Чем характеризуется уровень актуального развития ребенка в доу

Обновлено: 01.06.2024

В основу разрабатываемой в отечественной возрастной и педагогической психологии концепции о соотношении обучения и умственного развития ребенка легло положение о зонах актуального развития (ЗАР) и зоне ближайшего развития (ЗБР). Эти уровни психического развития были выделены Л.С. Выготским.

Л.С. Выготский показал, что реальное соотношение умственного развития к возможностям обучения может быть выявлено с помощью определения уровня актуального развития ребенка и его зоны ближайшего развития. Обучение, создавая последнюю, ведет за собой развитие; и только то обучение действенно, которое идет впереди развития.

Зона актуального развития – это психические функции, умения и навыки ребенка, которые уже сформировались, созрели, причем ребенок выполняет задачи, связанные с этими умениями и навыками без помощи взрослых.

Зона ближайшего развития –это расхождения между уровнем актуального развития (он определяется степенью трудности задач, решаемых ребенком самостоятельно) и уровнем потенциального развития (которого ребенок может достигнуть, решая задачи под руководством взрослого и в сотрудничестве со сверстниками).

Зона ближайшего развития – следствие становления высших психических функций, которые формируются сначала в совместной деятельности, в сотрудничестве с другими людьми, и постепенно становятся внутренними психическими процессами субъекта.

В зоне ближайшего развития решаются задачи, которые ребенок самостоятельно выполняет еще неуверенно и ему требуется помощь. Те задачи, которые дети делают сегодня с нашей помощью – завтра будут делать сами, это уже станет актуальным развитием. Иными словами, когда умение переходит в зону актуального развития, оно открывает для малыша новые возможности, поскольку освоенные действия являются опорой для дальнейшего развития. И наоборот.

Обучение может ориентироваться на уже пройденные циклы развития – это низший порог обучения, но оно может ориентироваться на еще не созревшие функции, на ЗБР, – это высший порог обучения; между этими порогами и находится оптимальный период обучения.

ЗБР дает представление о внутреннем состоянии, потенциальных возможностях развития ребенка и на этой основе позволяет дать обоснованный прогноз и практические рекомендации об оптимальных сроках обучения как для массы детей, так и для каждого отдельного ребенка.

В основу разрабатываемой в отечественной возрастной и педагогической психологии концепции о соотношении обучения и умственного развития ребенка легло положение о зонах актуального развития (ЗАР) и зоне ближайшего развития (ЗБР). Эти уровни психического развития были выделены Л.С. Выготским.

Л.С. Выготский показал, что реальное соотношение умственного развития к возможностям обучения может быть выявлено с помощью определения уровня актуального развития ребенка и его зоны ближайшего развития. Обучение, создавая последнюю, ведет за собой развитие; и только то обучение действенно, которое идет впереди развития.

Зона актуального развития – это психические функции, умения и навыки ребенка, которые уже сформировались, созрели, причем ребенок выполняет задачи, связанные с этими умениями и навыками без помощи взрослых.

Зона ближайшего развития –это расхождения между уровнем актуального развития (он определяется степенью трудности задач, решаемых ребенком самостоятельно) и уровнем потенциального развития (которого ребенок может достигнуть, решая задачи под руководством взрослого и в сотрудничестве со сверстниками).

Зона ближайшего развития – следствие становления высших психических функций, которые формируются сначала в совместной деятельности, в сотрудничестве с другими людьми, и постепенно становятся внутренними психическими процессами субъекта.




В зоне ближайшего развития решаются задачи, которые ребенок самостоятельно выполняет еще неуверенно и ему требуется помощь. Те задачи, которые дети делают сегодня с нашей помощью – завтра будут делать сами, это уже станет актуальным развитием. Иными словами, когда умение переходит в зону актуального развития, оно открывает для малыша новые возможности, поскольку освоенные действия являются опорой для дальнейшего развития. И наоборот.

Обучение может ориентироваться на уже пройденные циклы развития – это низший порог обучения, но оно может ориентироваться на еще не созревшие функции, на ЗБР, – это высший порог обучения; между этими порогами и находится оптимальный период обучения.

ЗБР дает представление о внутреннем состоянии, потенциальных возможностях развития ребенка и на этой основе позволяет дать обоснованный прогноз и практические рекомендации об оптимальных сроках обучения как для массы детей, так и для каждого отдельного ребенка.

Есть такие два важных понятия в развитии ребенка как: Зона актуального развития (ЗАР) и Зона ближайшего развития (ЗБР) -эти два понятия ввел в психологическую науку Лев Сергеевич Выгодский.

И это является одним из выдающихся открытий, которые используются в современной науке для индивидуализации и гуманизации обучения. Педагог призван стоять лицом к ребенку и основываясь на его актуальных умениях, развивать и обучать ребенка.

Зона актуального развития - это те навыки и умения, которые уже сформировались, созрели, ребенок выполняет задачи, связанные с этими навыками и умениями без помощи взрослых. Дети растут очень быстро и то что он не умел делать вчера, без помощи взрослых, сегодня он делает самостоятельно.

В зоне ближайшего развития решаются задачи, которые ребенок заинтересован выполнить, но пока не может без помощи взрослых. По другому говоря когда умение переходит в зону актуального развития, для ребенка открываются новые возможности.

Пример! Мама девочки и мама мальчика, мама девочки подсказывает и помогает, мама мальчика просто подняла его на стул.

В первом случае, мама помогает ребенку, но не выполняет за него задачу, а стимулирует его познавательную деятельность, позволяя ему достигнуть победы, самому! И это уже будет его личное достижение! А все что мы переживаем в сильном эмоциональном состоянии навсегда остается нашим личным занием. Во втором случае, ребенок приобретает знание. что мама это его путь к достижению цели, это в какой то мере, лишает его в будущем самостоятельности и тормозит его развитие

Иногда родители дарят детям игрушки чуть опережающие его развитие, т. е. они пока не попали в его зону ближайшего развития, но не стоит расстраивается, придет и для этого время.

Пример! Дорогая игра, расчитанная на более старший возраст, подаренная ребенку, у которого пока еще присутствует манипулятивная игра, скорее всего будет валяться в стороне, а ребенок увлечется яркой коробкой. И в этом возрасте малышу гораздо интереснее строить башни, например, из кубиков. Безусловно дарить игрушки чуть опережая возраст, возможно, и это, в какой то степени стимулирует ребенка к развитию. Но в этом случае, конечно, взрослый становится необходимым участником игры.

Итак, зона ближайшего развития – это то, что сегодня ребенок не умеет делать, но охотно делает с помощью взрослого. И наша задача сделать это его личным достижением.

Лев Семенович Выготский выделил 2 уровня развития ребенка:
Это уровни актуального и потенциального развития.
Предлагаю рассмотреть рисунок.

yrovni razvitia3

Уровни развития ребенка.
Маленький розовый кружок, в котором написано большими буквами САМ это то, какие задания ребенок умеет делать баз помощи взрослого, вполне самостоятельно, это уровень его актуального развития (УАР).

Характеризуется этот уровень обученностью — что ребенок уже умеет делать, воспитанностью- коммуникативные навыки, развитостью — насколько развиты психические функции (внимание, память, мышление, речь).

Поле, за пределами большого круга- это уровень его потенциального развития (УПР), т. е. туда он не может сам добраться, там он может оказаться только при непосредственном участии взрослого, во время взаимодействия с ним.

Зоной ближайшего развития (ЗБР) называется как раз тот промежуток между уровнем актуального развития и потенциального, именно в этом промежутке необходима помощь взрослого. Характеристика зоны ближайшего развития- это обучаемость ребенка, воспитуемость, развиваемость.

Достигая уровня потенциального развития со взрослым, уровень актуального развития увеличивается, т.е. уже больше заданий может выполнять ребенок самостоятельно. Справа розовым цветом закрашен уже большой круг, это увеличился уровень актуального развития, уровень потенциального развития соответственно увеличивается также. Пока ребенок растет, развивается, учится самостоятельно учиться, ему нужна помощь взрослого.

Родители, занимаясь со своим ребенком, сами того не замечая, используют феномен зоны ближайшего развития (ЗБР). Каждый ребенок самобытен. Саморазвитие дошкольника субъективно и протекает с разной скоростью и степенью продуктивности.

Главенствующую роль, влияющую на формирование психики и приобретение учебного опыта малыша, играет помощь взрослых. Часто родители и педагоги некорректно ставят перед ребенком задачи. Неверно поставленные задачи не позволяют, в силу своей простоты, продвигаться малышу в саморазвитии, а то и вовсе остаются за гранью детского понимания.

Для дальнейшего благополучного развития малыша важно грамотно обозначить зоны актуального и ближайшего развития.

Практическое применение

зона ближайшего развития (ЗБР)

Дети познают мир посредством наблюдения, подражания, присвоения опыта. Этот процесс связан со взаимодействием детей с окружающими их взрослыми и сверстниками, общением с ними, совместной деятельностью. Причем общение и взаимодействие играют значимую роль. Обучение человека успешнее и результативнее происходит в социуме, во взаимодействии с окружающими людьми.

Малыш при знакомстве с новыми понятиями, эмоциями, социальной ролью ничего не знает о них. Из этого следует, что все новое в жизни ребенка превалирует над уже имеющимися знаниями, умениями и возможностями. Этот путь от знакомого к незнакомому, от привычного к неизведанному малыш не в силах преодолеть в одиночку.

Сопоставление зон актуального и ближайшего развития похоже на процесс становления высших психических функций, которые также зависят от взаимодействия с окружающими. Первостепенно они представляют собой нечто внешнее в отношении человека, однако впоследствии перетекают на уровень процессов, и человек использует их так, словно эти свойства — врожденные. Изначально психический процесс относится к зоне ближайшего развития, в дальнейшем — переходит в зону актуального саморазвития.

Лев Семенович Выготский - Мышление и речь

Если говорить другими словами, считается нормой, когда психические процессы малыша идут всегда на шаг позади получаемых знаний. Дистанция между зонами актуального и ближайшего развития имеет важную значимость, которая влияет на развитие дошкольника. Без нее умственные процессы, которые проходят стадию формирования, с легкостью могут остаться в состоянии неиспользованного внутреннего потенциала.

Зона актуального развития – способность работать самостоятельно

зона ближнего развития

Согласно теории Л.С. Выготского, развитие малыша имеет двустороннюю направленность. Ребенок уже приобрел некоторые знания. Основываясь на них, попросите дошкольника выполнить новое поручение, и малыш самостоятельно выполнит его.

Зона актуального развития – это совокупность знаний и умений, которые существуют в настоящее время. Проще говоря, все то, с чем дошкольник благополучно справляется самостоятельно, без помощи со стороны взрослых. Данное определение впервые ввел сам исследователь, оно актуально и по сегодняшний день.

Главные принципы зоны актуального развития:

  • успешное усвоение ребенком полученной информации;
  • возможность малыша без участия взрослых выполнять задания в пределах актуального саморазвития;
  • самостоятельное решение поставленных задач.

Вначале такие занятия будут способствовать закреплению приобретенных знаний, но не более того. Со временем малышу наскучит однообразие поставленных задач и у него возникнет желание в совершенствовании своих умений, познании нового. Для дальнейшего развития целесообразно перейти к следующему этапу, где вновь понадобится помощь наставника.

Зона ближайшего развития в представлении Л.С. Выготского

педагог Л.С. Выготский


Вслед за успешным усвоением пройденного материала полученные дошкольником знания переходят на актуальный уровень саморазвития. Благодаря этому у малыша появляются возможности для проявления воображения, творчества, решения различных задач. Однако детское развитие по-прежнему ограничивается преградой. Для последующего продвижения малыш нуждается в новых познаниях. Умение усваивать новый, но взаимосвязанный с усвоенными знаниями материал является показателем скрытого потенциала дошкольника. Л.С. Выготский установил, что зона ближайшего развития (ЗБР) — это знания, навыки, умения, приобретенные ребенком при помощи взрослых.

Феномен зоны ближайшего развития заключается в готовности мозга к определенной деятельности. Однако без посторонней помощи достигнуть результатов не представляется возможным.

Выделение двух зон в развитии дошкольника по Выготскому было сродни революции в педагогической науке. Изначально для выявления уровня обучаемости в расчет брались лишь те навыки, которыми ребенок уже овладел, то есть зона актуального развития. Такое диагностирование не являлось полноценным. Для полной картины необходимо было определение дальнейших перспектив. Выдвинутая еще в 20 веке теория не утратила своей актуальности до настоящих дней.

Позиции общения

Из ранее изложенного следует, что дошкольник на разных этапах взросления в силах самостоятельно справится с некоторыми действиями – это характеризует зону его актуального саморазвития. Однако многое остается за гранью возможностей малыша. Это является показателем зоны его ближайшего развития.

К каждому ребенку необходим субъективный подход: одному достаточно небольшой подсказки, а другой нуждается в более содержательной помощи. Указанные примеры являются свидетельством существования различных по величине зон ближайшего развития.
Выделяют 5 позиций общения:

Использование теории зон развития

Теория зоны ближайшего развития Л.С. Выготского с практической точки зрения характеризуется следующим образом: действия, выполняемые ребенком с помощью взрослого, являются залогом его взросления в ближайшем будущем. И чем обширнее спектр совместной работы, тем больше вероятность раскрытия заложенного природой потенциала малыша.

Подобный симбиоз затрагивает все области саморазвития малыша. Родители, при выборе игр и заданий, должны основываться на интересах и предпочтениях своего ребенка, корректировать уровень сложности предоставляемого материала. Они должны строить свою линию поведения не с позиции строгого наставника, а с позиции помощника, сотрудника. Допустимы и даже обязательны шутки, игры, положительные эмоции.

Рассмотрим пример. Ребенок выучил алфавит, легко находит в тексте любую букву, однако ему не по силам прочесть даже самое короткое слово. Наступает время следующего этапа в обучении. Первоначально необходимо взять простое слово, состоящее из нескольких букв. Занятие должно проходить в игровой форме и быть интересным ребенку, в противном случае уже через некоторое время он забудет изученный материал. Постепенно нужно повышать уровень сложности задания. Впоследствии ребенок сможет составлять из слогов слова, читать их. Уже в дальнейшем можно предлагать прочесть небольшие предложения.

Что из теории Л.С. Выготского пригодится при занятиях с детьми

При проведении занятий стоит учитывать обе зоны развития. Целесообразно поинтересоваться программой, используемой в дошкольных учебных учреждениях и, опираясь на нее, строить свои занятия. Начинать урок нужно с повторения пройденного материала. Не стоит ругать и торопить ребенка, если у него возникают сложности с выполнением задания. Часто запоминание происходит неравномерно: вначале ребенок долго не может понять предложенный материал, затем резкий прорыв. Обучение должно проходить в соответствующем ритме.

Важное значение при занятиях с детьми играет похвала: покажите ребенку, как вы гордитесь его успехами. Умственная деятельность нуждается в тренировке. Дошкольника необходимо мотивировать к формированию новых навыков. В противном случае его саморазвитие остановится в пределах актуального. Однако не стоит завышать планку, предлагая более сложные задания, так как это может спровоцировать нервные расстройства и психические заболевания. Существует риск, что у ребенка пропадет интерес к получению новых знаний и самому процессу учебы.

Полезные советы для родителей

советы для родителей ЗБР

Нижеприведенные рекомендации помогут вам повлиять на изменения в зоне ближайшего развития ребенка.

  1. Определите уровень сформированности и размер зоны ближайшего развития ребенка.
  2. Расширяйте зону ближайшего развития до момента перехода приобретенных навыков и знаний в зону актуального развития.
  3. Будьте заинтересованы в процессе общения с малышом.
  4. В качестве обучающего может выступать даже другой ребенок, при условии, что знания учителя превышают уровень знаний обучаемого.
  5. Следует помнить, что эффект от обучения максимален, если оно совпало зоной ближайшего развития.
  6. Для формирования у детей самостоятельности не следует помогать выполнять те действия, которые входят в их зону актуального развития.
  7. Каждый ребенок развивается согласно личному темпу. Не сравнивайте детей со сверстниками, старайтесь делать акцент на качество усвоенных знаний.

Заключение

BAN-HEAD__ISSLEDOVANIYA

БЫСТРАЯ НАВИГАЦИЯ ►

Главная ► Общая информация ► Услуги ► Исследования ► Психологические исследования ► Исследование актуального уровня психологического развития детей старшего дошкольного возраста (5 – 6 лет)

В исследовании приняли участие 832 дошкольника. Из них 385 мальчиков (47%), 447 девочки (53%) и 434 родителя, в основном, матери.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Показатели результатов исследования уровня развития интеллектуальной, произвольной сфер и общего уровня актуального развития психических процессов дошкольников

Основная часть детей показала средний уровень интеллектуального развития.

Чуть меньше половины детей имеют средний уровень развития произвольной сферы, высокий уровень развития произвольности демонстрирует около четверти детей.

Детей с низким уровнем развития произвольной сферы почти треть.

Количество детей с высоким и средним уровнем развития произвольной сферы, примерно, одинаково. Небольшая часть детей показывает низкий уровень развития психических процессов.

По развитию психических процессов девочки

Гистограмма 1

Gistogramma_1

Уровень развития мотивационной сферы

Мотивационная сфера образована иерархической структурой мотивов, присущих индивиду. Мотивационная сфера дошкольника в данном обследовании интересует нас с точки зрения наличия или отсутствия у ребенка собственно учебных мотивов.

Таблица 1

Мотивы

Всего чел.

Социальные

Учебно - познавательные

Оценочные

Позиционные

Внешние

Игровые

У детей старших групп МДОУ чаще всего встречаются учебно – познавательные и социальные мотивы, что говорит о том, что на занятиях дошкольникам интересно, и они понимают значимость того, что делают.

Определение уровня психоэмоционального состояния детей старших групп

Гистограмма 2

Gistogramma_2

У большинства воспитанников ДОУ примерно на одинаковом уровне отмечено состояние адекватного мироощущения и психологического дискомфорта.

Почти четверть детей находится в состоянии психологического напряжения.

Около 5 % детей находится в состоянии срыва психологической адаптации.

Определение особенностей взаимоотношений детей старших групп со взрослыми и сверстниками.

Таблица 2

Количество учащихся, %

Отношения со взрослыми

Отношения со сверстниками

Всего

Мальчики

Девочки

Всего

Мальчики

Девочки

Негативное

1,1%

0,4%

Нейтральное

13,6%

7,3%

Позитивное

85,3%

92,3%

Наиболее значительную часть выборки составляют дети, демонстрирующие положительное отношение к взрослым и сверстникам.

Результаты изучения характера отношения родителей к детям в старших группах дошкольных образовательных учреждений

Гистограмма 3

Gistogramma_3

Преобладающим типом отношений родителей к детям является симбиотический тип отношения родителей к детям. Типы отношений, как инфантилизация и гиперсоциализация, примерно, на одинаковом уровне. Реже родители относятся к детям, используя такие типы отношений как социальная желательность и отвержение.

Результаты изучения самооценки детей.

Большинство детей старших группах показывают очень высокий и высокий уровень самооценки, что в дошкольном возрасте считается нормой Чаще всего дети переоценивают свою доброту, аккуратность, трудолюбие, общительность, честность.

ВЫВОДЫ

Почти все дети показывают высокий и средний уровень интеллектуального развития, что соответствует возрастной норме.

Большинство детей демонстрируют высокий и средний уровень развития произвольной сферы. Но около трети детей показывают низкие результаты, они будут испытывать трудности при восприятии

предлагаемого материала и выполнении поставленной задачи, трудности в овладении письмом.

Большая часть детей старших групп МДОУ показывает высокий и средний уровень актуального развития психических процессов.

У значительной части детей выявлены учебно-познавательные и социальные мотивы, что говорит о готовности большинства детей к замене игровой мотивации на учебную.

Отношение детей к сверстникам и взрослым в целом благоприятно. Большинство детей демонстрируют положительное отношение к взрослым и сверстникам.

Преобладающим типом отношения родителей к детям является симбиотический тип. Родитель ощущает себя с ребенком единым целым, стремится удовлетворить все потребности ребенка, оградить его от трудностей и неприятностей жизни. Родитель постоянно ощущает тревогу за ребенка. Это может в дальнейшем привести к негативным последствиям, ребенок не сможет решать самостоятельно возникающие проблемы и т.д.

Реже родители относятся к детям, используя такие типы отношений как социальная желательность. Это говорит о том, что родитель заинтересован в делах и планах ребенка, старается во всем ему помочь, высоко оценивает интеллектуальные и творческие способности ребенка, испытывает чувство гордости за него и отвержение. Именно этот тип отношения должен превалировать над остальными.

Еще реже встречается такой тип родительского отношения, как отвержение (родитель воспринимает своего ребенка плохим, неприспособленным, неудачливым, испытывает к ребенку злость, досаду, раздражение, обиду).

Большинство детей в старших группах показывают очень высокий и высокий уровень самооценки, что в дошкольном возрасте является нормой. Чаще всего дети переоценивают свою доброту, аккуратность, трудолюбие, общительность, честность.

Девочки показали более высокие результаты почти по всем исследуемым параметрам.

В целом, психологическое развитие большинства детей старшего дошкольного возраста соответствует возрастной норме

РЕКОМЕНДАЦИИ

Психологам ДОУ, исходя из полученных данных, разработать практические рекомендации по вопросам психического развития детей 5-6 лет и довести их до сведения взрослых участников образовательного процесса.

Провести углубленную диагностику детей, показавших низкие результаты по изучаемым параметрам.

Используя результаты данного исследования, психологам ДОУ рекомендуется разработать программы коррекционно – развивающей работы с детьми (индивидуально и в группе), направленные на коррекцию и развитие тех параметров, по которым были получены низкие результаты. По окончании занятий провести сравнительный анализ с целью выявления эффективности проведенной работы.

По результатам данного обследования психологам совместно со старшими воспитателями ДОУ рекомендуется разработать систему профилактической и просветительской работы с воспитателями, специалистами ДОУ и родителями , направленную на повышение родительской и психологической компетентности: ознакомление с возрастными и индивидуальными особенностями детей, с условиями, необходимыми для полноценного психического развития ребенка.

Читайте также: