Чем должны быть оборудованы классы в школе

Обновлено: 02.07.2024

от 3 сентября 2019 года N 465

____________________________________________________________________
Утратил силу с 7 ноября 2021 года на основании
приказа Минпросвещения России от 23 августа 2021 года N 590
____________________________________________________________________

В целях предоставления субсидий из федерального бюджета, включая предоставление субсидий за счет бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование расходов, возникающих при реализации государственных программ субъектов Российской Федерации, мероприятия которых направлены на создание новых мест в общеобразовательных организациях в соответствии с прогнозируемой потребностью и современными условиями обучения, на решение приоритетных задач по ликвидации сменности обучения, переводу обучающихся в общеобразовательных организациях (далее - обучающийся) из зданий, находящихся в аварийном состоянии, и зданий, требующих капитального ремонта, в рамках реализации мероприятий по содействию созданию в субъектах Российской Федерации (исходя из прогнозируемой потребности) новых мест в общеобразовательных организациях в рамках государственной программы Российской Федерации "Развитие образования", в соответствии с подпунктом "г" пункта 5 Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование расходов, возникающих при реализации государственных программ субъектов Российской Федерации, на реализацию мероприятий по содействию созданию в субъектах Российской Федерации (исходя из прогнозируемой потребности) новых мест в общеобразовательных организациях в рамках государственной программы Российской Федерации "Развитие образования", приведенных в приложении N 3 к государственной программе Российской Федерации "Развитие образования", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2017 г. N 1642 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2018, N 1, ст.375; 2019, N 5, ст.372),

перечень средств обучения и воспитания, необходимых для реализации образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования, соответствующих современным условиям обучения, необходимый при оснащении общеобразовательных организаций в целях реализации мероприятий по содействию созданию в субъектах Российской Федерации (исходя из прогнозируемой потребности) новых мест в общеобразовательных организациях (приложение N 1);

критерии формирования перечня средств обучения и воспитания, необходимых для реализации образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования, соответствующих современным условиям обучения, необходимого при оснащении общеобразовательных организаций в целях реализации мероприятий по содействию созданию в субъектах Российской Федерации (исходя из прогнозируемой потребности) новых мест в общеобразовательных организациях, и требования к функциональному оснащению (приложение N 2).

2. Определить норматив стоимости оснащения одного места обучающегося средствами обучения и воспитания, необходимыми для реализации образовательных программ в соответствии с уровнем общего образования, соответствующими современным условиям обучения, в размере 198 тыс. рублей.

в Министерстве юстиции

25 декабря 2019 года,

регистрационный N 56982

Приложение N 1

УТВЕРЖДЕН
приказом Министерства просвещения
Российской Федерации
от 3 сентября 2019 года N 465

Перечень средств обучения и воспитания, необходимых для реализации образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования, соответствующих современным условиям обучения, необходимый при оснащении общеобразовательных организаций в целях реализации мероприятий по содействию созданию в субъектах Российской Федерации (исходя из прогнозируемой потребности) новых мест в общеобразовательных организациях

ПЕРЕЧЕНЬ
средств обучения и воспитания, необходимых для реализации образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования, соответствующих современным условиям обучения, необходимый при оснащении общеобразовательных организаций в целях реализации мероприятий по содействию созданию в субъектах Российской Федерации (исходя из прогнозируемой потребности) новых мест в общеобразовательных организациях

Раздел 1. Комплекс оснащения общешкольных помещений

Основное оборудование

Специализированная мебель и системы хранения*

* Количество посадочных мест определяется мощностью школы, в первую очередь количеством учащихся начальных классов.

Места для сидения, отдыха и ожидания во входной зоне (диван модульный, кресло модульное/пуф, банкетка)

Стойка модульная ресепшн/охрана

Кресло администратора/службы охраны

Технические средства*

ЖК-панель с медиаплеером

Интерактивная стойка со встроенным планшетом

Дополнительное вариативное оборудование

Стойка для зарядки мобильных устройств

Источник бесперебойного питания

Система охраны здания и оповещения*

Основное оборудование

Видеокамера внутреннего наблюдения

Электронное табло (бегущая строка)

Электронная проходная через турникет

Преграждающие планки и стойки

АРМ оператора системы охраны и видеонаблюдения, лицензионное программное обеспечение

Дополнительное вариативное оборудование

Пособия наглядной экспозиции по охране зданий и оповещения

Подраздел 2. Гардероб

Специализированная мебель и системы хранения

Основное оборудование

Секция вешалок/крючков для одежды

Ячейки для хранения обуви

Скамейка для переодевания

Зеркало большое травмобезопасное

Подраздел 3. Библиотечно-информационный центр (с возможностью проведения онлайн-трансляций)

Основное оборудование

Специализированная мебель и системы хранения

Стол библиотекаря с ящиками для хранения/тумбой

Шкаф закрытый для хранения учебного оборудования

Шкаф для газет и журналов

Стол для выдачи пособий

Шкаф для читательских формуляров

Стол ученический для читального зала с регулируемой высотой

Стол ученический модульный регулируемый по высоте для коворкинга

Стул ученический поворотный регулируемый по высоте

Кресло для чтения/места для сидения в зоне релаксирующего чтения

Технические средства

Основное оборудование

Мобильная электронная библиотека

Компьютер библиотекаря с периферией (лицензионное программное обеспечение, образовательный контент, система защиты от вредоносной информации, автоматизированная информационно-библиотечная система (АИБС)

Дополнительное вариативное оборудование

Стойка для зарядки мобильных устройств

Оборудование для проведения онлайн-трансляций

Основное оборудование

Интерактивный программно-аппаратный комплекс мобильный или стационарный (интерактивная доска, проектор, крепление) с возможностью проведения онлайн-трансляций

Тележка-хранилище ноутбуков/планшетов с системой подзарядки в комплекте с ноутбуками/планшетами (лицензионное программное обеспечение, образовательный контент, система защиты от вредоносной информации) / Компьютер ученика (лицензионное программное обеспечение, образовательный контент, система защиты от вредоносной информации)

Наушники для прослушивания аудио и видеоматериалов

Дополнительное вариативное оборудование

Планшетный компьютер (лицензионное программное обеспечение, образовательный контент, система защиты от вредоносной информации) для коворкинга

Главная > Консультации > Омбудсмен > Как должны быть оснащены кабинеты, соответствующие современным условиям обучения?

Готовность образовательного учреждения к новому учебному году — одна из обязательных составляющих учебного процесса. Ежегодно каждая школа проходит проверку на предмет уровня готовности к тому, чтобы принять детей 1 сентября в школу. Готовность школы к учебному году включает в себя массу составляющих. Это и готовность пришкольной территории, и антитеррористическая готовность, готовность школьной столовой, и противопожарная готовность и, конечно, готовность учебных кабинетов и зала для проведения уроков физической культуры. Вот неполный список того, что должно быть к тому моменту, как дети переступят порог образовательного учреждения. Ежегодно проверки в школах осуществляются до 25 августа.

Если школа в ветхом состоянии или ее помещения непригодны для проведения учебных занятий, то дети не должны заниматься в таком здании. Данные вопросы решаются учредителем образовательной организации. Администрация школы также несет ответственность за создание нормальных условий труда для педагогов и нормальных условий обучения для учащихся.

Одним из основных параметров необходимых для успешного обучения являются готовность и уровень оснащения учебных классов, где дети и учителя проводят большую часть своей школьной жизни. Как в соответствии с современными условиями должны выглядеть классы в школе? Какие требования должны быть обязательно выполнены при комплектации кабинета в школе?

При рассмотрении данных вопросов необходимо ознакомиться с:

Помимо этих документов существует масса нормативных актов и гигиенических требований определяющих параметры, которым должны соответствовать и кабинеты в школе, и другие школьные помещения.

В кабинетах химии, физики, биологии должны быть оборудованы лаборантские. Кабинеты физики и химии должны быть оборудованы специальными демонстрационными столами. Для обеспечения лучшей видимости учебно-наглядных пособий демонстрационный стол устанавливается на подиуме. Ученические и демонстрационные столы должны иметь устойчивое к действию агрессивных химических веществ покрытие и защитные бортики по наружному краю стола.

Кабинет химии и лаборантская оборудуются вытяжными шкафами.

Допускается оборудование учебных помещений и кабинетов интерактивными досками, сенсорными экранами, информационными панелями и другими средствами отображения информации, отвечающими гигиеническим требованиям. При использовании интерактивной доски и проекционного экрана необходимо обеспечить равномерное ее освещение и отсутствие световых пятен повышенной яркости.

В помещениях начальных классов, лаборантских, учебных кабинетах (химия, физика, рисование, биология), мастерских, кабинетах домоводства, во всех помещениях медицинского назначения устанавливаются умывальные раковины.

В игровых комнатах мебель, игровое и спортивное оборудование должно соответствовать ростовым данным обучающихся. Мебель следует расставлять по периметру игровой комнаты, освобождая тем самым максимальную часть площади для подвижных игр.

При использовании мягкой мебели необходимо наличие съемных чехлов (не менее двух), с обязательной заменой их не реже 1 раза в месяц и по мере загрязнения. Для хранения игрушек и пособий устанавливают специальные шкафы.

Классные доски должны иметь лотки для задержания меловой пыли, хранения мела, тряпки, держателя для чертежных принадлежностей.

При использовании маркерной доски цвет маркера должен быть контрастным (черный, красный, коричневый, темные тона синего и зеленого).

Особые правила оснащения применяются для кабинетов трудового обучения

Это предмет, который связан с повышенным риском получения травм обучающимися, поэтому условия комплектования трудовых мастерских должны быть четко выполнены в соответствии с СанПиН.

«Мастерские для трудового обучения должны иметь площадь из расчета 6,0 м² на 1 рабочее место. Размещение в мастерских оборудования осуществляется с учетом создания благоприятных условий для зрительной работы и сохранения правильной рабочей позы.

Столярные мастерские оборудуются верстаками, расставленными либо под углом 45° к окну, либо в 3 ряда перпендикулярно светонесущей стене так, чтобы свет падал слева. Расстояние между верстаками должно быть не менее 0,8 м в передне-заднем направлении.

В слесарных мастерских допускается как левостороннее, так и правостороннее освещение с перпендикулярным расположением верстаков к светонесущей стене. Расстояние между рядами одноместных верстаков должно быть не менее 1,0 м, двухместных — 1,5 м. Тиски крепятся к верстакам на расстоянии 0,9 м между их осями. Слесарные верстаки должны быть оснащены предохранительной сеткой высотой 0,65-0,7 м.

Сверлильные, точильные и другие станки должны устанавливаться на специальном фундаменте и оборудоваться предохранительными сетками, стеклами и местным освещением.

Столярные и слесарные верстаки должны соответствовать росту обучающихся и оснащаться подставками для ног.

Размеры инструментов, используемые для столярных и слесарных работ, должны соответствовать возрасту и росту обучающихся (приложение 2 настоящих санитарных правил).

Особенности оснащения кабинета домоводства

Во вновь строящихся и реконструируемых зданиях общеобразовательных организаций в кабинетах домоводства необходимо предусмотреть наличие не менее двух помещений: для обучения навыкам приготовления пищи и для кройки и шитья.

В кабинете домоводства, используемого для обучения навыкам приготовления пищи, предусматривается установка двухгнездных моечных раковин с подводкой холодной и горячей воды со смесителем, не менее 2-х столов с гигиеническим покрытием, холодильника, электроплиты и шкафа для хранения посуды. Около моечных раковин должны быть предусмотрены разрешенные моечные средства для мытья столовой посуды.

Кабинет домоводства, используемый для кройки и шитья, оборудуется столами для черчения выкроек и раскроя, швейными машинами.

Швейные машины устанавливают вдоль окон для обеспечения левостороннего естественного освещения на рабочую поверхность швейной машинки или напротив окна для прямого (спереди) естественного освещения рабочей поверхности.

В существующих зданиях общеобразовательных организаций при наличии одного кабинета домоводства предусматривается отдельное место для размещения электроплиты, разделочных столов, мойки для посуды и умывальника.

И мастерские трудового обучения и кабинет домоводства, спортивные залы должны быть оснащены аптечками для оказания первой медицинской помощи.

Приказ содержит подробный перечень необходимого оборудования в зависимости от назначения класса. Например, перечень необходимого спортивного оборудования, включающий в себя и оборудование для спортивных игр, для занятий по легкой атлетике, волейболу, гимнастике, борьбе, шахмат, шашек и т. д. Оборудование кабинетов директора, административного состава, психолога также регламентировано данным приказом. В зависимости от реализуемых основных общеобразовательных программ функциональное оснащение предполагает наличие в общеобразовательной организации следующих комплексов:

  • комплекс оснащения общих и административных помещений общеобразовательных организаций;
  • комплекс оснащения классов начальной школы и предметных кабинетов;
  • комплекс оснащения помещений внеурочной деятельности.

В качестве примера можно привести требования к оборудованию кабинета начальной школы:

изображение

Приказ также содержит требования к оснащению кабинетов дополнительного образования. Интересными являются требования к оснащению кабинета проектно-исследовательской деятельности или кабинета робототехники.

изображение

Особым разделом идет оборудование кабинетов для детей с ОВЗ, которые нуждаются в создании специальных условий обучения.

изображение

Более подробно ознакомиться с необходимым оснащением кабинетов по различным предметам и по организации внеурочной деятельности можно изучив Приказ.

Не каждая школа может позволить себе оборудование кабинетов по последнему слову техники и в соответствии с последними требованиями к современному обучению. Но, очевидно, что чем больше в школе классов, которые оборудованы передовыми технологиями, тем больше возможностей для развития индивидуальных способностей детей.

СанПиН для школ — это санитарно-эпидемиологические нормы и правила, созданные для регулирования различных сторон школьного процесса. Цель СанПиН — сделать обучение и нахождение детей в школе комфортным, безопасным на всех этапах школьной жизни.

СанПиН для школьных образовательных учреждений 2020 с изменениями

Разработанные правила периодически изменяются и дополняются. В 2020 году руководителям образовательных учреждений нужно учесть ряд изменений, внесенных в документ.

Выполнение правил и условий, отображенных СанПиН для школьных образовательных учреждений, обязательно для всех школ. Каких сторон школьной жизни коснулся СанПиН (школа) 2.4.2.2821-10 с изменениями:

  • появились изменения в требованиях к помещениям и оборудованию;
  • изменения в требованиях к организации школьного питания;
  • к организации учебного процесса.

Требования к помещениям и оборудованию

Перечень внесенных изменений в требования СанПиН к школьным помещениям:

  • если школа состоит из отдельных строений, они должны быть сообщены между собой (эти переходы должны отапливаться); при этом требования к отапливаемым переходам между корпусами школы не отменяют рекомендаций СанПиН — посещение школы при низких температурах;
  • на школьной территории нужно предусматривать места для стоянки транспорта, перевозящего учеников. Пешеходная доступность школы по СанПиН в 2020 году — оптимальный пешеходный переход школьников до места сбора на остановке не должен превышать 500 метров (для сельских местностей — не больше 1 км);
  • запрещено устанавливать уличные туалеты для учеников; если нет централизованной канализации, нужно предусмотреть внутреннюю канализацию;
  • для малокомплектных заведений установлено минимально допустимое количество помещений;
  • спортивные залы, столовые, гардеробные нужно размещать на нижнем этаже; гардероб допускается размещать на цокольном этаже.

Требования СанПиН к школьной мебели в 2020

Нумеровка мебели Группа роста в метрах Цвет маркировки Высота над полом переднего края сиденья, мм Высота крышки края стола (обращенного к ученику) над полом, мм
1 1-1,150 Оранжевый 260 460
2 1,150-1,300 Фиолетовый 300 520
3 1,300-1,450 Желтый 340 580
4 1,450-1,600 Красный 380 640
5 1,600-1,750 Зеленый 420 700
6 Свыше 1,750 Голубой 460 760

Обновленные требования к школьной мебели по СанПиН 2020 прописывают, что мебель должна быть изготовлена из безопасных для здоровья детей материалов. Ее конструкция также должна быть безопасной, соответствовать возрасту школьников, их росту, быть эргономичной. Мебель нумеруют по группам (в зависимости от роста детей) и маркируют определенным для каждой группы цветом.

Требования к проходам между партами, расстояниям между ними не изменились. Высота школьной доски от пола по СанПиН остается также равной 700-900 мм (от пола до нижнего края доски). Но есть изменения:

  • классные доски должны быть темно-зеленых, темно-коричневых цветов и иметь антибликовое покрытие;
  • классы рекомендуется оснащать сенсорными экранами и интерактивными досками с обозначенными временными рамками, в течение которых рекомендуется заниматься с техникой, имеющей жидкокристаллический дисплей.

Требования к школьным столовым

Изменения, которые ввел новый СанПиН для школьных столовых в 2020:

  • столовая должна быть оборудована отдельным местом для работы с овощами;
  • должен быть участок приготовления горячей еды;
  • организована заготовочная зона;
  • отделен моечный сектор с разделом зон очистки наборов столовой и кухонной посуды;
  • должна быть кладовая для хранения продуктов и отдельная комната для хранения скоропортящихся продуктов;
  • в школе должен быть обеспечен свободный доступ к водоснабжению;
  • организация школы должна решить вопрос организации режима питья: установить питьевые фонтанчики или обеспечить учащихся бутилированной водой. Если используются установки с дозаторами для питьевой воды из емкостей, смена емкостей проводится не реже одного раза в две недели.

Требования к организации учебного процесса

Обновленные требования СанПиН к школьному расписанию в 2020 году рекомендуют в построении учебного процесса учитывать физическое состояние детей, зависящее от дня недели и времени суток:

Рассуждая о том, какая техника необходима для современной школы, первым делом упоминают персональные компьютеры. Это, безусловно, важная составляющая технического оснащения, но не единственная. Что же нужно приобрести в среднее учебное заведение для организации полноценного образовательного процесса?

Интерактивные доски

Традиционные меловые доски все чаще уступают позиции интерактивным панелям. Ведь, к примеру, на уроке биологии или географии обычную доску практически не используют – разве что прикрепляют к ней карты, таблицы, фотографии. Но весь этот наглядный материал можно продемонстрировать быстрее и проще – с помощью интерактивного оборудования. Также оно позволяет показывать видеоролики и фильмы – они оживляют уроки и делают их гораздо интереснее для учеников.

На фото – ученица выполняет задание на интерактивной доске

Современные школьники без проблем пользуются интерактивной доской с touch-эффектом

На занятиях по химии и физике такая техника дает возможность увидеть различные опыты, которые бывают довольно опасными для проведения непосредственно на занятии. А еще на интерактивную панель учитель может проецировать заранее приготовленные формулы, схемы, чертежи, варианты решения задач, что позволяет значительно экономить время урока.

Оснащение рабочих мест

Особую роль в современной школе играет компьютерная техника – моноблоки, ноутбуки, планшеты. Ими следует обеспечить как учителей, так и учащихся. Для педагогов такое оснащение удобно тем, что позволяет:

  • вести документацию в электронном виде, что существенно экономит время;
  • держать под рукой большие объемы нужной информации и множество наглядных пособий;
  • быстро находить необходимые сведения в интернете;
  • легко и просто рассылать школьникам учебные материалы, например, на e-mail или в мессенджер;
  • выводить презентации, схемы, фотографии, видеоролики и прочий материал либо на интерактивную доску, либо через проектор на большой экран, либо на индивидуальные планшеты/компьютеры учеников (при наличии такого оборудования в школе).

Компьютерная техника для учащихся позволяет легче усваивать учебный материал, во-первых, за счет наглядности. Во-вторых, благодаря возможности идти в своем темпе: подольше рассматривать схему или чертеж, не опасаясь, что ее уберут с доски, возвращаться к пройденному, если что-то осталось непонятным.

На фото – электронный планшет как разновидность техники для современной школы

Один планшет вместо десятка учебников – существенное снижение нагрузки на спину школьника

Сетевое оборудование

Если серьезно подходить к компьютеризации образовательного учреждения, то без создания сети не обойтись. Прежде всего, внутришкольной – она позволит связать оборудование учительское и ученическое: педагог сможет рассылать материалы, давать индивидуальные задания и быстро проверять их.

Также необходим выход во Всемирную сеть, чтобы скачать информацию, посмотреть ролики на обучающих каналах, отсутствующему на занятиях ученику приобщиться к уроку и т. п. А чтобы интернетом можно было пользоваться в любом кабинете, понадобится сетевое оборудование – роутеры, маршрутизаторы, беспроводные точки доступа и т. п.

Оснащение для актового зала

Актовый зал – важное место в учебном заведении, ведь там проводят и родительские собрания, и торжественные мероприятия, и лекции для нескольких классов сразу. Поэтому в данном помещении нужна хорошая звуковая и видеоотображающая аппаратура, а именно: акустические системы, сабвуферы, радиомикрофоны, проигрыватель, проектор, экран (светодиодный, плазменный, LCD).

На фото – микрофон как одна из разновидностей техники для современной школы

Микрофоны в актовом зале понадобятся и ораторам, и музыкантам

2007-2022 © ООО "Центр Ректор"
111394, Москва, ул. Перовская, д.65.

Тел/факс: (495) 789-46-84
Режим работы: пн-пт: с 9.30-18.00

111394, Москва, ул. Перовская, д.65
Режим работы: пн-пт: с 9.00-18.00

2007-2022 © ООО "Ректор"

ОГРН: 1197746122111

ИНН: 7720453705

КПП: 772001001

Юридический адрес: 111394, г. Москва, ул. Перовская, д.65, этаж 1, офис 112

Фактический адрес: 111394, г. Москва, ул. Перовская, д.65, этаж 1, офис 112

Генеральный директор: Родзевич Андрей Викторович, действующий на основании Устава

Читайте также: