Чем должен быть оснащен школьный автобус

Обновлено: 04.07.2024

1. Школьный автобус на основании Постановления Правительства РФ от 02.11.2015 N 1184 – это специализированное транспортное средство (автобус), соответствующее требованиям к транспортным средствам для перевозки детей, установленным законодательством о техническом регулировании, и принадлежащее на праве собственности или на ином законном основании дошкольной образовательной или общеобразовательной организации.

2. Школьный автобус предназначен для организованной перевозки детей к учебным заведениям, а также к местам проведения экскурсий, различных учебных и развлекательных мероприятий.

Транспортные средства (автобусы) для перевозки детей должны соответствовать общим требованиям безопасности к транспортным средствам категорий M2 и M3 с учетом требований настоящего пункта.

Ниже приводятся эти требования (основная их часть).

4.1. Автобус, максимальная конструктивная скорость которого превышает 60 км/ч, должен быть оборудован устройством ограничения скорости.

4.3. Кузов автобуса должен иметь окраску желтого цвета.

4.4. Автобус должен быть оснащен устройством, обеспечивающим автоматическую подачу звукового сигнала при движении задним ходом.

4.5. Элементы всех наружных устройств непрямого обзора, установленных на автобусе, должны иметь электрообогрев.

4.6. В автобусе должны быть предусмотрены только места для сиденья.

Сиденья, предназначенные для детей, должны быть обращены вперед по ходу автобуса.

4.7. Рабочее место водителя не должно иметь каких-либо глухих перегородок, отделяющих его от пассажирского помещения. Рабочее место водителя должно быть оборудовано:

— звуковым и световым сигналами о необходимости остановки, включаемыми с мест размещения детей;

— внутренней и наружной автомобильной громкоговорящей установкой.

4.8. В автобусе должны быть предусмотрены отсек в задней части и (или) полки над окнами или другие места для размещения ручной клади и (или) багажа, рассчитанные по норме не менее 0,1 м2 и не менее 20 дм3 на каждое место пассажира.

4.9. Для варианта конструкции автобуса, предназначенного, в том числе, для перевозки детей, имеющих нарушения опорно-двигательных функций, в автобусе должно быть предусмотрено специальное место для размещения не менее двух кресел-колясок в сложенном состоянии. Это место может быть совмещено с отсеком для размещения багажа.

Требования к водителю по стажу и дисциплине:

— управлять автобусом могут водители, не совершавшие в течение последнего года административных правонарушений в области дорожного движения, за которые предусмотрены административные наказания в виде лишения права управления транспортным средством либо административный арест.

6. Школьный автобус должен проходить техосмотр каждые 6 месяцев. Документом, подтверждающим прохождение техосмотра, является диагностическая карта. О правилах прохождения техосмотра автотранспорта (кто, где, когда) написано в статье техосмотр автомобилей. Автобус должен быть укомплектован двумя медицинскими аптечками, двумя противооткатными упорами, знаком аварийной остановки и двумя огнетушителями.

7. Путевая документация, медосмотр водителя и проверка технического состояния автобуса.

8. Школьный автобус может быть использован для перевозки детей не только своей школы, но и других детей при разовых заказах, то есть при несистематических перевозках. В этом случае перевозка детей должна производиться на основании договора фрахтования в виде заказа – наряда. Фрахтователем будет выступать или другая общеобразовательная школа, или спортивная школа или учреждение культуры. Фрахтовщик – школа, на балансе которой находится автобус.

Тема заказа автобуса для перевозки пассажиров, в том числе и детей, подробно изложена в этой статье.

9. Школьный автобус выпускается заводами промышленной группы ГАЗ.

Павловский автобусный завод выпускает школьную модель ПАЗ 32053 – 70 на 20 посадочных детских мест и 2 места для сопровождающих. Головной завод выпускает модель Вектор Next на 26 мест, включая одного сопровождающего. Курганский автобусный завод выпускает модель школьного автобуса КАВЗ 4238 — 45 на 32 посадочных места для детей и двух мест для сопровождающих. АО НЕФАЗ выпускает модель Бравис — 3297 на 22 посадочных места.

Использование школьного автобуса предназначено для перевозки детей в учебное заведение или к местам проведения экскурсий, мероприятий. В России изготовляются школьные автобусы на базе типовых автобусов. Они оснащены оборудованием для травм безопасности и дополнительных удобств школьников. Основные базовые модели, используемые в этих целях — школьный автобус паз. Требования к школьным автобусам, которые должны соответствовать ГОСТ: Автобус создается на базе автомобиля с высокой проходимостью. Автобус должен быть оснащен средством самовытаскивания и устройством радиосвязи. Предусматриваются места для размещения ручной клади с верхней одеждой и письменными принадлежностями. Детские сиденья снабжаются ремнями безопасности и обращаются по ходу движения.







На входе в автобус есть специальные поручни. Для вечернего времени боковая дверь дополнительно оборудована наружным светильником. Сиденья оборудованы ремнями безопасности. Около сидений в каждом ряду находится кнопка для связи с водителем. В кабине водителя установлено внутреннее громкоговорящее устройство и спец-сигнал. Для дополнительной безопасности детей школьные автобусы оборудованы специальным устройством, падающим звуковой сигнал при движении задним ходом. А также устройство не позволяющее тронуться с места при плохо закрытой или открытой двери. Ограничитель скорости стоит на 60 км/ч.

АВТОБУСЫ ДЛЯ ПЕРЕВОЗКИ ДЕТЕЙ

Технические требования и методы испытаний

Buses for carrying children. Technical requirements and test methods

Дата введения 2017-04-01

Цели, основные принципы и основной порядок проведения работ по межгосударственной стандартизации установлены ГОСТ 1.0-2015 "Межгосударственная система стандартизации. Основные положения" и ГОСТ 1.2-2015 "Межгосударственная система стандартизации. Стандарты межгосударственные, правила и рекомендации по межгосударственной стандартизации. Правила разработки, принятия, обновления и отмены"

Сведения о стандарте

1 РАЗРАБОТАН Федеральным государственным унитарным предприятием "Центральный ордена Трудового Красного Знамени научно-исследовательский автомобильный и автомоторный институт "НАМИ" (ФГУП "НАМИ")

2 ВНЕСЕН Межгосударственным техническим комитетом по стандартизации МТК 56 "Дорожный транспорт"

3 ПРИНЯТ Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации (протокол от 27 октября 2015 г. N 81-П)

За принятие проголосовали:

Краткое наименование страны по МК (ИСО 3166) 004-97

Сокращенное наименование национального органа по стандартизации

Минэкономики Республики Армения

Госстандарт Республики Беларусь

Госстандарт Республики Казахстан

4 Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 22 июня 2016 г. N 662-ст межгосударственный стандарт ГОСТ 33552-2015 введен в действие в качестве национального стандарта Российской Федерации с 1 апреля 2017 г.

5 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном информационном указателе "Национальные стандарты", а текст изменений и поправок - в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет

1 Область применения

Настоящий стандарт распространяется на специальные транспортные средства категорий М и М в соответствии со сводной резолюцией [1], предназначенные для перевозки детей в возрасте от 1,5 до 16 лет по автомобильным дорогам общего пользования (далее - автобусы).

Настоящий стандарт устанавливает общие технические требования к автобусам, в том числе требования, направленные на обеспечение безопасности, жизни и здоровья детей, к наличию и расположению надписей, опознавательных знаков, а также методы испытаний автобусов.

2 Технические требования

2.1 Общие положения

2.1.1 Автобусы должны соответствовать требованиям безопасности, предъявляемым к транспортным средствам категорий М и М с учетом требований настоящего стандарта.

2.1.2 Общие требования к конструкции автобусов - по правилам [2]-[4].

2.1.3 При определении массы автобусов следует принимать следующие ограничения по массе:

- взрослого пассажира - 75 кг;

- ручной клади - 5 кг на одного пассажира;

- перевозимого багажа - 5 кг на одного ребенка и 10 кг - на одного пассажира;

- кресла-коляски - 20 кг.

2.2 Общие требования

2.2.1 Автобусы, максимальная конструктивная скорость которых превышает 60 км/ч, должны быть оборудованы устройством ограничения скорости в соответствии с требованиями правил [5].

2.2.2 Спереди и сзади автобусов должны быть установлены опознавательные знаки "Перевозка детей" в соответствии с действующими в государствах - членах Таможенного союза Правилами дорожного движения

2.2.3 На наружных боковых сторонах кузова автобуса, а также спереди и сзади по оси симметрии автобуса должны быть нанесены контрастные надписи "ДЕТИ" прямыми прописными буквами высотой не менее 250 мм и толщиной не менее 1/10 их высоты. Надписи выполняют на русском языке и можно дублировать на государственном языке государства - члена Таможенного союза.

В непосредственной близости от указанных надписей (на расстоянии не менее 1/2 их высоты) не следует наносить какие-либо обозначения или надписи.

2.2.4 Кузов автобуса должен иметь окраску желтого цвета. Рекомендуемый оттенок желтого цвета - RAL1023 по каталогу цветов RAL Classik.

2.2.5 Автобусы должны быть оснащены устройством, обеспечивающим автоматическую подачу звукового сигнала при движении задним ходом.

2.2.6 В целях привлечения внимания участников дорожного движения к остановке автобуса для перевозки детей в верхней части передней и задней панелей кузова автобуса должны быть установлены дополнительные сигнальные устройства автожелтого цвета, соответствующие требованиям [6] и работающие совместно со штатной аварийной сигнализацией. Данные устройства должны срабатывать автоматически при открытии служебных дверей и продолжать работать до полного их закрытия.

2.2.7 Элементы всех наружных устройств непрямого обзора, установленных на автобусе, должны иметь электрообогрев.

2.2.8 Изготовителем автобусов должна быть предусмотрена периодичность осмотра, регулировок и технического обслуживания механизмов, узлов и деталей, определяющих безопасность эксплуатации автобуса (рулевое управление, тормозная система, шины, огнетушители, механизмы управления аварийными выходами и др.), уменьшенная вдвое по сравнению с автобусом, на базе которого изготовлен автобус, или не более 10000 км для автобусов, изготовленных на оригинальной базе. Соответствующее указание должно быть сделано в эксплуатационной документации на автобус.

2.3 Требования к планировке

2.3.1 В автобусах должны быть предусмотрены только места для сидения.

2.3.2 Сиденья, предназначенные для детей, должны быть обращены вперед по ходу автобуса.

2.3.3. В каждом поперечном ряду сидений, предназначенных для детей, должна быть предусмотрена сигнальная кнопка "Просьба об остановке".

Сигнальные кнопки должны быть установлены на внутренней боковине автобуса под нижней кромкой окна.

2.3.4 Рабочее место водителя не должно иметь глухих перегородок, отделяющих его от пассажирского помещения.

2.3.5 Рабочее место водителя должно быть оборудовано:

- звуковым и световым сигналами о необходимости остановки, включаемыми сигнальными кнопками с мест размещения детей;

- внутренней и наружной автомобильными громкоговорящими установками.

2.3.6 Водитель, находящийся на своем сиденье, должен иметь возможность контролировать процесс входа детей в автобус и выхода из него в зоне от уровня дороги до поверхности пола автобуса. Если непосредственная обзорность является недостаточной, то должны быть установлены устройства (система "видеокамера-монитор", система зеркал, другие оптические устройства), позволяющие осуществлять такой контроль.

2.3.7 При наличии форточек боковых окон пассажирского помещения их высота по отношению к общей высоте окна не должна превышать 25%. Форточки должны располагаться в верхней части окна.

2.3.8 В автобусах должен быть предусмотрен отсек в задней части и/или другие места для размещения ручной клади и/или багажа, рассчитанные по норме не менее 0,1 м и не менее 20 дм на каждое место пассажира.

2.3.9 Для варианта конструкции автобуса, предназначенного в том числе для перевозки детей, имеющих нарушения опорно-двигательных функций, должно быть предусмотрено специальное место для размещения не менее двух кресел-колясок (далее - КК) в сложенном состоянии. Это место может быть совмещено с отсеком для размещения багажа.

2.3.10 Багажный отсек должен быть оборудован устройствами, препятствующими смещению багажа и КК в сложенном состоянии при движении автобуса.

2.3.11 Перегородка багажного отсека должна выдерживать статическую нагрузку 200 Н на 100 кг массы багажа и/или КК. Конструкция багажного отсека должна исключать выпадение ранцев и КК при фронтальном столкновении и опрокидывании автобуса.

2.3.12 В пассажирском помещении автобусов при наличии полок для ручной клади над окнами ширина полок должна быть не менее 300 мм, а высота свободного пространства над ними - не менее 200 мм. Полки должны иметь наклон в направлении стенок автобусов, к которым они прилегают. Наклон, измеренный от горизонтальной поверхности, должен быть не менее 10°.

Конструкция полок должна исключать падение с них ручной клади при движении автобуса.

2.3.13 В автобусах должны быть предусмотрены места размещения не менее чем для двух медицинских аптечек первой помощи (автомобильных). Размер мест для аптечек - в соответствии с правилами [2]-[4].

2.4 Требования к сиденьям

2.4.1 Автобусы по усмотрению изготовителя можно комплектовать сиденьями для детей и/или сиденьями, предназначенными для размещения детских удерживающих устройств, которые могут быть оборудованы системой крепления детских удерживающих устройств ISOFIX. Размеры и расположение сидений показаны на рисунке 1.


Для сидений, расположенных в одном направлении, расстояние между передней поверхностью спинки сиденья и задней поверхностью спинки расположенного впереди сиденья, измеренное по горизонтали в интервале от горизонтальной плоскости, касательной к поверхности подушки сиденья, до горизонтальной плоскости, расположенной на высоте 550 мм над участком пола для ног сидящего ребенка Н, должно быть не менее 600 мм.

Для варианта конструкции автобуса, укомплектованного сиденьями, предназначенными для размещения детских удерживающих устройств, которые могут быть оборудованы системой крепления детских удерживающих устройств ISOFIX, расстояние между передней поверхностью спинки сиденья и задней поверхностью спинки расположенного впереди сиденья Н, должно быть не менее 750 мм.

2.4.2 Ширина подушки одноместного сиденья 2F должна быть не менее 320 мм.

Для варианта конструкции автобуса, укомплектованного сиденьями, предназначенными для размещения детских удерживающих устройств, которые могут быть оборудованы системой крепления детских удерживающих устройств ISOFIX, ширина подушки одноместного сиденья 2F должна быть не менее 450 мм, а высота спинки сиденья - не менее 750 мм, измеренной от несжатой подушки сиденья.

2.4.3 Ширина свободного пространства G одноместного сиденья, измеренная в каждую сторону от средней вертикальной плоскости места для сиденья по горизонтали вдоль спинки сиденья на высоте от 200 до 600 мм над несжатой подушкой сиденья, должна быть не менее 170 мм.

Для варианта конструкции автобуса, укомплектованного сиденьями, предназначенными для размещения детских удерживающих устройств, которые могут быть оборудованы системой крепления детских удерживающих устройств ISOFIX, ширина свободного пространства G должна быть не менее 250 мм.

2.4.4 Ширина подушки двух- и многоместных нераздельных сидений должна быть определена с учетом размеров F и G, указанных в 2.4.2 и 2.4.3.

2.4.5 Глубина подушки сиденья К должна быть не менее 350 мм.

Для варианта конструкции автобуса, укомплектованного сиденьями, предназначенными для размещения детских удерживающих устройств, которые могут быть оборудованы системой крепления детских удерживающих устройств ISOFIX, глубина подушки сиденья К должна быть не менее 400 мм.

2.4.6 Высота подушки сиденья в несжатом состоянии относительно уровня пола I, на котором расположены ноги сидящего ребенка, должна быть такой, чтобы высота горизонтальной плоскости, касательной к поверхности подушки сиденья, над этим участком составляла от 350 до 400 мм.

Для варианта конструкции автобуса, укомплектованного сиденьями, предназначенными для размещения детских удерживающих устройств, которые могут быть оборудованы системой крепления детских удерживающих устройств ISOFIX, высота подушки сиденья в несжатом состоянии относительно уровня пола I, должна составлять от 400 до 450 мм.

2.4.7 Сиденье, обращенное к перегородке, должно иметь свободное пространство перед ним в соответствии с требованиями правил [2]-[4], а перегородка должна соответствовать требованиям травмобезопасности, изложенным в правилах [7].


Школьный автобус – специализированный транспорт, используемый для перевозки детей к учебным заведениям, а также для поездок на экскурсии, развлекательные мероприятия, олимпиады и конкурсы. Он отличается от другой техники для перевозки пассажиров дополнительными средствами пассивной и активной безопасности.

История производства школьных автобусов

Первые автобусы, предназначенные для перевозки детей, внешне сильно отличались от современного транспорта. Крыша была не металлической, а брезентовой, а вместо удобных сидений стояли деревянные скамьи. В тридцатые годы прошлого века школьные автобусы начали приобретать привычный для нас вид, но их практичность, удобство и безопасность были далеки от необходимого уровня.

Для создания безопасных условий в пути был разработан единый документ, регламентирующий технические требования к этому специальному виду транспортных средств, – ГОСТ Р 51160-98. Норматив описывает технику, адаптированную для транспортировки детей в возрасте 6-16 лет.

Особенности школьных автобусов

Другие требования, предъявляемые к школьным автобусам, используемым для перевозки детей на разные расстояния:

  • Машина массой до 5 тонн должна быть не старше 10 лет.
  • Все сиденья оснащены ремнями безопасности, кнопками вызова и располагаются по ходу машины. Между пассажирами и водителем должна быть постоянная связь, которую обеспечивает исправная сигнализация.
  • Для сопровождающих устанавливаются сиденья около выхода – одно или два.
  • Наличие специальных отсеков для портфелей и сумок.
  • Первая ступень на входе должна находиться на высоте не более 25 см от поверхности дороги.
  • Лестница оснащена поручнями и подсветкой.
  • Наличие ограничителя скорости – 60 км/час.

Ответственность за техническое состояние транспорта несет учебное учреждение, на балансе которого он находится. Если технику нанимают, то ответственность лежит на компании-перевозчике.

Наиболее популярные виды школьных автобусов малого класса

В российских условиях востребована автобусная техника малого класса производства Павловского автобусного завода – ПАЗ-32053-70, ПАЗ-320570-04, ПАЗ-320370-08. Перед тем как выбрать школьный автобус, необходимо определиться с требуемым количеством мест и условиями эксплуатации.

ПАЗ-32053-70

ПАЗ-32053-70. Сидячих мест – 22, в числе которых – два, предназначенные для взрослых сопровождающих. В соответствии с последними требованиями, зеркала заднего обзора оснащены системами обогрева. Вентиляция обеспечивается форточками на боковых окнах и люками на крыше. Двигатель – бензиновый. Техника северного исполнения имеет утепленный салон с двойным остеклением окон. Норма экобезопасности – не ниже Евро-4.

ПАЗ-320570-04

ПАЗ-320570-04. Пассажирских мест – 23. Двигатель – дизельный ЯМЗ. В комплектации имеется предпусковой обогреватель Webasto, обеспечивающий простой запуск техники в зимних условиях. Сиденья мягкие, раздельные.

ПАЗ-320370-08

ПАЗ-320370-08. Мест – 21, одно из них предназначено для взрослого сопровождающего. Двигатель – бензиновый ЗМЗ. Норма экобезопасности – Евро-4. Прекрасно показал себя на дорогах с плохим покрытием.

Разновидности школьных автобусов среднего класса

ПАЗ-423470-04

ПАЗ-423470-04. Техника эксплуатируется в пригородных населенных пунктах. 31 пассажирское место, из них два – для взрослых сопровождающих. Мягкие пассажирские сиденья оснащены ремнями безопасности. Для обогрева салона используются дополнительные печи.


Автобусная школьная экскурсия — это не так просто, как кажется. Если для проведения мероприятия нужен автобус — придется свериться со списком требований, утвержденных Правилами организованной перевозки группы детей автобусами. Эти правила распространяются не только на школьные автобусы, которые развозят детей по домам, но и на любой детский выезд. У каждой поездки должен быть официальный организатор, который несет ответственность за соблюдение Правил. А строгие сотрудники ГИБДД могут проверить и привлечь нарушителей к ответственности.

"Организованная перевозка группы детей" - перевозка в автобусе, не относящемся к маршрутному транспортному средству, группы детей численностью 8 и более человек, осуществляемая без их родителей или иных законных представителей (ПДД)

Организатор поездки

Кому бы ни пришла в голову идея, заказать автобус и вывезти детей — родителям, которые придумали развлекательную программу на природе или учителю, у которого в плане внеурочной деятельности предусмотрена школьная экскурсия, — у выезда должен быть обозначен организатор — организация или компания, которая несет всю полноту ответственности за происходящее.

Как правило, за выезд класса в сопровождении классного руководителя, несет ответственность школа. Особенно, если это мероприятие предусмотрено планом внеурочной деятельности.

Если инициатором экскурсии выступил родительский комитет — может быть проще заказать автобусную экскурсию под ключ в туристической компании, которая выступит в качестве организатора поездки и будет нести ответственность за соблюдение мер безопасности.

Сопровождающее лицо (учитель или представитель туристической компании) должно состоять в трудовых отношениях с организацией, которая выступает организатором выезда.

Подготовка к выезду

Организатор поездки должен найти перевозчика, в распоряжении которого есть автобус и водитель, соответствующие требованиям для перевозки детей, и заключить с ним договор фрахтования. Также организатор поездки должен обеспечить нужное количество сопровождающих и подготовить необходимую документацию для перевозки.

Разберем все эти требования подробно.

Транспортное средство

Для осуществления организованной перевозки детей может использоваться автобус, которому не больше 10 лет с года выпуска.

Автобус должен быть оснащен:

Обязательно наличие карты диагностики или технического талона, подтверждающего исправность автобуса.

Требования к водителю

Водитель, осуществляющий подобную перевозку должен:

  • иметь непрерывный стаж работы в качестве водителя транспортного средства категории "D" не менее одного года на дату начала организованной перевозки группы детей
  • пройти предрейсовый инструктаж по безопасности перевозки детей
  • пройти предрейсовый медицинский осмотр
  • не не привлекаться к ответственности за административные правонарушения в области дорожного движения, за которые предусмотрено административное наказание в виде лишения права управления транспортным средством либо административный арест, в течение последнего года

Подготовка документации и согласование выезда

Уведомление об организованной перевозке подается лично директором школы (представителем по доверенности) или через обращение на сайте ГИБДД. В уведомлении нужно указать:

  • дату транспортировки;
  • сведения о компании, организовавшей поездку;
  • число несовершеннолетних пассажиров с указанием возраста;
  • маршрут передвижения с указанием пунктов следования;
  • ФИО сопровождающего лица;
  • марку транспортного средства и его госномер.

Если планируется применение 3 и более автобусов, организатор должен подать заявку на сопровождение колонны автобусов автомобилями ГИБДД.

Документы для экскурсии

Ниже список документов, которые должны быть подготовлены сопровождающими детской группы:

  • договор фрахтования (перевозки), подписанный транспортной компанией и заказчиком.
  • уведомление с подтверждением ГИБДД о вывозе детей с присвоенным идентификационным номером
  • список детей (с указанием ФИО и возраста каждого ребенка, номера контактного телефона родителей)
  • список назначенных сопровождающих (с указанием ФИО каждого сопровождающего, номера его контактного телефона), список работников организации, осуществляющей экскурсионное обслуживание (с указанием ФИО, номера его контактного телефона) - в случае их участия в выполнении программы маршрута
  • информация о водителях (ФИО, контакты, номера водительских удостоверений)
  • схема размещения детей в автобусе по местам – можно заполнить после того, как дети рассядутся, в пути ученики должны сидеть согласно своим местам и не меняться с одноклассниками
  • программа маршрута, включающая в себя: график движения с расчетным временем перевозки; места и время остановок для отдыха и экскурсий с указанием наименования гостиниц, либо реестрового номера туроператора, осуществляющего организацию перевозки
  • документ, содержащий сведения о медицинском работнике (фамилия, имя, отчество, должность), копия лицензии на осуществление медицинской деятельности или копия договора с медицинской организацией, имеющими соответствующую лицензию — если поездка занимает больше 12 часов
  • список продуктов в наборах пищевых продуктов (сухих пайков, бутилированной воды) из ассортимента, установленного Роспотребнадзором — если поездка длится более 3 часов

Перечисленные документы о каждой поездке должны храниться в течение 3 лет, после выезда.

Также у сопровождающего может быть при себе приказ директора школы об организации экскурсии, согласие родителей на транспортировку детей.

Сотрудник ГИБДД может остановить автобус и проверить наличие документов и соблюдение требований к перевозке детей.

Требования к сопровождающим

На каждые 25 человек должно приходиться 2 сопровождающих.

На один автобус предполагается количество сопровождающих по количеству дверей транспортного средства. Один из них назначается ответственным за весь процесс (руководителем).

Сопровождающие должны следить за выполнением правил посадки детей в автобус. В том числе, во время посадки и высадки у каждой двери должно находиться по одному сопровождающему, чтобы контролировать, что дети не выбегут на дорогу.

У сопровождающих должно быть педагогическое или психологическое образование. Учитель должен уметь оказывать первую медицинскую помощь.

Если поездка занимает более 12 часов в автобусе должен находиться медицинский работник с подтверждающими это документами.

Запрещено перевозить в автобусе лиц, которые отсутствуют в списке. Экскурсовод допускается в автобус только, если него имеется при себе документ, подтверждающий трудовые отношения с организацией, осуществляющей экскурсионное обслуживание.

Требования к передвижению

До начала движения автобуса руководитель может вносить изменения в список детей.

Запрещено перевозить маленьких детей до 7 лет, если поездка протекает более 4 часов. Правила организованной перевозки детей не распространяются на транспортировку детей в присутствии их родителей, которые не входят в сопровождение группы.

Сажать детей в автобус и высаживать из него можно только в специально отведенных для этого местах.

Скорость автобуса не должна превышать 60 км/ч.

Если в пути возникает происшествие, руководитель имеет право отменить экскурсию или изменить маршрут.

Поездка должна осуществляться с 6.00 до 23-00. Для ночных выездов требуется специальное разрешение. После 23-00 можно перевозить детей в сторону вокзалов, аэропортов, а также завершать маршрут, если это время указано в графике движения. При этом после 23 часов расстояние перевозки не должно превышать 100 километров.

Читайте также: