Чем было вызвано создание штрафных батальонов летом 1942 кратко

Обновлено: 30.06.2024

Во фронтовых условиях, особенно в первые месяцы Второй мировой, в Красной Армии самым распространенным наказанием за дезертирство, трусость во время боя был расстрел перед строем. Со временем у этого сурового метода воздействия на войсковую дисциплину появилась альтернатива – штрафные батальоны. В этих подразделениях, по подсчетам историков, за время Великой Отечественной войны перебывало до полумиллиона красноармейцев.

Паникеров – к стенке

Немцы создали штрафбаты раньше нас

Ситуация на фронтах тем временем менялась, и к лету 1942 года, когда фашисты рвались в глубь страны, а боевой дух подразделений Красной Армии стремительно падал, потребовалось введение принципиально новой меры наказания за проявление упаднических настроений, среди которых трусость была едва ли не основным. Создание штрафных батальонов, по мнению верховного командования Красной Армии, должно было существенно повысить воинскую дисциплину в действующих соединениях.

Собственно, идея формирования штрафбатов в русской армии принадлежит не верховному военному руководству советской Красной Армии – такие части были еще в период Первой мировой. Правда, к моменту их образования русская армия оказалась уже настолько деморализованной, что в боях штрафбаты поучаствовать не успели. В гражданскую войну в РККА также существовали штрафные батальоны, состоявшие из дезертиров.

В штрафбаты, в частности, направлялись военнослужащие, проявившие в боевой обстановке малодушие, трусость, ставшие дезертирами. За весь период Великой Отечественной войны в Красной Армии были сформированы свыше 60 штрафбатов и более тысячи штрафных рот.

За что же можно было попасть в штрафбат или штрафроту? Отстал от части, потерял пакет с секретными документами, пьяная драка, да и просто пьянство. Перечень причин попадания достаточно широк, в отдельных случаях это могла быть просто неприязнь со стороны жены командира или домогательство до медсестер. Но если для одних штрафные части были наказанием, то для других своеобразным чистилищем, через которое следовало пройти для восстановления своих прав. В штрафные роты дозволялось брать по собственному желанию лиц, осужденных за нетяжкие и средней тяжести общеуголовные преступления, туда же могли направляться уже находящиеся в местах лишения свободы передовики и те, кто своим примерным поведением заслужили расположение администрации лагеря. Однако осужденные за тяжкие преступления, рецидивисты (в том числе воры в законе) и политические получить подобный шанс не могли.

Направлялись штрафники в свои подразделения на строго определенный срок, от одного до трех месяцев. Основанием для досрочного освобождения могло стать среднее или тяжелое ранение, а также храбрость, проявленная в боях. Однако даже три месяца, то есть максимальный срок – это целая жизнь, поскольку находящиеся на самых трудных участках фронта штрафники в среднем теряли каждый месяц свыше половины личного состава, что значительно превышало потери обычных частей.

Командование фронтов и армий понимало, что на штрафников ложилось выполнение отдельных трудных задач, поэтому вопросы снабжения и доставки оружия и боеприпасов старались решать как можно быстрее.

Впервые в годы Великой Отечественной войны контрольно-заградительные отряды были сформированы после выхода 27 июня 1941 года директивы наркомата обороны №35523. В их задачу входило патрулирование лесов, дорог и железнодорожных узлов для отлова дезертиров и подозрительного элемента. Подчинялись они особым отделам НКВД, занимались проверкой военнослужащих, пересекающих линию фронта поодиночке или группами для выявления шпионов. С начала войны до октября 1941 года заградотрядами было задержано свыше 650 тысяч человек , из них арестовано 25878. Военными трибуналами 10201 человек был приговорен к расстрелу. В конце 1941-начале 1942 года после образования устойчивой линии фронта заградотряды были расформированы.

Второе рождение заградотрядов произошло после приказа №227, поскольку линия фронта вновь стала двигаться на Восток и для стабилизации положения Ставка готова была пойти на самые крайние меры. Вот что говорил приказ о заградительных отрядах:

Подчинялись они непосредственно армиям, а не НКВД, и их деятельность по борьбе с паникерством и беспорядочными отступлениями распространялась не только на штрафные подразделения, а не все части, находящиеся на фронте. И заградотряды действительно расстреливали уличенных в дезертирстве, однако большую часть задержанных военнослужащих направляли в их же части.

Всего за время войны в штрафных подразделениях было направлено 427910 человек , что составило всего 1,24% от общего числа военнослужащих, сражавшихся в годы Великой Отечественной войны. Но стоит учитывать, что штрафники чаще всего бились на самых сложных участках фронта. Многим удалось искупить кровью или подвигом свою вину, но еще больше было тех, кто навсегда остался лежать в братских могилах на огромном протяжении от Волги до Шпрее.

Зинкевич Ольга Петровна

Всё это время ветераны-штрафники не имели права распространяться о своем фронтовом прошлом. И совсем недавно бывшие штрафники получили возможность публиковать свои воспоминания, не опасаясь пострадать от режима.

Вместе с тем, всплеск интереса к истории штрафных частей и в то же время не изученность темы способствовали формированию легенд о штрафных подразделениях. Информация об этой стороне войны чаще преподносится с негативным эмоциональным окрасом, что является неуважением по отношению к ветеранам, служившим в штрафных частях.

Попытки вторгнуться в эту область истории людей, не варившихся в адовых котлах, какими были штрафные офицерские батальоны, создают неправильные представления о штрафбатах, занимающих в той истории именно свое место, сыгравших свою (именно свою!) роль.

Современные исследователи сегодня располагают источниками, которые могут помочь восстановить относительно объективную картину участия штрафных частей в войне. Уважение к тем, кто сражался в таких подразделениях, является важным моральным долгом нынешних поколений, которые должны знать историю такой, какой она была.

Целью моего исследования является изучение событийной картины формирования и участия в Великой Отечественной войне штрафных подразделений Советской армии, а также развенчание мифов о штрафных батальонах и создание реальной картины существования этих подразделений .

Основная часть. Штрафные батальоны Великой Отечественной войны.

Штрафные подразделения в нашей армии начали формироваться после выхода приказа №227.

К началу июля 1942 года военное положение Советского Союза было тяжелым. Немецкие войска захватили Крым, Кубань, практически вышли к Волге, проникли на Северный Кавказ. Все эти факторы послужили толчком к созданию знаменитого сталинского Приказа №227 «Ни шагу

Вот что мы в нем читаем:

Враг бросает на фронт все новые силы и, не считаясь с большими для него потерями, лезет вперед, рвется вглубь Советского Союза, захватывает новые районы, опустошает и разоряет наши города и села, насилует, грабит и убивает советское население. Бои идут в районе Воронежа, на Дону, на юге у ворот Северного Кавказа. Немецкие оккупанты рвутся к Сталинграду.

Из этого следует, что пора кончить отступление. Ни шагу назад! Таким теперь должен быть наш главный призыв. Надо упорно, до последней капли крови защищать каждую позицию, каждый метр советской территории, цепляться за каждый клочок советской земли и отстаивать его до последней возможности.

а) безусловно ликвидировать отступательные настроения в войсках и железной рукой пресекать пропаганду о том, что мы можем и должны якобы отступать и дальше на восток, что от такого отступления не будет якобы вреда;

в) сформировать в пределах фронта от 1 до 3 (смотря по обстановке) штрафных батальонов (по 800 человек), куда направлять средних и старших командиров и соответствующих политработников всех родов войск, провинившихся в нарушении дисциплины по трусости или неустойчивости, и поставить их на более трудные участки фронта, чтобы дать им возможность искупить кровью свои преступления против Родины.

В приказе шла речь о проблеме дисциплины и морального разложения в войсках, в частности о такой категории солдат как паникеры.

Этим объясняется создание штрафных батальонов в армии.

Штрафной батальон (штрафбат) — штрафное подразделение в ранге батальона.

Приказ №227 был зачитан во всех видах войск Советской Армии.

Формирование штрафных батальонов

Из кого же формировались штрафные батальоны?

В Красной Армии туда направились военнослужащие офицерского состава всех родов войск, осужденные за воинские или общеуголовные преступления. Основанием для направления военнослужащего в штрафное воинское подразделение служил приговор суда за совершение воинского или общеуголовного преступления (за исключением преступления, по которому как мера наказания была предусмотрена смертная казнь).

Штрафные батальоны предназначались для командиров и политработников старшего и среднего звена. Командиры и комиссары батальонов и полков могли быть направлены в штрафбат не иначе, как по приговору военного трибунала фронта, остальные — просто по приказу командования армии или даже дивизии. В штрафные роты посылались рядовые красноармейцы и младшие командиры согласно полковому приказу без каких-либо трибуналов.

Командный состав штрафных подразделений назначался из числа волевых и самых опытных командиров и политработников. Командиры получали неограниченную власть над своими подчиненными. Например, командир штрафбата имел среди своих бойцов власть командира дивизии и мог каждого из них расстрелять на месте за наименьшую провинность или непослушание.

В качестве альтернативной меры наказания допускалось направление в штрафные роты гражданских лиц, осужденных судом и по приговору суда за совершение нетяжких и средней тяжести общеуголовного преступления. Лица, осужденные за тяжкие и государственные преступления отбывали наказания в местах лишения свободы.

В последнее время в прессе, в литературе распространилось мнение о том, что в штрафные батальоны направлялись лица, отбывающие наказание за тяжкие уголовные преступления. Данное утверждение не имеет под собой ни какой основы, в виду того, что, в соответствии с действующими на тот момент нормативно-правовыми актами, регулирующими порядок направления в штрафные части, комплектование указанных частей данной категорией лиц было не предусмотрено. Аналогичным образом не могли быть направлены в штрафные батальоны отбывающие наказание "воры в законе"

За что же попадали в штрафбат?

Вот что вспоминает майор в отставке Амосов:

Рядовой штрафбата Алексей Дубинин рассказывает:

Где использовались штрафбатальоны?

Штрафные батальоны в боях использовались, как правило, в составе дивизий и полков на наиболее укрепленных участках обороны немцев. Выполняли они и самостоятельные задачи: занимали господствующие высоты для улучшения позиций обороны, контратаковали вклинившегося в нашу оборону противника, вели разведку боем – прорывали вражескую оборону. Батальон в полном составе использовался редко

Капитан в отставке Гудошников вот что рассказывает о боях его батальона:

Штрафные батальоны – это подразделения прорыва, которые осуществляли штурм обороны противника на самых горячих участках фронта, среднемесячные потери в штрафных ротах в 3-6 раз превышали потери в обычных стрелковых подразделениях.

Тяжелая жизнь штрафников заставляла их сплачиваться, чтобы выжить во время боя. Как свидетельствуют очевидцы, нередко получив ранение, а, следовательно, и прощение, штрафники оставались сражаться до тех пор, пока подразделение не выполнит поставленную задачу командования.

Отношение к штрафным батальонам у обычных пехотных частей было положительным тогда, как контакта штрафников с обычными пехотными частями не допускалось в перерыве между боями ровно, как и отношений с мирным населением. Однако общая цель, стремление сражаться за свободу своей родины объединяли солдат и офицеров Советской армии, в не зависимости от того, в каких подразделениях они служили.

Отношение офицеров и штрафбатовцев

И все-таки каким было отношение офицеров к штрафникам?

«Как обращались с личным составом? Так, как положено обращаться с человеком, живущим рядом. Об этом еще при моем назначении говорил мне командарм генерал Пухов.

Заградительные отряды задерживали дезертиров и подозрительный элемент в тылу фронта, останавливали отступающие войска. В критической ситуации они нередко сами вступали в бой с немцами, а когда военная обстановка изменилась в нашу пользу, стали выполнять функции комендантских рот.

Выполняя свои прямые задачи, заградотряд мог открыть огонь над головами бегущих подразделений или расстрелять трусов и паникёров перед строем – но непременно в индивидуальном порядке. Однако никому из исследователей пока ещё не удалось найти в архивах ни одного факта, который подтверждал бы, что заградительные отряды стреляли на поражение по своим войскам.

Награждали штрафников не щедро. Перед форсированием Одера один сержант из соседнего батальона сходил на лодке в разведку и вернулся - представили к званию Героя. Наши штрафники на тяжелых, из непросохшего дерева, лодках под градом огня перебрались на вражеский берег. Малыми силами, с боем захватили плацдарм, удерживали его из последних сил, а награжден был только один командир роты. Да по его настоянию один штрафник, бывший летчик, капитан Смешной, за беспримерный подвиг был представлен к награде. Посмертно. Но состоялось ли это награждение? Не знаю.

Абсолютное большинство штрафников, несмотря на удары судьбы, сохранили человеческое чувство воинской дружбы и выручки, истинное чувство преданности Родине. Сколько было случаев, когда в напряженнейших условиях смывшие своей кровью вину, какая бы она ни была, не покидали поле боя. Я считаю это героизмом. А те, кто врукопашную шел и саперной лопаткой крушил головы ненавистных фрицев, - разве это не героизм?

Как происходила реабилитация воинов?

Вот что рассказывает об этом капитан в отставке Гудошников:

Шла реабилитация только тех штрафников, которые искупили свою вину непосредственно в бою. Не было ни одного случая, чтобы реабилитировали тех, кто не участвовал в боях.

Майор Амосов вспоминает: С восстановлением прав не затянули. Уже в медсанбате при заполнении медицинской карты мне указали прежнее воинское звание – лейтенант и ту часть, из которой я прибыл в штрафбат.

Штрафные батальоны оставались в действии вплоть до капитуляции Германии.

Воспоминания солдат и офицеров штрафных подразделений являются важнейшими историческими источниками, работая с которыми можно подготовить научное исследование, в результате которого можно прийти к следующим выводам:.

События, развернувшиеся летом 1942 года, катастрофически сказывались на обороноспособности СССР, что требовало решительных мер со стороны советского командования. Приказ №227 явился той решительной мерой, которая остановила отступление советских войск. Также приказ №227 определил создание штрафных подразделений – особых воинских частей, состоящих из провинившихся солдат и офицеров Красной Армии.

Во время боя штрафники выполняли свои боевые задачи с честью, и всегда с большими потерями. Штрафные роты и батальоны бросали на самые тяжелые участки фронта, но не заградительные отряды, а боевой дух солдат и офицеров обеспечивал их непростые, малозаметные и, вместе с тем, очень важные победы. Однако очевиден и тот факт, что отношение высшего командования к штрафным подразделениям нередко было крайне негативным, и общество вынуждено было разделять их мнение. Тем не менее, это касается не всего советского командования.

Таким образом, открывшиеся исторические факты обязывают нас пересматривать свое отношение к роли, забытых после победы штрафных частей в Великой Отечественной войне, отдавая дань уважения к не получавшим наград и не знавшим почестей ветеранам штрафных рот и батальонов Советской армии.

Штрафные части в Красной Армии в период Великой Отечественной войны появились в конце июля 1942 года. Штрафные батальоны формировались из офицеров, попавших в окружение, либо побывавших в плену, в отличие от штрафных рот, в которые отправляли нарушителей воинской дисциплины, расхитителей имущества, а также людей, виновных в совершении преступлений малой тяжести.

История штрафных частей

За пять военных лет в штрафных частях побывало около полумиллиона военнослужащих. В среднем за месяц службы в таких подразделениях гибло до 80% личного состава. По сравнению с обычными армейскими частями, по словам эксперта, доктора исторических наук Даниила Родионова, потери были в три-шесть раз больше. Штрафников использовали на самых сложных заданиях, отправляя, в том числе, на разведку боем. Им вменялось прорывать оборону противника, отвлекая силы на себя, занимать и удерживать стратегические высоты и плацдармы, вести бои, прикрывая отход войсковых частей на другие позиции.

Штрафники стали особой категорией военных, которым нечего было терять. Переводя проштрафившегося военнослужащего в штрафные части, приговор суда откладывали, давая человеку возможность искупить вину. При этом зачастую штрафбаты и штрафроты бросали на погибель, контролируя исполнение заданий заградительными войсками, имевшими право расстреливать на месте за дезертирство и неподчинение командам.
Шансов выжить у смертников было мало, зато если это удавалось, они полностью восстанавливали свои права.

В первых рядах воинов, форсировавших Днепр, были штрафники. В статьях историка Виктора Короля, посвященных истории штрафных соединений, описывается, как солдаты штрафбата под шквальным огнем противника переплывали реку на подручных средствах – бревнах, досках, связках камыша. Множество бойцов утонуло, но Киев был взят.

Требовательный, но справедливый…

Читайте также: