Чем можно объяснить происхождение мифов кратко

Обновлено: 04.07.2024

Мифологические представления существовали на определённых стадиях развития практически у всех народов мира. Если европейцы до Эпохи великих географических открытий были знакомы лишь с античными мифами, но затем постепенно они узнавали о наличии мифологии у жителей Африки, Америки, Океании, Австралии. В Библии прослеживаются отголоски западно-семитской мифологии. У арабов до принятия ислама существовала своя мифология. Время происхождения мифологических образов не поддаётся определению, их образование неразрывно связано с происхождением языка и сознания. Главная задача мифа заключается в том, чтобы задать образцы, модели для всякого важного действия, совершаемого человеком, миф служит для ритуализации повседневности, давая возможность человеку обрести смысл в жизни.

С момента появления человечества в миропонимании людей миф играл важнейшую роль, а в определенные периоды - доминирующую. Однако с развитием рационального и практического знания шел постепенный процесс демифологизации, то есть окружающий мир все меньше объяснялся через мифы. В XIX веке, c развитием науки, этот процесс был фактически завершен. Знание стало прерогативой науки, то есть систематизированного рационального знания о действительности, подтвержденного практикой.

При этом сам миф стал предметом интереса ученых, писателей, философов. Значение мифа и его влияние на культуру было огромно, и этот факт требовал изучения с самых разных позиций. Для того, чтобы понять значение и место мифа в истории, надо было разобраться сперва с тем, в чем его природа, что это вообще такое - миф. Ученые-этнографы XIX и первой половины ХХ века исходили из той мысли, что миф - это наивный способ объяснения мира, возникший по причине отсутствия глубоких знаний, поэтому восполняющий этот недостаток выдумками. В этом смысле миф представал как антипод науки.

Особое внимание на миф обращали такие ученые, как Дж. Фрэзер, Л. Леви-Брюль, К, Леви-Стросс, Б. Малиновский и другие. Они делали свои выводы на основе изучения первобытной культуры.

В частности, Фрэзер проанализировал множество мифов культового значения, связанные с календарем. Он пришел к выводу, что возникновение мифов было тесно связано с ритуальными действиями. Ритуал порождал миф и сам питался от него. Однако в мифах героического плана, которые выражены в древних эпосах, ритуальные корни не так сильны. Это говорит о том, что сводить все мифы к ритуализму нельзя.

Бронислав Малиновский акцентировал, что мифы действительно связаны с ритуалами и сохраняются в памяти народа благодаря повторяющимся обрядам. Но это было бы невозможно без веры в их магическую силу. Если Фрэзер считал, что магия господствовала только в начальный период развития культуры, а потом ее сменили религия и наука, Малиновский стоял на том, что магия, религия и наука развивались параллельно.

Интересный подход предложил Эрнст Кассирер в своей книге 1925 года "Мифологическое мышление". Его концепцию можно назвать символической. Он опирался на Малиновского (а также Леви-Брюля, Маретта, Дюркгейма и т.д.). Основная мысль Кассирера состояла в том, что мифология - особый способ символического выражения чувств и опыта. Это такая же автономная, замкнутая система, как язык и искусство. Ее отличие в том, что в миф не видит разницы между реальным и выдуманным, между вещью и ее образом, между телом и его свойствами.

Свою интерпретацию мифа предложили и фрейдисты. У них все сводилось к психологии и тому, что в мифе реализуются нереализованные влечения, в первую очередь, сексуальные.

И, наконец, хочу упомянуть еще Ролана Барта (1915-1980). Он посвятил свои исследования изучению политических мифов. Благодаря им история превращается в идеологию. Философ считал, что в наше время существует огромный простор для мифологизирования, особенно в политических целях.

Как зарождаются мифы

Как зарождаются мифы

Чтобы ответить на этот глобальный вопрос, нужно ответить на множество других вопросов, которые в полной мере и раскроют нам истину. Ответ же нам предстоит искать в древних веках, когда люди пытались понять природу и окружающий мир, понять свое положение в мире, найти всему этому рациональное объяснение.

Но, конечно же, несколько тысяч лет назад этого нельзя было сделать чисто физически. Древние народы просто представить не могли, что планета на самом деле круглая, а не плоская, что она просто висит сама по себе в космосе, а не стоит на слонах и черепахах.

А загадок было много. Как объяснить, что люди влюбляются друг в друга, как объяснить, что на небе сверкает молния, что идет дождь, что на море бушуют бури, или на земле возникают ураганы, как объяснить, что люди умирают? На самом деле, даже сейчас 90% людей не смогут нормально ответить на эти вопросы, и уж тем более не смогут научно объяснить происхождение этих природных явлений. В современном мире мы воспринимаем это как данность, ибо у нас есть информация о том, что это все природные явления. У древних народов всего этого не было.

Они не могли объяснить этих явлений. А как мы знаем, что если человеку не хватает информации, то в дело вступает воображение. И, согласитесь, намного проще объяснить ту же молнию тем, что это Зевс гневается, а не потому, что в облаках формируется статический заряд. Так и происходило, то, то люди не могли объяснить, становилось красивыми легендами. Так появлялись крылатые кони, так появлялись боги, так появлялись великаны и циклопы…

Распространение мифологии

Распространение мифологии

Именно поэтому большинство древних религий так похожи, и так различны друг с другом. А все дело в том, что явления древности – были одинаковыми, а вот имена богам – давали разные. Так, например, владыкой молнии у греков стал Зевс, у скандинавов это был Тор, а у славян – Перун. Тоже самое касалось других направлений и явлений.

Но не стоит забывать, что среди древних людей было и много путешественников. Да и военные походы совершались регулярно, что также повлияло на распространение мифологии. Т.е., мы, конечно, не можем ничего утверждать, но вполне можем предположить. Например, были египтяне, которые не могли объяснить какое-то явление. И вот приходят греки, и говорят, что на самом деле за это явление отвечает какой-то бог. Египтяне принимают это и начинают всячески ублажать этого бога. Впоследствии, из-за языковой разницы, египтяне переиначивают имя этого бога на свой лад, а потом, со временем, дополняют его функции, возможности. Так миф обрастает дополнительными легендами.

В этом плане немного отличается русский народ. Т.е., если вы что-то еще помните из истории, то дело было примерно так. Сотни, а может быть и тысячи лет подряд, наши предки верили в различных языческих существ, которыми были не только боги, но и языческие существа. Нельзя сказать, что христианство было прям чуждой религией для нашего народа. Еще до Владимира крещеной была Ольга, посетившая Константинополь, в свое время. Кроме того, и среди простого народа также были крещеные.

когда зародилась мифология

А потом к власти пришел князь Владимир, который где по доброй воле, а где огнем и мечем крестил Русь. Он первый, кто разрушил пантеон славянских богов. Однако выбить из памяти нашего народа то, чего они сами не желают – невозможно. И если языческая религия стерлась из нашей памяти, то она осталась в фольклоре и в языке.

И тут мы плавно подходим к вопросу, а когда же все-таки зародилась мифология? Но и тут однозначного ответа нету. Можно только предположить, что в том или ином виде мифология существовала всегда, начиная от появления человека разумного, когда первые люди начали образовывать поселения, когда у них начало формироваться сознание. Все последующее – это лишь красивые легенды и дополнения к первоначальным мифам.

Почему появились мифы

Рекомендуем по теме

Это сейчас мифы для нас – красивые истории их прошлого. А тогда для людей – это была данность. Они рождались и умирали с этими историями, они жили и верили. Кроме того, мифы были отличным способом, который позволял влиятельным людям сохранять власть. Например, взять египетскую мифологию, там сплошь и рядом фараоны являются потомками богов. Разве взбредет в голову обычному человеку противостоять сыну бога, или свергать его с престола? Конечно же нет. Именно поэтому популяризация мифологии проводилась и высшими руководителями городов и стран (что и говорить, в наши дни происходит тоже самое).

Антон

Антон

В этом не было нужды. Как мы уже сказали, большинство людей принимали миф за реальность. А когда тебе с детства что-то внушают, то очень тяжело впоследствии перестроиться. Да и смысла в этом нет никакого.

Мифы – это вымысел или реальность

Мифы в мифологии

На самом деле, ученые до сих пор не могут ответить на этот вопрос. Однако большинство из них сходятся во мнении, что мифами является и то, и другое. Например, в нашей статье о кентаврах мы рассказали теорию об их происхождении. Считалось, что это просто всадники с востока, которые настолько ловко управлялись с лошадьми, что их считали полноценными существами.

Тоже самое касается и происхождения циклопов. Недавно были найдены кости слонов, и они как 2 капли воды напоминают череп циклопа, точнее их носовая часть, которую древние люди вполне могли спутать с глазницей циклопа.

Инопланетные теории зарождения мифов

зародилась мифология

Все мы любим, иной раз, посмотреть документальные передачи, в которых рассказывается о нетрадиционной истории. Если же вы не слышали о таких передачах, то мы приведем вам пару примеров, которые вполне могут стать мифами, спустя лет так 200-300.

Например, считается, что в древности нашу планету посещали инопланетяне (а некоторые так думают и по сей день). Именно инопланетяне и представлялись нашим предкам богами, ибо по другому их превосходство они никак не могли объяснить.

Такая теория, хоть и звучит неправдоподобно, но объясняет многие факторы. И наличие сверхоружия (молнии Зевса, око Ра и т.д.), и немыслимые успехи в архитектуре (греческие и римские храмы, египетские пирамиды и Сфинкс и т.д.), немыслимые существа (биологические эксперименты).

Но, как мы уже говорили в некоторых наших предыдущих статьях, пока нет ни доказательств этого, ни, какой-либо, опровергающей информации. А потому, одинаково правы будут и те, кто поддерживают эту теорию, и те, кто ее опровергают.

Как зарождаются мифы в мифологии

И вот, мы подходим к тому, с чего и начинали нашу статью. Теперь, когда мы знаем, что такое миф и для чего он был нужен, мы можем предположить и то, как он зарождался. Миф – это сочетание истории, религии, рассказов, которые были объединены в одно целое, благодаря времени и воображению. И зародились они в незапамятные времена, а впоследствии только обрастали некоторыми особенностями и подробностями. Впоследствии одни легенды дополняли другие, все они обрастали новыми подробностями и формировали единое целое представление о мире, что мы теперь зовем мифологией.

На этом наша статья подходит к концу. Надеемся, что мы хоть как-то удовлетворили ваше любопытство. На этом мы и хотим попрощаться, всем удачи и до новых встреч.

миф это

Первые упоминания о мифах

Совокупность мифов в обрядовых ритуалах приобретала вербальную форму, выступая, одним из специфических способов систематизации информации об окружающей действительности. С другой стороны, повествования о природе происхождения Вселенной и человека в ней выполняли ряд важных функций: религиозную, идеологическую, философскую, историческую, научную.

К особенностям мифов можно отнести произвольный подход к составлению сюжетов, персонификацию природных явлений, зооморфизм.

Появление представлений о сверхчувственных началах приходится на время появления первых захоронений. Благодаря древним погребениям найдено множество элементарных форм изобразительного искусства.

миф значение слова

История происхождения мифов

В верхнем палеолите происходит устойчивое формирование синкретического комплекса: миф – изображение – ритуал. Сохранение этой структуры на протяжении всей истории человечества говорит о ее универсальности. В ней долгие века отражаются и рациональное начало и иррациональное культурное ядро.

Понятие мифа

Также встречаются развернутые модернизированные варианты, гласящие, что миф – это синкретическое понимание окружающего мира, выраженное чувственно-конкретными персонификациями и одушевленными существами, которые отождествляются с реальностью. Философские взгляды на трактование этого понятия отталкиваются от понимания мифа как образной схемы мира, объясняющей и предписывающей конкретный алгоритм действий.

примеры мифов

Что означает слово миф? На этот вопрос можно ответить синтезировав смыслообразующие составляющие из различных подходов. Именно так можно формулировать полное и точное определение этого понятия: мифами считаются тексты и изображения, демонстрирующие синкретическое отражение окружающей действительности в разные эпохи развития человечества. Причем каждая культура обладает своеобразием, подчеркивающим многочисленные аспекты развития конкретного общества.

Типология мифов

В школьную программу входят мифы, которые с легкостью можно назвать античными, библейскими или другими старинными сказками. Они повествуют о событиях, связанных с сотворением мира, совершением древних деяний (в основном греческими и римским богами и героями).

Исследователи исторической мифологии отмечают, что в великом множестве произведений разных народностей многие основные темы и мотивы повторяются. То есть происхождение мифов не во всем определяет их содержание. Например, одними из самых древних и примитивных являются сказания о животных. Наиболее ранние из них лишь наивно описывают признаки представителей фауны. А в древних австралийских мифах, например, широко распространена теория происхождения животных от людей. Но и другие народы мира, пусть и не так явно, распространяют в своих сказаниях мифологическое представление о том, что человек некогда был животным. Примеры мифов такого рода: древнегреческие сказания о девушке-нимфе Дафне, о гиацинте, о нарциссе и прочие.

Происхождение небесных светил также часто освящалось в мифах. В так называемых солярных, лунарных и астральных сказаниях Солнце, Луна и звезды часто изображались людьми, которые когда-то жили на Земле и по разным причинам впоследствии поднялись на небо. Такой миф – это выдуманная народом альтернатива формирования Вселенной. Еще один распространенный сюжет - описание процесса создания Солнца каким-либо сверхъестественным существом. В этом случае небесное светило не одухотворялось.

понятие мифа

Центральное место в совокупности мифов многих стран занимали произведения, описывающие создание мира и Вселенной, а также человека. Иначе их называют космогоническими и антропогоническими соответственно. Культурно отсталые народы мало повествовали на эти темы. В частности, австралийцы лишь вскользь упоминали о том, что раньше поверхность Земли выглядела иначе, но вопросы о появлении ее никогда не ставились.

Полинезийцы, североамериканские индейцы, народы Древнего Востока и Средиземноморья рассматривали космогонические процессы с двух точек зрения. Одна из них была основана на идее сотворения мира (креационная), другая – на идее его развития (эволюционная). Согласно креационной теории, мир создал творец, бог, колдун или другое сверхъестественное существо. В мифах, построенных на эволюционной теории, мир планомерно развивается из какого-то первобытного бытия. Это может быть хаос, мрак, тьма и т.д.

В космогонических мифах часто сплетаются и сюжетные линии о процессе происхождения богов и людей. Самым распространенным взглядом на данный вопрос было чудесное рождение человека. Спустя несколько веков в мифах появились первые упоминания о судьбе, загробном мире.

происхождение мифов

Как формируются мифы

С помощью своих речевых структур миф демонстрирует что-то неизведанное, новое и по ходу развития сюжета показывает, каким образом это новое появилось. Это могут быть действия героя, деяния первопредка или бога. Встречаются и серии мифов, когда что-то новое введено в одном из произведений, а далее развивается сюжет на основе свершившихся событий, о которых в следующих сказаниях лишь упоминается. То есть они принимаются априори как данность.

Примеры современных мифов

Современные мифы, появившиеся в России во второй половине ХХ века, в основном имели одну и ту же направленность. Центральной фигурой всегда было какое-то реликтовое существо.

современные мифы

Далеко от цивилизации, в затерянном уголке Земли есть место, где по случайному стечению обстоятельств вся окружающая действительность напоминает далекое прошлое Земли. Это и климат, и животный и растительный мир. Именно это предположение легло в основу серии мифов о растениях и животных, сохранившихся в первозданном мире с древних времен. Яркий пример такого рода мифов – сказание о чудовище по имени Несси, обитающем в шотландском озере Лох-Несс.

Также имеется множество мифологических рассказов о морских существах (чудищах), которых видели моряки, путешественники и рыбаки.

Современные мифы и наука

Суть данной проблемы состоит в том, что вещать о мифе как о научном факте сложно. С уверенностью можно заявить, что он является компонентом мифологии. При этом он относится ко вторичному уровню сознания, который охватывает идеологически, культурно и научно переработанные сведения. В данном контексте, миф – это искусственно созданное человеком сказание, в основе которого лежат предположения и легенды, постепенно изменяющиеся под влиянием идеологических и научных факторов.

что означает слово миф

Два направления развития мифологии

Появление мифов сопряжено с возникновением, становлением и развитием какого-то народа. Именно так люди формируют свою индивидуальную историю происхождения. Позже в мифотворчестве появляются произведения, предназначенные для масс (которые создает элита), и сказания, созданные самим народом. Таким образом, можно говорить о двух направлениях развития мифологии: закрытом и открытом.

Читайте также: