Чем хорош и чем неудобен водный транспорт в россии география 9 кратко

Обновлено: 30.06.2024

1. Установить роль водного транспорта в развитии экономики России как фактора экономического успеха страны.
2. Продолжить формирование умения анализа карт, диаграмм, картосхем, работать со справочной литературой, текстом учебника.
3. Определить место Санкт-Петербурга в развитии водного транспорта России.

Учитель: на уроке продолжаем изучение транспортного комплекса России, рассматриваем водный транспорт. Предложите план работы ( учащиеся предлагают вопросы для изучения темы)

  1. Уникальность географического положения России.
  2. Факторы успеха в развитии экономики страны.
  3. Санкт-Петербург – морская столица России. Морская символика города.
  4. Преимущества и недостатки водного транспорта.
  5. Причины, определяющие эффективность работы водного транспорта.
  6. Проблемы водного транспорта России, пути их решения, перспективы развития.

Вопрос 1. Уникальность географического положения России.

Россию омывают 12 морей, 3 океана – больше, чем любую другую страну мира.

Протяженность морских границ России – 44,3 тыс. км, это почти в 3 раза больше, чем длина сухопутных границ.


Вывод учащихся: Россия имеет уникальное географическое положение, ей географической судьбой предопределено иметь развитый водный транспорт для связи удаленных районов страны, для развития отношений с миром.

2 вопрос. Факторы успеха в развитии экономики.

Учитель: назовите самые развитые территории Царской России в XIX – начале XX века?

Учитель: определите главный фактор, обеспечивший уровень развития территорий

В XX веке экономически развитые страны в значительной мере исчерпали свои природные ресурсы, важнейшим фактором развития становится транспортный фактор.

Россия начала XXI века – страна, вступающая в мирохозяйственные связи. В 2000 г. был разработан проект Север – Юг, подписано межправительственное соглашение между Россией, Ираном, Индией по созданию транспортного коридора, который соединит Индию, Иран, страны Персидского залива, страны СНГ ( Казахстан, Туркмению). Россия становится транспортным мостом Север-Юг.

Вывод: успешное развитие России, как и прежде, зависит от транспортно - экономических связей.

3 вопрос. Санкт – Петербург – морская столица России. Морская символика города.

(опережающее задание к уроку выполняли три человека)

Именно Петербург три века являлся морским центром России, ее морской столицей:

1. Наш город – главные ворота России в Северо-Западном регионе, самый крупный порт, окно в Европу.

2. В первую половину XIX века русские моряки из Кронштадта совершили 36 кругосветных и полукругосветных плаваний.

3. Именно в нашем городе находится Российское Географическое общество, где проектировались все экспедиции.

4. При Петре 1 в Санкт – Петербурге положено начало систематическому изучению географии и картографии России, работает картографическая фабрика.

5. Образованы учреждения, готовившие кадры для флота( Морской корпус). Офицеры Морского корпуса дали на географической карте 300 новых названий.

6. В настоящее время целый ряд высших учебных заведений причастны к изучению Мирового океана: Государственный университет инженеров водного транспорта, кораблестроительный, горный и др.;НИИ Институт Арктики и Антарктики и др.
Наш город – мозговой центр изучения арктических и антарктических районов планеты.

Морская символкиа города

(на экране демонстрируются иллюстрации):

2. Кораблик Адмиралтейства.

3. Ростральные колонны на Стрелке Васильевского острова.

4. Никольский морской собор.

Морская тематика прослеживается и в топонимике: Большая и Малая Морская, Смольный собор и т.д.

Вывод учащихся: Петербург по праву называется морской столицей России.

Работа с текстом учебника, стр.192 ( 3 мин.)( работа в парах)

4 вопрос. Преимущества и недостатки водного транспорта – 1 ряд

5 вопрос. Факторы, определяющие эффективность работы водного транспорта – 2 ряд

6 вопрос. Проблемы развития морского транспорта России – 3 ряд.

Отчет учащихся по самостоятельной работе.

4 вопрос. ( таблица демонстрируется на экране) Отчет 1 ряда.

Преимущества и недостатки водного транспорта.

Выступление учащегося по опережающему заданию: влияние водного транспорта на окружающую среду.

При движении кораблей происходит загрязнение вод отходами топлива и хозяйственно – бытовыми стоками. Но особенно большую опасность представляют аварии на нефтеналивных судах. При аварии танкера нефть широко разливается по поверхности моря в виде пленки. Площадь загрязнения зависит не только от количества, но и от качества нефти.

1 тонна легкой нефти за 10 мин. образует пятно диаметром 50 метров и толщиной пленки в 1 мм. За несколько часов такое пятно может охватить тысячи кв. км, прекращается доступ кислорода, гибнет все живое.

Способы борьбы с нефтяными загрязнениями: распыление химических веществ, при этом нефтепродукты образуют комки, их собирают сетями с мелкой ячеей спец. суда. Нефть – загрязнитель №1 вод Мирового океана.

5 вопрос. Факторы, определяющие эффективность работы водного транспорта (отчет 2 ряда)

Работа с терминами, контурными картами, картосхемой, диаграммами учебника стр.194.

Два ученика дома работали со справочной литературой (словарями), дали определения

новым терминам (карточка – термин прикрепляется к магнитной доске)

Работа с терминами. (Учащиеся на к. к. обозначают начальными буквами типы судов в главных портах России)

1. Портовый терминал.

Особенно актуально создание паромной переправы Санкт-Петербург – Калининград. Паромная переправа уже действует. Паром идет по нейтральным водам Балтики, минуя таможенные барьеры.

Планируется создание паромной переправы Санк-Петербург – Гамбург( ФРГ).

Давно существует паромная переправа, связывающая Сахалин с материком ( Ванино – Холмск)

Более всего контейнеровозы востребованы в портах Санкт-Петербурга, Новороссийска, Владивостока

Лихтеровозы крайне необходимы на Северном морском пути, т. к. навигация( без ледоколов) в этом районе длится чуть больше месяца.

Рефрижераторы используются для перевозки рыбы, главные порты – Владивосток и Мурманск.

Востребованы в Лесном порту – Архангельске, многопрофильном порте – Санкт-Петербурге.

Санкт-Петербург, Новороссийск, Мурманск, перспективно побережье Карского моря, сейчас в этом районе нет современных портов.

Газовозов в России нет ( не было потребности в производстве этих типов судов: транспортировка газа шла только по газопроводам).Россия расширяет связи с АТР, регионом, зависимым по энергоресурсам. Уже построен завод по сжижению газа на Сахалине, нужны будут и газовозы.

Анализ диаграммы на стр.194.

Совпадает ли распределение типов судов на к.к. и диаграмме?

6 вопрос. Проблемы водного транспорта России, пути их решения, перспективы развития.

Учитель.1.1. Несовершенство российских законов: только 40% отечественного флота ходит под российским триколором, большая часть – на реках (во внутренние районы страны в целях безопасности иностранные суда не допускаются).

2. Заход в порт отечественному судну стоит на 20% дороже, чем иностранному ( такова налоговая система)

3. При российской регистрации условного судна наши суда платят 957 тыс.долларов, в Великобритании – всего 80, 5 долларов.

4. Если же российская компания регистрирует судно в международном реестре, то вместо 211тыс.дол. убытков, компания получит 657 тыс. дол. прибыли – будут средства для обновления флота.

2. Старение флота (отчет учащихся по работе с текстом)

За последние 15 лет ВМФ страны сократился в 4 раза!

В 1991 г. торговый флот имел прибыль – 6 млрд. дол. В 2000г - менее 1 млрд. дол.

Только в конце 2006 года правительство заявило, что финансирование ВМФ станет достаточным, т. к. от этого вопроса зависит государственная безопасность страны.

3. Российские суда перевозят только 6% отечественного тоннажа (этот показатель не меняется уже 5 лет!)

Россия для перевозки грузов осуществляет фрахт судов – наем иностранных судов. Ежегодно при этом страна теряет 3 млрд. дол.

4. Стандартизация документации судов.

Все российские суда должны иметь техническую документацию, соответствующую международным требованиям, иначе пароходство, к которому приписано судно, платит большой штраф. За последние годы число штрафов сократилось, это положительный момент.

5. Потеря Россией портов в результате распада СССР (учащиеся ведут запись на листе, прикрепленном к к.к.)

Наибольшие потери имеет Россия на Балтике, от петровского окна осталась только форточка:

Таллинн – Эстония ( Новоталлинский порт был построен в конце 70 – х годов и был самым современным портом СССР)

Вентспилс( нефтеналивной) – Латвия

Портовое хозяйство Латвии – крупнейшее среди государств Балтии. Используются суда: танкеры, газовозы, рефрижераторы.

Пути решения проблемы: строительство новых портов, модернизация существующих.

Учащиеся составляют обобщенную картосхему на листе, прикрепленном к к.к.

1-е очереди новых портов уже введены в действие, строительство продолжается.

Учитель: В чем вы видите роль Балтийского бассейна для России? (1. Традиционные торговые партнеры России. 2. Повышение конкурентноспособности российских производств. 3. Усиление политического, экономического престижа страны)

Модернизазия порта Санкт – Петербург. Грузооборот порта, благодаря техническому переоснащению достиг 40 млн.т. К 2015 г. запланирован дальнейший рост порт – до 62 млн. т в год. Вместе с морскими портами Лен. области и выходом на максимальную мощность в регионе ежегодно будет перерабатываться 160 – 180 млн. т, а это половина грузооборота крупнейшего порта Европы - Роттердам ( Нидерланды).

На Черном море Россия потеряла порты Одесса, Ильичевск, ВМ базу в Севастополе ( Россия арендует у Украины территорию для ВМ базы. Украина планирует вхождение в блок НАТО, этот вопрос для России будет проблематичен).

На Черном море у России остался только порт Новороссийск

Характеристика морских бассейнов России, внутренних водных путей.

Анализируя карту атласа (физ. карта Европ. части России) назовите, благодаря каким каналам Москва, внутриконтинентальный город, становится портом пяти морей.

Канал им. Москвы, Волго-Балт., Беломоро-Балтийский канал создают единую глубоководную речную систему Европейской части России

Из Атлантического океана через Санкт-Петербург поплывем в Северный Ледовитый океан.

Работа с атласом, карта физ. европ. части России, анализ картосхемы Беломоро-Балтийского канала (на каждом столе).

Учитель: какие природные водные пути используем?( Финский залив

река Нева --> Ладожское оз. --> река Свирь --> Онежское оз.

Беломоро – Балтийский канал был построен в 1933 году (В 2003г. – было 70летие), построен в рекордно короткие сроки, строился заключенными Гулага, редко говорят о значении канала для проводки военных судов в годы Великой Отечественной войны с целью укрепления Кольского полуострова. Если бы не действовавший канал, суда не удалось бы провести, трудно представить, как бы развивались события, какой бы была судьба нашего города.

  1. Научное значение, организация северных полярных станций.
  2. Стратегическое значение: Норвегия, США, Канада – страны блока НАТО.
  3. Экономический интерес: Арктика – перспективный район по добыче углеводородного топлива.

Учитель: Россия имеет самый протяженный в мире морской фасад и широкий выход к морям Сев. Лед. океана, издавна важна проблема освоения Северного морского пути. За организацию работ по исследованию СМП ратовали Д.И.Менделеев, адмирал Макаров. Велика роль Ленина в принятии решений по освоению СМП.

Расстояние от Мурманска да Владивостока – 12 тыс. км по СМП, тогда как через Суэцкий канал – 23, 7 тыс.км. К этому пути большой интерес имеют и западные державы, неслучайно он становится частью международного транспортного коридора.

СМП – важнейший путь для внутренних связей: обеспечивает единство европейской части с бассейнами Оби, Енисея, Лены, Индигирки.

Бассейн Тихого океана.

  1. Связь по СМП европейских и азиатских районов.
  2. Внешнеторговые связи России со странами Азии, потенциальный рынок сбыта российской продукции.
  3. Важнейшее стратегическое положение.
  4. Экономическая роль: ведущий район рыболовства, добыча природных ресурсов.

По таб. 56 установить рейтинг портов Тихого океана по грузообороту.

Вывод урока: Россия станет великой страной только тогда, когда вновь станет великой морской державой.

Литература к уроку:

Морской транспорт имеет важное значение в транспортной системе России: он стоит на третьем месте по грузообороту после железнодорожного и трубопроводного транспорта.

Морской транспорт также играет важную роль во внешнеэкономических связях страны и служит одним из основных источников получения валютных средств.

Это связано с тем, что в отличие от других видов транспорта морскими судами перевозят главным образом экспортно-импортные грузы. Внешние (заграничные) перевозки грузов преобладают. Внутренние (каботажные) перевозки большого значения не имеют, за исключением побережий Тихого и Северного Ледовитого океанов. Среди каботажных перевозок главную роль играет малый каботаж, или плавание вдоль своих берегов в пределах одного или двух смежных морских бассейнов. Большой каботаж — плавание судов между портами России, лежащими в разных морских бассейнах, разделенных береговыми территориями других государств — имеет меньшее значение.

Морской транспорт по многим технико-экономическим показателям превосходит другие виды транспорта: морские перевозки на большие расстояния более дешевые; морские суда, особенно танкеры, отличаются самой большой единичной грузоподъемностью, а морские пути — практически неограниченной пропускной способностью; удельная энергоемкость перевозок невелика.

В то же время зависимость морского транспорта от природных условий (особенно в условиях замерзания морской акватории), необходимость создания на морских побережьях сложного и дорогостоящего портового хозяйства, удаленность от морских побережий основных экономических районов и центров страны, относительно слабые экономические и внешнеторговые связи со странами, расположенными за пределами Европы, ограничивают сферу его применения в России.

Россия имеет 39 портов и 22 портовых пункта. Длина причалов составляет 60, 5 тыс. км. Крупные порты — Санкт-Петербург, Мурманск, Архангельск, Астрахань, Новороссийск, Туапсе, Находка, Владивосток, Ванино и др. В связи с освоением природных ресурсов Крайнего Севера и Дальнего Востока обеспечена круглогодичная навигация в Норильск, на Ямал, Новую Землю. Здесь наибольшее значение имеют порты: Дудинка, Игарка, Тикси, Певек.

Из-за недостаточных глубин 60% российских портов не в состоянии принимать крупнотоннажные суда. Производственные же мощности портов позволяют

обеспечивать только 54% потребности переработки грузов, остальные экспортно-импортные грузы перерабатываются в Прибалтике, Украине, Грузии, Азербайджане.

Резко сократили возможности использования морского транспорта в международной торговле изменения в геополитическом положении России, так как большая часть крупных и хорошо оснащенных морских портов Черноморского и Балтийского бассейнов отошла к другим государствам. По тоннажу российский торговый флот занимает седьмое место в мире (16, 5 млн. т. дедвейта), но большая часть судов настолько физически изношена, что не позволяет многим из них заходить в иностранные порты. Специфика внешней торговли России и перевозок морским транспортом предопределила преобладание в составе грузов массовых и объемных, прежде всего нефтяных. Значительна также доля руды, строительных материалов, каменного угля, лесных и хлебных грузов. Очень нерациональна структура транспортного флота. Проблемы морского транспорта России требуют незамедлительного решения, так как оказывают большое влияние на экономическое положение в стране.

2. Составьте сравнительную характеристику морских бассейнов России с точки зрения их роли в морском транспорте. План характеристики и источники необходимой информации определите сами.

Вся морская акватория России поделена на 5 морских бассейнов, в которых осуществляется работа по перевозке грузов и пассажиров. К каждому из них тяготеют конкретные экономические районы.

Балтийский бассейн — к нему тяготеют Северо-западный экономический район, а также ряд областей Волго-Вятского и Уральского экономических районов. Выход в этот бассейн областей Волго-Вятского и Уральского экономических районов обусловлен высокой развитостью промышленности и внешними связями ряда отраслей. Основными морскими портами здесь являются: Балтийск, Выборг, Калининград, Санкт-Петербург.

Северный бассейн перевозит грузы четырёх прилегающих к нему экономических районов: Северного, Уральского, Западно-Сибирского и частично Восточно-Сибирского. Суда этого бассейна выполняют перевозки грузов для населения и предприятий всего побережья Крайнего Севера, т.е. осуществляют большой каботаж между такими арктическими портами, как Тикси, устьями рек Хатанги, Яны, Индигирки, Колымы и портом Певск. Основными портами этого бассейна являются Архангельск, Беломорск, Диксон, Кандалакша, Мурманск, Нарьян-Мар, Онега, Певск.

Черноморско-Азовский бассейн занимает выгодное географическое положение, имеет выход в страны Европы и Ближнего Востока. К нему тяготеют часть территории Северо-Кавказского экономического района, ряд областей Центрального, Уральского и Поволжского экономических районов.

Основные порты этого бассейна: Азов, Ейск, Новороссийск, Таганрог, Сочи, Туапсе.

Каспийский бассейн. К нему примыкают Северо-Кавказский и Поволжский экономический районы. Посредством судоходных рек и каналов он связан практически со всеми морскими бассейнами Европейской части России. Крупным портом является Махачкала. Возведена первая очередь глубоководного порта Оля.

Дальневосточный бассейн. Охватывает значительную территорию Дальневосточного экономического района. В этом регионе морской транспорт для всего побережья от Берингово пролива до Владивостока является основным видом транспорта и выполняет малый и большой каботаж, а также международные перевозки. Основные порты бассейна: Александровск-Сахалинский, Владивосток, Магадан, Находка, Охотск, Петропавловск-Камчатский, Провидения, Советская Гавань, Усть-Камчатск, Холмск, Южно-Сахалинск.

3. Назовите: 1) морской бассейн России, лидирующий по грузообороту; 2) крупнейший порт России; 3) морской бассейн России, лидирующий по пассажирообороту.

1. Балтийский (Северо-западный)

4. Сравните морской и внутренний водный транспорт по себестоимости, характеру перевозимых грузов, скорости перевозок, проблемам.

Морской транспорт. Является самым крупным перевозчиком в международных перевозках. Его основные преимущества — низкие грузовые тарифы и высокая провозная способность.

К недостаткам морского транспорта относят его низкую скорость, жесткие требования к упаковке и креплению грузов, малую частоту отправок. Морской транспорт существенно зависит от погодных и навигационных условий и требует создания сложной портовой инфраструктуры.

Внутренний водный транспорт. Здесь низкие грузовые тарифы. При перевозках грузов массой более 100 т на расстояние более 250 км этот вид транспорта — самый дешевый.

По рекам и озерам экономична транспортировка объемных грузов, не требующих быстрой доставки (лес, нефть, зерно, строительные материалы)

К недостаткам внутреннего водного транспорта кроме малой скорости доставки относят также низкую доступность в географическом плане. Это обусловлено ограничениями, которые накладывает конфигурация водных путей, неравномерность глубин и меняющиеся навигационные условия.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Описание презентации по отдельным слайдам:

1. Морской транспорт 2. Речной

1. Морской транспорт 2. Речной

Морской транспорт имеет важное значение в транспортной системе России: он сто.

Морской транспорт имеет важное значение в транспортной системе России: он стоит на третьем месте по грузообороту после железнодорожного и трубопроводного транспорта. Морской транспорт также играет важную роль во внешнеэкономических связях страны и служит одним из основных источников получения валютных средств.

Морскими судами перевозят главным образом экспортно-импортные грузы. Внешние.

Морскими судами перевозят главным образом экспортно-импортные грузы. Внешние (заграничные) перевозки грузов преобладают. В связи с освоением природных ресурсов Крайнего Севера и Дальнего Востока обеспечена круглогодичная навигация в Норильск, на Ямал, Новую Землю. Здесь наибольшее значение имеют порты: Дудинка, Игарка, Тикси, Певек.


Морской транспорт: доля в грузообороте - 2,2% (3 место), 40 млрд. т/км а в па.

Структура перевозимых морским транспортом грузов (2014 г.)

Структура перевозимых морским транспортом грузов (2014 г.)


Ведущим по грузообороту морским бассейном России в настоящее время является Д.

Ведущим по грузообороту морским бассейном России в настоящее время является Дальневосточный. Основные порты в нем — редко замерзающие Владивосток и Находка. Около Находки сооружен современный порт Восточный с терминалами для экспорта угля и лесных грузов. Большое значение имеет также порт Ванино, расположенный на завершающем участке Байкало-Амурской железнодорожной магистрали. В этом порту действует паром, связывающий железнодорожную сеть материковой России с сетью острова Сахалин (портом Холмск).

На втором месте по грузообороту находится Северный бассейн. Основные порты в.

На втором месте по грузообороту находится Северный бассейн. Основные порты в нем: Мурманск (незамерзающий, хотя и находится за Северным полярным кругом) и Архангельск (лесоэкспортный, одновременно и морской, и речной). Крупные порты действуют также в устье Енисея. Это Дудинка, через которую вывозятся рудные концентраты из Норильска, и Игарка, через которую идет лес и лесная продукция. Участок Северного морского пути между устьем Енисея и Мурманском является круглогодично действующим, что обеспечивается использованием мощных ледоколов, в том числе атомных. Навигация восточнее устья Енисея осуществляется лишь 2-3 месяца в летний период.

Третий по значению — Балтийский бассейн. Основными портами в нем являются Сан.

Третий по значению — Балтийский бассейн. Основными портами в нем являются Санкт-Петербург (замерзающий) и Калининград (незамерзающий). Использование удобного Калининградского порта затруднено, так как он отделен от основной части России территориями зарубежных государств. Около Санкт-Петербурга действует небольшой порт Выборг, через который идут в основном лесные грузы. Строятся порты Усть-Луга и Приморск.

На четвертом месте по объему грузооборота находится Черноморско-Азовский басс.

На четвертом месте по объему грузооборота находится Черноморско-Азовский бассейн. Здесь расположены два незамерзающих нефтеэкспортных порта — Новороссийск (мощнейший в России) и Туапсе. К морскому транспорту относятся также перевозки по Каспийскому морю. Самыми крупными здесь являются порты Астрахань (одновременно морской и речной) и Махачкала, через которые идут в основном нефтяные грузы.

Россия обладает самой крупной воднотранспортной системой, которая оказывала существенное влияние на размещение производства и населения, развитие промышленности и сельского хозяйства, общий экономический рост. До появления первых железных дорог - внутренние водные пути являлись главными магистралями, по которым осуществлялись перевозки грузов и пассажиров. По мере совершенствования транспортных средств увеличивались расстояния, на которые перемещались люди по воде.

Файлы: 1 файл

водный транспорт.doc

Водный транспорт России - одна из важнейших отраслей хозяйства.

Россия обладает самой крупной воднотранспортной системой, которая оказывала существенное влияние на размещение производства и населения, развитие промышленности и сельского хозяйства, общий экономический рост. До появления первых железных дорог - внутренние водные пути являлись главными магистралями, по которым осуществлялись перевозки грузов и пассажиров. По мере совершенствования транспортных средств увеличивались расстояния, на которые перемещались люди по воде.

Преимущества водного транспорта в том, что для него не требуется строительства транспортных путей, и он потребляет мало топлива, поэтому себестоимость перевозок невелика. Однако по скорости он значительно уступает другим видам, а в условиях нашей страны большая часть рек и акваторий портов зимой замерзает.

В состав водного транспорта входят морской и речной транспорт.

Морской транспорт имеет важное значение в транспортной системе России: он стоит на третьем месте по грузообороту после железнодорожного и трубопроводного транспорта.

Морские границы Российской Федерации протянулись на 47тыс. км и более чем в 2 раза превышают по длине сухопутные.

Значение морского транспорта для России определено положением ее на берегах морей акватории трех океанов: Атлантического, Северного Ледовитого и Тихого.

Морской транспорт имеет важное значение для внутренних и внешних перевозок массовых грузов, особенно на большие расстояния, а также для обслуживания внешней торговли. Морские перевозки, особенно на дальние расстояния, - самые дешевые. Все экономические связи России с дальним зарубежьем осуществляется морем.

Морской транспорт обладает рядом преимуществ по сравнению с другими видами транспорта. Перевозка каждой тонны груза морем требует значительно меньше энергии и, следовательно, меньшего расхода топлива, чем на других видах транспорта. Крупные морские суда способны одновременно перевозить десятки тысяч тонн груза. Все это определяет в значительной степени довольно низкую себестоимость грузов.

По многим технико-экономическим показателям морской транспорт превосходит другие. Однако его зависимость от физико-географических и навигационных условий (замерзаемость многих портов), необходимость создания на морских побережьях сложного портового хозяйства ограничивают сферу его применения.

Сегодня морской транспорт России обслуживает в основном внешнюю торговлю. Общая протяженность морских судоходных линий, эксплуатируемых Россией, оценивается в настоящее время более чем в 1 млн. км.

Основные морские порты: на Черном море - Туапсе, Новороссийск (в основном - экспорт нефти), на Балтийском море - Санкт-Петербург ( переработка разных грузов, экспорт леса, металлов, удобрений), на Белом море - Архангельск (экспорт леса и лесоматериалов), на Баренцевом море - Мурманск (экспорт цветных металлов и других грузов), на Дальнем Востоке - Владивосток, Находка, Ванино ( разнообразные грузы, в том числе экспорт в Японию – угля, леса и лесоматериалов). Морской транспорт России обслуживает в основном внешнюю торговлю, перевозки между российскими портами незначительны.

Внутренний водный транспорт (речной) - вид транспорта, осуществляющий перевозки грузов и пассажиров по внутренним естественным (реки, озера) и искусственным (каналы, водохранилища и шлюзованные участки рек) водным путям.

Внутренний водный транспорт относится к одному из древнейших видов транспорта.

По внутренним водным путям осуществляются перевозки на всей территории России. Особенно существенно их значение при доставке грузов в районы Севера, Сибири и Дальнего Востока.

Речной транспорт располагает большой и хорошо разветвленной сетью путей и озер. Россия располагает уникальными внутренними водными путями, протяженность которых составляет около 100 тыс. км.

Несмотря на большую протяженность внутренних водных путей, речной транспорт сегодня не играет существенной роли в грузоперевозках России, так как большая часть крупных судоходных рек России расположена в суровых, малоосвоенных районах с редким населением, преобладает сезонность перевозок, также в нашей стране мало крупных, современных каналов и других сооружений, объединяющих различные речные бассейны в единую водную систему.

Речной транспорт специализируется в основном на перевозке минерально-строительных материалов, а также лесных, нефтяных и сезонных грузов (овощи, зерно). Большая часть перевоз приходится на Волго-Камский бассейн. Особое значение речной транспорт имеет на крайнем севере, где другие виды транспорта мало развиты.

Но в последнее время доля речного транспорта в грузообороте сокращается, так как он не выдерживает конкуренции с другими видами транспорта, и прежде всего с железнодорожным транспортом, сфера применения которого в сравнении с речным транспортом практически идентична.

Читайте также: