Чем младенец отличается от детеныша животного в психологии кратко

Обновлено: 30.06.2024

Психика— это индивидуальное свойство человеческого или животного организма, заключающееся в его способности к самостоятельному восприятию окружающего мира, построению объективной реальности и регуляции своего поведения и деятельности.

Психика, как явление, присущее живым существам обнаружена исследователями как у человека, так и у животных. Животные, как и люди эмоциональны, способны чувствовать и думать.

Раньше считалось, что у животных нет психики, однако последние исследования доказывают обратное, более того, ученые и психологи уверены в том, что психика животного практически ничем не отличается от психики человека. То есть животное испытывает такие же чувства и эмоции, как человек, практически ничем не уступая.

Ученый и биолог Ч. Дарвин впервые заговорил о том, что животное испытывает схожие психические чувства, что и человек, именно после его заявлений исследователи начали изучать возможные сходства и различия между животными и человеком в этом вопросе.

Также Дарвин говорил о том, что у животных и человека схожи не только эмоции, но и практическое мышление, то есть в целом животные не уступают человеку в этом вопросе.

В дальнейшем ученые стали изучать поведение животных в разных обстоятельствах, а также поведение одного конкретного животного и поведение в группе. Результаты показали, что поведение животных и их эмоциональный настрой очень схожи с поведением и эмоциями человека, что говорит о том, что психика и тех и других имеет множество схожих черт.

Также психологи и ученые пришли к выводу, что вся психология животных основана на двух основных утверждениях:

  1. Психика животного зависит от генетики. Психика, как и генетическая память, передается животному от родителей. Чем устойчивее психика была у предков, а также, чем выносливее они были, тем крепче психологическая устойчивость животного. Например, если наблюдать за домашними кошками, то можно заметить, что одни более пугливы, другие менее, одни более приспособлены к уличной жизни (могут драться, не боятся резких звуков, идут на контакт с людьми), тогда как другие могут существовать только в уютной квартире;
  2. Психика животного формируется под воздействием стихийных обстоятельств и факторов внешней среды. Если животное привыкло жить в сытости и достатке, например, домашняя собака, то ее психика более слабая, чем у собаки, которая выросла на улице и терпела голод, холод.

Закалка психики у животных, как и у людей, начинается с самого детства, с условий места обитания. Сложно сравнивать психику льва, который вырос в зоопарке и льва, выросшего в диких джунглях, это будут две разные особи.

Из всего вышесказанного следует, что воспитывать человека и животное необходимо с детства, так как их психика начинает формироваться именно в детском возрасте. Для подтверждения этого обстоятельства в качестве примера можно привести собак, которые воспитывались на улице и собак, которые воспитывались кинологами. Уличные собаки и собаки кинологов будут отличаться тем, что психика обученной собаки куда устойчивее, чем психика необученной собаки. Обученная собака, чтобы среагировать, ждет команды и проявляет агрессию только в необходимом случае, тогда как уличная собака слабоуправляемая, и психика ее не поддается анализу.

Важным различием психики человека и психики животных является то, что человек в отличие от животного с возрастом начинает самостоятельно управлять своей психикой, , сознательно ее регулировать,.

Психическое развитие ребенка и животных: сходства и отличия

Психическое развитие ребенка и животного нельзя назвать одинаковым, несмотря на множество сходств, это обусловлено следующим:

  • Ребенок, в отличие от животного, по мере своего взросления начинает познавать мир. Для познания мира ребенок обладает предметностью, осмысленностью, константностью и т.д. С помощью этих свойств ребенок способен накапливать, обрабатывать, анализировать и хранить информацию в своей памяти. Эту информацию в дальнейшем он использует для своего развития. Надо заметить, что у человека довольно большие резервы памяти, все, что происходит с человеком за жизнь, он способен запоминать, со временем информация теряется, но из сознания не уходит;
  • Животные в отличие от человека не обладают столь большим резервом памяти, поэтому они не способны запоминать много и сразу, однако небольшой объем памяти у них есть. Обычно самые яркие воспоминания у животных из детства, это запахи, место обитания. Также важно заметить, что животные не могут поделиться своим опытом с другими животными или передать своим потомкам, что и останавливает их в психологическом развитии. Когда животное умирает, его память и опыт умирают вместе с ним, лишь малая часть его памяти или памяти предков передается новому поколению.

Когда человек взрослеет, он начинает активно развиваться, если сравнивать человека и животного на самой ранней стадии – стадии рождения, то их психологическое мышление и инстинкты в целом очень схожи, однако, по мере взросления между ними возникает разница, которая усиливается с течением времени.

При решении несложных практических задач человек и животное ведут себя почти одинаково. Например, если напугать животное или человека, то действия и того и другого будут схожими – испуг, бегство, паника и т. д. Однако, когда практическая задача усложняется, животное начинает явно проигрывать, так как человек применяет логическое мышление, которое отсутствует у животного.

Также разность развития проявляется и в эмоциональной сфере – при рождении и животное и человек уже наделены определенными эмоциями: радость, грусть, тоска и т. д. Однако по мере развития эмоции животного практически не меняются, они естественные и отражают тоже самое, что и отражали при его рождении. У человека эмоции в связи с взрослением начинают интерпретироваться и часто можно видеть, что человек изображает грусть, когда ему совсем не грустно, то есть человек может управлять эмоциями или подавлять их вовсе.

Следовательно, на начальном этапе жизни психика животного и человека схожи, однако в процессе развития и того и другого между ними возникает и увеличивается разница, так как развитие человека происходит гораздо быстрее.

Как известно, объект может изменяться, но при этом не развиваться. Рост, например, – это количественное изменение данного объекта, в том числе и психического процесса. Есть процессы, которые колеблются в пределах “меньше-больше” – это процессы роста в собственном и подлинном смысле слова. Рост протекает во времени и измеряется в координатах времени. Главная характеристика роста – это процесс количественных изменений внутренней структуры и состава входящих в него отдельных элементов без существенных изменений в структуре отдельных процессов. Например, измеряя физический рост ребенка, мы видим количественное нарастание. Л.С. Выготский подчеркивал, что явления роста имеются и в психических процессах, например, рост запаса слов без изменения функций речи.

По на фоне этих процессов количественного роста могут происходить другие явления и процессы. Тогда процессы роста становятся лишь симптомами, за которыми скрываются существенные изменения в системе и структуре процессов. В такие периоды наблюдаются скачки в линии роста, которые свидетельствуют о существенных изменениях в самом организме, например, о созревании желез внутренней секреции. В подобных случаях, когда в структуре и свойствах явления происходят существенные изменения, мы имеем дело с развитием.

Развитие прежде всего характеризуется качественными изменениями, появлением новообразований, новых механизмов, новых процессов, новых структур. X. Вернер, Л.С. Выготский и другие психологи описали основные признаки, или критерии, развития. Наиболее важные среди них:

  • o дифференциация, расчленение явления, ранее бывшего единым;
  • o появление новых сторон, новых элементов в самом развитии;
  • o перестройка связей между различными сторонами объекта.

В качестве психологических примеров можно упомянуть дифференциацию натурального условного рефлекса на “положение под грудью” и “комплекса оживления”; появление знаковой функции в младенческом возрасте; изменение на протяжении детства системного и смыслового строения сознания. Каждый из этих процессов соответствует перечисленным критериям развития.

Понятие “развитие” включает развитие: прогрессивное, регрессивное и аномальное.

Прогрессивное развитие характеризуется возрастающей дифференциацией и организацией психических процессов, сопровождающейся совершенствованием функционирования и формирования; регрессивное процессами дезорганизации, сопровождающимися замедлением и прекращением роста и накопления психических способностей; аномальное – частичными или сплошными нарушениями процесса роста, дифференциации и организации психических функций, что сопровождается уменьшением способности к формированию и функционированию (Шмидт Г.-Д., 1978).

Существуют различные типы развития. Поэтому важно правильно найти то место, которое среди них занимает психическое развитие ребенка, т.е. определить специфику психического развития ребенка среди других процессов развития. Л.С. Выготский различал преформированный и непреформи-рованный типы развития.

Преформированный тип – это такой тип, когда в самом начале заданы, закреплены, зафиксированы как стадии, которые пройдет явление (организм), так и конечный результат, который будет им достигнут. Здесь все дано от природы. Примерами служат эмбриональное развитие, физическое развитие (от рождения к старению). Несмотря на то, что эмбриогенез имеет свою историю (наблюдается тенденция к сокращению нижележащих стадий, самая новая стадия оказывает влияние на предшествующие стадии), это не меняет типа развития.

В психологии была предпринята попытка представить психическое развитие по принципу эмбрионального развития. Эта концепция принадлежит Ст. Холлу. В ее основе лежит биогенетический закон Э. Геккеля: онтогенез есть краткое повторение филогенеза. Психическое развитие рассматривалось Холлом как краткое повторение стадий психического развития предков современного человека.

Непреформированный тип развития наиболее распространен на нашей планете. Поэтому типу происходит развитие галактики, Земли, процесс биологической эволюции, развитие общества. Непреформированный путь развития не предопределен заранее, с самого начала неизвестны все стадии развития и его конечный результат.

Процесс психического развития ребенка также относится к этому типу. Дети разных эпох развиваются по-разному и достигают разных уровней развития. С самого начала, с момента рождения ребенка, не заданы ни тс стадии, через которые он должен пройти, ни тот итог, которого он должен достигнуть. Детское развитие – особый процесс, который детерминирован не снизу, а сверху, той формой практической и теоретической деятельности, которая существует на данном уровне развития общества. (Как сказал поэт: “Лишь рождены, уже нас ждет Шекспир”.) В этом состоит особенность детского развития. Его конечные формы не даны от природы, а заданы в формах материальной и духовной культуры общества. “В развитии ребенка, – писал Выготский, – то, что должно получиться в конце развития, в результате развития, уже дано в среде с самого начала. И не просто дано в среде с самого начала, но влияет на самые первые шаги развития ребенка” (Выготский Л.С, 2001). Ни один процесс развития, кроме онтогенетического, не осуществляется но уже готовому образцу. Человеческое развитие происходит по образцу, который существует в обществе. Выготский предложил называть “эту развитую форму, которая должна появиться в конце детского развития… конечной, или идеальной, формой – идеальной в том смысле, что является образцом того, что должно появиться в конце развития, или конечной – в смысле того, что должно в конце развития у пего получиться”. Согласно Выготскому процесс психического развития ребенка – это процесс взаимодействия реальных и идеальных форм. Если в среде, замечает он, нет соответствующей идеальной формы и развитие ребенка протекает вне этих специфических условий, т.е. вне взаимодействия с конечной формой, то у ребенка соответствующая форма и не разовьется.

Задача детского психолога – проследить логику освоения идеальных форм. Ребенок не сразу осваивает духовное и материальное богатство человечества, но вне процесса освоения идеальных форм развитие невозможно вообще. Процесс онтогенетического развития – процесс ни па что не похожий, процесс чрезвычайно своеобразный, который проходит в форме освоения материальной и духовной культуры общества.

Глава 1. Характеристика психического развития человека в период детства и животных 3

1.1 Основные этапы психического развития ребенка 3

1.2 Основные этапы психического развития животных 6

Глава 2. Проблема сравнения психического развития человека в период детства и животных в психологии 10

2.1 Подходы к сравнению психического развития человека в период детства и животных в психологии в психологии 10

2.2 Специфические характеристики психического развития ребенка по сравнению с животными 11

Список литературы 15

Выдержка из работы:

Некоторые тезисы из работы по теме Специфика психического развития ребенка по сравнению с развитием животных
Введение

Актуальность изучения специфики психического развития ребенка по сравнению с развитием животных обусловлена проблемами современной возрастной психологии. Несмотря на достаточно длительное исследование детского развития, сегодня остаются открытыми вопросы соотношения биологического и социального как оснований психического развития человека в период детства, а также вопросы выделения специфических, сугубо человеческих характеристик становления высших психических функций.

Глава 1. Характеристика психического развития человека в период детства и животных

1.1 Основные этапы психического развития ребенка

Одной из ключевых задач возрастной психологии является выделение основных этапов развития детской психики. Решению это задачи посвящены исследования З.Фрейда, Э.Эриксона, Ж.Пиаже, Л.С.Выготского, Д.Б.Эльконина и др. Выделение основных этапов развития психики ребенка позволяет выстроить картину динамики детского развития, описать особенности и закономерности развития в различные периоды времени.

С учетом актуальности проблем исследования детского развития была поставлена цель рассмотреть особенности психического развития ребенка по сравнению с развитием животных.

На основе изучения литературы был сделан вывод, что в онтогенезе развития ребенка можно выделить такие периоды как младенчество, раннее детство, дошкольный возраст, младший школьный и подростковый возраста, а также ранняя юность. ………..

Представленный учебный материал (по структуре – Теоретическая курсовая) разработан нашим экспертом в качестве примера – 12.09.2012 по заданным требованиям. Для скачивания и просмотра краткой версии курсовой необходимо пройти по ссылке “скачать демо…”, заполнить форму и дождаться демонстрационной версии, которую вышлем на Ваш E-MAIL.

Если Вас интересует помощь в написании именно вашей работы, по индивидуальным требованиям – возможно заказать помощь в разработке по представленной теме – Специфика психического развития ребенка по сравнению с развитием животных … либо схожей. На наши услуги уже будут распространяться бесплатные доработки и сопровождение до защиты в ВУЗе. И само собой разумеется, ваша работа в обязательном порядке будет проверятся на плагиат и гарантированно раннее не публиковаться. Для заказа или оценки стоимости индивидуальной работы пройдите по ссылке и оформите бланк заказа.

Специфика психического развития ребенка по сравнению с развитием животных – похожая информация

Готовые курсовые работы. Более 6400 написанных с нашей помощью готовых работ. Множество дополнительного расчетного материала….

Помогли написать отличные рефераты различной тематики в том числе и по этой теме “Специфика психического развития ребенка по сравнению с развитием животных….”

Дипломные экономической и гуманитарной направленности. С нами писались дипломные работы – проходящие антиплагиат….

Защитная речь и доклады

Для школы и института, более 5000 образцов нашего авторства. Также есть отзывы к дипломным работам….

Огромная подборка уже написанных с нашей помощью магистерских диссертаций по всем правилам и ГОСТАМ…

Отчеты по практике

Гарантируем уникальность и качество. Специальные предложения по подготовке бизнес отчетов.

на Курсовую работу

консультацию по
написанию

Сделайте заказ и
скачайте

результат на сайте

  • 29 страниц
  • 25 источников
  • Добавлена 19.06.2015

924 руб.
1 320 руб.

  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы

Введение 3
1. Особенности психического развития животных 5
2. Психическое развитие ребенка в онтогенезе 9
3. Специфика психического развития ребенка 20
Заключение 25
Список литературы 26

Фрагмент для ознакомления

Министерство образования Республики Беларусь

“Гомельский государственный университет

имени Франциска Скорины”

Кафедра физиологии человека и животных

Особенности физического и психического развития детей младшего школьного возраста

Психика— это индивидуальное свойство человеческого или животного организма, заключающееся в его способности к самостоятельному восприятию окружающего мира, построению объективной реальности и регуляции своего поведения и деятельности.

Психика, как явление, присущее живым существам обнаружена исследователями как у человека, так и у животных. Животные, как и люди эмоциональны, способны чувствовать и думать.

Раньше считалось, что у животных нет психики, однако последние исследования доказывают обратное, более того, ученые и психологи уверены в том, что психика животного практически ничем не отличается от психики человека. То есть животное испытывает такие же чувства и эмоции, как человек, практически ничем не уступая.

Ученый и биолог Ч. Дарвин впервые заговорил о том, что животное испытывает схожие психические чувства, что и человек, именно после его заявлений исследователи начали изучать возможные сходства и различия между животными и человеком в этом вопросе.

Также Дарвин говорил о том, что у животных и человека схожи не только эмоции, но и практическое мышление, то есть в целом животные не уступают человеку в этом вопросе.

В дальнейшем ученые стали изучать поведение животных в разных обстоятельствах, а также поведение одного конкретного животного и поведение в группе. Результаты показали, что поведение животных и их эмоциональный настрой очень схожи с поведением и эмоциями человека, что говорит о том, что психика и тех и других имеет множество схожих черт.

Также психологи и ученые пришли к выводу, что вся психология животных основана на двух основных утверждениях:

  1. Психика животного зависит от генетики. Психика, как и генетическая память, передается животному от родителей. Чем устойчивее психика была у предков, а также, чем выносливее они были, тем крепче психологическая устойчивость животного. Например, если наблюдать за домашними кошками, то можно заметить, что одни более пугливы, другие менее, одни более приспособлены к уличной жизни (могут драться, не боятся резких звуков, идут на контакт с людьми), тогда как другие могут существовать только в уютной квартире;
  2. Психика животного формируется под воздействием стихийных обстоятельств и факторов внешней среды. Если животное привыкло жить в сытости и достатке, например, домашняя собака, то ее психика более слабая, чем у собаки, которая выросла на улице и терпела голод, холод.

Готовые работы на аналогичную тему

Закалка психики у животных, как и у людей, начинается с самого детства, с условий места обитания. Сложно сравнивать психику льва, который вырос в зоопарке и льва, выросшего в диких джунглях, это будут две разные особи.

Из всего вышесказанного следует, что воспитывать человека и животное необходимо с детства, так как их психика начинает формироваться именно в детском возрасте. Для подтверждения этого обстоятельства в качестве примера можно привести собак, которые воспитывались на улице и собак, которые воспитывались кинологами. Уличные собаки и собаки кинологов будут отличаться тем, что психика обученной собаки куда устойчивее, чем психика необученной собаки. Обученная собака, чтобы среагировать, ждет команды и проявляет агрессию только в необходимом случае, тогда как уличная собака слабоуправляемая, и психика ее не поддается анализу.

Важным различием психики человека и психики животных является то, что человек в отличие от животного с возрастом начинает самостоятельно управлять своей психикой, , сознательно ее регулировать,.

Психическое развитие ребенка и животных: сходства и отличия

Психическое развитие ребенка и животного нельзя назвать одинаковым, несмотря на множество сходств, это обусловлено следующим:

  • Ребенок, в отличие от животного, по мере своего взросления начинает познавать мир. Для познания мира ребенок обладает предметностью, осмысленностью, константностью и т.д. С помощью этих свойств ребенок способен накапливать, обрабатывать, анализировать и хранить информацию в своей памяти. Эту информацию в дальнейшем он использует для своего развития. Надо заметить, что у человека довольно большие резервы памяти, все, что происходит с человеком за жизнь, он способен запоминать, со временем информация теряется, но из сознания не уходит;
  • Животные в отличие от человека не обладают столь большим резервом памяти, поэтому они не способны запоминать много и сразу, однако небольшой объем памяти у них есть. Обычно самые яркие воспоминания у животных из детства, это запахи, место обитания. Также важно заметить, что животные не могут поделиться своим опытом с другими животными или передать своим потомкам, что и останавливает их в психологическом развитии. Когда животное умирает, его память и опыт умирают вместе с ним, лишь малая часть его памяти или памяти предков передается новому поколению.

Когда человек взрослеет, он начинает активно развиваться, если сравнивать человека и животного на самой ранней стадии – стадии рождения, то их психологическое мышление и инстинкты в целом очень схожи, однако, по мере взросления между ними возникает разница, которая усиливается с течением времени.

При решении несложных практических задач человек и животное ведут себя почти одинаково. Например, если напугать животное или человека, то действия и того и другого будут схожими – испуг, бегство, паника и т. д. Однако, когда практическая задача усложняется, животное начинает явно проигрывать, так как человек применяет логическое мышление, которое отсутствует у животного.

Также разность развития проявляется и в эмоциональной сфере – при рождении и животное и человек уже наделены определенными эмоциями: радость, грусть, тоска и т. д. Однако по мере развития эмоции животного практически не меняются, они естественные и отражают тоже самое, что и отражали при его рождении. У человека эмоции в связи с взрослением начинают интерпретироваться и часто можно видеть, что человек изображает грусть, когда ему совсем не грустно, то есть человек может управлять эмоциями или подавлять их вовсе.

Следовательно, на начальном этапе жизни психика животного и человека схожи, однако в процессе развития и того и другого между ними возникает и увеличивается разница, так как развитие человека происходит гораздо быстрее.

В пределах класса птиц и млекопитающих выделяют две группы животных: незрелорождаемых и зрелорождаемых.

Детеныши незрелорождаемых видов (птенцовые в классе птиц) появляются на свет недоразвитыми: слепыми, глухими, с неразвитой терморегуляцией тела. Кроме того, у незрелорождаемых детенышей не развит опорно-двигательный аппарат и центральные механизмы регуляции движений. Поэтому они практически не способны к локомоциям.

Зрелорождаемые млекопитающие быстро (в течение первого часа жизни) адаптируются к новой среде обитания. По завершении родового процесса они способны следовать за матерью, самостоятельно находят сосок. Зрелорождаемые неонатанты вскоре после рождения устанавливают социальные связи со своими соплеменниками и приобретают необходимый личный опыт.

Принадлежность к той или иной группе предопределяется биологией вида. Явление незрелорождаемости свойственно плотоядным животным, ведущим хищный образ жизни. Беременность самки заметно ограничивает ее физические возможности и результативность пищедобывания в форме охоты. Если самка вынашивает плод продолжительный срок, а плод при этом достигает больших размеров, то ее скоростные и силовые возможности резко снижаются. При этом ставится под угрозу не только успех репродукции, но и сама жизнь самки и, следовательно, существование популяции и вида. Поэтому самки хищных животных имеют укороченную беременность, во время которой плод и околоплодные оболочки не достигают тех размеров и массы, как у зрелорождаемых животных. Это дает возможность самкам хищных животных оставаться активными (и сытыми) до конца беременности. Платой за это служит появление на свет недоразвитого потомства, которое требует к себе дополнительного внимания.

Справедливости ради следует сказать, что незрелорождаемые виды имеются и среди мирных животных, например грызунов, приматов.

Просматривается связь между степенью зрелости неонатантов и многоплодием вида. Зрелорождаемые виды млекопитающих являются малоплодными и производят на свет 1-2 детеныша (редко больше). Незрелорождаемые виды являются чаще всего многоплодными и производят на свет 6-8 детенышей. Однако это крайние точки зрения. Приматы являются малоплодными животными и, тем не менее, у них рождается 1-2 слаборазвитых детеныша. С другой стороны, свиньи могут иметь в помете свыше десятка зрелых поросят.

Поведение новорожденного имеет большое значение для его собственного состояния в постнатальный период и для стимулирования паттернов материнского поведения у роженицы. Стратегические цели новорожденного и матери совпадают. Они заключаются в том, чтобы обеспечить безопасность и создать условия для быстрого развития неонатанта.

Особенности поведения новорожденных разных видов животных должны четко представлять себе все лица, которые обеспечивают уход за домашними животными. В недалеком прошлом в скотоводстве, овцеводстве и свиноводстве нашей страны гибель молодняка в отдельных хозяйствах достигала 70%. И в значительной степени причина этого ненормального явления заключалась в неумелых действиях обслуживающего персонала, который плохо знал особенности поведения новорожденных и их потребности. Только зная особенности поведения новорожденных, особенности поведения рожениц разных видов, специалист может обеспечить потребности и тех, и других и создать адекватные этим потребностям условия содержания животных в перинатальный период.

В перинатальный период и самка, и особенно новорожденный являются предельно уязвимыми. После рождения детеныш попадает в среду, которая резко отличается от той, в которой протекала его предыдущая жизнь. В утробе матери он был защищен от окружающей среды и ни в чем не испытывал недостатка, так как имел единую с матерью систему кровообращения. Первые минуты после рождения неонатант находится в особом состоянии, физиологические основы которого еще плохо изучены. Неясно его психическое состояние в этот миг жизни. Показателем того, что он выходит из состояния эмбриогенеза и приходит в сознание, служат движения ушей (у новорожденных зрелорождаемых видов) и подъем головы. Если в первые минуты после родов этого не происходит, жизнеспособность неонатанта вызывает большие сомнения.

После рождения на детеныша начинают воздействовать незнакомые стимулы среды. Это жесткий субстрат, на котором он оказался сразу после выхода из родовых путей. Это свет, звуковые сигналы, запахи, воздушная атмосфера и более низкая температура новой среды обитания. Все в окружении незнакомо новорожденному, за исключением, может быть, голоса матери и запаха амниотической жидкости.

Новорожденный сразу же приступает к исследованию этой новой среды, т. е. он воспринимает по мере своих физиологических возможностей все эти раздражители и пытается сориентироваться в новых для себя условиях, адаптироваться и подготовиться к дальнейшей жизни.

Исследование среды и ориентация в новых условиях — это первые поведенческие проявления новорожденного. Эти поведенческие реакции имеют однозначную направленность — отыскать собственную мать, поскольку в природе без матери он обречен на гибель. Найти и установить прочную связь с матерью — это единственный способ преодолеть собственную беспомощность и выжить в первоначально враждебной для него новой среде.

В случае со зрелорождаемыми животными особое влияние на формирование взаимоотношений между матерью и новорожденным оказывает характер двигательной активности самого неонатанта сразу после его появления на свет. A. F. Fraser и D. М. Broom (1997) выделяют четыре типа движений неонатанта, которые развиваются последовательно. Это координирующие движения в положении лежа, переход из положения лежа в положение стоя, передвижения за счет перешагивания, ориентация в пространстве и ответы на стимулы внешней среды.

Непосредственно после рождения детеныш буквально вываливается из родовых путей самки. Некоторое время он остается неподвижным, вытянувшись в положении лежа. Первые минуты на новорожденного давит сила земного притяжения. В утробе матери в пренатальный период плод не испытывал на себе воздействия земного притяжения. Окруженный околоплодными водами, он находился в состоянии, близком к тому, что космонавты испытывают на околоземной орбите. В первые минуты жизни новорожденный адаптируется к земному притяжению. Зрелорождаемые детеныши довольно быстро справляются с новыми условиями. Буквально через несколько минут неонатант начинает поднимать голову и шею. Затем он пытается совладать с передними конечностями, разгибая и сгибая их. Новорожденный переваливается с одного бока на другой. При этом, вероятно, происходит активизация мышц позвоночника и туловища в целом. Далее в работу включаются задние конечности. Детеныш распрямляет их в попытке подняться. Но в конечном счете ему удается лишь привалиться (сесть) на правую или левую ляжку. При этом голова у него качается из стороны в сторону, а повисшие ушные раковины у многих видов постепенно принимают вертикальное положение.

Все эти внешне неловкие движения неонатанта имеют исключительно важное адаптивное значение. Детеныш начинает чувствовать свое тело и ориентироваться в новом незнакомом пространстве. Поднятая голова, шея и позвоночник формируют подобие арки в одной плоскости. И такое положение новорожденного является наиболее удобным для того, чтобы попытаться встать на все четыре конечности, а у матери стимулирует процесс груминга.

При первом успешном подъеме на все ноги для жеребят, ягнят, козлят и других копытных характерной особенностью является стойка на широко разведенных ногах. Такое положение неонатанта оправдано с точки зрения физики. Детеныши жвачных животных, лошадей и близких к ним видов рождаются с непропорционально длинными конечностями. Из-за этого центр тяжести тела жеребенка или козленка оказывается на большой высоте, а вектор центра тяжести легко выходит за площадь опоры. Для поддержания устойчивого равновесия животным необходимо удерживать тела от смещений за пределы площади опоры, что новорожденному с плохой координацией движений сделать крайне сложно. Поэтому остается другой путь: увеличить площадь опоры и понизить центр тяжести тела. Именно так поступают неонатанты, широко раздвигая передние и задние конечности. По мере развития координации движений новорожденные уменьшают площадь опоры тела в ряде случаев до минимума — суммарной площади копыт.

Как только новорожденному удается закрепиться в положении стоя на четырех ногах, он непременно предпримет попытку совершить первые шаги. Причем первая попытка может оказаться неудачной и привести к падению. Но уже ничто не остановит детеныша от повторения этих попыток. И в конце концов он совершит свою первую локомоцию, которая будет выглядеть как четырехтактный шаг. Эти движения будут неуверенными, что усугубляется наличием эпонихии, или коллагенового чехла, на копыте новорожденного. В утробе матери эта ткань выполняла защитную роль — предохраняла околоплодные оболочки от повреждения копытом плода при его движениях. Мягкая эпохиальная ткань довольно быстро разрывается. Копыта освобождаются от нее в результате первых шагов неонатанта. Однако из-за этой ткани первые шаги новорожденного существенно усложняются. Бытует точка зрения, что именно неуверенные, плохо координированные первые шаги детеныша востребованы его матерью. Эти несовершенные локомоции новорожденного привлекают ее внимание. Они ее беспокоят. В целом, чем сильнее отличается поведение новорожденного от поведения взрослого животного, тем быстрее и прочнее устанавливается связь между матерью и ее детенышем.

Для новорожденного важнейшей задачей является ориентация в пространстве. Однако на этом поприще его подстерегают трудности. Детеныши незрелорождаемых видов появляются на свет слепыми и глухими. Для зрелорождаемого неонатанта характерно состояние миопии, или близорукости. Поэтому новорожденные подавляющего большинства видов в первые минуты и часы жизни полагаются прежде всего на хорошо развитые у всех неонатантов органы обоняния. Исследовательское поведение новорожденного ориентировано на мать. Вытянув шею и голову, детеныш приступает к поиску своей матери. Как правило, она оказывается в этом момент рядом с ним. В распознавании матери участвует зрение, обоняние и тактильная сенсорная система новорожденного.

В процессе ориентации новорожденного мать не остается пассивной. Самка подставляет свое брюхо, как это имеет место у свиней, собак и кошек, или занимает положение стоя и подставляет новорожденному заднюю часть тела, как это происходит у лошадей, коз и овец. В любом из этих случаев ориентировочное поведение новорожденного направлено на поиски материнского соска.

Уже через 15-50 минут жеребенок отыскивает сосок матери и начинает сосать. По данным М. Rogalski (1973), при сосании жеребенок занимает строго определенное положение по отношению к матери. Он стоит, повернувшись задом к голове кобылы.

Такое взаиморасположение новорожденного жеребенка и кобылы обязательно для послеродового периода. Вероятно, при таком положении кобылы и жеребенка происходит обратный химический импринтинг, т. е. импринтинг матери на новорожденного. При сосании кобыла обнюхивает зад жеребенка и узнает его по специфическому одоральному портрету. Позже жеребенок будет подходить к матери под любым углом.

Через 4 часа после родов жеребенок уже уверенно стоит на ногах и способен следовать за матерью.

Важно отметить, что в случае, если новорожденному не удается отыскать материнский сосок в первые часы жизни, ориентировочно-поисковое поведение неонатанта начинает затухать. И все последующие попытки выглядят более слабыми. Искусственно восстановить поисковую активность новорожденного довольно трудно. Однако в случае, когда новорожденному удается быстро найти материнский сосок и начать сосать молозиво, все последующие поисковые действия детеныша становятся более активными и настойчивыми. В этой ситуации процесс сосания выступает в качестве положительного подкрепления, стимулирующего дальнейшее развитие данного стереотипа поведения детеныша.

С другой стороны, процесс сосания укрепляет материнскую доминанту. Механическое раздражение соска при сосании стимулирует у самки выделение гипофизом гормона пролактина, который помимо общеизвестной стимуляции лактопоэза на уровне молочной железы имеет отношение и к активизации структур самого гипоталамуса, отвечающих за возникновение у роженицы стереотипов материнского поведения.

Заканчивается первый опыт общения новорожденного со своей матерью тем, что он насыщается, устает и засыпает. В свою очередь, сон новорожденного после сосания указывает на нормальную молокоотдачу и на то, что новорожденный насытился. До этого момента жизнь неонатанта протекала с предельным напряжением его слабеньких сил. Он утомился в борьбе за выживание и нуждается в отдыхе. Поэтому сон новорожденного в данной ситуации является логическим завершением первых минут или часов его жизни после рождения.

Таковы общие соображения о поведении неонатантов. Однако разные виды животных обладают существенными этологическими особенностями, которые проявляются с первых минут их жизни. Поэтому далее мы рассмотрим некоторые видовые особенности поведения новорожденных.

У каждого ребенка, еще в утробе матери, закладывается своя психология. Ее необходимо изучать, чтобы понимать, что происходит в душе вашего малыша, знать, что он чувствует. исключить возможность формирования программирующих внутренних конфликтов, которые неизбежно приведут к ограничению внутренней свободы ребенка и возникновению ряда заболеваний впоследствии.

  • Дети
  • Беременность и роды
  • Роды кесарево сечение
  • Период беременности
  • Ольга Панкова гинеколог
  • Психология новорожденного
  • Школа женского здоровья Ольги Панковой
  • Внутриутробное развитие ребенка
  • Оперативное родовспоможение

Похожие материалы

Психология новорожденного

Для ребенка он является одним из самых светлых этапов в жизни. Находясь у мамочки в животе, он ощущает единение со всем миром. Детеныш погружен в естественную для него водную среду, в которой комфортно проходит все стадии эмбриогенеза.

Внутриутробное обитание формирует у него сенсорную чувствительность. Когда малыш слышит шум, он просто впитывает его в себя, не осознавая источника звука. Для плода не существует объектов, так как он не знает природы их происхождения. У него есть только чувства.

Пренатальный период является одним из самых замечательных этапов развития психики и мировосприятия ребенка: он обладает всем необходимым, ему тепло, еда поступает прямо в живот, меконий выводится тут же из организма. Распорядок дня малыша на этом этапе свободный: не жизнь, а сказка!

Психика ребенка развивается ритмически: стремление к единению с матерью сменяется стремлением к разъединению. Роды для малыша являются первым кризисом – это, по сути, смерть в рамках его внутриутробной жизни. Ребенок, выталкиваемый из лона матери, испытывает сильнейший страх смерти.

Во время прохождения через родовые пути формирование внутренних программирующих конфликтов могут вызывать следующие ситуации:

• обвитие пуповиной;
• родовспоможение (наложение щипцов, вакуум-экстракция);
• попадание мекония в ротовую полость и невозможность сделать первый вдох.

Эти события могут усиливать страх смерти, что способствует программированию подсознания на определенный сценарий в последующей жизни.

Психология младенца первого года жизни

Отказ ребенка от материнской груди психологи расценивают как конфликт, сформированный у матери, и отразившейся на младенце. На подсознательном уровне она не желает кормить ребенка. За этим может стоять не только самая банальная эстетическая проблема (боязнь испортить внешний вид груди), но и более серьезная: кормить ребенка означает передавать ему свою любовь. Но если мать сама не получила этой любви в детстве, то у нее не возникнет желания передать ее своему ребенку.

Для благополучного развития малыша в возрасте до года необходимы три условия:

- эмоциональная теплота – принимающее радостное приветливое чувство матери по отношению к ребенку;
- константность – это постоянное окружение одними и теми же людьми, у которых в жизни и поведении, особенно по отношению к крохе, ничего не меняется; отсутствие переездов; константность формирует базовое доверие к миру;
- ритм – размеренный распорядок дня и приемов пищи; благоприятным для психического развития младенца является кормление с определенным ритмом, тогда грудничок знает, что мама обязательно придет и покормит его; это создает ощущение спокойствия и надежности, развивает ощущение времени.

У ребенка первые 12 месяцев очень ограничены адаптационные возможности. Константность – основное требование для его нормального психического развития. Если меняется что-либо из окружения, то возникает напряжение адаптационного механизма, формируются внутренние конфликты. Изменения константности могут вызвать:

- переезд;
- развод;
- смерть одного из родителей;
- нарушение режима питания.

Психологию плода и новорожденного сегодня следует изучать каждой женщине, планирующей стать мамой. И тогда малыш будет расти здоровым и счастливым!

Читайте также: