всех детей вселяет в ребенка уверенность и создает радостное настроение, осознание своих способностей и возможностей в реализации общих интересов, а разделенная радость – это двойная радость.

Успешное решение образовательных задач возможно лишь при соблюдении требований к оздоровительной направленности физкультурных занятий :

1. обеспечение высокой двигательной активности детей;

2. соблюдение научно обоснованных нагрузок на все органы и системы ребенка позволяют обеспечить эффект в его физическом развитии и укреплении здоровья;

3. прохождение и освоение программного материала в определенной последовательности;

4. повторение и закрепление, по мере необходимости, двигательных действий;

5. дозированная физиологическая нагрузка, и её постепенное увеличение, которая способствует повышению выносливости организма;

6. подготовка организма к выполнению сложных движений, позволяющая предупредить травматизм при их выполнении;

7. приучение детей слушать указания воспитателя;

8. выполнение движений одновременно всей группой, что формирует у них активность, воспитывает сознательное отношение к проводимым упражнениям, умение выслушивать до конца и действовать в соответствии с заданным планом или творчески выполнять предложенные задания.

Структура физкультурных занятий

В пособии Т. И. Осокиной физкультурное занятие является трехчастным, состоящим из вводной, основной (общеразвивающие упражнения, основные движения и подвижная игра) и заключительной части.

Рассмотрим задачи и содержание каждой части занятия. В вводной, как и в других частях занятия, решаются прежде всего образовательные задачи :

• разучивание строевых упражнений;

• освоение разных способов ходьбы и бега;

• закрепление выполнения простых усвоенных движений (прыжков с продвижением вперед на одной и двух ногах);

• использование подводящих упражнений для успешного овладения сложными движениями, включенными в занятие;

• развитие быстроты реакции и активизация внимания детей;

• развитие динамической ориентировки в пространстве;

• вовлечение различных органов и систем в постоянно увеличивающуюся физиологическую нагрузку;

• разминка стопы и предупреждение плоскостопия.

В основной части с помощью общеразвивающих упражнений решаются уже другие задачи :

• педагог должен обеспечить формирование правильной осанки;

• содействовать подготовке организма ребенка к нагрузке, для того с помощью определенных упражнений разогреть различные Ьасти тела, что предупредит травматизм и обеспечит наилучший результат в выполнении движения;

• применять подводящие упражнения для создания условий успешного овладения разучиваемых движений.

Основные движения включаются для первоначального разучивания, закрепления, совершенствования и обеспечения достаточной физиологической нагрузки, для развития определенных физических качеств.

В заключительной части предусматривается переход от интенсивной деятельности к спокойной, снижение физиологической нагрузки, с тем, чтобы в течение 2-4 мин после занятия пульс ребенка пришел в исходное состояние. Это достигается включением малоподвижных игр и ходьбы в разном темпе.

Продолжительность всех занятий в младшей группе составляет 5-20 мин, в средней – 20-25 мин, в старшей – 25-30 мин, в подготовительной – до 35 мин.

Типы физкультурных занятий

Типы физкультурных занятий характеризуются большим разнообразием.

I. По содержанию:

1. гимнастика и подвижные игры,

2. обучение спортивным упражнениям и элементам спортивных игр,

3. развитие ориентирования;

4. занятия-походы (элементарный туризм).

II. По использованию методов работы:

1. большое место в детских садах занимают занятия смешанного типа (когда на одном занятии происходит разучивание одних упражнений, закрепление и совершенствование других);

2. игровой тип занятий;

3. сюжетный тип занятий;

4. занятие может также предусматривать только закрепление и совершенствование движений;

5. контрольный тип занятий (педагог определяет уровень усвоения материала за квартал, полугодие, год).

При этом структура физкультурных занятий не меняется, они отличаются задачами содержания, подбором упражнений и формой проведения.

Способы организации детей на занятии

Эффективность обучения физическим упражнениям обеспечивается с помощью различных способов организации детей. Эти способы при выполнении движений оказывают влияние на количество повторений за отведенное время, обеспечивают управление педагогом процессом усвоения материала, создают условия для осознанного овладения структурными компонентами движения и позволяют детям учиться не только у педагога, но и у своих сверстников.

На физкультурных занятиях используется фронтальный способ организации, при котором все дети выполняют одновременно одинаковое движение. Этот способ позволяет за выделенное педагогом время обеспечить достаточно высокую повторяемость, что способствует быстрому образованию временных связей, достижению высокой активности каждого ребенка и достаточной физической нагрузки при выполнении любого движения. Но при этом педагог не может удержать в поле зрения всех детей, переключаясь на обучение одних, он не видит действия других. Поэтому при многократном повторении движения может закладываться его ошибочное выполнение ребенком и в последующем придется вносить в него коррекцию. Ребенок не имеет возможности наблюдать за действиями других занимающихся. Этот способ вполне подходит для формирования первоначального представления о новом движении, для овладения первоначальными действиями с каким-нибудь новым пособием (мячом, обручем, мешочком и т. д., когда создается ориентировка в выполнении. Например, фронтальное первоначальное выполнение подлезания под шнур в младшей группе, овладение целенаправленными действиями с мячом, подпрыгивания на месте и т. д., подбрасывание и ловля мяча, прокатывание мяча на противоположную сторону; прыжки со скакалкой (в средней группе) и т. д. Целесообразно фронтально выполнять движения не только на этапе первоначального разучивания, но и на этапе закрепления и совершенствования. Следует учитывать, что фронтальный способ применим только к движениям, не требующим подстраховки от травматизма, и используется во всех частях физкультурного занятия.

Для выполнения физических движений обучающиеся могут быть разделены на группы, т. е. используется групповой способ организации детей. При этом каждая группа, как правило, упражняется в осуществлении определенных движений, поэтому количество детей у одного снаряда значительно уменьшается. Спустя некоторое время подгруппы меняются местами, и это позволяет переходить к действиям на разных снарядах, что повышает интерес к занятию. При таком способе создается возможность для углубленного разучивания движения одной подгруппой, а другие подгруппы в это время выполняют освоенные движения для их закрепления или в усложненных условиях. Достоинствами этого способа является создание благоприятных условий для детального усвоения: небольшое число детей позволяет обеспечить достаточное количество повторений для успешного овладения упражнением, ребенок имеет возможность слышать указания взрослого, относящиеся к нему и к другим детям; небольшой перерыв между повторениями, с одной стороны, достаточен для восстановления сил, а с другой стороны — успешно образуются временные связи и есть условия для наблюдения за выполнением упражнения другими детьми.

Знакомые физические упражнения дети выполняют без прямого надзора педагога, что развивает у них самостоятельность в использовании разученных движений, самоконтроль и самооценку. Данное движение включается в двигательный опыт ребенка. Групповой способ создает благоприятные условия для разучивания составных элементов движения. Однако если на занятии разучивается новое движение или способ его выполнения, то для закрепления не может быть взято движение, требующее подстраховки.

Разновидностью этого способа является посменный, когда дети выполняют одно движение сменами (одновременно 3—4 человека, упражнение в равновесии на четырех пособиях, спрыгивание со скамейки и т. д.

Поточный способ предусматривает выполнение физических упражнений друг за другом, переходя от одних движений к другим. При этом одни дети заканчивают какое-то движение и переходят к выполнению следующего, а другие только начинают выполнять первое. Этот способ обеспечивает почти непрерывность действий, формирует у детей гибкость навыка, умение переходить непосредственно к выполнению других движений, развивает способность сочетания движений. Однако обучение новому физическому упражнению при таком способе затруднено, поскольку мышечные ощущения, возникшие при первом выполнении этого движения, затем стираются при осуществлении знакомых двигательных действий, и, подходя вновь к воспроизведению разучиваемого движения, ребенок допускает ошибки. При этом он лишен возможности учиться от сверстников, так как занят выполнением своего движения.

Данный способ успешно решает задачи закрепления и совершенствования движений.

Существует индивидуальный способ организации, Когда дети выполняют одно движение в порядке очередности. В этом случае педагогу легко оценить качество выполнения движения у каждого ребенка, делать индивидуальные указания. Другие Дети в это время наблюдают за действиями каждого выполняющего упражнения и воспринимают замечания. Индивидуальный способ обеспечивает подстраховку для предупреждения травматизма. Вместе с тем очередность снижает активность детей, однообразие приводит к монотонности, а отсюда — к отвлекаемости детей от процесса обучения. Такая организация не позволяет обеспечить достаточное количество повторений для усвоения, снижает физиологическую нагрузку, и к тому же образуется большой перерыв между повторениями.

Нередко воспитатель на занятии прибегает к сочетанию этих способов организации детей при выполнении физических упражнений. Так, внутри группового способа одни движения осуществляются индивидуальным способом (прыжки в высоту с разбега, кувырки и т. д., а другие — посменно (подтягивание на скамейке, упражнения в равновесии, подлезание и т. д.). Подобное сочетание используется и в поточном способе.

Физкультурные уголки и их значение в физическом развитии детей Муниципальное бюджетное дошкольное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида с предметным осуществлением деятельности по художественно.

Физкультурные сказки Прыжки На болоте жила была Лягушка. На этом болоте было много кочек, по которым каждый день Лягушка прыгала от одного берега к другому.

Тематические физкультурные праздники в подготовительной группе Сентябрь 1 неделя 2 неделя 3 неделя 4 неделя воспитывать положительное и эмоциональное отношение к музыке продолжать воспитывать умение.

Структура логопедического занятия по формированию лексико-грамматического строя речи Структура логопедического занятия по формированию лексико-грамматического строя речи. Общее недоразвитие речи - это нарушение, при котором.

Структура занятия Подготовка воспитателя к занятиям состоит из трёх этапов: Планирование занятий; Подготовка оборудования; Подготовка детей к занятию. Планирование.

Структура занятия по логоритмике для старшей группы Структура занятия для старшей группы. 1. ПРИВЕТСТВИЕ Общее - Утром солнышко встает, Просыпаться нас зовет. Детки просыпаются –(тянем ручки).

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Организация и методика проведения физкультурных занятий.

Содержание и структура физкультурных занятий.

Занятие – основная форма учебной работы по физическому воспитанию в детском саду. Они проводятся круглый год с постоянным составом детей определенной возрастной группы по твердому расписанию.

Основой построения занятия является его структура: ориентировочный план подбора и распределения упражнений и подвижных игр. Структура занятия разработана в соответствии с требованиями физиологии и гигиены физических упражнений и обусловлена закономерностями работоспособности и утомляемости организма ребенка при физических нагрузках.

В схематическом плане занятия по физической культуре рассматривают 3 части:

вводную, основную и заключительную.

В первой (вводной) части занятия ставится задача организовать детей, возбудить интерес и привлечь внимание к предстоящим двигательным заданиям, создать необходимую эмоциональную настроенность, а также подготовить организм ребенка к выполнению более сложных и интенсивных упражнений в основной части занятия. В содержание вводной части входят: ходьба, бег, подскоки, перестроения, повороты; упражнения на осанку и упражнения укрепляющие стопу; танцевальные шаги. Завершается вводная часть построением в круг, в звенья, пары, для выполнения ОРУ.

Во второй (основной) части занятия решаются следующие задачи: обучение детей новым упражнениям, повторение и закрепление ранее пройденного, совершенствование умений и навыков детей в движениях, воспитание физических качеств. В этой своей части занятия оказывают значительное физиологическое воздействие на организм ребенка.

В начале основной части выполняются и разучиваются ОРУ. В их порядке учитывают необходимость поочередного воздействия на основные мышечные группы и постепенного увеличения физической нагрузки. Сначала выполняются упражнения для рук и плечевого пояса, затем мышц ног и туловища, подскоки и

После ОРУ следуют упражнения в основных движениях ( ходьба, бег, прыжки, лазанье, метание, упражнения в равновесии. Для разучивания включается одно из основных видов движений, другие ранее разученные упражнения повторяются или закрепляются.

В основную часть занятия входит подвижная игра, усиливающая физиологическое и эмоциональное воздействие занятия на детей.

В третьей ( заключительной) части занятия решаются задачи постепенного перехода от возбужденного состояния организма ребенка к более спокойному; подводятся итоги занятия. В заключительной части проводятся спокойная ходьба, дыхательные упражнения, малоподвижные игры, хороводы. Заканчивается занятие организованным уходом детей из зала.

2. Виды и типы физкультурных занятий.

В зависимости от образовательных задач и содержания занятия могут быть разного типа:

Типы занятий.

1). Занятия, в которых основное внимание обращается на освоение нового материала.

2). Занятия, направленные на совершенствование освоенных ранее навыков и умений, они строятся на повторении пройденного материала.

3). Занятия смешанного характера, на которых овладение новым сочетается с повторением, закреплением старого.

4). Занятия, на которых проверяются знания и умения ребят в выполнении тех или иных упражнений, качество движений и их количественный результат, умение играть в подвижные игры.

Виды занятий.

Обоснование трехчастной структуры физического занятия.

Для обеспечения общей подготовки ОРУ подбираются на все основные группы мышц: для рук и плечевого пояса, для туловища и ног. Количество упражнений увеличивается от группы к группе (с 4 до 8): 1-2 упражнения разучивают с детьми, остальные закрепляют. Дозировка нагрузки зависит от характера упражнений и возраста занимающихся. Для усиления деятельности сердечно-сосудистой и дыхательной систем включаются ходьба и бег, прыжки на 2-х и на одной ноге на месте и с продвижением, простейшие танцевальные шаги. Обычно бег и прыжки чередуются с ходьбой. Упражнения вводной части занятия выполняют все дети одновременно. На общую и специальную подготовку отводится 4-8 минут.

В основной части занятия формируют и закрепляют навыки в беге, лазанье, прыжках, метании и развивают физические качества.

В младших группах даются 2-3 ОВД ( 1-2 – в виде упражнения, 1-2 – в подвижной игре). В старших группах включают 3-4 ОВД ( 2-3 в виде упражнения, 1-2 – в подвижной игре). Количествоосновных движений может быть увеличено при высокой физической подготовленности детей и проведении упражнений по круговой системе.

Нецелесообразно включать в основную часть нескольуко упражнений, требующих поочередного выполнения,- это снижает физическую нагрузку и интерес детей к занятию.

Бег, прыжки нужно чередовать с успокаивающими движениями (ходьба). За упражнениями , требующими сосредоточенного внимания, должны следовать более динамичные движения, благотворно влияющие на развитие всех мышц и всех систем организма.Чтобы обеспечить высокую моторную плотность основной части занятия, упражнения рекомендуется проводить совсеми детьми одновременно.

Продолжительность основой части увеличивается с 10 до 20 минут ( зависит от интенсивности упражнений, возраста детей и т.д.)

В заключительную часть обычно включаются различные виды ходьбы, бег, элементы спокойного танца, игры малоподвижного характера.

Принципы отбора физических упражнений.

Чтобы подобрать упражнения для каждого занятия, нужно учитывать поставленные задачи, возраст детей, состояние их здоровья, физическое развитие, подготовленность, время года, климото-метеорологические условия, место занятия в режиме дня, наличие оборудования, инвентаря, игрушек и др.

Наилучший результат достигается тогда, когда для решения поставленных задач используются упражнения (строевые, ОРУ, ОВД, подвижные игры). Дифферинцированный подход к отбору упражнений для физкультурного занятия позволяет увеличить его двигательную плотность, повысить оздоровительный и образовательный эффект.

Способы организации детей на занятии.

При фронтальном способе организации все дети одновременно выполняют одно и то же упражнение или делают одновременно разные движения. Фронтальный способ организации обеспечивает постоянное взаимодействие воспитателя и детей.

При групповом способе группу делят на (2-4) и каждая получает отдельное задание. После того как дети выполнят задание несколько раз, подгруппы меняются местами.

При индивидуальном способе каждый ребенок делает упражнение по очереди, а воспитатель проверяет качество выполнения и дает соответствующие указания.

Физ.ные занятия – основная форма организованного систематического обучения физическим упражнениям.

Задачи физкультурных занятий:

1) занятия позволяют научить дошк. самостоятельно создавать условия для двигательной деятельности; подводят детей к самост. выполнению сложных двигат. действий; 2. формируют и развивают навыки самоорганизации в использовании разл. движений и воспитывают интерес и стремление к активным действиям, обеспечивая базу для интересной и содержательной деятельности в повседневной жизни; 3. чем увлекательнее и содержательнее занятия, тем богаче двигател. опыт ребенка, тем больше предпосылок для обеспеч. высокого двигат. режима в течение дня, кот.необходим для удовлетворения потребности растущего организма в движениях; 4. занятия способствуют формир. у дошк. навыков уч. деят-ти: они приучают детей запоминать план действий и руководствоваться им в ходе выполнения физ. упр-ний;развив. у детей оценочные суждения: достижение хороших рез-тов на виду у всех детей вселяет в ребенка уверенность и создает радостное настроение, осознание своих способностей и возможностей в реализации общих интересов, а разделенная радость – это двойная радость.

Структура физкультурных занятий

В пособии Осокиной физкул. занятие является трехчастным, состоящим из вводной, основной (общеразвивающие упражнения, основные движения и подвижная игра) и заключительной части.

В вводной, как и в др. частях занятия, решаются прежде всего образоват. задачи:

§ разучивание строевых упражнений; освоение разных способов ходьбы и бега; закрепление выполнения простых усвоенных движений (прыжков с продвижением вперед на одной и двух ногах); использование подводящих упражнений для успешного овладения сложными движениями, включенными в занятие; развитие быстроты реакции и активизация внимания детей; развитие динамической ориентировки в пространстве; вовлечение различных органов и систем в постоянно увеличивающуюся физиологическую нагрузку; разминка стопы и предупреждение плоскостопия.

В основной части с помощью общеразв. упр-ий решаются уже другие задачи:

§ педагог должен обеспечить формир. прав. осанки; содействовать подготовке организма ребенка к нагрузке, для того с помощью определенных упр-ий разогреть разл. части тела, что предупредит травматизм и обеспечит наил. рез-ат в выполнении движения; применять подводящие упр-я для создания условий успешного овладения разучиваемых движений. Основные движения включаются для первоначального разучивания, закрепления, совершенствования и обеспечения достаточной физ. нагрузки, для развития определенных физических качеств.

В закл. части предусматривается переход от интенсивной деят-ти к спокойной, снижение физ. нагрузки, с тем, чтобы в течение 2-4 мин после занятия пульс ребенка пришел в исходное состояние. Это достигается вкл. малоподвижных игр и ходьбы в разном темпе.

Продолжительность всех занятий в младшей группе составляет 5-20 мин, в средней – 20-25 мин, в старшей – 25-30 мин, в подготовительной – до 35 мин.

Типы физкультурных занятий

Типы физкультурных занятий характеризуются большим разнообразием.

I. По содержанию: гимнастика и подвижные игры, обучение спортивным упражнениям и элементам спортивных игр, развитие ориентирования; занятия-походы (элементарный туризм).

II. По использованию методов работы:

1. большое место в детских садах занимают занятия смешанного типа (когда на одном занятии происходит разучивание одних упражнений, закрепление и совершенствование других);игровой тип занятий;сюжетный тип занятий;занятие может также предусматривать только закрепление и совершенствование движений;контрольный тип занятий (педагог определяет уровень усвоения материала за квартал, полугодие, год).

При этом структура физкультурных занятий не меняется, они отличаются задачами содержания, подбором упражнений и формой проведения.

Медико-педагогический контроль за физ. воспит. детей в доу

Ведется наблюдение за состоянием здоровья и физ. развитием детей при осмотрах врачами из поликлиники. При первичном обследовании дается оценка состояния здоровья, физ. развития ребенка, физ. подготовленности, функцион. возможностей организма и решается вопрос об индивидуальных назначениях при занятиях физ. упр-ми и различных видах закаливающих процедур. При повторных обследованиях оценивается динамика состояния здоровья и физического развития детей, учитывается эффективность воздействия средств физического воспитания.

Медико-пед. наблюдения проводятся мед. сестрой совместно с заведующей, старшим воспитателем и воспитателем группы. Главное внимание в этой работе необходимо уделять двигательному режиму, суммарно отражающему общую двигательную деятельность детей при свободных и организованных формах ее.

Оценка двигат. режима проводится на основании комплекса показателей:

1. Времени двигательной деят-ти детей с отражением содержания и качества в различ. режимные моменты, определ. с помощью метода индивид. хронометража;

2. Объема двигат. деят-ти с использ. метода шагометрии для колич-ной оценки двиг. активности.

3. Интенсивности двигат. деят-ти методом пульсометрии (подсчет частоты серд. сокр. в уд/мин) при выполнении различных видов мышечной деятельности.

Оценка двигательной активности детей на занятии проводится путем вычисления общей и моторной плотности.

При определении общей плотности учитывается время, затрачиваемое на выполнение движений, показ и объяснения воспитателя, перестроения и расстановку, уборку спортивного инвентаря (полезное время), за вычетом времени, затраченного на простои детей по вине воспитателя, неоправданные ожидания, восстановления нарушенной дисциплины. Общая плотность представляет собой отношение полезного времени к общей продолжительности всего занятия, выраженное в процентах.

Общая плотность занятия должна составлять не менее 80-90%.

Моторная плотность характеризуется отношением времени, непосредственно затрачиваемым ребенком на выполнение движений, ко всему времени занятия, выраженным в процентах. При достаточной двигательной активности она должна составлять не менее 70-85%.

время, затраченное на движение

общее время занятия

Количественная характеристика двиг. активности детей на занятии может быть получена с помощью шагомера. Шагомер позволяет фиксировать основные движения, в которых принимает участие большинство крупных мышечных групп (шаги при ходьбе и беге, приседания, подскоки, наклоны и т.д.), не регистрируя движения отдельных мышечных групп (плечевого пояса, рук, ног). Использование шагомеров позволяет оценить двигательную активность детей и дать количественную характеристику проведения физкультурного занятия.

Нагрузка зависит от числа упражнений, частоты их повторения, амплитуды и темпа движений.

© 2014-2022 — Студопедия.Нет — Информационный студенческий ресурс. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав (0.006)

Читайте также: